X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

Эссе

«РОЛЬ РЕЛИГИИ В КОНФЛИКТЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

1.     Введение.

2.     Основная часть

2.1.Понятиеконфликта

2.2.Оценкаконфликта с точки зрения социальной науки и различных вероисповеданий.

         

     3. Заключение

     4. Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конституция определяет Российскую Федерацию как светскоегосударство. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания,включая право исследовать индивидуально или совместно с другими любую религиюили не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространятьрелигиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». (1).Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и орелигиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо ототношения к религии и убеждений». (2)Основными религиями в России являютсяхристианство, а также ислам, иудаизм и буддизм. Кроме того, существуютразличные этнические религии (неоязычество, тенгрианство) и новые религиозныедвижения. В данном эссе будут рассмотрены основные вышеназванные четыре религиис точки зрения различных религиозных взглядов на конфликт.

 

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА

 

В словаре  Ожегова С.И. «Толковый словарь русского языка» слово«конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор»(3). Воснове любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позициисторон по какому-либо вопросу, либо противоположные цели или средства ихдостижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний,влечений оппонентов и т.п. Главную роль в возникновении конфликтов играют такназываемые конфликтогены. Конфликтогены это слова, действие (бездействие),могущие привести к конфликту. Большинство конфликтогенов можно отнести к одномуиз 4 типов: 1. Стремление к превосходству; 2) Проявление агрессивности; 3)Проявление эгоизма; 4) Неблагоприятное стечение обстоятельств. Конфликт имеетопределенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается изавершается. Начало конфликта может быть зафиксировано в виде первых актовпротиводействия участников. Под эскалацией конфликта понимается прогрессирующеево времени развитие конфликта, обострение противоборства. Окончание конфликтаэто прекращение действий, направленных друг против друга. (4)

 

 

 

 

 

 

(1)Конституция РФ; (2) Федеральный закон от 26 сентября 1997 года№125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».(3) Словарь русскогоязыка. Ожегов С.И.(4) Общая теория конфликта. Лектор Краснопеев Д.В.

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

Оценка конфликта с точки зрения социальной науки и различныхвероисповеданий

 

     Для разрешения конфликта важным условием успеха являетсяготовность каждой стороны брать на себя ответственность за возникший конфликт,исправлять свои ошибки. Решение следует считать успешным, если в результатевыигрывает высший смысл мироиздания, высший непреложный закон существованиячеловека, как феномена и человечества в целом. Проигрышем следует считатьрешение, достигнутое насилием с, недобровольным ущербом одной из сторон, без искреннегопереосмысления своей неправды и раскаяния.

Теориясоциального конфликта возникла в социологии в 50-60-ые годы 20 века в работахЛ.Козера, Р.Дарендорфа, Р.Миллса, К.Болдинга и др. Наиболее полно теориясоциального конфликта отразилась в работах американского социолога Л.Козера«Функции социальных конфликтов» и немецко-британского социолога Р.Дарендорфа«Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе». Они рассматриваликонфликт как позитивный фактор, способствующий социальным переменам. «Чтобыпозитивно разрешить конфликт, по мнению Дарендорфа, необходимо учитывать триобстоятельства: 1. Ценностные предпосылки:: каждая сторона должна признаватьинтересы оппонента; 2. Степень организации конфликтующих сторон: чем большеорганизованны участники конфликта, тем легче они достигнут договоренности; 3.Принятие правил игры: конфликтующие стороны должны принимать установленныеправила, выполнять взятые на себя обязательства»(5). Таким образом, конфликт в20-м веке ни у кого не возникало сомнений в том, что это явление присуще всемуобществу и носит социальный характер. Противоречивость оценок конфликта всоциальной сфере также характерна и в религиозных верованиях. Например, вхристианстве отношение к конфликтам противоречиво, а в некоторых аспектах вовсенеразрешимо. В частности, противоречивое отношение к насилию содержат книгиВетхого и Нового Заветов. С одной стороны, проповедуется  ненасилие (подставьвторую щеку), с другой в книге «Исход» есть определение Бога как «мужа брани».Воззвание же к богу приносит победу в сражениях. По поводу конфликтов вхристианской церкви католический теолог Фома Аквинский писал: «Что касаетсяцеркви, она исполнена милосердия и стремится обратить заблуждающихся; оттогоона не тотчас осуждает, но после первого и второго увещевания, как учитапостол. Если же еретик и после этого продолжает упорствовать, церковь ненадеясь нас его обращение, заботится о спасении

 

 

(5) Статья «Теория социального конфликта Л.Козера иР.Дарендорфа. Функции конфликта по Л.Козеру. Конфликтная модель обществаР.Дарендорфа». (zaochnik.com).

 

 

других,устраняет его из церкви посредством отлучения, а затем, предает его светскомусудье, чтобы он устранил его из мира посредством смерти…». В исламе вопрос осущности конфликтов также противоречива. Суть исламской концепции мировогоустройства заключается в многовариантности, которая обусловлена всемогущейволей Аллаха и изложена в Коране: «А если пожелал твой Господь, то Он сделал былюдей

народомединым. А они не перестают разноголосить»(6). В Священной книге мусульманпредписывается не выбирать верующим в Аллаха друзей из иудеев и христиан,стараться быть первым в добрых делах.  Правоверным необходимо всегда помнить обучении Аллаха как единственной надежной опоре жизни, не допускать принуждения крелигии и вести борьбу за расширение геостратегического пространства ислама.Это связана с тем, что для мусульман «зло» воплощено в иноверии, мир для нихделится на «дар аль –ислам»-обитель ислама и «дар аль-харб»-обитель войны, мирневерных. Буддизм и иудаизм в этом смысле более последовательны и не приемлютнасилие. В классическом буддизме нет даже такого понятия –«зло» (Сатана).

 

     Конец 20 века стал, по мнению известного американского политологаС.Хантингтона, свидетелем повсеместного возрождения религии. И это несмотря нато, что практически все наиболее распространенные, в том числе мировые религии,призывают к веротерпимости по отношению к представителям других религиозныхвзглядов. Обратим внимание на  предлагаемые ипредпочтительные средства выхода из конфликтов в различных религиях: а)Христианство.«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром», «…не противьсязлому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Такпризывают человека остаться прежде всего человеком в любой ситуации. Дляпредупреждения конфликтов применимы следующие изречения: «Если возможно с вашейстороны, будьте в мире со всеми людьми», «Не судите, да не судимы будете, ибокаким судом судите, такими будете судимы; и какой мерой мерите, такою и вамбудут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоемглазе не чувствуешь?». Воздержание от домыслов и оценок в адрес собеседника вКоране. Всевышний Аллах говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Избегайтемногих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следитедруг за другим и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либоиз вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах-Принимающий покаяния, Милосердный». Отношениебуддизма к применению насилия в конфликтах это предписание не

 

 

(6) Социальная  конфликтология (базовый курс) М.Ю.Зеленков.Московский государственный институт путей сообщения. Юридический институт.

 

 

 

противиться злу насилием. «Луше победить себя, чем выиграть тысячисражений. Тогда победа твоя. Ее у тебя не смогут отнять ни ангелы, ни демоны,ни рай и ни ад» (Будда), «Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращаетсяненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она» (7). В Иудаизме Торазапрещает поддерживать тех, кто разжигает споры и занимается деятельностью, врезультате которой умножаются раздоры и разногласия. Путь Торы- это поиск мираи единства. «Ее пути-пути приятные, и все ее стези — мир». Так, если у человекаесть возможность исполнить заповедь, но при этом ему придется ввязаться в спорили какой-то скандал, мудрецы и в этом случае советуют воздержаться от еевыполнения.

«Не может устоять мир, если нет в нем людей, способных смолчать вовремя ссоры». «Не делай другому того, от чего больно тебе».

         В то же время религия может являться источникомсоциальной дифференциации и часто –инструментом  социального конфликта. Преждевсего, это связано с тем, что любая религиозная система требует границ -реальных, установленных в соответствии с географическим положением, илиусловных, а там где есть границы, рано или поздно происходят столкновения. Пословам британского философа религии Дж.Боукера, «отстаивание идентичности изащита границ от вторжения или эрозии ведет к религиозным войнам. Даже терелигии, которые основаны на принципе ненасилия, в некоторых обстоятельствахотстаивают правомерность войны… Причина острой непримиримости религий состоит ввысокой ценности охраняемой и передаваемой информации. Люди скорее погибнут,чем откажутся от унаследованного сокровища, особенно, если они испытали насобственном опыте ценность. В этом состоит парадокс религиозного сознания:религии наносят вред потому, что несут в себе благо». В современном мире такназываемые религиозные конфликты часто принимают форму борьбы за политическиеправа, национальную (этническую) независимость, социальную справедливость,гендерное равенство  и т.д. Религиозная идентичность часто оказываетсяприкрытием национальной идентичности, идеологическим ресурсом, которым легкоманипулируют политические элиты и правящие группы для достижения не религиозно-духовных, а материальных целей. На самом деле конфликты сопряжены с претензиямина власть, ресурсы и статус, лежащими за рамками собственно религиозного поля. КарлМаркс, в частности, рассматривал религию как источник конфликта – скорееразобщающую, нежели сплачивающую силу в обществе. Маркс утверждал, что религия– это инструмент, который помогает поддерживать статус-кво в обществе, усмиряянизшие классы обещаниями наград в жизни после смерти. Широко известноевыражение Маркса, использованное в работе «К критике гегелевской философииправа», что «религия – это опиум народа», образно отражает мысль, что награды,обещанные религией, – всего лишь иллюзии. Религия помогает поддерживатьсоциальное неравенство и оправдывает угнетение.

(7)Джаммапада. Knigogid.ru

 

Конфликтологи, приведя анализ воздействия религии на отношениясторон в конфликтах, сделали ряд выводов:

1)                 Конфессиональное единство является устойчивым компонентом каждойиз региональных цивилизаций;

2)                 Принадлежность к тому или иному этносу, как правилоотождествляется с принадлежностью к конфессиональной общине, это позволяетговорить о глубокой взаимосвязи этнического и конфессионального противостояния;

3)                 Конфессиональные противоречия сами по себе никогда или почтиникогда не были причиной локальных конфликтов (даже за религиозными войнами, втом числе крестовыми походами, стояли иные, более конкретные земные причины,нежели религиозная нетерпимость, поэтому ее роль не следует преувеличивать).

 

 

Заключение.

 

Религия существует в обществе не как чужеродное тело, но как одноиз проявлений жизни социального организма. Религия может не только выступатькак фактор стабильности общества, но и служить источником социальных изменений.Спутником любого конфликта является обида, лучший способ решения которой–прощение. Этический фактор  должен выполнять роль арбитра в любом конфликте.Конфликт, противоречие, разногласие сами по себе не только могут бытьнегативно-разрушительными, «вредными», но и могут иметь позитивное значение,быть «полезными». И все же теория конфликтов, концентрируя внимание напротиворечии и борьбе, испытывает серьезное затруднение в объяснениисолидарности и кооперации, без которых общество нежизнеспособно. «Теориясоциальной жизни должна учитывать оба момента-гармонию и диссонанс,-хотя ихсоотношение, их баланс варьируются в достаточно широких пределах. В конечном жесчете эти два подхода не взаимоисключающие, а взаимно друг друга дополняющие»(8).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(8) Религия и общество. Социальные функции. Гараджа В.И.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1.                  Конституция РФ.

2.                  Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободесовести и о религиозных объединениях».

3.                  Общая теория конфликта. Лектор Краснопеев Д.В.

4.                  Религия и общество. Социальные функции. Гараджа В.И.

5.                  Статья «Теория социального конфликта Л.Козера и Р.Дарендорфа.Функции конфликта по Л.Козеру. Конфликтная модель общества Р.Дарендорфа». (zaochnik.com).

6.                  «Толковый словарь русcкогоязыка». Ожегов С.И.

7.                  Социальная  конфликтология (базовый курс) М.Ю.Зеленков. Московскийгосударственный институт путей сообщения. Юридический институт.

8.                  Джаммапада. Knigogid.rubooks1854-dhammapadatoread

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет