Муниципальное автономное учреждение дополнительного образованиягорода Тулуна – «Центр развития творчества детей и юношества «Кристалл»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседанииметодического Директор МАУ ДО Кристалл
совета МАУ ДО Кристалл ____________/Собещиков Ю.В./
_______________20…..г. __________________20…….г.
Протокол №……
МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКА
«Дымковскаяигрушка»
МацелюкЛюдмила Семеновна,
педагогдополнительного образования,
высшейквалификационной категории
Тулун,2023
МацелюкЛ.С
«Дымковскаяигрушка»
МАУДО «Кристалл»
2023г.
11стр.
Методическая разработка(технологическая карта) направлена на учащихся школьного возраста, от 7 до 14лет. Данная методическая разработка, поможет учащимся узнать историювозникновения и технологию изготовления Дымковской игрушки. Выполнитьхарактерную для Дымковской игрушки роспись.
Творческая работа учащихся выполняется способом стилизации, декоративным обобщением и подчеркиваниемособенностей строения формы. Занятие направлено на совместную коллективнуютворческую деятельность учащихся.
МАУДО «Кристалл»
Оглавление
Ведение………………………………………………………………………….…4Основнаячасть………………………………………………………………….…4
Технологическаякарта занятия ………………………………….………………5
Заключительнаячасть ………………………………………………………….9
Списокиспользованной литературы…………………………………………..9
Приложения……………………………………………………………………14
Введение.
Основной задачей данной методическойразработки – является расширение знания учащихся младшего и среднего школьноговозраста о народных промыслах, в частности промысле Дымковской игрушки, черезвыполнение коллективной творческой работы Дымковские сюжеты. Объемнаятворческая работа, расписанная в стиле Дымковской игрушки, может бытьпредставлена на ярмарке народных мастеров, подарком на торжество, а так жеоберегом домашнего очага.
Дымковская игрушка известна всем, она популярна ивостребована на территории всего бывшего СССР. Поэтому учащиеся должны знатьосновные вехи истории этих поделок и всё самое интересное, что связано сдымковской игрушкой: в каком городе они появились, когда, кто их делал и скакой целью. Они оценят множество примеров данных игрушек, красочных и весёлых,узнают секреты технологии изготовления поделок.
Основная часть.
Вотуже более четырёхсот лет одному из самых старинных художественных промысловВятской земли — дымковской игрушке. Народный промысел возник в слободе Дымково,на правом берегу реки Вятки, возле города Хлынова. Возникновение дымковскойигрушки связывают с традицией проведения ярмарки на весеннем празднике«Свистунья-свистопляска», некогда проходившем на горе Раздерихе близ Вятки.
Изготовление глиняных игрушек в слободе, давшей названиенародному промыслу, было ремеслом семейным. В этой местности издавна находилисьбогатые залежи качественной красной глины и песка, которые местные мастераиспользовали для изготовления игрушки. В тёплое время года копали и месилиглину, смешивали с мелким речным песком. Зимой, когда на полях работы не было,занимались лепкой, сушкой и обжигом изделий. По мере приближения праздничногогуляния с озорным и весёлым названием готовые игрушки белили мелом. Свистулькив виде коней, баранов, козлов, уточек расписывали яичными красками и иногдаукрашали ромбиками сусального золота. Самобытный красочный товар на лодкахпривозили на праздник в город Вятку, где в течение трёх дней длилось веселье,сопровождаемое свистом в глиняные свистульки и дудочки, катанием глиняных шаров.
ВXIX веке «Свистунья» стала всенародным праздничным гуляньем с торгами имноголюдными шумными ярмарками, на которых главным товаром была дымковскаяигрушка. Позднее праздник потерял своё значение, но обычай лепить и расписывать игрушку сохранился, а промысел получилдальнейшее развитие. Налаженное производство игрушек стало наиболее обширным вXIX веке: в 1880-е годы общее число создаваемых игрушек доходило до ста тысяч.Однако к концу XIX века изготовление глиняных игрушек стремительносокращалось, самобытный народный промысел вытесняли более дешёвые гипсовыеотливки, подражавшие фарфоровым изделиям. Лёгким способом производства, большимколичеством и технологической дешевизной гипсовые литые статуэтки составилисерьёзную конкуренцию лепной рукотворной дымковской игрушке. Перед народнымремеслом возникла угроза полного исчезновения: к 1917 году единственноймастерицей, лепившей игрушку, оставалась Анна Афанасьевна Мезрина.
Потомственныемастерицы А. А. Мезрина, Е. И. Пенкина, Е. А. Кошкина стоят у истоковвозрождения народного промысла. Уроженец Вятки, живописец, первый исследовательпромысла А. И. Деньшин много сделал для сохранения и популяризациидымковской игрушки: способствовал организации артели «Вятская игрушка»,литографическим способом выпустил три рукотворных альбома, изданные небольшимтиражом.
Выдающийсяхудожник и знаток старинного быта А. М. Васнецов сравнивал дымковскую игрушку сантичной скульптурой: «Удивительное дело! На далёком Севере, в лесной стороне,в древнем городе Хлынове, в селе Дымково каким-то далёким эхом отозвалисьтерракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожжённые из глины статуэткиокрашивали водяными красками, так и здесь. Разница только в образах, вложенныхв глину…».
Зачетыре века развития в народном промысле сложились свои традиции, выразительныесредства, любимые герои: краснощёкие дамы и румяные кавалеры, добродушныеняньки и водоноски, весёлые коньки-горбунки, сказочные уточки и индюки.Первоначально сюжетными типами игрушки являлись древние языческие образы:мифологические персонажи, тотемные и сказочные животные. Позднее появилисьстатные барыни с удалыми военными в кокардах, лихие всадники, няньки икормилицы, простые позы и одежда которых сохраняют условность, но очень точнопередают типаж.
Творческий процесс изготовлениядымковской игрушки от лепки и до росписи — процесс уникальный. Сегодня,как и несколько веков назад, создание игрушки от куска глины до готовойскульптуры — исключительно авторская ручная работа, единственное и неповторимоепроизведение одной мастерицы. Процесс изготовления дымковской игрушки и в нашидни сохраняет всю технологическую последовательность прошлого: лепка из краснойглины, сушка, обжиг, беление, роспись темперными красками, украшение сусальнымзолотом.
Вотличие от других глиняных игрушек, дымковская выполняется не из одного, а изнескольких небольших кусочков глины. Глину разделяют и раскатывают в шарики, изкоторых лепят отдельные детали игрушки. В первую очередь делают всеосновные элементы игрушки, а места их соединений разглаживают водой. Затемигрушку украшают различными более мелкими деталями и сушат при комнатнойтемпературе.
Послеполной просушки игрушку обжигают. В прежние времена обжиг проводили врусских печах, сегодня — в электрических муфельных при температуре900 градусов. Обжиг высокой температурой придает глине ещё большую прочность.По традиции обожжённую заготовку красновато-коричневого тона белят. В старинуигрушку окунали в раствор мела, разведённого на снятом коровьем молоке. Скисаяна поверхности изделия, молоко образовывало прочную плёнку казеиновогоклея. В наши дни грунтовку производят с помощью водоэмульсионной краски,которую наносят кистью.
По традиции игрушкурасписывают темперными красками, сдержанная цветовая гамма которых в далёкомпрошлом состояла из основных тонов. Современные мастера звучание богатойпалитры темперных красок дополняют применением гуаши и акриловых красок.Различные сочетания простых геометрических форм создают впечатлениемногообразия узоров. Роспись выполняется в свободной кистевой манере попринципу цветового контраста и взаимного дополнения, а присутствие белого тонаусиливает звучание всего колористического богатства радужной палитры.Разноцветный выразительный орнамент подчеркивает яркость, веселье, задорнародной игрушки. Ослепительное очарование придаёт блеск ромбиков сусальногозолота, наносимых в последнюю очередь.
Неповторимостьпоэтичных образов уникального русского народного искусства является гордостьюнашей страны. В 1970-е годы всенародной любимице Дымковской барыне воздвигнутпамятник в Москве. В Кирове в 2010-м и 2015-м годах установлены скульптурныекомпозиции «Семья» и «Место встречи», выполненные в стилистической традициинародной игрушки. Крупнейшими коллекциями дымковской игрушки обладают Вятскийхудожественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых и Кировский областнойкраеведческий музей. В 2011 году в Кирове открыт музей «Дымковскаяигрушка: история и современность». В музее, расположенном в здании промысла,можно познакомиться с интересной экспозицией и послушать увлекательнуюэкскурсию, встретиться с мастерицей вятской игрушки, посмотреть фильмы обэтапах развития промысла.
Дымковскоечудо прославило Вятский край на весь мир, стало одним из символов нашейРодины, подтверждающим самобытность и неиссякаемый талант народных мастеровРоссии.
План-конспект занятия «Дымковская игрушка»
Название программы «Акварельки+»
Тема занятия: «Дымковская игрушка»
Дата проведения: февраль 2023г Возрастучащихся: 7-14 лет.
Цель занятия: Закрепить знания учащихся о дымковской глиняной игрушке, как одним из видовнародного творчества, через выполнение коллективной творческой работы«Дымковские сюжеты».
Методическая цель занятия: Создатьусловия для совместной, активной творческой деятельности учащихся в разныхучебных ситуациях.
Задачи занятия:
Образовательные:
· Обобщитьзнания учащихся об истории возникновения народного промысла Дымковскойигрушки.
· Обучить способам росписи Дымковской игрушки.
· Формировать навыки выполнения геометрического орнамента Дымковской игрушки.
Развивающие:
· Развиватьумение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств вросписи орнамента;
· Учитьвидеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленногопрошлого и современности;
· Развиватьтворческую индивидуальность, воображение, умение высказывать свое мнение
Воспитывающие:
· Воспитыватьинтерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа;
· Воспитатьуверенность в собственных силах, инициативность, аккуратность, усидчивость;
· Совершенствовать умение коллективно трудиться,радоваться результатам коллективной работы
.
Тип занятия: Занятиеповторение ранее усвоенных знаний и умений, изучение новых. Формапроведения: Коллективное творческое дело
Методы: словесный, наглядный,практический.
Современная педагогическая технология: КТД,технология сотрудничества (работа в парах, группах)
Дидактический материал: Дымковскиеигрушки, методические таблицы, бумага, краски, свистульки, колокольчики, клей,макеты-основы для сюжетных композиций, репродукции Дымковских игрушек.
Музыкальный ряд: «Дымковскаякарусель», русские народные композиции.
Предполагаемый результат:
Знать:
· Историювозникновения народного промысла Дымковской игрушки.
· Знатьэтапы выполнения творческой работы.
· Способыросписи Дымковской игрушки, цветовую гамму росписи.
Уметь:
· Работатьв коллективе и группе
· Применятьполученные знания на практике.
Контрольно-оценочные материалы: конечныйрезультат творческой работы, рефлексивная таблица.
Планируемые результаты УУД:
Личностные:
-Проявятся в положительном отношении к учению, к познавательной деятельности,желании приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,осознавать свои трудности, и стремиться к их преодолению, осваивать новые видыдеятельности, участвовать в творческом созидательном процессе;
-Проявятся в осознании себя как индивидуальности и одновременно как членатворческого коллектива, признание для себя общепринятых морально-этическихнорм, способности к самооценке своих действий, поступков.
Предметные УУД:
Познавательные:
-Проявятся в умении отличать новое от уже известного;
-Проявятся в умении добывать новые знания, используя свой жизненный опыт иинформацию, полученную на занятии;
Ход занятия
Организационный момент: Здравствуйтеребята! Я очень рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Оно будетнеобычным не только потому что к нам пришли гости, но еще и потому что онопройдет в необычной для нас форме.
Актуализация знаний учащихся: Прежде чем я сообщу вам тему нашего занятия, я бы хотела, чтоб вы обратили внимание на экран. На экране под музыку из волшебной шкатулки появляются игрушки (дымковские, деревянные, тканевые, соломенные). Так о чем же сегодня на нашем занятии пойдет речь? — Правильно о куклах, только о куклах народных, сегодня мы познакомимся с произведениями Дымковского народного промысла, а так же побываем на ярмарке. И попробуем своими руками расписать Дымковскую игрушку. А, что бы вы хотели узнать о Дымковской игрушке? (учащиеся отвечают на поставленный вопрос). Следовательно мы перед собой поставим задачи: узнать историю возникновения и технологию изготовления игрушки. |
Так как же мы можем назвать тему нашегозанятия? Правильно Дымковская игрушка.
Формирование новых знаний: Как вы думаете, когда появилась игрушка?
Конечноже очень давно, делали ее еще в первобытном обществе, земледельцы лепили ихиз глины бросали в огонь, затем расписывали и украшали зернами пшеницы, затемпроводили магический обряд и отдавали детям. Вот так и появилась перваяигрушка. В основном игрушками занимались женщины. В России игрушки делалиповсеместно, и создавались они не забавы ради, им приписывалась магическаясила, и заключалась она в охране обереге людей от всякого зла. Люди верили, что у них есть огромное количество богов покровителей, но самым главным богомбыл бог солнца Ярило. Мастера стали изображать его в виде коня сам был белым сзолотою гривой. Еще одной покровительницей всех русичей была богиня Роженица,она хранила домашний очаг и семью ее изображали в виде величественной барыни.Рядом с фигурками богов люди ставили фигурки домашнего скота, птиц, лепилимладенцев. Вот так и появились первые игрушки вроде бы одинаковые, но в тожевремя разные. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите одинаковые ли всеигрушки, чем они отличаются?
-Правильно отличаются они формами, росписью, материалами, потому что все ониразных народных промыслов. Вот сегодня хочу вам предложить поближепознакомиться с дымковским народным промыслом и побывать в гостях у дымковскихмастериц.
СлайдДеревня Дымково
1учащийся:
Елиспят у большака
Винее седом
Спитдеревня, спит река,
Скованнаяльдом.
Мягкопадает снежок,
Вьётсяголубой дымок,
Дымидёт из труб столбом,
Точнов дымке все кругом,
Голубыедали,
Исело большое
«Дымково»назвали.
Чемзнаменито Дымково
Игрушкоюсвоей
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы,
Она глядит не прянично, ликующе и празднично!
Слобода Дымкова славилась своими мастерами на весь мир. Оказывается, игрушкиделали зимой и ранней весной, почему слободу назвали Дымково а игрушкидымковскими? (учащиеся отвечают на поставленный вопрос, рассуждают).
-В ней было много дыма, откуда дым? Когда наступала зима топили печку, не толькодля того чтоб согреться, но и еще чтоб обжечь игрушки.
Всебыло в дыму. Дымковские игрушки были самыми ярким украшением ярмарки на которойпроходило праздничное гуляние с озорным названием свистунья, почему ее такназывали? (учащиеся отвечают на поставленный вопрос, рассуждают). Потому чтомного свистели в свистульки, рассказывали потешки, пели веселые песни, заклички — это малые жанры фольклора к каждой игрушке придумывали свою сказкуприбаутку. А еще на ярмарке мастера продавали свои изделия. А сейчас овозникновении праздника свистунья мы посмотрим видеофильм.
Встали девицы рядком и частушки пропоем (учащиеся поют частушки)
Частушки 1. Наши руки крендельком Щёки словно яблоки С нами издавна знаком Весь народ на Ярмарке!
2. Мы игрушки расписные, Хохотушки Вятские, Щеголики слободские, Кумушки Посадские.
3. Дымковские Барыни, Всех на свете краше, А гусары – баловни Кавалеры наши!!
4. С лентами да бантами, Мы гуляем с франтами, Мы гуляем парами, Проплываем павами.
5. Мы игрушки знатные, Складные, да ладные. Мы повсюду славимся, |
Мы и вам понравимся. Все
Мы умолкли, повертелись, покрутились в мастерской мы очутились! посмотрите на слайд скажите как называют мастера который работает с глиной — гончар, а мастера который делает игрушки называют мастер-игрушечник. Давайте предположим этапы выполнения дымковской игрушки (предполагают этапы выполнения изделия) 1.Готовили глину. 2. Лепили игрушку 3. Сушили 2-3 дня 4. Выполняли традиционную роспись. Посмотрите на дымковские игрушки, что у них общего? (рассматривают, рассуждают) сделаны из глины, у них одинаковые краски и расписаны по белому фону, так как за основу берется белый фон. А что обозначают элементы росписи дымковской игрушки, давайте посмотрим. |
Мы можем определить настроениеигрушки? По каким признакам его определяем по цвету росписи. Какие краскиберет художник? После росписи накладывают сусальное золото, для этого закрывалиокна и двери, чтоб золото не могло улететь. Оно было такое тонкое и являетсясвоего рода знаком качества и соблюдения традиций народного промысла.
Динамическая пауза: выполняют упражнения под музыку.
Практическаяработа:
· Обсуждаютэлементы и цветовую гамму росписи.
· Выполняютработу в цвете используя тычки, скрутку, кисть.
· Совместноформируют Дымковский сюжет (обосновывают выбор элементов росписи,рассказывают какую значимость имеют выбранные элементы).
Подведение итоговзанятия:Просмотр. Представление результатов.
Обобщение знанийучащихся:
1-й учащийся:
ВДымково, за Вяткою- рекою,
Драгоценныйпродолжая труд,
Не ищана старости покоя,
Мастерицыславные живут
2-йучащийся:
Краснаяза окнами калина,
Пароходныйдвижется дымок,
Настоле ещё сырая глина,
Грубыйне оформленный комок.
3-йучащийся:
Засвоей работою старушка
Наскамейке низенькой сидит.
Глинянуюдымковскую игрушку
Лепит,…нет, не лепит, а творит!
4-й учащийся: Хороша игрушка расписная! Вся поёт, бесхитростно – светла, |
Ивидна в ней радость молодая,
Ставшегоискусством ремесла
Рефлексия:
№ |
Критерии оценки |
Самооценка учащегося/балл |
1. |
Свою работу я выполнил аккуратно. |
|
2 |
Мне было интересно узнать об истории возникновения Дымковского промысла. |
|
3 |
Я знаю этапы выполнения Дымковской росписи. |
|
4. |
Я активно работал в своей творческой группе. |
|
5. |
Я научился сравнивать, анализировать, обобщать. |
|
6. |
Я могу работать самостоятельно, опираясь на полученные знания. |
|
Сегодня на занятиивы все были активные, инициативные, творчески решали, поставленную проблемную ситуацию. Благодаря нашей совместной работе, через коллективныйпоиск решения мы пришли к выводу о том что, чтобы стать настоящим мастеромсвоего дела необходимо много трудиться.
Сюрпризныймомент: Вручение эмблемы с изображением Дымковской игрушки.
Приложение №1
Приложение №2