X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образованиягорода Тулуна – «Центр развития творчества детей и юношества «Кристалл»

 

 

РАССМОТРЕНО                                            УТВЕРЖДАЮ

на заседанииметодического                      Директор  МАУ ДО Кристалл

совета МАУ ДО Кристалл                    ____________/Собещиков Ю.В./

_______________20…..г.                       __________________20…….г.

Протокол  №……

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКА

«Дымковскаяигрушка»

 

 

МацелюкЛюдмила Семеновна,

педагогдополнительного образования,

 высшейквалификационной категории


 

 

 

Тулун,2023

 

МацелюкЛ.С

«Дымковскаяигрушка»

МАУДО «Кристалл»

2023г.

11стр.

 

 

 

 

Методическая разработка(технологическая карта) направлена на учащихся школьного возраста, от 7 до 14лет. Данная методическая разработка,  поможет учащимся узнать  историювозникновения и технологию изготовления Дымковской игрушки. Выполнитьхарактерную для Дымковской игрушки роспись.

Творческая  работа учащихся выполняется способом стилизации, декоративным обобщением и подчеркиваниемособенностей строения  формы. Занятие направлено на совместную коллективнуютворческую деятельность учащихся.

 

 

 

МАУДО «Кристалл»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Ведение………………………………………………………………………….…4Основнаячасть………………………………………………………………….…4

Технологическаякарта  занятия ………………………………….………………5

Заключительнаячасть ………………………………………………………….9

Списокиспользованной литературы…………………………………………..9

Приложения……………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Основной задачей данной методическойразработки – является расширение знания  учащихся младшего и среднего школьноговозраста о народных промыслах, в частности промысле Дымковской игрушки, черезвыполнение коллективной творческой работы  Дымковские сюжеты. Объемнаятворческая работа, расписанная в стиле Дымковской игрушки,   может бытьпредставлена на ярмарке народных мастеров, подарком на торжество, а так жеоберегом домашнего очага.

Дымковская игрушка известна всем, она популярна ивостребована на территории всего бывшего СССР. Поэтому учащиеся  должны знатьосновные вехи истории этих поделок и всё самое интересное, что связано сдымковской игрушкой: в каком городе они появились, когда, кто их делал и скакой целью. Они оценят множество примеров данных игрушек, красочных и весёлых,узнают секреты технологии изготовления поделок.

 

Основная часть.

Вотуже более четырёхсот лет одному из самых старинных художественных промысловВятской земли — дымковской игрушке. Народный промысел возник в слободе Дымково,на правом берегу реки Вятки, возле города Хлынова. Возникновение дымковскойигрушки связывают с традицией проведения ярмарки на весеннем празднике«Свистунья-свистопляска», некогда проходившем на горе Раздерихе близ Вятки.

 hello_html_31fb2fdb.jpgИзготовление глиняных игрушек в слободе, давшей названиенародному промыслу, было ремеслом семейным. В этой местности издавна находилисьбогатые залежи качественной красной глины и песка, которые местные мастераиспользовали для изготовления игрушки. В тёплое время года копали и месилиглину, смешивали с мелким речным песком. Зимой, когда на полях работы не было,занимались лепкой, сушкой и обжигом изделий. По мере приближения праздничногогуляния с озорным и весёлым названием готовые игрушки белили мелом. Свистулькив виде коней, баранов, козлов, уточек расписывали яичными красками и иногдаукрашали ромбиками сусального золота. Самобытный красочный товар на лодкахпривозили на праздник в город Вятку, где в течение трёх дней длилось веселье,сопровождаемое свистом в глиняные свистульки и дудочки, катанием глиняных шаров.

   ВXIX веке «Свистунья» стала всенародным праздничным гуляньем с торгами имноголюдными шумными ярмарками, на которых главным товаром была дымковскаяигрушка. Позднее праздник потерял своё значение, но обычай лепить и   расписывать  игрушку  сохранился, а промысел получилдальнейшее развитие. Налаженное производство игрушек стало наиболее обширным вXIX веке: в 1880-е годы общее число создаваемых игрушек доходило до ста тысяч.Однако к концу XIX века изготовление глиняных игрушек стремительносокращалось, самобытный народный промысел вытесняли более дешёвые гипсовыеотливки, подражавшие фарфоровым изделиям. Лёгким способом производства, большимколичеством и технологической дешевизной гипсовые литые статуэтки составилисерьёзную конкуренцию лепной рукотворной дымковской игрушке. Перед народнымремеслом возникла угроза полного исчезновения: к 1917 году единственноймастерицей, лепившей игрушку, оставалась Анна Афанасьевна Мезрина.

   hello_html_604989a9.jpgПотомственныемастерицы А. А. Мезрина, Е. И. Пенкина, Е. А. Кошкина стоят у истоковвозрождения народного промысла. Уроженец Вятки, живописец, первый исследовательпромысла А. И. Деньшин много сделал для сохранения и популяризациидымковской игрушки: способствовал организации артели «Вятская игрушка»,литографическим способом выпустил три рукотворных альбома, изданные небольшимтиражом.

   Выдающийсяхудожник и знаток старинного быта А. М. Васнецов сравнивал дымковскую игрушку сантичной скульптурой: «Удивительное дело! На далёком Севере, в лесной стороне,в древнем городе Хлынове, в селе Дымково каким-то далёким эхом отозвалисьтерракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожжённые из глины статуэткиокрашивали водяными красками, так и здесь. Разница только в образах, вложенныхв глину…».

   Зачетыре века развития в народном промысле сложились свои традиции, выразительныесредства, любимые герои: краснощёкие дамы и румяные кавалеры, добродушныеняньки и водоноски, весёлые коньки-горбунки, сказочные уточки и индюки.Первоначально сюжетными типами игрушки являлись древние  языческие образы:мифологические персонажи, тотемные и сказочные животные. Позднее появилисьстатные барыни с удалыми военными в кокардах, лихие всадники, няньки икормилицы, простые позы и одежда которых сохраняют условность, но очень точнопередают типаж.     

   hello_html_64bc6011.jpgТворческий процесс изготовлениядымковской игрушки от лепки и до росписи  — процесс уникальный. Сегодня,как и несколько веков назад, создание игрушки от куска глины до готовойскульптуры — исключительно авторская ручная работа, единственное и неповторимоепроизведение одной мастерицы. Процесс изготовления дымковской игрушки и в нашидни сохраняет всю технологическую последовательность прошлого: лепка из краснойглины, сушка, обжиг, беление, роспись темперными красками, украшение сусальнымзолотом.

   Вотличие от других глиняных игрушек, дымковская выполняется не из одного, а изнескольких небольших кусочков глины. Глину разделяют и раскатывают в шарики, изкоторых лепят отдельные детали игрушки. В  первую очередь делают всеосновные элементы игрушки, а места их соединений разглаживают водой. Затемигрушку украшают различными более мелкими деталями и сушат при комнатнойтемпературе.

hello_html_m7bca435e.jpg   Послеполной просушки игрушку обжигают. В прежние времена обжиг проводили врусских печах, сегодня — в электрических муфельных при температуре900 градусов. Обжиг высокой температурой придает глине ещё большую прочность.По традиции обожжённую заготовку красновато-коричневого тона белят. В старинуигрушку окунали в раствор мела, разведённого на снятом коровьем молоке. Скисаяна поверхности изделия, молоко образовывало прочную плёнку казеиновогоклея. В наши дни грунтовку производят с помощью водоэмульсионной краски,которую наносят кистью.

   hello_html_m272410f5.pngПо традиции игрушкурасписывают темперными красками, сдержанная цветовая гамма которых в далёкомпрошлом состояла из основных тонов. Современные мастера звучание богатойпалитры темперных красок дополняют применением гуаши и акриловых красок.Различные сочетания простых геометрических форм создают впечатлениемногообразия узоров. Роспись выполняется в свободной кистевой манере попринципу цветового контраста и взаимного дополнения, а присутствие белого тонаусиливает звучание всего колористического богатства радужной палитры.Разноцветный выразительный орнамент подчеркивает яркость, веселье, задорнародной игрушки. Ослепительное очарование придаёт блеск ромбиков сусальногозолота, наносимых в последнюю очередь.

hello_html_m761f5dff.jpg   Неповторимостьпоэтичных образов уникального русского народного искусства является гордостьюнашей страны. В 1970-е годы всенародной любимице Дымковской барыне воздвигнутпамятник в Москве. В Кирове в 2010-м и 2015-м годах установлены скульптурныекомпозиции «Семья» и «Место встречи», выполненные в стилистической традициинародной игрушки. Крупнейшими коллекциями дымковской игрушки обладают Вятскийхудожественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых и Кировский областнойкраеведческий музей. В 2011 году в Кирове открыт музей «Дымковскаяигрушка: история и современность». В музее, расположенном в здании промысла,можно познакомиться с интересной экспозицией и послушать увлекательнуюэкскурсию, встретиться с мастерицей вятской игрушки, посмотреть фильмы обэтапах развития промысла.

   Дымковскоечудо прославило Вятский край на весь мир, стало одним из символов нашейРодины, подтверждающим самобытность и неиссякаемый талант народных мастеровРоссии.

 

План-конспект занятия «Дымковская игрушка»

Название программы «Акварельки+»

Тема занятия: «Дымковская игрушка»

Дата проведения:  февраль 2023г  Возрастучащихся: 7-14 лет.

Цель занятия:  Закрепить знания  учащихся о дымковской глиняной игрушке,  как одним из видовна­родного творчества, через выполнение коллективной творческой работы«Дымковские сюжеты».

Методическая цель занятия: Создатьусловия для совместной,  активной творческой деятельности учащихся в разныхучебных ситуациях.

Задачи занятия:

Образовательные:     

·       Обобщитьзнания  учащихся об  истории возникновения  народного промысла Дымковскойигрушки.

·       Обучить способам росписи  Дымковской игрушки.

·       Формировать навыки выполнения   геометрического орнамента Дымковской игрушки.

Развивающие:

·       Развиватьумение видеть форму, цвет, декор игрушки и  передавать единство этих качеств вросписи орнамента;

·       Учитьвидеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленногопрошлого и современности;

·       Развиватьтворческую индивидуальность, воображение, умение высказывать свое мнение

Воспитывающие

·       Воспитыватьинтерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа;

·       Воспитатьуверенность в собственных силах, инициативность, аккуратность, усидчивость;

·       Совершенствовать умение коллективно трудиться,радоваться результатам коллективной работы

.

Тип занятия: Занятиеповторение ранее усвоенных  знаний и умений, изучение новых.  Формапроведения: Коллективное творческое дело

Методы: словесный, наглядный,практический.

Современная  педагогическая  технология: КТД,технология сотрудничества (работа в парах, группах)

Дидактический материал: Дымковскиеигрушки, методические таблицы, бумага, краски, свистульки, колокольчики, клей,макеты-основы для сюжетных композиций, репродукции Дымковских игрушек.

Музыкальный ряд: «Дымковскаякарусель», русские народные композиции.

Предполагаемый результат:

Знать:

·       Историювозникновения народного промысла Дымковской игрушки.

·       Знатьэтапы выполнения творческой работы.

·       Способыросписи  Дымковской игрушки, цветовую гамму росписи.

Уметь:

·       Работатьв коллективе и группе

·       Применятьполученные знания на практике.

Контрольно-оценочные материалы: конечныйрезультат творческой работы, рефлексивная  таблица.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.62%
НЕТ
40.38%
Проголосовало: 1211

Планируемые результаты УУД:

Личностные:

-Проявятся в положительном отношении к учению, к познавательной деятельности,желании приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,осознавать свои трудности, и стремиться к их преодолению, осваивать новые видыдеятельности, участвовать в творческом созидательном процессе;

-Проявятся в осознании себя как индивидуальности и одновременно как членатворческого коллектива, признание для себя  общепринятых морально-этическихнорм, способности к самооценке своих действий, поступков.

Предметные УУД:

Познавательные:

-Проявятся в умении отличать новое от уже известного;

-Проявятся в умении добывать новые знания, используя свой жизненный опыт иинформацию, полученную на занятии;

 

Ход занятия

    Организационный момент: Здравствуйтеребята!  Я очень рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Оно будетнеобычным не только потому что к нам пришли гости, но еще и потому что онопройдет в необычной для нас форме.

     Актуализация знаний учащихся: Прежде чем я сообщу вам тему нашего занятия, я бы хотела,  чтоб вы обратили внимание на экран.

На экране под музыку из  волшебной шкатулки появляются игрушки (дымковские, деревянные, тканевые, соломенные). Так о чем же сегодня на нашем занятии пойдет речь?

— Правильно о куклах, только о куклах народных, сегодня мы познакомимся с произведениями Дымковского народного промысла, а так же побываем на ярмарке. И попробуем своими руками расписать Дымковскую игрушку.

А,  что бы вы хотели узнать о Дымковской игрушке? (учащиеся отвечают на поставленный вопрос). Следовательно мы перед собой поставим задачи:  узнать историю возникновения и  технологию изготовления игрушки.

 Так как же мы можем назвать тему нашегозанятия? Правильно Дымковская игрушка.

    Формирование новых знаний: Как вы думаете, когда появилась игрушка?

Конечноже очень давно, делали ее  еще в первобытном обществе,  земледельцы  лепили ихиз глины бросали в огонь, затем расписывали и украшали зернами пшеницы, затемпроводили магический обряд и отдавали детям. Вот так и появилась перваяигрушка. В основном игрушками занимались женщины. В России игрушки делалиповсеместно, и создавались они не забавы ради,  им приписывалась магическаясила, и заключалась она в охране обереге людей от всякого зла.  Люди верили, что у них есть огромное количество богов покровителей, но самым главным богомбыл бог солнца Ярило.  Мастера стали изображать его в виде коня сам был белым сзолотою гривой. Еще одной покровительницей всех русичей была богиня Роженица,она хранила домашний очаг и семью ее изображали в виде величественной барыни.Рядом с фигурками богов люди ставили фигурки домашнего скота, птиц,  лепилимладенцев. Вот так и появились первые игрушки вроде бы одинаковые, но в тожевремя разные. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите  одинаковые ли всеигрушки, чем они отличаются?

-Правильно отличаются они формами, росписью, материалами, потому что все ониразных народных промыслов. Вот сегодня хочу вам предложить поближепознакомиться с дымковским народным промыслом и побывать в гостях у дымковскихмастериц.

СлайдДеревня Дымково

1учащийся:     

Елиспят у большака

Винее седом

Спитдеревня, спит река,

Скованнаяльдом.

Мягкопадает снежок,

Вьётсяголубой дымок,

Дымидёт из труб столбом,

Точнов дымке все кругом,

Голубыедали,

Исело большое

«Дымково»назвали.

 

Чемзнаменито Дымково

Игрушкоюсвоей

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы,

Она глядит не прянично, ликующе и празднично!

    Слобода Дымкова славилась своими мастерами на весь мир. Оказывается, игрушкиделали зимой и ранней весной, почему слободу назвали Дымково а игрушкидымковскими? (учащиеся отвечают на поставленный вопрос, рассуждают).

-В ней было много дыма, откуда дым? Когда наступала зима топили печку, не толькодля того чтоб согреться, но и еще  чтоб обжечь игрушки.

Всебыло в дыму. Дымковские игрушки были самыми ярким украшением ярмарки на которойпроходило праздничное гуляние с озорным названием свистунья,  почему ее такназывали? (учащиеся отвечают на поставленный вопрос, рассуждают).  Потому чтомного свистели в свистульки, рассказывали  потешки, пели  веселые песни, заклички — это малые жанры фольклора к каждой игрушке придумывали свою сказкуприбаутку. А еще на ярмарке мастера продавали свои изделия. А сейчас овозникновении праздника свистунья мы посмотрим видеофильм.

Встали девицы рядком и частушки пропоем (учащиеся поют частушки)

Частушки

1. Наши руки крендельком

    Щёки словно яблоки

    С нами издавна знаком

    Весь народ на Ярмарке!

 

2.  Мы игрушки расписные,

      Хохотушки Вятские,

      Щеголики слободские,

      Кумушки Посадские.

 

3.  Дымковские Барыни,

     Всех на свете краше,

     А гусары – баловни

     Кавалеры наши!!

 

4.   С лентами да бантами,

      Мы гуляем с франтами,

      Мы гуляем парами,

      Проплываем павами.

 

5.   Мы игрушки знатные,

      Складные, да ладные.

      Мы повсюду славимся,

      Мы и вам понравимся. Все

Мы  умолкли,  повертелись, покрутились в мастерской мы очутились! посмотрите на слайд скажите как называют мастера который работает с глиной —  гончар,  а мастера который делает игрушки называют мастер-игрушечник.

Давайте предположим  этапы выполнения дымковской игрушки (предполагают этапы выполнения изделия)

1.Готовили глину.

2. Лепили игрушку

3. Сушили 2-3 дня

4. Выполняли традиционную роспись.

 Посмотрите на дымковские  игрушки,  что у них общего?  (рассматривают, рассуждают) сделаны из глины, у них одинаковые краски и расписаны по белому фону, так как  за основу берется белый фон. А что обозначают элементы росписи дымковской игрушки, давайте посмотрим.

Мы можем определить настроениеигрушки? По каким признакам его определяем по цвету росписи.  Какие краскиберет художник? После росписи накладывают сусальное золото, для этого закрывалиокна и двери, чтоб золото не могло улететь. Оно было такое тонкое и являетсясвоего рода знаком качества и соблюдения традиций народного промысла.

     Динамическая пауза: выполняют упражнения под музыку.

Практическаяработа:

·       Обсуждаютэлементы и цветовую гамму росписи.

·       Выполняютработу в цвете используя тычки, скрутку, кисть.

·       Совместноформируют Дымковский сюжет (обосновывают выбор элементов росписи,рассказывают какую значимость имеют выбранные элементы).

Подведение итоговзанятия:Просмотр. Представление результатов.

Обобщение знанийучащихся:

1-й учащийся:

ВДымково, за Вяткою- рекою,

Драгоценныйпродолжая труд,

Не ищана старости покоя,

Мастерицыславные живут

2-йучащийся:

Краснаяза окнами калина,

Пароходныйдвижется дымок,

Настоле ещё сырая глина,

Грубыйне оформленный комок.

3-йучащийся:

Засвоей работою старушка

Наскамейке низенькой сидит.

Глинянуюдымковскую игрушку

Лепит,…нет, не лепит, а творит!

4-й учащийся:

Хороша игрушка расписная!

Вся поёт, бесхитростно – светла,

Ивидна в ней радость молодая,

Ставшегоискусством ремесла

Рефлексия:

 

Критерии оценки

Самооценка учащегося/балл

1.

Свою работу я выполнил аккуратно.

 

2

Мне было интересно узнать об истории возникновения Дымковского  промысла.

 

 

3

Я знаю этапы выполнения Дымковской  росписи.

 

4.

Я активно работал в своей творческой группе.

 

5.

Я научился сравнивать, анализировать, обобщать.

 

6.

Я могу работать самостоятельно, опираясь на полученные знания.

 

Сегодня на занятиивы все были активные, инициативные, творчески решали,  поставленную   проблемную ситуацию. Благодаря нашей совместной работе,  через коллективныйпоиск решения мы пришли к выводу о том что, чтобы  стать настоящим мастеромсвоего дела необходимо много трудиться.

     Сюрпризныймомент: Вручение эмблемы с изображением Дымковской игрушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

https://img2.labirint.ru/rcimg/bf1def445292744de881c9c48f7ac227/1920x1080/books61/601876/ph_1.jpg?1564034578https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2505385/caed0114-f669-4d04-9af1-33640c872cfc/s1200

 

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska-dimkovskaya-igrushka12.jpg

 

 

 

 

 

Приложение №2


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.62%
НЕТ
40.38%
Проголосовало: 1211

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет