ТЕМА УРОКА: «Волшебныйдар наук и муз…»
Цель:
Раскрыть связь науки и искусства как две формыпознания окружающего мира;
Показать значимость науки и искусства на примере выдающегосяотечественного химика и композитора А.П. Бородина,
Учить школьников анализу, синтезу, умозаключению и применениютеоретических знаний на практике.
Формирование общечеловеческих ценностей
Расширение кругозора учащихся за счет привлечения дополнительныхсведений из области музыкального искусства и химии.
Демонстрация того, что наука и искусство на самом деле не так уж идалеки друг от друга.
Задачи: Обучатьновым знаниям, умениям, навыкам по организации развивающих видов деятельности;формировать углубление интереса к предметам «химия» и «музыка»;
Обеспечить условия для творческой самореализации учащихсяи расширение кругозора учащихся за счет привлечения дополнительных сведений изобласти музыкального искусства и химии;
воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою отечественнуюнауку и искусство.
Тип урока: Бинарный.Интегрированный (Обобщение)
Формы и методы обучения:
Работа в группах, индивидуальная,дифференцированная.
Объяснительно-иллюстративный метод : объяснение, беседа, рассказ наглядныепособия (использование мультимедийных средств, демонстрация опытов, показслайдов, натуральных объектов);практический показ способов деятельности
Репродуктивный метод.
Оборудование и реактивы.
Презентация MicrosoftPowerPoint «А.П.Бородин – великий химик и композитор»;
А.П.Бородин: музыка в записи: «Спящая княжна» кристаллы соли меди.
Компьютер, мультимедийный проектор,экран, магнитола , музыка: презентация Microsoft PowerPoint «Волшебныйдар наук и муз», реактивы: растворы HCl,NaHCO3
Проблемный вопрос: Можноли найти общие закономерности между Химией и Музыкой?
Эпиграфк уроку:
«Наука и искусство ,
расставшись у основания,
встретятся на вершине.»
Г.Флобер.
ХОД УРОКА.
I. Орг.момент (Слайд №1.)
-Приветствие, представить педагогов, гостей, психологический настрой учащихся. Класс объединить в группы.
Учитель Музыки : озвучивает эпиграф урока. Слайд№2.
II. Актуализация знаний.1. Актуализация знаний.
(химия) 19век называют «Золотым веком».
Расширилась сфера образования, усилиласьграмотность. Стремительно развиваются математика, физика, химия. Появляютсягромкие имена в науке, такие как Кулибин, Циолковский, Лобачевский, Менделеев,Бородин. 19 век – век развития машиностроения и промышленности. Сделали оченьважные открытия в медицине (изобретение наркоз).
(Музыка) Активно развивается и культура. Был построен большой театр ибольшой кремлёвский дворец, открыт памятник Минину и Пожарскому, открыл двери Эрмитаж.В художественной литературе заблистали имена Пушкина, Лермонтова, Толстого,Островского, Гоголя Большой вклад в развитие культуры внеслихудожники-передвижники — Репин, Левитан, Айвазовский, Саврасов, Суриков, асреди музыкантов — так называемая «Могучая кучка». М.А. Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи.
Учитель Химии: (ставитпроблемный вопрос перед учащимися: ) Можно линайти общие закономерности между Химией и Музыкой? Слайд№ 3
— Мы вам предлагаем порассуждать надпроблемным вопросом и создать кластер «Ромашка».
Учитель Музыки На магнитной доске выкладывается кластер в виде ромашки.
Беседа .
(Музыкальное сопровождение. Музыкальный фон: Сен-Санс «Аквариум»)
Прослушаем произведение французского композитора Сен-Санса,
опишем его характер тремя словами и ответим на вопрос: Какие образы увас возникли?
Учитель Химии: Предлагаетучащимся сформулировать тему урока,
Формулировка темы. Слайд№ 4.
Запись числа, темы урока в тетрадь.
III.Основная часть.
Учитель Музыки: Нанашем уроке мы попробуем доказать, что волшебный дар музыки может отражаться ив науке. Давайте, сформулируем цель нашего урока.(учащиесяформулируют цель с помощью учителя). Слайд № 5
Мы вам предлагаем начать из азовмузыкального искусства, точнее, музыкальной грамоты.
Учитель Химии: исоответственно науки, т.е. химии.
Беседа.
Учитель Музыки: -Ребята, с чего начинается запись музыки? Какие знаки мы используем? (Ноты)
— Что такое нота?
-Сколько существует нот?
— Где располагаются ноты? (нотный стан)
Учитель Химии: —
— С чего начинается запись в химии? (схим. элемента.)
— Что такое химический элемент?
-Какие бывают химические элементы?
— Где они располагаются? ( ПСХЭ).
— Сколько всего существует химическихэлементов? (118)
Учащиеся заполняют лист
Слайд №6
Учитель Музыки:
Как определить звучание ноты во времени? Ск.она длится? (длительность)
— Какие длительности бывают? (целые, восьмые,четвертные, шестнадцатые).
Учитель Химии:
— Каждый химический элемент – атом — чтообязательно должен иметь? (массу)
— Также атом имеет и заряд ядра.
Слайд № 7
Учитель Музыки:
Мы видим схему деления целойдлительности. На какие равные части можно разделить каждую длительность? (ответыучащихся) Слайд № 8
Учитель Химии:
-Что такое атом?
— А молекула?
— Какое понятие шире?
Это есть закономерность в азаххимии, т.е. атом- молекула- вещество. Вещества бывают простые и сложные.
–Чем отличаются простые веществаот сложных?
Учитель Музыки:
-Также мы знаем, что одну нотуможно записать в разных октавах, отчего поменяется ее высота. Октава- этоделение клавиатуры на 8 равных частей.
Учитель Химии:
Число «8» в химии считалось раньше магическим. Даже ученый – химик Ньюлендс обнаружил закономерность,которую назвал «правилом октав». (показать схему с правиломоктав). Она соблюдалась в начале ряда элементов. Но далее нарушалась.Более подробно мы будем знакомиться с этим правилом при изучении ПСХЭ.
Слайд № 9.
Учитель Химии: Всевещества состоят из молекул, а молекулы –из атомов. А атомы и группы атомов вмолекулах веществ, взаимно влияют друг на друга.
Учитель Музыки: Амузыкальное произведение ведь тоже состоит из мелодий, интервалов, аккордов – аони из звуков.
Учитель Химии:
В химии есть вещества и хим. элементы,которые в природе играют огромную роль и уникальны сами по себе. Например ,кислород имеет исключительно большое значение в жизни растений, животных ичеловека.
Он является важной частью многихорганических соединений: белков, жиров и углеводов. Кислород входит в составпочти всех окружающих нас веществ.
Учитель Музыки: Вмузыке также есть свои уникальные явления и индивидуумы. Например, нота «ЛЯ»является эталоном колебаний.
Первый крик младенца, появившегося насвет, независимо от его тембра, громкости, звучит на частоте «ЛЯ». Природаустроила слуховую систему человека так, что она настраивается на частоту «ЛЯ»,играющую в шкале звукоряда основополагающую роль (показ муз .камертона).
Слайд № 10 .
Учитель Химии: анализируетс учащимися 1 часть цели урока. Слайд 11-12
Учитель Музыки: А вовторой части нашего урока мы рассмотрим многогранность научно-творческойдеятельности А.П.Бородина. Слайд 13
Учительхимии. А.П.Бородин был одним из создателей органической химии, выдающимсяпедагогом, передовым деятелем и гениальным композитором. Две страсти – к химиии музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории человеческойкультуры не было второго творца, сумевшего так много достичь в столь, казалосьбы, несовместимых областях деятельности.
Сценка. Слайд
Учитель химии. Детство. Место действия – Петербурггоголевских времен.
Гувернантка:
– Пожар! Этот ребенок невозможен! Я покидаю вас!
Саша матушке:
– А я вот что вам показать хотел, Вы такого и невидывали, это вам сюрприз. Вот! Как вам это нравится? (Показывает кристаллысоли меди.)
Мать:
– На сахар смахивает… Иголочки, кубики, да блестят,что бриллианты! Как же ты все это сделал? Руками слепил такие махонькие?
Саша:
– Эти, матушка, нерукотворные камешки – кристаллы.Сама природа сотворила, от Бога, ну и я маленько помог.
Мать:
– Ты уж играйся, ежели от Бога. Да не спали ты нас, ободном прошу, смирюсь уж как-нибудь с дымом и вонью.
Саша (с важностью):
– В химии, матушка, и вонь-то от Бога.
Гувернантка:
Нет, не дозваться Сашеньку. Читает, а потом влабораторию. В одной комнате ему тесно, уже по всей квартире расселиласьчудная, непонятно
для чего посуда, порошки, жидкости. Паять, гнутьразмягчившееся стекло, превращать жидкость в кристаллы, Творить, создавать то,чего не было только что и вдруг стало, как творится музыка из ничего, извоздуха и света, из печали и сладкой, самому неясной мечты.
(Муз) Бородин являлся автором текстов к своим произведениям
Передвами текст такого романса. Прочитав, определите литературный жанр.
Прослушаем произведение, попробуйте определить музыкальную форму.
(Спящая княжна)
Учительхимии. Ребята, давайте и мы с вамипроведем опыт, чтобы немного ощутить себя химиками, познать радостьэксперимента. (опыт,с которым мы с вами встречаемся в быту?
Опыт. гидрокарбонат натрия +соляная кислота
УчительМузыки: И еще один интересный факт:
Бородин-композиторимел привычку писать ноты своих музыкальных произведений карандашом. Нокарандашные записи недолговечны. Чтобы сохранить их, Бородин-химик покрывалрукопись раствором желатина или яичным белком. Так химия помогала музыке!
УчительХимии. Давайте, мы тоже сейчас проведем опыт «невидимые чернила».( Проведениеопыта. Музыкальное сопровождение. Бородин «Богатырская симфония»,1 часть -фрагмент )
IV. Обобщениеизученного материала. Слайд16
НаследиеБородина
· А.П.Бородин – выдающийся ученый, поэт, композитор.
· 42научные работы, прогремевшая на весь мир опера «Князь Игорь», могучие симфонии,романсы, песни, нередко на слова самого Бородина, блестящие статьи о музыке имузыкантах – вот неполный список того, что создал Бородин.
Учительхимии:Нельзя механически делить Бородина на химика и на музыканта. Онбыл творцом в химии и работал подмастерьем в музыке. То и другое было егостихией. Бородинсовмещал в себе то, что обычно считают несовместимым. Невольно возникаетвопрос: как он мог быть одновременно химиком и композитором? Ведь это такиеразные далёкие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Всейсвоей жизнью, научной, творческой деятельностью Бородин показал и доказалвеликую гармонию науки и искусства
V.Итоги урока: (Рефлексия) Слайд№ 27
Рефлексия «Незаконченные предложения»
Сегодня я для себя открыл….
Для меня было неожиданностью узнать…
Науроке мне было интересно…
Урокдал мне для жизни…
Расскажу дома что….
Я хотел бы еще раз услышать…
Теперь я знаю……
Итог:
сегодня на уроке мыпознакомились с выдающимся композитором и учёным Александром ПорфирьевичемБородиным,
прослушали музыкальныефрагменты творчества композитора
-узнали, что химия имузыка были неотъемлемой частью в жизни композитора, сумевшего так многодостичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.
VI.Домашнее задание: Слайд № 28
Подготовитьсообщение о деятельности А.П.Бородина.
