X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

ТЕМА УРОКА: «Волшебныйдар наук и муз…»

Цель:                                

 Раскрыть  связь науки и искусства как две формыпознания     окружающего мира;

Показать значимость науки и искусства на примере выдающегосяотечественного химика и композитора А.П. Бородина,

Учить школьников анализу, синтезу, умозаключению и применениютеоретических знаний на практике.

Формирование общечеловеческих ценностей

Расширение кругозора учащихся за счет привлечения дополнительныхсведений из области музыкального искусства и химии.

Демонстрация того, что наука и искусство на самом деле не так уж идалеки друг от друга.

 

Задачи: Обучатьновым знаниям, умениям, навыкам по организации развивающих видов деятельности;формировать углубление интереса к предметам «химия» и «музыка»;

 Обеспечить условия для творческой самореализации учащихсяи расширение кругозора учащихся за счет привлечения дополнительных сведений изобласти музыкального искусства и химии;

воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою отечественнуюнауку и искусство.                    

 

 

Тип урока: Бинарный.Интегрированный (Обобщение)

 

Формы и методы обучения:  

Работа в группах, индивидуальная,дифференцированная.

Объяснительно-иллюстративный метод : объяснение, беседа, рассказ наглядныепособия (использование мультимедийных средств, демонстрация опытов, показслайдов,  натуральных объектов);практический показ способов деятельности

Репродуктивный метод.                               

 

Оборудование и реактивы.

 

Презентация MicrosoftPowerPoint «А.П.Бородин – великий химик и композитор»;
А.П.Бородин: музыка в записи: «Спящая княжна» кристаллы соли меди.

Компьютер, мультимедийный проектор,экран,  магнитола , музыка: презентация Microsoft PowerPoint «Волшебныйдар наук и муз», реактивы: растворы HCl,NaHCO3

 

 

Проблемный вопрос:  Можноли найти общие закономерности между Химией и Музыкой?

                                                                                                                     Эпиграфк уроку:

                                                                                                  «Наука и искусство ,

               расставшись у      основания, 

     встретятся на вершине.»

                                                                                                                             Г.Флобер.

                                          ХОД УРОКА.

I. Орг.момент (Слайд №1.)  

 

 -Приветствие, представить педагогов, гостей, психологический настрой учащихся. Класс объединить  в группы.

Учитель Музыки : озвучивает эпиграф урока. Слайд№2.

II. Актуализация знаний.1. Актуализация знаний.

(химия)  19век называют «Золотым веком».

Расширилась сфера образования, усилиласьграмотность. Стремительно развиваются математика, физика, химия. Появляютсягромкие имена в науке, такие как Кулибин, Циолковский, Лобачевский, Менделеев,Бородин.   19 век – век развития машиностроения и промышленности. Сделали оченьважные открытия в медицине (изобретение наркоз).

          (Музыка) Активно развивается и культура. Был построен большой театр ибольшой кремлёвский дворец, открыт памятник Минину и Пожарскому, открыл двери Эрмитаж.В художественной литературе заблистали имена Пушкина, Лермонтова, Толстого,Островского, Гоголя  Большой вклад в развитие культуры внеслихудожники-передвижники — Репин, Левитан, Айвазовский, Саврасов,  Суриков, асреди музыкантов — так называемая «Могучая кучка».  М.А. Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи.

 

Учитель Химии: (ставитпроблемный вопрос перед учащимися: )  Можно линайти общие закономерности между Химией и Музыкой? Слайд№ 3

— Мы вам предлагаем по­рассуждать надпроблемным вопросом и создать кластер  «Ромашка».

Учитель Музыки На магнитной доске выкладывается кластер в виде ромашки.

Беседа .

 

(Музыкальное сопровождение. Музыкальный фон: Сен-Санс «Аквариум»)

Прослушаем произведение французского композитора Сен-Санса,

опишем его  характер тремя словами и ответим на вопрос:  Какие образы увас возникли?

 

 

 Учитель Химии: Предлагаетучащимся сформулировать тему урока,

Формулировка темы.   Слайд№ 4.

 Запись числа, темы урока в тетрадь.

 III.Основная часть.

   

Учитель Музыки: Нанашем уроке мы попробуем доказать, что волшебный дар музыки может отражаться ив науке. Давайте, сформулируем цель нашего урока.(учащиесяформулируют цель с помощью учителя). Слайд № 5

Мы вам предлагаем начать  из азовмузыкального искусства, точнее, музыкальной грамоты.

Учитель Химии: исоответственно науки, т.е. химии.

Беседа.

Учитель Музыки: -Ребята, с чего начинается запись музыки? Какие знаки мы используем? (Ноты)

— Что такое нота?

-Сколько существует нот?

— Где располагаются ноты? (нотный стан)

 Учитель Химии: —

— С чего начинается запись в химии? (схим. элемента.)

— Что такое химический элемент?

-Какие бывают химические элементы?

— Где они располагаются? ( ПСХЭ).

— Сколько всего существует химическихэлементов? (118)

 Учащиеся заполняют  лист

   Слайд №6

Учитель Музыки:

Как определить звучание ноты во времени? Ск.она длится?  (длительность)

— Какие длительности бывают? (целые, восьмые,четвертные, шестнадцатые).

Учитель Химии:

— Каждый химический элемент – атом — чтообязательно должен иметь? (массу)

— Также атом имеет и заряд ядра.

Слайд № 7

Учитель Музыки:

Мы видим схему деления целойдлительности. На какие равные части можно разделить каждую длительность? (ответыучащихся)  Слайд № 8

Учитель Химии:

 -Что такое атом?

— А молекула?

Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1433

— Какое понятие шире?

 Это есть закономерность в азаххимии, т.е. атом- молекула-  вещество. Вещества бывают простые и сложные.

 –Чем отличаются простые веществаот сложных?

Учитель Музыки:

 -Также мы знаем, что одну нотуможно записать в разных октавах, отчего поменяется ее высота. Октава- этоделение клавиатуры на 8 равных частей.

 Учитель Химии:

 Число «8» в химии считалось раньше магическим. Даже ученый – химик Ньюлендс обнаружил закономерность,которую назвал «правилом октав». (показать схему с правиломоктав). Она соблюдалась в начале ряда элементов. Но далее нарушалась.Более подробно мы будем знакомиться с этим правилом при изучении ПСХЭ.

Слайд № 9.

Учитель Химии: Всевещества состоят из молекул, а молекулы –из атомов. А атомы и группы атомов вмолекулах веществ, взаимно влияют друг на друга.

Учитель Музыки: Амузыкальное произведение ведь тоже состоит из мелодий, интервалов, аккордов – аони из звуков.

Учитель Химии:

В химии есть вещества и хим. элементы,которые в природе играют огромную роль и уникальны сами по себе. Например ,кислород имеет исключительно большое значение в жизни растений, животных ичеловека.

 Он является важной частью многихорганических соединений: белков, жиров и углеводов. Кислород входит в составпочти всех окружающих нас веществ.

Учитель Музыки: Вмузыке также есть свои уникальные явления и индивидуумы. Например, нота «ЛЯ»является эталоном колебаний.

Первый крик младенца, появившегося насвет, независимо от его тембра, громкости, звучит на частоте «ЛЯ». Природаустроила слуховую систему человека так, что она настраивается на частоту «ЛЯ»,играющую в шкале звукоряда основополагающую роль  (показ  муз .камертона).

Слайд № 10 .

Учитель Химии: анализируетс учащимися 1 часть цели урока. Слайд 11-12

Учитель Музыки: А вовторой части нашего урока мы рассмотрим многогранность научно-творческойдеятельности А.П.Бородина. Слайд 13

Учительхимии. А.П.Бородин был одним из создателей органической химии, выдающимсяпедагогом, передовым деятелем и гениальным композитором. Две страсти – к химиии музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории человеческойкультуры не было второго творца, сумевшего так много достичь в столь, казалосьбы, несовместимых областях деятельности.

 

Сценка. Слайд 

Учитель химии. Детство. Место действия – Петербурггоголевских времен.

Гувернантка:

– Пожар! Этот ребенок невозможен! Я покидаю вас!

Саша матушке:

– А я вот что вам показать хотел, Вы такого и невидывали, это вам сюрприз. Вот! Как вам это нравится? (Показывает кристаллысоли меди.)

Мать:

– На сахар смахивает… Иголочки, кубики, да блестят,что бриллианты! Как же ты все это сделал? Руками слепил такие  махонькие?

Саша:

– Эти, матушка, нерукотворные камешки – кристаллы.Сама природа сотворила, от Бога, ну и я маленько помог.

Мать:

– Ты уж играйся, ежели от Бога. Да не спали ты нас, ободном прошу, смирюсь уж как-нибудь с дымом и вонью.

Саша (с важностью):

– В химии, матушка, и вонь-то от Бога.

Гувернантка:

Нет, не дозваться Сашеньку. Читает, а потом влабораторию. В одной комнате ему тесно, уже по всей квартире расселиласьчудная, непонятно

для чего посуда, порошки, жидкости. Паять, гнутьразмягчившееся стекло, превращать жидкость в кристаллы, Творить, создавать то,чего не было только что и вдруг стало, как творится музыка из ничего, извоздуха и света, из печали и сладкой, самому неясной мечты.

 

(Муз) Бородин являлся автором текстов к своим произведениям

Передвами текст такого романса.  Прочитав, определите литературный жанр.

Прослушаем произведение, попробуйте определить музыкальную форму.

 

(Спящая княжна)

 

Учительхимии. Ребята, давайте и мы с вамипроведем опыт, чтобы немного ощутить себя химиками, познать радостьэксперимента. (опыт,с которым мы с вами встречаемся в быту?

 

Опыт. гидрокарбонат натрия +соляная кислота

УчительМузыки: И еще один интересный факт:

 Бородин-композиторимел привычку писать ноты своих музыкальных произведений карандашом. Нокарандашные записи недолговечны. Чтобы сохранить их, Бородин-химик покрывалрукопись раствором желатина или яичным белком. Так химия помогала музыке!

УчительХимии. Давайте, мы тоже сейчас проведем опыт «невидимые чернила».( Проведениеопыта. Музыкальное сопровождение. Бородин «Богатырская симфония»,1 часть -фрагмент )

 

IV. Обобщениеизученного материала. Слайд16

 НаследиеБородина

·       А.П.Бородин – выдающийся ученый, поэт, композитор.

·       42научные работы, прогремевшая на весь мир опера «Князь Игорь», могучие симфонии,романсы, песни, нередко на слова самого Бородина, блестящие статьи о музыке имузыкантах – вот неполный список того, что создал Бородин.

 

Учительхимии:Нельзя механически делить Бородина на химика и на музыканта. Онбыл творцом в химии и работал подмастерьем в музыке. То и другое было егостихией. Бородинсовмещал в себе то, что обычно считают несовместимым. Невольно возникаетвопрос: как он мог быть одновременно химиком и композитором?     Ведь это такиеразные далёкие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Всейсвоей жизнью, научной, творческой деятельностью Бородин показал и доказалвеликую гармонию науки и искусства

 V.Итоги урока: (Рефлексия) Слайд№ 27

 Рефлексия «Незаконченные предложения»

     Сегодня я для себя открыл….

     Для меня было неожиданностью узнать…

      Науроке мне было интересно…

      Урокдал мне для жизни…

     Расскажу дома что….

     Я хотел бы еще раз услышать…  

     Теперь я знаю……

 Итог:                                             

сегодня на уроке мыпознакомились с выдающимся композитором и учёным Александром ПорфирьевичемБородиным,

прослушали музыкальныефрагменты творчества композитора

-узнали, что химия имузыка были неотъемлемой частью в жизни композитора, сумевшего так многодостичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

VI.Домашнее задание: Слайд № 28

 

Подготовитьсообщение о деятельности А.П.Бородина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1433

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1433


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1433


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1433


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1433


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1433


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет