МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕКАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МИЖИГЛИНСКАЯ ОСНОВНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» мр «КАЙТАГСКИЙ РАЙОН»
Тел.:8-96О-4О8-ОЗ-66Аннатдаев А.Т
Сайт школы: https://mizhi.dagestanschool.ruЭл.почта: aannatdayev@bk.ru
Адрес:368593, республика Дагестан, Кайтагский район. с. Мижигди, уд. Школьная, 7
ДОКЛАД
«Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса»
(Подготовила: Гасантаева ЭА.)
2021г.
«Государство признает детство важным этапом жизни человека иисходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни вобществе, развития у них общественно-значимой и творческой активности,воспитания в них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности»- декларирует Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка вРФ>>.
Огромную роль в осуществлении гарантий прав ребенкаложится на плечи педагогов образовательных учреждений, ведь большую половинусвоего времени дети проводят именно в школе. Содействие ребенку в реализации изащите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательстваРФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних, формированиезаконопослушного поведения детей и подростков, оказаниесоциально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся вней, выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, сцелью профилактики раннего семейного неблагополучия важнейшие задачи, стоящиеперед педагогическим коллективом сегодня.
Актуальность данной темыобусловлена тем, что экономическая нестабильность, социальнаядезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемамиматериального, а порой и физического выживания негативно сказывается навоспитании детей. Между тем какую бы сторону развития ребенка мы не взяли,всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том илиином возрастном этапе играет семья. Главные направления деятельности нашейшколы по развитию активной педагогической позиции родителей в процессе влияниясемьи на младших членов, а также в нейтрализации отрицательных моментов мывидим в том, чтобы рассматривать воспитание в школе и семье как единый процесс.Анкетирование, собеседование с родителями и учителями показали общуюзаинтересованность в организации гуманной педагогической среды вокруг каждогоребенка. Перед педагогическим коллективом стоит важная задача: обеспечить семьипедагогическими знаниями и умениями, которые бы усвоились непосредственно вопределенной образованной теоретической и практической деятельности.
Все яснее становится понимание роли семьи вформировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтомуработа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательногопроцесса школы.
Семья— это разновозрастной коллектив, членом которого ребенок становится с первогодня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многихлет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями,традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношениявнутри семьи определяют ее психологический климат. В нем и формируется уребенка восприятие мира, людей и самого себя.
Здесь он приобретает знания,умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения,человеческих отношений. Каким вырастет ребенок, во многом определяет егоположение в семье.
А это положение бывает самымразличным:
— нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу оребенке, когда в семье заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех,когда его уважают и он уважает других;
— ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи; — либоизгой и растет, как сорная трава;
— либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Это безусловно, проявление дезорганизации семьи каксоциального института, отражающее негативные процессы в государстве.
Проблемы семьи волнуют и самихдетей. Очень симптоматично, что на вопрос: «Чего бы вам больше всего хотелосьдобиться в жизни?» 66,6 % подростков отвечают: «Иметь хорошую семью».
Для нас важно зафиксировать тот момент, что кризиссемейного воспитания сказывается для школы не только в усложнениипедагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родительми.
Повышенная тревожность родителей ввопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой,которые в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегдаоказывающих позитивное влияние на детей.
Психологи отличают следующие типичные страхи родителей:
— страх перед тем, что ребенок не получит хорошего образования, азначит, не займет достойного места в жизни. Причем понятие «хорошая школа»часто отождествляется ими с понятием «престижная школа». Возможности ребенка,его комфортность зачастую во внимание не принимаются вообще;
— страх перед тем, что учитель не полюбит, не примет ребенка совсеми его проблемами. И здесь родители либо стараются наладить личные отношенияс учителями, либо начинают выступать в роли экспертов действий педагогов; страх, чторебенка будут обижать в школе. В этом случае мы часто сталкиваемся с заменойвоспитания у ребенка умения взаимодействовать с другими детьми воспитаниемагрессивности;
страх перед неделикатностью школы в отношениииндивидуальных особенностей детей, он порождает скрытность родителей,затрудняет конструктивность взаимодействия.
Все это показывает, почему такважно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.
Главная задача, которую должны решить педагогическийколлектив и родительская общественность — это нахождение взаимопонимания.
Основнымпринципом работы с родителями в современных условиях является отказ отрепрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям обуспеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием «принятьмеры» без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачирекомендаций сегодня неприемлемо.
Сегодня требуется сформировать конструктивныйхарактер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагаетпонимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения сродителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может,должна, каковы пределы ее возможностей и ответственности.
В образовательном учреждении дети приобретают общественные иучебные навьжи, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретениеребенком этих навыков — вот поле взаимодействия школы и родителей, а фундаментего интеллектуального развития обеспечивается в рамках изучаемых школойпрограмм.
Работа с семьей — зона особоговнимания в смысле этики отношений с родителями. Каждое слово педагога должнобыть выверено с точки зрения воспитательных последствий.
Есть непререкаемые законы этикиотношений «учитель — родители>>. Например, нельзя начинать разговор сродителями с обсуждения недостатков ученика; наоборот, в первую очередьжелательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их. А еслиговорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера,возможностей их устранения. Всегда надо помнить: какими бы недостатками ниобладал воспитанник, для родителей он родное дитя.
Часто мы своей нетерпимостью и категоричностьюпровоцируем родителей на конфликт. Иногда он становится затяжным, когда ниродители, ни учитель не хотят увидеть в этом своей вины.
Случается, что родители врезультате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс.Мастерство педагога заключается в том, чтобы помочь родителям достойно выйти изнеприятной ситуации.
В ходе общения с родителями важно добиваться созданияатмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать,уметь расположить к себе отцов и матерей.
Безусловно, всегда легче работатьс семьей, где родители охотно идут на контакт с учителем. А как быть снеблагополучными семьями? Тут выступают другие приемы и решения. Они болеетрудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда приводитк успеху. Многие учителя с этого и начинают, но когда убеждаются, что неполучается, используют то, что им подвластно — меняют обстоятельства жизниребенка в школе. Окружают ученика вниманием и заботой, дают возможностьпочувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радостьуспеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с одноклассниками,играх, учебной деятельности.
Но ненадо торопиться отгораживаться от родителей из неблагополучных семей. Говорят,что капля камень точит. Необходимо попытаться заставить и таких родителейзадуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.
Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель былдля семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когдатолько он мог дать отцам и матерям добрый совет, как им поступить, если ребенокплохо учится, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления,научиться разбираться в мотивах их поступков.
Сегодня многое из этого можно найти в педагогическихжурналах, газетах, книгах по проблемам воспитания. Все это так. Но все женикакая книга или журнальная статья не могут сказать конкретную практическуюпомощь отцам и матерям ученика, придать стройность и логическуювзаимосвязанность причин и следствий того или иного педагогического явления.Только учитель.
Например, психологические и физиологическиеособенности детей младшего и среднего школьного возраста таковы, что онитребуют постоянного взаимодействия учителей и родителей. Непосредственный,прямой контакт родителей с учителем неоценим, ведь классные родительскиесобрания не дают нужного эффекта.
Во-первых, потому, что родителей, присутствующих насобрании, как правило, не менее 10 — 15 человек. Просто невозможно поговорить скаждым из родителей индивидуально, квалифицированно ответить на интересующие ихвопросы. Во-вторых, каждая семья воспитывает ребенка в специфических, особыхусловия, как говорят, на <<своей территории». Значит, в каждом отдельномслучае необходимо искать новые, эффективные подходы в работе с семьей,отвечающие потребностям родителей.
Деятельность педагогического коллектива поорганизации работы с родителями реализует следующие цели
1 . Просветительскаяспособствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих сдетьми.
2. Консультативная — совместныйпсихолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка впроцессе приобретения им общественных и учебных навыков.
З. Коммуникативная — обогащениесемейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействияребенка и родителей.
Критериями эффективности работы педагогов с родителямислужат:
— в начальной школе — сформированность положительного отношения кшколе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическомуколлективу;
— в среднем и старших звеньях — сформированность понимания сильныхи слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как к личности игордость за его достижения в саморазвитии.
В то же время в работе сродителями существует несколько запретов, нарушение которых должнорассматриваться как нарушение педагогической этики.
Первый запрет это запрет наустановление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которыеведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учительидет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителямидолжны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка вучебно-воспитательном процессе.
Второй запрет это запрет на обсуждение с родителямивнутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы ипретензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся ирассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах,совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
Третий запрет — запрет на оценку личности ребенка, егосемьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика егоразвития, эмоциональные реакции и т.п.
Важнаязадача школы, педагогов в том, чтобы обеспечить семьи педагогическими знаниямии умениями, которые бы усваивались непосредственно в определенном образоморганизованной теоретической и практической деятельности. Если правильноорганизовать педагогическое взаимодействие, то участие родителей в воспитаниине только своего ребенка, но и класса в целом станет активнее. Учителя иродители как партнеры в учебно-воспитательном процессе дополняют друг друга.
Чтобы оценить эффективность учебно-воспитательногопроцесса, целесообразно проводить анкетирование родителей и учащихся поразличным темам: <<Режим работы школы», «Формы участия родителей вовнеклассной работе», «Формы проведения родительских собраний», «Родителиглазами детей» и т.д.
Большая роль в организации оптимального взаимодействияпедагогов с родителями принадлежит школьному психологу. Он обладаетсоответствующими профессиональными знаниями и умениями, которые помогутпровести диагностирование учащихся, консультирование педагога и родителей поповоду форм взаимодействия с ребенком.
Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют другдруга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороныкаждого и скорректировать возможные ошибки.
Список использованной литературы:
1 . Баль Л. В. Педагогу о здоровомобразе жизни детей. — м., 2005., 192 с.
2. Болотова Е. Л. Права ребёнка всовременной России. —м., 2005. -96
с.
з. Толмачёва Е. В. Организациясистемы работы с детьми и семьями группы риска в образовательном учреждении. —Волгоград, 2002. -297 с.
4. Хасан Б. И., Дюндик Н. Н.,Федоренко Е. Ю., Кухаренко И. А., Привалихина Т. И. Образование в областипрофилактики аддиктивных форм поведения: Организационно-методическое пособие.Красноярск: Красноярский гос. университет, 2003. -128 с.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)