X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

ГАУДО СО «ДШИ №2г.Каменска – Уральского»

 

 

 

 

«Госпожа Удача»

композитора ИсаакаШварца»

 

посвящается

100 – летию со днярождения

 

Работу выполнила:

Кожевникова Татьяна

ДПП «Искусство театра»8 класс

Преподаватель:

Сергеева ОльгаВикторовна

 

 

 

 

г.Каменск – Уральский

2023 год

Вряд ли можнонайти в нашей стране человека, не слышавшего музыки Исаака Шварца. Ну развеесть хоть кто-то, ни разу в жизни не спевший:

Ваше благородие,госпожа удача,
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце постой не зови…
Не везёт мне в смерти повезёт в любви!

Это песня ИсаакаШварца на стихи Булата Окуджавы из фильма «Белое солнце пустыни».

Исаак Шварцродился 13 мая 1923 года в украинском городке Ромны в еврейской семье. РодителиИосиф Евсеевич и Рахиль Соломоновна назвали сына библейским именем, в переводес иврита означающим «тот, кто будет смеяться».

Когда мальчикуисполнилось 7 лет, семья переехала в город на Неве: отец — филолог получилработу в Ленинградском университете, мама преподавала в школе математику,а также русский язык и литературу. В доме звучала музыка, старшие сёстрыучились в музыкальной школе, а младший Исаак особым талантом, по мнениюродителей, не отличался, хотя и обучался в Ленинградскомдоме художественного воспитания детей, и даже в 12 лет в Большом залефилармонии в сопровождении филармонического оркестра исполнил 1-й концертШопена, и был зачислен в ученики Леонида Владимировича Николаева – профессораЛенинградской консерватории по классу фортепиано.

Спокойное течениежизни семьи Шварцев было прервано 9 декабря 1936 года. Отец Иосиф Евсеевичбыл арестован органами НКВД и осужден по 58-й статье за «антисоветскиеразговоры» и приговорён к 5 годам лишения свободы. Судьба отца сложилась трагично: он был расстрелян в лагере вМагадане.

Летом того же годаРахиль Соломоновну, как «жену врага народа», с детьми в выслали изЛенинграда. Семье «дали 3 дня на сборы, по 16 кг на каждого самого необходимого и на выбор — несколько городов». Выбор пална Фрунзе, где мать устроилась работать на швейную фабрику.

Роль кормильца всемье занял 14-летний Исаак: подросток учил игре на фортепиано детейкиргизских чиновников. Был у мальчика ещё один способ заработать на жизнь –он устроился тапёром, обеспечивал импровизационное музыкальное сопровождениенемых фильмов. Впоследствии критикиеще не раз упомянут юношескую работу Исаака в качестве тапера и скажут, чтоименно она позволила ему прочувствовать кинематограф.

Войну Исаак Шварцвстретил руководителем хора Краснознамённого ансамбля песни и пляски Фрунзенскоговоенного округа. Казалось, можно было продолжать там службу, но юноша идёт нафронт. Он воевал в сапёрной роте, былтяжело контужен и отправлен в госпиталь. После восстановления вернулся наработу в ансамбль.

ВоФрунзе Шварц познакомился с сестрой Д.Д.Шостаковича Марией Дмитриевной,пианисткой, сосланной по аналогичному поводу.

В 1945 году срокссылки Шварца закончился, и он вернулся в Ленинград, где встретился с Шостаковичем.Исаак Иосифович вспоминает, что при первой же встрече тот отнёсся к нему сбольшой теплотой и участием и, несмотря на слабую теоретическую подготовку,ходатайствовал о его зачислении на 1 курс Ленинградской консерваторииим.Римского – Корсакова с условием, что Шварц интенсивно займётсятеоретическими дисциплинами. К слову, высшее образование в те годы былоплатным, но с молодого человека денег почему-то не брали. Много лет спустяректор Ленинградской консерватории рассказал ему, что учёбу конфиденциально оплачивал поверивший в него Шостакович.

Первый успех кШварцу – композитору пришёл после Симфонии f moll, премьеракоторой состоялась 6 ноября 1954 года. Это произведение, тепло при-нятоеслушателями  часто исполнялось в Большом зале Ленинградской филармо-нии. В 1955году Симфония прозвучала на Всесоюзном пленуме правления Сою-за композиторов вМоскве, на котором И/Шварц был принят в Союз композито-ров. В последующие годыШварц создал балеты «Накануне» и «В стране чудес». В конце 1950-хгодов им была написана музыка к знаменитым постановкам Г.Товстоногова «Идиот»Ф.М.Достоевского и «Горе от ума» А.С.Грибоедова в Ленинградском академическомБольшом драматическом театре имени М.Горь-кого. В дальнейшем прославленныйрежиссёр не раз обращался к музыке Швар-ца. Позже композитор отмечал, что сотрудничество с театральнымирежиссера-ми оказало положительное влияние на его профессиональный рост. Всегоон написал музыкальное сопровождение к 35 спектаклям.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Однако жанром, вкотором творчество Исаака Шварца достигло вершин, стала киномузыка. На вопрос,в каком музыкальном жанре он предпочитает работать, композитор отвечал незадумываясь: «Я — кинокомпозитор!» В данном случае, эта маленькая приставка«кино» к профессии композитор означает совершенно особенную область еготворчества.

Он успешносотрудничал с такими крупнейшими кинорежиссёрами страны, И.Пырьев, М.Ромм,В.Мотыль, С.Соловьев, Н.Губенко, А.Герман, П.То-доровский, Р.Нахапетов,П.Лунгин, В.Бортко — и это далеко не полный список. Режиссеры отмечали, что он умеет подобрать музыку к абсолютнолюбому, даже самому необычному и странному сценарию, а самому Шварцу болеевсего нравилось писать музыку к романтическим мелодрамам. У композиторавыработался некий романтический стиль, который, между прочим, сам он ценил идаже в той или иной степени гордился им – его музыка узнаваема мгновенно.

Музыка к 125-тифильмам!… Многие из которых вошли в золотой фонд отечественного и мировогокинематографа: Братья Карамазовы, Дерсу Узала, Изжизни отдыхающих, Белое солнце пустыни, Звездапленительного счастья, Нас венчали не в церкви,Блондинка за углом, Проверка на дорогах, КаникулыКроша, Необычайное пари, Не стреляйте в белыхлебедей и др. Это он автор наполненных юмором и иронией песен к фильму«Соломенная шляпка»; добрых и искренних мелодий к фильму «Дикая собака Динго»;щемящего лейтмотива «Ста дней после детства»; пронзительных музыкальных тем кфильму «Станционный смотритель»…

В каком фильмемузыка лучше? Выбрать невозможно.

Как словами передать ощущение от музыкик фильму «Мелодии белой ночи»? (Советско-японский фильм (1976г.), режиссёрыС.Соловьев и К.Нисимура).

Музыка ИсаакаШварца – полноправный участник, если не главный герой, фильма. В этой музыкеочарование белых ночей, пахнущих и дождём, и цветущей сиренью, очарованиелюбви. Пронзительная, светлая, щемящая и прозрачная, удивительно красивая, каквся эта короткая летняя ночь, за которую можно прожить целую жизнь, чтобы потомжить только воспоминанием об этом кратком времени счастья. Музыка, полнаянадежды и обещания счастья, но одновременно проникнутая ощущением невосполнимойи неизбежной потери. Музыка, которая знает всё, даже то, что советскийкомпозитор и японская пианистка на экране в самые наивысшие мгновениялюбви не решаются сказать друг другу.

Критики говорили, что фильм сопровождается поистинебожественной му-зыкой. Считается, что это одна из лучших работ композитора. Именнопосле этой картины Шварца стали называть классиком. Как высказывался кинорежис-сёрСергей Соловьёв, композитору, написавшему такую музыку, «уже не надо беспокоитьсяо месте в истории».

Владея разнымитипами композиторской техники, Исаак Шварц превыше всего ценил в музыкеискренность, простоту и мелодическую естественность. Композитор считал,что главным в музыке – является МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, путеводной нитью, подобно«нити Ариадны», ведущая слушателей за собой. Исаак Шварц имел собственное,непререкаемое и не предаваемое им никогда в жизни профессиональное композиторскоекредо — мелодия!

«…Я сделаюлюбую замороченную оркестровку, наплету любых самых многозначительныхдиссонансных пируэтов… Но по-настоящему самое трудное для каждого композитора исамое большое для него счастье — сочинить свежую, сильную, запоминающуюсямелодию! Всё остальное — дело техники»,- говорил он.

Булат ШалвовичОкуджава, друг Исаака Шварца, соратник по творчеству, как стихотворец, отмечалудивительную, свойственную Шварцу грань его созидательного таланта – умение ненаписать музыку к стихам, а «извлечь музыку из самого стихотворения, ту самую,единственную, которая только и существует для каждой строчки».

Сотрудничество этих мастеров было очень плодотворным. Окуджаваочень высоко ценил талант Шварца, и в интервьюрассказывал: «У Шварца есть какие-то струны в душе, которые совпадают с моимиструнами… В итоге получилось создать 32 шедевра: Романс «Любовь и разлука», песнииз фильма «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и «Катюша», песня Верещагина изк/ф «Белое солнце пустыни» навсегда вписывает имя Шварца в историю российскогокинематографа. ВКниге рекордов Санкт-Петербурга сообщается, что именно музыка Шварца впервыезазвучала в космосе. Это была та самая «Госпожа удача».

Умер ИсаакИосифович Шварц 27 декабря 2009 года. Он был похоронен на Литераторских мосткахВолковского православного кладбища.

13 мая 2011 года -в день его рождения — на могиле был открыт памятник работы петербургскогохудожника Сергея Вепрева. Семь органных труб из черного габбро устремленывверх.

А ещё напостаменте памятника лежит нотный лист с фрагментом записи «Госпожи Удачи»композитора Исаака Шварца.

 

Список интернет –источников:

 

https://la-belaga.livejournal.com/338756.html

 

https://museum-schvarz.ru/Isaak-Iosifovich-Schvarz/Biography/

 

https://fb.ru/article/420123/isaak-shvarts-biografiya-lichnaya-jizn-tvorchestvo-foto

 

http://blog.norma40.ru/?p=3648

 

https://chtoby-pomnili.livejournal.com/517574.html

 

https://jewish.ru/ru/people/culture/180508/

 

https://miramalo.club/smotret/2129/373875/

 

https://proza.ru/2021/10/15/528

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет