X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДАНКОВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

Рабочая программа

общеобразовательной

учебнойдисциплины

«Химия»

 

дляпрофессий СПО

35.01.23«Хозяйка усадьбы» естественнонаучного профиля;

 дляспециальностей  СПО

35.02.06«Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»естественнонаучного профиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данков, 2022

Содержание

 

Пояснительная записка……………………………………………………………………………с.3

Общая характеристика учебнойдисциплины «Химия» ……………………………с.4

Место учебной дисциплины в учебномплане…………………………………………..с.6

Результаты освоения учебнойдисциплины ………………………………………………с.7

Содержание учебной дисциплины……………………………………………………………с.9

Тематическое планирование .………………………………………………………………с.15

Характеристика основных видовучебной деятельности студентов …………с.21

Учебно-методическое иматериально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины«Химия»……………………………………………………………….с.24

Рекомендуемая литература…………………………………………………………………….с.25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе требованийФГОС среднего (полного) общего образования, предъявляемых к структуре,содержанию и результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины«Химия», с учетом примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины«Химия» для профессиональных образовательных организаций (протокол от 28июня 2016 г. № 2/16-з ФИРО) и предназначена для изучения химии вГОАПОУ ДАПТ, реализующем образовательную программу среднего общего образованияпри подготовке квалифицированных рабочих при получении профессий СПО 35.01.23 «Хозяйкаусадьбы» естественнонаучного профиля и специалистов среднего звена при полученииспециальности СПО 35.02.06 «Технология производства и переработки схпродукции» естественнонаучного профиля.

Содержание программы учебной дисциплины «Химия»направлено на достижение следующих целей:

• формирование у обучающихся умения оцениватьзначимость химического знания для каждого человека;

• формирование у обучающихся целостного представленияо мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира;умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной,социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химическиезнания;

• развитие у обучающихся умений различать факты иоценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок исвязь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновыватьсобственную позицию;

• приобретение обучающимися опыта разнообразнойдеятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальноезначение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятиярешений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков,навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами вповседневной жизни).

В программу включено содержание, направленное наформирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоенияОПОП СПО на базе основного общего образования.

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ХИМИЯ»

Химия — это наука о веществах, их составе и строении,свойствах и превращениях, значении химических веществ, материалов и процессов впрактической деятельности человека. Содержание общеобразовательной учебнойдисциплины «Химия» направлено на усвоение обучающимися основных понятий,законов и теорий химии; овладение умениями наблюдать химические явления,проводить химический эксперимент, производить рас- четы на основе химическихформул веществ и уравнений химических реакций. В процессе изучения химии уобучающихся развиваются познавательные интересы и интеллектуальные способности,потребности в самостоятельном приобретения знаний по химии в соответствии свозникающими жизненными проблемами, воспитывается бережное отношения к природе,понимание здорового образа жизни, необходимости предупреждения явлений,наносящих вред здоровью и окружающей среде. Они осваивают приемы грамотного,безопасного использования химических веществ и материалов, применяемых в быту,сельском хозяйстве и на производстве. При структурировании содержанияобщеобразовательной учебной дисциплины для профессиональных образовательныхорганизаций, реализующих образовательную программу среднего общего образованияв пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учитываласьобъективная реальность — небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии истремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтомутеоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с темчтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученныхтеорий. Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитиютаких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение иконкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.Изучение химии в профессиональных образовательных организациях, реализующихобразовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОПСПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимостиот профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения,количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине ихосвоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видахвнеаудиторной самостоятельной работы студентов. При освоении профессий НПО испециальностей СПО естественно-научного профиля профессионального образованияхимия изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, приосвоении профессий НПО и специальностей СПО технического профиляпрофессионального образования химия изучается более углубленно как профильнаяучебная дисциплина. При освоении профессий НПО и специальностей СПОсоциально-экономического профиля, специальностей СПО гуманитарного профилярассматривается химический компонент естественнонаучного образования в пределахизучения учебной дисциплины «Естествознание» предметной области «Естественныенауки» ФГОС среднего общего образования. Специфика изучения химии при овладениипрофессиями и специальностями технического профиля отражена в каждой темераздела «Содержание учебной дисциплины» в рубрике «Профильные и профессиональнозначимые элементы содержания». Этот компонент реализуется при индивидуальнойсамостоятельной работе обучающихся (написании рефератов, подготовке сообщений,защите проектов), в процессе учебной деятельности под руководствомпреподавателя (выполнении химического эксперимента — лабораторных опытов ипрактических работ, решении практико-ориентированных расчетных задач и т. д.).В содержании учебной дисциплины для естественно-научного профиляпрофессионально значимый компонент не выделен, так как все его содержаниеявляется профильно ориентированным и носит профессионально значимый характер. Впроцессе изучения химии теоретические сведения дополняются демонстрациями,лабораторными опытами и практическими занятиями. Значительное место отводитсяхимическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихсяспециальные предметные умения: работать с веществами, выполнять простые химическиеопыты, учить безопасному и экологически грамотному обращению с веществами,материалами и процессами в быту и на производстве. Для организациивнеаудиторной самостоятельной работы студентов, овладевающих профессиями НПО испециальностями СПО технического и естественнонаучного профилейпрофессионального образования, представлен примерный перечень рефератов(докладов), индивидуальных проектов. В процессе изучения химии важноформировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организациисамостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поискеинформации в средствах массмедиа, Интернете, учебной и специальной литературе ссоответствующим оформлением и представлением результатов. Изучениеобщеобразовательной учебной дисциплины «Химия» завершается подведением  итоговв форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточнойаттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общегообразования (ППКРС, ППССЗ.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Учебная дисциплина «Химия» является учебным предметомпо выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднегообщего образования. В профессиональных образовательных организациях,реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределахосвоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина«Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базеосновного общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗместо учебной дисциплины «Химия» — в составе общеобразовательных учебныхдисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОСсреднего общего образования, для профессий НПО или специальностей СПОсоответствующего профиля профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Врезультате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общегообразования:

Выпускник набазовом уровне научится:

         раскрыватьна примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и впрактической деятельности человека;

         демонстрироватьна примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

         раскрыватьна примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

         пониматьфизический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основеобъяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществот электронного строения атомов;

         объяснятьпричины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе истроении;

         применятьправила систематической международной номенклатуры как средства различения иидентификации веществ по их составу и строению;

         составлятьмолекулярные и структурные формулы органических веществ как носителейинформации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенномуклассу соединений;

         характеризоватьорганические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливатьпричинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

         приводитьпримеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичныхпредставителей классов органических веществ с целью их идентификации иобъяснения области применения;

         прогнозироватьвозможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химическойсвязи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

         использоватьзнания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасногоприменения в практической деятельности;

         приводитьпримеры практического использования продуктов переработки нефти и природногогаза, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука,ацетатного волокна);

         проводитьопыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты,непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов икосметических средств;

         владетьправилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторнымоборудованием;

         устанавливатьзависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия отразличных факторов с целью определения оптимальных условий протеканияхимических процессов;

         приводитьпримеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;

         приводитьпримеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственныхпроцессах и жизнедеятельности организмов;

         приводитьпримеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простыхвеществ – металлов и неметаллов;

         проводитьрасчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания ипо его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в егосостав;

         владетьправилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами,средствами бытовой химии;

         осуществлятьпоиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формуламвеществ;

         критическиоценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщенияхсредств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях сточки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочныхсуждений и формирования собственной позиции;

         представлятьпути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических,энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

 

Выпускник набазовом уровне получит возможность научиться:

         иллюстрироватьна примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различныхисторических этапах ее развития;

         использоватьметоды научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательскихзадач по изучению свойств, способов получения и распознавания органическихвеществ;

         объяснятьприроду и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химическойактивности веществ;

         устанавливатьгенетическую связь между классами органических веществ для обоснованияпринципиальной возможности получения органических соединений заданного составаи строения;

         устанавливатьвзаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализепроблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химическихзнаний.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        

Базовый уровень

Основыорганической химии

Появление иразвитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место изначение органической химии в системе естественных наук.

Химическоестроение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.Основные положения теории химического строения органических соединенийА.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратностьхимической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул.Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификацииорганических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципыобразования названий органических соединений.

Алканы.Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура.Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств.Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения(галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений ворганическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла впромышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие оциклоалканах.

Алкены.Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерияуглеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства(на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование,гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональныхпроизводных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основноенаправление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продуктхимического производства. Применение этилена.

Алкадиеныи каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями.Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетическогокаучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина.Применение каучука и резины.

Алкины.Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерияуглеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства(на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование,гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и другихполезных продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламенидля сварки и резки металлов. Применение ацетилена.

Арены.Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулыбензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как способполучения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) какдоказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применениебензола.

Спирты.Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол какпредставители предельных одноатомных спиртов. Химические свойства (на примереметанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличиягидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получениярастворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения:спирты как топливо. Применение метанола и этанола. Физиологическое действиеметанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин какпредставители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция намногоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составекосметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина.

Фенол.Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химическиесвойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом. Применениефенола.

Альдегиды.Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельныхальдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряногозеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение дляобнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичностьальдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.

Карбоновыекислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновыхкислот. Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с металлами,основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства снеорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложныхэфиров. Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновыхкислотах.

Сложныеэфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот соспиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности.Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные иживотные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании ихнепредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров какспособ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соливысших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.

Углеводы.Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза какальдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал ицеллюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы(гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение дляобнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая рольуглеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.

Идентификацияорганических соединений. Генетическая связь между классами органическихсоединений. Типы химических реакций в органической химии.

Аминокислотыи белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органическиесоединения. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот. Областиприменения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строениебелков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белковпри помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме.Биологические функции белков.

Теоретическиеосновы химии

Строениевещества. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома.Основное и возбужденные состояния атомов. Классификация химических элементов(s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических уровней атомовd-элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины изакономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам игруппам. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Видыхимической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмыее образования. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллическихрешеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физическихсвойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.

Химическиереакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость отразличных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ,температуры, площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Ролькатализаторов в природе и промышленном производстве. Обратимость реакций.Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов(концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) длясоздания оптимальных условий протекания химических процессов. Дисперсныесистемы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции врастворах электролитов. рH раствора как показатель кислотности среды. Гидролизсолей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах.Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах ижизнедеятельности организмов. Окислительно-восстановительные свойства простыхвеществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов:водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии.Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в промышленности.

Химия ижизнь

Научныеметоды познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации поназваниям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование химическихпроцессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.

Химияи здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы,связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы,разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональноепитание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.

Химияв повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыминасекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и косметики.Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами,средствами бытовой химии.

Химияи сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защитырастений.

Химияи энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтянойгазы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты.Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке итранспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.

Химияв строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных материалов впрактической деятельности человека.

Химияи экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охранагидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.

Примерные темы рефератов (докладов),индивидуальных проектов

• Биотехнология и генная инженерия — технологии XXIвека.

• Нанотехнология как приоритетное направление развитиянауки и производства в Российской Федерации.

• Современные методы обеззараживания воды.

• Аллотропия металлов.

• Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

• «Периодическому закону будущее не грозитразрушением…»

• Синтез 114-го элемента — триумф российскихфизиков-ядерщиков.

• Изотопы водорода.

• Использование радиоактивных изотопов в техническихцелях.

• Рентгеновское излучение и его использование втехнике и медицине.

• Плазма — четвертое состояние вещества.

• Аморфные вещества в природе, технике, быту.

• Охрана окружающей среды от химического загрязнения.Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.

• Применение твердого и газообразного оксида углерода(IV).

• Защита озонового экрана от химического загрязнения.

• Грубодисперсные системы, их классификация ииспользование в профессиональной деятельности.

• Косметические гели.

• Применение суспензий и эмульсий в строительстве.

• Минералы и горные породы как основа литосферы.

• Растворы вокруг нас. Типы растворов.

• Вода как реагент и среда для химического процесса.

• Жизнь и деятельность С. Аррениуса.

• Вклад отечественных ученых в развитие теорииэлектролитической диссоциации.

• Устранение жесткости воды на промышленныхпредприятиях.

• Серная кислота — «хлеб химической промышленности».

• Использование минеральных кислот на предприятияхразличного профиля.

• Оксиды и соли как строительные материалы.

• История гипса.

• Поваренная соль как химическое сырье.

• Многоликий карбонат кальция: в природе, впромышленности, в быту.

• Реакции горения на производстве и в быту.

• Виртуальное моделирование химических процессов.

• Электролиз растворов электролитов.

• Электролиз расплавов электролитов.

• Практическое применение электролиза: рафинирование,гальванопластика, гальваностегия.

• История получения и производства алюминия.

• Электролитическое получение и рафинирование меди.

• Жизнь и деятельность Г. Дэви.

• Роль металлов в истории человеческой цивилизации.История отечественной черной металлургии. Современное металлургическоепроизводство.

• История отечественной цветной металлургии. Рольметаллов и сплавов в научно- техническом прогрессе.

• Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

• Инертные или благородные газы.

• Рождающие соли — галогены.

• История шведской спички.

• История возникновения и развития органической химии.

• Жизнь и деятельность А. М. Бутлерова.

• Витализм и его крах.

• Роль отечественных ученых в становлении и развитиимировой органической химии

. • Современные представления о теории химическогостроения.

• Экологические аспекты использования углеводородногосырья.

• Экономические аспекты международного сотрудничествапо использованию углеводородного сырья.

• История открытия и разработки газовых и нефтяныхместорождений в Российской Федерации.

• Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.

• Углеводородное топливо, его виды и назначение.

• Синтетические каучуки: история, многообразие иперспективы.

• Резинотехническое производство и его роль внаучно-техническом прогрессе.

• Сварочное производство и роль химии углеводородов внем.

• Нефть и ее транспортировка как основавзаимовыгодного международного сотрудничества.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Технический профиль профессиональногообразования

 

При реализации содержания общеобразовательной учебнойдисциплины «Химия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общегообразования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальнаяучебная нагрузка обучающихся составляет:

• по профессиям СПО—291 час, из них аудиторная(обязательная) нагрузка -145 часов, лабораторных и практических работ- 50часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 96 часов;

• по специальностям СПО—271 час, из них аудиторная(обязательная) нагрузка -181 часов, лабораторных и практических работ- 41часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 90 часов.

По профессиям и специальностям СПО техническогопрофиля химия изучается как базовый предмет.

В соответствии с ФГОС, в  программу включена работа попроектной деятельности в объёме 10 часов в группе ТСХ-22-1. Защита  проектапредусмотрена во 2 семестре.

Впрограмму включено содержание, направленное на формирование  у студентовкомпетенций, необходимых для качественного усвоения ОПОП СПО на базе основногообщего образования с получением среднего (общего) образования. Новые тенденциив развитии общества содействуют распространению такой формы индивидуальной илигрупповой работы как выполнение проекта и его защита. В ней студент выступает икак социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и кактворческое лицо, пробующее предложить новые решения отдельных ситуаций, и какиндивидуальное лицо, способное оценивать действительность и проектировать.Одним из главных и важных критериев актуальности является то, что студент самопределяет тему, цель, задачи, содержание своего проекта, сам решает, в какойформе и как пройдёт его презентация. Кроме того, во время работы над проектомстроятся новые взаимоотношения в системе преподаватель – студент: студентвыполняет работу самостоятельно, а педагог является помощником и консультантом.

Всоответствии с ФГОС, в  программу включена работа по проектной деятельности вобъёме 10 часов в группе ТСХ-22-1. Защита  проекта предусмотрена в 2  семестре.

Алгоритмработы над проектом

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1195

Подготовка

Определение темы и цели проекта, его исходного положения,

Обсуждение темы проекта, получение при необходимости дополнительной информации, определение цели проекта

Знакомство со смыслом проектного подхода, мотивация студентов, помощь в определении цели, наблюдение за работой студентов

Планирование

Определение источников необходимой информации, определение сбора и анализа информации, способа представления результата проекта, установление процедуры и критериев оценки результата проекта

Формирование задач проекта, выработка плана действий

Предложения, идеи, наблюдение за работой студентов

Исследование

Сбор и уточнение информации, выявление и обсуждение альтернатив, возникших  ходе работы, выбор оптимального варианта хода проекта, поэтапное выполнение исследовательских задач

Поэтапное выполнение задач проекта

Наблюдение за работой, косвенное руководство

Выводы

Анализ информации, формулирование выводов

Выполнение исследования, работа над проектом, оформление проекта

Наблюдение, помощь по просьбе студентов

Представление проекта и оценка его результатов

Подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчёта: устный отчёт с демонстрацией материала, письменный отчёт), анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представление проекта, участие в коллективном анализе и оценке

Слушание, опрос, оценка работы студентов (качество отчёта, качество использования источников информации, потенциал продолжения проекта и т.д.)

 

Естественнонаучныйпрофиль профессионального образования

При реализации содержания общеобразовательной учебнойдисциплины «Химия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общегообразования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихсясоставляет:

• по профессии СПО 35.01.23 «Хозяйка усадьбы»естественнонаучного профиля профессионального образования — 291 часов, из нихаудиторная (обязательная) нагрузка 145час. обучающихся, включая лабораторныеопыты и практические занятия- 50 часов, внеаудиторная самостоятельная работастудентов — 96 часа;

• по специальности СПО 35.02.06 «Технологияпроизводства и переработки сельскохозяйственной продукции» естественнонаучногопрофиля профессионального образования — 271 часа, из них аудиторная(обязательная) нагрузка обучающихся 130, включая лабораторные опыты ипрактические занятия-41, — 171часов; внеаудиторная самостоятельная работастудентов — 90 ч.

 

Тематический план

 

Вид учебной работы

Количество часов

Количество часов

 

 

Аудиторные занятия

Специальность СПО «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Профессия СПО

35.01.23

 «Хозяйка усадьбы»

 

1.         Органическая химия

91

107

 

1.1.  Предмет органической химии. Теория строения органических соединений

10

11

 

1.2.  Предельные углеводороды

8

9

 

1.3.  Этиленовые и диеновые углеводороды

7

8

 

1.4.  Ацетиленовые углеводороды

8

12

 

1.5.  Ароматические углеводороды

3

4

 

1.6.  Природные источники углеводородов

2

2

 

1.7.Гидроксильные соединения

9

9

 

1.8. Альдегиды и кетоны

5

7

 

1.9. Карбоновые кислоты и их производные

9

11

 

1.10 Углеводы

10

10

 

1.11.Амины, аминокислоты,белки

8

11

 

1.12.Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты.

4

5

 

1.13. Биологически  активные соединения.

8

8

 

2.Общая и неорганическая химия.

73

81

 

2.1 Химия-наука о веществах.

1

1

 

2.2 Строение атома

5

6

 

2.3.Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

2

3

 

2.4.Строение вещества

6

7

 

2.5.Полимеры

3

4

 

2.6.Дисперсные системы

3

3

 

2.7.Химические реакции

5

5

 

2.8.Растворы

7

7

 

2.9.Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы.

4

4

 

2.10.Классификация веществ. Простые вещества.

14

17

 

2.11. Основные классы органических и неорганических соединений

17

18

 

2.12.Химия элементов

6

6

 

Входной и текущий контроль

7

7

 

Итого:

171

195

 

Подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.

100

 

 

96

 

Промежуточная аттестация в форме экзамена

 

 

 

Всего:

271

291

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ОСНОВНЫХВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

Важнейшиехимические понятия

Умениедавать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество,химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы,ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность,валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объемгазообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения,растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислительи восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скоростьхимической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет,функциональная группа, изомерия, гомология

Основныезаконы химии

Формулированиезаконов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установкапричинно-следственной связи между содержанием этих законов и написаниемхимических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской исовременной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснениефизического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И.Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установкапричинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменениясвойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристикаэлементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева

Основныетеории химии

Установказависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих иххимических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей иотносительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от ихсостава и строение кристаллических решеток. Формулировка основных положенийтеории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теориисвойств основных классов неорганических соединений. Формулировка основныхположений теории химического строения органических соединений и характеристикав свете этой теории свойств основных классов органических соединений.

 

Важнейшиевещества и материалы

Характеристикасостава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (IА и IIА групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторыхd-элементов) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств,получения и приме- нения важнейших неметаллов (VIII А, VIIА, VIА групп, а такжеазота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. Характеристикасостава, строения, свойств, получения и применения важнейших классовуглеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболеезначимых в народнохозяйственном плане представителей. Аналогичнаяхарактеристика важнейших представителей других классов органических соединений:метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов иацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, дляестественно-научного профиля представителей других классов кислот),моносахаридов (глюкозы), дисаха- ридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала ицеллюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетическихволокон, каучуков, пластмасс .

Химическийязык и символика

Использованиев учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре иотражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражениехимических процессов с помощью уравнений химических реакций Продолжение таблицы

Химическиереакции

Объяснениесущности химических процессов. Классификация химических реакций по различнымпризнакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту,направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисленияэлементов, образующих вещества. Установка признаков общего и различного втипологии реакций для неорганической и органической химии. Классифицикациявеществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составлениеуравнений реакций с помощью метода электронного баланса. Объяснение зависимостискорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов

Химическийэксперимент

Выполнениехимического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности.Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента

Химическаяинформация

Проведениесамостоятельного поиска химической информации с использованием различныхисточников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсовИнтернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачихимической информации и ее представления в различных формах

Расчетыпо химическим формулам и уравнениям

Установказависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов ипроцессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям

Профильноеи профессионально значимое содержание

Объяснениехимических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определениевозможностей протекания химических превращений в различных условиях. Соблюдениеправил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влиянияхимического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живыеорганизмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичнымивеществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданнойконцентрации в быту и на производстве. Критическая оценка достоверностихимической информации, поступающей из разных источников.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

Для освоения программы общеобразовательной учебнойдисциплины «Химия» в ГОАПОУ ДАПТ, реализующей образовательную программусреднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основногообщего образования, в наличии учебный кабинет химии с  лаборантской комнатой, вкотором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во времяучебного занятия и в период  внеучебной деятельности обучающихся. Помещениекабинета  удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил инормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и  оснащено типовым оборудованием, указаннымв настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью исредствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовкиобучающихся 1. В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредствомкоторого участники образовательного процесса могут просматривать визуальнуюинформацию по химии, создавать презентации, видеоматериалы и т. п. В составучебно-методического и материально-технического оснащения кабинета химиивходят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• натуральные объекты, модели, приборы и наборы дляпостановки демонстрационного и ученического эксперимента;

• печатные и экранно-звуковые средства обучения;

• средства новых информационных технологий; реактивы;

• перечни основной и дополнительной учебнойлитературы;

• вспомогательное оборудование и инструкции;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники иучебно-методические комплекты (УМК), рекомендованные или допущенные дляиспользования в профессиональных образовательных организациях, реализующихобразовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОПСПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополненхимической энциклопедией, справочниками, книгами для чтения по химии. Впроцессе освоения программы учебной дисциплины «Химия» студенты должны иметьвозможность доступа к электронным учебным материалам по химии, имеющимся всвободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам,материалам ЕГЭ и др.). 1 Письмо Министерства образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении обще-образовательных учреждений учебным иучебно-лабораторным оборудованием».

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯЛИТЕРАТУРА

Длястудентов

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий испециальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.— М., 2016.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др.Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник длястуд. учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий испециальностей социально- экономического и гуманитарного профилей: учебник длястуд. учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.,Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.образования. — М., 2014.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия:пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.образования. — М., 2016.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи иупражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.,2016.

Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий испециальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.

Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учебн. пособиедля студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.

Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учебн.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.

Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностейтехнического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2016.

Для преподавателя

 

Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФот 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования инауки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфереподготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259«Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределахосвоения образовательных программ среднего профессионального образования набазе основного общего образования с учетом требований федеральныхгосударственных образовательных стандартов и получаемой профессии илиспециальности среднего профессионального образования».

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга дляпреподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2012.

Габриелян О.С. и др. Химия для профессий испециальностей технического профиля (электронное приложение).

Интернет-ресурсы

www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт дляшкольников «Химия»).

 www.alhimikov.net (Образовательный сайт дляшкольников).

www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

www.enauki.ru (интернет-издание для учителей«Естественные науки»).

www. 1september. ru (методическая газета «Первоесентября»).

www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»). www.hij.ru(журнал «Химия и жизнь»). www.chemistry-chemists.com (электронный журнал«Химики и химия»).

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1195

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1195


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1195


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1195


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1195


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1195


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет