X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

Коми Республикасавелöдан, наука да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки  и молодежной политики Республики Коми

 

«Печорасапромышленнöй да экономическöй техникум»

уджсикасöвелöданканму учреждение

(УВКУ «ППЭТ»)

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Печорский промышленно-экономический техникум»

(ГПОУ «ППЭТ»)

 

 

 

 

 

 

                                                                                      

 

 

Интерактивныетехнологии обучения

ивоспитания в рамках внедрения ФГОС

 

 

                                                                   Автор: преподаватель математики и физики

                                                   Солдатенкова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          г. Печора, 2023

 

 

 

 

 

Интерактивныетехнологии обучения и воспитания в рамках внедрения ФГОС


      В настоящее время стратегическая задача обученияи воспитания в рамках внедрения ФГОС заключаетсяв обновлении их содержания, методов обучения и достижения на этой основепринципиально нового качества обученности.

Интерактивныетехнологии – технологии, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; аинтерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всехобучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характервзаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых.

Интерактивныепедагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а такжеспособствуют повышению мотивации к обучению.В рамках новой образовательнойпарадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Цель мотивации -формирование у студентов устойчивого интереса к предмету, развитиекоммуникативных и творческих способностей.

Основнаязадача педагога заключается в выборе приемов и методов стимулирования активнойпознавательной деятельности студентов, реализации творческого потенциалакаждого участника образовательного процесса.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процессорганизован таким образом, что практически все оказываются вовлеченными впроцесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводутого, что они знают и думают.

Интерактивные технологии предполагают:

·          Диалоговое общение

·          Приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения

·          Развитие критического мышления

·          Развитие умения решать проблемы

·          Комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления,воспроизведения, восприятия

·          Формирование личностных качеств обучающихся

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональныхконтактов между участниками процесса обучения, решает информационную задачу,поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможнореализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыкиобеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде.

Итак, позвольте предложить вашему вниманию технологииинтерактивного обучения, применяемые мною на уроках.

1.1.Технология работы в парах

Пара — разновидность коллектива, гдеосуществляется взаимообучение . Работу в парах применяю как отдельнуютехнологию обучения, так и подготовительный этап к работе в группах.

Работа в парах способствует позитивномуотношению к учебе, развивает умение приспосабливаться к работе в группе,подготавливает почву для широкого и эффективного применения интерактивныхтехнологий. Она имеет свои положительные стороны и наиболее эффективна наначальных этапах обучения. Ее можно использовать для достижения любойдидактической цели: усвоение, закрепление знаний и др.

В условиях работы в парах все ребята в группеполучают редкостную во время традиционного обучения возможность говорить,высказываться, работа в парах дает студентам  время подумать, обменяться идеямис партнером, а потом только озвучивать свои идеи перед всеми обучающимися. Онаспособствует развитию навыков общения, умений высказываться и критическимыслить, умений доказывать и вести дискуссию.

Во время работы в парах можно быстровыполнить такие упражнения, которые в других условиях требуют много времени,среди них можно назвать такие:

1.    Обговоритькраткий текст, задание.

2.    Взятьинтервью и определить отношение к прочитанному или другой учебной деятельности.

3.    Провестикритический анализ или корректировку письменной работы один другому.

4.    Сформироватьитог урока или серии уроков по теме.

5.    Разработатьвопросы к преподавателю или другим студентам.

6.    Проанализироватьпроблему, упражнение или эксперимент.

7.    Датьответы на вопросы преподавателя.

8.    Сравнитьзаписи, сделанные в классе.

1.2.Технология деятельности сменныхтроек

Этот вариант кооперативного обучениясодействует активному, основательному анализу и обсуждению нового материала сцелью его осмысления, усвоения и закрепления. Деятельности учащихся в этомслучае подобна работе в парах.

1.3.Технология «два-четыре-всевместе»

Технология «два-четыре-все вместе»-вариант кооперативной технологии, эффективный для развития навыков обучения вгруппе, умений доказывать и вести дискуссию.

1.4.Технология «Карусель»

Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1186

Технология «Карусель»- самый эффективныйвариант для одного приобщения всех участников к активной работе с разнымипартнёрами в общении для обсуждения дискуссионных вопросов. Эту технологиюприменяют:

1.    Дляобсуждения какой-нибудь острой проблемы с диаметрально противоположных позиций.

2.    Для сбораинформации по определенной теме.

3.    Дляинтенсификации и проверки объема и глубины новых знаний(например, терминов).

4.    Дляразвития умений аргументировать собственную позицию.

1.5.Технология работы в малыхгруппах

Работу в малых группах использую дляразъяснения сложных проблем, которые требуют коллективного обсуждения. Еслиприложенные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбратьпарную работу или какую-нибудь из приведенных выше технологий для быстроговзаимодействия. Использовать малые группы целесообразно тогда, когда заданиятребуют общей, а не индивидуальной работы.

1.6.Углы

Углы (Каган, 1990) — кооперативнаяструктура, что позволяет учащимся выбирать и обсуждать отдельные вопросы темы.Чтобы облегчить деятельность, различные аспекты темы располагают в определенныхуглах комнаты. Потом каждый ученик выбирает отдельный аспект ответа на вопрос преподавателяи двигается в соответствующий угол.

1.7.Графити

Графити (Джибс,1987)- облегчает процессмышления и играет важную роль группового источника энергии. Группы получаютватман, маркеры и работают над определенной темой (вопросом) путем оформленияна ватмане вопроса с помощью графиков, фраз, схем. Потом по сигналу преподавателя идет обмен листами, пока собственный лист не возвращается к каждой группе.Потом вся группа знакомится с «новыми» комментариями, которые обсуждаются иделаются выводы.

2.Фронтальные технологии

Эти технологии предусматривают работу всейгруппы. Среди них можно выделить следующие:

-круг идей;

-микрофон (интервьюирование);

-мозговой штурм;

-обучая — учись(броуновское движение);

-ажурная пила;

-кейс-метод;

-дерево решений.

2.1.Микрофон

Предоставляет возможность каждому что-тобыстро сказать по очереди, отвечая на вопросы или высказывать свою мысль илипозицию. Сообщения не комментируются и не оцениваются. Если кто-товысказывается, то другие не имеют права о чем-то говорить.

2.2.Мозговой штурм

Мозговой штурм – это метод решенияпроблемы, когда все участники размышляют над одной идеей и «идет на нее ватаку». Мозговой штурм применяют, когда необходимо иметь несколько вариантоврешения проблемы. Основной его целью является развитие творческого мышления.Перечислим основные ценности учебного мозгового штурма (УМШ):

1.    Активнаяформа работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;

2.    Учащиесятренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

3.    Учиться слушатьи слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, ктостремится к развитию предложений своих товарищей;

4.    Учителюлегко поддерживать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

5.    Наработанныерешения часто дают новые подходы к изучению темы;

6.    Учебныймозговой штурм вызывает большой интерес студентов, на его основе легкоорганизовать деловую игру.

3.Технологии обучения в игре

Модель обучения в игре – это построениеучебного процесса путем включения ученика в игру. Использование игры в учебномпроцессе всегда противоречиво: обучение является процессом целенаправленным, аигра по своей природе, имеет неопределенный результат (интригу). Поэтому задачапедагога состоит в подчинении игры конкретной дидактической цели. Последнеевремя в организации самой игры наблюдается смещение акцентов из драматизации(форм, внешних признаков игры) на ее внутреннее существо (моделированиесобытий, явлений, выполнение определенных ролей).

Итоговая модель обучения призванареализовывать, кроме основной дидактической цели, еще и комплекс целей:обеспечить контроль выделения эмоций, дать ребенку возможность самоопределения,способствовать развитию творческих представлений, предоставить возможностьусовершенствования навыков сотрудничества в социальном аспекте, предоставитьвозможность высказать свои идеи.

Участники учебного процесса,организованного в виде игры пребывают в других условиях, нежели притрадиционных формах обучения. Учащимся предоставляют максимальную свободуинтеллектуальной деятельности, что ограничивается только конкретными правиламиигры. Студенты сами выбирают свою роль в игре; выдвигая предположения овероятном развитии событий, создают проблемную ситуацию, ищут пути её решения,возлагая на себя ответственность за избранное решение.

Преподаватель в игровой модели выступаеткак инструктор (ознакомление с правилами игры, консультации), судья (коррекцияи советы относительно распределения ролей), тренер (подсказки с целью ускоренияигры), главенствующий, ведущий (организатор обсуждения).

Виды игровых форм:

-ролевая игра;

-упрощенное судебное заседание;

-игра-путешествие;

-ролевая группа;

-имитации.

4.Дискуссионное обучение

Дискуссия — это широкое обсуждениекакого-либо вопроса. Можно рассмотреть такие виды дискуссии:

-пирамида;

-самоанский круг;

-шумовая группа;

-дискуссия в виде ток-шоу;

-дебаты;

-бесконечная цепочка.

Дискуссия :

а) способствует развитию критическогомышления;

б) дает возможность определить собственнуюпозицию;

в) формирует навыки определениясобственной позиции;

г) углубляет знания по обсуждаемой теме.

Пирамида (снежный фар)

Группа делится на пары, которые выполняютопределенное задание. Через некоторое время пары объединяются и продолжаютсяобсуждение. Этот процесс продолжается, пока все студенты группы не объединятсяв одну группу.

4.3. Дискуссия «Телевизионноеток-шоу»

Целью этой технологии являетсяформирование у студентов  навыков публичных выступлений и дискуссий,отстаивания собственной позиции, гражданской позиции.

Эта технология даёт возможность:

а) привлечь к участию всех учениковкласса;

б) оценивать течение дискуссии;

в) оценивать участие каждого студента.

Преподаватель  на этом уроке играет рольведущего. Он имеет право ставить вопросы или прерывать выступающего, черезнехватку времени.

Перечень используемых технологий можнопродолжать до бесконечности, все зависит от творчества и умения педагога.

В заключение необходимо отметить, что всеинтерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки,помогают установлению эмоциональных контактов между студентами, приучаютработать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливаютболее тесный контакт между студентом и преподавателем. Практика показывает, чтоиспользование интерактивных методов и приемов на уроке математики снимаетнервное напряжение у студентов, даёт возможность менять формы деятельности,переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.

В конечном итоге, значительно повышается качествоподачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация кизучению математики  со стороны студентов.

                                  Литература

1.Новые технологии обучения: Научно-методическийсборник. – К., Научно-методический центр образования. 2000. — Вып. 25. -212 с.

2. Зверева Г. Групповая учебная работа //Учитель. — 2000. — № 5. — С. 17-19.

3 .Кнаржевский Ю.А. Анализ урока. — М.:Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 32-35

4. Российская педагогическая энциклопедияв 2-х томах / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия. -1998, т. 2. — 672 с.

5. Смирнов С.А. Педагогика. — М.: 2001. -167 с.

6. Интерактивные технологии обучения //Открытый урок, — 2003, — № 3-4.

7. Интерактивное обучение: новые подходы// Открытый урок, 2002, № 5,6.

8. Гин A.A. Конструктор урока. // Открытыйурок, — 2003, — № 5.- С. 40-42.

9. Интерактивные формы и методы работы науроках математики // Математика в школе, — 2005, — № 8, — С. 2-6.

10. Математика. 5-8 классы: игровыетехнологии на уроках / авт.-сост. И.Б. Ремчукова. — Волгоград: Учитель, 2006, -99 с.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1186

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет