Ресурсыпо формированию и оценке функциональной грамотности
Функциональнаяграмотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой,быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотностьобучающихся сегодня стала важнейшим показателем качества образования. Сегодняоценивается не академическая грамотность в области чтения, математики иестествознания, а сформированность функциональной грамотности.
Для того, чтобыболее подробно ознакомиться с методическими рекомендациями и заданиями поформированию и оценке функциональной грамотности у обучающихся, предлагаювоспользоваться следующими ресурсами:
1. Сайт Федерального государственного бюджетного учреждения
«Федеральныйинститут оценки качества образования», который активно сопровождает проведениемеждународных исследований, в том числе PISA. Именно на данном сайте появилсяодин из первых банков открытых заданий по тем видам функциональной грамотности,которые являются важными и максимально приближены к заданиям исследования PISA. PISAследует современным образовательным трендам, ведь способность учениковприменять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональнойграмотности и навыков XXI века. Задания PISA проверяют не заученный материал побиологии, географии, физике и обществознанию, а практическое применение,владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов имежпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающаясреда, экология, открытия в области науки и технологии. С этими заданиями можноработать и обрабатывать их в компьютерном варианте.
2. Открытый банк заданий насайте федерального государственного бюджетного научного учреждения«Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотностиобучающихся основной школы (5–9 классы) содержит не только сами задания,спецификацию, систему оценивания, но и методические рекомендации по каждомувиду функциональной грамотности. Материалы приближены к международнымисследованиям.
3. Ресурс Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогическихизмерений».
Особенностью ресурса является ограниченность выбора повидам грамотности, представлен банк заданий по читательской грамотности дляобучающихся 5-9 классов и естественнонаучной грамотности для обучающихся 7-9классов, но на этом сайте выставлен банк заданий по проведению оценочныхпроцедур ОГЭ, ЕГЭ, поэтому этот ресурс позволяет использовать материалы длявключения в учебный процесс и внеучебную деятельность по формированиюфункциональной грамотности обучающихся.
4. Электронныйбанк заданий для оценки функциональной грамотности на портале «Российскаяэлектронная школа» создан для проведения мероприятий, нацеленных на подготовкуобучающихся к тестированию для выявления уровня их функциональной грамотности,то есть способности применять полученные знания и умения для решения различныхпроблем.
Возможности ресурса включают в себя ознакомление сэлектронным банком тренировочных заданий, прохождение тестирования обучающимисяв режиме реального времени, проверку развернутых ответов.
5. На сайте издательства «Просвещение» естьсборники эталонных заданий Выпуск 1 изд-ва «Просвещение» по таким направлениям функциональнойграмотности как:
Естественнонаучнаяграмотность
Читательскаяграмотность
Креативноемышление
Глобальныекомпетенции
Математическаяграмотность
Ø Предназначеныдля формирования и оценки всех направлений функциональной грамотностимеждународного сравнительного исследования PISA
Ø Содержатобучающие и тренировочные задания, охватывающие все содержательные икомпетентностные аспекты оценки функциональной грамотности по каждой изобластей. Приводятся развёрнутые описания особенностей оценки заданий,рекомендации по использованию системы заданий и их оценки. Все заданияпостроены на основе реальных жизненных ситуаций
Ø Могутбыть использованы в обучающих целях педагогами на уроках и во внеурочнойдеятельности
Ø Насайте изд-ва «Просвещение» есть сборники эталонных заданий 2 Выпуска и банкэлектронных заданий.