Муниципальноебюджетное учреждение дополнительного образования
«Центрдетского и юношеского творчества г. Дебальцево»
Мастер-класс
«Развитиепамяти у детей дошкольного возраста»
Подготовила
педагог дополнительного образования
Калашникова Наталья Анатольевна
Дебальцево- 2023
Мастер-класс«Развитие памяти у детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: ознакомление педагоговс системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранениеи воспроизведение информации – методом мнемотехники.
Задачи:
— дать понятие мнемотехники, раскрытьактуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапамиработы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок,загадок, составлении рассказов;
— активизировать деятельность педагогов поиспользованию компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Ход мастер-класса:
Актуальность проблемы развития памяти детей дошкольноговозраста.
Память — это основа психическойжизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет нашепрошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком.
Память – это входные воротаинтеллекта.
Память – это способность мозгазапоминать разные виды информации. От нее зависит многое – обучаемость,способность работать в режиме многозадачности. Потому чем лучше вы запоминаете,тем выше работоспособность.
ВИДЫ ПАМЯТИ:
Долговременная память нужна нам чтобы хранить информацию напротяжении длительного времени.
Кратковременная память – вся информация, которая поступает к нам,изначально попадает именно в кратковременную память. Длительность ее хранениязависит от индивидуальных особенностей человека и обычно составляет от пяти досеми минут.
Оперативная память – это совокупность процессов, позволяющих нам хранить и временноиспользовать информацию с целью осуществления таких комплексных когнитивныхзадач, как понимание речи, чтение, применение математических способностей,обучение или рассуждение. Рабочая память является одним из видовкратковременной памяти
Двигательная память – при помощи такого механизма человек можетзапомнить, сохранить и воспроизвести различные движения. Именно так мы учимсяходить в детстве или выполнять различные действия руками.
Образная память направлена на то, чтобы сохранять яркиекартины, запахи, вкусы и звуки, которые встречаются нам в жизни. При образномзапоминании используется несколько видов памяти:
— Зрительная.
— Вкусовая.
— Осязательная.
— Слуховая.
— Обонятельная.
Эмоциональная память позволяет нам запоминатьнаши чувства и эмоции.
Словесно-логическая память содержит мысли человека,существующие с привязкой к нашему языку.
Существуют произвольная инепроизвольная формы запоминания.
Один из основных способовулучшить память – это регулярные тренировки с использованием мнемотехник.
Основной «секрет» мнемотехникиочень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяетнесколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшемпри припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит всеранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать,где сидит фазан» — запоминание цветов радуги).
К. Д. Ушинский писал: «Учитеребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасномучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Уже в дошкольном возрастезапоминание является результатом деятельности и зависит от того, на что онанаправлена. Одним их актуальных и эффективных методов развития у детейдошкольного возраста культурной памяти является мнемотехника.
Сейчас я предлагаю вампоучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивании стихотворения. Послушайтеего:
«ЁЛОЧКА» Н. Нищева
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
– Перед вами листы бумаги икарандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
Наше стихотворение «нарисовано»,мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтитестихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любоестихотворение от простого до сложного.
Хотелось бы отметить, что детям оченьнравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает вкачестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать,чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процессразучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, еслискажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляетсяне только слово, но и образ.
Этот приём запоминания может пригодитьсяне только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Результаты:
—у детей увеличивается круг знаний обокружающем мире;
—появляется желание пересказыватьтексты, придумывать интересные истории;
—появляется интерес к заучиваниюстихов и потешек;
—словарный запас выходит на болеевысокий уровень;
—дети преодолевают робость,застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Как вы видите, использование мнемотехникив работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детейуправлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всейумственной деятельности дошкольника, его творческое познание.
Существует много техник тренировки памяти,такие как: запоминание картинок, цифр, набора связанных слов, набор несвязанных слов и прочее.
Вашему вниманию предлагается презентация снабором картинок для запоминания с постепенным усложнением заданий.
Необходимый материал для проведениязанятий направленных на тренировку памяти:
—карточки для запоминания – картинкиживотных;
—карточки для запоминания – картинкитехники;
—карточки для запоминания – картинкипредметов;
—карточки для запоминания – цифры;
—карточки для запоминания – буквы;
—наборы слов для запоминания;
—мелки для рисования, песок, пластилин,краски, карандаши, бумага – моторная память;
—сюжетные картины, наборы слов –словесно-логическая память;
—наборы предметов – тренировкапроизвольной и непроизвольной памяти;
—презентации (ноутбук).
Отдельная разъяснительная работа ведётсяс родителями «Необходимые условия для развития памяти»:
—Специальные упражнения, использованиеметодов мнемоники.
—Соблюдение режима сна, регулярныйотдых.
—Стабилизация рациона, приемвитаминных комплексов по совету врача.
—Занятия спортом, физическаяактивность, регулярные прогулки на свежем воздухе.
Так гласит китайская народная мудрость.
…память – это лодка, плывущая по рекепротив течения. Она движется вперед, пока гребешь, то есть развиваешь своюпамять. Как только ты перестал грести, тебя тот час же относит назад».
Спасибо за внимание!