Урок астрономии по теме«Планеты земной группы»
Аннотация
Методическаяразработка предназначена для проведения урока по астрономии на тему Планеты земной группы для учащихсявечерней школы
Цельюметодической разработки является формирование у обучающихся теоретическихзнаний о строении Солнечной системы, группах планет и их характеристиках.
Урок состоит из следующих этапов:организационная часть, повторение, актуализация, изучение нового материала,закрепление, рефлексия, подведение итогов урока, запись домашнего задания.
В процессе выполнения рабочего заданияобучающиеся изучают теоретический материал темы, заполняют таблицу, используяразличные справочные материалы.
В ходе урока обучающиеся работаютфронтально, индивидуально и группами. Используются элементы информационно –коммуникативной и групповой технологий, а также технологии развитиякритического мышления (РКМ).
Методическая разработка может бытьинтересна как начинающим преподавателям, так и преподавателям со стажем.
Использование опорного конспекта,видеофрагментов, раздаточного материала, индивидуальная и групповая формыработы, использование приемов проектной технологии являются эффективнымсредством в процессе обучения, позволяют решить помимо дидактических задач и психологическиеаспекты и способствуют формированию у обучающихся.
Форма для методическойразработки урока по астрономии (технологическая карта)
Название методическойразработки: Технологическая карта
Краткоеописание работы: Разработка содержит материалы для проведениязанятия. Отражает использование на уроке современных образовательныхтехнологий, разнообразные виды деятельности.
Урок астрономии по теме«Планеты земной группы»
Автор разработки: Моисеенко Вера Владимировна учитель физики МАОУВ(С)ОШ №2 г. Тюмень
Класс:11
Целиурока:
Образовательные: проверитьзнания обучающихся о строении и физических характеристиках планет земнойгруппы.
Развивающие: формированиемировоззрения обучающихся, развитие умений работать с информационнымиисточниками, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логическогомышления.
Воспитательные: развитиенавыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.
Задачи урока:
- Проверить знания о строении и физических характеристиках планет земной группы.
- Организовать групповую работу учащихся по составлению обобщающей таблицы.
- Организовать диагностику уровня усвоения знаний о планетах земной группы.
Оборудование: компьютер,мультимедийный проектор, экран, презентация «Планеты земной группы»,раздаточный материал в группы.
Планируемыеобразовательные результаты
Предметные: указыватьпараметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земнойгруппы; характеризовать рельеф поверхностей планеты; объяснять особенностивулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы; описыватьхарактеристики каждой из планет земной группы.
Метапредметные:использовать основы теории формирования Солнечной системы для объясненияособенностей планет земной группы; сравнивать планеты земной группы; работать стекстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию,представленную в неявном виде, характеризующую планеты земной группы
Личностные: организовыватьсамостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность ввозможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристикЗемли и других планет
К моменту изучения темы обучающиеся знают: · о происхождении, строении и составе Солнечной системы; общие характеристики планет Солнечной системы; · о физико-химических характеристиках системы Земля Луна. К моменту изучения темы обучающиеся умеют: · работать в малых группах, самостоятельно обрабатывая информацию из различных источников; · объяснять соответствующие явления и процессы с помощью имеющихся знаний о Солнечной системе.
|
|
Технологическаякарта
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся/описание метода |
||||||||||||||||
Организационный момент. |
Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности к уроку. |
— дружественный настрой в классном коллективе и позитивный подход к уроку. |
||||||||||||||||
Актуализация знаний. Проверка знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, осуществляется устно |
Учитель организует в формате мозгового штурма выполнение задания. Приложение 1 Задание 1 Прочитайте текст В безлунную осеннюю ночь хорошо заметна тянущаяся через все небо светлая полоса. Это Млечный Путь, названный так в древности за присущий ему оттенок. Направив на него бинокль или телескоп, вы убедитесь в том, что свет Млечного Пути исходит от множества не различимых невооруженным глазом звезд, об этом догадывался еще Демокрит в 1У в. до н.э., а впервые обнаружил Галилео Галилей. В Млечном пути сосредоточено подавляющее число звезд нашей Галактики – огромной звездной системы («галактика» — от греческого слова, означающего «молочный». Число звезд в нашей Галактике порядка триллиона (10 в двенадцатой степени). На земном шаре сегодня живут 6,5 миллиардов человек (6,5* 10 в девятой степени) Вопрос 1 (обведите верный ответ) Сколько приблизительно звезд из нашей Галактики приходится на одного жителя Земли? а) 150 000 звезд б) 500 звезд в) 55 звезд г) 154 звезды
Задание 2 Рассмотрите внимательно таблицу основных сведений о планетах Солнечной системы. Вопрос1 Какая из планет Солнечной системы имеет наибольшую массу, а какая наименьшую? _______________________________________________________________ У какой из планет Солнечной системы наибольшее количество спутников, а у какой наименьшее? Объясните почему? ____________________________________________________________ У какой из планет Солнечной системы наибольшая плотность атмосферы (как вы думаете?), а у какой наименьшая? Объясните почему. ____________________________________________________________
|
Учащиеся читают текст и отвечают на вопросы. Приложение 1 (карточки с заданием на столах)
Учащиеся рассматривают таблицу основных сведений о планетах Солнечной системы. Отвечают на вопросы. |
||||||||||||||||
Определение темы урока, целеполагание, мотивация |
Учитель: «Семь блуждающих звезд чрез порог переходят Олимпа. Каждая круг совершая в свое неизменное время. Ночи светильник – Луна, легкокрылый Меркурий, Венера. Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и веселое Солнце. И прародитель Юпитер, природе всей давший начало. Феон Александрийский (древний иудейский философ) 1.О чем говорится в выражении Ф. Александрийского? 2.Чем являются Земля, Меркурий, Венера и Марс? 3.Назовите тему нашего урока. Определите тему и цели нашего урока? Учитель и обучающиеся формулируют цель и задачи урока, дает инструкцию по работе в группе, задание для групп. |
Отвечают на вопросы учителя и на основании ответов формулируют тему и цели урока. |
||||||||||||||||
Изучение нового материала. |
Правила работы в группах 1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы. Задание: Пользуясь дополнительной литературой, найти следующие сведения о планетах земной группы: масса, диаметр, плотность, средняя удаленность от Солнца, период вращения, период обращения, рельеф планеты, атмосфера, магнитное поле, спутники, температура на поверхности. Приложение 2 Контроль за работой групп. Учитель исполняет роль консультанта. |
Работа в группах. (каждая группа ищет сведения об одной планете и после коллективного обсуждения, придя к единому творческому решению, выписывают данные в таблицу). |
||||||||||||||||
Обобщение изучаемого материала.
|
Учитель контролирует и оценивает работу каждой группы.
|
МЕТОД ПРЕЗЕНТАЦИИ (описание): Один представитель от каждой группы озвучивает и представляет у доски сведения, найденные во время групповой работы, остальные учащиеся заполняют обобщающую таблицу (приложение 1 таблица) |
||||||||||||||||
Интерактивная обобщающая лекция |
Дополняет рассказ учащихся. Включает «Звуки планет», предлагает ответить на вопрос: В чем заключаются специфические особенности каждой из планет Земной группы? |
Слушаю «Звук планет» Прослушивают звуки планет. Размышляют. Отвечают на вопрос. Ответ: Они относятся к земной категории ввиду сходств с нашей Землей. Обусловлено это несколькими факторами: тела обладают высоким показателем плотности; состоят преимущественно из силикатов и металлов; они оснащены ядром и мантией; не имеют в структурном составе колец. |
||||||||||||||||
Проверка полученных знаний. |
Учитель предлагает учащимся небольшой тест по изученному на уроке материалу. Закончите начатые фразы. 1. Самая большая по размерам и массе в этой группе планет… 2. Самая маленькая планета… 3. Самую плотную атмосферу из планет этой группы имеет… 4. Магнитным полем и радиационными поясами из этих планет обладает только. 5. Наибольшее число естественных спутников имеет… |
Каждая группа получает вариант теста, выполняет его. Далее проводится самопроверка, результаты которой заносятся в таблицу результатов. |
||||||||||||||||
Подведение итогов. Рефлексия |
Подводятся результаты урока. «Плюс-минус-интересно» Учитель предлагает учащимся таблицу. Описание метода: Я предлагаю вам заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» вы записываете все, что понравилось на уроке, информация и задания, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» – «минус» записываете все, что показалось скучным, осталось непонятным, В графу «И» – «интересно» записываете все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной теме, вопросы к учителю. Заполняют таблицу |
Учащиеся заполняют таблицу, в которой они высказывают свое мнение о проведенном уроке. |
||||||||||||||||
Домашнее задание. |
|
Записывают домашнее задание |
Ожидаемый результат
1. Оформление представлений о планетах земной группы в форметаблицы на доске и на индивидуальных листах (см. Приложение) учащихся.
2. Высокая результативность выполнения тестового задания.
3. Положительная оценка урока учащимися.
Приложение 1
Задание 1
Прочитайте текст
Вбезлунную осеннюю ночь хорошо заметна тянущаяся через все небо светлая полоса.Это Млечный Путь, названный так в древности за присущий ему оттенок. Направивна него бинокль или телескоп, вы убедитесь в том, что свет Млечного Путиисходит от множества не различимых невооруженным глазом звезд, об этомдогадывался еще Демокрит в 1У в. до н.э., а впервые обнаружил Галилео Галилей.В Млечном пути сосредоточено подавляющее число звезд нашей Галактики – огромнойзвездной системы («галактика» — от греческого слова, означающего «молочный».Число звезд в нашей Галактике порядка триллиона (10 в двенадцатой степени). Наземном шаре сегодня живут 6,5 миллиардов человек (6,5* 10 в девятой степени)
Вопрос 1 (обведите верный ответ)
Сколько приблизительно звезд из нашей Галактики приходится наодного жителя Земли?
а) 150 000 звезд
б) 500 звезд
в) 55 звезд
г) 154 звезды
Составляющая функциональной грамотности |
математическая |
Компетенция (виды деятельности) |
применять |
Область содержания |
количество |
Контекст |
научный |
Уровень сложности |
2 |
Правильный ответ |
г (1трл/6,5 млрд=154) |
Задание 2
Рассмотрите внимательно таблицу основных сведений о планетахСолнечной системы.
Вопрос1
Какая из планетСолнечной системы имеет наибольшую массу, а какая наименьшую?
_______________________________________________________________
У какой из планетСолнечной системы наибольшее количество спутников, а у какой наименьшее?Объясните почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________
У какой из планетСолнечной системы наибольшая плотность атмосферы (как вы думаете?), а у какойнаименьшая? Объясните почему.
________________________________________________________________
Составляющая функциональной грамотности |
естественно-научная |
Компетенция (виды деятельности) |
осмыслить и оценить, научное объяснение |
Область содержания |
знание законов физики |
Контекст |
научный |
Уровень сложности |
5 |
Правильный ответ |
Наибольшую массу имеет Юпитер, а наименьшую Меркурий. Наибольшее число спутников у Юпитера, а наименьшее у Меркурия. Так как сила притяжения прямо пропорциональна массам тел. Наибольшая плотность атмосферы у Юпитера, а остаточные следы атмосферы у Меркурия. Так как удержать атмосферу может только тело, имеющее значительную массу. |
Приложение2
|
Масса, радиус |
внутреннее строение |
Плотность атмосферы |
температура на поверхности планеты |
магнитное поле |
оборот вокруг Солнца |
спутники |
Земля |
|||||||
Меркурий |
|||||||
Венера |
|||||||
Марс |
ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИСОЛНЦА И ПЛАНЕТ
Планета |
Масса |
Радиус |
Плот-ность г/см–3 |
Период вращения вокруг оси |
Наклон экватора к плоскости орбиты, град. |
Геометр. альбедо |
Вид. |
||
кг |
массы Земли |
км |
радиусы Земли |
||||||
Солнце |
1.989∙1030 |
332946 |
695000 |
108.97 |
1.41 |
25.380 сут |
7.25 |
– |
–26.8 |
Меркурий |
3.302∙1023 |
0.05271 |
2439.7 |
0.3825 |
5.42 |
58.646 сут |
0.00 |
0.10 |
–0.1 |
Венера |
4.869∙1024 |
0.81476 |
6051.8 |
0.9488 |
5.20 |
243.019 сут** |
177.36 |
0.65 |
–4.4 |
Земля |
5.974∙1024 |
1.00000 |
6378.1 |
1.0000 |
5.52 |
23.934 час |
23.45 |
0.37 |
– |
Марс |
6.419∙1023 |
0.10745 |
3397.2 |
0.5326 |
3.93 |
24.623 час |
25.19 |
0.15 |
–2.0 |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРБИТ ПЛАНЕТ
Планета |
Большая полуось, a |
Эксцентриситет, е, |
Наклон к плоскости эклиптики, градусы |
Период обращения,Т |
Синодический период, S, сут |
|
млн. км |
а.е. |
|||||
Меркурий |
57.9 |
0.3871 |
0.2056 |
7.004 |
87.97 сут |
115.9 |
Венера |
108.2 |
0.7233 |
0.0068 |
3.394 |
224.70 сут |
583.9 |
Земля |
149.6 |
1.0000 |
0.0167 |
0.000 |
365.26 сут |
— |
Марс |
227.9 |
1.5237 |
0.0934 |
1.850 |
686.98 сут |
780.0 |
ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕКОТОРЫХСПУТНИКОВ ПЛАНЕТ
Спутник |
Масса, кг |
Радиус, км |
Плотность г/см3 |
Радиус орбиты, км |
Период обращения, сут |
Геометрич. альбедо |
Видимая звездная величина*, m |
Земля |
|||||||
Луна |
7.348·1022 |
1738 |
3.34 |
384400 |
27.32166 |
0.12 |
–12.7 |
Марс |
|||||||
Фобос |
1.08·1016 |
~10 |
2.0 |
9380 |
0.31910 |
0.06 |
11.3 |
Деймос |
1.8·1015 |
~6 |
1.7 |
23460 |
1.26244 |
0.07 |
12.4 |
