X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

 

 

Урок астрономии по теме«Планеты земной группы»

 

 


Аннотация

Методическаяразработка предназначена для проведения урока по астрономии на тему Планеты земной группы для учащихсявечерней школы

            Цельюметодической разработки является формирование у обучающихся теоретическихзнаний о строении Солнечной системы, группах планет и их характеристиках.

Урок состоит из следующих этапов:организационная часть, повторение, актуализация, изучение нового материала,закрепление, рефлексия, подведение итогов урока, запись домашнего задания.

В процессе выполнения рабочего заданияобучающиеся изучают теоретический материал темы, заполняют таблицу, используяразличные справочные материалы.

В ходе урока обучающиеся работаютфронтально, индивидуально и группами. Используются элементы информационно –коммуникативной и групповой технологий, а также технологии развитиякритического мышления (РКМ).

Методическая разработка может бытьинтересна как начинающим преподавателям, так и преподавателям со стажем.

Использование опорного конспекта,видеофрагментов, раздаточного материала, индивидуальная и групповая формыработы, использование приемов проектной технологии являются эффективнымсредством в процессе обучения, позволяют решить помимо дидактических задач и психологическиеаспекты и способствуют формированию у обучающихся.

Форма для методическойразработки урока по астрономии (технологическая карта)

Название методическойразработки: Технологическая карта

Краткоеописание работы: Разработка содержит материалы для проведениязанятия. Отражает использование на уроке современных образовательныхтехнологий, разнообразные виды деятельности.

 

Урок астрономии по теме«Планеты земной группы»

Автор разработки:  Моисеенко Вера Владимировна учитель физики МАОУВ(С)ОШ №2 г. Тюмень

Класс:11

Целиурока:

Образовательные: проверитьзнания обучающихся о строении и физических характеристиках планет земнойгруппы.

Развивающие: формированиемировоззрения обучающихся, развитие умений работать с информационнымиисточниками, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логическогомышления.

Воспитательные: развитиенавыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.

Задачи урока:

  1. Проверить знания о строении и физических характеристиках планет земной группы.
  2. Организовать групповую работу учащихся по составлению обобщающей таблицы.
  3. Организовать диагностику уровня усвоения знаний о планетах земной группы.

Оборудование: компьютер,мультимедийный проектор, экран, презентация «Планеты земной группы»,раздаточный материал в группы. 

Планируемыеобразовательные результаты

Предметные: указыватьпараметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земнойгруппы; характеризовать рельеф поверхностей планеты; объяснять особенностивулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы; описыватьхарактеристики каждой из планет земной группы.

Метапредметные:использовать основы теории формирования Солнечной системы для объясненияособенностей планет земной группы; сравнивать планеты земной группы; работать стекстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию,представленную в неявном виде, характеризующую планеты земной группы

Личностные: организовыватьсамостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность ввозможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристикЗемли и других планет

К моменту изучения темы обучающиеся знают:

·         о происхождении, строении и составе Солнечной системы;

           общие характеристики планет Солнечной системы;

·         о физико-химических характеристиках системы Земля Луна.

К моменту изучения темы обучающиеся умеют:

·         работать в малых группах, самостоятельно обрабатывая информацию из различных источников;

·         объяснять соответствующие явления и процессы с помощью имеющихся знаний о Солнечной системе.

 

 


 

Технологическаякарта

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся/описание метода

Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности к уроку.

— дружественный настрой в классном коллективе и позитивный  подход к уроку.

Актуализация знаний.

Проверка знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, осуществляется устно

 Учитель организует в формате мозгового штурма выполнение задания.

Приложение 1

Задание 1

Прочитайте текст

В безлунную осеннюю ночь хорошо заметна тянущаяся через все небо светлая полоса. Это Млечный Путь, названный так в древности за присущий ему оттенок. Направив на него бинокль или телескоп, вы убедитесь в том, что свет Млечного Пути исходит от множества не различимых невооруженным глазом звезд, об этом догадывался еще Демокрит в 1У в. до н.э., а впервые обнаружил Галилео Галилей. В Млечном пути сосредоточено подавляющее число звезд нашей Галактики – огромной звездной системы («галактика» — от греческого слова, означающего «молочный». Число звезд в нашей Галактике порядка триллиона (10 в двенадцатой степени). На земном шаре сегодня живут 6,5 миллиардов человек (6,5* 10 в девятой степени)

Вопрос 1 (обведите верный ответ)

Сколько приблизительно звезд из нашей Галактики приходится на одного жителя Земли?

а) 150 000 звезд

б) 500 звезд

в) 55 звезд

г) 154 звезды

Составляющая функциональной грамотности

математическая

Компетенция (виды деятельности)

применять

Область содержания

количество

Контекст

научный

Правильный ответ

г (1трл/6,5 млрд=154)

 

Задание 2

Рассмотрите внимательно таблицу основных сведений о планетах Солнечной системы.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/09/22/s_5f6a53a215929/1526522_2.png

Вопрос1

Какая из планет Солнечной системы имеет наибольшую массу, а какая наименьшую?

_______________________________________________________________

У какой из планет Солнечной системы наибольшее количество спутников, а у какой наименьшее? Объясните почему?

____________________________________________________________

У какой из планет Солнечной системы наибольшая плотность атмосферы (как вы думаете?), а у какой наименьшая? Объясните почему.

____________________________________________________________

Составляющая функциональной грамотности

естественно-научная

Компетенция (виды деятельности)

осмыслить и оценить, научное объяснение

Правильный ответ

Наибольшую массу имеет Юпитер, а наименьшую Меркурий.

Наибольшее число спутников у Юпитера, а наименьшее у Меркурия. Так как сила притяжения прямо пропорциональна массам тел.

Наибольшая плотность атмосферы у Юпитера, а остаточные следы атмосферы у Меркурия. Так как удержать атмосферу может только тело, имеющее значительную массу.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают текст и отвечают на вопросы.

Приложение 1

(карточки с заданием на столах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся рассматривают таблицу основных сведений о планетах Солнечной системы. Отвечают на вопросы.

Определение темы урока, целеполагание, мотивация

Учитель: «Семь блуждающих звезд чрез порог переходят Олимпа.

Каждая круг совершая в свое неизменное время.

Ночи светильник – Луна, легкокрылый Меркурий, Венера.

Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и веселое Солнце.

И прародитель Юпитер, природе всей давший начало.

Феон Александрийский (древний иудейский философ)

1.О чем говорится в выражении Ф. Александрийского?

2.Чем являются Земля, Меркурий, Венера и Марс?

3.Назовите тему нашего урока. Определите тему и цели нашего урока?

Учитель и обучающиеся формулируют цель и задачи  урока, дает инструкцию по работе в группе, задание для групп.

Отвечают на вопросы учителя и на основании ответов формулируют тему и цели урока.

 

 

Изучение нового материала.

 

Правила работы в группах

1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
2. Нужно слушать и понимать друг друга, быть вежливыми, не перебивать товарища.
3. Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время).

Задание:

Пользуясь дополнительной литературой, найти следующие сведения о планетах земной группы:

масса, диаметр, плотность, средняя удаленность от Солнца, период вращения, период обращения, рельеф планеты, атмосфера, магнитное поле, спутники, температура на поверхности.

Приложение 2

Контроль за работой групп.

Учитель исполняет роль консультанта.

Работа в группах.

(каждая группа ищет сведения об одной планете и после коллективного обсуждения, придя к единому творческому решению, выписывают данные в  таблицу).

Обобщение изучаемого материала.

 

 

Учитель контролирует и оценивает работу каждой группы.

 

 

МЕТОД   ПРЕЗЕНТАЦИИ (описание):

Один представитель от каждой группы озвучивает и представляет у доски сведения, найденные во время групповой работы, остальные учащиеся заполняют обобщающую таблицу (приложение 1 таблица)

Интерактивная обобщающая лекция

Дополняет рассказ учащихся.

Включает «Звуки планет», предлагает ответить на вопрос:

В чем заключаются специфические особенности каждой из планет Земной группы?

Слушаю «Звук планет»

Прослушивают звуки планет. Размышляют.

Отвечают на вопрос.

Ответ:

Они относятся к земной категории ввиду сходств с нашей Землей. Обусловлено это несколькими факторами:

тела обладают высоким показателем плотности;

состоят преимущественно из силикатов и металлов;

они оснащены ядром и мантией;

не имеют в структурном составе колец.

Проверка полученных знаний.

Учитель предлагает учащимся небольшой тест по изученному на уроке материалу.

Закончите начатые фразы.

1. Самая большая по размерам и массе в этой группе планет…

2. Самая маленькая планета…

3. Самую плотную атмосферу из планет этой группы имеет…

4. Магнитным полем и радиационными поясами из этих планет обладает только.

5. Наибольшее число естественных спутников имеет…

Каждая группа получает вариант теста, выполняет его. Далее проводится самопроверка, результаты которой заносятся в таблицу результатов.

 Подведение итогов.

Рефлексия

Подводятся результаты урока.

«Плюс-минус-интересно»

Учитель предлагает учащимся таблицу.

Описание метода: Я предлагаю вам заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» вы записываете все, что понравилось на уроке, информация и задания, которые вызвали положительные эмоции.

В графу «М» – «минус» записываете все, что показалось скучным, осталось непонятным,

В графу «И» – «интересно» записываете все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной теме, вопросы к учителю.

Заполняют таблицу

Учащиеся заполняют таблицу, в которой они высказывают свое мнение о проведенном уроке.

Домашнее задание.

Записывают домашнее задание

Ожидаемый результат

1.     Оформление представлений о планетах земной группы в форметаблицы на доске и на индивидуальных листах (см. Приложение) учащихся.

2.     Высокая результативность выполнения тестового задания.

3.     Положительная оценка урока учащимися.

 

Приложение 1

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

Задание 1

Прочитайте текст

Вбезлунную осеннюю ночь хорошо заметна тянущаяся через все небо светлая полоса.Это Млечный Путь, названный так в древности за присущий ему оттенок. Направивна него бинокль или телескоп, вы убедитесь в том, что свет Млечного Путиисходит от множества не различимых невооруженным глазом звезд, об этомдогадывался еще Демокрит в 1У в. до н.э., а впервые обнаружил Галилео Галилей.В Млечном пути сосредоточено подавляющее число звезд нашей Галактики – огромнойзвездной системы («галактика» — от греческого слова, означающего «молочный».Число звезд в нашей Галактике порядка триллиона (10 в двенадцатой степени). Наземном шаре сегодня живут 6,5 миллиардов человек (6,5* 10 в девятой степени)

Вопрос 1 (обведите верный ответ)

Сколько приблизительно звезд из нашей Галактики приходится наодного жителя Земли?

а) 150 000 звезд

б) 500 звезд

в) 55 звезд

г) 154 звезды

Составляющая функциональной грамотности

математическая

Компетенция (виды деятельности)

применять

Область содержания

количество

Контекст

научный

Уровень сложности

2

Правильный ответ

г (1трл/6,5 млрд=154)

 

Задание 2

Рассмотрите внимательно таблицу основных сведений о планетахСолнечной системы.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/09/22/s_5f6a53a215929/1526522_2.png

Вопрос1

Какая из планетСолнечной системы имеет наибольшую массу, а какая наименьшую?

_______________________________________________________________

У какой из планетСолнечной системы наибольшее количество спутников, а у какой наименьшее?Объясните почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________

У какой из планетСолнечной системы наибольшая плотность атмосферы (как вы думаете?), а у какойнаименьшая? Объясните почему.

________________________________________________________________

 

Составляющая функциональной грамотности

естественно-научная

Компетенция (виды деятельности)

осмыслить и оценить, научное объяснение

Область содержания

знание законов физики

Контекст

научный

Уровень сложности

5

Правильный ответ

Наибольшую массу имеет Юпитер, а наименьшую Меркурий.

Наибольшее число спутников у Юпитера, а наименьшее у Меркурия. Так как сила притяжения прямо пропорциональна массам тел.

Наибольшая плотность атмосферы у Юпитера, а остаточные следы атмосферы у Меркурия. Так как удержать атмосферу может только тело, имеющее значительную массу.

 

Приложение2


рельеф и цвет планеты

Масса, радиус

внутреннее строение

Плотность

атмосферы

температура на поверхности планеты

магнитное поле

оборот вокруг Солнца

спутники

Земля

Меркурий

Венера

Марс

 


 

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИСОЛНЦА И ПЛАНЕТ

Планета

Масса

Радиус

Плот-ность г/см–3

Период вращения вокруг оси

Наклон экватора к плоскости орбиты, град.

Геометр. альбедо

Вид.
звездная величина*

кг

массы Земли

км

радиусы Земли

Солнце

1.989∙1030

332946

695000

108.97

1.41

25.380 сут

7.25

–26.8

Меркурий

3.302∙1023

0.05271

2439.7

0.3825

5.42

58.646 сут

0.00

0.10

–0.1

Венера

4.869∙1024

0.81476

6051.8

0.9488

5.20

243.019 сут**

177.36

0.65

–4.4

Земля

5.974∙1024

1.00000

6378.1

1.0000

5.52

23.934 час

23.45

0.37

Марс

6.419∙1023

0.10745

3397.2

0.5326

3.93

24.623 час

25.19

0.15

–2.0

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРБИТ ПЛАНЕТ

Планета

Большая полуось, a

Эксцентриситет, е,

Наклон к плоскости эклиптики, градусы

Период обращения,Т

Синодический период, S, сут

млн. км

а.е.

Меркурий

57.9

0.3871

0.2056

7.004

87.97 сут

115.9

Венера

108.2

0.7233

0.0068

3.394

224.70 сут

583.9

Земля

149.6

1.0000

0.0167

0.000

365.26 сут

Марс

227.9

1.5237

0.0934

1.850

686.98 сут

780.0

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕКОТОРЫХСПУТНИКОВ ПЛАНЕТ

Спутник

Масса, кг

Радиус, км

Плотность г/см3

Радиус орбиты, км

Период обращения, сут

Геометрич. альбедо

Видимая звездная величина*, m

Земля

Луна

7.348·1022

1738

3.34

384400

27.32166

0.12

–12.7

Марс

Фобос

1.08·1016

~10

2.0

9380

0.31910

0.06

11.3

Деймос

1.8·1015

~6

1.7

23460

1.26244

0.07

12.4

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет