X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Контрольная работа: Россия в XVIII веке.

Вариант 1.

1.Установите соответствие междусобытиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующуюпозицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ              А)  учреждение Академии наук          Б)  основание Московского университета

В)  указ о создании флота вРоссии            Г)  Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова

ГОДЫ

1)  1755 г.          2)   1589г.            3)   1480 г            4)   1799 г.         5)   1696 г.        6)  1725 г.

2. Прочтите отрывок из приказаглавнокомандующего царскими войсками.

 «Всех взбунтовавшихся изаразившихся сим бунтом Её Величества подданных, изменников и сообщников его,предполагаю я сим по государственным законам поступать по нижеписанному.

Всех поселян, возвращённых симисредствами в прежнюю верноподданическую верность к всемилостивейшей нашейимператрице и в должное повиновение своих начальников, помещиков утвердить втом целованием Евангелия и креста, объявив, что, кто и за сим дерзнёт впредькаким-либо образом приобщаться к бунтовщикам или утверждать самозванца ПетромТретьим, который двенадцать уже тому лет, всему государству известно, подлинноскончался, или кто сделает малейшее ослушание воеводам, канцеляриям, всяким надсобою начальникам и собственным помещикам, а другие таковых заводчиков илиподсыльных от государственных бунтовщиков не свяжут и в ближайшую канцеляриюили в воинскую команду не представят, за то в самой скорости присланными извойск команды генерала графа Панина, все в таковых селениях без изъятиявозрастные мужики, будут казнены мучительнейшими смертями, жёны и дети их  —отданы в рабство, а земли  — во владение в верности пребывшим всегда к Еёимператорскому Величеству подданным и помещикам…»

 

Используя отрывок и знания поистории, выберите в приведённом списке верные суждения. 1)  Приказ былиздан в первой половине XVIII в.       2)  Самозванцем, выдававшим себя заПетра III, был С. Т. Разин.             3)  На подавление бунта, о котором идётречь в отрывке, был отправлен А. В. Суворов.              4)  Бунт, о которомидёт речь в отрывке, был самым крупным народным восстанием в истории Российскойимперии.               5)  Одним из последствий подавления бунта, о которомидёт речь в отрывке, было переименование реки Яик в Урал.          6)  Императрицей, упоминаемой в отрывке, является Елизавета Петровна.

Рассмотрите схему,выполните задание. 3-7

3.Напишите имя и порядковый номерили официальное прозвание монарха, в чьё правление шла война, события которойобозначены на данной схеме.

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=7825

 

4. Напишите фамилию русскогополководца, под командованием которого была взята штурмом хорошо укреплённаякрепость, обозначенная на схеме цифрой «2».

5. Прочтите текст о событиях,отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, котороепропущено в этом тексте.

«10 июля 2-я русская армияфельдмаршала Румянцева перешла Днестр возле _________, Могилёва и Кислицы.Корпус Салтыкова был оставлен под ___________, а главные силы двинулись черезБельцы к Яссам. Вокруг города были заложены 3 австрийские и 2 русскиеартиллерийские батареи. Сильный огонь русской артиллерии несколько раз поджигалгород, в ночь на 13 июля огонь русской артиллерии уничтожил турецкий арсенал ихлебные склады. Австрийский командующий предложил туркам капитуляцию, но тетянули время надеясь на деблокаду извне. Турецкие войска сделали попыткупрорваться через Яссы для деблокады __________, но были отбиты. Отходдеблокирующих турецких войск на юг привёл к капитуляции крепости _____________в сентябре. 18 сентября город был занят русскими и австрийскими войсками.»

6. Какие суждения, относящиесяк событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколькосуждений из шести предложенных.

1)  Город, обозначенный на схемецифрой «3», стал базой русского Черноморского флота.

2)  Следствием данной войны сталапотеря Россией территорий, обозначенных на схеме вертикальной штриховкой.        3)  Участниками войны, события которой изображены на данной схеме, былиВ. А. Корнилов и П. С. Нахимов.                4)  Мирный договор, завершившийвойну, события которой обозначены на данной схеме, был подписан в городе,отмеченном цифрой «4».

5)  Одним из главных событий войны,ход которой изображён на данной схеме, было Чесменское морское сражение.                6)  Русским флотом в сражении, которое произошло у мыса, обозначенного на схемецифрой «1», командовал Ф. Ф. Ушаков.

7. Напишите названиегосударства, которое было основным противником России в войне, события которойизображены на данной схеме.

8. Назовите императрицу,изображение которой помещено на марке. Используя изображение, приведите однолюбое обоснование Вашего ответа.

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=98525

9. Какой из представленных ниже памятниковархитектуры был создан в царствование императрицы, изображённой на марке? Вответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажитеархитектурный стиль, в котором создан данный памятник архитектуры.

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=98526

10. В 1762 г. дворянствополучило освобождение от обязательной службы. Одним из последствий сталодальнейшее усиление со стороны дворянства эксплуатации крепостных крестьян, чтопровоцировало недовольство последних. Кроме того, государство столкнулось сзатруднениями при поиске людей, годных к службе. Однако освобождение дворян отслужбы имело и позитивные последствия для развития России. Приведите не менеетрёх позитивных последствий для развития России этого преобразования.

11. Используя знания по историиРоссии, раскройте смысл понятия «ассамблеи». Приведите один исторический факт,конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённыйфакт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

12. Запишите один любой тезис(обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положениидворянства в периоды правлений Петра I и Екатерины II по какому(-им)-либопризнаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснованиедолжно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемыхобъектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис:_____________________________________________________________

Обоснования тезиса:

1)  ________________________________________________________________

2)  ________________________________________________________________

 

 

Контрольная работа: Россия в XVIII веке.

Вариант 2

1. Установите соответствие междусобытиями и годами: СОБЫТИЯ

А)  сражение у деревни Лесной            Б)  издание указа о единонаследии           В)   воцарение Елизаветы Петровны               Г)  провозглашение России империей

ГОДЫ

1)  1552 г.           2)   1708г.           3)  1721            4)    1938 г.        5) 1714 г.     6) 1741 г.

2. Прочтите прошение к правителю:«Всемилостивейший государь».

 «Понеже труды ВашегоВеличества в произведении нашего отечества и подданного Вашего всероссийскогонарода всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что Вашему Величествуяко самодержцу вся принадлежит, однако ж в показание и знак нашего истинногопризнания, что весь подданной Ваш народ ничем иным, кроме единых Вашихнеусыпных попечений и трудов об оном, и со ущербом дражайшего здравия Вашегоположенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведён есть,помыслили мы, по примеру древних, особливо ж римского и греческого народов,дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключённого ВашегоВеличества трудами всей России столь славного и благополучного мира, принестьсвоё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своихподданных во благодарение титул Отца Отечества, Императора Всероссийского…         СвятейшийСинод в том с нами согласен.

И тако ожидаем от Вашего Величествамилостивого нам невозбранения. Александр Меншиков. Канцлер граф Головкин. КнязьГригорий Долгорукой. Князь Дмитрий Кантемир. Барон Пётр Шафиров. Адмирал графАпраксин. Князь Дмитрий Голицын. Пётр Толстой. Андрей Матвеев».

Используя отрывок и знания по истории,выберите в приведённом списке верные суждения. 1)  Следствием подписанияупоминаемого в тексте мирного договора стало получение Россией Балтийскогопобережья от Риги до Выборга.

2)  Прошение подписано членамисозданного Петром I Сената.         3)  Мирный договор, упоминаемый в тексте,завершил Семилетнюю войну.           4)  Прошение адресовано Петру I.

5)  Упоминаемый в тексте СвятейшийСинод был создан в конце XVII в.

6)  Прошение было написано в1725 г.

Рассмотрите схему ивыполните задания 3-7

 

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=83163. Напишите название войны, событиякоторой обозначены на данной схеме.

4. Напишите имя российскогомонарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены наданной схеме.

5. Прочтите текст о событиях,отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, котороепропущено в тексте.

«После взятия Выборга в 1713 годубыли завоёваны Гельсингфорс (Хельсинки), Порвоо и ________. Вся южная Финляндиябыла занята после того, как генерал К. Г. Армфельдт потерпел поражение вПялкяне (Пелкине) в битве при Костеанвирта 6 октября 1713 года и в битве приЛапполе в 1714 году. Позже были взяты Бьернеборг и Васа».

6. Какие суждения, относящиеся ксобытиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько сужденийиз шести предложенных. 

1)  В ходе войны, события которойобозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.

2)  Мирный договор, завершившийвойну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе,обозначенном цифрой «2».

3)  Одну из решающих побед в даннойвойне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».

4)  Следствием войны, событиякоторой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морскойдержавы.

5)  После завершения войны, событиякоторой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

6)  В результате этой войны Россияутратила заштрихованные на схеме территории.

7. Напишите название сражения,обозначенного на карте цифрой 3.

8. Напишите названиеместности, события в которой изображены на марке. Используя изображение,приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=105046

9. Какой памятник архитектуры былсоздан в период жизни исторического деятеля, которому посвящена марка? В ответезапишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажитеархитектора, по проекту которого был создан данный памятник.

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=105130

10. В 1714 г. Пётр I подписал указо единонаследии. Укажите три любых последствия данного события.

11. Используя знания по историиРоссии, раскройте смысл понятия «кондиции». Приведите один исторический факт,конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённыйфакт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

12. Запишите один любой тезис(обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в условияхпроведения, ходе, результатах и значении Азовских походов 1695, 1696 гг. иПрутского похода 1711 г. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите дваобоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два историческихфакта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезисаизбегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис:_____________________________________________________________

Обоснования тезиса:

1)  ________________________________________________________________

2)  ________________________________________________________________

 

Контрольная работа: Россия в XVIII веке.

Вариант 3.

Установите соответствие между событиямии годами: СОБЫТИЕ

А)  заключение Ясского мира сТурцией          Б)  создание Верховного тайного совета

В)  учреждение Правительствующегосената            Г) В)  воцарение Петра III

ГОД

1)  1497 г.       2) 1726        3)  1791 г.        4)  1878 г.      5)  1711г.         6)  1761 г.

2. Прочтите отрывок изисторического источника.

 «В конце июля открыласьпервая сессия Комиссии о сочинении нового Уложения  — свода законов. Подобныекомиссии существовали и при Петре Великом, и позднее, но работа ни одной из нихне сопровождалась таким громким пропагандистским шумом. Старые комиссии тихособирались, вызывали для совещаний представителей с мест, переписывали,дополняли старые законы, обсуждали новые. Теперь всё было по-другому. Свыше 570нарядно  — подчас весьма экзотично  — одетых людей, приехавших со всехнеобъятных концов страны, представляли собой яркое зрелище: ведь со времёнЗемских соборов XVII века не собиралась вся Земля, Россия.Великолепна была и сама красочная процедура открытия заседаний комиссии восвящённой традицией Грановитой палате, и многословный Наказимператрицы депутатам, где часто встречались гордые, высокие и даже крамольныепо тем временам политические понятия: равенство всех граждан,вольность, под защитой законов, права ит. д. Наконец, работа Комиссии шла в обстановке солидности и серьёзности,говоривших о намерении власти и депутатов преобразовать страну.

И хотя сам Наказ былдовольно посредственной компиляцией (преимущественно  — из Духазаконов Монтескьё) о принципах желательного устройства государства, хотяпылкие речи депутатов создавали лишь иллюзию парламентской свободы, а итоги ихмногомесячной работы были ничтожны, тем не менее о Комиссии и её инициаторезаговорила вся страна, а потом и мир».

 Используя отрывок и знания поистории, выберите в приведённом списке верные суждения. 

1)  В состав комиссии входилипредставители государственных крестьян.

2)  Созыв упоминаемой в отрывкекомиссии показывал готовность власти к преобразованиям.

3)  Заседания комиссии проходилитолько в Санкт-Петербурге.

4)  Автором упоминаемого в тексте«Наказа» была императрица Елизавета Петровна.

5)  Заседания комиссии былипрерваны в связи с началом русско-турецкой войны.

6)  Результатом работы комиссиистало принятие нового свода законов.

Рассмотрите схему,выполните задания 3-7

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=8326

3. Назовите монарха (имя ипорядковый номер словами, например ИванТретий), в чьё правление шла война,события которой обозначены на данной схеме.

4. Назовите фамилиюгосударственного деятеля, получившего почётный титул за присоединение иосвоение территорий, обозначенных на схеме цифрой «2».

5. Прочтите текст о событиях,отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название крепости, котороепропущено в этом тексте.

«Отдельный отряд генерал-майоракнязя Щербатова (около 2 тыс. солдат и 1,5 тыс. казаков), наступавший отГеническа (Геничи) по Арабатской косе, 18 июня захватил крепость Арабат, затем20 июня отбил контратаку татар на Арабат и 21 июня (2 июля) 1771 безсопротивления взял ___________ и 22 июня Еникале.»

6. Какие суждения, относящиесяк событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколькосуждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми ониуказаны.

1)  В результате этой войны Россияутратила заштрихованные на схеме территории.

2)  Начало войны, события которойизображены на данной схеме, стало предлогом для прекращения деятельностиУложенной комиссии.        3)  После завершения войны, события которойобозначены на данной схеме, Россия стала империей.          4)  Мирный договор,завершивший войну, события которой обозначены на данной схеме, был подписан вгороде, отмеченном цифрой «1».

5)  Следствием войны, событиякоторой изображены на данной схеме, стало получение Россией выхода к Чёрномуморю.            6)  Участниками событий данной войны были А. Орлов и П.Румянцев.

7. Напишите названиегосударства, которое было основным противником России в войне, события которойизображены на данной схеме.

8. Назовите императрицу, изображениекоторой помещено на марке. Используя изображение, приведите одно любоеобоснование Вашего ответа.

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=98525

9. Какой из представленных нижепамятников архитектуры был создан в царствование императрицы, изображённой намарке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры.Укажите архитектурный стиль, в котором создан данный памятник архитектуры.

 

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=98526

 

 

 

10. В 1796 г. умерла ЕкатеринаВеликая. Укажите три позитивных для России итога внешней политики Екатерины II.

11. Используя знания по историиРоссии, раскройте смысл понятия «Кунсткамера». Приведите один историческийфакт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

12. Запишите один любой тезис(обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положениидворянства в периоды правлений Анны Иоанновны и Екатерины II покакому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждоеобоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого изсравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общегохарактера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис:_____________________________________________________________

Обоснования тезиса:

1)  ________________________________________________________________

2)  ________________________________________________________________

 

 

 

Контрольная работа: Россия в XVIII веке.

Вариант 4.

1. Установите соответствие между событиямии годами

СОБЫТИЕ         А)  взятие Измаилароссийскими войсками           Б)   Швейцарский поход А. В. Суворова         В)  Прутский поход          Г)   издание Манифеста о вольности дворянства

ГОД        1)  1711 г.        2)  1589г.       3)  1790 г.          4)  1762 г.        5)  1799 г.         6)  1924г.

2. Прочтите отрывок из работыисторика.

 «Расположение, или, как тогдаговорили, горячность, которое подчас публично проявляли к цесаревнегвардейцы, усиливалось ещё и тем, что она казалась им нежной и беззащитной,угнетённой людьми плохими, да к тому ж иностранцами, вроде Бирона или членовБрауншвейгской фамилии.

А между тем в глазах гвардиицесаревна была единственной, у кого в жилах струилась кровь Петра,  — да таконо и было! Не только в глазах гвардии, но и народа она была своей, русской.

В гвардейской среде Петра Великогообожали, о нём говорили с восторгом. Списки гвардейцев, тех, кто пошёл ночью<…> года на мятеж, примечательны тем, что состоят на треть из солдат,начавших свою службу ещё при Петре, причём более пятидесяти из них участвовалив Северной войне и Персидском походе. Можно представить себе, как в казармах ина бивуаках такой седоусый дядька рассказывал окружавшим его молодым солдатам опоходах с выдающимся полководцем, о его дочери  — красной девице, умнице ипомощнице, которую они видели вместе с великим царём. А слушатели у ветерановбыли благодарные: из трёх сотен будущих мятежников <…> года сто двадцатьчеловек относились к зелёным юнцам, причём семьдесят три из них были рекрутамииз крестьян. Пусть не покажется читателю странным, что в гвардии, оплотерусского дворянства, служили простые крестьяне, а также бывшие посадские,разночинцы и даже холопы. Включение их в гвардию, да ещё в первую (самуюпочётную) роту Преображенского полка, не было случайностью, а явилосьследствием целенаправленной кадровой политики правительства императрицы АнныИоанновны».

Используя отрывок и знания поистории, выберите в приведённом списке верные суждения.

1)  Следствием упоминаемых в текстевойн стало присоединение к России новых территорий.

2)  В отрывке идёт речь о событиях1762 г.           3)  Отборные воинские части, о которых идёт речь в отрывке,были созданы в годы правления царя Михаила Фёдоровича.           4)  Вописываемый в отрывке период отборные воинские части, о которых идёт речь,состояли как из дворян, так и из простых крестьян.          5)  Современникамиупоминаемых в отрывке событий были Б. К. Миних и А. И. Остерман.               6)  В описываемый период отборные войска, о которых идёт речь в тексте,представляли собой один полк.

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=11144рассмотрите схему, выполнитезадания 3-7

3.Напишите фамилию полководца,который руководил российскими войсками в сражениях, обозначенных на схеме.

4. Напишите название реки, обозначеннойна схеме цифрой «1».

5. Прочтите текст о событиях,отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, котороедважды пропущено в этом тексте.

«В ходе боевых действий русскиевойска захватили турецкую крепость ____________ и находящуюся северо-западнееот Кинбурна».

6. Какие суждения» относящиесяк войне, которой посвящена схема, являются верными? Выберите несколько сужденийиз шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  война велась с Османской(Турецкой) империей       2)  правительницей России в года войны была ЕлизаветаПетровна          3)  закончивший войну мир был заключен в городе, обозначенномна карте под цифрой «4»              4)  в ходе войны русские войскапрославились штурмом турецкой крепости, считавшейся в Европе неприступной               5)  в результате этой войны Северное Причерноморье окончательно вошло в составРоссийской империи

6)  во время данной войны произошлопоследнее крупное сражение парусного флота  — Синопский бой

7.Укажите название крепости,указанной на схеме цифрой «2», взятие которой русскими войсками стало важнымсобытием этой войны.

8.  Напишите названиеместности, события в которой изображены на марке. Используя изображение,приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=105046

9. Какой памятник архитектуры былсоздан в период жизни исторического деятеля, которому посвящена марка? В ответезапишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажитеархитектора, по проекту которого был создан данный памятник.

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=105130

10. В 1721 г. Пётр I подписал Ништадтскиймир, который ознаменовал завершение Северной войны. Укажите три любых итогаданного события.

11. Используя знания по историиРоссии, раскройте смысл понятия «секуляризация». Приведите один историческийфакт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России. Приведённыйфакт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

12. Запишите один любой тезис(обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положениикрестьянства в периоды правлений Петра I и Елизаветы Петровны покакому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждоеобоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого изсравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис:_____________________________________________________________

Обоснования тезиса:

1)  ________________________________________________________________

2)  ________________________________________________________________

 

Ответы

 

1

2

3

4

1

6154

 2563

3256

      3514

 

2

345

124

125

145

3

Екатерина Вторая

Северная война

Екатерина Вторая

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

Суворов

4

Суворов

Петр Первый

Потемкин

Дунай

5

Хотин

Або

Керчь

Очаков

6

146

135

256

145

7

Турция

Полтавская битва

Турция

Измаил

 

Вариант 1.

8.Назовитеимператрицу, изображение которой помещено на марке. Используя изображение,приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

1.  Императрица  —Елизавета Петровна.

2.  Обоснование: вцарствование Елизаветы Петровны в 1755 г. (дата высчитывается от даты выпускамарки, 2005 − 250  =  1755) был основан Московский университет, современноездание которого изображено на марке.

 

9. Какой изпредставленных ниже памятников архитектуры был создан в царствованиеимператрицы, изображённой на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначенэтот памятник архитектуры. Укажите архитектурный стиль, в котором создан данныйпамятник архитектуры.

Пояснение.

1.  Цифра,обозначающая памятник архитектуры,  — 4.

2.  Архитектурныйстиль  — барокко.

 

10. В 1762 г.дворянство получило освобождение от обязательной службы. Одним из последствийстало дальнейшее усиление со стороны дворянства эксплуатации крепостных крестьян,что провоцировало недовольство последних. Кроме того, государство столкнулось сзатруднениями при поиске людей, годных к службе. Однако освобождение дворян отслужбы имело и позитивные последствия для развития России. Приведите не менеетрёх позитивных последствий для развития России этого преобразования.

Пояснение.

Могут бытьприведены следующие позитивные последствия освобождения от службы дворянствадля развития России:

1)  освобождениедворян стало первым шагом к освобождению российского общества, к егораскрепощению, так как освобождение одного сословия становилось примером длядругих;

2)  освобождениедворян от службы позволило им больше заниматься своим хозяйством, чтоблаготворно сказывалось на экономическом развитии России в целом;

3)  многие изосвобождённых от службы дворян занялись наукой, литературой и искусством,появилась дворянская интеллигенция, что благотворно сказалось на культурномразвитии России;

4)  освобождённыеот службы дворяне стали активнее участвовать в местном управлении исамоуправлении, что благотворно сказывалось на развитии отдельных территорий.

 

11. Используязнания по истории России, раскройте смысл понятия «ассамблеи». Приведите одинисторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к историиРоссии. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определениипонятия.

Пояснение.

Правильный ответдолжен содержать следующие элементы:

1)  смысл понятия,например: созданные в период преобразований Петра I увеселительныесобрания-балы в домах российской знати, в которых было разрешено участвоватьженщинам;

(Смысл понятияможет быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2)  факт,например:

− ассамблеи сталипроводиться с 1718 года;

− согласнопетровскому указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян,но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский.

12. Запишите одинлюбой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различияхв положении дворянства в периоды правлений Петра I и Екатерины II покакому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждоеобоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого изсравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общегохарактера.

Пояснение.

Правильный ответдолжен содержать следующие элементы:

1)  тезис,например: в период правления Екатерины II дворянство стало болеепривилегированным сословием по сравнению

с периодомправления Петра I;

2)  обоснования,например (для приведённого выше тезиса):

— в периодправления Петра I дворянство было обязано служить, а в период правленияЕкатерины II дворянство было освобождено от обязательной службы;

— в периодправления Петра I организации дворянского самоуправления отсутствовали, а впериод правления Екатерины II были учреждены дворянские собрания.

 

 

Вариант 2

 

8. Напишитеназвание местности, события в которой изображены на марке. Используяизображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

Пояснение.

1.  Местность  —Альпы (Швейцария).

2.  Обоснование:изображена гористая местность и схватка на мосту в горных условиях, являющаясязнаменитым сражением на Чёртовом мосту, одним из эпизодов Швейцарского походаА. В. Суворова, которому посвящена марка.

 

9. Какой памятникархитектуры был создан в период жизни исторического деятеля, которому посвященамарка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры.Укажите архитектора, по проекту которого был создан данный памятник.

Пояснение.

1.  Цифра,обозначающая памятник культуры,  — 2.

2.  Архитектор  —В. И. Баженов.

 

10. В 1714 г. ПётрI подписал указ о единонаследии. Укажите три любых последствия данного события.

Пояснение.

Последствия:

1)  пересталисуществовать различия между поместьями и вотчинами, они превратились в единыйвид дворянской земельной собственности;

2)  недвижимоеимущество после подписания указа мог получить только один из наследниковдворянина, имения не дробились;

3)  наследникидворянина, получившие только движимое имущество, вынуждены были поступать нагосударственную службу;

4)  разделениедвижимого и недвижимого имущества между разными наследниками после подписанияуказа способствовало упадку помещичьих хозяйств, так как каждое хозяйствоявлялось единой системой, которая в случае дробления переставалафункционировать;

5)  сбор налоговстал более стабильным, так как крупные поместья обеспечивали регулярныеотчисления налогов; если же имение делилось на несколько частей, то владельцынебольших поместий часто беднели и не могли платить налоги.

11. Используязнания по истории России, раскройте смысл понятия «кондиции». Приведите одинисторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к историиРоссии. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определениипонятия.

Пояснение.

Правильный ответдолжен содержать следующие элементы:

1)  смысл понятия,например: условия, выдвинутые в 1730 г. при вступлении Анны Иоанновны напрестол со стороны Верховного тайного совета и содержавшие ограничение императорскойвласти в его пользу;

(Смысл понятияможет быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2)  факт,например:

− Анна Иоанновнаизначально согласилась принять кондиции, но затем разорвала их;

− кондициизапрещали императрице без согласия Верховного тайного совета объявлять войну изаключать мир.

 

12. Запишите одинлюбой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различияхв условиях проведения, ходе, результатах и значении Азовских походов 1695,1696 гг. и Прутского похода 1711 г. по какому(-им)-либо признаку(-ам).Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать дваисторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). Приобосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите вследующем виде.

Тезис:_____________________________________________________________

Обоснованиятезиса:

1)  ________________________________________________________________

2)  ________________________________________________________________

Пояснение.

Правильный ответдолжен содержать следующие элементы:

1)  тезис,например: Азовские походы прошли для России намного более успешно, чем Прутскийпоход 1711 г.;

2)  обоснования,например (для приведённого выше тезиса):

— в ходе второгоАзовского похода крепость Азов была взята русскими войсками, тогда как в ходеПрутского похода русская армия была окружена и вынуждена была пойти напереговоры под угрозой быть уничтоженной;

— в результатеАзовских походов в состав России вошла крепость Азов и был получен выход вАзовское море, тогда как в результате Прутского похода Россия вынуждена былавернуть крепость Азов Турции и потеряла выход к Азовскому морю.

 

 

 

 

 

Вариант 3.

 

 

8.Назовитеимператрицу, изображение которой помещено на марке. Используя изображение,приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

1.  Императрица  —Елизавета Петровна.

2.  Обоснование: вцарствование Елизаветы Петровны в 1755 г. (дата высчитывается от даты выпускамарки, 2005 − 250  =  1755) был основан Московский университет, современноездание которого изображено на марке.

 

9. Какой изпредставленных ниже памятников архитектуры был создан в царствованиеимператрицы, изображённой на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначенэтот памятник архитектуры. Укажите архитектурный стиль, в котором создан данныйпамятник архитектуры.

Пояснение.

1.  Цифра,обозначающая памятник архитектуры,  — 4.

2.  Архитектурныйстиль  — барокко.

 

10. В 1796 г.умерла Екатерина Великая. Укажите три позитивных для России итога внешнейполитики Екатерины II.

Пояснение.

Могут бытьприведены следующие итоги:

− сохранениепетровских приобретений на Балтике, недопущение реванша со стороны Швеции;

− присоединениеСеверного Причерноморья и ликвидация угрозы набегов крымских татар;

− присоединение врезультате разделов Речи Посполитой к России территорий бывших древнерусскихкняжеств;

− закреплениепозиций России на Кавказе (установление протектората над Восточной Грузией);

− расширениетерритории на востоке, в том числе освоение Северной Америки;

− превращениеРоссии в ведущую мировую державу, игравшую ключевую роль в международнойполитике

 

11. Используязнания по истории России, раскройте смысл понятия «Кунсткамера». Приведите одинисторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к историиРоссии. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определениипонятия.

Пояснение.

Правильный ответдолжен содержать следующие элементы:

1)  смысл понятия,например: первый русский музей, учреждённый ещё при Петре I, представлявший вначале коллекцию «всяких диковинок и уродцев»;

(Смысл понятияможет быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2)  факт,например:

− 1714 г.считается датой основания Кунсткамеры;

− в основуколлекции Кунсткамеры легло собрание редкостей, купленное у Альберта Себы.

 

12. Запишите одинлюбой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различияхв положении дворянства в периоды правлений Анны Иоанновны и Екатерины II покакому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждоеобоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого изсравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общегохарактера.

Пояснение.

Правильный ответдолжен содержать следующие элементы:

1)  тезис,например: в период правления Екатерины II дворянство стало болеепривилегированным сословием по сравнению с периодом правления Анны Иоанновны;

2)  обоснования,например (для приведённого выше тезиса):

— в периодправления Анны Иоанновны дворянство было обязано служить не менее 25 лет, а впериод правления Екатерины II дворянство было освобождено от обязательнойслужбы;

— в периодправления Анны Иоанновны организации дворянского самоуправления отсутствовали,а в период правления Екатерины II были учреждены дворянские собрания.

 

 

Вариант 4.

8. Напишитеназвание местности, события в которой изображены на марке. Используяизображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

Пояснение.

1.  Местность  —Альпы (Швейцария).

2.  Обоснование:изображена гористая местность и схватка на мосту в горных условиях, являющаясязнаменитым сражением на Чёртовом мосту, одним из эпизодов Швейцарского походаА. В. Суворова, которому посвящена марка.

 

9. Какой памятникархитектуры был создан в период жизни исторического деятеля, которому посвященамарка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры.Укажите архитектора, по проекту которого был создан данный памятник.

Пояснение.

1.  Цифра,обозначающая памятник культуры,  — 2.

2.  Архитектор  —В. И. Баженов.

 

10. В 1721 г. ПётрI подписал Ништадтский мир, который ознаменовал завершение Северной войны.Укажите три любых итога данного события.

Пояснение.

Могут быть указаныследующие итоги:

1)  Россияполучила выход к Балтийскому морю и, таким образом, стала играть более значимуюроль на международной арене;

2)  Россиявключала в свой состав Ингерманландию, Эстляндию, Лифляндию и т. д.;

3)  Россиявозвращает Швеции Финляндию и выплачивает компенсацию 2 млн ефимков.

 

11. Используязнания по истории России, раскройте смысл понятия «секуляризация». Приведитеодин исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно историиРоссии. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определениипонятия.

Пояснение.

1.  Смысл понятия:процесс освобождения разных сфер общественной и личной жизни от влияния церкви,в том числе передача церковных имуществ в государственную (общественную)собственность.

2.  Факт:

− примеромсекуляризации может считаться проводимая в 1760-е гг. Екатериной IIсекуляризация церковных земель, во время которой земли и принадлежавшиемонастырям крестьяне были переданы в государственную собственность;

− секуляризация вдуховной сфере (развитие светской культуры, утверждение нерелигиозных духовныхценностей) стала активно происходить после реформ Петра I (развитие гражданскойархитектуры, светского портрета и т. д.).

 

 

12. Запишите одинлюбой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различияхв положении крестьянства в периоды правлений Петра I и Елизаветы Петровны по какому(-им)-либопризнаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснованиедолжно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемыхобъектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Пояснение.

Правильный ответдолжен содержать следующие элементы:

1)  тезис,например: в период правления Елизаветы Петровны происходит ухудшение положениякрестьянского сословия, усиливается крепостной гнет и зависимость от помещиковпо сравнению с периодом правления Петра I;

2)  обоснования,например (для приведённого выше тезиса):

— в периодправления Петра I дворяне-помещики не могли ссылать своих крестьян в Сибирь, ав период правления Елизаветы Петровны, с 1760 года, помещики получили правоссылать крестьян в Сибирь на поселение с зачётом их вместо рекрутов;

— в периодправления Елизаветы Петровны крестьянам было запрещено вести денежные операциибез разрешения помещика, а в период правления Петра I такого запрета не было.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет