X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Муниципальный этап Предметной неделидуховно-нравственной (православной) культуры в образовательных организациях

городскогоокруга Солнечногорск по теме: «Человек в современном мире»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическаяразработка

урокаОснов православной культуры (курс ОРКСЭ)

«Святые войны и герои земли Русской»

4класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учительначальных классов

МигачеваАлена Германовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Солнечногорск

2022

СовременнаяРоссия – невиданный в мире образец воссоздания религиозной жизни за столькороткий период времени. На глазах одного поколения положение религииизменилось кардинальным образом. Возродилось и возникло множествоконфессиональных организаций, идет восстановление храмов, наблюдается интерес крелигии прежде равнодушных к ней людей. Наша Родина – многонациональная страна.В ней исторически существует множество культур, каждая из которых имеет своюрелигиозную основу. Россия – это не только вера в Бога или высшие силы.

Всеискусство Древней Руси носит религиозный характер. Древнерусское искусство, незная основ православия, просто невозможно понять и оценить. Религиозные образыпронизывают творчество художников, музыкантов и писателей всех стран и эпох,придают ему глубину и смысл. Много произведений создано на библейские сюжеты, ачтобы их понять, необходимо обладать хотя бы элементарными знаниями осодержании Библии.

И науроках по православию, изучая тему «Святые войны и герои земли Русской», особоевнимание ребят было сосредоточено на образе князя Александра Невского. Учащиесязаинтересовались его жизнью, его ратными подвигами и умению противостоятьврагу.

Важнейшейцелью современного образования и одной из приоритетных задач общества игосударства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного икомпетентного гражданина России.
Исходя из этого, в Федеральном государственномобразовательном стандарте одним из направлений воспитания названо формированиеценности патриотизма как одного из проявлений духовной зрелости человека,выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать вребёнке. Понятие патриотизм включает в себя любовь к Родине, к земле, гдеродился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Проект Защитники земли русской направлен на то,чтобы дети узнали, как можно больше об истории страны, ее  святых защитниках

Данный проект разработан смультимедийной поддержкой, предназначена для учителей, работающих в 4 классахпо учебному курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры».      Служитпособием при проведении урока в рамках Предметной недели духовно-нравственной(православной) культуры по теме: «Человек в современном мире».

      Представленный урок дает возможность   младшим школьникамсформировать представления о христианском отношении к войне.

      В ходе этого урока учащиеся научатся соотноситьимена выдающихся исторических личностей с основными важнейшими событиями роднойистории, узнают о духовных подвигахсвятых защитников Отечества. Получат возможность для осознания необходимостиличностного развития таких добродетелей, как милосердие, ответственность,справедливость, которые являются основными понятиями православной культуры.  

По своему содержанию этот урок служитважным связующим звеном между учебным курсом «Православная культура» ипредметами «Окружающий мир», «Музыка», «Литературное чтение» в начальной школе.

На уроке используютсяфронтальная и индивидуальная формы работы; разные виды методов обучения:

1)   по источнику передачи ивосприятия учебной деятельности: словесный, наглядный;

2)   по степени самостоятельности:проблемно-поисковый;

3)   по логике передачи ивосприятия информации: индуктивный (обобщение результатов наблюдений);

4)   метод самоконтроля ивзаимоконтроля.

 

Задействованные педагогические технологии: традиционная,компьютерная технология, технология межпредметных связей, проблемные технологии

Метод создания проблемной ситуации –ведущий на данном уроке. С помощью тщательно продуманной системы вопросоворганизуется беседа, постепенно подводящая учеников к усвоению системы фактов,выявления закономерности, подводит к пониманию и усвоению новых знаний, путёмсобственных усилий и размышлений. Учебная дискуссия стимулирует интерес  кучению. Использование коротких эпизодов мультипликационного и учебного фильмовпомогают увидеть противоречие, выдвинуть предположение и проверить его в ходедискуссии. Анализ информации из разных источников позволяет учащимся создатьсистемное видение проблемы, сделать правильный вывод.

Личностно-ориентированнаятехнология, используемая на уроке, помогает в формировании мотивации к обучениюи целенаправленной познавательной деятельности, проведении личностнойрефлексии.

Домашнее задание формулируетсянепосредственно обучающимися, даёт возможность развивать учащимся самостоятельность,творческую активность.

К уроку прилагается «Рабочий листурока», разработанный в соответствии с содержанием урока и направленный наконтроль и самооценку знаний учащихся по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическаяразработка по предмету: Основы религиозных культур  и светской этики (ОРКСЭ) потеме: «Святые войны и герои земли Русской»

Тема урока

Святые войны и герои земли Русской

Цель урока

Узнать о святых воинах и героях земли Русской;

Углубить знания детей о святых защитниках Отечества;

Продолжить работу по формированию понятий «жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к Богу», «духовный подвиг», «ратный подвиг» на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

Задачи урока

Узнать кто такие святые;

Что такое подвиг;

Познакомиться с святыми воинами и героями земли Русской;

Познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с заслугами русских воинов, ставших святыми;

Способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

 

Виды деятельности:

беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, учебный диалог, индивидуальные сообщения, чтение стихотворений, исполнение песни.

 

Планируемые результаты

 

 

 

 

 Личностные: сформированность мотивации  к целенаправленной познавательной деятельности в изучении героических страниц прошлого нашей Родины; осознание  гражданской позиции и долга перед Отечеством.

 Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Регулятивные:  развивать умение высказывать предположение; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; обобщать и делать выводы на основе анализа объектов; находить ответы на вопросы в тексте, умение выделять главное  в соответствии с учебным заданием.

Предметные: понимание  обучающимися христианской точки зрения справедливой (оборонительной) войны

Ключевые понятия урока

Защита Отечества; справедливая, оборонительная война; святые защитники.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык, музыка.

 

Ресурсы:

 

 

Ресурсы урока:

Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс. http://www.school65.spb.ru/doc/orkse/osn_prav_kult.pdf

Авторский рабочий лист урока на основе Рабочей тетради к учебнику А. В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс».https://catalog.prosv.ru/item/16206

Компьютерное оборудование, проектор, презентация (Приложение 2) , 

Аудиозаписи оперы М. Глинки и кантаты С. Прокофьева ( https://yandex.ru/video/preview/14340920919208291817)

Видеофрагменты учебных фильмов канала «Радость моя»:

Александр Невский https://radostmoya.ru/project/istoriya_rossii/video/?watch=aleksandr_nevskiii

Фрагмент видео из мультфильма Пересвет и Ослябя. 

https://yandex.ru/video/preview/4798106645521891776

Сергий Радонежский https://radostmoya.ru/project/istoriya_rossii/video/?watch=sergii_radonezhskiii

Видеофильм Илья Муромец богатырь святой https://yandex.ru/video/preview/3044960107525608201

Словарь Ожегова https://slovarozhegova.ru/

Александр Невский // Детская энциклопедия: познавательный журнал для девочек и мальчиков. – 2009. — № 1. – 48 с. : цв. ил.https://csdbf3.ru/partid/20/subpartid/24/writeid/91

Обернихина Г.А. Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры» автора А.В. Кураева. — М.: Просвещение, 2012.http://orkce.apkpro.ru/doc/religiya/orkce1.pdf

Статья «Воевода России» https://ruskline.ru/analitika/2013/12/03/voevoda_rossii/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОДУРОКА

ЭПИГРАФ:Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоятьбудет русская земля. А. Невский

I. Организация класса

 

Проверка готовности к уроку, приветствие.

-Здравствуйте, дорогие ребята! Смолк звонок, начинается урок. Православнуюкультуру вместе будем изучать. Слушать, мыслить, рассуждать, и тогда наш уроквсем пойдёт ребятам впрок.

-Вспомните правила любого успешного урока: (коллективное проговаривание)

Слушаем,запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.

(Напоминаниео гигиенических требованиях к посадке)
— Сядем прямо не согнёмся, за работу мы возьмёмся.

II. Актуализация опорных знаний. Постановкаучебной проблемы и целей урока

 

Урок наш хочу начать с фразы- «То не сказки, а были, окоторых люди и по сей день не забыли».

— У всякого народа есть своя история, а в истории есть моменты, покоторым можно судить о силе духа и величии народа. Россия – страна богатая икрасивая, — это наша Родина, а русский народ – смелый и мужественный.

— Как называлась наша страна в эпоху славных богатырей? (КиевскаяРусь). Русь святая…Земной удел Богородицы… Много врагов было у нашей Родины.

-Как же любили и защищали Русь святую наши предки? Каждый народзнает своих героев по именам, хранит о них память веками.

Слайд 2. Прочитайтеслова Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна:

«Отечество – понятие священное, ибоего даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь»

— Как вы понимаете эти слова?

Обобщение:

-Многое может наша земля: накормитьвкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами,лесами, полями. Но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, роднойземли — святой долг тех, кто ест ее хлеб, пьет её воду, любуется её красотой.Родина…Отечество… наша Родина, наше Отечество – матушка Россия.

Организует работу по обсуждению проблемныхвопросов, определению темы и целей урока.

Игра «Сначала размышляем сами»

-Как вы понимаете слово «Родина»? Назовитеслова, близкие по смыслу этому слову. (Род – наша семья. Отечество РодителиОтец, отчество Родные Отчий дом Природа Отеческая любовь Родник)

-Родиной мы зовем потому её, что в ней мыродились, в ней говорят на родном языке, и все в ней для нас родное.

Много есть на свете и кроме России всякиххороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него иРодина.  С этими словами трудно не согласиться, ровно, как и с тем, что каждоегосударство должно иметь свою армию, своих защитников.

— Известно ли вам слово «Щит»? (То, чтозащищает, загораживает)

— Какие же слова образовались от этогослова?  (Защитник, защитить)

— Как вы понимаете слово «Защитник»?Попробуйте самостоятельно объяснить значение этого слова, а потом нам поможеттолковый словарь. (Герой, воин, боец, заступник , охранник, покровитель.)

Слайд 3 . Работа с толковыми словарямиЕфремовой и Ожегова.

 Защитник– тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-что-нибудь.

— Подберите синонимы к слову «Защитник».

— Кого и что можно защищать? (Слабых,обездоленных, страну, веру)

— Назовите известные вам имена защитниковОтечества. Что вам о них известно?

— Как вы понимаете слово «Отечество»? (Отечествоммы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши).

Вывод:таким образом мы с вами выяснили, что Отечество и Родина – это близкие посмыслу слова.

Слайд 4. Подпишитесвое имя в «Рабочем листе урока». Прочитайте задание №1,2 запишите ответ. (Приложение 1)

-Послушайте стихотворение, которое поможетВам понять, чему будет посвящён наш урок. (Читает ученик).

На колени Тебя не поставили
Не французы, не немцы, не швед.
За Собою Ты кровью оставила
Яркий след незабвенных побед.
Сыновья Твои сильные, смелые,
Прежде жизни своей не щадя,
Словно Ангелы с крыльями белыми
Охраняют и ныне Тебя.
Защищают Сыны Твои славные,
Что погибли в неравном бою,
Веру Русскую Православную
И Россию Родную свою! (Елена Викторовна Буланцова – Турсунова)

-О ком и о чём говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится озащитниках Родины; погибших за веру православную).

 

III. Мотивация учебной деятельности

Обсуждение высказывания Святителя ФиларетаМосковского и совместный поиск ответа на заданный вопрос.

«Велико наше Отечество — Русская земля.Но таким оно стало не сразу».

Слайд 5. -Давайтепрочитаем слова еще одного очень просвещённого человека Святителя ФиларетаМосковского:

«Великими подвигами, многою верою имольбою сложилась Русь. Тяжёлый путь выпал на долю ей. Много скорбей и бедпретерпела она, прежде чем стать тем великим государством, каким слывёт онатеперь. Беды её были и извне, от врагов лютых, которые хотели её погибели, былибеды и от себя, от внутренних неустройств и раздоров. Часто так трудностановилось русскому народу, что всё казалось, погибло – точно и государствусовсем конец подходил. Но Господь миловал Русь и спасал её Своею силою».

-О каких бедах, постигших нашу страну,говорит Святитель Филарет?

— Так уж вышло, что история России — этоистория воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло стольковойн, сколько довелось пережить России. Почти половина из многих лет нашейистории прошла в войнах. Много врагов разоряли Россию, немало тяжёлых бедствийпережила она. И во всех невзгодах ее герои жертвовали собой, защищая Родину ихристианскую веру.

— Ребята, как вы думаете, один солдат можетзащитить Отечество?

-Совершенно верно! Не зря сказано: «Один,в поле не воин». А когда много солдат — это армия. У каждого народа, в каждойстране есть своя армия. В России тоже есть армия, и она не раз защищала свойнарод от захватчиков.

Сегодня мы урок начнем
И разговор свой поведем
О ратных подвигах Руси,
Святых защитниках земли!

IV.Изучение нового материала

Слайд 6. Чтение стихотворение со слайда. 

ЗащитникиОтчизны все века
Святую Русь от недруга хранили,
И если враг напал издалека,
То его гнали, били и громили.
Жизнь не жалея, Родину свою
Они для жизни нашей сохранили…

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

-Как поступали русские воины с врагом? (Гнали, били, громили).
Слайд 7. —  Значит, своими действиями они причиняли вред и несли угрозудля жизни. Вспомните одну из заповедей Христа, касающуюся отношений междулюдьми. (Не убивай).
— Но ведь, православные воины тоже несли смерть.

Возникаетпротиворечие. Подумайте, на какой вопрос мы должны получить ответ насегодняшнем уроке?

Слайд 8. Ответы детей:

Когда можно не следовать заповеди «Не убивай»?
Могут ли быть оправданы действия русских воинов?
Может ли быть оправдана война?
Каково отношение христианства к войне?

-Вспомнитепервое стихотворение. С кем сравниваются защитники Русской земли? (Ангелыс крыльями белыми).

-Как вы думаете почему? (Души вознеслись на небеса, в царствие Божие).

-Ребята, как вы думаете кем должен оставаться христианский воин на войне? (Человеком).

-Какими качествами, по вашему мнению, должны обладать защитникиОтечества? (Самоотверженностью, мужеством, силой, отвагой, бескорыстием.)

-Какие законы должны действовать на войне?  (Законы милосердия исправедливости).

— В чём они заключаются? (1. Нельзядобивать раненых. 2. Нельзя трогать безоружных. 3. Нельзя грабить местныхжителей.  4. Если враг сдается или если война закончена — надо к недавнемунедругу отнестись уже просто как к человеку.)

— Можно простить свою обиду. А еслиобижают сестренку, маму, Родину? Если вашей семье будет что-либо угрожать,сможете ли вы встать на её защиту? Есть ведь и другие слова Христа: «Всякийгневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бываетнапрасным, а бывает уместным.

— Как вы понимаете значение этихвыражений?

— Если обижают твою мать или сестру,просто  слабого — долг каждого человека встать на защиту. Все, что человекуважно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, аесли надо – и защищать.

-По-особому чтили на Руси тех, кто защищалземлю родную. Многих из них причислили к лику святых.  Обратимся  к русскойистории, которая хранит в памяти много имен святых героев. Герой добрыми деламислужит Богу. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает ее отврагов. Христиане считают, что рождение в народе героя – это всегда милостьБожия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена.

Славились они своими добрыми делами,мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Этобыли славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили, уважали, шли заними на бой, слагали песни, сказки, былины, легенды об их жизни.

Среди них – имена святого воина ИльиМуромца, святых князей Александра Невского, Димитрия Донского и многих другихсвятых заступников земли русской.

Слайд 9. Репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри»

Передвами народные герои. Назовите их имена.

-Кто такие богатыри? (Силачи, воины, борцы).-А какие они были? (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные,героические, доблестные, храбрые, мужественные).

-Откуда вы знаете о богатырях? (Из былин,русских народных сказок, поэм).

— Что такое былина? (Быль, правда, то, чтопроисходило на самом деле. Это песни и сказы о подвигах богатырей).

 -Что помогало богатырям в борьбе сврагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь кРодине).

Об одном из них мы сейчас посмотрим фильм

Слайд 10. Видеофильм ИльяМуромец богатырь святой

https://yandex.ru/video/preview/3044960107525608201

-Как вы думаете, почему столько почестей этому богатырю? (Он прославился воинскими подвигами,много лет охранял границы Руси).

-О чём вы узнали из видеофрагмента? (Когда православная церковь отмечает дату памяти святогоИлии, где находятся его останки).

-Почему имя Илии Муромца почитается православной церковью? (В преклонных летах богатырь Илия поступил вКиево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы вдуховных подвигах).

Слайд 11. Задание в «Рабочем листе урока»№3. (Приложение 1) Подчеркните слова, которые определяютхарактер защитника Отечества.

V.Физминутка

VI.Изучение нового материала (продолжение)

-Продолжаем наш урок.

Учебник стр 89. Каквы думаете, ребята, когда православный человек вправе взяться за оружие?  Какаявойна считается справедливой?

-Давайте обратимся за помощью к учебникуи, подтвердим или опровергнем наше предположение.

— Война может быть справедливой, толькоесли она оборонительная, когда воин защищает свою Родину, семью и веру.

-Какова точка зрения христианства к войне? (Оправдана только справедливаявойна, которая ведётся за семью, Родину, её святыни).

-Когда война будет несправедливой? (Если её цель: захват чужой земли,навязывание своей веры).

Выполнение задания в рабочем листе № 4,5 (Приложение 1)

Слайд 13. Вовремя различных войн известны случаи, когда на поле боя выходили безоружныемонахи, держа в руках святые иконы, и противники уходили с поля битвы безсражения. Чем были движимы эти монахи, как вы думаете?

•        Желанием прославиться.

•        Желанием привести врага взамешательство, обмануть, отвлечь и потом напасть с оружием.

•        Любовью к своему Отечеству,верой в Бога и в Его всемогущество.

— Вы — молодцы! Абсолютно верно! И этопредположение вы сегодня не раз подтвердите.

-Изображение Александра Невского вывешивается на доске. Прочтите на доскезапись. Какие слова сказаны Александром Невским?

(Ктос мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет ЗемляРусская).

-Как вы их понимаете? Эти слова – угроза? (Нет, предупреждение).

-О подвигах Александра Невского мы уже знаем из урока окружающего мира.

Скакими битвами связано его имя? (Битва со шведами на Неве в 1240 г., разгромнемецких рыцарей крестоносцев на Чудском озере 1242г).

Слайд 14. Просмотр фрагмента учебного фильма на канале Радостьмоя: Александр Невский.  

Работа с текстом на странице. 91 учебника.

-Прочитайте материал учебника на странице 91. Найдите ответ на вопрос: В чёмпроявилась миротворческая деятельность князя Александра Невского?

(Спомощью переговоров длительное время удерживал Русь и Орду от столкновений. Напереговорах отказался от призыва русских воинов на войну, спас тем самым многожизней).

-О чём ещё, вы узнали из прочитанного отрывка? (Князь Александр Невский причислен к ликусвятых).

-Перед каждым сражением князь горячо молился и просил помощи у Бога. Егостараниями проповедьхристианства распространилась в северные земли поморов. Он способствовалсозданию православной епархии в Золотой Орде.

Вкняжеской жизни был рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем исправедливым судьёй

— Вспомнитеещё одно историческое событие Куликовскую битву. Кому противостояла Русь? (Монголо-татарам).

Счьими именами оно связано? (Дмитрий Донской, СергийРадонежский, монахи Пересвет и Ослябя).

— Ихимена тоже причислены к лику святых.

-Почему Сергий Радонежский дал своё благословение московскому князю Дмитрию дляотпора врагу? (Это была справедливая война, не было способа избежатькровопролития).

— Втрудную минуту монахи Пересвет и Ослябя вышли из монастыря на поле боя.

Слайд15,16 Фрагмент видео из мультфильма Пересвет и Ослябя. 

https://yandex.ru/video/preview/4798106645521891776

— Каквы думаете, что ответил Сергий Радонежский, когда допустимо несоблюдениезаповеди «Не убивай»? (Если ты защищаешь близких людей,Отечество). Продолжение просмотра видеофрагмента.

— Мыполучили ответ на один из поставленных нами вопросов: Когда можно нарушитьзаповедь «Не убивай».

— Насамопожертвование способны не только доблестные воины, но и простые люди.

Слайд17. Вспомните слова Христа, он говорил, как надо относиться к врагамсвоим. «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас». 

-Каких заповедей должен придерживаться воин-освободитель на войне по вашемумнению? (Ответы детей.)

Слайд18. (Демонстрация слайда после ответов детей.) 

— Недобивать раненных.

-Не трогать безоружных.

-Не грабить местных жителей.

-Если враг сдаётся, к нему надо относиться, как человеку, а никак к недругу.

Законмилосердия и справедливости приходит на смену закону войны.

-Сегодня мы познакомимся с ещё одним именем святого защитника – великимфлотоводцем.

Работас текстом учебника страница. 91

-Каковы заслуги Фёдора Ушакова перед Отечеством? (Не проиграл ни одногоморского сражения, не потерял ни одного судна, не отдал в плен ни одногоматроса).

-Какую жизнь вёл в отставке? (Поселился рядом с монастырём и провёл жизнь вмолитвах»).

-Фёдор Ушаков причислен к лику святых. Как вы думаете за что?

(Ответыдетей: За веру, за христианские добродетели: милосердие и человеколюбие).

Слайд19. Просмотр видео о Ф. Ушакове. 

https://yandex.ru/video/preview/16700703218643961026

— К лику святых причисляются, прославившиеся искренней глубокойверой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своемгосударственном служении остаться верными Христу, которые в жизни, преждевсего, следовали высшим христианским добродетелям.

— Русскомународу не раз приходилось спасать своё ОтечествоНазовите памятнуюдату празднования Победы в Великой Отечественной войне. (9 мая)

— Вэтот день в знак памяти в нашей стране на грудь повязывают георгиевские ленты.

ГеоргийПобедоносец причислен к лику великомучеников и является одним из наиболеепочитаемых в христианском мире. Его считают покровителем Руси, хранителем землирусской. Где можно увидеть его изображение?

Слайд20. С течением времени отношение к воинам, воинскому долгу защитыОтечества и православной веры не изменяется. Воины-защитники почитаются нетолько народом, но и Православной церковью. 

Как вы думаете, почему на Русипрестарелые воины часто уходили в монастырь?

(Подсказка)

Когда физические силы оставляли тело ичувствовалась близость кончины, в традициях Руси было посвящать остаток жизниБогу. И многие бывшие воины, свершив свои ратные подвиги, чуя приближениестарости, уходили в монастыри спасать души, молиться за Святую Русь, за родныхи близких, за себя.

Тема урока в  жизненной ситуации.

-У каждого народа есть свои герои. И этоне только самые смелые и самые сильные люди.

Смелых и сильных людей много, а героевсвоих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Таковы защитникиземли Русской. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не длясебя. Своими подвигами прославляют родную землю, защищают её от врагов.

Одиниз дней, в которые на Руси совершается поминовение умерших христиан, называетсяРадоница. Он отмечается на 2 неделе после Пасхи. В этот день христиане идут накладбище и тихонько говорят: «Христос воскрес, усопшие рабы Божии! Радуйтесь,все мы воскреснем!» Поэтому и зовется этот день таким радостным словом -Радоница.

Ивспоминают в этот день всех тех, кто погиб в войнах за наше Отечество…
Русь православная

VII.Закрепление нового материала

Предлагаетеще раз вернуться к теме урока и выполнить тест.  
Осуществляет контроль за выполнением заданий.

-Времена изменились, но с течением времениотношение к воинам, воинскому долгу защиты Отечества и православной веры неизменилось.

Воины-защитники почитаются не тольконародом, но и  Православной церковью. Символом этого является и почитание днясвятого Георгия Победоносца, и  9 мая, когда в нашей стране и мире на грудьповязывают георгиевские ленты.

— Сегодня мы многое узнали о защитниках земли русской. Давайте еще раз вернемся

 ктеме урока и выполним тест в «Рабочем листе урока».

Незабудьте оценить свою работу на уроке!  (Приложение 1)

 

VIII.Итог урока. Рефлексия

Святой – значит Божий, и христианскаяЦерковь канонизирует посмертно тех людей, чья жизнь была праведной, ктозаслужил народное почитание и чья святость подтверждается чудесами, исходящимиот останков, могилы святого, происходящими в ответ на молитву к нему. Каждыйсвятой – уникальная и прекрасная личность, и Церковь канонизирует святых, какпример для других. Поэтому так важно стремиться узнать о святых нашихсоотечественниках, изучать их жизнь, вдумываться в их жизненный подвиг

Сегодня мы говорим о святых ЗащитникахРуси, но это не только воины с мечом в руках, защитниками мы также называем итех, кто своими молитвами , добрыми милосердными делами защищали Родину,помогали ей в трудные времена.

-Вспомните, как называлась тема нашего урока?

-Какие новые понятия мы разбирали на уроке?

— Когда война может считаться справедливой?

— Какиепоступки недопустимы на войне?

-Назовите имена святых защитников.

-Кем почитаются воины-защитники? (Народом, православной церковью).

-В чём состоит долг каждого гражданина? (Встать на защиту Родины).

Слайд 20.  В статье 59 Конституции РФ сказано: 1. ЗащитаОтечества является долгом и обязанностью гражданина РоссийскойФедерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу всоответствии с федеральным законом.

Слайд 21. На уроке я узнал…На уроке я понял… Обсуждение

IX. Домашнее задание

Наш урок подходит к концу. — Что вы расскажете овойнах справедливых?

Какиепоступки, с вашей точки зрения, недопустимы даже на войне?

Окаких святых защитниках расскажете?

Естьли в вашей семье защитники Отечества?

Подготовьтерассказ о них для одноклассников.    Вы можете дополнительно

выбратьисточник информации, найти и прочитать материалы о святых защитниках Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Рабочий лист урока

Тема- Святые войны и герои земли Русской

Задание1.Дополни пословицу.

-Человек без Родины, что …_______________________________________________________

-На чужой сторонушке — …________________________________________________________

-Родина – мать, чужая сторона…___________________________________________________

-Родина мать- сумей _____________________________________________________________

Слова-подсказки:за нее постоять, что соловей без песни, рад своей воронушке, мачеха.

Задание2. Ответь на вопросы.

-Какой общий смысл объединяет все этипословицы?_______________________________________________________________________

-А кто в наши дни мог бы сказать такие слова: «Есть ещё на Руси, кому постоятьза землю Русскую?________________________________________________________________________

Христосговорил: «Нет больше той любви, как если кто положит свою душу за ближнихсвоих». Как ты понимаешь эти слова?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание3. Обведи слова, которые характеризуют характер защитника Отечества.

Сила,храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине, трусость, робость, верность, предательство.

Задание4. Прочитай текст.

РоссийскаяПравославная Церковь провозглашает защиту Отечества священным делом каждоговерующего. Христианское учение о войне и воинском служении сложилось в Средниевека, когда возникла «убежденность, что война должна вестись по определеннымправилам, что и сражающийся человек не должен терять своего нравственногооблика, забывая, что его противник — такой же человек, как и он сам».

Запиши,какими двумя законами должен руководствоваться христианин на войне:

1.______________________________________________________________

2_______________________________________________________________

Задание5. Ответь на вопрос.

Какуювойну, с христианской точки зрения, можно считать справедливой?

_____________________________________________________________________________

Задание 6.  ТЕСТ

1. Выбери правильные суждения. Подвигпо-христиански — это

 

А) жертва ради себя самого

Б) ради другого человека

В) ради Бога

 

2.Когда война может быть оправдана?

 

А) Когда целью войныстановится завоевание новых территорий для государства?

Б) Когда цельювойны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою Родину?

В) Когда целью войныявляется обогащение воюющих?

 

3.Как вы думаете, чем различаютсясправедливая и несправедливая войны?

 

А) Справедливаявойна та, которая несёт прибыль своему народу, а несправедливая та, от которойодни убытки.

Б)Справедливая война та, в которой мы побеждаем, а несправедливая та, в которойкто-то побеждает нас.

В)Справедливая война – это защита своей Родины и близких. Несправедливая тавойна, во время которой люди хотят обогатиться.

 

4.Каквы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто нарусскую землю с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»?

 

А) Воеватьнадо всегда, так как только мечом можно убедить другого человека в своейправоте.

Б) Есликто-то с войной придёт на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.

В) Русскимтолько дай повод, сразу начнут войну.

 

5.Что никогда нельзя делать при помощи оружия? 

А)Навязывать другим людям свою веру.
Б) Защищать свою Родину.
В) Защищать свою жизнь.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет