Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Путешествие в мир искусства»
для1–4-х классов
Направление: художественно—эстетическая творческая деятельность
Форма организации: кружок
Разработал:
учитель внеурочной деятельности
БорисоваВарвара Вячеславовна
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа данного курса внеурочной деятельностиразработана в соответствии с требованиями:
· Федерального закона от 29декабря 2012 года № 273 «Об образованиив Российской Федерации»;
· Стратегии развития воспитания в РоссийскойФедерации на период до 2025 года,утвержденной распоряжением Правительства от 29 мая2015 года № 996-р;
· Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31мая 2021 года № 286;
· Методических рекомендаций по уточнениюпонятия и содержания внеурочной деятельности в рамкахреализации основных общеобразовательных программ, в томчисле в части проектной деятельности, направленныеписьмом Минобрнауки от 18 августа 2017 года № 09-1672;
· основной образовательной программы начального общего образованияМБОУ «Центр образования № 21», утвержденной приказом от 06.04.2022года № 551/3, в томчисле с учетом рабочей программы воспитания.
Рабочая программа кружка «Путешествие в мир искусства»предназначена для обучающихся 1–4-х классов. Данная программанацелена на ознакомление младших школьников с видами искусства(изобразительное, декоративно-прикладное, сценическое, экранное,литературно-художественное, пространственное, музыкальное искусство), мировой иотечественной культурой.
Цель учебного курса: художественно- эстетическоеразвитие личности обучающегося на основе приобретенных ими знаний, умений,навыков в области мировой культуры и искусства.
Задачи учебного курса:
— развитие исторического кругозора;
— формирование патриотического чувства;
— развитие творческого, образногомышления;
— обеспечить условия для пониманияэстетической ценности художественных произведений;
— приобщение учащихся к миру прекрасного;
— показать на материале курса значениеморальных ценностей (добро, красота, благородство).
Принципы, лежащие в основепостроения рабочей программы:
· личностно-ориентированные: разностороннее развитие ребенка;
· дидактические: наглядность;
· творчества (креативности): ориентация на творческоеначало в учебной деятельности обучающихся;
· деятельностно-ориентированные: освоение обучающимися знаний,умений, навыков преимущественно в игровой формеи в форме практической деятельности;
· вариативности: развитие у детейвариативного мышления, то есть пониманиявозможности различных вариантов решения задачи и уменияосуществлять систематический перебор вариантов.
Местоучебного курса в плане внеурочной деятельностиМБОУ «Центр образования № 21»: учебный курс предназначен дляобучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 часв неделю.
Содержание учебного курса
Содержание программы нацелено на формированиекультуры творческой личности, на приобщениеучащихся к общечеловеческим ценностям и освоениеопыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видахискусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетическоговкуса.
Содержательные линии курса:
· декоративно-прикладное искусство;
· театральное искусство;
· изобразительное искусство
· пространственное искусство;
· литература;
· экранное искусство;
· театральное искусство;
· музыкальное искусство
ИскусствоДревнего мира
Сравнениесовременных пиктограмм и пиктограмм древности. Игра – исследование «Разгадайпиктограмму» или совместная творческая работа «Сборник пиктограмм». Рассказ ободном из чудес света. Обсуждение легенд. Проектирование собственногоСтоунхенджа. Презентация с изображениями главных богов Древней Греции.Фотографии сосудов, барельефов с мифологическими сценами. Просмотр мультфильмастудии «Союзмультфильм». Прогулка-путешествие в игровом формате сиспользованием презентации. Ознакомление с архитектурными шедеврами ДревнейГреции. Беседа об истории и особенностях театра в Древней Греции. Совместнаяпостановка и участие в сценке по мотивам древнегреческих постановок. Рассказ обархитектурном произведении, его значениях и особенностях. В каких мультикахпоявляется образ Колизея? Просмотр мультфильма. Рассказ об пирамидах.Обсуждение мифов и легенд, связанных с пирамидами. Беседа и обсуждение мифов.Инсценировка сказки, игра «Построй живую китайскую стену». Игра «Приручикитайского дракона». Легенды о великой китайской стене. Беседа и обсуждение мифов.Славянские игры: «Хромая лиса», «Горелки», «Бояре», «Ручеек». Прослушиваниепроизведений, работ фольклорных ансамблей. Совместное исполнение песни.
Искусство Среднихвеков
Какпоявились замки? Кто и зачем их строил? (беседа). Демонстрация презентации сизображениями замков. Мультфильм о Средневековой Европе. Беседа- рассказ потеме. Игра «Испытание для рыцарей и принцесс» (в формате викторины). Появлениесоборов, их назначение, жители- статуи на крышах соборов. Демонстрацияпрезентации с изображениями замков. Рассказ о средневековом театральномискусстве и музыкальном искусстве. Шуты, менестрели, шпильманы. Музыкальныеинструменты. Показ презентации с изображениями и музыкальным сопровождением.Разучивание танца или средневековой песни.
ИскусствоВозрождения
Рассказ о значении, особенностяхданной эпохи. Презентация с изображениями произведений мастеров-титанов:Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти. Обсуждение «Зачеммастера возрождали искусство?». Образы произведений мастеров в окружающем насмире.
Искусство17-18 вв.
Рассказо значении, особенностях стиля барокко. Презентация с изображениямипроизведений мастеров: Рубенс, Рембрант. Обсуждение «Учимся описывать картины».Рассказ о возникновении гербария. Презентация с примерами. Работа в группах«Собери гербарий». Рассказ о значении, особенностях стиля рококо. Беседа«Причём тут раковина?» Презентация с изображениями произведений мастеров:Фрагонар, Ватто, Буше. Рассказ о значении, особенностях эпохи классицизма. Каки почему создавались «идеальные» произведения? Презентация с изображениямипроизведений мастеров: Пуссен, Лоррен. Игра- угадайка: найди отличия. Рассказоб одном из великих сооружений — Версале. Прогулка по Версалю (виртуальная).Рассказ о русском искусстве 18 в., его особенностях. Презентация сизображениями произведений: Рокотов, Левицкий, Боровицкий. Интересные факты опортретах. Игра «Я – позирующий». Презентация с иллюстрациями, портретамиписателей и поэтов, музыкантов. Чтение стихотворений, прослушиваниепроизведений музыки.
Искусство 19-20вв.
Рассказ о направлении«импрессионизм». Беседа «Зачем художники начали экспериментировать?».Произведения К. Моне, В. ван Гога, К. Коровина. Игра-угадайка «А этоимпрессионизм?». Рассказ об Эйфелевой башне. Обсуждение «Почему Эйфелева башнятак популярна?». Беседа «Как искусство играло свою роль во времена ВеликойОтечественной войны?». Иллюстрации картин того периода. Рассказ о произведенияхКандинского и Малевича. Обсуждение «Черный квадрат. Я тоже так могу?». Рассказоб событиях в мире музыки в 19-20 веке. Ведущие композиторы: Рахманинов,Чайковский, Бетховен, Шопен. Архитектура 20 века. Баухаус.
Искусство21 века
Рассказ об архитектурныхсооружениях 21 века: сооружения З. Хадид, Москва-Сити, Сколково, «Кудыкинагора». Работа в группах «Проектирование современного сооружения для родногогорода». Рассказ о музыке 21 века: направления, жанры. Беседа «Какую музыку мыслушаем и почему?». Игра «Современный композиторы. Incredibox». Рассказо живописи 21 века. Беседа «Нужна ли живопись в 21 веке?». Обсуждение «Граффити– искусство или нет?». Творческое задание «Раскраска граффити». Рассказ о том,как создаются мультики. Беседа «Наши любимые мультики». Работа в группах«Создание мультфильма». Рассказ о видах современного танца. «Учимся танцеватьфлешмоб».
Планируемые результаты освоения учебногокурса
Личностные
Готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретениепервоначального опыта деятельности на их основе,в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
· становление ценностного отношения к своейРодине — России;
· осознание своей этнокультурной и российскойгражданской идентичности;
· сопричастность к прошлому,настоящему и будущему своей страны и родногокрая;
· уважение к своему и другимнародам;
· первоначальные представления о человекекак члене общества, о правах и ответственности,уважении и достоинстве человека, о нравственно-этическихнормах поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
· признание индивидуальности каждого человека;
· проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
· неприятие любых форм поведения, направленных на причинениефизического и морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
· уважительное отношение и интереск художественной культуре, восприимчивость к разнымвидам искусства, традициям и творчествусвоего и других народов;
· стремление к самовыражению в разныхвидах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоциональногоблагополучия:
· соблюдение правил здорового и безопасного(для себя и других людей) образа жизни в окружающейсреде (в том числе информационной);
· бережное отношение к физическомуи психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
· осознание ценности труда в жизничеловека и общества, ответственное потребление и бережноеотношение к результатам труда, навыки участия в различныхвидах трудовой деятельности, интерес к различнымпрофессиям.
6. Экологического воспитания:
· бережное отношение к природе;
· неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
· первоначальные представления о научнойкартине мира;
· познавательные интересы, активность, инициативность,любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1. Базовые логические действия:
· сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,устанавливать аналогии;
· объединять части объекта (объекты) по определенномупризнаку;
· определять существенный признак для классификации,классифицировать предложенные объекты;
· находить закономерности и противоречияв рассматриваемых фактах, данных и наблюденияхна основе предложенного педагогическим работникомалгоритма;
· выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)задачи на основе предложенного алгоритма;
· устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту,делать выводы.
2. Базовые исследовательские действия:
· определять разрыв между реальным и желательнымсостоянием объекта (ситуации) на основепредложенных педагогическим работником вопросов;
· с помощью педагогического работникаформулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
· сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболееподходящий (на основе предложенных критериев);
· проводить по предложенному плану опыт, несложноеисследование по установлению особенностей объекта изученияи связей между объектами (часть —целое, причина — следствие);
· формулировать выводы и подкреплятьих доказательствами на основерезультатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации,сравнения, исследования);
· прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствияв аналогичных или сходных ситуациях.
3. Работа с информацией:
· выбирать источник получения информации;
· согласно заданному алгоритму находить в предложенномисточнике информацию, представленную в явномвиде;
· распознавать достоверную и недостовернуюинформацию самостоятельно или на основаниипредложенного педагогическим работником способа ее проверки;
· соблюдать с помощью взрослых (педагогическихработников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)правила информационной безопасности при поиске информации в сетиИнтернет;
· анализировать и создаватьтекстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствиис учебной задачей;
· самостоятельно создавать схемы, таблицы для представленияинформации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1. Общение:
· воспринимать и формулироватьсуждения, выражать эмоции в соответствиис целями и условиямиобщения в знакомой среде;
· проявлять уважительное отношение к собеседнику,соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
· признавать возможность существования разных точек зрения;
· корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
· строить речевое высказывание в соответствиис поставленной задачей;
· создавать устные и письменныетексты (описание, рассуждение, повествование);
· готовить небольшие публичные выступления;
· подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к текстувыступления.
2. Совместная деятельность:
· формулировать краткосрочные и долгосрочныецели (индивидуальные с учетом участия в коллективныхзадачах) в стандартной (типовой) ситуации на основепредложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
· принимать цель совместной деятельности, коллективно строитьдействия по ее достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результатсовместной работы;
· проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
· ответственно выполнять свою часть работы;
· оценивать свой вклад в общийрезультат;
· выполнять совместные проектные задания с опоройна предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1. Самоорганизация:
· планировать действия по решениюучебной задачи для получения результата;
· выстраивать последовательность выбранных действий.
2. Самоконтроль:
· устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
· корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные
· умение ориентироваться в видах искусства;
· овладение умением описывать произведения искусства;
· выполнение творческих работ с использованием различных материалови творческих заданий.
Тематическоепланирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
ЦОР/ ЭОР |
Искусство Древнего мира |
|
||
1. |
Представления людей древности о мире. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
2. |
Стоунхендж. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
3. |
Мифы Древней Греции. Главные боги в греческих мифах. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
4. |
Прогулка по Афинскому Акрополю. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
5. |
Древнегреческий театр. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
6. |
Древнеримский Колизей. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
7. |
Древний Египет. Пирамиды. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
8. |
Мифы и сказки древнего Китая. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
9. |
Великая китайская стена. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
10. |
Мифы древних славян. Божества древних славян |
1 |
РЭШ, МЭШ |
11. |
Древнерусская культура: иконопись, архитектура |
1 |
РЭШ, МЭШ |
12. |
Древнерусская культура: музыка. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
Искусство Средних веков |
|
||
13. |
Культура Средневековой Европы: романский стиль. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
14. |
Культура Средневековой Европы: рыцари, прекрасные дамы и мадонны. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
15. |
Культура Средневековой Европы: готический стиль. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
16. |
Культура Средневековой Европы: как люди развлекались в средние века? |
1 |
РЭШ, МЭШ |
Искусство Возрождения |
|
||
17. |
Эпоха Возрождения: Высокое Возрождение. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти. |
2 |
РЭШ, МЭШ |
Искусство 17-18 вв. |
|
||
18. |
Барокко – «причудливый» стиль |
1 |
РЭШ, МЭШ |
19. |
Искусство гербария. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
20. |
Рококо – искусство знати. |
1 |
РЭШ, МЭШ. Виртуальный Русский музей |
21. |
Классицизм: живопись, архитектура |
1 |
РЭШ, МЭШ |
22. |
Версальский дворец. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
23. |
Российское искусство XVII века: живопись. |
1 |
РЭШ, МЭШ, Виртуальный Русский музей |
24. |
Российское искусство XVIII века: музыка, литература. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
Искусство 19-20 вв. |
|
||
25. |
Что такое импрессионизм? |
1 |
РЭШ, МЭШ |
26. |
Эйфелева башня. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
27. |
Искусство во времена Великой Отечественной войны. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
28. |
Отечественная живопись второй половины XX века. Кандинский, Малевич. |
1 |
РЭШ, МЭШ, Виртуальный Русский музей |
29. |
Архитектура и музыка XIX— XX века. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
Искусство 21 в. |
|
||
30. |
Музыка и архитектура XXI века. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
31. |
Живопись и скульптура XXI века. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
32. |
Граффити – искусство или нет? |
1 |
РЭШ, МЭШ |
33. |
Как создаются мультики? |
1 |
РЭШ, МЭШ |
34. |
Виды современных танцев и их происхождение. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
