X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:«Теория и методика преподавания

в высших испециальных учебных заведениях курса

«Методикапреподавания русского языка»

на тему:

«МЕТОДИКА РАБОТЫНАД СКАЗКОЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………….

 

5

1.1 Специфика сказки как литературного жанра…………………………………

5

1.2 Классификация сказок…………………………………………………………..

11

1.3 Методические аспекты работы над сказкой в начальной школе…………….

14

Выводы к главе 1…………………………………………………………………….

21

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРО­ВАНИЮ НАВЫКОВ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………………………………………….

 

 

22

2.1 Опыт работы со сказкой в начальной школе………………………………….

22

2.2 Изучение уровня сформированности навыка работы со сказкой у младших школьников………………………………………………………………………….

 

30

Выводы к главе 2…………………………………………………………………..

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………

36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

37

 

 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальностьисследования. Новые образовательные стандарты ставят главной целью школьногообучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет всвоем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественнаялитература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий ивоспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества,развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее восприняточитателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность онооказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтениювыдвигается задача обучения восприятию художественного произведения.

Сказкадля ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимыйжанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различныесказки.

Изпрограммы видно, что сказка занимает большое место в чтении младших школьников.Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию,вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность.

Работанад сказкой проводится так же, как и над рассказами, но у сказок есть своиособенности. Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждаянародная сказка своеобычно и по-своему неповторима.

Такимобразом, сказка – неиссякаемый источник для нравственного, трудового,патриотического, эстетического воспитания учащихся. За фантастичностьюсказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинныймир народной жизни. И чтобы все это дошло до сознания ребенка, педагогунеобходимы глубокие знания методики работы над сказкой. Изложенноеобуславливает актуальность рассмотрения темы «Сказка как средство формированиянавыков работы с литературным текстом в начальной школе».

Существуетдовольно много исследований посвященных анализу работы со сказкой, этоисследования В.А. Бахтиной, М.Н. Липовецкого, Т.Г. Леоновой, Ю.М. Лотмана, И.П.Лупановой, Е.М. Медриша, Д.Н. Мелетинского и др.

Объектисследования – работа над текстом в начальной школе.

Предметисследования – методика работы со сказкой на уроке литературного чтения вначальной школе.

Цельисследования – изучить методику работы над сказкой, подобрать наиболееэффективные приемы и методы работы со сказкой.

Длядостижения поставленной цели выдвинем ряд задач:

1)изучить теоретические аспекты методики работы над сказкой в начальной школе;

2)провести опытно-экспериментальную работу по формированию навыков работы сосказкой в начальной школе.

Принаписании исследования использовались следующие методы: изучение и анализтеоретической работы, педагогический эксперимент.

Структурноработа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованнойлитературы.

 

 

 

 

 

 

 


 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ

 

1.1 Специфика сказки каклитературного жанра

Сказка – это системажанров и жанровых разновидностей. Вопрос об их выделении должен решатьсяконкретно, с учетом национальной специфики, а также исторического состоянияфольклора как художественной системы. Предпосылкой создания сказки былоразложение первобытнообщинного строя и упадок мифологического мировоззрения,когда религиозно-магическое содержание обрядов и мифов эволюционировало впоэтическую форму сказки. У всех народов существовали ранние формы сказок(близкие мифам) и более поздние, классические. Классический период в развитиисказки означал «самоосознание» жанров, их отмежевание от др. повествовательныхформ, в конечном счете – разрушение архаичного синкретизма.

Сказка– один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже встихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастическогохарактера [2].

Сказка– абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой икристаллизованной форме. Изначальной формой фольклорных сказок являются местныепредания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают ввиде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний изколлективного бессознательного [4].

Авторыпочти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования сфантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л.Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа [14].Сказка – не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание,язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.

Врусских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серыйволк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир;идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни перомописать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротколи…

Частов русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создаетособую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерныдля русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце;буйну голову повесил; и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди [12].

Языкусказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных сразличными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательноезначение: мал-еньк–ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложениеплавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различныеусилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-кая направо. Что за чудо!) [12].

Издавнасказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них среальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, оскатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, адобро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки!Каждая есть поэма!» [9].

Композициясказки:

1.Зачин. («В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»).

2.Основная часть.

3.Концовка. («Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пирна весь мир…») [15].

Любаясказки ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждаетк деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ееидейно-художественной значимости.

Ссоциально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная,голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая,вербально-образная функции сказки.

Необходимоиспользовать перечисленные функции в практике обыденно-бытового,педагогического, художественного и других видов использования сказки.

Социализирующаяфункция, т.е. при общении новых поколений к общечеловеческому и этническомуопыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.

Креативнаяфункция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческийпотенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

Голографическаяфункция проявляется в трех основных формах:

-способность сказки в малом являть большое;

-способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временномизмерениях (небо – земля – подземный мир; прошлое – настоящее – будущее);

-способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой длясоздания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

Развивающее- терапевтическая функция, т.е. воспитание здорового образа жизни, охраначеловека от пагубных увлечений, пристрастий.

Культурно-этническаяфункция, т.е. приобщение к историческому опыту разных народов, этническойкультуре: быт, язык, традиции, атрибутика.

Лексико-образнаяфункция, т.е. формирование языковой культуры личности, владение многозначностьюи художественно-образным богатством речи [25].

Отдругих прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетическойстороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, ив ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.

Сказкавызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляеттворчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляетсядетям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов,руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности [1].

Всатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага,«без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие человеческие недостатки.Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.

Идеалчеловека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательнуюцель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка(мальчика или девочки) [1].

Внародной сказке существует герой, столь привлекательный и поучительный длядетей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Этипринципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы – В.А.Жуковским, А.С. Пушкиным, П.П. Ершовым, К.И. Чуковским, а также современнымиписателями, как отечественными, так и зарубежными [25].

Длятого чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитаниянравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.Остановимся на наиболее характерных. Многие сказки внушают уверенность вторжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравитсядетям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательностьсюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическимсредством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьмасложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к немувнимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываютсяпсихические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность ихвнимания [1].

Образность– важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, неспособными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и яркопоказываются главные черты характера, которые сближают его с национальнымхарактером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываютсяи в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, напримергиперболизации.

Образностьдополняется забавностью сказок. Мудрый педагог – народ проявил особую заботу отом, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркиеживые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначениекоторых – позабавить слушателей. Например, сказки «перевертыши». Дидактизмявляется одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяютсяименно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общимирассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тотили иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждениеповедения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованноеисполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детейпо мотивам сказок и многое другое. По мнению Г.Н. Волкова, хорошо, если приподготовке к инсценировке сказки дети сами подберут ее музыкальноесопровождение, распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объемусказки дают огромный воспитательный резонанс. «Примеривание» на себя ролейсказочных героев, сопереживание им делают еще более близкими и понятнымипроблемы персонажей даже давно и хорошо известных сказок.

Работысовременных педагогов – Н.С. Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К. Щербининой, М.А.Никитиной – раскрывают, как через сказочные элементы учитель может найти путь всферу эмоций ребенка и на этой основе формировать нравственные категории.

Всвое время Л.С. Выготский сравнивал нашу нервную систему «…с воронкой,которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действиям. Мирвливается в человека через, широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений,раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вытекает наружу черезузкое отверстие. Эта неосуществившаяся часть жизни должна быть изжита.Искусство, видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания сосредой в критических точках нашего поведения» [10]. Литература, в частностисказка, во многом способствует «изживанию эмоций», удовлетворению духовныхпотребностей личности.

Сказкивызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес,необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенокспрашивает себя: кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди иживотные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышомне абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг негокакие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли онидоброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущиевопросы [10].

Ребенкунеобходимо, чтобы его страхи были персонализированы. Драконы, чудовища, ведьмыв сказках олицетворяют трудности, проблемы, которые нужно преодолеть.Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страха, ведьобразность сказок подсказывает ребенку возможность победы над собственнойбоязливостью. Воспитание, в основу которого положена идея – держать ребенкаподальше от злого, страшного, ведет к угнетению психики, но не к преодолениюопасностей и страхов.

Сказки,независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значениедля детей разного возраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчают сменуидентификаций в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Например, вначалеребенок, читая сказку братьев Гримм, идентифицирует себя с Гретель, которуюведет Гензель, в дальнейшем подросшая девочка идентифицирует себя с Гретель,победившей ведьму.

Удетей из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого родаогорчения, терпят крах их устремления, намерения, поступки, что обычнокомпенсируется ребенком в мечтах, в воображении. Сказка создает прекраснуюоснову для этой компенсационной потребности, приводя все непременно ксчастливому концу. Сказки полны героями и ситуациями, способными дать толчокпроцессам идентификации и отождествления, с помощью которых ребенок можеткосвенным путем осуществить свои мечты, компенсировать свои мнимые или подлинные недостатки[1].

 

1.2 Классификация сказок

Существуют народные и литературные – авторские произведения.Среди них – волшебные,бытовые, сказки о животных.

Волшебныесказки основаны на выдумке,фантазии, волшебстве. В них действуют нереальные герои,волшебные предметы, происходят чудеса и превращения. И всегда сказка заканчивается победой добра над злом: гибнет Кащей Бессмертный, Золушка выходит замуж за принца,Иванушка награждаетсяза доброту и трудолюбиебогатством и знатностью.

Бытовые сказки – это повествование о людских пороках, маленькие «сценки» из жизни простого человека,его взаимоотношений с другими людьми, плохими и хорошими,добрыми и неочень, смелыми и трусливыми, находчивыми и предприимчивыми.

Сказкио животных – это, в основном, повествование сатирическоеили с оттенкомюмора. Героямэтих сказок присущи черты,которые навсегда сделали их нарицательными: лиса – хитра, заяц – труслив, медведь– простофиля, а еж- сообразителен. В иносказательной форме сказки о животных рассказывают о людскихнедостатках идостоинствах, социальных проблемахи конфликтах [9].

Литературная сказка — целоенаправление в художественнойлитературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.

Поаналогиейс классификациейнародных сказок, средилитературных сказокмогут быть выделены сказки о животных, волшебные,бытовые, авантюрные сказки, по пафосу – героические,лирические, юмористические,сатирические, философские, психологическиературнымжанрам – сказки-новеллы,сказки-повести,сказки-притчи, сказки-пьесы,сказки-пародии, научно-фантастические сказки, сказки абсурда.

Подобнотому как народная сказка, постоянно изменяясь,впитывала в себячерты новой реальности, литературная сказка всегда была и есть неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическиминаправлениями.Литературная сказкавыросла нена пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов [9].

Первым на поприще литературной сказки выступил французскийписатель Ш. Перро. В конце XVIIв., в периодгосподства классицизма, когда сказка почиталась «низким жанром», он издалсборник «Сказки моейматушки Гусыни» (1697г.). Благодаря Перрочитающая публика узнала Спящую красавицу, Кота в сапогах, Красную Шапочку,Мальчика-с-пальчик, Ослиную шкуру и других чудесных героев.

Поворотныммоментом в историилитературной сказкистала деятельность братьев Гримм, собирателейнародных сказок и творцов сказок литературных.Кто из нас в детстве неслышал сказку о смешной«умной Эльзе»,такой дальновидной и такой нескладной?Или о бременских музыкантах? Кто не боялся за судьбу бедных, оставленных в лесу ребятишек, ищущих дорогу по рассыпанным по землебелым камешкам?

Литературным сказкам романтиков свойственно сочетание волшебного, фантастического, призрачного и мистического с современнойдействительностью [14].

Решительныйшаг навстречулитературной сказке сделалосновоположник этого жанра X.К. Андерсен, писатель, утверждавший, что сказки — «блестящее,лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей»[10];писатель с волшебным зрением,под взглядом которого самыепрозаические вещипревращаются всказку: оловянный солдатик, осколок бутылки, обломок штопальной иглы,воротничок, серебряная монетка, мяч, ножницы и многое-многое другое. Сказки датского писателя переполняет целаягамма человеческихчувств и настроений:доброты, милосердия,восхищения, жалости, иронии,сострадания. И самоеглавное — любви.

БлагодаряАндерсену сказка обрела свои характерологическиечерты. Порою она перерастает в многоплановый роман, повесть, своеобразный сказочный эпос (Д. Р. Толкин).Она включаетописания человеческихчувств, природы, быта, что придаетей национальный колорит. Живописует историческиесобытия, явленияприроды, растительныйи животный мир, научно-техническиедостижения, что придает ейпознавательныйхарактер (С. Лагерлёф).

Влитературной сказке отражаются социальная среда, а также мировоззрениеи литературно-эстетические воззрения ееавтора. Литературнаясказка часто заимствуетопыт других жанров – романа, драмы, поэзии. Отсюда и элементыдраматизма, лиризма, эпичности. В литературнойсказке переплетаются элементысказки о животных, бытовой и волшебнойсказки, приключенческой и детективнойповести, научнойфантастики и пародийной литературы.Она можетвозникать из народной сказки, предания,поверья, саги, легенды,даже пословицы и детской песенки.

Литературная сказка насыщена тончайшими психологическими оттенками, еегерои переживаютцелую гамму чувств –от любви, доброты, сострадания до презрения, ненависти [1].

Широкойпопулярностью у детей пользуется сказочная литература с элементаминонсенса: парадокса, неожиданности, алогизма, видимой бессмыслицы, поэтической «чепухи». Э. Успенский с его Чебурашкой и крокодилом Геной, Э. Рауд, Р. Погодин показали неисчерпаемыевозможности нонсенса.

Литературная сказка в наши дни многолика. Ее называют «фантастическая книга», «фантастическая повесть», «фантастический рассказ», «современнаялитературная сказка»,на Западевсе шире употребляетсятермин «фэнтези» — полного единодушия у ученых нет. Среди определений наиболееполным представляется формулировка Л. Ю. Брауде: «Литературная сказка — авторское художественное прозаическоеили поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либопридуманноесамим писателем, но в любом случае подчиненноеего воледение, преимущественнофантастическое, рисующеечудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героеви в некоторых случаяхориентированное на детедение,в котором волшебство,чудо играетроль сюжето-образующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей» [4].

 

1.3 Меᶦтодичеᶦскиеᶦ аспеᶦктыработы над сказкой в начальной школеᶦ

Сказка – любимый жанрмногих детей. Вследствие этого в программу начальной школы включены различные сказки.

Такв первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных,читают бытовыеи волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два мороза»; «Каша из топора»).

Вовтором классеребята читаютнародныесказки («Сивка-бурка», «СестрицаАленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич»,«Добрыня и змей»,«ИсцелениеИльи Муромца», «Илья Муромеци Соловей-разбойник»),а также литературные сказки В.Ф. Одоевского («Мороз Иванович»), С.Т. Аксакова(«Аленький цветочек»)и другие.

Втретьем классе ребятачитают авторскиесказки В.М. Гаршина («Сказка о жабеи розе»), В.А.Жуковского («Сказка о цареБерендее»), Пушкина («Сказка о мертвой царевне»)и другие[19].

Существуют следующие рекомендации при чтении сказок.

1.Обычно перед чтениемсказки проводится небольшаяподготовительнаябеседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Передчтением сказок о животных можно напомнить оповадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

2.Сказку читаетобычно учитель,но желательно еерассказывать.

3.Работу над сказкой вестикак над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4.Сказку можно использовать для составленияхарактеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

5.Не переводитьмораль сказки в область человеческиххарактеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка — путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтениесказки достигло цели.

6.Специфика фольклорнойсказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаическиесказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтениесказки в лицах. Инсценировкасказок во внеклассное времяпомогает выражатьсказочный характер,развиваетречь и творческиеспособности у детей.

7.Сказка используетсяи для обучающих работ по составлениюпланов, так как она отчетливочленится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в текстесказки.

Учащиеся IIIклассов охотно рисуют картинный план.

8.Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следуетнапомнить в беседео нравах и повадках животных.

Есличитается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

9.В связи с чтением сказки возможно изготовлениекукол, декорацийдля кукольного театра,фигурок зверей и людей для теневоготеатра.

10.Следует вестиэлементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как этинаблюдения повышаютсознательность восприятиясказки детьми.Уже в IIIклассах детивстречаются сосказочными приемамитроекратного повтора изамечают, что этопомогает запомнить сказку[11].

Причтении сказок применяются следующие виды работ:

-подготовка к восприятию сказки;

-чтение сказки;

-обмен мнениемо прочитанном;

-чтение сказки по частям и их разбор;

-подготовка к рассказыванию;

-обобщающая беседа;

-подведениеитогов;

-задание детям на дом [16].

Методика дает общеенаправление работы со сказками в зависимости от ихпринадлежностик тем или инымвнутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественнуюнеоднородностьсказочного жанра, неопределяетоптимального объемаумений, который нужносформировать у младших школьников при чтенииразных типов сказок. А ведьименно знания литературоведческихоснов помогаетучителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующийформированию необходимыхумений при анализе сказок.

Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить еес целью создания у детейнужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказкаинтересна по-своему.

Так,в бытовых сказках говорится о характерахлюдей, повадкахживотных. При анализебытовых сказок нестоит сравнивать характерылюдей. В социальныхсказках показана жизнь народа, егогоре, обездоленность, нищета, бесправие. При их изучении можно сравнить, как жили люди до революции как живут теперь,какие получили права.Вволшебных сказкахпоказана мечтанарода, смекалка,талантливость, умение, трудолюбие. Здесь необходимо сравнениес современной жизнью (машины, краны, самолеты и т.д.). В сказках о животных важнынаблюдения, экскурсии,иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику (вспомнить, в каких сказках и какпоказаны животные)[11].

Существуют следующие рекомендации при изучении сказок в начальной школе:

1.    Неговорить, что так небывает в жизни.

2.    Ставить вопрос: Почему? О чем это говорит?

3.    Мораль сказки не переводить на человеческиеотношения.

4.    Речьсказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).

5.    Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану,по словесномуплану, но с использованиемречевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

6.    Важно чтениев лицах, показ картонных кукол, кукольноевыступление, теневой театр, грамзаписей.

7.    На доске выписать яркие определения, характерныевыражения, необходимые для введенияпри пересказе.

8.    Поставить проблему — каков персонаж, докажи своим рассуждениеми словами текста.

9.    Важна в сказке интонация, яркость выражения [17].

Впрактикепреподавания чтениесказок нередко проходятоднопланово, безучета литературоведческойспецифики этогожанра, в результате чегодети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не егометафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулукоторую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.

Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, еслиучитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческуюспецифику и последовательно формировать необходимые умения,важные в плане литературного развития учеников.

Чтоже входит в понятие «литературоведческие основы» сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен,содержателени специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» — осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую.

Понятие «содержание» включает в себя следующие признаки: специфика фантастики; характеристика персонажеристика жизненного пространства и времениэтого мира, предмет сюжета.

Названные признаки важны не только с точки зрения художественныхособенностей, но и в психолого-педагогическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир» [21].

«Чудесный мир» — это предметный,фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.

Причтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый подруководством учителя.

Впроцессе чтения– поиска учащиесядолжны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

1.Умение видеть специфическоеначало сказки – зачин и благополучный конец для хороших герое

2.Умение определитьсказочноеместо и время действия;

3.Умение при работе с текстом находить переломныймомент в развитии действия дающий возможность проследить изменениягерое

4.Умение давать элементарнуюоценочную характеристику поведениюперсонаже

5.Умение находить и называть волшебныепредметы и волшебныесущества, определятьих место и роль вразвитии сюжетафункцию добра или зла по отношениюк персонажам [26].

Дляформирования данных уменийчтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так,чтобы детиот начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читалисказку по абзацам, осмысливали сказочноедействие и поступки героевпо «сюжетнымвехам».

Передчтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересоватьих, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.

Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.

После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобыпосмотреть,что же привлекло внимание детей.

Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения,воздействовать наэмоциональную и нравственнуюсферу ребенка.

Втрадициях русской методикине обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке всеговорит само за себя»(В.Г.Белинский) [12]. Дети без постороннего вмешательстваулавливают идейнуюнаправленностьсказки: добро побеждает зло.

Уже после первичноговосприятия учащиесяпроявляют свои симпатии и антипатии к персонажам.Задача учителяпри анализесказок – помочь детямзаметить формальные признаки данного жанра.

Вкумулятивной сказке– это нагромождение событий или героев,связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одногособытия за другим, выстраивания цепочки,роль стилистическихформул в последовательном действий. В волшебной сказке – это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переходглавным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождениегероя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке – это резкая смена точки зрения, относительно которой ведетсяповествование.

Поэтомупри чтении кумулятивнойсказки полезносхематично обозначитьцепочку героеви связи событий, приведшихк развязкесказки. При чтенииволшебной сказки – датьдетям задание начертить схему путешествиягероя в иной мир иобратно. А при работенад бытовой сказкой удобно использовать пересказс изменениемлица рассказчика [11].

Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенкув том случаесли он уяснит функцию формальных элементови сумеет соотнести их с целостным восприятием текста,а не будет интерпретироватьсказки, исходя из своих житейскихустановок. Оченьважно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

Начала:Жили-были…, В некоторомцарстве, в некотором государстве…;

Продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказкасказывается,да не скоро дело делается…;

Конца:И я там был, мед-пивопил, по усам текло,а в рот непопало…, Вот вам сказка, а мнекринка масла [1].

Алгоритманализа содержаниясказки можно представитьследующим образом:

1.Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечаетсяоригинальность или заимствованность сюжета,влияние внешнейсреды на творчество.

2.Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Героиклассифицируются на добрых и злых, на тех,кто герою помогают икоторые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои,которые выделенысамим автором сказки посредствомэмоциональной окраски, преувеличенияи т.д. такженеобходимо обратитьвниманиена «выпадение образов», на искажения. Одной из главных задач на этом этапе является определениегероя, с которым идентифицирует себяавтор. Это выявляетсяпо личностным реакциямв ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себячеловек, не всегдасовпадают.

3.Анализ затруднений,возникающих в ходерассказа, в которыепопадают главныегерои. Их можноразделить на внешниеи внутренние. Первые предполагаютневозможностьдостичь цели,то есть различные преграды(огромныереки, дремучие леса,чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляютсобой недостаткисредств, то есть изъяны, и это чаще всегохарактеристики ресурсной базы человека(трусость, жадность, злость, физическаяслабость героев и т.д.).

4.Способы совладания с затруднениями.Анализ способов отражаеттипичный репертуар героев.Это могут быть: убийство, обман, психологическоеманипулированиеи другие.

5.Набор индивидуальных этическихстандартов, предписывающих,когда надо сердиться,когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту [16].

Прианализе отмечаетсяне только основнойтекст сказки. Но ивсе побочные высказывания, комментарии, отпускаемыепо ходу рассказа шуточки, смех,долгие паузы, сбои.

Такимобразом, сказка – жанр устного народного творчества, художественныйвымысел фантастического, приключенческогоили бытового характера.Каждая из них несет в себеогромноевоспитательное и познавательное значение.Задача учителя– донести до сознания ребенканародную мудрость.

Выводык главе 1.

Сказка- это система жанров и жанровых разновидностей. Вопрос об их выделении долженрешаться конкретно, с учетом национальной специфики, а также историческогосостояния фольклора как художественной системы. Предпосылкой создания сказкибыло разложение первобытнообщинного строя и упадок мифологическогомировоззрения, когда религиозно-магическое содержание обрядов и мифовэволюционировало в поэтическую форму сказки. У всех народов существовали ранниеформы сказок (близкие мифам) и более поздние, классические. Классический периодв развитии сказки означал «самоосознание» жанров, их отмежевание от др.повествовательных форм, в конечном счете – разрушение архаичного синкретизма.

Существуют народные и литературные – авторские произведения.Среди них – волшебные,бытовые, сказки оживотных.

Поаналогиейс классификациейнародных сказок, средилитературных сказокмогут быть выделены сказки о животных, волшебные,бытовые, авантюрные сказки, по пафосу – героические,лирические, юмористические,сатирические, философские, психологическиературнымжанрам – сказки-новеллы,сказки-повести,сказки-притчи, сказки-пьесы,сказки-пародии, научно-фантастические сказки, сказки абсурда.

Такимобразом, сказка – жанр устного народного творчества, художественныйвымысел фантастического, приключенческогоили бытового характера.Каждая из них несет в себеогромноевоспитательное и познавательное значение.Задача учителя– донести до сознания ребенканародную мудрость.

 


 

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯРАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

2.1 Опыт работы со сказкой в начальной школеᶦ

Работа над сказкой вомногом проходит по определенномуалгоритму, т.е. устойчивому порядку взаимодействий учителя иучащихся. В зависимости от цели и задач,которые ставит перед собой учитель,работа может быть организована разными методами и приемами.Так же  хотелосьбы отметить, что  работа над сказкой  может проходить в течение 2-3 уроков,когда  изменяются цели, задачи, методыи приемы обучениядетей, испособы работы с ними.

Алгоритмработы над сказкой.

 1.Подготовительная работа (музыкальное сопровождение, картины слайд-шоу, предположения детей, лексическая работа).

2.     Первичноевосприятие текста(выразительноечтениеучителя, прослушивание сказки в записи с диска).

3.     Анализсказки (вопросы по содержанию теста).

4.     Вторичное восприятие текста (чтение детьми вслух по цепочке, чтение в парах, чтение про себя).

5.     Характеристика главных героев, главная мысль сказки, работа над средствами выразительностисказки и еежанровыми особенностями (диалог с текстом).

6.     Работанад выразительным чтением (работа в парах, чтение по ролям).

7.     Творческая работа (составление плана, вопросов для друга, творческий пересказ,  спектакль).

8.     Итогработы (чему научила сказка?)

Методы и приемыработы со сказками.

1)Объяснительно – иллюстративный метод. Это первичное восприятиесказки, которое можетбыть организовано как выразительное чтение учителем или прослушиваниесказки в записи на диске, в исполнении мастеров сцены. Показ иллюстраций к сказкам в исполнении  Васнецоваи Билибина, знакомство с мастерствомхудожника-иллюстратора. Вопросы по тексту,которые предусмотрены учебником,помогают детям более внимательно иосмысленно прочитать сказку.

2)Проблемныеметоды   применяютсяучителемпри анализе поступков героев, выдвижении гипотез.Например, мог ли Иван – царевич избежатьвстречи с Волком и к чему бы это привело?Проблемныевопросы, которые ставятся при повторном чтении текста.Вопросы обобщенного характера так жеспособны организовать проблемную ситуацию.Например, назовитесказочные средствапередвижения (урок обобщениязнаний).

Ушкольников формируется умение собственно оценитьпоступки героев,учитель помогаетсреди сказочных персонажей выделитьположительных, отрицательных  героев, героев – помощников. Как правило, этому помогает прием «диалог стестом» — вычитываниеиз текста поступков героев, их мыслей. В составлениихарактеристик героев помогают приемычтение состановкой, чтениес пометами. (Пометкина полях карандашом + положительный поступок,- отрицательный, ? вызывает сомнение).

3)Частично поисковые методы наиболеепродуктивно применять лишь в 3, 4 классе в силу возрастных особенностей детей, когда дети поуказанию учителя выполняют и самостоятельно поисковую деятельность познавательногохарактера.  Например, составить вопросы к  викторине по  сказкам А. С. Пушкина,  подготовитьк уроку русские народные сказки, в которых главный герой Иван – царевич,найти похожие сказки  у разныхславянских народов (Теремок, Рукавичка, Горшок).

Педагогические технологии. 

1)Проблемно-диалоговыетехнологии хорошо реализуютсяна уроках литературного чтения. Они помогают хорошо организовать работу впарах (Составьте вопросы по тексту сказки, перескажите самое смешное место,подготовьте выразительное чтение разговора лисы и журавля). Проблемно-диалоговые технологии дают хороший эффекти в групповой работе (Составьте сценарий сказки.Распределите сказочные роли вгруппе).

 2)Технология критическогомышления направленана развитие у школьников умений анализировать, сравнивать. Ее  удобно использовать в следующих приемахсоставлениехарактеристики героя,заполнениекластеров и таблиц по сказкам, отгадывание сказочного герояпо чертам характера,репликам или описанию внешности.

3)ИКТ – информационные коммуникативные технологииявляются универсальными для всех учебных предметов. Особаяроль здесь отводится использованию на уроке компьютерной презентации. Онавыполняет ряд функций: современная и своевременная наглядность, которая меняется быстро и компактна; развивает познавательную активность и повышаетучебную мотивацию детеᶦᶦтсамоконтроль и самооценку с опорой на слайд.

Формыработы: 

1.     Фронтальнаяработа (чтениепо вопросам, составление характеристик,лексическаяработа);

2.     Групповаяработа (заполнениемаршрутного листа по сказкам, инсценирование, составление вопросов викторин);

3.     Работав парах (выразительное чтение по ролям, составление вопросов, пересказ);

4.     Индивидуальнаяработа (использование дифференцированногоподхода).

Особое внимание необходимо уделитьлексическойработе, которая необходимана уроках  по теме «Сказки». Лексическая работа на урокеможет быть выстроенапо-разному, т.е. возможно выписать на доскуустаревшиеслова, прочитать и объяснить их смысл до первичноговосприятия сказки. Например, уста – губы(уст.) Для организации у детей более внимательнойработы с текстом, возможно, задать вопроспосле первичногознакомства со сказкой. (Какие слова вампоказались непонятны? Найдем их значение в толковом словаре).

Лексическая работаохватывает сразу нескольконаправлений:

       толкование устаревших слов,

       объяснение смысла фразеологических оборотов,

       работанад смыслом пословиц и поговорок,

       богатствои образность языка сказок, нахождение эпитетов, метафор.

Лексическая работарасширяет словарный запас детей, развивает их языковоечутье, память, внимание. Интересен прием работы «Картинный словарь» с крылатыми выражениями или устаревшимисловами, когда учитель предлагает детям дома нарисовать картинку на альбомном листе, на оборотеподписать слово или фразеологизм.

 Уже к концу 1-ого класса дети,читая русские народные сказки, способны заметитьжанровые особенностисказок и выделить их с помощью учителя: троекратные повторы, зачин и концовка. Как правило эта работане вызываетособых затруднений, поскольку опыт слушания ипересказасказок уже достаточно большой. На этом этапе хорошо предложитьдетям работу с жанровыми особенностями сказки, а именно,задание в парах установить соответствие сказки исказочного героя, отрывка из сказки иназвания  его структурного компонента.  Позже, дети знакомятся с разными видамисказок: бытовые, волшебные, о животных. Удобнозаполнять кластер к сказке на каждом уроке,так учащиеся быстрее овладеют литературоведческими понятиями.

Хочется обратить особоевнимание на пять законов в сказке, которые должнызнать дети к концу 4-ого класса:

1.Одушевление предметов и явленийприроды;

2.Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы;

3.Синтез ряда обыкновенныхявлений, предметов, существ вобразы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения,как выражения мечты,иде

4.Чудесныепревращенияи обращения;

5. Гиперболизация.

Благодаряэтим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферувключаются все явленияобъективно существующего мира, все предметы воображения, как реальнодействующиесилы. Именно поэтому сказка – благодатныйматериал для развития воссоздающего и творческоговоображения ребенка как важных сторон егоэмоциональной сферы и необходимых для полноценноговосприятия произведенийчитателем.

Ушкольников формируется умение собственно оценитьпоступки героев,учитель помогаетсреди сказочных персонажей выделитьположительных, отрицательных  героев, героев – помощников. Как правило, этому помогает прием «диалог стестом» — вычитываниеиз текста поступков героев, их мыслей.

Определенное место при работе сосказкой занимает подготовка к пересказу или ее инсценировке. Это составлениеплана к тексту сказки. Существует несколько различных видов плана: цитатный, ключевые слова,картинный план. Картинный план знаком детям спериода обученияграмоте. Заданиенарисовать картинный план к сказке хорошодавать при индивидуальной работе в 3, 4классе, когда детиосвоили умениеделить текстна части.  На этапе  ознакомления  детей с составлением  плана лучшевсего применять фронтально- групповую форму работы. Составлять план дети начинают под руководством учителя в конце 1,начале 2 класса.

Например,  фрагментработы по сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович», 3 класс.

Работас планом.

-Сегодня мы попробуемсоставить цитатный план к сказке.

Учитель задает вопрос:что такое цитатный план?

Лексическая работасо словом цитата, лучше его выписать на доску. Цитата – дословная выдержка из текста.Она записывается в кавычках.

-Подумайте, о чемхотел рассказать автор в первой части сказки? (Познакомить с двумя девочками)

-Найдите соответствующие строчки в тексте. Запись.

1.     «Жилидве девочки– Рукодельница и Ленивица»

2.     «Будешь умна, тебе же лучшеᶦᶦшь ленива, тебе же хуже»

3.     «Яу тебя в дому неостанусь»

4.     «Поди-как старичку да послужи ему»

5.     «Каковатвоя работа, такова будет тебе и награда»

Задание по составлениюплана хорошо применять при дифференцированнойработе по уровню трудности на карточках. 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

Так,слабому ученику даетсякарточка, где надо восстановить порядокпунктов плана, среднемуозаглавить пропущенные пункты, а сильный учащийся самостоятельносоставляет план.

Планявляется необходимойступенькой для подготовки детей к пересказу.Подробный пересказносит характер имитационной деятельности и не вызывает интереса у учащихся.Пересказытворческого характеравыполняются детьми с большим удовольствием, например,рассказать события от лица самого сказочного героя,рассказать кратко, только самые основные события.

Прием устного (словесного)рисования поможет ребятамподметить характернуюдеталь, схватить главную мысль.

Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие,облегчаетусвоениетипичных особенностейсказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

Благодарнейшим способом изучениясказки является ее инсценирование. Этому способствуетнасыщенность сказки диалогами.

Подруководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа — надежный путь к осмыслениюсказки.

Творческая работа являетсявершиной познавательнойактивности детей.Задания отгадать сказочного героя по: чертам характера,репликам, описанию внешности очень нравятся детям. Они сами с удовольствием включаются в подобную работу. Чтение сказки по ролям, спектакльпо сказке, викторины, конкурсы рисунков необходимо проводить учителюв конце раздела,на обобщающем уроке,чтобы ученики могли реализовать свои творческие способности.

Творческие задания –могут быть индивидуальными и коллективными.Результатом выполнение творческихзаданий является появление продукта,отличающегося новизной, оригинальностью,уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведем примеры выполнения детьми творческихзаданий по сказке «Репка».

-Рассказать знакомую сказку по кругу.

-Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

-Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можноприготовить.

-Придумывание своейсказки «Морковка» (по аналогии).

-Оформлениекниги «Полезныесказки» (обложка, иллюстрации).

-Изготовлениекостюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).

— Постановка придуманных сказок.

Могутбыть и другие творческие задания

-Сказки, но по-новому. Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами.  

-Сказки о бытовых предметах. Началом сказки являетсярассказ о любом бытовом предмете.

-Реальноеначало сказочное продолжение

-Узнай сказку по песенке героев

-Не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»)

-Скрипи, нога, скрипи, липовая! («Медведь — липовая нога»)

-Козлятушки, ребятушки!

-Продолжи сказку. Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

Отточек — к сказке

Точка- шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказкиили предметаиз сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

-Нарисуй сказку. Дети рисуют иллюстрации кзнакомым или своим сказкам.

 Развитие воображения ребенка начинается с восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, обсуждениянравственного урока, извлеченного изсобытийного содержания сказки. В этом плане у ребенка в процессе речевой деятельности проявляетсявоссоздающеевоображение.

Приведем примеры  вопросов и заданий при работе со сказками, которыереализуют познавательные и творческие способности детей:

1.Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).

2.Объяснить, почему произошло то или иное событие.

3.Показать, что становится объектом насмешки народа.

4.Прочитать в лицах сказочные диалоги иполилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.

5.Указать на текстовыеразличия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение.

6.Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственнуюоценку этому расхождению.

7.Отметить использование в сказке поговорок, пословици другое.

8.Выяснить, каким представился ребенку тот илииной герой, на чемоснованы его предпочтения.

9.Объяснить, почему в сказке возникают значимыеимена. Всегдали они определяютглавное в персонажах?

10.Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа,соответствиеинтонации его мыслям и поступкам.

11.Вопросы, утверждающиесвязь человекас природой, миром, «прославляющие» чувствадружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочныхсобытий.

12.Вопросы, активизирующие память ребенка,заставляющие егообратиться к известным ему аналогиям.

13.Просьба подобрать к какому-то слову или выражениюблизкие по значениюслова и выражения.

14.Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почемупроизошло то или иное событие.

15.Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ,кому и за что выражает признательность.

16.«Эстетические» вопросы. Почемупонравилось то или иное описание?

17.«Открытые» вопросы: что вы можете сказать отом-то и том-то.

18.Беседа отом, что поучительного можно извлечь из сказки.

19.Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.

20.Расскажите, как и почему изменился характер героя.

21.Сравнение,аналогия, сопоставление (чем сказкиодного народа напоминают сказки другого народа).

22.Каковы коренныеценности народа, егопонятие о справедливости,награде и неизбежном позоре?

23.Можнопредложить такиезадания:

Похожили эти сказки: «Теремок»А.Н. Толстого и «Теремок»- русская народная сказка в пересказе Е.И.Чарушина;

«Руковичка»- украинская народная сказка и «Теремок» — С.Я. Маршака;

«Морозко»- русская народная сказка, «Мороз Иванович» — В. Ф. Одоевского и   «Бабушка Метелица» — братьев Гримм.

 Мудростьи ценность сказки в том, что она отражает, открывает ипозволяет пережить смысл важнейшихобщечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом.

 

2.2 Изучеᶦниеᶦ уровнясформированности навыка работы со сказкой у младших школьников

В процессе работы сосказками у детейформируются универсальные учебные действия, а именно, умение самостоятельноработать с книгой, задавать вопросы, выдвигать гипотезыи аргументировать свой ответ. Совершенствуются коммуникативныенавыки общения в парах, группах, развиваютсявнимание, память, речь,логическоеи образное мышление, повышаетсяуровень познавательнойактивности и учебной мотивации, расширяется кругозор учащихся, воспитываются положительные качества характера наярких и образных примерах.

Экспериментальное исследование проходило в школе№13 г. Симферополя. В эксперименте принималучастие 2-А класс в составе — 19 учеников,разделенныйна две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальнуювошло 10 человек,в контрольную группу – 9  человек.

Экспериментальное исследование проходило в три этапа:

1.                Констатирующий – целью, которого является определение уровнясформированности навыка работы со сказкой у младших школьников.

2.                Формирующий – целью,которого является подобрать приемы формирования навыка работы со сказкой у младшихшкольников.

3.                Контрольный – цельего, определение эффективностивлияния приемов формирования навыка работы сосказкой у младших школьников.

Дляопределения уровнейсформированности навыка работы со сказкой применялисьследующиеприемы и упражнения:словесноерисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора. Работа проводилась по произведениям А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключенияБуратино», С.Хопп «Волшебный мелок», Н.Н.Носов «ПриключенияНезнайки и егодрузей». На первойвстрече ребятам было дано заданиеизучить данные произведения.

Наконстатирующем этапемы определяем уровеньсформированности навыка работы со сказкой по следующимкритериям:

1.Умениевоспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствиис их функцией в художественном произведении.

2.Умениевоссоздавать в воображении картины жизни,изображенныеписателем.

3.Умениеустанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действияв эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

4.Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе,образ – переживание в лирике,характер в драмекак элементы,служащие для раскрытия идеи.

5.Умение видеть авторскую позицию во всехэлементаххудожественногопроизведения.

6.Умениеосваивать художественнуюидею произведения.

Уровнисформированности навыка работы со сказкой распределяются следующимобразом:

1.Высокий уровень – когда у учащихсясформированы все шестьумений, т.е.:умение адекватно воспринимать изобразительно-выразительные средства, скоторыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев, увидеть последствия действийгероев. Умение осваиватькомпозицию произведения,увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения.

2.Выше среднего – когда у учащихся сформированы от пяти до четырех читательских умений:умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, скоторыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев, увидеть последствия действийгероев.

3.Средний уровень– когда сформированы три умения: умение адекватно воспринимать изобразительно-выразительные средства, скоторыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев.

4.Низкий уровень – когда сформированы два умения: умение адекватно восприниматьизобразительно-выразительные средства, с которыми встречаютсяпри чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем. Данныеконстатирующего этапа отражены в таблице2.2.1.

Таблица2.2.1

Уровнисформированности навыка работы со сказкой

наконстатирующем этапе

Экспериментальная группа

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

4

40

1

10

4

40

1

10

Контрольная группа

4

45

2

22

2

22

1

11

 

Анализтаблицы 2.2.1 показал, что как в экспериментальной группена высоком уровне сформированности навыкаработы со сказкой вышло 4 чел., что составило– 40%, в контрольной группе на высоком уровне оказалось 4 чел.,что составило – 44%; выше среднего уровня вэкспериментальнойгруппе 1чел.– 10%, в контрольной 2 чел. – 22%; на среднем уровне в экспериментальной группе –4 чел. – 40%, в контрольной группе – 2 чел., чтосоставило 22%; на низком уровнесформированности читательских умений, в экспериментальной и контрольной группе находится по 1 чел.,что составляет в экспериментальной группе 10%, а в контрольной 12% соответственно.

Нашазадача на формирующем этапе состояла в том, чтобы повысить уровень навыка работы со сказкой в экспериментальномклассе.

Наконтрольном этапе мы использовали те же задания, чтои на констатирующем этапе, но поменяли ихсодержание.

Данные контрольного этапа отраженыв таблице 2.2.2.

Таблица2.2.2

Уровни сформированностинавыка работы со сказкой на контрольном этапе

Экспериментальная группа

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

7

70

2

20

1

10

0

0

Контрольная группа

5

56

2

22

1

11

1

11

 

Анализтаблицы 2.2.2 показал, что как в экспериментальной группена высоком уровне сформированности навыкаработы со сказкой вышло 7 чел., что составило– 70%, в контрольной группе на высоком уровне оказалось 5 чел.,что составило – 56%; выше среднего уровня вэкспериментальнойгруппе 2чел.– 20%, в контрольной 2 чел. – 22%; на среднем уровне в экспериментальной группе –1 чел. – 10%, в контрольной группе – 1 чел., чтосоставило – 11%; на низком уровнесформированности читательских умений, в экспериментальной группенет ни одного человека 0 — (0%), т.е.после проведенной работы с учащимися экспериментальнойгруппы, те кто находился на низком уровне сформированности навыка работы со сказкой поднялсяна уровень, выше.В контрольной группе на низком уровне находится 1 чел.,что составляет в контрольной 11 % соответственно.

Данные экспериментального и контрольного этапов, можно сравнить ипроследить динамику сформированности навыкаработы со сказкой у младших школьников, в таблице2.2.3.

Таблица2.2.3

Динамика сформированностинавыка работы со сказкой по уровням

 

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

Чел.

%

Д

Чел.

%

Д

Чел.

%

Д

Чел.

%

Д

На контрольном этапе: экспериментальная группа

7

70

+3

2

20

+1

1

10

-3

0

0

-1

На констатирующем этапе: экспериментальная группа

4

40

 

1

10

 

4

40

 

1

10

 

На контрольном этапе:

 контрольная группа

5

56

+1

2

22

 

1

11

-1

1

11

 

На констатирующем этапе:

контрольная группа

4

45

 

2

22

 

2

22

 

1

11

 

 

Анализтаблицы 2.2.3 показал, что результатыформирующего эксперимента сказались на динамикесформированности навыка работы со сказкой, что учащиесяэкспериментальнойгруппы в составе 10 человек, с которыми проводилисьдополнительныезанятия, на контрольном этапе следующие показатели: 7 человек — (70%) достигли высокого уровня с положительной динамикой +3; 2 человека – (20%), достигли уровня выше среднего с положительнойдинамикой +1, что сказалось на среднем уровне остался1 человек -(10%) с отрицательной динамикой – 3.Автоматически – низкий уровень равен 0 с отрицательной динамикой – 1. Что очень хорошо для учащихся экспериментальной группы.

Проследим, как меняласьдинамика сформированности навыка работы со сказкой у учащихся контрольнойгруппы в количестве9 человек,на контрольном этапе следующие показатели: 5 человек – (56%) вышли на высокий уровень, с положительнойдинамикой +1; уровень выше среднего остаётся безизменений 2человека –(22%) с нулевой динамикой; на среднем уровне также остался 1человек –(11%) с отрицательной – 1 динамикой; нанизком уровне остался 1 человек — (11%),можно сказать, что учащиеся контрольнойгруппы остались на том же уровне, что и на констатирующемэтапе.

Такимобразом, динамика сформированности навыка работы со сказкой показала, чтоучащиеся экспериментальной группы достигли желаемого уровня и могут адекватновоспринимать изобразительно-выразительные средства, с которыми встречаютсяпри чтении сказки, могут воссоздавать ввоображении картины жизни, созданные писателем, осваивать композицию произведения, могут видеть авторскую позицию и осваивать идею произведения. Следовательно, цель работыдостигнута.

Выводы к главе 2.

Такимобразом работа над сказкой во многом проходит по определенному алгоритму,т.е. устойчивому порядку взаимодействий учителя иучащихся. В зависимости от цели и задач,которые ставит перед собой учитель,работа может быть организована разными методами и приемами.Так же  хотелосьбы отметить, что  работа над сказкой может проходить в течение 2-3 уроков, когда  изменяются цели,задачи, методы и приемыобучения детей, и способы работы с ними.

Впроцессеработы со сказками у детей формируются универсальные учебные действия, а именно, умение самостоятельноработать с книгой, задавать вопросы, выдвигать гипотезыи аргументировать свой ответ. Совершенствуются коммуникативныенавыки общения в парах, группах, развиваютсявнимание, память, речь,логическоеи образное мышление, повышаетсяуровень познавательнойактивности и учебной мотивации, расширяется кругозор учащихся, воспитываются положительные качества характера наярких и образных примерах.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение.  Они формируют устойчивыенародные представления о нравственныхначалах жизни, являются наглядной школой изумительногоискусства слова. Сказки способствуют развитию у детей воображения и литературно-творческихспособностей.  Изучение сказок повышаетинтерес имотивацию школьников к изучению литературы. 

Учителю необходимыглубокие знания методикиработы над сказкой, ведь именно от мастерстваучителя зависит осмысление этого жанраучащимися. Умения дают возможность избежать стандартов в работе,разнообразить еес целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии,настроить их на то, что нет одинаковыхсказок, что каждая сказка интересна по-своему.

Приопоре на фольклорныетрадиции решаетсятакая педагогическаязадача, как формирование творчески развитой личности школьника. Различные компонентынародной художественнойкультуры обладают мощным творческим потенциалом. И, конечноже, очевиднывозможности сказки в развитии творческихспособностей детей. Содержательный мир сказки, ее поэтика и композиция близки и доступны детям. Поэтому применение сказки вразных видах творческой деятельностиоткрывает широкиегоризонты для формирования креативнойличности.

Результаты исследованияпоказали, что учащиеся экспериментальнойгруппы достигли желаемогоуровня и могут адекватно воспринимаютизобразительно – выразительные средства, с которыми встречаютсяпри чтении сказки, могут воссоздавать ввоображении картины жизни, освоили композициюпроизведения,могут увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения. Сравнение результатов первого и второго срезовдоказывает, что применение различныхприемов и методовработы со сказкой на уроках чтения,способствует повышениюуровней сформированности навыка работы сосказкой у младших школьников.

 


 

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1.    Андрианов, М.А. Философия для детейв сказках и рассказах: Пособиепо воспитанию детей в семьеи в школе /М.А.Андрианов // Современноеслово.-2013.

2.    Белокурова,С.П. Словарь литературоведческихтерминов / С.П.Белокурова // Академия.-2005.

3.    Беседы с учителем(методика обучения): Четвертыйкласс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой // Вентана-Графф.-2011.

4.    Беседы с учителем.Методика обучения: Первый класс четырехлетнейначальной школы / Под ред.Л.Е. Журовой // Вентана-Графф.-2002.

5.    Беседы с учителем:Второй класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой // Вентана-Графф.-2002.

6.    Беседы с учителем:Третий класс четырехлетнейначальной школы / Под ред.Л.Е.Журовой // Вентана-Графф.-2000.

7.    Биржевая, Т.А. Творческая деятельностьна уроках литературногочтения во 2 классе / Т.А.Биржевая // Начальная школа.-2011.-№7.

8.    Брилева, И.С. Вольская, Н.П. Гудков, Д.Б.Захаренко, И.В. Красных,В.В. Русскоекультурноепространство:Лингвокультурологическийсловарь / И.С.Брилева[и др.] // Инфра-М.-2004.

9.    Ефросина, Л.А. Литературное чтение в 1 классе. Методикадля учителя/ Л.АЕфросина // Вентана-Графф.-2002.

10. Зуева, Т.В. Кирдан, Б.П. Русский фольклор:Учебник для высшихучебных заведений/ Т.В. Зуева,Б.П. Кирдан // Высшая школа.-2002.

11. Карабанова,А.О. Восприятиесказки: Психологическийлексикон. Энциклопедическийсловарь: В 6 т. / Ред.-сост.Л.А. Карпенко.Под общ. ред.А.В. Петровского. Т. 3 //ПЕРСЭ.-2005.

12. Климанова,Л. Ф. Горецкий,В. Г. Голованова, М. В. Литературное чтение.  Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1/ М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова,С. И. Волкова // Просвещение.-2009.

13. Кутявина,С. В. Поурочныеразработки по литературномучтению: 3 класс /С.В.Кутявина // ВАКО.-2007.

14. Лазарева, В.А. Литературное чтение. Методическиерекомендации / В.А.Лазарева // Педагогика.-2002.

15. Лазарева, В.А. Уроки литературного чтения в современнойначальной школе/ В.А.Лазарева// Начальная школа.-2005.-№ 2.

16. Лихачев, Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрениеи другиеработы / Д.С.Лихачев// Питер.-2001.

17. Львов,М.Р. Горецкий,В.Г. Сосновская, О.В. Методикапреподавания русскогоязыка в начальной школе/ М.Р.Львов [и др.] // Академия,2002.

18. Матвеева,Е.И. Учим младшегошкольника понимать текст/ Е.И.Матвеева // Академия.-2005.

19. Миронова,Е.А. Развитиечитательского интересау младших школьников / Е.А.Миронова // Начальная школа.-2011.-№8.

20. Москвин,В.П. Выразительные средствасовременной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь / В.П.Москвин // Феникс.-2007.

21. Пропп,В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки / В.Я.Пропп // Просвещение.-2000.

22. Пропп,В.Я. Русская сказка / В.Я.Пропп // Просвещение.-2000.

23. Светловская,Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением приобучении младших школьников чтению / Н.Н.Светловская // Начальнаяшкола.-2005.-№5.

24. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации // Просвещение.-2010.

25. Филиппова,Л.В. Филлипов, Ю.В. Кольцова, И.Н. Фирсова, А.М. Сказка как источник творчествадетей / Л.В. Филиппова [и др.] // Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.-2001.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет