X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Программа

по самообразованию

Тема: «Развитиемелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные видыдеятельности».

Пояснительнаязаписка

Истокиспособностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действияруками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развитияребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи имышления ребенка.

 Развитиенавыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенкатребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев,которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнятьмножество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Игрыс пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умениеподражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевуюактивность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая ихкороткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой,ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развиваетсяпамять ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук ипоследовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия.Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеетлогически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

 Ребенокпостоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накоплениеинформации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить ипробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимулразвития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно ссамого раннего возраста.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужновыполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забыватьо развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегиватьпуговицы, завязывать шнурки и т. д.  Также в раннем детстве полезны игры скубиками, пирамидками, матрешками. Позже — с различного вида конструкторами,например, Лего, когда ребенку приходится собирать и разбиратьмелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно,чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевоеразвитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитиемелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»необходима и продиктована временем.

 

 

Актуальностьвыбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкаямоторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о егоинтеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловкодержат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Имбывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами,счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепкии аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

        Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Детичасто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступныхсверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на егосамооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

        И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики икоординации движений руки должна стать важной частью развития детской речи,формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, наскольколовко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшееразвитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, атакже словарный запас.

Что же происходит, когда ребенокзанимается пальчиковой гимнастикой?

 Выполнение упражнений иритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевыхцентрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевыхзон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.   Игры спальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учатвслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активностьребёнка.   Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно егораспределять.   Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождаяих короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной,яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.   Развиваетсяпамять ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук ипоследовательность движений.   У малыша развивается воображение ифантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целыеистории.   В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцыприобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчитовладение навыком письма.

Цель: Развитиемелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные видыдеятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точностьдвижений рук, гибкость рук;

 2. Улучшить мелкую моторику пальцев,кистей рук;

 3. Улучшить общую двигательнуюактивность;

 4. Содействовать нормализацииречевой функции;

 5. Развивать воображение,логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

 6. Создавать эмоционально-комфортнуюобстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствоватьпредметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Основные направления работы с детьми назанятиях.

— Пальчиковая гимнастика 

— Игры с мелкими предметами (камешки,пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

— Завязывание бантиков, шнуровка,застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание,сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

— Работа с карандашом (обводка, раскрашивание,выполнение графических заданий).

— Игры в “сухом бассейне”, наполненномфасолью или цветными крышками.

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя сдетьми;

-индивидуальная работа с детьми;

— самостоятельная деятельность самихдетей.

 

 План работы на 2017-2018учебный год

                                          Работа с детьми    

Месяц

Содержание

       Задачи

Сентябрь

Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»

Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Самомассаж рук

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока»

Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого.

Конструирование «Поезд»

Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.

       Октябрь

Д/и «Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

Перекладывание из одной емкости в другую

Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Сухой бассейн»»

Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне».

Д/и «Прищепки»

Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

   Ноябрь

 

«Пальчиковая гимнастика «Семья»

Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

Подвижная игра «Зарядка»

Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

Упражнение «Пуговицы»»

Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

Самомассаж «Ручки греем»

Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

Игра» Художник»

Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

   Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»

Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенка»

Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Рисуем на крупе»

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Лохматый пес»

Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

   Январь

Игра «Веселые упражнения с карандашом»

Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

Февраль

Д/и «Массажный мячик»

Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»

Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Добываем огонь»

Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка»

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Д/и «Уложим куклу спать»

Упражнять в закреплении навыков раздевания.

Март

Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»

Развивать умения детей рисовать пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»

Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Конструирование «Машина»

Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

Самомассаж «Стряпаем»

Развивать умения имитировать скатывание колобков.

Застегивание и расстегивание пуговиц

Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель

 

 

Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»

Развивать умения правильно держать карандаш.

Конструирование «Дорожка»

Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

Игра «Спрячь в ладошке»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи шаблон»

Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

Май

Игра «Собери бусы»

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»

Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Игра «Дарики — комарики»

Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать движениям взрослого.

Складывание в бутылочку

Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.

 Работас родителями:

Сентябрь

Анкетированиеродителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Октябрь

Консультациядля родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Памятка«Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

Индивидуальныебеседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Январь

Рекомендациидля родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенкадома.»

Февраль

Созданиекартотеки потешек для работы с детьми.

Март

Фотовыставка«Наши с мамой руки»

Апрель

Папка– передвижка «Рисуем без кисточки»

Январь-май

Созданиепальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Самореализация:

*Изучениелитературы по данной теме.

*Подборматериала по теме.

*Оформление картотеки  пальчиковых игр.

 

 

 

 

Изучениеметодической литературы:

Сентябрь-май

1.СоколоваЮ. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

 2.«Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО«ЭКСМО»,2011.

 3.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ«Сфера», 2006.

 4.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера»,2006.

5.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкоймоторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол №1

Родительскогособрания первой младшей группы «Умка»

От«10»октября 2019года.

Присутствовало:15 человек

Отсутствовало:4 человека

Тема:  «Основныефакторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников вдомашних условиях и условиях детского сада»

Цель: укрепление и сохранение здоровья дошкольников вдомашних условиях и условиях детского сада.

Задачи:  1.формировать у родителей мотивацию здорового образа жизни, ответственности за свое здоровьеи здоровье своих детей;

2. повышать мастерство родителей по использованиюздоровьесберегающих технологий в домашних условиях.

Повесткародительского собрания.

1.Выступление воспитателя Мальцевой  С.В.  «Основные факторы,способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашнихусловиях и условиях детского сада ».

2.Выбор родительского комитета на учебный год.

 

Ходсобрания.

По первому вопросу выступила, воспитатель Мальцева С. В. .Софья Вячеславовна рассказала об основных факторах, способствующих укреплению исохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада,о формировании у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности засвое здоровье и здоровье своих детей, повышение мастерства родителей поиспользованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.

Повторому вопросу выслушали отчет родительского комитета по итогам работы запрошлый учебный год.

 

Решениесобрания.

1. Установить режим присутствия на групповых родительских собраниях – 1 разв квартал. Время проведения родительского собрания – 17.30.

2. Утвердить состав родительского комитета группы, обеспечивающей помощь впроведении культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных и другихмероприятий.

Председатель– Удалова Ю;

Секретарь —  Горева Л;

 ГузноваН.

.Председатель:_______(подпись)____________________(расшифровка)

Секретарь:________(подпись)__________________(расшифровка)

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 «Основныефакторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников вдомашних условиях и условиях детского сада ».

Здоровье ребёнка с первых днейжизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельствоналагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особуюответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплениюздоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительнозначимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизниродителей.

Таким образом, дальнейшийпоиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников долженпредусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их кздоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад,который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образажизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыковпо различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так ивзрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей ипедагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей,характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

В основу работы положентехнологический подход. Технологический подход в здоровьесберегающейдеятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогическойдеятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательномпроцессе ДОУ. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьмиинформации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровыйстиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовностьличности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных назнаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

Компетентностьздоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности(знаний,умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровьюи необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Этопозволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную наосознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношениякаждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.

Приоритетом нашего учрежденияявляется физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллективпедагогов в течение нескольких лет работал над проблемами повышения показателейфизического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опытпо данному направлению. Однако требования к современному образованию исоциальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение переднеобходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но иразвития.

Поэтому своей целью мыпоставили повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУпутем создания, теоретического обоснования и практического применения моделиформирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом ихвозрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологииразвития и воспитания.

Задачи работы:

1.   Разработать алгоритмы здоровьеориентированной деятельности субъектовобразовательного процесса дошкольного учреждения.

2.   Разработать и апробировать систему педагогических воздействий,направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшейценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своегоздоровья и здоровья окружающих.

3.   Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологииобучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплениюздоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений,формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.

4.   Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросахформирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационныхформ работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

На базе детского сада созданывсе условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создананеобходимая макро и микро среда. В детском саду функционируют спортивный зал,физкультурные площадки для разных возрастных групп, музыкальный зал. Дляразвития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков,воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями вкаждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурноеоборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты дляподвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна,оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

В «уголках здоровья» накопленбогатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведениюздорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасногоповедения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководствомвоспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своегоздоровья.

В систему работы с детьмивходит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни.Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его вдошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организацииобучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы,акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы,рисование.

Большое значение уделяетсяорганизации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используютсяразличные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классическоймузыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна всочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее времяпредназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий нарасслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки и смехотеропии,сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслимбез рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является однимиз факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокийуровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждениивыполняются следующие принципы рационального здорового питания детей:регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания,норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во времяприёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника,травяной чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний впитание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добитьсяопределённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановыемедицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники.Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями,специалистами в работе с детьми.

Одним из обязательных условийвоспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. Вработе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детейиспользуются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями,такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала«Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляютсяинформационные уголки здоровья «Вот я — болеть не буду», «Как я расту»,проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания спривлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейныеэстафеты. Родители — постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Положениеродительского комитета в детском саду.

1.       Задачии содержание работы. 

Родительский комитет создается в целях обеспечения постоянной и систематическойсвязи детского сада с родителями. Задача всестороннего развития детей можетбыть успешно решена только при тесном сотрудничестве педагогов сродителями. 
Родительский комитет призван помогать детскому саду в его работе иорганизовывать выполнение всеми родителями законных требований детскогосада. 
Количество членов родительского комитета определяется количеством групп вдетском саду: не менее одного представителя от группы. 
Из состава родительского комитета избирается председатель и секретарь. 
Каждый член родительского комитета имеет определенные обязанности. Каждый членродительского комитета имеет право по своей инициативе или по просьбе родителейвносить на рассмотрение родительского комитета вопросы, связанные с улучшениемработы детского сада. 
Родительский комитет помогает детскому саду: 

а) в организации педагогической пропаганды среди родителей, в организации общихродительских собраний, докладов и лекций для родителей; 

б) в установлении связей педагогов с семьями воспитанников; 

в) в организации охраны жизни и здоровья детей; 

г) организует участие родителей в ремонте помещений, оборудования ихозяйственного инвентаря, в благоустройстве и озеленении участка, визготовлении пособий. 

Родительский комитет планирует свою работу в соответствии с планом работыдетского сада и с учётом местных условий. План утверждается на заседанииродительского комитета. Исходя из годового плана, составляются рабочие месячныепланы. 
Заседания родительского комитета созываются не реже одного раза в двамесяца. 
Решения могут приниматься простым голосованием на заседании родительскогокомитета при наличии 2/3 его членов. 
Решения родительского комитета должны согласовываться с заведующей детскимсадом. 
Разногласия между заведующей детским садом и большинством родительскогокомитета рассматриваются и разрешаются районным отделом народногообразования. 

3.Отчётность и делопроизводство 

Родительский комитет подотчетен общему родительскому собранию, которомупериодически  докладывает о выполнении ранее принятых решений. 
Родительский комитет избирается в течении сентября месяца на общем собранииродителей простым большинством голосов сроком на один год. 
Члены родительского комитета, не принимающие активного участия в работе, попредставлению председателя родительского комитета могут быть отозваны решениемобщего родительского собрания до сроков перевыбора комитета. На их местоизбираются другие. 
Планы и учёт работы, графики дежурств  членов родительского комитета,протоколы заседаний и другая документация хранятся в дошкольном учреждении исдаются по акту при приёме и сдаче дел при смене состава комитете. 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет