ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙЛИТЕРАТУРОЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Воспитаниедетей средствами искусства слова – интересный педагогический процесс. Длятеоретического обоснования его необходимо учитывать закономерности этого искусства,данные педагогики и психологии о возрастных особенностях дошкольников.
Известно,что источником искусства слова, как и всякого искусства, является реальнаядействительность: природа, люди, их труд, взаимоотношения, поведение. Длявоплощения жизненных явлений во всем их многообразии и противоречиях искусствооперирует обобщенными образами, системой образов. Чем выше мастерствохудожественного воплощения жизни в этих образах, тем сильнее воздействующаясила искусства.
Средствомхудожественного выражения идейного содержания произведений искусства словаслужит литературный язык, с помощью которого можно нарисовать художественныйобраз предельно конкретным, зримым, выразить движение мысли героев, их чувства,изменяющиеся в зависимости от различных ситуаций.
Писатели,поэты, создатели народных сказок пользуются теми же словами, которыеупотребляются в разговорной речи. Но в результате творческой работы писателяэти слова приобретают особую выразительность. Слово, взятое отдельно, еще неимеет художественной окраски.
Образылитературы, благодаря их художественной выразительности, способствуют быстромувозникновению у читателей ассоциативных связей с реальным миром. Художественноеслово, обращенное к памяти читателя или слушателя, к его чувствам, ощущениям,вызывает у него представления о живой реальности, хотя эта реальность в данныймомент и не воспринимается им непосредственно. Таким образом, искусство словаможно условно характеризовать как искусство, обладающее свойствами наглядности.Поэтому оно имеет большое значение в практике воспитания дошкольников, укоторых преобладает конкретность мышления на ранних ступенях возраста.
Слушаярассказ, стихотворение, сказку, дети ясно представляют в своем воображенииописываемые явления, события, людей, предметы. В силу свойственной детямэмоциональной подвижности они испытывают при этом разнообразные чувства,выражают свое отношение к героям, их поведению, поступкам. Тем самым междуавтором произведения и ребенком-слушателем образуется связь: ребенок становитсякак бы соучастником всего, что писатель пережил, перечувствовал и потом выразилсредствами своего искусства.
Дошкольникиеще не читатели, а слушатели. Умение «слушать» литературное произведениеформируется у дошкольников в процессе воспитания при помощи воспитателя идостигает все более высокого уровня, по мере того как развивается исовершенствуется мышление детей, обогащаются чувства, развивается воображение.Поэтому художественная литература – одно из важнейших средств в процессе воспитания.
Художественныеобразы литературы сильно волнуют чувства детей. В процессе слушания ребенокпереживает вместе с героями их радости и неудачи, чутко откликается на все, чтос ними происходит, сочувствует одним и осуждает других.
Литературноепроизведение активизирует мыслительную деятельность детей. Возникающие в ихпредставлении при слушании живые образы помогают им понять смысл произведения.Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях действительности,приобретает новые знания об окружающем его мире.
Впроцессе мыслительной и эмоциональной деятельности у детей формируетсяспособность правильно оценивать все то, о чем они узнали из рассказа, сказкиили стихотворения. Через художественное слово осуществляется нравственное воспитаниедетей.
Художественнаялитература – важнейшее средство всестороннего развития личности ребенка. Но онане может быть универсальным и единственным средством воспитания. Дети,способные правильно понять и оценить поступки литературных героев, нередкоотрицательно проявляют себя в жизни – во взаимоотношениях с товарищами, сокружающими.
Длятого, чтобы со всей полнотой и эффективностью использовать богатыевоспитательные возможности художественной литературы, необходимо учитывать её особенности.Нужно добиваться не только понимания детьми содержания литературногопроизведения, но также занимать их мысли и чувства. Развитию у детей мышления,воображения, чувств способствует организация детской деятельности, так илииначе связанной с восприятием художественной литературы. Имеется в видувыразительное чтение наизусть литературных произведений самими детьми идраматизация. В этих видах деятельности дети должны, используя впечатления,полученные при слушании произведения, действовать самостоятельно, проявлятьсвою инициативу.
Какиеже художественные средства, способствующие лучшему восприятию детьмипроизведения, используются в литературе для младшего дошкольного возраста? Эточеткий стихотворный ритм – плавный, мягкий или быстрый, отрывистый. Также этосмежная или перемежающаяся рифма; она легко улавливается детьми, у нихвозникает стремление повторить рифмующиеся слова.