X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Формирование читательскихинтересов у школьников

В наше время место книги в жизни подрастающегопоколения меняется, поскольку на ее использование влияют как информационныетехнологии, так и телевидение. Чаще всего в качестве источника информациивместо книг ученики используют персональный компьютер, телефон. Но всем давноизвестно, что знания, фантазия, логика мысли и любовь к родному языку, умениелогически и образно рассуждать воспитываются чтением. Уметь читать, бытьчитателем ─ это высокое искусство, ему надо упорно учиться.

От начальной школы в значительной степени зависит,полюбят дети чтение, или возможно останутся равнодушными к литературе. Именно,у младших школьников необходимо сформировать читательский интерес и заложитьпрочный фундамент этической культуры личности. Навык чтения ─ это основа, котораяв будущем позволит наращивать духовный и интеллектуальный потенциал личности.Чтобы душа ребенка откликнулась на художественное произведение, зазвенелаволшебной музыкой, надо, как отметил В.А. Сухомлинский, суметь затронутьее струну.

 

Проблема приобщения детей к чтению уже несколько лет остается наиболее важной. Национальная программа поддержки и развития чтенияотмечает, что современная ситуация в этом отношении характеризуется каксистемный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическомупределу пренебрежения чтением. 
Снижение интереса к чтению является опаснойтенденцией для любого общества, т.к. от уровня читательской культуры зависитвозможность освоения каждым членом общества профессионального, материального,духовного, интеллектуального, эмоционального знания. От читательской культуры,в конечном итоге, зависит экономика, политика, национальная безопасность иконкурентоспособность страны. 
Приобщение человека к чтению необходимо начинатьв раннем детстве силами родителей. С приходом ребенка в школу можно и, болеетого, нужно начинать вести систематическую работу по привитию ученикам любви ккниге. 

Современныедети стали читать по-другому, другие книги.

Проанализировав различные подходы развитиячитательских интересов, я пришла

 к выводу, что наиболее целесообразнымиупражнениями являются мотивационно-ориентированные (направленные на созданиеситуации и мотива общения, первичного представления о книги, периодическихизданиях, ориентирование в смысле, теме урока и др.);коммуникативно-репродуктивные (нацелены на осознание жанра, понимание слов ивыражений; воспроизведения прослушанного по образцу или выразительное чтение ит.д.); содержательно-информационные (ориентированные на осмысление текста); тренировочно-творческие(предусматривают работу учащихся как с текстом, так и с информационнымисредствами), закрепляющие (настроены на закрепление усвоенного материала) иконтрольные (связанные с проверкой умений, свидетельствующие о сформированностичитательских интересов).

Метод литературной игрыреализуется на основе игровой деятельности, помогает определять жанровыеособенности произведения, видеть компоненты произведения, воспроизводить всвоем воображении прочитаное, понимать авторский замысел и определять своюпозицию и др.

Овладение читательскими интересамиосуществляется благодаря различным видам литературных игр: а) викторины, шарады, кроссворды, ребусы; б) игры на усвоение понятий; игры для расширениячитательского кругозора; обогащения читательского опыта; в) игры на первичноевосприятие произведения; игры на углубленное восприятие художественногопроизведения; г) репродуктивные, познавательно — поисковые, творчески -деятельностные; д) предложенные учителем и созданные самими учащимися и др.

Ценностью литературной игры являетсявозможность применения ее в структуре урока на всех его этапах.

Следовательно, эффективность использованиялитературных игр способствует обработке литературного произведения, пополнениюлитературных знаний, расширению читательского опыта.

С целью формирования читательскихинтересов используются на уроках наглядные методы обучения.

В содержание наглядного метода входятметоды иллюстрирования и демонстрации. МУЛЬТФИЛЬМЫ.

 

Необходимо научить детей сознательно усваиватьматериал, обогатить их язык. Дети должны получить начальные сведения по языку илитературе. Пробуждение и развитие интереса к речи и чтению создают болееполное представление детей об окружающем мире. Сформированность навыка чтенияявляется одним из важнейших условий успешного обучения в школе,самостоятельному познанию ими жизни из литературных источников.

А что же такое интерес? Интерес — от латинскогоinterest — иметь значение, проявлять эмоционально окрашенное отношение кобъекту. Психологи давно разделили интерес на два основных вида: интерес кпознанию и интерес к участию. Интерес к познанию заключается в приобретении иобработке информации.

Человек, которым движет интерес к участию, погружаетсяв переживания других  людей. Оба вида интереса сливаются в чтениихудожественной литературы и допускают дальнейшее деление.

Читательские интересы — лучшее отношение кпроизведениям определенного содержания и видов литературы. Его определяютмногие факторы: условия общественной жизни, социальные идеалы, уровеньобщества, состояние литературы, возраст ребенка, его жизненный опыт,образовательный кругозор и тому подобное. Изучение и воспитание читательскихинтересов детей требует большого педагогического такта, всестороннего учетаособенностей детской психики.

Наличие или отсутствие интереса к чтению — основнойфактор отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. Кризис детского чтения,о котором так много говорят в последнее время, не в том, что дети пересталичитать, а в том, что в них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий.Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, которая становитсядля ребенка не интересной, а значит, и не эффективной. Книгой пользуются, скнигой работают, по ней учатся. Но не читают: если взять за чтение особого родаэмоционально творческую жизнь, что обогащает личность.

Я провелаанкетирование в своем классе.

Анкета для учащихся

«Какой ты, сегодняшний ЧИТАТЕЛЬ?»

Дорогой друг! Расскажи о том, что и как ты читаешь.Нам очень интересно.

1.                   Любишь ли ты читать книги

2.                   Чем ты любишь заниматься в свободное время?

игратьс друзьями, смотреть ТВ, компьютерные игры, рисовать, читать книги, слушатьмузыку, интернет

3.                   «Читать книгу мне было бы интересно потому, что…»

4.                   Как ты выбираешь себе книги для чтения?

5.                   О чем ты любишь читать больше всего?

 6.  Назовите любимого литературного героя.

Методическиерекомендации для учителей по формированию читательских интересов:

 

  1. развивать у детей интерес к предмету «чтение», к живому языку, к речи, к литературе на русском языке;
  2. приучать детей пользоваться дополнительной литературой, развивать потребности к самообразованию;
  3. при проведении внеклассных занятий обязательно учитывать  принцип занимательности, помогающий возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний;
  4. организовывать литературные викторины;
  5. внеклассные мероприятия проводить в игровой форме;
  6. проводить поэтические вечера;

 

Формированиечитателя — сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге всемье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг,находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но несмотря на все это,ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы.

Немаловажнымфактором формирования читательских интересов является внеклассная работа, онаимеет огромное развивающее, обучающее и воспитательное значение. Главнымизадачами внеклассной работы являются: формирование и развитие читательскихинтересов, товарищества, дружбы, толерантности, любви к Родине, формированиеэстетических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературныхзнаний, полученных как на уроках литературного чтения, так и во внекласснойработе.

Проблема, как обучить учащихсячитать бегло, целесообразно, результативно и  осознанно, волнует меня  с давнихпор. Процесс этот весьма  сложный, который  не быстро формируется. И, несмотряна все старания, в классе неизменно есть группка плохо читающих ребят. У такихребят работа с текстом порождает оправленные  затруднения,  к нежеланию учитьсяи, в итоге,  они не успевают в учёбе. Начались  раздумья, поиски болеерезультативных подходов в обучении, что было неизменно  взаимосвязано сулучшением урока, его содержания и строения. В итоге при подготовке к  уроку чтенияприменяю технологию деятельностного подхода,  которой  основывается на активную самостоятельную деятельность школьника на каждой ступени урока,всецелое  включение ученика в учебный процесс в соответствии со  умениями испособностями. При такой форме обучения учащийся становится субъектом учебногопроцесса, т.е. тем, кто учится.

В ходе работы улучшаю навык чтения при помощи системытренировочных упражнений и умений действий, оживленно воздействующих на главныепараметры чтения: осмысление, технику, выразительность. Упражнения проходятперсонально,  совместно и по группам. Занимают это на уроке 5-7 минут.  На делезначительна не продолжительность, а частота применения тренировочныхупражнений. Память ребенка устроена так, что фиксируется  лучше то, что неизменноперед взором и то, что мельтешит: то есть, то нет. Собственно это раздражает и лучше запоминается. Поэтому,   чтобы довести навык  чтения до автоматизма лучшепроводить упражнения часто маленькими порциями , чем нудные длинные упражнения.Начинать урок следует игровой ситуации,  разминки артикуляции в игровой форме –идет работа  над дыханием и чёткостью произношения.

 Вдох через нос, выдох через рот; вдох и задержать дыхание, выдох; встать, расправилиплечи, голову держим прямо, 1,2-глубокий вдох, 3- задержать дыхание, выдох –плавный счёт до 10, пока хватит дыхания;

            Следующееупражнение, работа со скороговорками, чистоговорками, отчётливое чтениеабзацев, строк,  подбор пословиц, сочетания и предложения из  произведения, заданного для работы в классе и дома.

 Тренировочныеупражнения, формирующие внимание к слову и его частям, как условие точногочтения.

            Ещеодно упражнение —  словесная игра «Кто играет с нами в прятки?» Среди простогонабора букв нужно разглядеть и прочесть слова,  т.е.   отгадать, кто играет впрятки: звери, птицы, насекомые и т.д. Эта игра дает возможность дополнятьлексический запас, воспитывает внимание, зоркость при чтении. Перфокарты, листыс заданиями следует применять на уроках русского языка (орфограммы),окружающего мира и др.

            Тренировочныеупражнения, формирующие оперативное поле чтения и память.

— Дидактическая игра «Слова»:  кто больше слов назовет к  предлагаемой теме,например: овощи, календарь и т.д.;

— словесная игра «Снежный ком»:  т.е. к больше назовет слов, один назвал любоеслово,  следующий его повторил и сказал своё слово и т.д.;

 Тренировочныеупражнения, формирующие гибкость и беглость чтения вслух и про себя,способность отгадывать следующий текст.

-«Губки»: применяется школьниками для  разделения чтения про себя и чтениявслух. По сигналу  начинают читать про себя приставляют к губам указательныйпалец.

Хорошобы  ежеурочно стимулировать. У любого педагога существуют свои  множествоприемов . Моим  ученикам нравится  прием «самозамер» скорости чтения: в началеурока, 3-4 минуты  учащиеся читают отрывок и  данные вписывают вчитательский дневник. Итог,  хорошо влияет на взгляд учащихся к чтению.

Витоге мои учащиеся усовершенствовали навык чтения по всем показателям(правильность, беглость, сознательность, выразительность).

 

 

Результативнымсредством в организации  воспитания читательского интереса у  младших учащихсяявляется сочетание разнообразных по форме и содержанию уроков . Проанализируемэто  поподробнее.

«Какхорошо уметь читать!»

Цель:воспитание у  младших школьников  навыков чтения без принуждения  ребят наоснове неизменного увеличения интереса к чтению

 Исследователями определена непосредственнаявзаимосвязь между интересом к чтению и восприятием читаемого. Понятно, что учащийся, не освоивший технику чтения, не будет стараться к  этому процессучтения и, больше того, будет чувствовать  комплекс от того, что не понимаетсмысла прочитанного.

Не успевающему ученику  сложно применять старания коткрытию идеи текста.  Такому читателю скучно и уныло читать, читательскаядеятельность гаснет. Ученик растет, а читатель из него не получается.

 Итак,главнейшая задача преподавателя – обучить учащихся читать .

            Умениебеглого чтения, и постижения читаемого складывается на основе развития всех познавательныхпроцессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

Восприятие – это важнейший познавательный процессчувственного отображения реальности, ее объектов и явлений при их прямомвоздействии на органы чувств.

Чтение как психологический процесс возникает созрительного восприятия, которое проходит в два этапа: первое знакомство и егообработка. Для повышения скорости и результативности чтения нужно:

— расширить поле зрения;

-убавить количество сосредоточений на одну строку печатного текста;

— уменьшить  сроки фиксации;

-устранить повторные чтения;

 Тренировочныеупражнения на формирование восприятия текста.

 Деятельностьпо буквенным и числовым таблицам создается в два этапа:

-подготовительный – фиксировать взор в середине таблицы,  увидеть ее полностью ивидимые цифры или буквы в последовательности увеличения или  же по алфавиту;

-исполнительный – поэтапное нахождение всех цифр или букв, выделить карандашом.

Чтениес карточкой – для спасения от  повторений и ошибок. Учащийся, удерживаеткарточку левой рукой,  прикрывает ею  прочтенные слова. Таким образом, онпомогает себе не вернуться к уже прочтенному тексту. Карточку надо передвигатьв  определенном темпе, что стимулирует формированию скорости чтения.

Чтение–  такая умственная работа, значении которой внимания особенно высоко, т.к. безспособности сконцентрироваться, сформировать внимание, беглое, свободное чтениеневозможно.

 Тренировочныеупражнения на увеличение уровня внимания

На увеличение объема и разделения внимания:

-Подчеркивать  на сторчке буквы:

н–у / н м у о а с м н г у а л и н с о у а ы у н е

 а – я /  м р а о я л о а с т р я м а л о я т о а и м я т о а

Наформирование  выборочного внимания

-Найди  в ряде набора  букв слова, выделить их:

Жд р о т п н о с л и к б р о д в а л к т о р с т р о

Бд л щ у к а л о с ь м а л о д к а р п о г о р а

-Найди общее значение для слов определенного ряда

Память– это процесс, поэтому качественные и количественные параметры памятиобусловливаться уровнем активности психической деятельности людей. Дляувеличения результативности знакомства и запоминания произведения при чтениинужно соединить полученную информацию в большие информационно-смысловые.

 Тренировочныеупражнения на формирование вербальной памяти детей

 Тренировочныеупражнения, предлагаемые И.Д. Ладановым в книге «Техника быстрого чтения» иО.А. Кузнецовым в книге «Техника быстрого чтения».

 Дидактическаяигра «Кто больше запомнит слов».

Первыйучастник говорит слово, следующий ученик повторяет это слово за ним и называетсвое, третий – два предшествующих слова и еще свое и т.д., пока дозволяетпамять  ребят. Можно применение на любых уроках (например, на уроке русскогоязыка – имена  прилагательные мужского рода)

 Дидактическаяигра «Посмотри и запомни»

Надоске расставляются карточки с записанными на них словами, несколько минут детизапоминают.  Учащиеся притворяют глаза, преподаватель изменяет карточки местами,  а ребята  отыскивают изменения.

Последнимэтапом и целью любого чтения будет осмысление читаемого. Для осознания произведениянадо сколько внимательным при чтении, так и обладать  следующими приемами:разделять произведение на части; нахождение главной идеи, важных слов,предложений; мысленный возврат к читаемому под действием новых мыслей,появляющихся в процессе чтения.

 Тренировочныеупражнения на установление смыслового строения  произведения.

Придуматьк каждому заголовку  или пункту плана соответственную часть произведения  илиустановить, где она оканчивается.

Работас деформированным произведением

-Собрать рассыпавшиеся слова в предложение;

— Соедини части предложения  или пословицы;

Разбитьпроизведение на смысловые части. Найти основное значение в каждой смысловойчасти произведения.

Дополнитьпредложение:

например: «Группа ребят идут по…

 Дидактическиеигры, содействующие обучению чтению

Игры-занятия«След в след», содействующие обучению чтению

Преподавательчитает произведение. Учащиеся пальцами ведут след в след за голосом педагога.Начинать необходимо с маленькой скорости — чтобы сначала каждый ученик точнобыл удачен.
  По  сигналу «СТОП!» — и, проходя между рядами, прошу отдельных  ребятпоказать пальчиком в произведении слово, которое прочитали последним передкомандой «СТОП», и  прочитать слово еще раз. Ученику несложно повторить слово, он же только что его слышал!
  В последующем убыстряю темп чтения, пытаюсь использовать периодическую сменуголоса, интонации или темпа. Отгадал очередной  ученик — очкоследопыту, не узнал — преподавателю. Игра  продолжается до пятипобедных очков. Но стремлюсь все же выигрывать меньше.
Подобное коллективное чтение освобождает боязнь перед быстрым чтением.
  2.   Дидактическая игра «Эхо в горах»
Преподаватель декламирует произведение. Школьники смело читают совместно сучителем, лишь чуть позже  т.е. эхом. И они легко разбираются в неизвестномпроизведении, так  как он не одни, а вместе с педагогом.
ученик слушает произведение и наполовину его воспроизводит. Но и видит тоже!Повторяет  слова!   Он реагирует на знаки препинания! Глаза ученика привыкаютне страшиться длинных слов и предложений, а голос — их осиливать.
  3.  Игра «В образе»
Педагог читает  отрывок из маленького рассказа или эпизод,  и предлагаетпоразмыслить: кто и кому мог бы  перерассказать эту историю?  Ребята заявятмного вариантов. Затем предлагает прочесть данную историю от именигероя-рассказчика или прочесть произведение  другим голосом.    Напримерголосом старика или маленького ребенка, разбойника или ветра…         Этозависит от избранных вариантов. Как правило декламировать в образе кого-либоученику проще: вроде бы и не он читает, а  кто-то, другой. А запинается ипыхтит, потому что так необходимо по роли.   А одноклассники не тоскуют: импредстоит оценить работу  друга — похоже или нет?
  4.  Игра «Дружба»
Чтение по абзацам, предложениям. Традиционная цепочка.   Парное чтение ссоседом по парте. Одному читать  сложно, а вместе – нет! Один запнется, другойподдержит –  скорость чтения не нарушается, да и слабый прочитает слово, увидавего в тексте.

На уроке стремлюсь действовать на слуховые, зрительныеанализаторы детей, возбуждая у них различную гамму чувств  посредством чтенияпод музыку, мысленного представления, применения ИКТ и т.п.)

Предлагаемыеупражнения помогают работать над формированием навыков беглого, свободногочтения на любом уроке. Эти упражнения не займут много времени, а дидактическийи раздаточный материал можно применять для решения и иных учебных задач.

 

Роль учителя на уроках чтения имеет решающеезначение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека.Влюблённый сам в литературу, учитель сам влюбляет в неё и своих учеников.

Издесь уместно обратить внимание на существование такой системы как система Е.Н. Ильина (Санкт-Петербург): «Преподавание литературы как предмета,формирующего человека»,  основой которой является преподавание литературы какискусства.

Длянего урок литературы — это:

—урок — общение, а не просто работа;

—это искусство, а не только учебное занятие;

—это жизнь, а не предмет в расписании.

Особенностьюего уроков литературы является строгое следование закону Трёх О:

—Очаровать книгой;

—Окрылить героем;

—Обворожить писателем;

Ильин идёт кребятам не только с темой урока, а со жгучей проблемой, поскольку каждоехудожественное произведение, входящее в программу школьного курса литературы,содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся.Таким образом, на его уроках создаются такие ситуации, когда ученик должен постояннодумать и чувствовать! И делать выводы. Всем известно, что лучший способ понять— это додуматься самому!

 Идеи,заложенные в художественном произведении, должны быть добыты усилиямисобственного ума. Поэтому нужно стремится к тому,чтобы держать класс в состоянии спора. На уроках ученики анализируют факты, а учитель,противопоставляя их, создаёт проблемную ситуацию. Тогда и возникают споры, входе которых ученики не только усваивают знания, но и учатся отстаивать своюточку зрения. Собственная мысль, рождённая в процессе чтения, радует, окрыляетдетей.

Так, эмоциональное восприятие, обогащённоеинтеллектуальной работой, рождает художественное наслаждение — высший мотивобщения с искусством* Душевная наполненность побуждает к общению, желанию и вдальнейшем высказывать свои впечатления.

Совершенствование навыка чтения.

Роль семьи в развитии интереса к чтению

Значимость совместных усилий педагога иродителей над воспитанием читательского интереса у детей очевидна.. В каждомклассе найдутся дети, чьи родители не являются примером для ребенка при решенииданной проблемы. К сожалению, не редкость, когда родители выражают своенедоумение по поводу совместного чтения книг.

Доказано, что чемраньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучшебудет результат. Чтобы добиться результата, необходима  система.

Начало этойсистемы — в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, котороесуществует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки:Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, — родители примерему.

И если родители -люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по воспитанию интересаребёнка к книге. Как они это могут сделать? Конечно же своим примером изаразительностью. Ниже я приведу несколько советов родителям

Родителямпредлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнкавызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получениемудовольствия от такого общения. Любой школьный предмет, кроме литературы, даётученику готовые знания, которые он должен усвоить, запомнить и в нужный моментприменить. В литературе ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам иавтору произведения. Только через сопереживание ребёнок может познать чужуюболь и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненныйопыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но исердца. Вымышленная жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было и дажето, чего вообще не может быть. Она дарит читателю возможность перевоплотиться вгероя произведения, побывать в прошлом или будущем. Только литература способнадать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное,пережить не пережитое.

Ввек информационных технологий, стремительного развития всемирной информационнойсети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого ивдумчивого чтения. Защита чтения детей, поддержка интереса к нему встала в рядзадач государственной важности, которую должен решать и каждый учительначальных классов. Современный человек не может считаться культурным, если онне пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг.Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Формирование жизнеспособногомолодого поколения — одна из главных стратегических задач нашей страны, анеутешительные результаты детей в международном тестировании PISA на пониманиетекста (33 место среди 40 стран) говорят о необходимости формулироватьнациональную программу по чтению “Чтение — безопасность России”. Сейчасрешается не просто участь детского чтения, решается судьба России, ееинтеллектуальной мощи. Три составляющих — семья, школа, библиотека — создаютокружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века. Дефицит вниманияхотя бы одной из сторон негативно сказывается на ребенке в целом. Необходимообъединить все усилия для того, чтобы будущее наших детей было счастливым иуспешным.

 

 

 

«Методика работынад читательским дневником»

Думаю,что для современногоразвития читательскойсамостоятельности   учеников начальной школы необходимо   хорошоспланированный, целенаправленный процесс взаимодействия   с трех сторонродителя- ученика- учителя.

Считаю, что построение работынад читательскими дневниками   учащимися помогает раскрыть все богатство мирадетской и художественной литературы.Читательский дневник может стать настоящимпомощником в развитии ученика, научить его думать и выражать свои мысли,тренировать навыки грамотной и красивой речи, научить ребенка пересказу, атакже осуществлять контроль над тем, как он понял текст.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

Из многолетнего опыта рекомендую начинать   веститакой дневник, как только маленький человек научится сам читать. Вы заметите, скаким воодушевлением будет смотреть на эту тетрадь Ваш ребенок, когда тампоявится первая запись. Это не просто дневник, а память и гордость. Ваш малышбудет дорожить своим читательским дневником, будет сам заносить тудазаписи о прочитанных книгах и писать свое мнение.

Вот уже напротяжении нескольких лет использую работу над читательскими дневниками науроках литературного чтения. Наблюдаю за тем,как  ученики листая этот дневник,вспоминают   о   книжках   прочитанных в разные годы. Возможно, кто-то изшкольников продолжит вести такой дневник и после школы, а потом покажет этотдневник своим детям. 

 Читательскийдневник – важное средство формирования ребенка-читателя.

Основные целичитательского дневника

·        помощьв организации самостоятельной читательской деятельности учащихся;

·        содействиеформированию читательских интересов и умений младших школьников;

·        отражениединамики развития  техники чтения и создание мотива к еесовершенствованию;

·        развитие письменной речи, мышления и воображения;

·        формированиенавыков самоконтроля.

Чтобычитательский дневник вносил ощутимый вклад в развитие юного читателя, он долженучитывать основные принципы и закономерности читательской деятельности.

Системно-деятельностный подход, на которомбазируется технология обучения по ФГОС, предполагает, что развитие учащихсяопределяется характером организации их деятельности.

Читательская деятельность имеет три компонента:

·        технический;

·        смысловой;

·        читательскаясамостоятельность

Поэтомуэти компоненты должны найти отражение в содержании читательского дневника.Читательскийдневник также должен учитывать этапы формирования всех компонентов читательскойдеятельности учащихся и уровень развития письменной речи учащихся.

Основные компоненты читательской деятельности должнынайти отражение в содержании дневника юного читателя.  В негодолжны войти следующие разделы:

·        Читательскийежедневник (сведения о прочитанных книгах)

·        Фиксациявпечатлений от прочитанного (иллюстрации, отзывы, аннотации)

·        Рекомендательныесписки для чтения

·        Памятки-алгоритмы читательской деятельности

·        Техникачтения (замеры личных достижений) по желанию.

Структурачитательского ежедневника


Дата

Название произведения, ФИО  автора полностью

Жанр

Тема

Имена главных героев

Основная мысль (идея)

Сюжетная линия( что произошло с главными героями)

Позиция автора

Почему запомнилось произведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура читательского дневника меняетсяот класса к классу.

Читательский ежедневник первоклассника

 Первоклассники еще не владеютписьменной речью, поэтому учитель предлагает каждому учащемуся рекомендательныйсписок для чтения, в котором уже внесены названия книги и  фамилия автора.Ребенок с помощью родителей вносит в данный список отметку о датепрочтения. А впечатления от прочитанного помещает на отдельных страницахдневника в виде рисунков.Отзыв о прочитанном имеет устный вариант.

Во втором классе читатель,основываясь на рекомендательном списке учителя, уже сам вносит в свойчитательский ежедневник название книги, фамилию втора. Впечатления отпрочитанного представляются в виде иллюстрации (по желанию учащегося) инебольшого отзыва, состоящего  из 2-3 предложений о том, чем понравиласькнига. Отзыв дети учатся составлять письменно.

Дата прочтения

Автор, название книги

Почему запомнилось произведение

 

 

 

В третьем и четвертом классах рекомендательныйсписок по чтению носит тематический характер. Впечатления от прочитанногосоставляется в виде отзыва, в который включаются новые умения:

— описания жанра, темы, главных героев,сюжетной линии и главной мысли.


Дата

Название произведения, ФИО  автора полностью

Жанр

Тема

Имена главных героев

Основная мысль (идея)

Сюжетная линия (что произошло с главными героями

Почему запомнилось произведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 5 классевпечатления от прочитанного составляется в виде аннотации.

Читательский дневник является помощником ворганизации самостоятельной читательской деятельности, поэтому предлагаю  памятки– алгоритмы читательской деятельности. Вот некоторые из них.

Памятка “УЧИСЬЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО”

·        Следи,чтобы глаза двигались по строчке.

·        Старайся невозвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

·        Причтении будь внимателен к каждому слову.

·        Старайсяпонять, о чём читаешь.

·        Читай ежедневно.

·        Нарисуйрисунок к тексту.

Просьбакниги: научись меня читать

Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.

Перелистай меня, рассмотри всеиллюстрации.

Предположи, о чём я тебе расскажу.

Читай текст самостоятельно небольшимичастями, проверяй и уточняй свои предположения.

Подумай, почему у меня такое название.

Как написать аннотацию на прочитаннуюкнигу?

Аннотация — краткаяхарактеристика произведения или книги, раскрывающая ее содержание и назначение.

Порядок работы над аннотацией

·        Краткоопиши произведение: фамилия, имя, отчество автора, тема, основная идея и жанрпроизведения, имена главных героев, сюжетная линия, собственное отношение(заполни таблицу).

·        Сформулируйи запиши вопрос, который ты бы хотел задать автору или другим читателям?

·        Какавтор относится к героям?

·        Опишисамые интересные события (эпизоды) из книги, поступки героев.

·        Почемузапомнилось произведение?

Отзыв

Отзыв – этовысказывание о произведении, выражающее оценочное отношение к прочитанному.

В отзыве можно рассказать:

·        овпечатлениях, о том, как читалась книга – с удовольствием или через силу;

·        какимичувствами, мыслями хотел поделиться автор с читателями;

·        оперсонажах; каковы их характеры, поступки, какое отношение они вызывают;

·        особытиях, которые произвели наибольшее впечатление;

·        интересныесведения об авторе и о времени, в которое он жил, если это имеет отношение ксодержанию данной книги.

Из опыта работыотмечаю, что самый простой вариант ведения дневника — просто перечислять все текниги или произведения, которые школьник прочитал, и давать краткий комментарийв одну-две строки о прочитанном. Однако при таком методе не всегда ребенокможет вспомнить содержание книги. На начальном этапе, этапе «привыкания» -такой вариант вполне приемлем. 

         Второй, более сложный, вариантчитательского дневника предполагает не только названия и впечатления, но икраткое содержание, в котором можно отразить имена главных героев и общуюсюжетную линию. Для этого нужно каждый лист тетрадный  нужно разделить на 4столбца:

·        название произведения и автор;

·        дата прочтения;

·        главныегерои произведения;

·        отзывили заметка о прочитанном.

     Такой вариантсложнее, поэтому ребёнку потребуется помощь. Основная помощь в ведениидневника – разговаривать с ребенком. Чем подробнее вы обсудите прочитанное, темлегче будет писать. Для начала стоит обозначить сюжет и главных героев.Разговор желательно построить в форме «Вопрос-ответ».Например:«Кто из героевдействует от начала до конца рассказа или книги?», «Чьи действия самыеважные?», «Какие события важные, а какие нет?» и т.д. Идеально, когда ребенокначинает рассуждать на эти темы. Затем нужно постараться вместе с ребенкомсвязать события и повороты сюжета своими словами. Обязательно приучите ребенкавслух читать написанное им или записать с комментированием. Именно так ярчевсего видно качество работы: речевая грамотность, стилистическая выдержанность,логическая последовательность предложений. И, конечно, обязательно слушайте егои не забывайте хвалить. 

Читательский дневник лучшезаполнять сразу же после прочтения или же на следующий день. Спустя какое-товремя нужно пролистать свой дневник, перечитать важные или нужные страницы,чтобы закрепить впечатления в долгосрочной памяти. Читая различные произведенияи записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует нетолько навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основнуюмысль автора, понимать, что же своим произведением автор хотел донести дочитателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя. 

     В случае, если   книга понравиласьребенку, то предлагала нарисовать понравившегося героя или вклеитькартинку-раскраску с нимнайди и приклей портрет автора книги, напиши его полныеимя и отчество. А также создать рисунки-иллюстрации на основе прочитанного,придумать загадки или ребусы о героях или составь кроссворд по прочитанному,написать и послать” в дневнике письмо героям или автору книги и
узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.
 В настоящее времяв книжных магазинах появилась возможность приобрести  печатные варианты читательских дневников. Особоговнимания заслуживают дневники, разработанные в соответствии с ФГОС и имеющиеразделение по классам. Преимущества печатных дневников в том, чтоони красочно оформлены и содержат разного рода игровые задания, вызывающиеинтерес ребенка к работе с книгой. Это актуально в начальной школе, т.к.игра – остается одной из ведущих форм развивающей деятельности ребенка.

Цель ведения читательского дневника – научить делать выводы иразвить культуру читателя. В век огромного потока информации просто необходимнавык внимательного чтения. Читательский дневник – это настоящий помощник длячитающих и образованных людей.

 Я заметила, что в начальной школеученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и дажеустно. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и этозатянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано, чемуучит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики  не смогут.Поэтому  одним из способов решения этой задачи возможно через ведении«Читательского дневника».

Отмечаю,что главной целью введения «Читательского дневника»является не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научитьделать выводы и развивать культуру читателя. Поэтому мои требования коформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу послечтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы.Прирегулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет впамяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, принимаем участиев  литературных викторинах, конкурсах   дети обращаются к своему Читательскомудневнику и быстро вспоминают авторов, героев и другие данные. Некоторые детиочень любят читать энциклопедии, детские журналы. В таком случае, они записываютназвание энциклопедии, название статьи и, конечно, о чем ребенок узнал.

Совет, который давала родителямпервоклассников о том, чтобы приучить своего ребенка вести Читательский дневникс первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать самоказался эффективным. Родители, контролируя ведение читательского дневника,могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направлениебольше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направлениечтения, предложить ребенку книги другого жанра.

Эффективную  помощь в ведении читательских дневников   в моем классе оказывают родители.Родители после родительского собрания  в начале обучения в1 классе поддержалимою идею.С ведением читательских дневников дети стали устраивать соревнования«кто больше прочитал за неделю». Проверяются каждую четверть. Каждый стараетсяпрочитать больше и посоветовать своим одноклассникам то, что они еще не успелипрочитать. Таким образом развивается большой интерес к внеклассному чтению. Асамое главное увеличивается техника чтения.

В5 классеученики могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:
1. Кто тебе посоветовал прочесть эту книгу (рассказ, сказку и т.п.)? Есливыбрал сам, то почему именно ее? (Объясни выбор так, как есть)
2. Ты начал читать (а может, тебе читают). Тебе интересно? Почему? Опиши своимысли.
3. Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она можетбыть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному.
4. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку!Вот вопросы тебе в помощь:

•Опиши внешность героя, составь портрет.
• Назови черты его характера, опиши его любимые занятия, привычки и т.д.
• Кто его друзья? Какие они?
• Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя?Чем?
• А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?
 5. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чемон? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом.Нарисуй к отрывку иллюстрацию.
6. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя,внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т.д. Еслихочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием.
7. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем?Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
8. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел еепрочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова.И еще один образец.
Как правильно оформить читательский дневник 
1. Напиши автора и название (с большой буквы).
2. Укажи, к какому литературному жанру относится данное произведение (сказка,стихотворение, рассказ, былина и т.п.).
3. Напиши, кто нарисовал иллюстрации (ФИО художника).
4. О чём или о ком прочитанное тобой произведение.
5. Кто являются главными героями.
6. Понравилось ли тебе то, что ты прочитал. Дай оценку поступкам героев.
7. Сделай иллюстрацию к тексту.
Когда все книги из списка будут прочитаны, расположи, пожалуйста, по порядку:№1 – самая интересная из списка, №2 – понравилась чуть меньше и т.д. всепрочитанные книги. 
Заведи красивую тетрадь или альбом и оформляй свой читательский дневник так,как подскажет тебе фантазия – рисунки, стихи, викторины, загадки будут только украшениемтвоего читательского дневника! Дневник можно вести не один год, а в течениенескольких лет. 
Школьники смогут не просто записывать туда прочитанные произведения, но иподумать над тем, что ему дала каждая книга, оценить героев, пофантазировать натему Что было бы, если бы…, увеличить словарный запас,проиллюстрировать отдельные эпизоды. Книга поможет родителям и учителямконтролировать то, что читают учащиеся, использовать прочитанные произведения ввоспитательных целях.

Главнойпомехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени. Если из 24часов суток отнять время на сон, но посещение и школы, на подготовку уроков, накружки, секции, отдых, что же остаётся?Но чтение – это просто образ жизни. Иречь не о дополнительном времени, а более разумном его использовании.

Поэтомупервое, в своей работе — это работа с родителями. Умные родители используютиспытанный ход: «Почитай мне пожалуйста пока я убираю…,говорят о книгахвстречая и провожая ребёнка, используют время перед сном. Для того, чтобыребёнок с удовольствием читал, рядом должен быть читающий вместе с ребёнкомродитель.При работе  над читательским дневником привлекаются родители. Для нихпроводятся консультации. Дневник предусматривает ежедневное чтение, котороенаходится под постоянным контролем родителей, учителя, так как взрослые могутоказать своевременную помощь и поддержку в овладении чтением.

Сошкольниками с первых уроков проводится беседа на тему: «Зачем и как нужно вестичитательский дневник», вводим определённую определенную форму ведения дневника(автор, название, содержание книги, что понравилось). Правильно оформленныйчитательский дневник открывает широкие возможности для своего использования. Онможет рассматриваться в качестве исторического источника; как средствосамовоспитания, самосовершенствования, повышения культуры чтения; каксправочное пособие; как средство общения, раскрытия себя перед другими.

Накаждом уроке литературного чтения отводится пять минут для« жужжащего чтения»,где каждый обучающийся читает свою детскую книгу, и 2-3 минуты, заслушиваемодного ребёнка для рекламирования прочитанного произведения, с целью поделитьсяпрочитанным и заинтересовать других. В  классе дети ежедневно читают: кто-то,несколько страниц, кто-то несколько строк, слов и даже слогов.

Провожуконкурсы рисунков «Мой любимый литературный герой». Постепенно повышаетсятехника чтения среди учеников.

Врезультате многолетней работы сделала следующие выводы:

1.Делая анализ произведения, формулируявывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легковспомнит это произведение.Записывая автора произведения, главных героев,ребенок запоминает эти данные намного лучше..Ученик, пролистав свойчитательский дневник, легко вспоминает и героев произведения, и сюжет.
2.Читая различные произведения и записывая общеесодержание в читательский дневник, ученик тренирует не только 
навыки письма, но иучится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, чтоже своим произведением автор хотел донести до читателя. А также развиваетчитательские навыки,культуру читателя. 

Отмечаю,что довольна полученными результатами работы над «Читательскимдневником». На мой взгляд, у ребят повысился интерес к чтению, они сталисистематически выполнять задания данные учителем, больше уделять времени начтение книг, у них улучшилась успеваемость. Так же на практике удалось понятьдля себя, насколько важно правильно вести работу над формированием читательскойсамостоятельности в начальной школе. Здесь большую роль играет ведение«Дневника читателя» и разнообразная богатая внеклассная работа по чтению.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет