Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа № 50»
Программакурса внеурочной деятельности
«Мир ОТКРЫТКАждому»
возраст 14-16 лет
Подготовила:
МингажоваАлина Ринатовна — учитель
2023
Пояснительнаязаписка
Актуальность
На сегодняшний день трудно удивить кого-либо покупными вещами или подарками,которые в большинстве своем не имеют никакой художественной ценности. Поэтому, насегодняшний день, работа, выполненная своими руками ценится гораздо больше чемприобретённая в магазине. Очень часто возникает необходимость и желание сделатьчто-то красивое, необычное, что-то чего нет у других, и здесь сталкиваются сглавной проблемой – что и как? Кардмейкинг – искусство изготовление авторскихоткрыток, набирает сейчас всё большую популярность среди молодёжи. Поэтому,актуальность программы «Мир ОТКРЫТкаждому» становится очевидна. С помощьюоткрыток, изготовленных своими руками, дети могут выразить свои чувста, мысли, своиэмоции, которые часто скрыты от посторонних. Здесь можно не боятьсяэксперементировать и придумывать что-то невероятное. Кардмейкинг даётудивительную возможность сделать уникальную открытку дорогому человеку,учитывая его особенности, пожелания и характер.
Новизна
Кардмейкинг быстрыми шагамивошёл в нашу жизнь, и конечно же его активно внедряют во внеурочнуюдеятельность. Так, например, программа педагога дополнительного образования ЕремеевойЛ.Е. «Скрапбукинг», расчитанная на возраст 7-16 лет, охватывает не толькокардмейкинг, но и другие виды искусства скрапбукинга. В рамках факультативаСкрапбукинг учащиеся осваивают техники создания открыток(кардмейкинг), альбомов, плоских и полуобъемных панно и коллажей. Цели и задачиданной программы — формировать личностные, метапредметные и предметные связи,освоить технологию изготовления открыток и альбомов в скрапбукинге, научитьсяиспользовать в своих работах принципы цветоведения и правила композиции. Вотличие от программы Еремеевой Л.Е., программа «Мир ОТКРЫТКАждому» расчитана наосвоение только одного вида скрапбукинга – кардмейкинг. Но в этом есть ибольшое приеимущество, так как появляется возможность более глубжепознакомиться с темой, изучить её со всех сторон и поэксперементировать. Эксперементируя,у детей усиливается познавательный интерес, развивается логическое мышление,они учатся анализировать, сравнивать, учатся проявлять свою индивидуальность.
Педагогическаяцелесообразность
Дополнительноеобразование детей, является неотъемлемой составляющей гармоничного развитияличности ребёнка. Именно дополнительное образование даёт ребёнку возможностьсамоопределиться, выбрать ту сферу деятельности, которая действительно емуинтересна. В отличие от общеобразовательных школ, различные кружки, секции истудии не заставляют ребёнка учиться и получать знания, а направляют его,пытаются заинтересовать так, чтобы ученик сам захотел получить эти знанияумения и навыки. При этом, дополнительное образование не требует конкретногорезультата, оно помогает развивать ученика в том напрвлении в котором он хотелбы развиваться.
Так,предложенная программа «Мир ОТКРЫТКАждому» направлена прежде всего, на то,чтобы заинтересовать ребёнка, удержать этот интерес как можно дольше, и вконечном счете направить его в нужном ключе. «Мир ОТКРЫТКАждому» способствует развитиюиндивидуальных качеств ученика. Здесь, каждый может воплотить именно свои идеи,именно свою мысль, что позволяет учащемуся раскрепоститься, как вхудожественном плане, так и в личностном.
Представленная программасоставлена в соответствии с ФГОС общего образования (Приказ МинобрнаукиРоссии от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357), Концепции развития художественногообразования в РФ (Приказ Министерства культуры РФ N 1403 от 28 декабря 2001 г.),Примерными требованиями к программам дополнитетного образования (Приложение кписьму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержкидетей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).
Цель программы:
Целью программы «Мир ОТКРЫТКАждому»,расчитанной на старший школьный возраст – 14-16 лет, является раскрытиехудожественного потенциала ученика, в ходе изготовления уникальных авторскихоткрыток – Кардмейкинг.
Реализацияцели программы осуществляется через основные задачи:
— Привить интерес к декоративно-прикладному искусству
— Развитьтворческое воображение
— Сформироватьнавыки работы с бумагой
— Развитьмелкую моторику рук
— Сформироватьхудожественно-эстетический вкус
Отличительная особенность
Программа «Мир ОТКРЫТКАждому» расчитана нашкольный возраст – 14-16 лет. Программа, направленная на каждого конкретногоученика, учитывает его индивидуальные, возрастные, а также психологическиеособенности. «Мир ОТКРЫТКАждому» позволяет ребёнку в полной мере раскрыть своивозможности и таланты, так как не препятствует его фантазии, а напртив –стимулирует её и направляет в нужное русло. Данная программа даёт большиевозможности для будущего развития ребёка, так как способствует формированию нетолько художественных навыков, но также развивает внимательность, усидчивость,терпение, что конечно же блоготворно влияет на гармоничное сложение личности. Также, нельзя не отметить, что занятия кардмейкингом тесно связаны сразвитием мелкой моторики рук, что в свою очередь положительно влияет на устнуюи письменную речь ребенка.
Таким образом, программа«Мир ОТКРЫТКАждому», открывает большие горизонты для самореализации в любойсфере, так как всесторонее развивает учащегося.
Программа предназначена для детей14 – 16 лет, поэтому при разработке программы учитывались возрастныеособенности детей старшего школьного возраста.
Организацияобразовательного процесса
Программа предназначенадля обучающихся 14-16 лет.
1 год обучения – 72 часа,2 раз в неделю по 2 часа.
Наполняемостьгруппы 15 человек.
Педагогические технологии, формы занятий иметоды обучения
Технологическую основупрограммы составляют следующие педагогические технологии:
— Личностно-ориентированные
— Инновационные
— Технологии проблемного обучения
Основная форма работы назанятии – практическая
Ожидаемые результаты и способы определенияих результативности
К окончанию освоения программыпредполагается, что обучающиеся, должны в полной мере овладеть искусствомкардмейкинга, научитья гармонично сочетать между собой различные материалы икомпоновать их. На выходе, ученики без труда могут изготовить открытку,отвечающую заданной тематики, и соответствующую всем правилам кардмейкинга.
Модель воспитанникапрограммы «Мир ОТКРЫТКАждому» — это ученик, который может свободно выразитьсвои эмоции и чувства, через искусство кардмейкинга. По оконачанию курса даннойпрограммы у ученика широко развит познавательный нтерес, творческое мышление ивоображение. С помощью представленной программы, учащийся раскроет свойхудожественный потенциал и успешно реализует свои творческие способности.
Основные критериирезультативности реализации программы основаны на:
1. Методическое обеспечение
2. Материально-техническое обеспечение
3. Эмоционально-комфортная обстанвка вколлективе
Критерии показателей уровневого освоенияпрограммы
Формыотслеживания результатов реализации программы:
1.Наблюдение
2.Анализтворческихработ
3 Ведениепортфолио
Табл.1
Календарно-тематическоепланирование
№
|
Тема занятия |
Т |
Пр. |
Всего |
УУД
|
Дата |
Блок 1. «Очумелые ручки» |
||||||
1. |
Вводное занятие |
0,30 |
0,15 |
0,45 |
|
|
2. |
Знакомство с материалами и техника безопасности |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
3. |
Законы композиции |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
4. |
Цветоведение |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
5. |
Понятие о стили и гармонии |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
6. |
Знакомство с понятием комбинаторика |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
7. |
Упражнение «коллаж» |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
8. |
Создание аксессуаров из подручных средств |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
9. |
Различные способы создания бумаги для кардмейкинга (дистрессинг, монотипия, декупаж) |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
10. |
Подбор дизайнерской бумаги |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
11. |
Приёмы декорирования открытки |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
12. |
Делаем декупаж |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
13. |
Приём Айрис фолдинг |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
14. |
Квилинг как элемент декорирования |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
15. |
Создание авторской композиции |
0,15 Представленная информация была полезной? ДА 58.78% НЕТ 41.22% Проголосовало: 1014 |
0,30 |
0,45 |
|
|
Блок 2. «Волшебное преображение»
|
||||||
16 |
Скрапбукинг и его виды |
0,30 |
0,15 |
0,45 |
|
|
17 |
Знакомимся с понятием кардмейкинг |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
18 |
Особенности и элементы кардмейкинга |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
19 |
Техники и стили, используемые в кардмейкинге |
0,15 0,15
|
0,30 0,30 |
0,45 0,45 |
|
|
20 |
Создаём открытку в стили херитаж
|
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
21 |
Создаём открытку в стили шейби шик |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
22 |
Создаём открытку в американском стиле |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
23 |
Создаём открытку в технике поп ап |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
24 |
Создаём открытку в технике оригами
|
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
25 |
Рисуем эскиз экслибриса
|
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
26 |
Делаем экслибрис в технике кардмейкинг
|
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
27 |
Мастерим откытку для близкого человека, учитывая его индивидуальность |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
28 |
Викторина — проверка знаний |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
29 |
Делаем эскиз будущей открытки |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
30 |
Итоговая работа – авторская открытка в собственном стиле |
0,15 |
0,30 |
0,45 |
|
|
|
Итого за год: |
|
|
72 |
|
|
Содержание программы
Блок №1 «Очумелые ручки» — 11 час. 15 мин.
Теория — 4 час.
Практика – 7 час. 15 мин.
Блок №2 «Волшебное преображение» — 14 час. 15 мин.
Теория — 4 час. 40 мин.
Практика – 9 час. 35 мин.
Особенности проведения — нет особенностей
Методическоеи материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализациипрограммы необходимо материально-техническое оборудование и методическоеоснащение.
Требования к кабинету –площадь не менее 20 м2, возможность затемнения (без прямого попаданиясвета на планшет), свободное место около демонстрационного стола педагога — 1-2м2.
Оборудование:
ТСО (техническое средствообучения) – мультимедиа проектор, презентация
Методический фонднаглядных и дидактических пособий:
Методические пособия поданной теме, открытки, сделанные преподавателем и другими детьми
Материалы:
Плотнаябумага А4, карандаш, ластик, бумага для скрапбукинга (по возможности), цветнойкартон, акварельная бумага, скрап аксессуары: (бусины, бисер, пайетки, искуственныецветочки, ленты…..), канцелярский ножик, ножницы, клей «Титан», журнал для вырезокили распечатки с интернета.
Выставочная деятельность
Выставка-конкурс«Вдохновение»
Цель: пропаганда кружка поскрапбукингу
Дляпроведения выставки-конкурса выпускается приказ по школе о проведениимероприятия.
Передвыставкой-конкурсом, учащимися организовывается рекламная компания – детирисуют афиши и рекламные плакаты, приглашающие всех желающих посетить данноедействие.
Итак,итоги изучения программы «Мир ОТКРЫТКАждому» подводятся на выставке-конкурсе«Вдохновение», где каждый учащийся имеет возможность представить свою работу насуд зрителей и жюри.
Детипо очереди рассказывают о своей работе (Для кого сделана открытка, какие приёмыиспользовались, в каком стиле выполнена работа и т.д.) В это время жюри(Директор детского образовательного учреждения, завуч, педагог по даннойдисциплине) оценивает мастерство поделок по таким критериям как:
-Владение техникой кардмейкинг
-Художественность
-Креативность
— Аккуратность
-Сложность
Послевыступления каждого участника выставки-конкурса жюри подводят итоги, между темприсутствующие зрители также могут оценить работы детей, и проголосовать запонравившуюся.
Вовремя подведения итогов зрителям не дадут скучать мастер-классы покардмейкингу, организованные самими учащимися.
Вконце мероприятия проводится награждение победителей и призёров, а также всехучастников выставки-конкурса «Вдохновение».
Детиуносят свои работы домой, лучшие работы с их разрешения остаются в фонде школы.
Списоклитературы
1. ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд. М.: Просвещение,1991.
2. ГорскийВ.А., Попова Г.Н., Сулейманова З.З., Чупанов А.Х. Рекомендации о порядкеразработки и подготовки к сертификации образовательных программ ДОД //«Дополнительное образование» — 2005. — №2. — C.5 – 7.
3. Ермолаева-ТоминаЛ.Б. Психология художественного творчества. Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Академический проект, 2008.
4. КоротееваЕ.И. Смотрю на мир глазами художника: Примерные программыхудожественно-эстетического направления//Примерные программы внеурочнойдеятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.:Просвещение, 2011 – С. 23- 30.
5. Концепцияхудожественного образования в Российской Федерации// Искусство в школе. – 2002.- №2.- С.84 – 86.
6. Мелик-ПашаевА.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству- М.:Просвещение, 1994.
7. НеменскийБ.М. Познание искусством – М.: Изд-во УРАО, 2000.
8. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации/ Сост.Н.К.Беспятова – М.: Айрис-пресс, 2003.
9. Программыдля общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 5-9 классы./науч. рук. Т.Я. Шпикалова. — М.: Просвещение, 2005.
10.ПолуяновЮ.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам.Пособие для школьных психологов. – Москва — Рига, 2010.
11.СокольниковаН.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ.учреждений высш. проф. образования / Н.М.Сокольникова. — 5-е изд., перераб. идоп. — М.: Академия, 2012.
12.ШабановН.К. Художественно-педагогический словарь/ сост. Н.К. Шабанов, О.П.Шабанова. –М.: Академический проект: Трикста, 2005.
13.Юсов,Б.П. Когда все искусства вместе…: Полихудожественное развитие учащихсяразличных возрастных групп: пособие для учителя /Б.П.Юсов, Т.Г. Сухова. – М.:ИЦЭВ РАО, 1995.
14.МихееваА.В. Открытки маме. – М.: издательство Айрис
Списоклитературы для детей
1. КашековаИ.Э. Язык пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура. -М.: Просвещение, 2003.
ЦОРи интернет-ресурсы
2. http://www.school5-blag.ru/dopolnitelnoe_obrazovanie/khud_esteticheskoe/skranbuking/