X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Наталья Васильевна Бескоровайная,заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы первойкатегории МОУ «Тираспольская средняя школа №2 имени А.С.Пушкина».

 

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать,

копировать, так как мало таких,

которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное

приложение этих сведений.

Л. Толстой

 

Мастер-класс «Нестандартныеформы работы со школьниками по обучению управлением времени»

Какмама двух школьников могу сказать, что иногда мои дети могут тратить наприготовление уроков около 10 часов… То есть они успевали решать один пример,потом чаю попить, потом еще один решить, потом с собакой поиграть… Потом опятьвернуться к примерам, потом отвлечься на телевизор и т.д.».

Такиепримеры можно встретить очень часто. Проблемы, связанные с неумениемшкольниками управлять своим временем, являются одними из наиболеераспространенных. Это отмечают и родители, и дети.

Школьнаяпора – не простое время, так как в этот период жизни так хочется погулять,больше проводить времени с друзьями, а тут эти уроки. Правильно составленныйраспорядок дня школьника обеспечит ему хорошую успеваемость, здоровый сон ичудесное самочувствие.

Какизвестно, сами дети не изъявляют желания писать план на день, а тем более нанеделю. Поэтому приучить своего ребенка к планированию может родитель. Дажесамый простой список даст школьнику больше свободы и понимания того, какраспределить время. Со списком задач освобождается много времени на любимыезанятия и хобби.

Нужнонаучиться думать на бумаге. Письменно формулируя задачу, вы придаете ейматериальную основу; создаете то, что можно пощупать и увидеть. Ведь пока цельне записана, она остается всего лишь пожеланием или фантазией.

Посленеоднократных бесед с родителями школьников можно сказать что:

·  отдельныешкольники очень много времени в неделю тратят впустую;

·  многиедети сами не садятся за уроки;

·  некоторыешкольники любят оттягивать выполнение полезных дел на потом;

·  многиедети не знают, чем себя можно занять в свободное время, кроме смотрения телевизораи игры на компьютере;

·  многиедети смотрят телевизор и играют в компьютер по 4-6 часов ежедневно, тратя наэто лучшее время;

·  уотдельных школьников процесс выполнения уроков или полезных домашних делрастягивается надолго, потому что они отвлекаются в процессе выполнения работына посторонние дела;

·  околополовины детей признаются, что не планируют свой день;

·  узначительного числа школьников отсутствует режим дня;

·  многиешкольники жалуются, что у них мало времени на отдых -основное время занимаетприготовление уроков.

Ставклассным руководителем часто слышу, что говорят ученики по поводу управлениявременем:

«Своивыходные я провожу так:

Можноспать до десяти-одиннадцати, потом телевизор смотреть часами, затем компьютердо ночи».

«…Мойдень примерно такой… Утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом опять ем,вновь телевизор и вновь прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка…»

«Авот это мой учебный день:

Ялюблю много гулять, а уроки – к ним я приступаю, когда мама на менянаорет».

«Явсегда тяну время, когда надо делать что–то по дому».

«Менясильно отвлекает телевизор – я и хочу делать уроки, но не могу от негооторваться».

«Яуроки начинаю делать в 23.30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в «Танки»».

«Ядолго настраиваюсь на выполнение чего–либо: вначале чаю попью, с собакойпоиграю, телик посмотрю… А потом уже и за полезные дела…»

«Яделаю уроки иногда по 8 часов до 00.30 ночи».

Этипримеры показывают, что школьники не владеют в достаточной степени умениямиуправлять временем, что не позволяет им с успехом временем распоряжаться.Вместе с тем, умения тайм-менеджмента являются одними из основных и в обучениив школе, и во взрослой жизни. Когда мы тратим время впустую, мы вместе с нимтеряем тот стержень, который позволяет нам конструктивно управлять собственнойдеятельностью и жизнью в целом.

Успехво многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, поэтому многиевзрослые обращаются к технологиям тайм-менеджмента – технологиям управлениявременем, чтобы все успевать: и на работе, и в личной жизни. Значимостьтайм–менеджмента для взрослых очевидна и неоспорима.

Однако,кажется, что тайм–менеджмент – это задача совсем не детского возраста, что кней надо обращаться в подростковом, юношеском возрасте, когда ребенок станетболее осознанным. Дети и без тайм–менеджмента могут обойтись. Но мы видим, чтои в младшем школьном возрасте встает вопрос об обучении детей навыкамуправления временем в связи с тем, что дети реально нуждаются в подобныхнавыках – в подростковом возрасте может быть уже поздно учить ребенкапланировать время на приготовление уроков, на организацию полезной деятельности,на отдых: ребенок привыкнет к тому образу жизни, который у него был…

Можноменять привычки и в подростковом возрасте, но легче всего начинать работу надэтим с младшего школьного возраста…

Важноотметить, что вопросы, связанные с управлением временем поднимаются педагогами,когда они с детьми работают над поговорками типа «Сделай дело, гуляй смело», или,когда учат уроки с детьми на продленке, или на тематическом родительскомсобрании. Затрагивают эти моменты и родители, занимаясь воспитанием ребенка всемье, выполняя с ребенком уроки или стараясь приучить его к порядку. Однаковся эта работа по обучению ребенка умениям управления временем протекаетстихийно и как бы, между прочим, опираясь в большей степени на собственныйжизненный опыт родителей и педагогов. Стихийность связана с тем, что в школеотсутствует курс, где бы школьники могли приобрести и обобщить соответствующиенавыки, а родители освоить технологии формирования таких умений.

Исходяиз этого в МОУ «Тираспольская средняя школа №2 имени А.С.Пушкина» появилась необходимостьиспользования курса «Тайм–менеджмента для школьников», направленный на созданиеусловий для формирования у школьников и младших подростков уменийконструктивного управления временем.

Задачи:

1.                     Формирование у школьников позитивноймотивации на изучение данного курса.

2.                     Формирование у школьников представлений оситуациях, в которых происходит потеря времени, и способах организации временив таких ситуациях.

3.                     Обучение школьников планированию времени вучебный период и в свободное от уроков время.

4.                     Организация пространства проживания ипроектирования ребенком ситуаций, связанных с конструктивным и неконструктивнымуправлением временем.

Проектируяданный курс по тайм–менеджменту, нами были сформулированы следующие характеристики,относящиеся к методам, которые позволяют наиболее эффективно добитьсяпоставленных целей.

Методыдолжны :

·                    Быть активными и практикоориентированными– без действий, проживания конкретных ситуаций, проб сложно что-тоактуализировать. Без самостоятельного открытия знаний, способов, проживанияситуаций школьникам трудно будет присвоить знание и сделать его своим.

·                    Быть событийными — они должны создаватьсобытия — значимые, важные для детей.

·                    Быть рефлексивными и одновременноличностно значимыми — без осмысления своих действий, действий других невозможноговорить о каком-либо развитии и изменении. Многие упражнения, связанные срефлексией и необходимостью изменений, не очень-то желанны, если их «давать влоб». Такие упражнения хорошо идут либо в игровом контексте, либо когда«отступать уже некуда», т.е. когда ребенок осознал необходимость изменений.

·                    Ставить ребенка в активную позицию ипоощрять ее.

·                    Создавать ситуации проектированиядальнейших событий и реализации задуманных проектов – стимулировать саморазвитие.

·                    Отвечать потребностям и интересам детей.

Хотелосьбы остановиться на использовании активных методов – деятельностного подхода,лежащего в основе всего курса. Данный подход предполагает организацию работы науроке, при котором школьники вместе с педагогом выводят (открывают) новоезнание. Только такая подача материала позволяет формировать умения учебнойдеятельности – ведущей деятельности младшего школьника – целеполагание,планирование, самоконтроль, самооценка и т.д. Кроме того, деятельностный подход– это верный путь к формированию учебной мотивации, интереса к учению, которогопорой не хватает современным детям.

Этапыреализации деятельностного подхода.

1.                Постановка задачи. Совместное открытиенового начинается с постановки перед школьниками задачи, которую необходиморешить. Причем она ставится не прямо, простым озвучиванием цели урока, акосвенно, когда школьник, выполняя серию заданий, заходит в тупик и нуждается вновом знании для того, чтобы успешно действовать.

2.                Совместное открытие нового знания.Школьники и педагоги ищут пути преодоления затруднения и в результате получаютновые знания.

3.                Закрепление и обобщение нового материала вразных формах, которые предполагают активную позицию ребенка.

Деятельностныйподход и другие описанные принципы определяют использование нами методов,приемов построения урока, — здесь на первый план выходят активные методыобучения: проектные методы, групповая дискуссия, анализ ситуаций, ролевые игрыи т.д.

Методы иприемы:

·                    Погружение

·                    Проектная деятельность

·                    Мозговой штурм и групповая дискуссия

·                    Театрализованная деятельность

·                    Игровая деятельность

·                    Беседа

·                    Эксперимент

·                    Групповая совместная деятельность

·                    Анализ ситуаций и их изменение

·                    Создание историй

Такжев курс включены приемы, которые являются специфическими для тайм–менеджмента:

·                    анализ количества потерянного времени спомощью календарика- пинарика и листа–хронометража;

·                    планирование дня, фиксация в виде плана иего проживание с использованием золотых правил управления времени; ведениеежедневника;

·                    оценка выполнения запланированного ификсация итогов.

Исходяиз специфических приемов понятно, что дети в рамках курса знакомятся соследующими инструментами управления времени, которые мы сейчас и рассмотрим:

1.               календариком–пинариком,

2.               хронометражем,

3.               планом на день.

КАЛЕНДАРИК-ПИНАРИКпредставляет собой табличный календарь,где дополнительно к датам и дням недели проставлено время суток с интервалом в1 час (см. рисунок).

19ba47e5.png

Идеяинструмента

Календарик–пинарикведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарикпризван показать ребенку то, сколько времени он тратит впустую, а такжемотивировать его на более полезное использование времени. Использованиекалендарика–пинарика в работе показало, что количество потерянных часовсокращается. Кроме того, школьники отмечают, что стали бережнее относиться ковремени.

Этодостигается за счет следующих эффектов:

·      Ребенок наглядно видит, сколько времени онпотратил впустую, и это заставляет его задуматься. Получая в конце неделипугающую цифру о потерянных часах, в частности, были случаи, когда 41 часребенок потратил впустую, которые можно было бы потратить с пользой, у многихдетей наступает прорыв, и они начинают по–другому относиться ко времени.

·      Школьники собственноручно отмечаютпотерянные часы цветом, что дополнительно показывает им, что именно от нихзависит количество потраченного впустую времени. Кроме того, здесь срабатываети желание ребенка «быть идеальным», что выражается в том, что ребенку хочетсязачеркнуть как можно меньше квадратиков.

·      Календарик постоянно находится у ребенкаперед глазами, ребенок постоянно видит и осознает, что ему надо будет егораскрасить – в данной ситуации календарик выступает своеобразным вынесеннымконтролем, некой напоминалкой, которая ежеминутно сигнализирует онежелательности траты времени впустую.

Принципдействия календарика такой. Ежедневноучащийся отмечает то время, которое он потратил впустую, цветным карандашом(ручкой). Фиксация идет по часам. Например, ребенок с 15.00 до 22.00 играл в компьютер,хотя ему было позволено играть в течение часа, а остальное время он должен былучить уроки и убираться по дому. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяетсяцветом. Час с 15.00 до 16.00 идет как время отдыха и относится к полезномувремени (ребенку в качестве отдыха положен час компьютера в данном примере).При этом календарик все время находится вместе с ребенком и ставится на самоевидное место.

Послетого, как день прожит, подсчитывается общее количество потраченного впустуювремени, и цифра записывается в колонке «Итоги».

Поитогам недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую занеделю.

Этапыработы:

1.                    Объяснение педагогом либо психологомназначения инструмента и способа работы с ним.

2.                    Самостоятельная работа школьников по ведениюкаленадриков–пинариков в течение недели.

3.                    Индивидуальная мини–консультация педагогалибо психолога по итогам ведения календарика-пинарика.

4.                    Совместное групповое (индивидуальное)обсуждение со школьниками заполненных календариков–пинариков и планированиедальнейшей работы с ними.

5.                    Самостоятельная работа школьников подальнейшему ведению кадендариков–пинариков в течение недели.

6.                    Совместное обсуждение и подведение итогов.

Опытработы с каленадриком–пинариком в 3-х классах показал, что целесообразно еговедение в течение 2-3 недель. Этого времени достаточно для получения отмеченныхвыше эффектов. Первая неделя в большей степени носит диагностический характер ипозволяет педагогу отследить количество потерянного времени у ребенка, хотя издесь уже пинарик выступает как механизм вынесенного контроля. Вторая и третьянеделя — как раз благоприятный период для изменений, особенно, если послепервой недели грамотно проведена рефлексия со школьниками.

Примерныевопросы для обсуждения со школьниками:

·                    Расскажите, ваши впечатления от заполнениякалендарика–пинарика.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

·                    На что вы впустую тратили время?

·                    Было ли ведение календарика полезным?Почему?

·                    У многих получились внушительные цифрыпотерянного времени. Как вы планируете бороться с потерянным временем на этой неделе?

Нарядус календариком-пинариком, для анализа количества потерянного времени имотивирования ребенка на более рациональное времени также можно использоватьприем «Хронометраж».

ХРОНОМЕТРАЖ– это также инструмент для анализа количества потерянного времени.

Хронометражреализуется в виде 2 последовательных этапов:

1. Фиксация всех событий, которыеимели место быть у ребенка от подъема до отбоя. Ребенку предлагаетсязаписывать в течение одного–двух дней все мероприятия, которые имели местобыть, начиная с подъема и кончая отходом ко сну в той же последовательности,как они происходили. Ребенок просто записывает все, что он делает, или с нимпроисходит

2. Совместный с ребенком анализлиста зафиксированных событий. В отличие от календарика–пинарика анализ работыс хронометражем позволяет выявить как количество потерянных часов впустую, таки определить, на что конкретно ребенок потратил время.

Вместес тем, хронометраж более труден для выполнения, и его нецелесообразно проводитьболее 1-2 раз, потому, что интерес падает. Обычно рекомендуется ребенкузафиксировать 2 свои дня – один рабочий день, а другой выходной, т.к. посодержательному наполнению эти дни отличаются.

Вцелом, хронометраж целесообразнее использовать при индивидуальной работе сребенком, где возможен детальный анализ.

Былслучай, когда мальчик принес свой хронометраж выходного дня, где день былподелен на 2 части: до обеда он играл в компьютер, после
обеда – телевизор. Ничего полезного в дне просто не было. При обсужденииребенок сам обнаружил, что он неправильно строил свой выходной день ивпоследствии стал по-другому планировать свой день.

Примерныевопросы для обсуждения:

·                    Ваши впечатления от хронометража: чтопонравилось, что не понравилось, что было трудным?

·                    Сколько времени вы потратили на просмотртелевизора, игры в компьютер, на приготовление уроков, прогулки?

·                    Сколько времени потратили на помощь подому и учебные дела?

·                    Тратили ли вы время впустую?

·                    На что вы тратили время впустую?

·                    Как вы думаете, в выходной день нужно лизаниматься полезными делами или можно их забросить?

·                    Полезным ли было для вас работа сХронометражем? Если «да», то чем, если «нет», то почему?

·                    Планируете ли вы что–либо изменить впланировании по итогам Хронометража?

ПЛАННА ДЕНЬ

Планна день – еще один удобный инструмент в управлении времени, но к которомушкольники прибегают нечасто.

Работасо школьниками в рамках планирования дня позволила выявить следующие негативныеособенности планирования ими времени:

·                    К планированию чаще всего прибегаютшкольники, которые занимаются в разных секциях для того, чтобы успеть все.Школьники, не посещающие дополнительные образовательные учреждения, режеобращаются к планированию.

·                    Дети склонны просто наполнять свой деньмероприятиями – им больше свойственно просто придумывать мероприятия под время,а не планировать время под заранее продуманные дела.

·                    Дети не склонны включать в свой планполезные дела по дому.

Длятого чтобы школьники научились более рационально управлять своим временем, вработе со школьниками нами используется такой инструмент тайм–менеджмента, как «Планна день»

Планна день – инструмент планирования времени ификсации выполнения запланированных мероприятий.

Работас планом учит:

·                    Планировать время и рационально имуправлять.

·                    Контролировать и оценивать результаты.

·                    Анализировать происходящее, выбиратьнаиболее важные мероприятия и планировать время для их реализации.

·                    Выполнять ту работу, которая являетсянеобходимой, но не всегда интересной (например, уборка по дому и т.д.).

Анализируявыявленные особенности планирования и проектируя коррекционно-развивающиедействия, мы пришли к следующим этапам организации работы ребенка спланом на день.

Важно,чтобы работа по планированию дня начиналась с осмысления того, что ребенкупредстоит завтра-послезавтра: какие мероприятия предвидятся, какие планы вотношении него у родителей. При этом ребенок должен наметить мероприятия изсерии «Учебные дела», «Полезные дела», «Дела из области свободного времени».

Длятого чтобы дети обратили внимание на полезные дела, необходимо, чтобы ребеноквключал их в план в обязательном порядке. Желательно сразу ввести для ребенкаправило «Съесть лягушку» — делать каждый день дела полезные, но не оченьинтересные. Таким образом, в плане на день у ребенка должны быть отраженыучебные дела, полезные дела и дела из области свободного времени.

Еслиребенок работает над преодолением какой–то проблемы или выработки определенногонавыка по системе «кнута и пряника», например, ребенок учится хорошо себявести, то это тоже должно найти отражение в плане на день.

Выявлениенаиболее важных дел. После того, как ребенокочертил круг мероприятий, важно чтобы он отметил для себя наиболее ВАЖНЫЕмероприятия, которые необходимо сделать в первую очередь.

Планированиепорядка и времени выполнения того или иного дела. Ребенкуцелесообразно прикинуть порядок и время выполнения намеченного. Важно, чтобыглавные дела стояли в плане в числе первых, а не откладывались на потом.

Фиксацияпланируемых мероприятий и времени их выполнения в плане на день.

Фиксацияребенком факта выполнения и невыполнения мероприятий. Вплане есть отдельная колонка, где ребенок фиксирует значком степень выполнениязапланированного.

Анализвыполненных и невыполненных мероприятий. Анализпричин невыполнения задуманного и планирование мероприятий по коррекциивозникших трудностей.

Составлениеплана на новый день с учетом возникших трудностей предыдущего дня.

ПЛАН НА ДЕНЬ

время

занятость

отметка о выполнении

8.00-13.00

уроки в школе

+

15.00-16.00

игра на компьютере

+

16.00-18.00

приготовление уроков(!!!)

+

18.00-19.00

мытье посуды(!!!)

19.00-20.00

прогулка с братом

21.00-22.00

сборка модели

+

Ведениепланов в течение двух недель при регулярном анализе результатов позволяетзаложить основы формирования привычки целенаправленного ежедневногопланирования своего времени. Конечно, нельзя ожидать, что все дети после этогоначнут вести планы на день. Но даже те дети, которые в дальнейшем не будутрегулярно фиксировать свои действия, все равно задумаются о том, как ониобращаются со временем и сделают для себя определенные выводы – возможно, онибудут обращаться к планированию во внутреннем плане.

Примерныевопросы для обсуждения со школьниками в рамках рефлексий:

·                    Расскажи свои впечатления от работы спланом на день: что понравилось, что не понравилось, что было трудным.

·                    Много ли дел ты не успевал делать? Почему?

·                    Какие дела ты чаще всего забывал:полезные, учебные, свободные?

·                    Была ли полезной для тебя подобная работас планом? Если «да», то чем? Если «нет», то почему?

·                    Что ты планируешь улучшить в себе приработе с планом на следующей неделе?

·                    Планируешь ли ты в дальнейшем вести планыили после урока психологии забудешь об этом? Почему?

Некоторыезаметки из опыта…

Первоначальношкольники демонстрируют достаточно подробные расписанные планы, где отраженовсе – от подъема до сна, дети расписывают все по часам. Постепенно надостремиться к тому, чтобы дети фиксировали только самые основные мероприятия.

Также,когда мы начинаем работу с планами, часто школьники спрашивают, а кто мне будетнапоминать, что я должен это сделать, да еще и лучше в это время.

Здесьможно порекомендовать школьникам следующие напоминалки:

— СМС–напоминалкаи телефонный звонок от родителей,

-мобильная напоминалка, когда мобильник прозвенит и напомнит о том, что надо этосделать,

-метки на руке,

-приклеенные липкие бумажки на самом видном месте – над рабочим столом, надневник или на холодильник.

Памятка–алгоритмпо составлению плана и работы с ним для ребенка:

1.Подумай, какие учебные мероприятия завтрашнего дня являются важными длявыполнения. Может быть, у тебя послезавтра контрольная работа инеобходимо тщательно к ней подготовиться, или, может быть, музыкальная школа,про которую нельзя забыть.

2.Спроси у родителей, как ты можешь им помочь завтра или, если у тебя естьфиксированные обязанности по дому, вспомни, что ты должен делать завтра.Может, завтра приезжает бабушка, и к ее приезду необходимо срочно убраться вквартире или помочь маме приготовить торт. Помни про правило «Каждый день естьлягушку», и тогда твои полезные дела не будут накапливаться и откладываться долучших времен.

3.Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время. Может,ты хочешь дорисовать начатый рисунок или дочитать книгу?

4.Подумай, в каком порядке ты будешь завтра выполнять намеченныемероприятия. Помни, что ты должен успеть и отдохнуть, ипоучиться, и помочь родным. Но все равно каждый день есть наиболее важныемероприятия, которые ты сделаешь в самом начале. Например, если у тебя в школенамечается контрольная работа, понятно, что ты после небольшого отдыха, пустьоколо телевизора, начнешь подготовку к контрольной работе, а не останешьсясмотреть до вечера телевизор.

5.Возьми ежедневник и запиши там то, что ты планируешь делать завтра в тойпоследовательности, как это будет происходить. Укажи примерное время, когдаты собираешься это делать. Не забудь, что в план необходимо обязательновключить:

·                    Учебные дела,

·                    Полезные дела – помощь по дому

·                    Свободное время.

Однакопомни, что нельзя спланировать каждую минуту — нужно оставлять в плане времядля непредвиденных дел, которые могу возникнуть. Около особо важных дел, поставьвосклицательный знак (!!!)

6.После того, как ты выполнил запланированное дело, поставь в плане отметкуо выполнении. Если в течение дня ты выполнил запланированное,поставь «+», если не сделал – поставь «-»

7.Вечером посвяти 5 минут своему плану. Посмотри, что ты сделал, а что нет.Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но основные важныедела должны быть выполнены…

Ответьдля себя на ряд вопросов:

·                    Все ли из запланированного я сделал?

·                    Что мне не удалось сделать? Почему?

·                    Не удалось выполнить дела из разрядаважных или из блока «Отдых»? Или и те и другие…

·                    Подумай, как можно исправить ситуацию сневыполненными делами (особенно важными). ПОДСКАЗКА – сделай их вечером, еслиесть возможность, или обязательно на следующий день.

8.После того, как ты обдумаешь выполненные и невыполненные дела, составь планна новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет