Шпнёва Лилия Викторовна
Учитель технологии МБОУ
«Школа №76 имени А.Н.Ковачевича
города Донецка»
ТЕМА: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ»
Класс: 5
Предмет: Технология
Тема: «Народные промыслы России. Видыхудожественной обработки древесины».
Типурока: комбинированный
Цели урока:
Развивающая:продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса; совершенствоватьнавыки культуры труда, взаимоконтроля; продолжить развивать самостоятельность вполучении нужной информации.
Образовательная: познакомитьс традициями русских народных художественных промыслов, историей их создания ихудожественной ценностью для современных изделий.
Воспитательная: учитьсяхудожественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасноев окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создаватьэстетические изделия.
Формыобучения:
1. фронтальная (беседа)
2. индивидуальная (ответы на вопросы, практическая работа)
Методыобучения:
Словесные(беседа, рассказ, инструктаж)
.Наглядные(демонстрация слайдов, выставка изделий народного творчества)
Практические (выполнение самостоятельной работы,)
Аналитические (опрос, практическая работа)
Эпиграфк уроку:
«Не тодорого, что золото, и блестит,
А тодорого, что руками мастера создано».
Ход урока
1 Организационно-подготовительный.
Проверка явки учащихся на занятие, ихготовность к уроку.
2 Актуализациязнаний учащихся.
ДЛЯСТРОИТЕЛЬСТВА НЕМАЛО
НУЖНОСТРОЙМАТЕРИАЛОВ
КЕДР,ДУБ, СОСНА, ОСИНА
ПО-ДРУГОМУ…….(ДРЕВЕСИНА)
Обучающиесяпроходят тест (Приложение 1)
На какие породы не разделяют древесину? a. твердые — b. мягкие — c. очень мягкие + d. очень твердые —
|
|
Способность древесины выдерживать тяжелые нагрузки — это … a. прочность + b. упругость — c. твердость — d. мягкость Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512
|
|
Что относится к механическим свойствам древесины? a. упругость + b. плотность — c. текстура — d. цвет —
|
|
Какой запах у древесины хвойных пород? a. миндальный — b. морковный — c. камфарный — d. смолистый +
|
|
Какое дерево не относится к лиственным? a. береза — b. лиственница + c. ясень — d. бук
|
3. Объяснение нового материала
Сегодня я пригласила наурок эксперта, который лучше всех разбирается в древесине!
Показ видеоролика вприложении CapCut Приложение 2
Рассказ эксперта :Россия самая лесная страна в мире – 45% еетерритории покрыто лесом. Неудивительно, что во многих районах страны получилиразвитие народные промыслы с использованием древесины. Народные промыслы иремесла – это прикладные виды искусства, которые складывались усилиями мастеровнескольких поколений. Мастерство передавали «из рук в руки» отцы сыновьям, а материдочерям. Промысел– это форма народного творчества, зародившаяся много вековназад. Изделия русского промысла отражают русскую культуру и традиции. Мастерастремились создать не только практичные, но и красивые предметы. Для созданияиспользовался природный материал: дерево Приемы и способы художественнойобработки, формы изделий с течением лет оттачивались, приобретали свой особыйстиль. В орнаменте изделий отражается видение мастера окружающего мира, егопредставление добре и зле, связанные с историей народа.
Древесина — наиболеедоступный материал, ее обработка не требует особого технического оснащения.Научиться обращаться с деревом может каждый. Поэтому художественное ремесло,связанное с обработкой древесины, является одним из самых популярных промыслов,глубоко связанных с традициями русского народного декоративного творчества.
Из распространенныхпород деревьев (груши, сливы, дуба, явора, ореха) народные мастераизготавливали мебель, телеги, сани, орудия труда, посуду, всевозможную утварь идр. Все эти предметы, а нередко и жилища украшали мозаикой, резьбой,декоративной росписью, выжиганием и другими способами художественной обработки.
А о самых известных из изделий народных промыслов намрасскажут одноклассники, осуществившие поиск в сети Интернет и подготовившие презентацию: (показ Презентации Приложение 3)
Матрешка. Ставшая символом страны деревянная игрушка появилась вподмосковной усадьбе Абрамцево в 1891 году.
Абрамцево-кудринскаярельефная резьба по дереву.
Мне бы хотелосьостановиться подробнее на Абрамцево — кудринской, или хотьковской резьбе подереву. Места эти издавна слывут заповедными, сказочными. Может быть, где-тоздесь, на зеленом берегу тихой реки, сидя на камне, горевала о своем братцеИванушке сестрица Аленушка. А на широком холме стояли в дозоре былинныебогатыри и зорко всматривались вдаль: не покажется ли дым сигнального костра,предупреждающего о нашествии вражеском… Издавна стоял здесь небольшой городок-крепость Радонеж.
Умелыемастера жили в окрестных селениях. Особенно славились резчики по дереву изКудрина и Абрамцева, Хотькова и Ахтырки. Затейливыми узорами покрывали онидеревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи вруках умельцев превращались в настоящее чудо. А секрет этого чуда – красотаокружающей природы.
Работалирезчики острыми ножами и специальными стамесками. Они вырезали затейливыеорнаменты, их рельефный узор чем-то напоминал узор народной вышивки нарушниках, полотенцах, одежде.
Хохломская посуда.
Волховская роспись по дереву.
Богородскаяигрушка.
Один из наиболее старыхпромыслов резьбы по дереву находится в подмосковном селе Богородское. Здесь нарубеже XVI – XVII веков стали вырезать из дерева игрушки. Очень интереснаистория его появления.
Дляизготовления игрушки и скульптуры издавна применяется древесина липы, ольхи,осины. Она легко обрабатывается и позволяет в скульптурном изображениивоспроизводить любые мелкие детали. Инструмент богородского резчика несложен:топор, набор полукруглых стамесок и острый нож.
Необычайноширока и разнообразна тематика богородской игрушки и скульптуры. Это образыжителей села, всадники, упряжки, фигурки домашних животных, птиц, зверей. Всеони изображены занятыми каким-то делом. Особенно популярны скульптуры медведя имужика.
Капокорешковый промысел
4. Физкульминутка
Спалцветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливаяна них по часовой стрелке и против нее.)
И вдругпроснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать незахотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся,потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх иполетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
5. Практическаяработа
Я уверена, что у вас тоже золотые руки. И поэтому я предлагаю вам стать мастераминародных промыслов. Предлагаю создать эскиз подноса или панно, только с помощьюкомпьютера и графического редактора Paint, с которымвы познакомились на предыдущих уроках
Работу будем выполнять согласно Инструкционной карты (Приложение 4),используя Файл «Заготовка» (Приложение 5)
Во время выполнения практической работы учитель делает текущийинструктаж, оказывает помощь и указывает на типичные ошибки.
6 Закрепление
1) Как вы понимаете выражение: «Не резец режет, а мастер»?
2) Откуда мастер черпает творческие находки?
Итог урока.
Сегодня вы сотвориличудо! Вы выступили в роли мастеров народных промыслов. Я считаю, что всесегодня на уроке справились с заданием и заслужили высоких оценок.
Заканчивая урок, ядумаю, что сегодня вы стали:
Добрее сердцем,Теплее душой, Возвышеннее духом.
Приложения к уроку:
1. Приложение1 Тест древесина
2. Приложение2 Видеоролик «Рассказ эксперта»
3. Приложение3 Презентация «Народные промыслы России»
4. Приложение4 Инструкционная карта
5. Приложение5 файл Paint«Заготовка»
