X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

ТЕМА ИГРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХА.П.Чехова

И. Э. Терещенко

 

Огромная значимость игрового начала вчеловеческой жизни была отмечена в теоретических работах Платона, И. Канта,Э.-Т. Гофмана, Дж. Фаулза, Й. Хейзинги, А. Лосева, М. Бахтина, С. Носова и др.Ктеме игры в литературе обращались многие писатели.Среди которых: А.С. Пушкин,Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов,Н.В. Гоголь и др. Все ониприходили к выводу, что игра является естественной потребностью человека

Определениепонятия «игра» многозначно. Так, С.И. Ожегов одним из прямых значений слованазывает: «Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования.Шахматная игра. Спортивные игры. Азартные игры. Опасная игра».

Врассказе «Винт» писатель показывает насколько сильно игра овладевает жизньюлюдей. Новаторство Чехова заключается в том, что за игральным столом все равны,здесь вступили в противоборство начальники и подчиненные.

 Азартнаяигра занимает главное место в жизни героев этого рассказа. Даже карты имеютсвои имена. Пересолина даже не затрагивает то, что карты названы его именем иименем его жены. Он настолько одержим игрой, что уже не может остановиться.Игра в данном произведении занимает ведущую роль, поглощает все рабочее исвободное время героев. Обычное, как кажется сперва, развлечение, становитсясмыслом жизни для многих. Люди тратят свое время и жизнь на изобретение«уникальных карт» для игры в винт и отдают свою душу азарту.

Совсеминую ситуацию мы наблюдаем в рассказе «Пари». Своего рода синтез игр, где «играперсонажа» сочетается с биржевой игрой, но в конце рассказа жизненные ценностиберут верх. В финале рассказа юрист, который поспорил на 15 лет своей жизни,будто перерождается и добровольно отказывается от двух миллионов, обретая приэтом внутреннюю свободу. А банкир осознает каким чудовищем он был.

Еслипринять во внимание традиционную периодизацию творчества А.П. Чехова, которуювыделяет В.С. Мазенко в своей работе «Игровое начало в произведениях Чехова»,то нетрудно заметить, что она в целом совпадает с эволюцией играющего героя впроизведениях писателя.

Этаппервый.

Геройосознает, что реальность и игра в его исполнении, — не одно и то же. Жизньвоспринимается им как маскарад, присутствие на котором требует соблюденияопределенных правил. В произведениях этого периода господствуют «ряженые» -персонажи, намеренно и демонстративно играющие определенные роли, используя всвоей игре ту или иную маску («исполнительный чиновник», «заботливыйродственник», «талантливая натура» и т. п.). Ярким примером выступает рассказ«Хамелеон». Главный герой, полицейский надзиратель Очумелов был показан вразных жизненных ситуациях. В данном рассказе раскрывается сущность такогопонятия, как «хамелеонство». Ведь Очумелов каждый раз меняет свое решение, какхамелеон меняет цвет.

Этапвторой.

Иллюзияедва ли не полностью вытесняет реальность из сознания чеховского героя. Человексоздает собственную модель действительности, в соответствии с законами которойи существует. Игра воспринимается героем как сама жизнь, становитсяестественным состоянием души.

Врассказе «Крыжовник» главный герой Алехин Николай Иванович ставит перед собойодну единственную цель в жизни. Для ее достижения он отказывается от всего: отсчастливой семьи, от друзей. Его душу полностью поглощает алчность и расчет, вего мыслях лишь одно: купить усадьбу и посадить крыжовник. Он сам ограничилсвое пространство тремя аршинамиземли, на которых он будет чувствовать себя властным человеком.

Врассказе «Человек в футляре» стремление казаться идеальным и показать себя влучшем свете перед остальными сыграло с героем злую шутку. Он так увлекся своейигрой, что нарушение правил привело его к смерти.

Результатыисследования показали, что А.П.Чехов в своих произведениях гениально изобразилпроблемы человечества, которые актуальны до сих пор.

Врассказах А.П.Чехова слово «игра» многозначно: игра азартная (карточная) и «играперсонажей», которую они воспринимают, как образ жизни. Именно к его творчествуподходит высказывание Уильяма Шекспира: «Вся наша жизнь игра, а люди в нейактеры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.БахтинМ.М.Вопросы литературы и эстетики: Исследования разныхлет/ М.М.Бахтин -М.:Худож. лит,1975.

2.БелкинА. Читая Достоевского и Чехова. /А.Белкин.М.,1974.

3.Березин В.М. Актуальная культура/В.М.Березин – «Октябрь», 2000, №6.

4.ВорошиловВ.Я. Феномен игры / В.Я.Ворошилов- М.:Сов.Россия,1982.

5.ЛотманЮ. М. Избранные статьи./ Ю.М.Лотман– Таллин,1992г.,Т.1– 308 с.

6.ОжеговС.И. .Словарь русского языка./С.И.Ожегов – М.,1973г.

7.ЧеховА.П.Полн.собр.соч.и писем: В 30т. / А.П.Чехов.М.,1974-1978.

8.ЛотманЮ.М. «Пиковая дама» и тема карт икарточной игры в русской литературе начала XIXвека [Электронный ресурс] / Ю.М.Лотман. Электрон.

Текстовыедан.–Москва, 1992.

 Режимдоступа:  http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-786-.htm,свободный


Поделиться статьей

Перспективное планирование Познавательное развитие

Поделиться статьей

Поделиться статьей Дата Совместная деятельность ребёнка и взрослого     месяц неделя Непосредственно образовательная деятельность Программное содержание Методическое обеспечение Реализация


Поделиться статьей

Сценарий развлечения для группы раннего возраста Осень золотая.

Поделиться статьей

Поделиться статьей Сценарийразвлечения для группы раннего возраста Осень золотая.   Цель:Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость,способствовать развитию интереса


Поделиться статьей

План – конспект прогулки. Наблюдение за берёзой зимой»

Поделиться статьей

Поделиться статьей План – конспект прогулки.Наблюдение за берёзой зимой» Наблюдение за березойзимой Цели:  формировать знания обособенностях жизни деревьев зимой;  воспитывать


Поделиться статьей

Проектная работаМастера — умельцы нашего села по Индивидуальному проектуВыполнил ученик 10 класса Рахимов Артур.Руководитель проекта Галеева Р. А.с. Казанское 2022 год

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАФИЛИАЛ КАЗАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


Поделиться статьей