X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Статья«Формирование стратегий выполнения текстовых заданий

вформате OГЭпо английскому языку» (на примере раздела «Грамматика и лексика»)

Учительанглийского языка: Ваулина Н.В.

 

ОГЭявляется итоговой формой контроля иноязычной коммуникативной компетенцииосновного общего образования. Cистема в работе по подготовке обучающихся кэкзамену по иностранному языку абсолютно необходима. Хороший результат даетповторительно-обобщающий этап подготовки с подборкой в виделексико-грамматических таблиц, объемная практика с использованием демоверсийОГЭ, а также практика в режиме online. При подготовке к аттестации в формате ОГЭследует помнить о специфике содержания обучения иностранному языку в основнойшколе, которая обусловлена способами и формами итоговой проверкидевятиклассников.

Данная статьяпосвящена формированию стратегий выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ напримере раздела «Лексика и грамматика».

Код5.2.3Таблица1 – Перечень элементов содержания для ОГЭ

 

 

5.2.21

Рекомендации по развитию лексико-грамматических умений

Чтобы подготовиться квыполнению заданий из первого блока, необходимо выучить базовые правила изакономерности словоизменения, а именно: что конкретно меняется в форме у самостоятельныхчастей речи.

Что касается заданий извторого блока, то тут нужно помнить о том, какие суффиксы и приставкидобавляются к различным частям речи и какое значение они имеют. Правилсловообразования довольно много, основные моменты прописаны в кодификаторе ОГЭпо английскому языку.

Где брать задания пограмматике и лексике? Их целое множество: от сборниковграмматических упражнений до онлайн-тестирований на сайтах Оксфорда иКембриджа. Для подготовки к ОГЭ советуем выполнять именно типовые задания пословоизменению и словообразованию. Год выпуска пособий не так важен, так как классическиеграмматические правила не успели сильно поменяться за последние годы.

Для ознакомления и тренировки в употреблении видовременныхформ глагола рекомендуется использовать связанные тексты, которыепомогают понять характер обозначенных в нем действий и время, к которому этидействия относятся. При обучении грамматическим формам необходимо требовать от обучающихсяправильного написания слов.

На продвинутом этапе формирования навыка употребленияизученной видовременной формы для обучающихся эффективны и полезны задания ввиде текстов, в которых используются и другие глагольные формы, особенно те, скоторыми обучающиеся часто путают изучаемую форму.

Давать большое количество заданий, в которых употреблениесоответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласованиявремен. Приобучении временам глагола обращать больше внимания на те случаи употреблениявремен, когда в предложении не употреблено наречие времени, а использованиесоответствующей видовременной формы глагола обусловлено контекстом. С самого начала формирования навыка употребления форм глаголадобиваться от обучающихся понимания того, для чего употребляется то или иноевремя глагола и какие действия оно обозначает.

Давать обучающимся достаточное количество тренировочныхзаданий, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательногоглагола и при выполнении которых обучающиеся в нужной мере закрепляют навыкупотребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего впредложении.

При закреплении навыка употребления неличных форм глаголапредлагать обучающимся тесты, в которых четко видна разница в случаяхупотребления причастий І и ІІ, и обеспечивать обучающихся большим количествомзаданий, с помощью которых они могли бы тренироваться в сопоставлении иправильном употреблении этих форм.

Добиваться, чтобы при формировании грамматических навыковобучающиеся понимали структуру и смысл предложения и соблюдали порядок слов,соответствующий построению предложений в иностранном языке. Это поможетизбежать ошибок, связанных с употреблением не той части речи, которая требуетсядля заполнения пропуска.

При обучении грамматическим формам требовать от обучающихсяправильного написания слов, так как неправильное написание лексических единиц вразделе «Грамматика и лексика» приводит к тому, что тестируемый получает затестовый вопрос 0 баллов.

Добиваться от обучающихся неукоснительного следованияинструкции к заданию. Подводить их к пониманию того, что, если инструкциятребует употребления подходящей формы опорного слова, пропуск не может бытьзаполнен опорным словом без изменения или однокоренным.

 При обучении добиваться от обучающихся внимательногопрочтения всего текста до того, как они начинают выполнять задание. Этооблегчит им выбор необходимого языкового материала.

При выполнении тестовых заданий каждый раз добиваться отобучающихся четкого следования технологии выполнения заданий.

Учить обучающихся вдумываться в смысл предложения, прежде чемзаполнять пропуск.

Учить обучающихся тому, что опорное слово нельзя заменять призаполнении пропуска на любое другое, даже если оно подходит по смыслу. Обращатьвнимание обучающихся на то, что при заполнении пропуска нужно вписывать тольконедостающую лексическую единицу, а не повторять слова, данные в предложении.

Приучать обучающихся не забывать в конце выполнения заданиявозвращаться к пропущенным вопросам. 

 Тренировкараздела «Лексика и грамматика» может производиться как в отдельныхупражнениях, так и при обучении другим видам речевой деятельности. Но, хотелосьбы заметить, что термины «грамматические формы» и «словообразование» должныбыть известны учащимся уже с начальной школы. При работе с лексикой играмматикой так же уместно предъявление тестов в формате ОГЭ. Необходимо обращатьвнимание обучающихся на грамматические формы и явления словообразования приработе над любым текстом по аудированию и чтению. Можно составить специальныетаблицы по словообразованию с колонками «глагол», «существительное»,«прилагательное», «наречие» и постепенно заносить туда однокоренные слова.

Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к   ОГЭмогут оказать

        материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

        документы, определяющие структуру и содержание КИМ  ОГЭ 2023г.(кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариантКИМ);

         открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий;

         аналитические отчеты о результатахэкзамена и методические письма прошлых лет.

Методическиерекомендации:

          анализировать с учащимися работы с точкизрения их содержания и формы выполнения, сильных и слабых сторон;

          развивать общеучебные умения, такие, какумение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, обобщать, делатьзаключения, развивать свои тезисы, приводя конкретные примеры и аргументы,отличать факты от мнений, весомые аргументы от слабых, принимать логичныерешения на основе полученной информации;

          практиковать обучающихся в заполнениибланков.

 

В разделе «Лексика и грамматика» необходимо:

Для ознакомления и тренировкив употреблении видовременных форм глагола использовать связные тексты, которыепомогают понять характер обозначенных в нем действий и время, к которому этидействия относятся.

При обучении временам глаголаобращать больше внимания на те случаи употребления времен, когда в предложениине употреблено наречие времени, а использование соответствующей видовременнойформы глагола обусловлено контекстом.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.05%
НЕТ
41.95%
Проголосовало: 894

Использовать при обучениидостаточное количество тренировочных заданий, в которых сопоставляются разныевозможные формы вспомогательного глагола и при выполнении которых учащиеся внужной мере закрепляют навык употребления подходящей формы глагола взависимости от подлежащего в предложении.

Особое внимание уделятьформам глагола to be и to have как вспомогательным глаголам. При обучениисловообразованию английского языка уделять особое вниманию использованиюсуффиксов –ic, -ful, -ly, , -able, -ion, -tion, -al, -er, — ity, -ive,вызвавших наибольшее число затруднений у выпускников. Использовать дляотработки грамматических навыков задания, в которых употреблениесоответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правиласогласования времен.

Обращать внимание учащихся наструктуру и смысл предложений и соблюдение порядка слов, соответствующихпостроению предложений в английском языке.

При обучении грамматическимформам требовать от учащихся правильного написания слов, т. к. неправильноенаписание лексических единиц в разделе «Грамматика и лексика» приводит к тому,что тестируемый получает за тестовый вопрос 0.

При обучении лексике уделятьвнимание вопросам сочетаемости лексических единиц.

Показывать, как грамматическаяконструкция влияет на выбор лексической единицы, учить видеть связь междулексикой и грамматикой.

В заданиях раздела «Грамматика и лексика» к типичнымошибкам можно отнести:

-употребление суффиксов;

-образование от опорных слов однокоренных слов;

-заполнение пропуска опорным словом без изменения его;

— употребление несуществующих слов;

-употребление не той части речи.

Выводы. Слабо сформирован навык употреблениясуффиксов, образования основных форм глаголов, правильного написания слов,четкого следования технологии выполнения задания.

Рекомендации.

— с самого начала формирования навыка употребления форм глаголадобиваться от учащихся понимания того, для чего употребляется то или иное времяглагола и какие действия оно обозначает. Для этого в работе над ошибками делатьссылки на правила;

— предлагать учащимся достаточное количество тренировочныхзаданий, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательногоглагола и при выполнении которых учащиеся в нужной мере закрепляют навыкупотребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего впредложении;

— особое внимание уделять формам глагола «быть» и «иметь» каквспомогательным глаголам, поскольку неправильное употребление их форм являетсятипичной ошибкой в грамматических заданиях тестов;

— на продвинутом этапе формирования навыка употребления изученнойвидовременной формы для учащихся эффективны и полезны задания в виде текстов, вкоторых используются и другие глагольные формы, особенно те, с которымиучащиеся часто путают изучаемую форму;

— предлагать учащимся большое количество заданий, в которыхупотребление соответствующей видовременной формы глагола осуществляется сучетом правила согласования времен;

— добиваться, чтобы при формировании грамматических навыковучащиеся понимали структуру и смысл предложений и соблюдали порядок слов,соответствующий построению предложений в том или другом иностранном языке. Этопоможет избежать ошибок, связанных с употреблением не той части речи, котораятребуется для заполнения пропуска;

— при обучении грамматическим формам требовать от учащихсяправильного написания слов, т. к. неправильное написание лексических единиц вразделе «Лексика и грамматика» приводит к тому, что тестируемый теряет затестовый вопрос балл;

— при выполнении тестовых заданий каждый раз добиваться отучащихся четкого следования технологии выполнения задания;

— добиваться от учащихся неукоснительного следования инструкции кзаданию. Подводить их к пониманию того, если инструкция требуетупотребления подходящей формы опорного слова, то пропуск не может быть заполненопорным словом без изменения или однокоренным словом;

— при обучении добиваться от учащихся внимательного прочтениявсего текста до того, как они начинают выполнять задание. Это облегчит им выборнеобходимого языкового материала;

— разъяснять учащимся, что опорное слово нельзя заменять призаполнении пропуска на любое другое, даже если оно подходит по смыслу;

— обращать внимание учащихся на то, что при заполнении пропусканужно вписывать только недостающую лексическую единицу, а не повторять слова,данные в предложении;

— больше внимания уделять вопросам сочетаемости лексическихединиц;

— приучать к анализу различий в значении и употреблении синонимов;

— показывать, как грамматическая конструкция влияет на выборлексической единицы, учить видеть связь между лексикой и грамматикой.

Список использованных источников

       1.https://drofaventana.ru/material/egepoangliyskomyyazykuleksikaigrammatikaotv

2.Virginia Evans.Round-up English grammar practice, Longman ,2021

3.Hester Lott.Real English Grammar, Marshal Cavendish,2016

4.И.Л. Бими др. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе, М., Просвещение,2022

5.fipi.ru

6. http://www.examen.ru/add/gia/gia-po-anglijskomu

7.  Примерные программы по учебным предметам.Иностранный язык, 5-9 классы, М. изд. Просвещение 2022

8.  http://www.ege.edu.ru/

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.05%
НЕТ
41.95%
Проголосовало: 894

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет