Проектнаядеятельность учащихся на уроках химии
Введениев процесс обучения химии проектной деятельности представляет длякурса химии наибольший интерес, где идетвосприятие химии как нужной и востребованной науки, необходимойкаждому образованному человеку.
Проектнаядеятельность по химии подразумевает необходимость сохраненияединства образовательного пространства, обеспечения равенства и доступностиобразования при различных стартовых возможностях, формирование общегодеятельностного базиса как универсальных учебных действий. Проектная деятельность расширяет представления о предметных областях, даетвозможность увидеть и осмыслить межпредметные связи, позволяет решить проблемумотивации, создать положительный настрой. Поэтому использование проектнойдеятельности создает условия для формирования компетенций и мотивации,развития индивидуальных способностей, активизирует познавательный интерес,повышает эффективность и качество обучения.
Однаиз основных стратегий современного обучения состоит в умении педагогаразрабатывать уроки, опираясь на основные проблемы школьного курса, чтопредусматривает обращение к глубоким, обобщающим вопросам. Таким образом, методпроектов дает возможность привлекать учащихся к раскрытию базовых идей, чтосоставляет суть каждой дисциплины, и открывает путь внедрения их в жизнь.
Посколькуметод проектов непосредственно связан с реалиями современности, внедряя его,учитель должен находить выход на жизненные проблемы в конкретной учебной теме.
Готовяськ уроку по методу проектов, учитель должен четко осознавать, какое содержаниепроекта он предложит создать обучающимся. Проект должен выходить за рамкиучебного предмета, должен совмещать его с другими науками, то есть бытьмежпредметным. Учитель подбирает ориентировочное название проекта и предлагаетего учащимся.
Для организации проектнойдеятельности использую два вида урочных занятий. Первый вид -проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Как правило,на проект уходит 3 урока. На первом уроке происходит распределение по группам изнакомство с литературой. На втором — поиск нужной информации,исследовательские опыты. На третьем уроке — защита презентаций. Так как такиепроекты очень затратны по времени, поэтому использую их нечасто. Например, в 10классе разработаны 3 проекта: «Свойства карбоновых кислот», «Жиры», «Применениеспиртов». В этом случае можно выиграть, как говорят, «качеством», а не«количеством». Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются,углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения новогознания учащимися.
Второй вид — урок,на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися илигруппами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химическогосодержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свойпроект. Презентация — важный навык, который развивает речь, ассоциативноемышление, рефлексию. Таким образом, овладение проектированием происходит нетолько при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении входе традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо частипроекта.
А чаще на уроках, работаяв группах, предлагаю создавать учебные проекты (мини-проекты), в которыхнаиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы.
Для повышения мотивацииобучающихся к изучению какой-то темы я нередко начинаю урок с создания такойситуации, которая привлечет внимание детей и подтолкнет их к поиску ответов навозникшие вопросы. Создать подобную ситуацию можно разными способами:
Начать урок с загадки илитайны. Например, при изучении темы «Коррозия металлов» можно предложить ребятамразгадать тайну гибели дорогой яхты американского миллионера или тайнуДелийского столба.
Можно предложить найтихимическую ошибку, например, найти химическую неточность А. Конан -Дойля приописании собаки Баскервилей из одноименного произведения.
Поставить проблемныйвопрос, создать проблемную ситуацию (неожиданности, конфликта, опровержения,предположения, неопределенности).
Представить учащимсяпротиворечие фактов. Например, при изучении положения водорода в ПСХЭ можноначать урок с вопроса «Почему водород занимает в периодической системе Д.И.Менделеева два места: среди типичных металлов и среди типичных неметаллов?»
Возникший у обучающихсяинтерес к решению проблемного вопроса позволяет учителю управлять деятельностьюдетей, привлекать их к выполнению учебных проектов, которые носятисследовательский характер.
Приведу пример организациипроектной деятельности на уроке в 9 классе по теме «Алюминий». В начале урокапрошу учеников ответить на вопрос, какие свойства может проявлять химическийэлемент алюминий, исходя из его положения в ПСХЭ, и можно ли его считатьактивным металлом? Ребята определяют алюминий как переходный металл, т.к. оннаходится на границе между металлами и неметаллами, значит, он не можетпроявлять свойства активного металла. Дальше я использую прием противоречияфактов: прошу посмотреть на положение алюминия в электрохимическом рядунапряжений металлов. Ученики делают вывод, что алюминий активный металл. Чтобыприйти к однозначному ответу, обратимся к опыту. На столах у ребят пробирки сводой, в которые накануне были погружены алюминиевая проволока и железныйгвоздь. Они видят, что железо покрылось ржавчиной, а с алюминием ничего непроизошло. Снова смотрим в ряд активности металлов и опять сталкиваемся спротиворечием: алюминий активнее, чем железо, но опыт показывает другое. Такимобразом, ребята видят и совершенно четко определяют проблему — является лиалюминий активным металлом?
Они не могут решить этупроблему с помощью имеющихся у них знаний и должны дополнить их новыми. Этотэтап состоит из нескольких ступеней:
1) выдвижение гипотез(можно использовать прием «мозгового штурма», когда выдвигаются даже самыеневероятные гипотезы), их обсуждение и выбор одной, наиболее вероятной,гипотезы;
2) постановка цели изадач;
3) распределениеобязанностей в группе и планирование своей деятельности;
4) исследовательскаяработа (изучение теоретического материала, химический эксперимент, в ходекоторого подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза);
5) оценка полученныхрезультатов и выводы.
Например, в 10 классе тему«Кислородосодержащие органические вещества» можно завершить проектом«Применение спиртов и их физиологическое действие». По типу проект относится кинформационно — исследовательскому, меж предметному. По времени — ксреднесрочному. Учебная цель проекта: расширить знания учащихся о спиртах, ихфизиологическом действии, возможных последствиях чрезмерного употребленияалкоголя, ответственности за употребление алкогольных напитков. Немаловажно приэтом уделить внимание формированию информационных, исследовательских икоммуникативных компетенций старшеклассников.
Темы для работы в группах:
1.История знакомства человечества салкоголем.
2.Физиологическое действие алкоголяна организм человека.
3.Виды алкогольных напитков игеография их употребления.
4.Социальные последствияупотребления алкоголя.
5.Административная и уголовнаяответственность за употребление алкогольных напитков.
Подготовленныеобучающимися презентации проектов в дальнейшем можно использовать на классныхчасах в качестве профилактических бесед.
Организация работы надпроектами происходит и в рамках внеклассной работы по химии. Как правило, этоиндивидуальные и групповые исследовательские проекты.
Например, «Вода-источникжизни», «Энергосбережение ради будущего».
При выполнении проектовкачественно меняются роли учащихся и учителя. Они различны на разных этапахпроектирования. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта ипомощника, координатора проекта. Учащиеся выступают активными участникамипроцесса.
Использование проектногометода на уроках и во внеурочной деятельности привело к следующим результатам:
1. Повышение интереса к химии:уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают какмомент начала работы над проектами, так и заключительный этап — презентацию;прикладной характер проектной деятельности, практическая направленностьвыбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми дляучащихся.
2. У обучающихся, выполняющихпроекты, формируются проектные умения: формулировка проблемы, целеполагание,планирование, поисковые (исследовательские) умения, коммуникативные умения,презентационные умения, рефлексивные умения.
3. Учащиеся, выполняющие проекты похимии, принимают участие и занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах.
Таким образом, какпоказывает практика, проектная деятельность реально способствует формированиюнового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельнойконструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности,готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Самое главное, участие впроекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при другихформах обучения.
Проектная деятельностьвносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимаетутомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь, способствуетстановлению мировоззренческой позиции учащихся.
Список литературы
1.Галкин,И. А. Операционно-проектные технологии активизациикреативно-инновационного потенциала /И. А. Галкин,О. В. Парубец, Е. Г. Розметова //Вестник высшей школы.–№ 2.–2013.– с. 47–50.
2.Зеленская,Е. В. Поэтапная организация учебной проектной деятельности учащихся/Е. В. Зеленская// Школьные технологии.–2009.– № 5.– с.122–127.
3.Маркачев,А. Е. Учебно-исследовательские проекты по химии: Содержаниеи методика реализации/ А. Е. Маркачев,Т. А. Боровских, Г. М. Чернобельская.– М.: Чистые пруды,2009.– 32 с: ил.– (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 27)
