X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Условия организации совместной проектной деятельности младших школьниковв воспитательном пространстве школы.

Синченко  А.Н., Международная школа Heritage, г. Кишинев

Воспитание гармонически развитой личности,способной взаимодействовать с обществом, приспосабливающей к изменяющимсяусловиям, а также развитие умения сотрудничества являются основополагающимицелями воспитания младшего школьника. Таким образом, новоевремя диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на делепереходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческогопотенциала личности ребенка. Поэтому никого не приходится убеждать в важности инеобходимости использования в учебной и внеурочной деятельности  методапроектов.

Главнойидеей метода проектов является направленность учебно-познавательнойдеятельности школьников на результат, который получается при решениипрактической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социальнодетерминированной проблемы Дети младшего школьного возраста, как отмечают многиеученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют всамой разной исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений,сотворчество, сотрудничество,  любознательность, постоянно проявляемое желаниеэкспериментировать, самостоятельно искать истину.[3]

В рамках процесса воспитанияпроектный метод можно определить как воспитательную технологию, нацеленную наприобретение  учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики,формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системнойорганизации проблемно-ориентированного поиска.

Этот метод может найти применения на любыхэтапах работы с учащимися, а также адаптируется к особенностям практическикаждого воспитательного момента и в данном аспекте несет в себе чертыуниверсальности.[1]

Данный метод может применяться и каквоспитательное средство, обеспечивающее отношение сотрудничества взрослых идетей.

Проектная деятельность также можетотноситься к области самодеятельности, основывается на интересах школьников,приносит им удовлетворение, а значит личностно-ориентирована на каждогоребенка. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается втом, что в её процессе они приобретают  социальную практику за пределами школы,адаптируются к современным условиям жизни. Проектная деятельность способствуетразвитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность,ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность, сотворчество ит.д. Однако, в процессе работы над проектом могут возникнуть трудностиобъективного характера. Это связано с рядом специфических возрастныхособенностей, которые необходимо учитывать педагогам начальных классов.

По мнению психологов, физиологов и другихспециалистов, возраст 6-10 лет является сенситивным периодом (сенситивностьвозрастная -присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетаниеусловий для развития определенных психических свойств и процессов) длявоспитания и обучения. Поэтому в этом возрасте необходимо максимально раскрытьпотенциалы ребенка, с высокой  степенью вероятности оценить его достижения, атакже определить причины неудач и найти способы их преодоления. Совместнаяпроектная деятельность предоставляет такие возможности , помогает избежатьотрицательных моментов благодаря педагогическому сопровождению, котороепозволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставиткаждого ребенка в позицию активного участника. [3]

Поэтому,при организации проектно-исследовательской деятельности, взрослые не должнынавязывать тему. Надо дать учащимся возможность самим определиться с выбором.Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом, особенно если речьидет о целом классе, ничего им не объясняя? Как объяснить что такое проект?Учитель сам должен быть увлеченным человеком, знать и любить что-то, чтобыучащиеся это увидели  и полюбили так, как любит это учитель.[2]

Для более глубокого изучения методапроектов, рассмотрим подробнее особенности конструирования проектов дляначальной школы в рамках информационно-категориального подхода.

Суть данного подхода в том, что содержаниеобучения конструируется на основе системы обобщенных межпредметныхпонятий-категорий: форма, пространство, величина, модель, изменение имногообразие.

Принцип отбора категорий заключается вследующем:

1.     Каждая категория- фундаментальное понятие,определяющее «язык» данной предметной области и обладающее широким прикладнымзначением.

2.     Категория может быть адаптирована копределенному этапу обучения.

3.     Категории, составляющие основу содержанияодной предметной области, могут быть интегрированы в любую другую..

Воспитательный проект может быть представлен как совокупность воспитательных задачмежпредметного характера, объединенных общей сюжетной линией. В ходе решенияучащимися воспитательной  задачи происходит процесс осмысления категориальногознания и формируются способы его освоения, важнейшими из которых мы считаемкодирование. Воспитательный проект охватывает сразу несколько сфер, поэтомувыполняет функцию уроков межпредметного характера. Работа с воспитательнымипроектами проводится в тот период, когда учащиеся уже накопили знания, и в этомслучае может быть проведен комплексный обобщающий урок. [1]

В настоящее время проектная работа внесласвои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменениядиктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогическихтехнологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческойинициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добыватьи применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чёткопланировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативныхформ и способов ведения образовательной деятельности, а также разработкипонятийного аппарата и методики их применения.

Исследование – деятельность, связанная срешением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестнымрешением Исследование предполагает наличие основных этапов:

         постановка проблемы,

         изучение теории, посвящённой даннойпроблематике,

Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

         подбор методик исследования,

         сбор материала, его анализ и обобщение,

         научный комментарий,

         собственные выводы.

Проектная деятельность – совместнаяучебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющаяобщую цель, согласованные методы, способы деятельности

По месту, времени и количеству участниковпроектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

— индивидуальное или микрогрупповое (2-5участников) исследование проблем, выходящих за рамки программы, или болееглубокое освоение программного материала во внеурочное время представленное ввиде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы);

— коллективная исследовательскаяэвристическая деятельность всех учащихся в рамках урока.

Возможна ли проектно-исследовательскаядеятельность всего класса на уроке? Представляется, что не только возможна, нои необходима, и продуктивна. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы длясамостоятельного исследования, он должен почувствовать вкус кработе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы навопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Где как не на уроке он получиттакую возможность?

Далее перед нами встаёт другой вопрос: скакого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскуюдеятельность? Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающийэффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Детскаяпотребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнокрождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованиюпорождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобыпсихическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесссаморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектнуюдеятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.).Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобратьтакие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватнывозрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственноеисследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою памятьвсеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и исследовательформируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своегоприхода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам надсвойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даётпрочный фундамент фактов для постепенной ориентировки детей в окружающем мире,для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научнойкартины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительнымиэмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.

Реализация метода проектов, как методаспособствующего развитию навыков работы в группе, сотворчеству являетсянаиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям этоговозраста. Фактором благоприятным для организации проектной деятельностиучащихся на этом этапе становится само содержание учебных предметов. Добавимсюда наивысшую степень активности учеников, большой объём отработанногоматериала, чтобы ещё раз убедиться, что использованиепроектно-исследовательского метода не только возможно, но необходимо иэффективно в начальной школе.[4]

 

Литература.

 

·       Брдовская З.В. Организация проектнойдеятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Какорганизовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК иПРО, 2006

·      Дьюи, Дж. Школа и общество // Хрестоматияпо истории зарубежной педагогики. – М., 1971

·      Землянская Е.Н. Учебные проекты младшихшкольников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005

·      Назина,Н.В. Формирование ключевыхкомпетенций учащихся через внеклассную и проектную деятельность // Завучначальной школы, 2010.-№4.с.49-53

·      Общая и профессиональная педагогика:Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональноеобучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. — Брянск:Изд-во Брянского государственного университета, 2003. — Кн.1

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет