X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Выступление на областных Рождественских чтенияхдекабрь 2022 года

Подготовила: учитель начальных классов первойкатегории Хапрова Светлана Анатольевна

 

Тема: Истоки и смысл духовно — нравственноговоспитания.

 

Значение духовно-нравственноговоспитания трудно переценить в условиях современной действительности. Сейчас,когда дети растут в условиях современной информационной среды, когда имдоступна любая положительная и отрицательная информация, как нельзя большевнимания надо уделять именно этому направлению воспитания. Кроме того, вусловиях сложившейся политической обстановки, когда наша страна противостоитидеологическим нападкам со стороны большого количества стран Запада и Америки,дети являются самым уязвимым слоем населения, а ведь именно дети – будущеестраны. И от того какие ценности мы заложим им в школьном возрасте, насколькопонятно объясним, что правильно, а что не правильно, где хорошее, а где плохоетакое будущее и ждёт нас.

…Духовно-нравственное воспитание, утверждениеидеалов добра, милосердия и справедливости, — являются важнейшей миссией нетолько религиозной организации, но и общества в целом, а в данном конкретномслучае именно семьи и школы.  Такие ценности во все времена скрепляли нашеОтечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня онипозволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовнуюсамостоятельность.

Приобщение человека к духовным и нравственнымценностям начинается с малых лет. Какая мать не хочет, чтобы ее ребенок былвоспитанным, крепким и здоровым. Все родители желают видеть своих детейуспешными, реализовавшими свои таланты, добившимися успеха, но не знают, какимисредствами этого достигнуть.

Прекрасный опыт воспитания ребенка с первыхдней его жизни, накопленный и проверенный на протяжении многих веков, даетнам народная педагогика. Этот опыт воспитания, утвердившийся в крестьянскойРуси, подарил нам самобытнейшую культуру. В творчестве народных исполнителей мывстречаем великолепные песни и хороводы, сказки и загадки, пословицы и приметы.

Знание произведений народного творчества,дарование и мастерство не рождались сами собой, а воспитывались с колыбели.Опыт воспитания детей передавался по наследству. Родители знали, что нужновложить в ребенка, как ухаживать за ним, какую создать вокруг него обстановку.Каждому понятно, если с малышом не общаться, не разговаривать, не играть, необучать движениям, то он будет расти бессловесный, слабый, медленноразвивающийся. В первую очередь детей старались приучить к родному языку,научить двигаться, активно воспринимать окружающий мир.

Воспитание протекало в естественной домашнейобстановке, в повседневных заботах, в обычном общении, но при этом опиралось насозданные народом специально для детей музыкальные и поэтические произведения,игры, игрушки, бытовые предметы, приспособления для физического развития.

Поэтому формировать предпосылки духовно –нравственного воспитания следует с первых дней жизниребенка. Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексныйхарактер, пронизывать все виды деятельности ребёнка, осуществляться вповседневной жизни и на специальных занятиях и уроках. Наличие такой системыявляется непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитаниядетей.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Духовно-нравственноеразвитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современнойобразовательной системы и представляют собой важный компонент социальногозаказа в сфере образования. Школа – единственный социальный институт, черезкоторый проходят все граждане России, поэтому в требованиях Стандартаобозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания,обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена наобеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной,внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работеобразовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Ребенокшкольного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив кдуховно-нравственному развитию и воспитанию, и недостатки его воспитания трудновосполнить в последующие годы.

Основойразработки и реализации федерального государственного образовательногостандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. В немопределены цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности,система базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развитияи воспитания личности, воспитательные идеалы.

Современныйнациональный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий,компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый вдуховных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Большаяроль в формировании духовно-нравственного воспитания принадлежит начальнойшколе, поскольку в младшем школьном возрасте происходит первоначальнаясоциализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявлениеличностной позиции, определяющейся принятыми нравственными ценностями.

Здесьследует привести слова К.Д. Ушинского о том, что: «Влияние нравственноесоставляет главную задачу воспитания».  

Взаключении хочу сказать, что являясь практиком и ежедневно встречаясь с детьмии их родителями нам, людям другого поколения, выросшим и воспитанным на идеалахдругого времени очень сильно видны пробелы в воспитании родителей, выросших надругой идеологии. Ведь ни для кого не секрет, что время, когда росли родителинаших учеников было достаточно смутным и мало кто обращал внимание на идеологиюи ценности, которые им вкладывали. Сейчас очень часто живое общение сродителями, бабушками и дедушками детям заменяют гаджеты, из которых детичерпают не всегда правильную информацию. У многих детей имеются дефекты речи,что доказывает то, что родители мало общаются с ними, не разговаривают. Когдапроводишь беседы, консультации и родительские собрания и поднимаешь тему,сколько времени родители уделяют общению с детьми, в какие игры играют родителибывают в замешательстве, им нечего ответить…

Такимобразом можно сделать вывод, что сейчас, для того, чтобы получить желаемыйрезультат, надо заниматься духовно – нравственным воспитанием не толькоучеников, но и их родителей.                                                             

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет