X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Роль игры в профориентационной работе.

 

Главная цель профессионального и личностногосамоопределения – формирование у школьника готовности к осознанному выбору,способности рассматривать себя развивающимся, готовым постоянно решать своивозможности и максимально их реализовывать. «Превращению» старшеклассника в«субъект самоопределения» во многом способствуют методы активизации, которыевсе чаще с успехом используются специалистами в профориентационной работе. Какотмечает Н.С. Пряжников, активизирующий потенциал несут в себе практически всесуществующие методы, но реализуется этот потенциал всегда по-разному. Причем,многое здесь зависит не только от мастерства психолога, но и от готовностисамих школьников занимать активную, творческую позицию.

Выделяются следующие наиболее эффективные формы иметоды активизации школьников в ситуации самоопределения:

1.    Индивидуальныебеседы-консультации (с применением активизирующих вопросов, совместныхтехнологий по анализу ситуаций самоопределения и т.п.).

2.    Тренинговые процедуры.

3.    Профориентационные игры иупражнения.

4.    Специально организованныедискуссии.

5.    Активизирующие опросники (соспециальными вопросами, провоцирующими размышления о сложныхценностно-смысловых аспектах самоопределения).

6.    Совместное с учащимися(или с классом) рассмотрение задач-ситуаций профессионального и личностногосамоопределения.

7.    Использование собственныхпримеров консультанта или преподавателя (часто такие примеры могут оказатьсядовольно интересными и убедительными для учащихся) и др.

Игровой метод позволяет моделировать различныеситуации, в том числе и ситуации, требующие поиска и анализа профориентационнойинформации. Игра позволяет создать контекст, в рамках которого работа синформацией превращается в увлекательное занятие.

В целом можно выделить следующие основныехарактеристики игры:

— условность игрового действия;

— наличие у участников интереса к процедуре игры;

— добровольность участия в игре;

— наличие определенной системы игровых правил иограничений;

— ситуативность игры (в разных условиях одна и та жеигровая процедура может и не восприниматься как игра);

— субъективность игры (для разных людей одно и то жеигровое действие может не восприниматься как игра).

Так или иначе, главное в игре – это условность(двухплановость) игрового действия, которое, с одной стороны, протекаетв реальном времени и пространстве, а с другой стороны, проходит и в планевоображения. В этом смысле планирование (в воображении) перспектив своегоразвития очень близко к игровой деятельности, поэтому профориентация потенциальносодержит в себе огромные игровые возможности. К сожалению, возможности этииспользуются далеко не полностью.

С самых ранних начал цивилизации игра была контрольныммерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в каких видах деятельностичеловек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своихпсихофизиологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые, идети, играя в футбол, регби, хоккей, шахматы и т.п., действуют так, какдействовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодолениятрудности. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре.Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовкилюдей, именно потому игра расширяет свои границы, вторгаясь в ранее непредсказуемыесферы человеческой жизни.

В онтогенезе человека игра проходит определенныестадии развития, от предметно-манипулятивных и контактно-эмоциональных игрмладенчества через ролевые игры и игры с правилами детского возраста, к болеесложным видам игр подростков и взрослых, направленных на самопознание,самоутверждение и на представление возможных вариантов и перспективсобственного самоопределения и развития. К последним видам  игр можно отнести иактивизирующие методы профессионального и личностного самоопределения,предполагающие своеобразный мысленный эксперимент (воображаемую деятельность,«прогнозирование того, чего еще нет») по планированию собственной жизни ипрофессионального развития.

Удачно проведенная профориентационная игра нередкоявляется стимулом для последующих шагов и действий на пути к профессиональномуи личностному самоопределению учащихся.

 

ИГРА «ВАКАНСИЯ»

Цель игры: научиться соотносить требования профессии и качествачеловека. Игра может быть использована при изучении тем «Способности»,«Темперамент», «Характер» и особенно «Требования профессии к человеку». Игруможно использовать также при решении некоторых задач профоадаптации на рабочемместе во время производственной практики.

Условия проведения игры:

игра рассчитана на работу с классом (учащиеся 8 – 11классов). Время на одно проигрывание 30-40 минут. Для игры необходимы доска испециально заготовленные инструкции.

Процедура проведения игры:

Подготовительный этап

Желательно использовать игру после знакомства учащихсяс темами «Профессиограмма», «Склонности», «Способности», «Характер»,«Темперамент», «Требования профессии к человеку». Если такой возможности нет,можно в ходе игры частично коснуться данных тем, но тогда игра пройдет менееэффективно.

1 этап

Объявляется название игры, и выбираются 4 основныхучастника, которые тут же разбиваются на пары.

2 этап

Ведущий знакомит всех с общей инструкцией игры: «Двегруппы великих кинорежиссеров (две выбранные пары) снимают фильмы-шедевры.Фильмы разные, но в каждом из них есть сценка из жизни предприятия (школы,автохозяйства и т.д. – в зависимости от разбираемой профессии). «Режиссерам»срочно понадобились артисты для этих сценок. Весь облик артистов долженсоответствовать типичному образу хорошего работника (учителя, водителя и т.д., -в зависимости от конкретной игры.) Выбирать артистов «режиссеры» будут изсвоего класса, но, чтобы сделать удачный выбор, надо знать главные качествахорошего работника, иметь критерии выбора».

Возможна такая организация игры, при которойопределяются не требуемые качества, а наоборот, явно противопоказанные дляданной профессии. Такой вариант предоставляется наиболее интересным.

Продолжение инструкции: «Сейчас группы «режиссеров»выйдут в коридор и продумают критерии выбора. Через 5-7 минут каждая группа выберетдля своего фильма по два «артиста», после чего назовет пять самых важныхкачеств (или противопоказаний) хорошего работника. После этого мы определим,чьи критерии наиболее удачные».

3 этап

Перед отправкой «режиссеров» в коридор каждой группедается вспомогательная (письменная) инструкция (Приложения 1.1, 1.2), с которойони знакомятся в коридоре. «Режиссеры» берут с собой бумагу и ручку, чтобы неделать пометок на инструкциях.

4 этап

Пока «режиссеры» определяют критерии выбора. Ведущийпроделывает такую же работу с классом. Классу зачитывается тот же переченькачеств (Приложения 1.1, 1.2) и предлагается выбрать 5 наиболее важных (иликрайне нежелательных) для разбираемой профессии (или сразу для двух профессий:«мастер» и «рабочий», хотя игра в этом случае будет продолжительнее по времении сложнее по организации). Ведущий может выписывать предложения учащихся надоске, а может попросить это сделать одного из учеников (на доске или наотдельном листочке). Таким образом, класс вырабатывает свои критерии«режиссерских» групп. Естественно, что перед приходом «режиссеров» записи доски стираются.

5 этап

Группы «режиссеров» по очереди входят в класс и втечение одной минуты называют выбранных «артистов». «Артисты» при этом остаютсяна своих местах, а «режиссеры» сразу же называют 5 своих критериев выбора. Еслиокажется, что одного и того же человека выбрала и та, и другая группа, то этотчеловек в выборах больше не участвует, а группы выбирают себе другого«артиста». Дважды выбранному ученику ведущий может сделать комплимент.

6 этап

Для оценки более удачных критериев выбора все вариантыкритериев (двух групп «режиссеров» и критерии класса) могут быть выписаны надоске, после чего можно устроить небольшое обсуждение (5-7 минут). Каждаягруппа либо соглашается с тем, что другие критерии более удачны, либоотстаивает свой вариант. Если спор затягивается, решающее слово может сказатьведущий.

7 этап

Чтобы определить, чей выбор «артистов» был болееудачным, ведущий предлагает проверить их на деле. «Режиссеры» вместе со своими«артистами» образуют две творческие группы, которые должны будут подготовить ипроиграть сценку из жизни рабочих. Ведущий предлагает каждой группе случайнымобразом выбрать инструкции (Приложение 1.3), где кратко излагаетсяпроизводственная ситуация (сцена), требующая проявления определенных качеств.«Артисты» должны кратко разыграть сцену и предложить свое разрешениеконфликтной ситуации. Получив задание, творческие группы уходят в коридор длядальнейшей подготовки. Время подготовки – 5 минут.

Пока группы готовятся к инсценировке, ведущийобъясняет классу, на что следует обратить внимание при оценке ситуаций:

·       достоверность исполненияролей (не переигрывают ли);

·       чувствуется ли знаниепроизводства в игре «актеров»;

·       как можно было бы лучшесыграть роли  работников.

 8 этап

Ведущий приглашает в класс «режиссеров» обеих групп ипары «артистов»  (по очереди), каждая из которых показывает свои задания, апотом проигрывает (в течение 3 минут) свою производственную ситуацию.

 

Обсуждение игры:

«Режиссеры» каждой из групп дают оценку (можно по5-балльной системе) игры каждой пары «артистов», обосновывая свое решение.После этого могут высказываться все желающие, а ведущий на доске выписывает всеоценки. При подведении общего результата можно вспомнить, чьи критерии выборабыли более удачными. Желательно, чтобы победившую команду назвал класс.

Диагностические возможности игры: В игре можно выявить представления школьниково требованиях каких-либо профессий к человеку, представлениях о путях развитияразличных качеств. В инсценировках иногда удается ориентировочно определитьналичие у участников игры профессионально важных качеств для данных профессий.

Типичные трудности: В редких случаях бывает, что «артист» отказывается(из-за боязни) участвовать в инсценировке. Если это случилось в начале этапаподготовки к проигрыванию ситуации, можно предложить «режиссерам» быстровыбрать другого «артиста» из класса. Если отказ произошел перед выходом насцену, заменить его может один из «режиссеров». Не стоит стыдить за это«артиста», чтобы не травмировать его психику.

Перспективы развития игры: При наличии времени можно играть не с двумякомандами, а с тремя или даже четырьмя. В этом случае в игре будет активноучаствовать большее количество школьников важен поиск более характерных ипоказательных ситуаций для самых разнообразных профессий. В инсценировках можноиспользовать некоторые рабочие инструменты.

 

Приложение 1.1

 

Игровая инструкция для «кинорежиссеров»

 

Ориентируясь на внешние признаки, выберите из класса 2человека: на роль типичного мастера (бригадира) и на роль типичного молодогорабочего. Воспользуйтесь примерным перечнем качеств, желательных для мастера идля рабочего. Определяя критерии выбора «артистов», выберите только 5наиболее важных качеств:

·       мечтательность;

·       решительный, мужественныйвид;

·       изысканные манеры;

·       сильные, ловкие руки;

·       умные глаза;

·       добродушный вид;

·       спокойствие иуравновешенность;

·       развитая мускулатура,здоровье;

·       вид надежного человека;

·       высокая подвижность,непоседливость;

·       шрам на лице;

·       приветливость, веселыйнрав;

·       строгий взгляд;

·       вид ироничного человека;

·       самоуглубленность,задумчивость;

·       вежливость, воспитанность,такт.

Если вы считаете, что есть более важные качества,назовите их и используйте для определения критериев выбора.

 

Приложение 1.2

 

Игровая инструкция для «кинорежиссеров»

Ориентируясь на внешние признаки, выберите из класса 2человека: на роль типичного мастера (бригадира) и на роль типичного молодогорабочего. Определяя критерии выбора «артистов», выбери только 5 наиболеесильных  противопоказаний:

·       нежность, ранимость;

·       упрямый вид;

·       смешливость;

·       экстравагантная прическа;

·       говорливость;

·       полнота;

·       писклявый голос (дискант);

·       драчливость, хулиганскийвид;

·       неописуемая красота;

·       тревожные, бегающие глаза;

·       мечтательность,отрешенность;

·       сонливый вид;

·       хромота на правую ногу;

·       косоглазие;

·       оттопыренные уши;

·       веснушки.

Если вы считаете, что есть более нежелательныекачества, назовите их и используйте для определения критериев противопоказаний.

 

Приложение 1.3

 

Производственные ситуации для игры «Вакансия»

 

Сцена 1

Молодой рабочий пытается убедить мастера, что емуможно доверить сложную работу (какую именно — придумайте сами). Мастер несоглашается с молодым рабочим, требует более убедительных доказательств.

Задание: убедительно разыграть сцену (в течение 3-4минут), чтобы зритель поверил, что беседуют настоящие мастер и рабочий.

 

Сцена 2

Мастер отчитывает молодого рабочего за плохую работу,т.е. за брак (какой именно – придумайте сами). Молодой рабочий пытаетсяоправдаться.

Задание: убедительно разыграть сцену (в течение 3-4минут), чтобы зритель поверил, что беседуют настоящий мастер и рабочий.

 

Сцена 3

Мастер объясняет молодому рабочему, как следуетвыполнить предстоящее задание (какое именно – придумайте сами). Молодой рабочийзадает уточняющие вопросы, пытаясь показать, что в целом он задание понял.

Задание: убедительно разыграть сцену, чтобы зрительповерил, что разговаривают настоящие мастер и рабочий.

 

Сцена 4

Молодой рабочий – новатор доказывает мастеру –консерватору, что рацпредложение (его придумайте сами, — например,использование нового резца, приспособления и т.д.) значительно повыситпроизводительность труда, а мастер доказывает, что это противоречит инструкциипо технике безопасности.

Задание: убедительно разыграть сцену, чтобы зрительповерил, что разговаривают настоящие мастер и рабочий.

 

ИГРА «НОВЫЙ ГОРОД»

 

Цель игры: ознакомить школьников с ведущими отраслями и основнымипрофессиями региона, со сложившейся социально-экономической ситуацией,потребностями региона в специалистах.

Условия проведения игры: Игра рассчитана преимущественно настаршеклассников, примерное время проведения – 45 мин. Она может бытьиспользована в курсе «Человек. Труд. Профессия» на итоговом занятии. Ее можнопровести также на классном часе, в рамках общешкольных профориентационныхмероприятий.

Процедура проведения игры:

Подготовительный этап

За 2 недели до проведения игры класс (группа) делитсяна равные по численности команды (по 2-3 или 4-5 человек), каждая из которых вигре будет представлять работников определенной отрасли (можно двух). Взависимости от местной специфики выбираются основные отрасли.

Руководитель игры, не раскрывая заранее ее сути,рекомендует командам с помощью соответствующей литературы ознакомиться ссодержанием, условиями, особенностями труда в данной отрасли, ее основнымипрофессиями и специальностями, их требованиями к человеку, степенью важности,значимости этой отрасли и может порекомендовать обратиться в центр занятостинаселения, центр профориентации молодежи. Для знакомства с тонкостями основныхпрофессий и специальностей помогает встреча с работниками отрасли.

1 этап

Непосредственно перед началом игры из числа учащихсявыбирается жюри (2-3 человека), затем ведущий объявляет название игры и даетучащимся следующую инструкцию:

«Представьте, что намечено возведение новогогорода, района или города-спутника. Это будет город машиностроителей (могутбыть варианты: город химиков, нефтяников, текстильщиков, научный городок и пр.)».

2 этап

«Каждая команда будет представлять ту или инуюотрасль производства, работники которой необходимы новому городу (району).Командам предстоит за 3-5 минут доказать важность, приоритет «своей» отраслидля нового города (района); значимость работников основных профессий испециальностей этой отрасли; ярко и четко описать особенности труда в ней».

Время для выступления устанавливается в зависимости отколичества «играющих» отраслей; ведущий может использовать секундомер, песочныечасы. Необходимость уложиться в определенное время придает игре остроту идинамичность.

3 этап

Оценивает выступление каждой команды жюри, состоящееиз 2-3 учащихся (в жюри может входить и ведущий). Оценка ведется по 5-бальнойсистеме с помощью специальных, заранее изготовленных карточек (так же, как этоделается в КВН). Отдельно оцениваются обоснование значимости «своей» отрасли иее профессий в новом городе и лучшая характеристика содержания и условий труда,привлекательных и непривлекательных черт отрасли, профессий. Участники командмогут использовать плакаты, стихи, пословицы, поговорки, частушки и пр.

4 этап

После этого команде дается 2-3 минуты для ответов навопросы других команд, которые стараются всячески принизить значение «играющей»отрасли и ее профессий для нового города. Ответы на вопросы также оцениваются вбаллах. Итоговую сумму подсчитывает специальная счетная комиссия (это можетбыть и один человек).

Чтобы отыгравшая команда не теряла интерес к игре, залучшие вопросы также могут присуждаться баллы.

Первой в игру вступает команда «строителей» (городнадо прежде построить; следует только отметить вначале, чтопроектно-изыскательские работы для его возведения уже проведены). Одна из задачэтой команды – обосновать важность своего труда, не только во времястроительства города, но и на протяжении всего его существования.

Следующей может быть любая команда –«машиностроителей», «химиков», «металлургов». Важно лишь обосноватьнеобходимость или даже приоритет «своей» отрасли на данном этапе развитиягорода. Если в очередном туре хотят играть несколько команд, играющих определитжребий.

Ведущий в ходе предварительной подготовки к игре одной- двум командам может дать задание ознакомиться с отраслями, в которых заведомонет необходимости в данном городе (районе). Например, добывающая промышленностьв Москве.

Для придания игре особой остроты несколько отраслеймогут остаться не распределенными между командами. Обосновать их значимостьведущий предлагает в конце игры любой играющей команде в порядке импровизации.Можно предложить показать также роль службы профориентации или службы занятостив городе, юридических консультаций, садово-паркового хозяйства и т.д. Этопоможет выявить знания учащихся о функциях и важности этих служб в городскомхозяйстве, сформирует желание подобнее узнать о работе этих служб и занятых вних специалистов.

Обсуждение игры

Победившей считается команда, набравшая наибольшееколичество баллов. Для большей заинтересованности ребят в игре победителямможно вручить какой-либо оригинальный приз. На игру рекомендуется  пригласитьпредставителей ведущих отраслей города (работников кадровых служб предприятий,организаций, учебных заведений), которые могут приготовить свой приз команде,представившей  «их» отрасль, а также отметить ошибки, неточности играющих вхарактеристике отраслей, профессий.

Для игры можно изготовить красочные таблички с цифрамибаллов, а также подобрать инструменты, орудия труда, даже какие-либо деталиодежды соответствующих профессий и специальностей, что также оценивается вбаллах. На обычном уроке игру можно провести и без атрибутики.

 

ИГРА «СТАЖЕРЫ-ИНОПЛАНЕТЯНЕ»

 

Цель игры: Игра служит для знакомства учащихся 7-9 классов (а вболее усложненном варианте и для учащихся 10-11 классов) с основнымиструктурными подразделениями различных предприятий и организаций, а также длявыработки умения соотносить качества работника с требованиями профессий.

Условия проведения игры: Игра  проводится с целым классом. Дляпроведения игры требуется обычная классная доска. По времени игра занимаетоколо часа.

Процедура проведения игры:

1 этап

Еще до того, как будет объявлено название игры,следует выбрать двух добровольцев на главные роли.

2 этап

Далее оглашается название игры и класса предлагаетсяследующая инструкция:

«Планета Земля недавно установила контакт сдругой цивилизацией. Начался период интенсивного изучения друг друга: нашиспециалисты летают на новую планету, а оттуда летят специалисты к нам.Представьте, что два специалиста-инопланетянина, изучающие профессии, прибываютна одно типичное земное предприятие (в организацию), чтобы не толькопонаблюдать за работой различных профессионалов, но, по возможности, самимпопробовать некоторые земные профессии на себе, как бы «постажироваться».Посмотрим, насколько это получится у наших гостей из космоса. В ролиинопланетян будут два наших добровольца, а все остальные – в роли руководителейразличных служб предприятия. Что это за предприятие, мы определим с ваминемного позже».

3 этап

После этого все вместе (и «руководители», и«инопланетяне») уточняют, какое предприятие (или какую фирму) они хотели бырассмотреть в игре. Ведущий выписывает название этого предприятия на доске иобязательно уточняет, что именно производит это предприятие или что делаетданная фирма.

4 этап

Далее участники вместе определяют, какие основныеслужбы функционируют на данном предприятии. Ведущий может подсказать учащимсяназвания типичных подразделений: дирекция, планово-экономический отдел,бухгалтерия, отдел кадров, отдел маркетинга, отдел сбыта и снабжения,транспортная служба, охрана и т.п. для удобства можно заготовить краткиеигровые инструкции для руководителей подразделений, где указывают: названиеподразделения, основные условия труда в нем, главные требования к типичномуработнику. Всего заготавливается 15-20 таких инструкций. Варианты краткихинструкций приводятся в Приложении 1.5.

Ведущему нужно учитывать интересы учащихся, ихориентацию на определенные профессии. В зависимости от профиля организациимогут быть выделены: вычислительный центр, конструкторские отделы, конкретныепроизводственные цеха и участки, а также склады, столовые, рекламные службы,административно-хозяйственные службы, пожарная охрана и даже социально-психологические подразделения.

Ведущий выписывает названия 10-15 таких подразделенийна доске в таблице (пример заполненной таблицы для предприятия «Автомобильныйзавод» см. в Приложении 1.5.).

Можно также отдельно  представить основные структурыпредприятия в виде несложной схемы, но на доске основные подразделения (исоответствующие профессии) обязательно должны быть представлены  в видеперечня. Из-за ограниченного времени выписывается лишь то, что как-тозаинтересует учащихся.

После этого двум главным игрокам («инопланетянам»)предлагается выйти на 2-3 минуты в коридор и подумать над своим внешнимобликом. По условию игры они внешне не должны сильно отличаться от жителей нашейпланеты рост «инопланетян» не может превышать трех метров, а вес – 500 кг. Придумав свой облик, игроки должны будут затем быстро нарисовать его надоске (важные параметры: форма тела, его покров, расположение конечностей иорганов чувств), и кратко прокомментировать некоторые свои особенности(основные достоинства и обязательно какие-то недостатки).

Среди достоинств можно указать, например, умениесчитать как ЭВМ, молниеносную реакцию, большую физическую силу, устойчивость квоздействию электрического тока и ядовитых химических веществ. Срединедостатков можно указать следующие: слабое зрение и слух, быстраяутомляемость и т.п.

5 этап

Пока «инопланетяне» готовятся в коридоре, ведущий составшимися игроками обсуждает, каким образом можно определить готовностьинопланетных существ к работе на Земле. Для этого он быстро рисует на доскенеобычное существо и предлагает одному из учащихся представить себя на местеначальника службы нашего предприятия. Этот учащийся должен попытатьсяобъяснить, сможет ли такое существо успешно трудиться в его службе.

6 этап

Далее приглашаются «инопланетяне», быстро рисуют своеизображение на доске, кратко комментируют то, что нельзя было отобразить нарисунке, а также отвечают на уточняющие вопросы. Ведущий должен проследить затем, чтобы таких вопросов было немного, иначе игра превратится в сплошнуюпресс-конференцию.

7 этап

После этого игроки высказываются о пригодностистажеров-инопланетян к работе по земным профессиям.

Сначала говорят «руководители» подразделений. Порядоквысказываний следующий:

 — учащийся  просит слова (поднимает руку, как эточасто делается на «взрослых» производственных совещаниях);

 — называет свое подразделение (он выбирает егосамостоятельно из перечня, записанного на доске);

 — говорит, смогут ли «инопланетяне» работать потипичной для данного подразделения профессии, и обязательно объясняет, почемуон так считает.

В таблице, начерченной на доске, напротив конкретныхподразделений ставятся соответствующие знаки (например, если, по мнению«руководителя», «инопланетяне» не подходят для данной профессии, то ставитсязнак «-», а если подходят – «+», если мнение неопределенное – «?»).

Далее по этому поводу могут высказаться и остальныеигроки (насколько они согласны с доводами только что выступившего «руководителя»).

Только потом, в завершении, кратко высказываются и«инопланетяне»: смогут они работать в качестве стажеров по рассматриваемойпрофессии или нет и почему. В таблице ставятся соответствующие знаки напротивконкретных  подразделений (например, если,  по мнению «инопланетян», они неподходят для данной профессии, то ставится знак «-», а  если подходят —  «+», аесли мнение неопределенное – знак «?»).

Свое мнение может высказать и ведущий, корректируяошибочные представления учащихся. Но если их мнения и обоснования окажутся восновном верными, то ведущему лучше промолчать. Мнение ведущего такжеотмечается в отдельной колонке в таблице.

 8 этап

Разобравшись с одной профессией, ведущий предлагаетперейти к другому подразделению и просит кого-нибудь выступить в роли«руководителя» и .д.

Обсуждение игры: Обычно за урок удается рассмотреть около 7-10профессий, что не так уж и мало, ведь в игре преследуется цель не толькопознакомить учащихся с подразделениями предприятия и типичными профессиями, нои научить их самостоятельно соотносить возможности работника с этимипрофессиями.

В заключении игры участники обсуждают, явилась ли вцелом удачной стажировка «инопланетян» на Земле. Часто обнаруживается, что даже«инопланетяне» (сильно отличающиеся от обычных людей) все-таки пригодны длямногих земных профессий.

Диагностические возможности игры: Такая игра для кого-то из участников можетоказаться «вдохновляющим» условием для выбора тех профессий, в своейпригодности к которым у него были сомнения. Кому-то из ребят такая игра поможетскорректировать представления о характере самой работы и требованиях кработнику.

Типичные трудности: Необычная игровая инструкция, а главное, использованиенеобычных «возможностей» привносят в занятие дополнительный интерес и интригу.Поэтому, если в ходе игры будут возникать шутки и смех, следует отнестись к нимс пониманием, ведь сама игра провоцирует воображение. Спокойнее надо относитьсяи к ситуации, когда главные игроки («инопланетяне»), «хохмы ради» изобразят надоске несколько нелепое существо, поскольку вполне может оказаться, что и длянего подойдут некоторые профессии. Естественно, все эти шутки должны касатьсяпредставленных образцов, «инопланетян» и существующих земных профессий, но недолжны быть направлены на личности самих главных участников. Ведущий долженобязательно следить за этим.

Одним из сложных моментов игры может оказатьсяситуация, когда учащиеся проявят некоторую пассивность, и не будут стремитьсявыступать в роли «руководителей» подразделений. Ведущий может использовать дляпредотвращения этого следующие приемы:

— Уважительно обращаться к конкретным учащимся поименам и отчествам, например, «а что нам скажет Иван Иванович, начальниктранспортного цеха?»

 — Не «застревать» на каком-то подразделении, если ононе вызывает интереса у учащихся.

 — Если ведущий все-таки считает, что данноеподразделение обязательно надо обсудить, то он сам может выступить в роли«временного руководителя (ВРИО)» и т.п.

 

Приложение 1.5

Пример заполненной таблицы для предприятия

«Автомобильный завод»

 

Подразделения                     Мнения              Мнения       Мнение  ведущего

автомобильного                   инопланетян     класса          игры

завода

Цех сборки автомобилей              +                         +++-               ?

Испытательный полигон              +?                       +++                +

Отдел технического контроля      +                         +                    +

Отдел маркетинга                         +                                                +

Планово-экономический отдел    +                          +                   +

Администрация предприятия       -?                         -?                   ?

Бухгалтерия                                   +                           +                   + 

Охранное подразделение              +                           ++?               +

Столовая                                        -?                           ?—                —

 

 

Примеры карточек, содержащих краткую информацию оразличных подразделениях предприятия

 

Планово-экономический отдел

Осуществляет экономический анализ хозяйственнойдеятельности организации, разрабатывает мероприятия по обеспечению режимаэкономии, повышению эффективности работ, выявлению резервов, более рациональномуиспользованию всех видов ресурсов. Работа проходит в обычных помещениях застолом. Основной предмет труда – числа, формулы, таблицы, графики, картотеки,отчеты. В процессе работы активно используется компьютер, микрокалькулятор.Основной работник-экономист. Он должен быть аккуратным, ответственным, уметьбыстро считать, анализировать большой объем информации, знать производство.Препятствовать эффективности профессиональной деятельности экономиста будетотсутствие математических и аналитических способностей, быстрая утомляемость,импульсивность, вспыльчивость, небрежность и рассеянность.

Транспортный отдел

Занимается перевозкой различных грузов и людей натерритории предприятия и за его пределами на грузовых автомобилях, заводскихавтобусов, а также на автопогрузчиках и автокарах. Основной работник –водитель. Он должен знать автотранспортную технику, правила движения, иметьразвитое пространственное мышление, быструю реакцию, а главное, — бытьосторожным и ответственным. Препятствовать эффективности профессиональнойдеятельности будет эмоциональная неустойчивость, агрессивность, быстраяпсихическая утомляемость, рассеянность. Особые требования предъявляются кпсихическому здоровью, а также к остроте зрения и слуха.

Опытно-конструкторское бюро (ОКБ)

Создает новые образцы продукции и совершенствует ужевыпускаемые. Работать приходится за кульманом в обычных помещениях. Иногдаработа проходит за столом, реже – на специальных опытных участках при сборкеновых образцов. Основной работник – чертежник-конструктор. Он должен быть оченьаккуратным, уметь чисто и грамотно делать чертежи, иметь развитое техническоемышление. Особые требования – к зрению, точности движения рук.

Отдел маркетинга

Занимается изучением спроса  на продукцию предприятиясреди различных групп населения, а также разработкой стратегии продвиженияпродукта. Ищет покупателя, определяет, во сколько оценить свой товар, какуюрекламу использовать. Следит за всеми новыми разработками, а также прогнозируеттенденции на рынке. Основной работник – маркетолог. Он должен бытьстрессустойчивым, уметь быстро налаживать контакты, убеждать, иметь развитое аналитико-логическое мышление, хорошую память и внимание. Препятствоватьуспешной работе будут такие черты характера, как безынициативность, низкий уровеньобщительности.

 

 

ИГРА «АУКЦИОН»

 

Цель игры: Повышение информированности учащихся о мире профессий,исследование направленности профессиональных интересов учащихся.

Условия проведения игры: Игра предназначена для учащихся 5-7 классов.Игра проводится после того, как учащиеся познакомились с типами профессий попредмету труда (классификация Е.Климова). игру можно проводить в классе, атакже на внешкольных мероприятиях, во время различных конкурсов. Понадобитьсядоска для составления списка профессий каждой командой, цветные мелки (свойцвет для каждой команды), деревянным молоток, гонг, символические призы. Времяпроведения – 15 минут.

Процедура проведения игры: Класс делится на три команды. Представителямкаждой команды по жребию предлагается выбрать тип профессий («Человек -Человек», «Человек — Техника», «Человек -Художественный образ», «Человек –Знаковая система», «Человек — Природа»).

Инструкция командам: «За 10 минут вы должны назвать как можно большепрофессий вашего типа. Называть будете по очереди: сначала профессию называетпервая команда, затем вторая, затем очередную профессию называет снова перваякоманда и т.д.».

Ведущий игры каждый названный вариант профессииотмечает ударом деревянного молотка по столу. Названные профессии записываютсяна доске (каждая команда записывает «свою» профессию «своим» цветом). Есливариантов больше нет ни у одной команды, то после третьего удара молотка звучитгонг.

Выигрывает та команда, игроки которой назвали большеечисло профессий.

Самые активные участники «Аукциона», назвавшиенаибольшее число профессий и обнаружившие знание  новых профессий, поощряютсяспециальными призами.

Диагностические возможности игры: Игра позволяет определить степень общейинформированности о мире профессий, а также выявить направленностьпрофессиональных интересов.

Типичные трудности: Во время игры многие школьники часто впервые ощущают,насколько мало они осведомлены о мире профессий. Главная задача ведущего –помочь «пожить» какое-то время этим информационным голодом. При этом удлиненияи уменьшение интервалов между ударами молотка, веселые реплики, подсказкиведущего должны способствовать поддержанию высокого темпа игры.

 

ИГРА «ОПТИМИСТЫ И СКЕПТИКИ»

Цель игры:

1. Приобретение школьниками навыков объективногоанализа различных профессий.

2. Осознание необходимости учета при профессиональномвыборе требований различных профессий к человеку.

3. Повышение уровня самопознания старшеклассников.

4. Активизация потенциальных возможностей учащихся ксаморазвитию, выработке у себя нужных профессионально важных качеств.

Условия проведения игры: Игра предназначена для старшеклассников, еёможно проводить в рамках курса «Человек. Труд. Профессия», при изучении темы«Типология профессий» и «Профессиография».

Игру можно проводить в классе, желательно наличиедоски или стенда для записи вопросов (Приложение 2.1). заранее подбираетсялитература по различным типам профессий.

Для успешного проведения игры, ведущему важноустановить непринужденную атмосферу, определить темп игры с учетом возраста иуровня подготовки.

Процедура проведения игры:

1 этап

В начале игры школьники объединяются в две численноравные команды – «Оптимистов» и «Скептиков». Предварительно необходимо уточнитьзначения этих слов.

Затем ведущий называет несколько профессий разныхтипов в соответствии с технологией Е.А.Климова (Человек –Человек, Человек –Техника, Человек – Природа, Человек – Знаковая система, Человек –Художественный образ). Например: врач, инженер-технолог, агроном, художник,программист.

2 этап

Ведущий предлагает участникам команд с учетом своейроли назвать максимальное количество позитивных и негативных характеристикпредложенных профессий. Важно предупредить игроков, что характеристикиназванных профессий должны быть кратко сформулированы  и обоснованы (Приложение2.2). (Перечень вопросов для составления краткой профессиограммы можно написатьна доске или раздать командам заранее приготовленные карточки с вопросами).

Для подготовки школьникам дается не более 5-и минут.За это время они могут посоветоваться друг с другом, навести необходимыесправки в заранее подобранной литературе.

3 этап

Затем команды поочередно представляют своихарактеристики профессий. За каждую обоснованную характеристику участникиполучают по 1 баллу. При этом задача ведущего – корректировать и дополнятьответы выступающих.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количествобаллов.

Обсуждение игры: В заключении ведущий обращается к играющим свопросами:

 — Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию?

 — Кому в команде она больше всего подходит и почему?

 — Что вас особенно привлекает в этой профессии?

Типичные трудности: Нередко при разборе профессий одна и та жехарактеристика рассматривается как положительная и как отрицательная (например,частые командировки привлекательны для одних и неудобны для других). В этомслучае команды должны привести в качестве примера жизненную ситуацию,подтверждающую их точку зрения. Одна из типичных ситуаций игры дана вПриложении 2.2. Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что часть ответов«Оптимистов» не соответствует действительности, а команда «Скептиков» показалабольшую осведомленность об особенностях работы журналиста.

Для того, чтобы представление учащихся Обь этойпрофессии было более определенным, ведущий задает несколько наводящих вопросовили сам перечисляет недостающие характеристики. В данном примере это могутбыть:

— творческая работа;

-ненормированный рабочий день;

— знакомство с достижениями науки, техники, культуры.

Диагностические возможности игры: С помощью описанной игры школьники учатсяобъективно анализировать различные профессии, учитывать их требования к человеку,задумывается над наличием у себя качеств, требуемых для выбранной профессии.

Обдумывая выбор профессии, полезно составитьпрофессиограмму своей предполагаемой профессии. Эта работа позволит глубжеузнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность. Составлениепрофессиограммы поможет определить и те профессионально важные качества,которые необходимо формировать или развивать у себя. Составляя профессиограмму,можно использовать статьи из энциклопедии «Мир профессий», различные справочники.

 

 

Приложение 2.1

Вопросы для составления краткойпрофессиограммы

 

1.    Какое значение имеетданная профессия для общества?

2.    Какой труд –автоматизированный, механический или ручной – в ней используется?

3.    Назовите объект труда,конечный результат работы.

4.    Охарактеризуйте условиятруда, режим работы.

5.    Назовите приблизительнуюзарплату специалистов, работающих по этой профессии.

6.    Предполагает ли даннаяпрофессия интенсивное общение с людьми?

7.    Имеет ли она медицинскиепоказания?

8.    Какими личными качествамидолжен обладать человек, выбравший эти профессию?

9.    Где ее можно получить?

 

 

Приложение 2.2

Пример типичной игровой ситуации при разборе профессии«Журналист»

 

«Оптимисты»                                                    «Скептики»

1. Работа, имеющая общественное       Трудности в полученииобразования                          

    значение                                            (большойконкурс, требование наличия

                                                                печатных работ)

2. Высокая зарплата                              Относительно невысокаязарплата

3. Командировки, дающие                    Частые командировки,

возможность многое увидеть             осложняющиеличную жизнь

4. Встреча с интересными людьми      Постоянное общение с людьми

5. Работа, не требующая                        Большая ответственность

ответственности

6. Использование современной             Нервные перегрузки

 техники

7.                                                              Авральная работа

8.                                                                                      Трудности,связанные с устройством                                  

                                                              на работу

 

 

ИГРА – ДИСКУССИЯ

«ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ»

 

Цель игры: Данную игру можно использовать на занятиях,посвященных вопросам профессионального и личностного самоопределения, а такжеосмыслению проблем реального российского общества, в котором выпускникам школыпридется искать для себя достойное место.

Цель данной игры – актуализировать в сознанииучастников необходимость осмысления проблемы справедливости (инесправедливости) в оценке труда разных специалистов, что является важнейшейосновой для развития чувства собственного достоинства человека в труде.

Условия проведения игры: Игра проводится с учащимися 8-11 классов, атакже может применяться при работе со студентами, слушателями различных курсови т.п. По времени она может занять от 40 минут до 1,5 часов и более. Желательноработать в аудитории, где есть обычная доска с мелом.

Процедура проведения игры:

1 этап

Каждый участник на отдельном листе бумаги рисуеттаблицу (Приложение 2.3). Ведущий показывает на доске, как лучше ее оформить.

В графах «Профессии» ведущий предлагает участникамвписать одинаковые для всех профессии – их и будут обсуждать в игре (в нашемпримере использованы следующие профессии: «уборщица в обычной больнице»,«уборщица в коммерческом банке» и «педагог-психолог»).

2 этап

В таблице каждый участник самостоятельно проставляет,сколько, с его точки зрения, работники этих профессий зарабатывают реально исколько они должны были бы зарабатывать по справедливости. Например, реальнаязарплата «уборщицы в больнице» — 700 рублей, «уборщица в коммерческомбанке» зарабатывает 1500 рублей, а «педагог-психолог»  — 1400рублей.

3 этап

Далее каждый участник в графе «Универсальныекритерии оплаты» выписывает то, что, по его мнению, должно стать основойдля справедливой оценки труда самых разных работников. Например: время работы,уровень образования, стаж, хорошие отношения с начальством.

4 этап

После этого ведущий может либо собрать листочки для последующего анализа (результаты такого анализа можно было бы сообщить учащимсяпосле небольшого перерыва, или сравнить с мнениями и оценками участников игрыуже после ее завершения), либо оставить листочки участникам, чтобы они моглиопираться на свои оценки и критерии в ходе дальнейшей работы.

 

Возможные варианты продолжения работы сгруппой

 Первый вариант:

1.    Ведущий, постояннообращаясь к участникам, спрашивает, какие оценки и какие критерии вписать втаблицу на доске? При этом у участников могут быть разные мнения. Задачаведущего – не навязывать своих мнений и оценок, а организовывать совместноеобсуждение. Роль ведущего на данном этапе – быть «статистом», задающимуточняющие (или даже провоцирующие) вопросы и кратко отражающим на доске мнениебольшинства.

2.    После того, как общимиусилиями обозначены «Универсальные критерии», по каждому критерию оцениваетсякаждая профессия с точки зрения «справедливой оплаты труда». Например, текритерии, которые значимы, помечаются знаком «Х», а потом соответствующие баллыумножаются на 2.

Представленная информация была полезной?
ДА
57.96%
НЕТ
42.04%
Проголосовало: 892

3.    Далее по каждой профессиипросчитывается итоговый балл, что позволяет сравнить несколько профессий исоответственно, сравнить полученные результаты с «реальными» зарплатами данныхработников.

Второй вариант:

1.    Участники делятся намикрогруппы (по 5-7 человек), в каждой микрогруппе обсуждается свой варианттаблицы (она заполняется общими усилиями с соответствующим обсуждением).

2.    Затем представители откаждой микрогруппы делают краткие локлады, которве сравниваются и обсуждаютсяуже всеми участниками игры-дискуссии.

 

Обсуждение игры

Игра не предполагает строгой, «объективной» и темболее «снова окончательной» оценки значимости труда работников разныхпрофессий. ЕЕ смысл – актуализировать саму проблему справедливости зарплаты,ведь именно чувство справедливости является важнейшей основой для развитиячувства собственного достоинства человека в труде.

Часто оказывается так, что профессии, реальнооплачиваемые заметно ниже других, «по справедливости» признаются наиболееважными и требующими значительного увеличения заработков. Можно выразить всеэто в пропорциях, более наглядно показывающих абсурдность реальной ситуации,связанной с оплатой труда.

Первый вариант игры бывает достаточно сумбурным, но зато позволяетучастникам выразить свое отношение к проблеме на только «рассудочно», но и«эмоционально-чувственно», что для рефлексии своей позиции не всегда бываетплохо.

Для организации второго варианта игры важно всерассчитать по времени: обсуждение в микрогруппах и доклады должны быть строгорегламентированы. Очень важно компактно отражать основные идеи каждоймикрогруппы, для чего лучше выписать их на доске (для каждой микрогруппыотдельно).

Диагностические возможности игры

В ходе обсуждения могут возникать довольно интересныеи даже противоречивые (парадоксальные) критерии оценивания «вклада» различныхработников и оценки их труда. Условно можно выделить следующие «линиипротиворечия» при выделении и обсуждении подобных критериев:

1. Творческий характер труда, с одной стороны,и монотонный, рутинный труд, с другой стороны. Многие хотели бы считатьсебя «творцами», но ведь кто то выполнять примитивную работу. И далеко невсегда занимаются такой примитивной работой люди с невысоким уровнеминтеллекта. Тогда спрашивается: быть может, благородным и умным людям надоплатить повышенную плату за то, что они тратят свои таланты на рутинный, нообщественно-полезный труд, не реализую свой творческий потенциал? И наоборот,те, кому посчастливилось выполнять творческую работу, уже этим должны бытьсчастливы, и их заработок должен быть меньше.

2. Труд, явно полезный для общества, с однойстороны, и общественно-презираемый, но пока еще (на данном этаперазвития общества) реально необходимый многим, с другой стороны. Например,«труд» проститутки, который все «презирают», но услугами которой нередкопользуются.

3. Труд, признаваемый большинством людей в качестве«полезного», с одной стороны, и труд, который с точки зрения большинства«бесполезен», хотя объективно он и способствует общественному развитию.Например, труд ученого теоретика большинством современников явнонедооценивается, хотя избранные специалисты (которых очень мало) этого ученогосчитают гением. Если уж человек хочет хорошо зарабатывать и хорошо жить, то емуследует заняться тем, что «понятно» большинству и может быть ими по-настоящемуоценено. Если же высококлассный специалист (гений культуры) позволяет себетакую «роскошь», как опережать в творческом развитии большинство своих современникови соотечественников, то, быть может, и расплачиваться за это он долженмаленьким заработком и неизвестностью?

4. Труд, невысоко оцениваемый в данном обществе илина данном предприятии, с одной стороны, и этот же труд, но высокооцениваемый в другом обществе (государстве) или на другом предприятии, сдругой стороны. Быть может и получать должен больше тот работник, которыйсумеет найти организацию (или государство), где его труд больше и лучшеоценивают?

5. Плохой работник, научившийся выгодно «продавать»себя на рынке труда, и, соответственно получающий большую зарплату, с однойстороны, и отличный профессионал, который не умеет «выгодно продавать» себяна рынке труда, и, соответственно получающий, маленькие деньги, с другойстороны. Быть может так и должно быть, ведь важен не сам труд, а как онпродается…

Естественно, выделенные выше парадоксы на рынке трудапредназначены не для дискредитации честного и квалифицированного работника, алишь для провоцирования открытой дискуссии. В такой дискуссии главной задачейведущего (психолога) является не формирование у ребят правильной точки зрения,а формирование самой готовности к обсуждению проблемы справедливости в оценке иоплате труда.

 

Приложение 2.3

Пример заполненной таблицы

Коэффициент значимости

(Х2)

Универсальные критерии оценки справедливой оплаты труда

Профессии для сравнения

Уборщица в больнице

Уборщица в коммерческом банке

Педагог-психолог

в школе

Соотношение «реальных» заработков и заработков «по справедливости»

700 — 3000

1500 — 2000

1400 — 6000

Х2

Время, затрачиваемое на работу

5х2=10

4х2=8

5х2=10

 

Требуемый уровень образования работника

3

2

5

 

Нервные затраты

4

2

5

Х2

Физические затраты и профвредность

5х2=10

3х2=6

2х2=4

 

Возможности организации для поощрения сотрудников

1

5

1

 

Стаж, требуемый для хорошего освоения работы

3

2

5

 

Мало желающих работать (нужна дополнительная мотивация работников)

5

2

3

 

Х2

Высокая ответственность

4х2=8

3х2=6

5х2=10

 

Творческий характер труда

2

2

4

 

Необходимость спец. подготовки в домашних условиях

1

2

4

 

ИТОГО

47

35

51

 

Соотношение в % зарплат «по справедливости» (за 100% — профессия, набравшая наибольший балл)

92,1%

68,6%

100%

 

Соотношение в % «реальных» зарплат (за 100% — профессия, реально оплачиваемая выше других)

46,7%

100%

93,3%

 

 

ИГРА «ОСТРОВ»

Цель игры: Знакомство с потребностями рынка труда, значимостьюразличных профессий в жизни общества, проблемой непрестижных профессий. Играпозволяет школьникам лучше осознать свою гражданскую и нравственную позицию.

Игра может быть использована в рамках курса «Человек.Труд. Профессия.»

Условия проведения игры

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. Время наигру – 40 мин. Для проведения игры необходима классная доска, на которойфиксируются высказывания школьников, отражается результат группового решения.

Процедура проведения игры

Игра не требует явно выраженного подготовительногоэтапа.

1 этап

Для настроя школьников на игру можно предложить имвзять свои стулья и сесть вокруг ведущего полукругом. Само перемещение, тесноерасположение полукругом лучше позволяет войти школьникам в ситуацию игры. Затемведущий произносит инструкцию: «Представьте, что все мы «чудом» попали назаброшенный остров, где-то в южных широтах. Когда нас спасут, неизвестно. Переднами стоят две задачи: первая – выжить, вторая – остаться при этомцивилизованными людьми. За 40 минут мы должны доказать самим себе, что способнырешить эти задачи. Я, как старший из вас, буду руководителем, но сразу хочуустановить в нашем сообществе демократию. Итак, ваши предложения».

2 этап

Школьники предлагают то, что необходимо для выживания(обычно это: постройка жилья, организация питания и т.д.), а ведещий записываетвсе предложения на доске в столбик.

3 этап

Далее все предложения обсуждаются, в результате чегоостаются наиболее важные. Все это заносится в таблицу на классной доске.Желательно 2 и 3 этапы (вместе) закончить в течение 5-10 минут.

4 этап

Когда установлен перечень «работ», необходимых длявыживания, следует, исходя из общего количества играющих (в том числе иведущего), определить, сколько человек необходимо для каждой «работы».Определяется это в ходе совместного обсуждения, а ведущий выписывает на доскепротив каждого вида «работ» названное количество «работников». Время на этап –3-5 минут.

5 этап

Далее ведущий предлагает поднять руки тем, кто хотелбы выполнять ту или иную работу (в соответствии со списком выделенных работ),и, не зависимо от требуемого количества, выписать число желающих на доске. Какправило, всегда возникает некоторое несоответствие требуемого и желаемого. Есливремени на игру мало, то после данного этапа можно организовать обсуждение.

6 этап

Ведущий объявляет, что «его поразила неизвестнаяболезнь, и через 3 минуты он умрет». За это время необходимо срочно создатьиз школьников Совет, который будет организовывать дальнейшее выживание. Тут жерешается вопрос о количественном составе Совета и о конкретных кандидатурах.

7 этап

«Умирая», ведущий заявляет, что превращается в «злогодуха», который абсолютно неуязвим и при этом может принести немало бед и трудностейдля дальнейшего выживания группы. Сказав это, ведущий предлагает Советуорганизовать дальнейшее выживание, решить нерешенные вопросы, а сам уходит напоследнюю парту и некоторое время не вмешивается в игру.

8 этап

Совет учащихся пытается организовать выживание(добиться соответствия требуемого и желаемого числа работников, организовать«работу» в конкретных рабочих группах в виде обсуждения предстоящих дел ит.д.). В зависимости от успешности работы Совета, ведущий может несколькоосложнять его работу, — например:

— с помощью ветров, ливней осложнять работу некоторыхрабочих групп;

— пригрозив эпидемией, подсказать необходимостьсооружения санитарно-гигиенических объектов (выход на не престижные профессии)и т.д.

Если Совет плохо справляется со своими обязанностями,то такое вмешательство ведущего может и не потребоваться.

9 этап

За 5-7 минут до конца урока ведущий объявляет опрекращении игры.

 

Обсуждение игры

Если обсуждение не удается организовать на этом уроке,можно перенести его на другое занятие. Начинается обсуждение с вопроса: «Удалосьли нам выжить?» или «Остались ли мы цивилизованными людьми?».Отвечая, школьники должны кратко обосновать свое мнение. Ведущий может также исам ответить на эти вопросы. Обращаясь к теме «Потребности рынка труда»,целесообразно использовать таблицу (требуемого количества и желающих по разнымвидам работ), которая была составлена в ходе игры. Наглядность таблицыпозволяет ведущему, почти не комментируя ее, подтвердить главную проблему:несоответствие желаний молодых людей и реальных потребностей общества. Так какв игре фактически моделируется общество, можно легко перейти от игры кпроблемам, характерным для общества. Примечательно, что иногда в ходе игрыобразуются группы, принципиально не участвующие ни в каких работах.

Диагностические возможности игры

Игра позволяет дать ориентировочную оценку готовностишкольников подчинить себя решению общей задачи, их понимания необходимостивыполнять разные, даже не престижные работы.

Типичные трудности

Данная игра достаточно богата своими возможностями, ипоэтому есть риск увлечься каким-либо аспектом игры (обсуждение конкретныхработ, увлечение географическими деталями острова, борьба с «тунеядцами» ит.д.) и потерять главную линию игры – обеспечение конкретных потребнотей длявыживания. Поскольку многие вопросы выживания решаются коллективно, ведущийдолжен следить за дисциплиной, целесообразно ввести правила обсуждения:

·       Хочешь сказать – поднимируку;

·       Один говорит – все молчат;

·       Время высказывания – неболее 15-20 секунд.

Чтобы ведущему меньше стоять спиной к классу,многочисленные записи на доске можно поручить одному из учащихся.

 

Перспективы использования игры

Следует заметить, что независимо от данной игры,существуют игры, построенные на аналогичном принципе: организация взаимодействияна необитаемом острове, организация создания театра, музея, предприятия…

Вариациями данной игры могут быть дополнительныеусложнения инструкции:

·       «… на островесуществует дикое племя, с которым необходимо поддерживать контакт».

·       «… случайно на островеобнаружены орудия труда и механизмы, которые нужно наиболее эффективноиспользовать» и т.д.

При наличии большего времени в ходе игры можнообсуждать соответствие качеств учащихся требуемым работам и даже организоватьигровые группы «подготовки кадров».

 

ИГРА «ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ»

Цель игры: знакомство с требованиями при приеме в учебныезаведения или на работу (тогда игру боле правильно было бы назвать «Отделкадров»).

Условия проведения игры

Игра рассчитана на учащихся 9-11 классов, а также наабитуриентов. В игре могут участвовать от 3 до 10 человек. Для игры необходимоиметь справочную литературу («Справочник для поступающих в вузы, ссузы, ПУ иПЛ»), а ведущий должен знать условия поступления (с целью учебы или работы) вконкретное учебное заведение или на предприятие.

Процедура проведения игры

1 этап

Ведущий знакомит участников с общей инструкцией: «Всевы скоро будете куда-то поступать: в училища, техникумы, вузы, устраиваться наработу.  Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужносдавать никаких экзаменов, а нужно пройти собеседование с членами приемнойкомиссии, которая и решить, зачислять Вас или не зачислять. В нашей игре будет«приемная комиссия» и «поступающие». Посмотрим, многим ли удастся поступить?».

2 этап

Выбирается приемная комиссия из 2-5 человек (взависимости от количества учащихся) и решает вопрос, какое учебное заведениебудет представлено в игре. Ведущий может предложить наиболее престижное учебноезаведение или, наоборот, наименее престижное, сказав, что в следующихпроигрываниях будут другие учебные заведения.

3 этап

Подготовка к игре. Члены приемной комиссии знакомятсяс учебным заведением (читают рекламные проспекты, профессиограммы основныхпрофессий, заранее подготовленные ведущим) и вырабатывают главные критерииотбора, например:

·       Знание будущей профессии;

·       Желание учиться в данномучебном заведении;

·       Способности к обучению;

·       Поведение;

·       Воспитанность и т.п.

Ведущий предлагает остальным учащимся подумать, какстоит себя вести на собеседовании, чтобы повысить свои шансы поступления вданное учебное заведение. Время на подготовку может занять от 5 до 10 минут.

4 этап

Учащиеся по очереди пробуют поступить в учебноезаведение. На одну попытку дается от 5 до 15 минут, в зависимости от числаиграющих.

Обсуждение игры

Оценивается правильность действия членов «приемнойкомиссии» и «поступающих». Ведущий должен сказать учащимся, какова реальнаяситуация при поступлении в данное учебное заведение.

Диагностические возможности игры

Выявляются знания об условиях поступления, обучения,возможность работы после окончания того или иного учебного заведения или приустройстве на работу.

Типичные трудности

Учащимся гораздо интереснее попробовать «поступить» впрестижный вуз, чем в профессиональное училище. Желательно дать школьникамвозможность попробовать свои силы на разных учебных заведениях, но при этомведущий должен следить за строгостью отбора в трудное (в отношении поступления)и престижное учебное заведение.

Перспективы развития игры

Большие возможности совершенствования игры – в болеекачественной подготовке членов приемной комиссии. Можно устроитьсоревновательную игру, когда выбираются два разных учебных заведения, двеприемные комиссии, которые по очереди организуют прием. Выигрывает та комиссии,которая совершила меньше ошибок, а саи ошибки определяются при обсуждении игры.Перспективно также давать членам комиссии большее время на подготовку,например, после выбора комиссии перенести игру на следующий день.

 

 

 

ИГРА «ПОСТУПАЕМ В ВУЗ»

(детско-родительская игра)

Эта деловая игра предназначена для учащихся 10-хклассов и их родителей. Проводится она в конце учебного года. К этому времениребята, как правило, уже имеют приблизительное представление о том, какуюпрофессию они хотят получить после школы. Но четкой, продуманной стратегиипоступлении в учебное заведение у молодых людей пока нет. Как правило,профессиональное самоопределение – это дело не только ученика, но и всей егосемьи. Родители так или иначе влияют на профессиональный выбор своих детей.Поэтому другой задачей этой игры является согласование представлений учащихся иих родителей о профессиональном будущем старшеклассника.

Процедура проведения игры

1 этап (разминка)

Дети и родители входят в зал и садятся в общий круг (водной половине круга – родители, а в другой — дети). Каждый участник получаетбейджик, на котором написано его имя.

В качестве разминки ведущий просит взрослых продолжитьфразу: «Когда я думаю о поступлении в вуз …». Эта процедура помогаетучастникам почувствовать общность переживаний.

2 этап (определение степени готовности)

Следующее упражнение выполняется детьми и родителямиотдельно друг от друга. Каждый участник получает бланк, выполненный на половинекруга (тексты отдельно для детей и родителей см. в Приложении 3.10).

Заполнив бланк, дети объединяются с родителями исравнивают, насколько совпали их ответы. Ведущий просит каждую семью сказать остепени совпадения ответов и, если они не совпали, прокомментировать возможныепричины такого рассогласования.

Задача ведущего – так построить анализ ответов, чтобыне спровоцировать конфликт между детьми и родителями. Для этого все возможныеварианты ответов должны получить положительную оценку психолога.

3 этап (первые шаги)

Участники вновь объединяются в общий круг, при этом ихместоположение в нем уже не играет существенной роли.

Ведущий составляет общий перечень профессий, выбранныхучениками данного класса. Из этого списка выбираются 4-5, наиболее популярных вданном коллективе.

Далее все участники разбиваются на группы впроизвольном порядке. Число групп должно соответствовать количеству выбранныхпрофессий. Каждая группа получает карточку с названием одной из этих профессий.Задача участников – подготовить памятку о том, что нужно сделать, чтобыполучить данную специальность (профессию).

Для составления памятки группам можно предложитьсписок вспомогательных вопросов:

1.    Какими личными качествамидолжен обладать человек, выбирающий эту профессию?

2.    Какова должна быть егосредняя учебная успеваемость?

3.    Какие учебные предметыявляются приоритетными для этой профессии?

4.    В каких вузах готовяттаких специалистов?

5.    Какие шаги необходимопредпринять, чтобы наверняка поступить в этот вуз?

4 этап (распределение ответственности)

Затем, ознакомившись с результатами работы мини-групп,участники вновь объединяются для совместной деятельности.

Теперь участникам необходимо составить общую«памятку»для поступления в вуз. Для этого, основываясь на итогах работы группы,выбираются те шаги, которые нужно сделать обязательно. Когда необходимые шагивыбраны, определяется их последовательность. Пример «памятки» приводится вПриложении 3.11.

5 этап

После того, как «памятка» будет готова, ведущий проситучастников снова разбиться на 2 группы: группу детей и группу родителей.

Каждой группе предстоит проанализировать все пункты«памятки» и распределить ответственность за их реализацию между детьми ивзрослыми. При этом дети отмечают, за что, по их мнению, должны отвечатьродители. Родители же отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать дети. Наэту работу дается 15-20 минут.

6 этап

Группы детей и родителей вновь объединяются. Теперьучастникам предлагается против каждого пункта «памятки» поставить отметку отом, кто является ответственным за его реализацию (ребенок или взрослый).

Дети и взрослые по очереди говорят, какуюответственность они хотят возложить друг на друга. Например, дети считают, чтопоиск репетиторов – это дело родителей. Если родители согласны, то в «памятке»напротив данного пункта появляется слово «родители». Если родители не согласны,то – слово «дети».

Обсуждение игры

Для проведения завершающего этапа деловой игрыучастники проводят обсуждение важных вопросов в кругу своей семьи.

Затем ведущий предлагает каждой семье заполнитьитоговый бланк (Приложение 3.12), а потом все участники обмениваютсявпечатлениями об игре.

Многие семьи после этой игры говорят о своем желанииприйти на индивидуальную консультацию к психологу.

 

 

 

 

Приложение 3.10

Текст для детей

(2 этап игры)

Я поступаю в вуз_______________________________________________

                                              (написать название вуза)

Я выбираю профессию__________________________________________

                                               (написать, какую)

Степень моей готовности к поступлению в вуз

*_____________________________________________________________________________________*

минимальная                                                                                                                        максимальная

                                                     (поставить знак на отрезке)

Минимальная – я абсолютно не представляю, что нужно сделать дляпоступления в вуз.

Максимальная – я уже сделал все необходимое и уверен, сто поступлю.

 

Текст для родителей

Мой ребенок поступает в вуз_____________________________________

                                                     (написать название вуза)

Мой ребенок выбирает профессию________________________________

                                                             (написать какую)

Степень готовности ребенка к поступлению в вуз

*____________________________________________________________*

минимальная                                                                                                                       максимальная

                                           (поставитьзнак на отрезке)

Минимальная – я абсолютно не представляю, что нужно сделать длятого, чтобы мой ребенок поступил в вуз.

Максимальная – я уже сделал все необходимое и уверен, что мойребенок поступит в вуз.

 

Приложение 3.11

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ

1.    Выбрать профессию.

2.    проанализировать, какиеличные качества необходимы человеку для того, чтобы быть успешным в этойпрофессии. Соотнести это с возможностями старшеклассника.

3.    Определить приоритеты вучебных предметах, направить силы на эти основные предметы.

4.    Выяснить, в каких вузахможно получить эту специальность.

5.    Выяснить, каковы условияпоступления в эти вузы.

6.    начать заниматься либо насоответствующих курсах, либо с репетиторами.

7.    выбрать конкретный вуз дляпоступления.

8.    Собрать информацию обособенностях обучения в этом вузе.

9.    Успешно сдатьвступительные экзамены.

 

 

 

 

Приложение 3.12

 

ИТОГОВЫЙ БЛАНК

1.    Я выбираю профессию (написатькакую) ____________________________________________________________

 

2.    Мои индивидуальныеособенности идеально соответствуют требованиям профессии

или

Мне предстоит поработать надсобой, чтобы привести в соответствие мои индивидуальные особенности стребованиями профессии (ненужное зачеркнуть)

3.    Я поступаю в вуз (написатьназвание вуза) ____________________________________________________________

 

4.    Эту профессию я могуполучить в таких вузах, как____________________________________________________________

 

5.    Для того, чтобы поступитьв выбранный мною вуз, мне нужно предпринять следующие шаги (написать втаблице какие):

 

Этапы подготовки

сСтепень реализации в настоящее время («+», «-»)

Ответственный за этот шаг в нашей семье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИГРА «КОРОВА»

Цель игры: По сути, выбор профессии – это решение, котороепринимает человек. Принимая решение, человек на основе анализа выбирает путьдля дальнейшего развития и совершенствования. Речь идет не только о выборепрофессии, но и прогнозировании того, что ждет каждого дальше, после того, какон начнет учиться или работать. Целью данной игры является развитие умений попринятию решения в процессе группового взаимодействия. Игра дает возможностьвсей группе принять совместное единое решение, а при анализе процесса принятиярешения освоить алгоритм такого принятия.

Условия проведения игры:

Игра предназначена для учащихся старших классов. Игружелательно проводить в группе из 12-15 человек. Игра со всем классом займетнамного больше времени и при этом будет менее эффективной, (т.к. главноеусловие игры состоит именно в том, чтобы каждый участник группы имелвозможность высказать свое мнение по поводу решения задачи).

Процедура проведения игры

1 этап

После небольшого вступления (о целях игры) ведущийпредлагает участникам приступить к работе.

Инструкция: «Сейчас мы будем решать задачу.Прослушав ее условие, каждый из Вас самостоятельно, без обсуждения, решит ее вуме. Ответ вы сохраните в тайне до того момента, пока все решат задачу».

Условие задачи необходимо прочитать несколько раз,чтобы каждый его запомнил. Читать следует целиком, чтобы не сделать невольныхподсказок.

Условие задачи: «У фермера была корова. Он продал ееза 6 тыс. долларов. Взяв ссуду в банке в размере 1,5 тыс.долларов, он купилдругую корову, более продуктивную, за 7,5 тыс.долларов. Прошло некоторое время,и эта корова не стала удовлетворять его требованиям. Но цены на рынке в тотмомент были выше, и он продал ее за 8 тыс.долларов. Затем цены несколько упали,и он купил хорошую корову за 7,5 тыс.долларов. По каким-то причинам через годон решил окончательно порвать с фермерским хозяйством и продал корову за 10тыс. долларов, поскольку цены стали опять высокими. С каким результатом онвышел из всех сделок – с убытком, прибылью или с тем же капиталом? Во сколькораз (в тыс.долларах) оценивается результат?»

2 этап

После того, как каждый из участников решит задачу,ведущий спрашивает о полученных результатах. Все участники делятся на группыв соответствии с полученными ответами. Если у всех ответы разные, то группысоставляются по принципу наибольшей близости результатов (оптимальноеколичество – 3-5 групп, не менее 2-3 человек в каждой). Далее дается инструкциягруппам.

Инструкция группам: «Вы должны разработать совместныйплан убеждения других групп в собственной правоте».

После того, как планы разработаны и ведущийпочувствовал, что группы могут работать согласованно, каждая из групп поочереди выступает со своими доводами. При этом лучше начинать не с той группы,у которой результат наиболее правильный. Выступающих в ходе доказательств прерывать нельзя.

Ведущий выясняет, не переменил ли кто-либо изучастников своей точки зрения. Если такие есть, то они подключаются всоответствующие группы.

Затем начинается дискуссия, в которой каждая группапытается убедить других в правильности своего результата. В итоге все должныприйти к единому результату.

Обсуждение игры

Обсуждение происходит в форме усвоения алгоритмапринятия решения с опорой на примеры решения задачи «Корова».

Объяснение ведущего: «Человек часто оказывается вситуации выбора: поступать в вуз или идти работать; какой факультет выбрать;выйти замуж или продолжить учиться; поступать в аспирантуру или идти работать ит.д. Таким образом, человек оказывается в ситуации принятии решения.  Для оченьмногих подобная ситуация оказывается стрессовой. Причиной такого отношения кнеобходимости принимать решения является, с одной стороны, то, что человекустрашно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой стороны – онпросто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало егоинтересам и целям. Поэтому простое знание некоторых правил уже во многом облегчаетпринятие решения. Каковы же эти правила?

Процесс принятия решения исследователиразделяют на несколько этапов (Приложение3.13).

Особо хотелось бы обратить ваше внимание нато, что истинное решение никогда не ведет к тупику. Оно должно создавать человекувозможности для дальнейшего развития».

Диагностические возможности игры

Обсуждение хода решения задачи может вестись по двумтемам: алгоритм принятия и межличностное взаимодействие в процессе убеждения.Решение задачи дает возможность участникам группы понять свои особенности не вформальном, а в деловом общении. Участники группы смогут лучше понять отличиеделового общения от неформального, если ведущий расскажет им об основахтранзактного анализа и ролях «Родитель, взрослый и ребенок».

 

Приложение 3.13

 

Этапы процесса принятия решения

1.    Сбор возможныхвариантов решения. Наэтом этапе задачей человека становится сбор как можно большего числа возможныхвариантов – глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собойоснову и не имеющих. Все идеи лучше записывать и подвергнуть первичномуанализу.

2.    Сбор информации покаждому варианту решения.Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять илиотвергнуть пути решения проблемы. На этапе сбора информации некоторые идеи ужеотвергаются.

3.    Исследование шансовуспешности в каждой альтернативе. На этом этапе человек ищет ответ на вопрос: «Могу ли яна деле осуществить данный вариант?».

4.    Связь каждойальтернативы с целями и ценностями человека. Иногда наиболее успешный путь решения конкретнойпроблемы не соответствует общим принципам человека, его этическим нормам ижизненным целям. Поэтому на данном этапе идут поиски такого решения, которое быучитывало данные факторы.

5.    Разработкаконкретного плана действий иопределение факторов, способствующих и препятствующих данному варианту решенияпроблемы.

6.    Формулировка планадействий для новых возможностей и нового развития. Это очень важный этап принятия решения.Человек должен всегда иметь перспективные цели, только в этом случае егоразвитие не остановится. Поэтому решать частные проблемы необходимо в руслеперспективного развития, и их решение не должно препятствовать развитию.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
57.96%
НЕТ
42.04%
Проголосовало: 892

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет