X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Темавыступления:

«Организация самостоятельной работы на уроках математики в 9классе»

 

Автор составитель: Черных Елена Викторовна, учитель математики

 

«Знания только тогда знания,когда они приобретены усилиями своей мысли».

Л.Н. Толстой

 

Работая в школе, я давно поняла, только самостоятельно работая,учащиеся приобретают знания.

В наше время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдаетсянебывалый рост объема информаций. От каждого человека требуется высокий уровеньпрофессионализма и такие деловые качества, как предприимчивость, способностьориентироваться, быстро и безошибочно принимать решение. А это не возможно безумения работать творчески. Математика является наиболее удобным предметом дляразвития творческих способностей учащихся. Этому способствует логическоепостроение предмета, чёткая система упражнений, для закрепления полученныхзнаний и абстрактный язык математики. Самое сложное, в математике научитьрешать задачи. Математика учит аргументировать, выделять главное, существенное,умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий,делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретныхвопросов. Поэтому в своей работе стараюсь обучать школьников разумнойорганизации своего труда методом самообразования. Сущность самостоятельнойработы состоит в том, что она выполняется учеником без непосредственногоучастия учителя, но по его заданию и под его управлением и контроля.

Самостоятельные работыдолжны преследовать следующие цели:

1. Формирование идальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения;

2. Развитие мышления;

3. Поддерживаниеинтереса к деятельности учащихся;

4. Развитие качествтворческой личности, таких, как познавательная активность, упорство вдостижения цели, самостоятельность;

5. Регулярный контрольуспеваемости учащихся по предмету.

Важно научить ученикаприёмам выполнения домашнего задания, устно и письменно; проводитьиндивидуальную работу с отдельными учениками по развитию самостоятельностиучащихся во внеурочное время.

Важнейшим направлениемповышения качества обучения является совершенствование самостоятельнойпознавательной деятельности учащихся. Чтобы преподаватель мог активновмешиваться в процесс учебного познания и управлять им, необходимо:

1) разнообразить методыобучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся науроке;

2) совершенствоватьформы и методы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся;

3) осуществлятьиндивидуальный подход к учащимся.

В связи с этим можновыделить следующие виды самостоятельная работа. на уроках математики:

1. предварительныеработы, подготавливающие к изучению новых

знаний;

2. работы, организуемыес целью изучения нового материала;

3. работы, нацеленныена повторение, закрепление знаний;

4. работы, организуемыес целью применения знаний и формирования умений;

5. обобщающиесамостоятельные работа.;

6. проверочныесамостоятельные работа.

Виды обучающихсамостоятельных работ, которые использую на уроках математики.

1.Самостоятельнаяработа с предварительным разбором. Даётся подробный разбор задачи или упражнениясо всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работыпредлагается подобная задача.

2.Решение задач споследующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затемпроверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом поэтапно выясняетсяосмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов.

3.Многовариантноезадание с готовыми ответами. Эти работы помогают быстрому установлению обратнойсвязи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.

4.Математические диктантыс самопроверкой.

5.Работа по заданномуалгоритму приучает учащихся к чёткому, последовательному выполнению задания,целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

Особенность фронтальнойформы организации самостоятельной деятельности учащихся состоит в следующем:

1. все учащиесявыполняют общие задания;

2. используются общиеприемы организации и руководства действиями учащихся.

Главное преимуществофронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективныеустремления к общей цели, решение единых задач, побуждение учащихся ксотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты могут успешно обсуждатьсявсеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенноевлияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес иактивность учащихся.

Групповая формаорганизации самостоятельная работа. Благоприятные условия для сотрудничествасамих учащихся, для коллективного взаимодействия. Работа в группе — этовозможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается и в школе, и всемье. Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся -работа в парах постоянного состава.

Домашняясамостоятельная работа по математике содействует вооружению учащихся умениемсамостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть вкурсе успехов школьника.

Упражнения должныотличаться простотой, краткостью математического языка. Начинать работу следуетс более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложному.

Для развивающегообучения большое значение имеет проблема развития творческого мышления ребенка,поэтому в самостоятельной работе можно включить следующие виды заданий:

1) придумать задачу сданными числами;

2. придумать как можнобольше задач с данными числами;

3. придумать несколькоразличных задач, имеющих данное решение;

4) придуматьаналогичную задачу, не имеющую данного решения;

5. придумать, возможно,большее число вопросов к данному условию задачи;

6. придумать, возможно,большее число условий к данному вопросу задачи.

Основная цель обучения — научить каждого ученика самостоятельно добывать знания,формировать навыки. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости отсвоих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так какуровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на урокахпри коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборезаданий. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью математического языка.Начинатьработу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к болеесложному.

1. Методы работы:

— устный

— словесно – графический

— наглядный

— практический

Средства:

— таблицы и учебные схемы, модели;

— чертёжные инструменты;

— карточки для устной и письменной работы;

— дополнительная и справочная литература.

Виды:

Самостоятельные работы подразделяю: на обучающие и контролирующие,на творческие и репродуктивные, устные и письменные, на общие, групповые ииндивидуальные, на классные и домашние. Из своего опыта я хочу выделитьследующие способы организации самостоятельных работ:

•        По образцу

•        По инструкции иалгоритму

•        По готовымсхемам, чертежам, графикам

•        С указанием крешению

•        Вариативные

•        С промежуточнымизаписями

•        Математическиедиктанты

•        Лабораторныеработы

•        Тестовые опросы

•        Экспресс-диктант

•        Опрос эстафета

•        Опрос игра

•        Работа сучебником и со справочной литературой

•        Работа свзаимопроверкой и самопроверкой

•        Эвристические

•        Сочинения

•        Рефераты

•        Доклады  

Я думаю, что перечень самостоятельных работ нельзя считатьзавершенным всё зависит от творчества учителя. Приведу краткие пояснениянекоторых из них:

Самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или накарточке. Учащиеся выполняют аналогичное задание с измененными данными цельработы: закрепление изученного материала, например, формул, решение типовыхзадач.

Вариативная (управляемая) самостоятельная работа

Обычно состоит из 3-4 последовательных заданий, где решениекаждого последующего опирается на результат предыдущего. Учащиеся, решив первыйпример, сверяют результат с ответами ко всем примерам. Если ответ не совпадает нис одним, то учащийся возвращается к решению, исправляет ошибку и только тогдаприступает к решению второго примера. Такие работы развивают внимательность исамоконтроль.

Математический диктант:

Давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Он можетносить как контролирующий, так и обучающий характер. Математический диктантпредусматривает несколько заданий. Текст вопросов, легко воспринимаемый наслух, требует краткого ответа и несложных вычислений. Для проведения диктантаможно использовать звукозаписи, что позволяет проводить двух вариантныедиктанты (например, мужской голос читает I в., женский II в) это дает время навыполнения задания учащимся одного варианта, пока другой вариант слушает своезадание.

Экспресс-диктант

Проводится как обычный диктант, но ответы записываются учащимися вдвух экземплярах (под копирку). Контрольный экземпляр сдается преподавателю, пооставшемуся экземпляру идет фронтальная проверка. Достоинством такой работыявляется быстрая обратная связь.

Самостоятельная работа с выборочной системой ответа

Заключается в том, что предлагаемым вопросам или примерам даютнесколько вариантов ответа, из которых учащиеся выбирают верный. Для уменьшениявероятности угадывания ответа применяются некоторые методы усовершенствованиясистемы:

•        Последовательноепредъявление вариантов ответа.

•        Введениедополнительных пунктов ответа «не знаю», «правильного ответа нет»

•        Мотивировка квыбранному ответу.

•        Увеличенныйвыборочный набор настолько большой, что угадывание практически невозможно.

Опрос-эстафета

Проводится как соревнование трех команд. По указанию учителяучащиеся выходят по одному из команды, выполняют часть примера своего вариантаи передают «эстафету» следующему по команде.

При оценке учитывается не только скорость выполнения задания, но икачество решения. Такие работы вызывают интерес и активизируют работу учащихся.Для активизации работы учащихся с успехом применяю работы – пяти минутки,проводимые в начале урока, для установления рабочего настроя учащихся или вконце урока для подведения итогов занятия. Такие самостоятельные работызначительно повышают внимание учащихся на уроке.

Творческие самостоятельные работы

Включающие возможность решения задач несколькими способами, составлениезадач и примеров самими учащимися и т.п. наиболее важны из всех видовсамостоятельных работ.

Виды проверки:

1.        Предварительная

2.        Текущая

3.        Периодическая

4.        Итоговая

Активноесамостоятельное познание возможно лишь для того ученика, который умеет работатьс учебником (с книгой). Вместе с тем учебник как источник информации имеет рядпреимуществ. Наличие заголовков (глав, параграфов), шрифтовых выделений,чертежей, графиков облегчает ученику возможность видеть основные идеи. Математическийтекст, представляет особые трудности для понимания. Чтобы научить учениковработать с учебной математической книгой, учителю следует использоватьобращение к математическому тексту (как прием в сочетании с другими видамисамостоятельных работ), к выполнению практических упражнений в учебнике.                                                                                                                                        

Дифференциацияработы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагаетсяразличий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняютодинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другиесамостоятельно.

Обычно работаорганизуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся сзаданием, уясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети(чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания.Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенныйобразец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бываетдостаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работатьсамостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно этодети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), все заданиеполностью выполняют под руководством учителя. Этап проверки проводитсяфронтально.

Таким образом, степеньсамостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельнаяработа, для 2-й – полусамостоятельная, для 3-й – фронтальная работа подруководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следуетприступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут влюбой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Приведу пример, какорганизуется работа над составной арифметической задачей.

1этап. Обучающиесязнакомятся с текстом задачи. После этого часть детей приступает к еесамостоятельному решению. Им может быть дано дополнительное задание, например,придумать аналогичную задачу.

2 этап. Анализ текстазадачи под руководством учителя: выделение данных, искомого, установлениесвязей между ними, выполнение иллюстрации или модели, например, краткой записиили графической схемы. После этого еще часть учащихся приступает ксамостоятельной работе.

3 этап. Поиск решенияпод руководством учителя: выделение системы простых задач синтетическим (отданных к искомому) или аналитическим (от искомого к данным) способом.Составляется план решения задачи. После этого часть детей самостоятельнозаписывает решение и ответ задачи, а остальные делают это под руководствомучителя.

4 этап. Проверкарешения задачи организуется для тех детей, которые работали самостоятельно.

Интерес учащихся кизучению математики должен поддерживаться и другими средствами:привлечением историко-математического материала (для показа прошлого и настоящегонауки, а также перспектив ее будущего развития), решением жизненных задач,связью с потребностями, выдвигаемыми практической деятельностью человека

Самостоятельная работа- это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательностьмышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят иопределяются самим учеником.

Самостоятельная работа- это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностейучащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такимиобщими приемами самостоятельной работы как ясное представление цели работы еевыполнение, проверка, исправление ошибок.

Итак, я считаю, что самостоятельная работа — эффективное средство вобучении математике».

 

 

  Приложение 1 

 

Раздаточный материал

 

Тема: Решение линейных и квадратных неравенств

КАРТОЧКА 1   

С-1. Линейные и квадратные неравенства 

 

 Решите неравенство:

а)     5х + 4 < 9x — 12;

Представленная информация была полезной?
ДА
57.96%
НЕТ
42.04%
Проголосовало: 892

б)     х2 + 4х — 21 > 0;

КАРТОЧКА 2

С-1. Линейные и квадратные неравенства  

 

1.     Решите неравенство:

а)8х + 9 < -4х + 3;            

б) х2 — 2х — 24 >   

 

 

КАРТОЧКА 1   

С-1. Линейные и квадратные неравенства

 

 Решите неравенство:

а)     5х + 4 < 9x — 12;

б)     х2 + 4х — 21 > 0;

 

КАРТОЧКА 2

С-1. Линейные и квадратные неравенства  

 

1.     Решите неравенство:

а)8х + 9 < -4х + 3;            

б) х2 — 2х — 24 >   

 

 

Тема: Основные свойства числовых неравенств.

 

Карточка 1

Карточка 2

Сравните числа а и b, если:

1)      аb=-0,3            3) а =0,6 + b

2)      аb= 1,2             4) b = а – 8

Сравните числа а и b, если:

3)      аb= 0,3               3) а =-0,6 + b

4)      аb= — 1,2             4) b = а + 8

Карточка 3

Карточка 4

Сравните числа а и b, если:

5)      аb=-6                3) а =0,6 — b

6)      аb= 2,5             4) b = а + 8

Сравните числа а и b, если:

7)      аb= 0,3               3) а =-0,6 — b

8)      аb= — 1,2             4) b = -а + 8

Карточка 5

Карточка 6

Сравните числа а и b, если:

9)      аb=-0,3            3) а =0,6 + b

10)  аb= 1,2             4) b = а – 8

Сравните числа а и b, если:

11)  аb= 0,3               3) а =-0,6 + b

12)  аb= — 1,2             4) b = а + 8

 

Тема: Квадратичная функция (работа в группах)

 

Карточка 1 Найдите значение а для функции у=ах2

Карточка 2 Найдите значение а для функции у=ах2

http://www.antica.su/sites/default/files/imagecache/product_full/qadro/fanal/sensations/sensations-blanco-mozaichnyj-dekor-25h25mm325h600-mm.jpg

http://www.antica.su/sites/default/files/imagecache/product_full/qadro/fanal/sensations/sensations-blanco-mozaichnyj-dekor-25h25mm325h600-mm.jpg

Карточка 3 Найдите значение а для функции у=ах2

Карточка 4 Найдите значение а для функции у=ах2

http://www.antica.su/sites/default/files/imagecache/product_full/qadro/fanal/sensations/sensations-blanco-mozaichnyj-dekor-25h25mm325h600-mm.jpg

http://www.antica.su/sites/default/files/imagecache/product_full/qadro/fanal/sensations/sensations-blanco-mozaichnyj-dekor-25h25mm325h600-mm.jpg

Карточка 1 Найдите значение а для функции у=ах2

Карточка 2 Найдите значение а для функции у=ах2

http://www.antica.su/sites/default/files/imagecache/product_full/qadro/fanal/sensations/sensations-blanco-mozaichnyj-dekor-25h25mm325h600-mm.jpg

http://www.antica.su/sites/default/files/imagecache/product_full/qadro/fanal/sensations/sensations-blanco-mozaichnyj-dekor-25h25mm325h600-mm.jpg

Карточка 3 Найдите значение а для функции у=ах2

Карточка 4 Найдите значение а для функции у=ах2

http://www.antica.su/sites/default/files/imagecache/product_full/qadro/fanal/sensations/sensations-blanco-mozaichnyj-dekor-25h25mm325h600-mm.jpg

http://www.antica.su/sites/default/files/imagecache/product_full/qadro/fanal/sensations/sensations-blanco-mozaichnyj-dekor-25h25mm325h600-mm.jpg

 

Контрольная работа В-1

 

Контрольная работа В-2

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Диктанты — 9 КЛАСС АЛГЕБРА

ТЕМА 1. ЛИНЕЙНЫЕ НЕРАВЕНСТВА И ИХ СИСТЕМЫ

Диктант 1. Линейное неравенство с одним неизвестным

1.     Запишите числовой промежуток, служащиймножеством решений неравенства x<3   [x>-8]

2.     Запишите неравенствомрешений которого служит промежуток     

3.Изобразите на координатной прямой промежуток (-2;3]   [-1;4) и запишите неравенство, множеством решенийкоторого онслужит.

4.    Решите  неравенство   

5.    Решите   неравенство 5y-10>10y-5    3x-6<6x-3

6.    Решите  неравенство  

Диктант 2. Системы линейных неравенств с одним неизвестным

1. Является ли число —3 решением системынеравенств

   ?

2. Запишите решение системы неравенств

  

3. Запишите решение системы неравенств   

 

4. Запишите решение системы неравенств

 

5. Решите систему неравенств   

 

 

ТЕМА 2. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ

Диктант 1. Знак функции. Возрастаниеи убывание функции

1.       Прикаких значениях x функция y = 3 – 5x принимаетот­рицательные [положительные] значения?

2.   Прикаких значениях х функция y = 3 –5x принимает поло­жительные[отрицательные] значения?

3. Функция y = f(x) возрастающая   [убывающая]. Сравните
f(3) и f(5)     f(2) и f(-3)

4. Можетли функция y = f(x) быть убывающей [возрастаю­
щей] , если
f(2) < f(1)   f(3) > f(4)  ?

5*. Начертите график какой-нибудь функции, убывающей[возрастающей]  на [-3;1] и[3;5]  

(на [-1;2] и[5;7])   и

возрастающей [убывающей] на [1;3]  ([2;5])

6*. Начертите график какой-нибудь функции, положительной [отрицательной]   при  и при  [при

и при ,отрицательной   [положительной]   при

[при и обращающейся в нуль при х = 2 и х = 5

  ( х = 1 и х = 3 )

7*. Какие из функций , являютсявозрастающими [убывающими] на ?

Диктант 2. Четные и нечетные функции

1.       Вобласть определения функции y = f(x)входят только положи­тельные [отрицательные] числа. Может ли эта функция бытьчетной [нечетной]?

2.   Областьопределения функции y = g(x) состоит из всех дей­ствительных[целых] чисел. Может ли эта функция быть нечетной [четной] ?

3*. Область определения функции y = f(x) состоит из трех чисел:

, причем f(-3) = 8, f(0) = 7, f(3) = 8 (f(-2) = -7, f(0) = 4, f(2) = -7 ). Является функция  f(x) четной или нечетной.

4.  Каково свойство графика четной [нечетной] функции?

5.     Приведите пример нечетной [четной] функции.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
57.96%
НЕТ
42.04%
Проголосовало: 892

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет