X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Муниципальнаянаучно-практическая конференция научного общества учащихся Миасского городскогоокруга «Интеллектуалы XXI века»

 

Секция:Археология

Родинадревних колесниц

 

 

 

 

 

 

Автор: СимановЯн

Обучающийся5 б  класса

 МАОУСОШ№13 имени Д.И.Кашигина

Научныйруководитель:МайбаН.М.

Учительистории и обществознания

МАОУСОШ№13 имени Д.И.Кашигина

 

 

 

 

                                  Миасскийгородской округ 2022

 

 

Введение

Знание истории родногокрая немыслимо без изучения исторических источников и знакомства сисследованиями ученых. Легенды, сказания, исторические документы помогли нампознать радость открытия.

В 5 классе мы начали изучать историю Древнего мира. Мы узнали овозникновении первых людей и древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии,Индии, Китая, Греции и Рима. Мы узнали много интересного и увлекательного ожизни, обычаях, нравах и культуре древних народов. Для меня самой интереснойтемой оказалась тема про войну. Войны и междоусобицы всегда сопровождаличеловека, независимо от времени и места. Первобытные люди боролись за пищу икров. С возникновением древних государств их предводители стремились укрепитьсвою власть путем завоевания новых земель, чтобы расширить свои владения иприумножить богатства, а также защитить их от вторжения врагов. Для этогосоздавались армии, большие и хорошо обученные, которые необходимо быловооружить. Начали появляться простейшие луки и стрелы, арбалеты или баллисты,колесницы, тараны и т.д.

Однажды на урок истории нам задали творческое задание приготовитьпроект о возникновении колесниц Древнего Востока. Изучая тему, я был уверен,что их родина – Египет, Ассирия, Персия, Рим и Греция. Но случайно в соцсетяхнаткнулся на статью ВКонтакте о колесницах на Южном Урале. Вот и решилподробнее изучить данную тему, выдвинул следующую гипотезу: Мыпредполагаем, что Родина древних колесниц –это Южный Урал и Северный Казахстан.

Цель проекта: Изучениематериала о возникновении древних колесниц.

Задачи:

1.     Изучить литературу по даннойтеме

2.     Узнать где возникли колесницы,как выглядели и где применялись

3.     Сопоставить виды колесниц Древнегомира, провестиклассификацию древних колесниц

4.     Сформулировать выводы порезультатам исследования 

Объект исследования: Военное искусство Древнего мира

Предмет исследования: Боевые колесницы крупнейших держав.

Для проведения исследования мы использовалистандартные методы: изучение научно- популярной литературы, поискинформации на сайтах глобальной сети Интернет,.

Практическая значимость: материал можно использовать при проведении уроковдля пятиклассников, на внеклассных мероприятиях.

Новизна: Изучивматериалы о боевых машинах Древнего мира мы повысим интерес у моиходноклассников к предмету история.

. 1.Что такое колесница

Колесни́ца— большая двухколёсная повозка (двуколка), использующая как движущую силускаковых животных. Колесница в ходе развития военной мысли, начиная с 2000 летдо нашей эры, превратилась в один из решающих факторов при ведении боевыхдействий.

Использованиебоевых колесниц датируется бронзовым и железным веками. Первые модели колесницимели четыре колеса и часто носили ритуальный характер.

Важнейшимноваторским изобретением, позволившим собирать двухколёсные надёжные и быстрыеколесницы, стало изобретение колеса со спицами и ободом. Колесницы такого типадатируются 2000 годом до нашей эры, а пик их использования — 1300 год до н. э.(см. Битва при Кадеше). В течение 700 лет колесницы играли решающую роль наполе военных действий.

 Колесницау древних греков и римлян: двухколёсная повозка, употреблявшаяся при боевыхдействиях, для спортивных состязаний.

Колесницав старину: богато разукрашенный колёсный экипаж, которым пользовались дляторжественных выездов. Колесни́ца управлялась стоящим в колеснице возничим.Известна в Передней Азии с 3-го тысячелетия до н. э. Первоначально запрягаласькуланами, онаграми, мулами. Во 2-м тысячелетии до н. э. распространились боевыеколесницы, запряжённые лошадьми.

Первыесведения о боевых колесницах относятся ко времени правления ассирийского царяТугултипалесарра (1130-е годы до нашей эры). В армиях стран Древнего Востокаприменялись двух- или четырехколесные колесницы, запряженные одной, двумя иличетырьмя лошадьми. В бою в колеснице размещались копьеметатели и стрелки излука. В армиях Западной Европы в средние века использовались колесницы свысокими прочными бортами, за которыми укрывались стрелки и даже легкие орудия,стрелявшие через специальные бойницы.

2.Описаниеколесницы

Двухколеснаяколесница представляла собой небольшую деревянную площадку на двух колесах, ккоторой наглухо прикреплялось дышло. Передняя часть и борта колесниц обшивалиськожей, что защищало от стрел ноги экипажа. К кузову колесницы прикреплялсяколчан со стрелами. Экипаж ее обычно состоял из двух воинов — лучника ивозницы, вооруженного копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумящитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Боевые колесницы применялисьна ровной местности и были надежным средством для действий против нерегулярныхвойск. При метании с колесницы копья дальность его полета увеличивалась на 50%.Хотя и не уцелело ни одного описания реальных колесниц того времени, ноимеется очень детальное описание колесницы богини Геры, которая хотя ипринадлежит богине, и отличается от колесниц смертных куда большей роскошью,тем не менее, не может существенно отличаться от них конструктивно. У колесницыГеры железная ось, у коней впряженных в нее золотые налобники. Ободья колес золотые,шины бронзовые, ступицы серебряные. Колеса имеют по восемь спиц,

хотяна древнейших изображениях их обычно всего по четыре. Если мы

сравнимэту колесницу с обычной, то тут же заметим, к примеру, что ось

колесницыДиомеда сделана из дуба, а не из металла.

Чрезвычайнаяорнаментальность колесницы Геры, очевидно, является плодом фантазии. В этомсмысле ее можно сравнить, разве что, с щитом. Ахилла, изготовленным самимГефестом, кузнецом богов, и который конечно же никак не может рассматриваться вкачестве типичного образца. Тем не менее, в описании колесницы Геры мы можемиметь дело с остаточно точным описанием «парадной» колесницы, напоминающей богатоукрашенные золотом и инкрустацией колесницы, найденные в гробнице Тутанхамона.Те так же являлись продуктом эпохи, в которую изделия из железа были ещередкостью.

 

3.Для чего нужны колесницы

Боевыеколесницы… Их использовали в большом количестве в странах

Древнегомира, в частности, Древнего Востока — в Египте, Ассирии, Персии ,

Риме,Греции. Воины на таких колесницах составляли специальные отряды, которыевыступали впереди или на флангах пехоты. Основной задачей таких отрядов быладезорганизация войск противника с целью их дальнейшего разгрома кавалерией ипехотой. И очень часто именно по количеству колесниц судили в общем омогуществе армии.

Вовремя сражений боевые колесницы играли ту же роль, что в будущем былау танков. Они должны были вносить беспорядок в ряды противника. Именно с помощьюповозок прорывались густые шеренги врага. На колесницах были копейщики,метатели дротиков или лучники. Они уничтожали живую силу врага. Как иконница, колесницы шокировали и пугали неподготовленную к такому противостояниюпехоту. Часто пешие ополченцы в ужасе разбегались от повозок, не дожидаясьприближения смерти.

Боевыеколесницы — это еще и заметный показатель социального расслоения

общества.Ими владели только привилегированные жители страны. Чтобы

дослужитьсядо места на двуколке, нужно было приложить немало усилий.

Крометого, боевые колесницы — это хороший стимул развития коневодства в

отдельновзятом государстве.

Относительноприменения колесниц у троянцев и их союзников, есть очень

интересныйэпизод — ночное нападение греков на лагерь фракийцев пришедших на помощьосажденной Трое и убийство царя Реса

вместес его приближенными. Там в частности говориться, что колесницы былине только уРеса, но и у всех его сторонников. Кроме того, упоминается, что Диомед —греческий герой, взял или даже поднял колесницу Реса, в которой лежалиего драгоценные доспехи. Сколь бы могучим не был Диомед, это говорит,прежде всего, о чрезвычайной легкости фракийских колесниц.

Ещёодним интересным фактом служит и то, что у союзников троянцев

колесницы,судя по всему, не являлись прерогативой «аристократов».

Складываетсявпечатление, что в некоторых отрядах наличие у воина

колесницыи пары коней, вообще считалось вполне нормальным явлением. В

КнигеВторой, где приводится описание сил троянцев, об этом не говорится ни слова,однако массовость применения колесниц при атаке на греческий стан, говорит заэто предположение.

В обнаруженных в Кносском дворце, наКрите, «описях арсенала»количество хранящихся в нем колесниц также измеряетсясотнями — так что возможно наши представления о способе ведения воин того временинесколько расходятся с реальностью. Кроме описанного выше, не существуетникаких свидетельств, что Микены, хотя и активно применявшие колесницы,когда-либо скакали верхом. Боевые колесницы

В середине второго тысячелетия донашей эры в египетском войске появились новые отряды – боевых колесниц.Колесница была маленькая и лёгкая. Делалась она из крепкого дерева. На двухколёсах маленькая площадка, рассчитанная на двух человек – возницы и лучника.От площадки шло дышло – длинная палка, за которую колесницу везли два коня.Колесница была дорогостоящим видом оружие, а потому только богатые египтянемогли быть колесничими. Колесница украшалась разными бляшками, а головы коней –разноцветными страусиными перьями. Можно представить какое ошеломительноедействие производили колесницы, молниеносно врываясь в строй противника.

В крупных сражениях начинали лучники– издалека осыпая врага стрелами, затем в ряды противника молниеносно врывалисьбоевые колесницы, нарушая строй и порядок их рядов. И у ж потом шли пехотинцы,вооружённые копьями и топориками.

Бегущего неприятеля догоняли идобивали (или брали в плен) на колесницах.

Отряды боевых колесниц, могли быстропреодолеть огромные пространства и внезапно напасть на ничего не подозревающегопротивника.

Египетские колесницы применялись:

— при ведении войны,

— на олимпийских играх,

— при парадных выездах знати.

Колесницы являлись значительнойчастью культуры Древнего Египта. Они изображались на стенных росписях, вазах.Когда хоронили фараона, с ним в гробницу помещали также и колесницы.

Важной частью египетского войска былибоевые колесницы, запряжённые обычно двумя лошадьми. Очень часто ихиспользовали для разведки.

 Колесница была сложным и дорогимустройством, поэтому воевали на них в основном вельможи. Они охотно участвовалив военных походах, поскольку воспринимали войну как возможность получитьбогатую добычу.

 Небольшая деревянная площадкакрепилась на два колеса, к ней надстраивались борта, обшитые кожей. Этозащищало ноги возницы и лучника от стрел. С помощью специальных креплений вколесницу впрягались лошади.

 Колесницына полном скаку врывались во вражеское войско. Кони топтали людей, возницаправил, воин стрелял из лука, а когда кончались стрелы — метал короткие копья.Тяжёлые стрелы с четырёхгранными бронзовыми наконечниками пробивали любыедоспехи. Колесницы наводили ужас на врагов фараона.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
57.96%
НЕТ
42.04%
Проголосовало: 892

3.1.Гонки на колесницах

Ноколесницы были предназначены не только в военных целях, но и

в развлекательных.Именно здесь были созданы очень интересные и увлекательные гонки наколесницах. Этот вид состязания — один из самых популярных не только вГреции, но и у других народов, например, римлян. Это были самые главные и важныесоревнования среди всех остальных, а особенно конных. Именно гонки на колесницахвсе с нетерпением ждали на играх в Олимпе. Правда, были и другие, болеепопулярные состязания, связанные с легкой атлетикой. В чем же заключались этигонки на колесницах, и какие существовали правила? В этих соревнованияхучаствовали колесницы, упряженные двумя лошадьми, иногда четырьмя. В них моглисостязаться не только взрослые особи коней, но и маленькие жеребцы, только дляних были отдельные соревнования. Так же существовали и такие гонки, гдеучаствовали не лошади, а мулы, а вместо колесницы использовали телеги. Как всепонимают, был бюджетный вариант для простого народа.

Соревнованияпроходили в несколько заездов. В Греции один заезд или забег, состоял издвенадцати кругов, это примерно девять миль. А в Риме количество кругов былосокращено до семи, чтобы была возможность проводить больше заездов.Естественно, управляли упряжками рабы, но выигрыш получал владелец колесницы.Так происходило в Древней Греции, а в Древнем Риме все было по-честному,победителем считался тот, кто управлял лошадьми. Нужно сказать, что участвоватьв состязаниях этого вида могли далеко не все, а только очень состоятельныелюди. В те времена, в Древней Греции и в Древнем Риме, иметь колесницу слошадьми было дорогим удовольствием. Да еще и лошади должны быть крепкими,здоровыми и породистыми. Но дело даже не в лошадях, а в самой повозке.Участники не просто покупали или делали обычную колесницу, а ониобязательно украшали ее, красили в золотые цвета. Стоит заметить, чтоглавенствующей задачей было не то, кто быстрее доедет, а у кого красивее ибогаче колесница.

4.Южноуральскоепроисхождение древних колесниц

4.1Исследования археологов

Знаетли кто-нибудь кроме археологов где и когда были изобретены боевые колесницы?Оказывается, не в Древней Греции или Риме, а в Гардарике — стране городов наЮжном Урале.

Впервыеэто обнаружилось в 1972 году, когда археологи исследовали могильник бронзовоговека у села Рымникского на реке Синташе в Брединском районе Челябинскойобласти. Именно там и были впервые найдены остатки шести древнейших в миреколесниц. Впоследствии их было обнаружено до полутора десятков.Как же онисохранились? Дело в том, что при захоронении вояк, их обеспечивали всемнеобходимым в загробной жизни. Боевые колесницы устанавливали в заранее отрытыев дне могильника параллельные углубления. Затем все засыпали и утрамбовывали, ачерез 4 тысячи лет отрывали и получали отличные отпечатки колес в плотнойглине.

Колесаимели диаметр примерно 1 метр, 8-12 спиц, на оси строился кузов. Всяконструкция выполнялась без единого гвоздя. Поскольку в колесницу впрягалисьдве лошади, в могилах оставлялось по два комплекта узды (сохранились костяныедетали). Традиция помещать колесницы в могилы у степных народов прекратиласьпримерно 3500 тысячи лет назад.

Колесницуназывают танком бронзового века. Это было мощное наступательное оружие. Отстремительных набегов колесничьей рати было не защититься. Сохранились древниесвидетельства на Ближнем Востоке какой ужас наводили на них войска северныхпришельцев. Так благодаря колесницам арии быстро распространились от ЮжногоУрала до Индии и Ближнего Востока, до Европы, до Монголии.

Сотрудникигосударственного историко-культурного заповедника Аркаим в 2017году воссоздали действующую колесницу в натуральную величину по древнимтехнологиям без единого гвоздя. Даже украсили соответствующим орнаментом.  Насоздание колесницы ушло несколько видов древесины и три месяца работы.Правильно по-научному она называется так: дышловая двухколесная колесница соткрытым трехбортным кузовом для пароконной упряжки.

Уподавляющего большинства устоялось мнение, что колесницы впервые появились вДревнем Риме и Древнем Египте. Практически никто не знает, что их родина – этоЮжный Урал и Северный Казахстан.

Путь,по которому колесницы распространились на такие большие расстояния,археологически зафиксирован. Сначала они попали в Среднюю Азию, а в XVII-XVIвеке до нашей эры оказались на Ближнем Востоке. Один из народов, гиксосы, в XVвеке до нашей эры вторглись на колесницах в Древний Египет, захватили его иустановили свою династию.

ВДревнем Египте колесницы появились сравнительно поздно. В Древнюю Грециютехнология создания колесниц распространилась через Поволжье, русские степи и Балканы.Военные технологии во все времена распространяются очень быстро».

4.2К приезду Путина и Назарбаева на Южном Урале построили колесницу(Приложение1)

Колесницу впервые реконструировали в натуральную величинуспециально для выставки. Макет изготовили на основе материалов археологическихисследований, которые ученые проводили на территории Южного Урала и СеверногоКазахстана. Для постройки колесницы потребовалось три месяцев. Сделали ее изнескольких видов древесины, с соблюдением древней технологии, без единогогвоздя. Орнамент, которым украсили борта колесницы, воссоздали на основерисунков многовековой давности. Макет получился действующим: новая колесница непросто соответствует историческому оригиналу по размерам, теоретически в нееможно впрячь пару лошадей и использовать по прямому назначению.

Проектом реконструкции руководил археолог, заместитель директора«Аркаима» Александр Кисленко, финансовую помощь в сооружении древнеготранспортного средства оказало областное правительство. После окончаниявыставки «Опорный край державы» колесница вернется обратно на Аркаим и станетэкспонатом музея «Природы и человека».

Как пояснили в пресс-службе историко-культурного заповедника«Аркаим», колесница – один из главных символов южноуральского историческогопамятника. Именно аркаимцы создали старейшую классическую колесницу изизвестных на сегодняшний день. Остатки легких деревянных колесниц археологиобнаружил при раскопках некрополей Аркаимско-Синташтинской культуры. Ученыеотмечают, что уже у этих древних образцов конного транспорта были весьмасовершенные колеса со спицами.

Заключение

Изучивлитературы по своей теме, я узнал, что такое колесница, из чего она состоит. Японял, что важнейшим новаторским изобретением, позволившим собирать двухколёсныенадёжные и быстрые колесницы, стало изобретение колеса со спицами и ободом. Явыяснил для чего применялись колесницы, как их использовали. И самое главное, яподтвердил свою гипотезу о том, что первая колесница была изобретена на ЮжномУрале. Останки боевых колесниц были обнаружены в древних захоронениях на ЮжномУрале еще в 1972 году. Доказано, что данные повозки были не только первыми вмире, но и имели прежде всего военное назначение, являясь для своей эпохиинновационным оружием доминирования.

В ходе изучения темы яузнал о том, что совсем недавно 27 января 2022 года (Приложение2)супруга губернатора Челябинской области Алексея Текслера Ирина презентовалауникальный арт-объект на территории аэропорта «Курчатов». Это копияколесницы — древнего транспорта из Аркаима, передает корреспондентURA.RU.

Ранеена территории Аркаима ученые нашли колесницу бронзового века. Она получиланазвание синташтинская — по месту обнаружения на берегах рекиСинташта (Брединский район Челябинской области). Эта находка показала, чтоколесница на территории Южного Урала была изобретена задолгодо египетских и греческих колесниц.

ИринаТекслер рассказала, что напротив колесницы будет транслироваться фильм «Аркаим:колесница времени», который снимался в Челябинской области. Этот фильмрасскажет о секретах и жизни древних народов, ставших прародителямибудущих цивилизаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.А.А.Вигасин «История Древнего мироа» Просвещение, 2016

2.Всемирная история войн. Книга 1. 3500 год до Р.Х. — 1400год от Р.Х

3.Журналы «Загадки истории», 2015

4.Крис Макнаб. 100 видов оружия, изменивших историю

5.Крис Макнаб. Битвы, которые изменили мир

6.Кусаинова Р., Дакенов М. 6 класс, История /Учебно-дидактическое пособие к учебнику «Древний мир»

7.Серия «Эрудит». История с древнейших времен до 15 в.М.:ООО «ТД «Издательтво Мир книги»» 2006

8.Интернет-ресурсы

http://cyclowiki.org>wiki>ассирийская армия

http://minitin.ru/Воины Древнего Рима

http://history-of-weapons.blogspot.com

Tak-to-ent.net

www.xlegio.ru

Ru.warriors.wikia.com

 

 

 

 

 

 

Приложение1

К приезду Путина иНазарбаева на Южном Урале построили колесницу

07.11.2017 Корреспондент: Елена Колчина

Макет древнего транспортного средства в натуральную величинупривезут из Аркаима на выставку «Опорный край державы»

Экспозицию должны посетить президент России Владимир Путин ипрезидент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время Российско-Казахстанскогофорума в Челябинске. (Напомним,масштабное международное мероприятие стартует уже завтра. Прибытие глав двух государств в Челябинск подтвердил помощникроссийского президента Юрий Ушаков). Колесницу впервые реконструировали внатуральную величину специально для выставки.

16.jpg

Макет изготовили на основе материалов археологическихисследований, которые ученые проводили на территории Южного Урала и СеверногоКазахстана. Для постройки колесницы потребовалось три месяцев. Сделали ее изнескольких видов древесины, с соблюдением древней технологии, без единогогвоздя. Орнамент, которым украсили борта колесницы, воссоздали на основерисунков многовековой давности. Макет получился действующим: новая колесница непросто соответствует историческому оригиналу по размерам, теоретически в нееможно впрячь пару лошадей и использовать по прямому назначению.

Проектом реконструкции руководил археолог, заместитель директора«Аркаима» Александр Кисленко, финансовую помощь в сооружении древнеготранспортного средства оказало областное правительство.

17.jpgПослеокончания выставки «Опорный край державы» колесница вернется обратно на Аркаими станет экспонатом музея «Природы и человека».

Как пояснили в пресс-службе историко-культурного заповедника«Аркаим», колесница – один из главных символов южноуральского историческогопамятника. Именно аркаимцы создали старейшую классическую колесницу изизвестных на сегодняшний день. Остатки легких деревянных колесниц археологиобнаружил при раскопках некрополей Аркаимско-Синташтинской культуры. Ученыеотмечают, что уже у этих древних образцов конного транспорта были весьмасовершенные колеса со спицами.

Фото со страницы vk.com «Аркаим. Историко-культурныйзаповедник»

 

Приложение2

Жена челябинскогогубернатора презентовала уникальный арт-объект. Фото

ВикторХасаншин

27 января 2022в 14:18 

 

 

Ученыеутверждают, что это копия самой древней колесницы в миреФото: Вадим Ахметов © URA.RU

Супругагубернатора Челябинской области Алексея Текслера Ирина 27 январяпрезентовала уникальный арт-объект на территории аэропорта «Курчатов». Этокопия колесницы — древнего транспорта из Аркаима, передаеткорреспондент URA.RU.

«Благодарянашей инсталляции теперь каждый человек может прикоснуться к первойколеснице в мире. Мы презентуем гостям нашего региона археологическоенаследие и уникальные места нашего региона, которые стоитпосетить», — заявила Ирина Текслер.

Ранеена территории Аркаима ученые нашли колесницу бронзового века. Она получиланазвание синташтинская — по месту обнаружения на берегах рекиСинташта (Брединский район Челябинской области). Эта находка показала, чтоколесница на территории Южного Урала была изобретена задолгодо египетских и греческих колесниц.

ИринаТекслер рассказала, что напротив колесницы будет транслироваться фильм «Аркаим:колесница времени», который снимался в Челябинской области. Этот фильмрасскажет о секретах и жизни древних народов, ставших прародителямибудущих цивилизаций.

Колесницасоздавалась без использования металла


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
57.96%
НЕТ
42.04%
Проголосовало: 892

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет