X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Предмет: «Основырелигиозной культуры и светской этики»

 

 

ЭССЕ

 

натему:

«Женщинав православной церкви»

 

 

 

 

 

Работувыполнила: Сорокина Л.В.,

учительначальных классов.

                                  

 

 

г.Москва

 

 

2023год

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1.     ВВЕДЕНИЕ

 

2.    РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

2.1. К истокам

2.2. Женщина-жена и мать

2.3. Женщина-сестра милосердия

2.4. Женщина вцеркви: что ей запрещено и почему?


3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

4. СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение

Что значит: “особая роль женщины в Церкви”? Кажется, о чем тутговорить? Ведь написано апостолом Павлом, что нет ни иудея, ни эллина, ни раба,ни свободного, ни мужеского пола, ни женского… Все равны перед лицом Божиим.Но поскольку именно женщина является Матерью Иисуса Христа, безусловно, ейотведена какая-то особая роль в Церкви. И мы можем поразмышлять об этой ролиженщины в Церкви.

Христианство – единственная из мировых религий, уравнивающаямужчину и женщину пред Богом. Яркое свидетельство тому – Божья Матерь(Женщина), стоящая над всем Ангельским миром и Святыми. Через женщину – Еву –мир пал, и через женщину – Божью Матерь – мир спасся.

Конечно, неравенство между мужчиной и женщиной существует – онозаложено изначально, при сотворении Адама и Евы. Однако оно совершенно неумаляет женщину! Мне кажется, неплодотворно само действие – поиск роли, четкогоее определения…. Пока мы находимся внутри церковной традиции, внутриэкзистенции, мы не нуждаемся в ее рациональном осмыслении.

История дает нам удивительные примеры женщин, которые очень многоесделали для Церкви – наши святые, помощницы, заступницы. (1) И роль женщины вцеркви – действительно огромна. Вектор этой роли, ее суть выразила жизнь МатериБожией. Это служение, и это материнство.(2)

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

К истокам

Во всевремена воспитанию девочки уделялось очень большое внимание. Богобоязненность,скромность, целомудрие, сострадание, аккуратность, умение вести домашнеехозяйство – вот какие качества старались привить мудрые матери своим дочерям,начиная с их рождения. К девочкам всегда было более строгое отношение, чем кмальчикам, в которых сызмальства поощрялись смелость и инициативность. Отдевочки же требовалась осмотрительность и благоразумие, считавшееся оченьважным женским качеством, которое проявлялось и в общении с молодыми людьми.Женихам разрешалось только ухаживать, чинно, деликатно, без грубыхприкосновений.

Такое строгое отношение к девочкам, к их воспитанию показывало,насколько важной, основополагающей жизненной ценностью являлась семья длячеловека во все времена, насколько люди стремились сохранить её крепкой издоровой. Сердцем такой полноценной семьи всегда считалась духовно- нравственная,сильная женщина, воспитывающая самые лучшие качества не только в своём муже идетях, но и во всем обществе. Ведь, фактически, семья – это живая лабораториячеловеческих судеб, личных и народных, причем каждого народа в отдельности ивсех народов сообща.

Женщина– жена и мать

Быть истинно любящей Женой и мудрой матерью, обладающей такимибогатствами, как сострадание, нежность, чуткость и благородство – самое сложноеи ответственнейшее искусство на земле, к которому Самим Творцом от началасвоего создания призвана женщина.

Перваяженщина была Ева. А Ева – это жизнь. От нее рождается и продолжается род. Онакак бы в подчиненном положении к мужу, помощница ему, но жизнь-то дает она. Онавыращивает плод, вынашивает его, и от того, в каком состоянии находится женщинав течение девяти месяцев, многое зависит в будущем дитяти. Складываются егохарактер, наклонности.

Назначение женщины – это прежде всего служение жены и матери. Одинраб Божий молился, чтобы Господь указал ему, какую избрать добродетель дляспасения, и ему было показаны разные обители. В одной из них была женщина. Онспросил: «Что ты делала на Земле?» Она сказала: «Исполняла свои обязанностижены и матери». И получила обитель лучше, чем монах, который потом сталепископом.

Это исполнение Божиего благословения: «И сказал Господь Бог:нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника…» (Быт. 2:18).То естьженщина – прежде всего помощник, сонаследница вечной жизни. Муж и жена должныдруг другу помогать в деле спасения.

Очень часто цитируют: “Жена да убоится мужа своего”, и крайнередко произносится продолжение этой цитаты: “А муж возлюбит жену, как Христосвозлюбил Церковь”. В этих словах и раскрывается истинная роль женщины в Церкви:если Христос ради Церкви отдал себя на смерть, то апостол Павел, призывая мужейлюбить своих жен так же, как Христос возлюбил свою Церковь, указывает набезусловную особенность роли женщины.

Церковь-семья немыслима без женщины – жены, матери, мудройхранительницы домашнего очага. Женщина – продолжатель жизни на земле, значит,роль ее действительно особая! Церковь как институт также немыслима без женщины.Со времен Христа нам известны Святые Равноапостольные жены, первые мученицы,просветительницы. Да и наше недавнее прошлое – семьдесят лет советской власти…Кто заполнял наши церкви? “Белые платочки” – малограмотные бабульки – былинастоящими подвижницами. А сегодня, когда Церковь возрождается, кто можетвоспитать новое поколение современных православных? Только женщина-мать, жена.Храм, священники, приходская жизнь, воскресные школы – все это, безусловно,помогает ребенку в религиозном становлении, но без каждодневного трудаправославной матери оно практически невозможно.

В современном мире женщины становятся все более социальноактивными. Уверена, проникновение женщин в общественные процессы способновнести в эту сферу созидание и мудрость. Перед каждой из нас стоит сверхзадача:сочетать в себе все предназначения, данные нам Богом.

Только Православие сохранило истинное воззрение христианства наженщину. Истинное христианство признаетдостоинство каждого человека и является, по преимуществу, с характеромвсеобщности.

 

Женщина-сестра милосердия
 Окружающим тяжело принять выбор женщины- служение людям.«Милость- это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся.Человек с милостивым сердцем становится духовно богат, и потому он более полнои ярко воспринимает жизнь».[5]
Среди православных русских женщин немало тех, кто решил посвятить свою жизньслужению людям. Это и царственные особы дома Романовых. « Попечительство ослепых создала императрица Мария Александровн, супруга Александра II».[6] МарияАлександровна являлась покровителем Общества попечения о раненых и больныхвоинах, которое впоследствии стало известным Российским обществом КрасногоКреста. « Не имея возможности работать, все супруги российских императоровактивно занимались благотворительностью».

Младшая дочь императора Александра III, великая княгиня Ольга Александровна,в годы Первой мировой войны на собственные деньги организовала госпиталя, вкоторых работала обычной сестрой милосердия. Благотворительность великойкнягини была частью её жизни.
 Известна благотворительной деятельностью святая великая княгиня ЕлизаветаФёдоровна. До своего пострижения в монашество она являлась попечительницей ипредседательницей Петровского благотворительного общества, убежища для слабых ивыздоравливающих детей в Санкт-Петербурге, Царскосельского благотворительногообщества, Общества попечения о бедных детях, Комитета сбора пожертвований впользу голодающих Общества помощи слепым детям. [6]
 Княгиня Александра Петровна Романова (Ольденбургская) перед замужествомперешла в православную веру из лютеранской. Продолжая традицию благотворительности,она задумала организовать общину сестёр милосердия с больницей длямалоимущих на Васильевском острове в Санкт-Петербурге ( ныне Покровскаябольница). Княгиня целыми днями сама оказывала помощь нуждающимся. В 40 летстала инвалидом после дорожно-транспортного происшествия, но, будучиприкованной к инвалидному креслу, продолжала заботиться о других. ПозднееАлександра Петровна переехала в Киев, где основала Покровский монастырь, принем — приют и больницу, в которой лечили всех немощных. Произошло чудо –Александра Петровна стала ходить: молитвы за других исцелили княгиню. Передсмертью княгиня приняла постриг под именем Анастасия. В 2009г прославлена влике преподобных, как местночтимая святая Киевской епархии.[4]

 

Женщина в церкви: что ей запрещено и почему?

Митрополит Иларион(Алфеев) сказал: «Конечно, женщина не равноправна в Церквипо отношению к мужчине. Но можно ли называть это дискриминацией? Вряд ли.Слово дискриминация всё-таки предполагает какое-то унижение ииспользование, манипуляцию по половому признаку. Вот когда мужчине и женщине заодну и ту же работу платят разную зарплату – это явная дискриминация. Когдадисциплинарное отношение к мужчине и женщине разное – скажем, мужчине можнопоститься легче, а женщине требуется больше поста, более суровые к нейпредъявляются требования по исполнению заповедей, – вот тогда бы быладискриминация. Наоборот, для женщины существует больше послаблений во времябеременности, кормления и проч. Так что с этой точки зрения в Церкви нетдискриминации. Но есть разные права.»

Женщине в церкви предписано одеваться скромно. Женщина должнанадеть неяркую длинную юбку или платье. Запрещены спортивные костюмы. Нельзяиспользовать косметику, тем более — губную помаду. Несмотря на теплуюпогоду, всем прихожанам рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами.Запрещено носить брюки. В священном писании сказано: На женщине не должно бытьмужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок предГосподом Богом всяк делающий это.

 

Женщина не имеет права заходить в церковь с непокрытой головой.

Апостол Павел в первом послании к коринфянам (11:3−9) пишет: Хочутакже, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава —муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий спокрытой головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящая илипророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же,как если бы она была обритая; ибо, если жена не хочет покрываться, пусть истрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; ажена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан дляжены, но жена для мужа. А далее (11:4−5) Павел уточняет: Женщина не должназаходить в храм с непокрытой головой, причем платок должен целиком и полностьюпокрывать волосы и закрывать уши. Почему? Да потому, что женщины красивымиволосами соблазняли мужчин, и они вместо молитвы глазели на хорошеньких женщини мысленно вводили себя в блуд! А если смотреть первопричину — попадём всвященное писание: Оголить темя женщины или распустить ее прическу значилоунизить или наказать ее (Исайя 3:17); Числа 5:18). Муж имел право развестись сженой без возврата ей приданого, если она появлялась на улицепростоволосой — это считалось оскорблением мужу. А в синагогах, кромеженщин, покрывать голову предписывалось отлученным от синагоги мужчинам ипрокаженным.

 

                       О женской «нечистоте»

«Нечистота женщины» – этоотжившие своё и необходимые только на определённом историческом этапе, однакопроросшие и укоренившиеся в православной жизни ветхозаветные взгляды на родовыепроцессы в жизни женщины. Вероятно, это произошло из некоторых педагогических игигиенических соображений, которые в последствии отошли на второй план, уступивместо традиционному «так надо». Для нас важно, что с очень давних (но отнюдь неапостольских) времён женщины в дни «месячного очищения» и в сорокадневныйпослеродовой период стали считаться «нечистыми». Это понимание наложилось натрадиционное для древности, но не всегда одобряемое христианами разделение мира на «священное» и «профанное»,когда святыни мыслились как нечто самодостаточное, что можно осквернить.Отсюда, кстати, в конечном итоге и произошёл запрет женщинам входить в алтарькак в «святыню» храма.

Понятие женской «нечистоты»нашло отражение в многочисленных высказываниях церковных проповедников иписателей, а также в церковных правилах (канонах) и молитвах о женщине,родившей ребёнка. Некоторые толкователи сходятся во мнении, что женщинам нерекомендуется без особой нужды причащаться Тела и Крови Христа в состоянии«нечистоты». Хотя даже при таком строгом понимании церковное законодательствоне содержит никаких «наказаний» за нарушение этой дисциплины.

 

Женщина не может быть священником.

Православнаяцерковь не приемлет практику «рукоположения» женщин в священнический иепископский сан. Протодиакон Андрей Кураев в своей книге «Женщина в церкви»пишет: Многовековая православная церковная традиция никогда не зналаженщин-«священниц». Священники призваны в меру сил продолжать служение ИисусаХриста. Они, как и Он, – мужчины и пастыри. Господь – глава той большой семьи,того собрания, что получило название Церковь. Священник – тоже глава, оносуществляет отеческое служение в отношении христианской общины, вверенной емуБогом.

Священство в православии  ключевымотличительным моментом является особое Божье благословение, преподаваемоесвященникам, особые Божьи дары, что необходимы для служения по образу СамогоХриста. В православной традиции женщины могут быть и «старейшинами», и«старостами», и «учителями», и «спикерами», но не могут уподобиться Христу вего пастырстве.

Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых,священник на литургии — это литургическая икона Христа, и алтарь —это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал:пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именнопоэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтомусвященнический архетип (первообраз) — мужской, а не женский.


Женщина после рождения ребёнка не имеет права входить в храм.

 Кроме того, не может приступать к св. таинствам.
Невеста, находящаяся в периоде послеродового очищения и не получившая молитвы«в сороковой день» не только приступать к Св. Таинствам, но и входить в храм неможет. Уставом предусмотрено 40-дневное очищение родильницы от нечистотырождения, после чего над ней читается священником специальная «молитважене-родильнице». В этой молитве иерей просит Бога очистить женщину «от сквернытелесной и скверны душевной». Только после этого мать может ходить в церковь ипричащаться Святых Христовых Тайн.

 

Заключение

И в заключении хотелось бы сказать, что роль женщины в Церкви естьта же, что и роль каждого христианина, независимо от пола, национальности,социального положения, состояния здоровья и т.д.—соработничество Христу в деленашего спасения. В силу своих индивидуальных дарований женщина может выбратьадминистративное служение в Церкви, быть богословом, иконописцем илиначальником хора, стяжать равноангельное житие в монашеском звании или святостьв высоком звании матери—но всё это лишь внешние выражения некоторых аспектовжизни христианина. Главное же—это «сокровенный сердца человек в нетленнойкрасоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петра 3:4).Потому что Тело Христово состоит не из администраторов, богословов илииконописцев, даже не из священнослужителей, но из христиан. И роль каждогохристианина—мужчины или женщины—по слову преп. Серафима Саровского, «стяжаниеДуха Святаго Божия».

Сегодня современное общество диктует совсем иные идеалы истремления, культивирует и насаждает такие образы, как женщина-  фотомодель,карьеристка, бизнесмен и политик, а образ женщины- жены и матери – это что-тотакое, что лишает женщину свободы и развития своих талантов, то, чтоограничивает её жизнь и делает её скучной и однообразной.

Однако образ женщины, живущей в третьем тысячелетии, «православнойженщины», должен ассоциироваться не с каким-то конкретным зрительным образом,единым для всех, но с определенными человеческими и чисто женскими моральнымикачествами, с очевидным нравственным идеалом, а средством к тому –духовно-нравственное воспитание, серьезное и прочное образование, проникнутоесветом евангельской веры и любви.

 

Список литературы

1.      Библия-М.: Библейские общества 1995г.- 1008с

2.     ВалерийДуханин. «Милосердие как путь к радости» [Электронный ресурс].Адрес:https//pravoslavie.ru/62922.html

3.    «Роль женщины в православной церкви» Журнал «Фома» №4 (48) апрель2007 [Электронный ресурс]. Адрес: https://foma.ru/rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html

4.    Надеждин А. Женщина христианка. Образ и значение женщины вхристианстве. — М.: Отчий дом, 2000. — 353 с.

5.    Автор: Вадим Гарин
Источник: 
https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/104553/

6.    Андрей Кураев. «Женщина в церкви» , «Церковь в мире людей»    ДиаконАндрей Кураев. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2007. 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет