X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Метод схематизации как средство развития интонационного слуха младшихшкольников

на урокахсольфеджио

Еськина Елена Павловна, Муниципальное казенное учреждениедополнительного образования «Детская музыкальна школа №2» г. Тайшета, преподаватель

 

 

Рассматривается один из важнейших вопросов развития музыкальных способностей – проблемаразвития интонаци онного слуха удетей младшего школьного возраста. Актуальность исследования объясняется нетолько значением этого вида слуха дляобучения музыке, но и сложностью процессаформирования данной способности, требующего большихвременных затрат. Автор представляет собственный опыт работы, посвященнойисследованию возможностей развития интонационного слуха детей в рамках преподавания курса сольфеджио в младших классахмузыкальной школы.

Ключевые слова: интонационный слух; метод схематизации; слуховыеобразы; теория поэтапного формирования умственныхдействий.

 

Музыкальный слух представляет собой способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретениемзнаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы,разновидности и обладающее бесконечным разнообразием индивидуальных свойств

В даннойстатье мы остановимся на развитии интонационного слуха у детей младшегошкольного возраста. Мы опирались на интонационнуюконцепцию Б. В. Асафьева [Асафьев, 1971, с. 355], а также на работы музыковедов В. В. Медушевского,

Б. Л. Яворского, М. Г. Арановского[Медушевский, 1993, с. 168; Яворский, 1987, с. Арановский, 1980, с. 102], За основу был принят тезис о том, что природа музыки не звуковая, а интонационная. Б. Асафьев афористически определил музыку как«искусство интонируемого смысла»[Асафьев, 1971, с. 344]. Развитие интонационного слуха является обязательной частьюобучения детей музыкена начальном этапеи вместе с тем представляет определенную сложность в практике музыкального образования.

Ведущиминтонационным уровнем принято считать масштабмотивов. Единица этого уровня в нашей работеопределена как

«интонационный блок». Схематизацияинтонационных блоков – очень важныймомент на уроках сольфеджио с детьми: метод схематизации структурирует интонационно-звуковойматериал, объединяя его в логически понятные для детей формы, а так какмышление младших школьников наглядно-образное, мы предположили, чтоподкрепление звуковой информации визуальной улучшит усвоение материала. В трудах П. Я. Гальперина, Л. Ф. Обуховой, Н. Ф. Талызиной, затрагивающих вопросы формирования детскогомышления, показано, что развитие интонационного слуха затруднено в этомвозрасте, так как умение составлять внутреннийплан действий, абстрактность мышления младшего школьника не сформированы.

Таким образом,возникает противоречие между значимостью методасхематизации с точки зрения оптимизации процесса развития интонационного слухана уроках сольфеджио и недостаточной осознанностью структурных составляющих этого процессаи значимых для него средств.

Поэтому в качествецели мы определили выявление, обоснование и экспериментальную проверку системызанятий на уроках сольфеджио сприменением метода схематизации как средства раз вития интонационного слуха.

В началеисследования, опираясь на мнение ряда исследователей, мы определили сущностьпонятия «интонационный слух». Его можно рассматривать как психологический механизмприема и расшифровкисодержательных параметров музыки: тембра, темпа, динамики, артикуляции иакцентуации. Нами были выделены компонентыи уровни развития такого слуха. Интонационный слух нами рассмотрен через компоненты, относящиеся к внутреннему слуху.Так как разделение слуха на внешний и внутренний до некоторойстепени условно, поскольку оба вида взаимосвязаны, то мы сочли возможным проведение эксперимента с опорой на диагностическую методикуопределения качественных различийвнутреннего слуха С. Е. Оськиной и Д. Г. Парнеса [Оськина, Парнес, 2003, с. 23].

Мы рассмотрели интонационныйслух с точки зрения содержания слуховых образов. Первый компонентинтонационного слуха – условные ибезусловные следовые звуковысотные рефлексы, от ха рактера функционирования которых зависит содержание, формы и качество слуха. Главным критерием являетсястепень адекватности представления звуковысотных соотношений реально звучащему, скорость слуховых реакций,прочность их сохранения и произвольность «включения» рефлексов.

Качество слухаобусловлено содержанием представлений. Это второй компонент. Здесь главным критерием является «представлениекоординации элементов музыкальной ткани», определяющим моментом следует считать способность представленияладогармонических соотношений, фонизма,метроритмической структуры в единствеи целостности.

Третий компонент объем представлений, формируемый общей и музыкальной памятью, а именнопроцессами запоминания и соранения информации. Здесьважны следующие критерии: емкость, точность,полнота запоминания и представления структуры музыкальной ткани.

Нами были выделенытри уровня развития интонационного слуха: высокий,средний и низкий.

В ы с о к и й у р о в е н ь характеризуется тем, что при минимальномколичестве прослушивания звукового материала наблюдается высокая скорость реакций и точность воспроизведения, быстрое ориентирование в структуре музыкальнойткани, правильное инто нирование.

С р е д н и й у р о в е н ь проявляется болеедлительным осознаниемпредлагаемого интонационного материала (возможна помощь педагога), при воспроизведении допускаются небольшие ошибки.

Н и з к и й у р о в е н ь характеризуется необходимостью большого количества прослушиваний мелодии, возможностью воспроизведения интонационного блока толькопри участии педагога.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

В качествеметодологической основы применения метода схематизации мы рассмотрели теориюпоэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [Гальперин, 1988,с. 256], что позволило определитьпорядок действий, включающих три этапа: предметный, внешнеречевой и внутренний.

Первый этаппредполагает такое расчленение структуры объекта на смысловые единицы(интонационные блоки), когда -то или иное средствовыразительности связывается с его графическим изо бражением.

На втором этапеиспытуемые выполняют внешнеречевое материальное действие со схематическимизаменителями смысловых единиц. Разновидностями работы на этом этапе являютсяперевод

схемы (интонационных блоков)в нотную записьи воспроизведение их голосом.

Третий этап –перевод внешнеречевых проявлений во внутреннийплан: действие сокращается, автоматизируется, становится мыслью о действии (запись нотными знакамипредложенного звукового материала).

Эксперимент проводился на базе муниципального казенного образовательногоучреждения дополнительного образования детей(МКОУ ДОД) «Детскоймузыкальной школы №2» города Тайшета Иркутскойобласти. Принимало участие20 человек: 10 учащихся младшего школьного возраста в контрольной группе и 10 – в экспериментальной.

Мы провелидиагностику интонационного слуха по «Методикеопределения качественных различийвнутреннего слуха» С. Е. Оськиной и Д. Г. Парнеса и выявили, что вконтрольной группе высокий уровень развитияинтонационного слуха проявилодин учащийся, среднийуровень – 6 человек, низкий – 3. В экспериментальной группе высокий уровеньинтонационного слуха обнаруживался у одного обучающегося, средний у 5, низкий у 4 человек.Низкие показатели сталиоснованием для проведения эксперимента с применением метода схематизации для развития интонационного слуха и оптимизации учебного процесса на уроках сольфеджио.

Работа по развитиюинтонационного слуха велась нами в течение полугода в нескольких направленияхсогласно компонентам и критериям, обозначенным ранее.

После проведенияэксперимента в контрольной группе показатели существенно не изменились: лишь уодного из учащихся диагностирован переход к среднему уровню интонационногослуха. Таким образом, работа по формированию этой способности должнабыть продолжена, поскольку приобретение интонационного музыкального опыта требует более продолжительной работы.

В экспериментальнойгруппе количество учащихся с высоким уровнем развития интонационного слуха составило 2 человека,

7 обучающихся достигли показателей среднегоуровня развития интонационного слуха,у одного уровень развития интонационного слухаостался на прежнем низком уровне. Учитывая сложность и длительность развития этого вида музыкальных способностей,отметим, что подобные результаты можно оценить как положительные. Они свидетельствуют о том, что возможно повышениерезультативности данногопроцесса.

Таким образом, науроках сольфеджио в музыкальной школе применение метода схематизации для развития интонационного слуха младших школьников приводит к большей эффективности усвоения знаний учащимися, а также коптимизации учебного процесса и повышениюкачества музыкального образования.

Литература

1. Арановский М. Г. Интонация, знак и «новыеметоды» / М. Г. Арановский // Советская музыка. – 1980. – 10. – С. 99–109.

2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс/ Б. В. Асафьев. Ле нинград: Музыка, 1971. – 376 с.

3.  Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапномформировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Гальперин П. Я. Психология как объективная наука :избранные психологические труды / П.Я. Гальперин ; под ред. А. И. Подольского. – Москва : Изд-во Ин-та практич.психологии Воронеж: НПО МОДЭК, 1988. С. 272–317.

4.  Медушевский В. В. Интонационная форма музыки /В. В.Медушевский. – Москва : Композитор, 1993. – 268 с.

5.  Оськина С. Е. Музыкальный слух : теория и методика развитияи совершенствования / С. Е. Оськина Д. Г. Парнес. Москва : АСТ, 2003. 78 с.

6.  Яворский Б. Л Избранные труды / Б. Л. Яворский ; сост. И. Рабино- вич ред. И. Сац и Б. Рабинович общ. ред. Д. Шостаковича. Т. II. Ч. 1. Москва : Советский композитор, 1987. –365 с.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет