X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

        Модуль «Основы светской этики»     

    

  «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ»

 

 

 

Урок  № 20.

Тема:  золотое  правило  нравственности.

Цель:  способствовать  формированию правильного  выбора  поступка  на  основе  доброго  отношения  к  другому  человекувлиять  на  формирование  нравственных  ценностей,   расширять кругозор  учащихся.

Оборудование:  карточки  для  контроля;  высказывания  великих  людей.

Ход  урока.

1.Организационный момент.

2.Повторение пройденного:  1) Что  такое  нравственный  поступок? (Нравственный  поступок – это  осознанное  действие,  с  определенной  целью.)

  1. 2) Какие  признаки  имеет  нравственный  поступок?  (Мотив  поступка,  цель – намерение,  средства  достижения  цели,  само  действие,  результат  поступка – ради  чего  действовал.)

В  качестве  нравственности  у  всех народов  почитаются  честность,  верность,  уважение  к  старшим,  трудолюбие, патриотизм.  Античные  мудрецы  главными  считали  благоразумие, доброжелательность,  мужество,  справедливость.)

3.Сообщение темы  урока:  «Золотое  правило  нравственности».

Подберите  существительные  к прилагательному  золотой.  Что  может  быть  золотым?   Какое  прямое и  переносное  значение  этого  слова?

Учитель:  Человеку  иногда  трудно  решить,  что  делать  в  каждой конкретной  ситуации.  Человечество  всегда  искало  и  продолжает  искать способы  правильного  выбора  и  обоснования  поступка.  Ответ   на  вопрос  о том,  какой  принцип  должен  лежать  в  основе  всех  человеческих отношений,  возник  не  в  один  день.  Мудрецы,  жившие  в  разные  времена, в  разных  землях,  искали  его  на  протяжении  веков.  Примерно  2  с половиной  тысячи  лет  назад  в  Гималаях  жил  человек,  которого  звали Будда – «просветленный».  Он  был  царевичем,  но  оставил  свое  царство, чтобы  путешествовать.  Узнавая  мир,  он  познал,  как  много  горя  и  зла среди  людей.  Будда  захотел  научить  людей  быть  счастливыми,  показывая им  путь  к  счастью.  Будда  считал,  что  к  счастью  нужно  идти  по дороге  добрых  мыслей,  добрых  слов  и  добрых  дел.

            Будда  учит  нас:  «Не  делай другим  того,  что  сам  считаешь  злом».

            Примерно  в  то  же  время  в царстве  Лу  в  Китае  жил  великий  философ  Конфуций  (или  Учитель  Кун). Он  тоже  хотел  научить  людей  правильно  жить,  не  совершать  ошибок,  не делать  зла.  Он  говорил,  что  хочет  добиться  того,  «чтобы  старики  жили в  покое,  все  друзья  были  верными,  а  молодежь  любила  старших».

1.Ученик: («Однажды  китайского  философа   Конфуция   спросили, существует  ли  такое слово,  которым  можно  руководствоваться  всю  жизнь.  Он  ответил:  «Это слово – снисхождение. Не  делай  другим  того,  чего  не  пожелаешь  себе».)

2.Ученик:  (В 7  веке  до  н.э.  при  ассирийском  царе  служил  писцом  легендарный  мудрец по  имени  Ахикар.  Он  так  наставлял  своего  племянника:  «Что  тебе кажется  плохим,  ты  не  должен  делать    также  товарищам».  Это  самое древнее  упоминание  золотого  правила  нравственности.

3.Ученик:  Древнееврейский мудрец,  которого  звали  Гилель,  говорил:  «Не  делай  никому  того,  что ты  не  хочешь,  чтобы  было  сделано  тебе».

4.Ученик:  В древнеиндийской  книге  «Махабхарата  (5  век  до  н.э.)  приводятся  слова мудреца  Бхишмы:  «Те  поступки  других,  которые  человек  для  себя  не желает,  что  самому  неприятно,  пусть  не  делает  другим  людям».

5.Ученик: Древнегреческий  философ  Питтак  в  7 – 6  веке  до  н.э.  наставлял:  «Что возмущает  тебя  в  ближнем,  того  не  делай  сам».6.Ученик:  Греческому философу  и  математику  Фалесу  задали  вопрос:  «Какая  жизнь  самая  лучшая и  справедливая?»  Он  ответил:  «Когда  мы  не  делаем  сами  того,  что осуждаем  в  других».

Учитель:  Вот  так  в  разных  местах земли  разные  люди  в  разное  время  говорили  об  одних  и  тех  же  важных для  человека  правилах,  которые  мы  можем  объединить  в  одно.  «Поступай  по  отношению  к  другим  так,  как  ты  хотел  бы, чтобы  поступали  по  отношению  к  тебе».

            Это  и  есть  «золотое  правило»  нравственности.

4.Работа  с учебником.

1) Чтение  статьи  по  учебнику  (по цепочке).

2) Беседа  по  прочитанному:

Почему  появилось  золотое  правило нравственности?

Как  формулируется  золотое  правило нравственности?

Как  применять  золотое  правило нравственности?

3)Работа  в тетради.

(Запись  темы  урока,  выписывание  золотого правила.)

4)Работа  по  карточкам  (закрепление):

      5.Контроль

1)     Какая  из  предложенных  пословиц  соответствует  золотому  правилу нравственности?

• Курочка  по  зёрнышку  клюёт,  да  сыта бывает.

• Худа  та  мышь,  которая  одну  лазейку знает.

• Чего  в  другом  не  любишь,  того  и сам  не  делай.

• Держи  голову  в  холоде,  живот  в голоде,  а  ноги  в  тепле.

2)     Почему  в  жизни  важно  соблюдать  золотое  правило  нравственности?

• Потому  что  в  школе  за  его соблюдение  ставят  хорошие  отметки.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

• В  этом  правиле  заключается  добро человеческих  отношений.

• Потому  что  это  закон  государства.

3)     Что  необходимо  для  того,  чтобы  золотое  правило  нравственности действовало  в  твоей  жизни?

• Любить  самого  себя.

• Задумываться  о  своих  поступках.

• Любить  людей ,  как  самого  себя.

  6.Тренажёр

1)     Почему  золотое  правило  нравственности  помогает  в  жизни?

Потому  что  в  нем  проявляются  лучшие порывы  нашей  души.

 Потому  что  взрослые  нас  ругают,  и мы  слушаемся.

 Потому  что  даёт  людям  добро  и радость.

 Потому  что  мы  делаем,  что  нам говорят  другие.

    2)Вставьте  пропущенное  слово.

Что  ____________________,  то  и  пожнёшь.

Как  аукнется,  так  и __________________________.

   3)Распределите  словосочетания  в  2 группы,  в  одну  поместите  связанные  по  смыслу  с  золотым  правилом,  а в  другую – не связанные  с  ним.

Делиться  с  другими.   Поддерживать товарища.   Играть  на  пианино. Бегать  по  дорогам.   Отзываться  на чувства  окружающих.   Ходить  на  рыбалку.

      7.Сообщение  ученицы

Басня

Мальчик,  выросший у  кормилицы  в  деревне,  вернулся  в  город  и  очень  удивился,  увидев зеркало.  Сперва  мальчик  в  зеркале  ему  понравился;  потом  по  ребяческой привычке  захотел  он  обидеть  того,  кто  нравится  ,  и  скорчил  ему рожу,  а  зеркало – тоже.  Мальчик,  разобидевшись,  грозит  ему  кулаком,  а зеркало  грозится  в  ответ.Наш  кривляка,  озлясь,  бросается  с  криком поколотить  этого  нахала  и  ушибает  руки.  Гнев  его  растёт.  В  отчаянии и  ярости  он  мечется  перед  зеркалом,  плача,  крича  и  колотя  по  стеклу.

 Приходит  мать, утешает  его,  ласкает,  унимает  слёзы  и  нежно  говорит:  «Не  ты  ли первый  стал  корчить  рожи  этому  негоднику,  который  тебя  огорчил?» — «Я»,- «А  теперь  посмотри:  ты  улыбнулся – и   он  улыбнулся,  ты  к  нему тянешь  руки – и  он  к  тебе  тоже,  ты  не  сердишься – и  он  не  дуется: вот  так – то люди  друг  с  другом  и  живут – и  добро  и  зло  наше возвращается  к  нам  же».

 

Из  книги «Двадцать  четыре  Насреддина»

Один  из приятелей  пришёл  к  Афанди  в  гости,  но  хозяина  не  застал.  Он рассердился  и  написал  на  двери:  «Осёл».  Через  несколько  дней  Афанди встретил  друга  и  сказал:

—  Ты  приходил ко  мне,  но,  к  сожалению,  меня  не  было  дама.

— Почему  ты думаешь,  что  приходил  именно  я,  а  не  кто – нибудь  другой? – спросил приятель.

— Как  же  не знать,  дорогой!  Ведь  ты  на  двери  написал  своё  имя! – воскликнул Афанди.

8. Итог  урока:

Какое  главное  правило  человеческих отношений?

Прочитайте,  как  об  этом  сказал  Христос. (Слова  у  детей  на  карточках)

Слова Христа  из  Евангелия

            Не  судите,  да  не  судимы будете,  ибо  каким  судом  судите,  таким  будете  судимы;  и  какою  мерою мерите,  такою  и  вам  будут  мерить.  И  что  ты  смотришь  на  сучок  в глазе  брата  твоего,  а  бревна  в  твоем  глазе  не  чувствуешь?  Лицемер! Вынь  прежде  бревно  из  твоего  глаза  и  тогда  увидишь,  как  вынуть сучок  из  глаза  брата  твоего.  Итак,  во  всем,  как  хотите,  чтобы  с вами  поступали  люди,  так  поступайте  и  вы  с  ними.  Будьте  милосердны, как  и  Отец  ваш  милосерд.  Прощайте,  и  прощены  будете.

Учитель:

            Представьте:  человек  глубокой ночью   идет  по  городу.  Из  одного  окна  некто  выглянул  и  сказал:  «Что это  он  идет  так  поздно?  Наверное,  это  вор!»  Выглянувшие  из  другого окна  о  том  же  прохожем  подумали:  «Наверное,  это  гуляка  возвращается с  вечеринки».  Еще  кто – то  предположил,  что  этот  человек  ищет  врача для  больного  ребенка.  На  самом  же  деле  прохожий  спешил  на  ночную молитву  в  храм.  Но  каждый  увидел  в  нем  частицу  своего  мира,  своих проблем  и  страхов.

            Уберечься  от  осуждения помогает  память  о  своих  собственных  ошибках  и  недостатках.

            Однажды  люди  привели  ко Христу  женщину,  которую  по  законам  того  времени  надо  было  казнить –забросать  камнями  до  смерти.  Христос  не  стал  призывать  людей  к нарушению  этого  закона.  Он  просто  сказал:  «Пусть  первый  камень  бросит тот  из  вас,  кто  сам  не  грешил».  Люди  задумались,  каждый  вспомнил  что– то  свое.  И  все  тихо  разошлись.     

            Чему  учит  золотое  правило нравственности?

(Прежде  чем  сделать  что – либо,  нужно оценить  последствия  поступка  и  задать  себе  вопрос:  «Каково  было  бы мне,  если  бы  так  поступили  со  мной?»)

9.Задание  на дом:  оценить  поступки  главных  героев  сказки А.Толстого  «Золотой  ключик»  или  какой – то  другой  сказки.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет