Модуль «Основы светской этики»
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ»
Урок № 20.
Тема: золотое правило нравственности.
Цель: способствовать формированию правильного выбора поступка на основе доброго отношения к другому человеку, влиять на формирование нравственных ценностей, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: карточки для контроля; высказывания великих людей.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Повторение пройденного: 1) Что такое нравственный поступок? (Нравственный поступок – это осознанное действие, с определенной целью.)
- 2) Какие признаки имеет нравственный поступок? (Мотив поступка, цель – намерение, средства достижения цели, само действие, результат поступка – ради чего действовал.)
В качестве нравственности у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Античные мудрецы главными считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость.)
3.Сообщение темы урока: «Золотое правило нравственности».
Подберите существительные к прилагательному золотой. Что может быть золотым? Какое прямое и переносное значение этого слова?
Учитель: Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Примерно 2 с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветленный». Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показывая им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел.
Будда учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».
Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших».
1.Ученик: («Однажды китайского философа Конфуция спросили, существует ли такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь. Он ответил: «Это слово – снисхождение. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».)
2.Ученик: (В 7 веке до н.э. при ассирийском царе служил писцом легендарный мудрец по имени Ахикар. Он так наставлял своего племянника: «Что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам». Это самое древнее упоминание золотого правила нравственности.
3.Ученик: Древнееврейский мудрец, которого звали Гилель, говорил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».
4.Ученик: В древнеиндийской книге «Махабхарата (5 век до н.э.) приводятся слова мудреца Бхишмы: «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям».
5.Ученик: Древнегреческий философ Питтак в 7 – 6 веке до н.э. наставлял: «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам».6.Ученик: Греческому философу и математику Фалесу задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» Он ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».
Учитель: Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Это и есть «золотое правило» нравственности.
4.Работа с учебником.
1) Чтение статьи по учебнику (по цепочке).
2) Беседа по прочитанному:
Почему появилось золотое правило нравственности?
Как формулируется золотое правило нравственности?
Как применять золотое правило нравственности?
3)Работа в тетради.
(Запись темы урока, выписывание золотого правила.)
4)Работа по карточкам (закрепление):
5.Контроль
1) Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?
• Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
• Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
• Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
• Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
2) Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?
• Потому что в школе за его соблюдение ставят хорошие отметки.
• В этом правиле заключается добро человеческих отношений.
• Потому что это закон государства.
3) Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?
• Любить самого себя.
• Задумываться о своих поступках.
• Любить людей , как самого себя.
6.Тренажёр
1) Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?
Потому что в нем проявляются лучшие порывы нашей души.
Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.
Потому что даёт людям добро и радость.
Потому что мы делаем, что нам говорят другие.
2)Вставьте пропущенное слово.
Что ____________________, то и пожнёшь.
Как аукнется, так и __________________________.
3)Распределите словосочетания в 2 группы, в одну поместите связанные по смыслу с золотым правилом, а в другую – не связанные с ним.
Делиться с другими. Поддерживать товарища. Играть на пианино. Бегать по дорогам. Отзываться на чувства окружающих. Ходить на рыбалку.
7.Сообщение ученицы
Басня
Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится , и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?» — «Я»,- «А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он к тебе тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так – то люди друг с другом и живут – и добро и зло наше возвращается к нам же».
Из книги «Двадцать четыре Насреддина»
Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл». Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:
— Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дама.
— Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто – нибудь другой? – спросил приятель.
— Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! – воскликнул Афанди.
8. Итог урока:
Какое главное правило человеческих отношений?
Прочитайте, как об этом сказал Христос. (Слова у детей на карточках)
Слова Христа из Евангелия
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.
Учитель:
Представьте: человек глубокой ночью идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!» Выглянувшие из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто – то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем и страхов.
Уберечься от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.
Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было казнить –забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что– то свое. И все тихо разошлись.
Чему учит золотое правило нравственности?
(Прежде чем сделать что – либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос: «Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?»)
9.Задание на дом: оценить поступки главных героев сказки А.Толстого «Золотой ключик» или какой – то другой сказки.