МуниципальноеБюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Зыковская средняя общеобразовательная школа»
Березовскогорайона Красноярского края
Удивительнаявода
Сборник интересные опыты с водой
для юных исследователей в кружке«Нескучная физика».
Автор работы:
Миклушова А. В. ученица 8класса
МБОУ» Зыковская СОШ»
Руководитель: Ганеева Г.М. учитель физики и астрономии МБОУ» Зыковская СОШ»
с.Зыково
2023
Аннотация ккартотеке интересных опытов и
экспериментовс водой для юных исследователей в кружке «Нескучная физика» «Удивительнаявода»
Эта картотека предназначенадля детей, увлеченных наукой, которые не ограничиваются школьными учебниками,для детей, стремящихся собственноручно «сделать открытие», увидеть собственнымиглазами чудо научной мысли, подвергнуть сомнению общеизвестный факт и т.п.
Картотека создана для детей- «ученых», которые не имеют еще никаких научных регалий, не обладаютнеобходимым уровнем знаний для того чтоб носить гордое имя «ученый», но, привсем при этом, имею колоссальное стремление к познанию всего нового инеизвестного.
Учеными люди становятся нево взрослой жизни, дети — будущие взрослые становятся «учеными» в ранние годыблагодаря своей любознательности, которая свойственна им по природе своей. Детиежедневно смотрят на окружающий мир, анализируют полученные данные по-своему,так как не сможет взрослый, и стремятся развить собственные идеи о том, чтовидят и слышат.
Неоспоримо важно, чтобыкаждый ребенок и далее во взрослой жизни испытывал чувства любознательности,открытия и изумления и чтобы их никогда не покидало желание познавать этот мирснова и снова.
Именно поэтому очень важнопрививать у детей любовь к науке с малых лет. Детям необходимо создаватьопределенные условия, которые помогут вовлечь их в мир поиска, эксперимента,исследования, дадут возможность сформировать у них навыки сортировки иклассификации информации, ее обработки, научат их наблюдать, строитьумозаключения и задавать вопросы — вопросы, которые, в свою очередь, побуждаютдетей изучать окружающий нас мир.
Данная картотека поможетребенку самостоятельно провести доступные его возрасту опыты, узнать обудивительных свойствах воды, сделать самостоятельные выводы об уникальныхприродных явлениях.
Картотекапредназначена учителям начальных классов, педагогу дополнительного образования,ведущего кружок « Нескучная физика», родителям учеников, ну и самое главное –детям!
Цель:
1. Помочь детям лучше узнатьокружающий мир.
2. Создать благоприятные условиядля сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психическихпроцессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающегомира.
3. Развивать мелкую моторику итактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям ипроговаривать их.
4. Научить детей исследовать воду вразных состояниях.
5. Через игры и опыты научить детейопределять физические свойства воды.
6. Научить детей делать самостоятельныеумозаключения по результатам обследования.
7.Воспитывать нравственные и духовныекачества ребёнка во время его общения с природой.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. «Проверяем оптические свойстваводы»…………………7
2. «Правда ли водаувеличивается в объёме при нагревании?»………………………………………………………………………….7
3.«А что происходит с водой при замерзании?»…………..8
4.«Проверяем силу воды»……………………………………8
5.«Горка из воды»……………………………………………9
6.«Тонет – не тонет»…………………………………………9
7.«Цветные слои»…………………………………………..10
8.«Окрашивание воды»…………………………………….10
9.«Играем с красками»……………………………………..11
10.«Вода нужна всем»………………………………………11
11.«Ходит капелька по кругу»…………………………….12
12.«с растительным маслом»………………………………12
13.«Что бывает с паром при охлаждении?»………………13
14.«Делаем облако»…………………………………………13
15.«Тёплая и холодная вода»………………………………14
16.«Можно ли зубочисткой поднять кубик льда?»………15
17.«Дрессированные зубочистки»…………………………15
18.«Чудо – перец»…………………………………………..16
19.«Может ли вода подняться вверх?»……………………16
20.«Когда льётся, когда капает?»…………………………16
21.«В какую бутылку нальётся вода быстрее?»………….17
22.«Друзья»………………………………………………….18
23.«Бумажные цветы»………………………………………19
24.«Куда делась вода?»…………………………………….19
25.«Со сверхохлажденной водой»…………………………20
26.«С кипятком на морозе»………………………………..21
27.«Откуда берётся вода?»…………………………………22
28. «Опыт с шарикомнадутым воздухом и шариком, наполненным водой»………………………………………22
29.«Поверхностное натяжение воды»…………………….23
30.«Может ли вода подняться вверх?»……………………25
31.«Скорость замерзания пресной и соленой воды»…….26
32. «Влияние концентрациисолевого раствора на температуру закипания раствора»…………………………………..27
33. «Зависит литемпература кипения от давления на поверхности воды?»……………………………………………………..29
34.«Кипятим и фиксируем»……………………………….30
35.«Что быстрее закипит?»………………………………..31
36.«Опыт с водой солью»…………………………………32
37.«Опыт с шариком и водой»…………………………….33
38.«Скрепка на поверхности воды»……………………….33
39.«Опыт с перевернутым стаканом»……………………..34
40.«Таяние от соли»………………………………………..34
41.«Какая лужа высохнет быстрее?»………………………35
42.«Игра в прятки»…………………………………………36
43.«Как вытолкнуть воду?»………………………………..36
44.«Откуда берётся иней?»…………………………………37
45.«Тающий лёд»……………………………………………37
46.«Замёрзшая вода»……………………………………….38
47.«Водяная мельница»……………………………………39
48.«Пар — это тоже вода»…………………………………39
49.«Прозрачность льда»……………………………………39
50.«Почему снег мягкий?»…………………………………40
51.«Почему снег греет?»……………………………………41
52.«Как из солёной воды добыть питьевую воду?»………41
53.«Таяние снега»…………………………………………..42
54.«Как добыть воду для питья?»…………………………42
55.«Можно ли пить талую воду?»…………………………43
56.«Можно ли склеить бумагу водой?»…………………..43
57.«Способность воды отражать окружающие предметы»…………………………………………………………44
58.«Вода может литься, а может брызгать»………………44
59.«Цветной и прозрачный лед»…………………………..45
60.«Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени»…………………………………………………….45
61.«Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»…………………………………………………………………………46
62.«Руки станут чище, если помыть их водой»……………46
63.«Помощница вода»………………………………………47
64.«Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»………………………………………………………..47
65.«Текучесть воды»……………………………………….48
66.«Животворное свойство воды»…………………………48
67.«Таяние льда в воде»……………………………………49
68.«Чем пахнет вода»………………………………………49
69.«Опыты с неньютоновской жидкостью»……………..49
70.«Наблюдение диффузии»………………………………..50
Списоклитературы…………………………………………52
1. Опыт первый:
«Проверяем оптические свойства воды»
Оборудование: банкас водой, яйцо, монета и карандаш.
Опустите в банку с водой сначала яйцо, затемкарандаш, а в конце под дно банки подложите монетку монету.
Результат:каждый раз вода будет выполнять роль увеличительного стекла.
Вывод: предмет,погружённый в воду, кажется больше своих реальных размеров из-за преломлениялучей света при прохождении из одной оптической среды (воздух) в другую (вода).
«Правдали вода увеличивается в объёме при нагревании?»
Оборудование: узкаябутылка, подкрашенная вода, маркер, металлическая кружка.
Налейте водув бутылку (температура воды должна быть около 20 0С) и отметьтеуровень воды маркером. Далее нагрейте бутылку на водяной бане при помощиметаллической кружки (доведите температуру воды приблизительно до 80 0С).
Результат: посленагревания будет заметно, что уровень воды в бутылке стал выше.
Вывод: водадействительно расширяется при нагревании. Если продолжить нагревать бутылку сводой, то вода постепенно испарится — это еще одно свойство воды (свойствоиспаряться).
3. Опыт третий:
«А что происходит с водой призамерзании?»
Все мы знаем, каклопается стеклянная бутылка, наполненная доверху водой, при замерзании. Но какпоказать это свойство быстро и безопасно?
Оборудование: пластмассоваябаночка и вода.
Заполните пластмассовую баночку до верха водой иплотно закройте крышкой. Затем положите бутылку в морозилку.
Результат: когдавода замёрзнет и превратится в лёд, она выдавит крышку.
Вывод: водаспособна расширяться при замерзании в отличие от других веществ, которыесжимаются. Это обусловлено её молекулярным строением.
4. Опыт четвёртый:
«Проверяем силу воды»
Оборудование:пластиковая карточка, стакан, вода и монеты.
Сначала положите карточкуна пустой стакан и попробуйте положить на её край монету.
Результат:карточка падает.
Теперь доверху налейтеводу в стакан и повторите опыт. Аккуратно кладите по одной монетке на крайкарточки.
Результат: водаудержит монеты (примерно до 6-ти шт.).
Вывод: чембольше площадь соприкосновения поверхности воды с карточкой, тем больше нужноприложить силы, чтобы нарушить эту связь.
5. Опыт пятый:
«Горка из воды»
Оборудование:стакан, вода и монеты.
Налейте в стакан прохладную воду до краёв.Затем опустите в воду несколько монет (аккуратно по одной монете).
Результат:водав стакане поднимется над поверхностью, но не выльется на стол,а поднимется горкой, своеобразной водяной линзой, над краями стакана.
Вывод:«виновато»поверхностное натяжение воды. Эта сила возникает на границе воды и воздуха. Таккак поверхность воды чуть более плотная, чем остальная её часть,образуется своего рода «плёнка», которая не даёт воде перелиться черезкрай стакана.
6.Опыт шестой:
«Тонет– не тонет»
Оборудование: банка сводой, яйцо, соль.
Банку наполните чистой водой и опустите в неё яйцо.
Результат: яйцоопустится на дно, «утонет». (Рис.1).
Затем в банку насыпьте поваренной соли (2 столовыеложки на 0,5 л воды) и опустите туда яйцо.
Результат: яйцо останется наповерхности. (Рис.1).
Вывод: этообъясняется тем, что солёная вода плотнее, поэтому и плавать в море легче, чемв реке.
7.Опыт седьмой:
«Цветныеслои»
Оборудование:прозрачнаябутылка, подсолнечное масло и подкрашенная вода.
Наполните бутылку подсолнечным маслом и подкрашеннойводой, при этом треть бутылки оставьте пустой и плотно закройте крышку.
Результат:жидкостине смешаются — вода опустится на дно, а масло поднимется наверх.
А теперь попробуйте хорошенько встряхнуть вашуволшебную бутылку.
Результат: черезнесколько секунд всё вернётся на свои места.
Вывод:такпроисходит, потому что структура подсолнечного масла менее тяжёлая и плотная,чем у воды.
8. Опыт восьмой:
«Окрашивание воды»
Оборудование: ёмкости с водой(холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Возьмите 2 стаканас холодной и теплой водой (количество воды в стаканах одинаковое). Опустите воба стакана палочки для размешивания. Рассмотрите предметы в воде. Почему онихорошо видны? Добавьте в оба стакана одинаковое количество краски и неразмешивая наблюдайте в каком из стаканов вода окрасится быстрее.
Результат: вода встакане с тёплой водой окрасится быстрее. Если в воду добавить большекрасителя, вода станет более окрашенной.
Вывод: водапрозрачная. Чтобы окрасить, достаточно добавить краску. Вода в стаканчиках стёплой и холодной водой окрасится одинаково, но в стаканчике степлой водой окрашивание произойдет быстрее.
9. Опыт девятый:
«Играем с красками»
Оборудование: две банки счистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.
Вбаночку с водой добавьте немного красной краски, пронаблюдайте что происходит?(краска медленно, неравномерно растворится).
В другую баночку сводой добавьте немного синей краски, размешайте. Что происходит? (краскарастворится равномерно).
Смешайте воду издвух баночек. При соединении синей и красной краски вода в банке станет коричневой.
Результат: при добавлениикраски в воду происходит окрашивание воды (медленное, неравномерное если неразмешивать воду и быстрое, равномерное если воду размешивать). При смешиванииокрашенной воды разных цветов происходит смешивание цвета окрашенной воды.
Вывод: капля краски,если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а приразмешивании – равномерно.
10. Опыт десятый:
«Вода нужна всем»
Что будет срастением, если его не поливать?
Оборудование: 2 блюдца, 2горошины, ватка, вода
Возьмите 2горошины. Одну поместите на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другоеблюдце – в сухую ватку. Оставьте горошины на несколько дней.
Результат: у однойгорошины, которая была в ватке с водой — появится росточек, а у другой – нет.
Вывод: вода необходимарастениям. Без воды растение погибнет.
11. Опыт одиннадцатый:
«Ходит капелька по кругу»
Оборудование: 2 миски сводой разного размера.
Возьмите двемисочки с водой – большую и маленькую, поставьте на подоконник и наблюдайте, изкакой мисочки вода исчезнет быстрее.
Результат: в одной измисочек не станет воды, быстрее. Куда исчезла вода? Что с ней могло случиться?
Вывод: капельки водыпостоянно путешествуют, с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поятрастения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которыхкогда – то пришли на землю в виде дождя.
12.Опыт двенадцатый:
«срастительным маслом»
Оборудование: 2стакана, растительное масло, вода и пластиковая карточка.
Налейте половину стакана растительного масла. В другойстакан наполните водой наполовину. Стакан с водой накройте пластиковойкарточкой и переверните стакан. Установите пластиковую карточку с размещеннымна ней стаканом на стакан с растительным маслом. Аккуратно отодвигайтекарточку, делая щель между сосудами, и наблюдайте за происходящим явлением.
Результат:масло окажется в верхнем стакане, а вода — в нижнем
Вывод: это связано с разницей плотностей: плотность воды намного большеплотности масла.
13. Опыт тринадцатый:
«Что бывает с паром при охлаждении?»
Оборудование: оконное стекло,чайник с кипятком.
Потрогайте оконноестекло – убедитесь, что оно холодное, затем подышите на стекло в одну точку.Наблюдайте, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.
Результат: оконное стеклоот дыхания запотевает, а затем образуется капелька воды.
Вынесите чайник столько что вскипевшей водой на улицу (на мороз). Поставьте его под ветки дереваили кустарника, откройте крышку и наблюдайте.
Результат: ветки надчайником «обрастут» инеем.
Вывод: пар от дыханияна холодном стекле превращается в воду. В помещении пар, охлаждаясь,превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем наветках деревьев и кустов.
14.Опыт четырнадцатый:
«Делаемоблако»
Оборудование: трёхлитроваябанка, крышка, горячая вода и кубики льда.
Налейте втрёхлитровую банку горячую воду (примерно 2,5 см). Затем положите на крышку несколькокубиков льда и поставьте её на банку.
Результат:воздухвнутри банки, поднимаясь вверх, будет охлаждаться, а содержащийся в нем,водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. (Рис.2).
Вывод:этотэксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплоговоздуха. А откуда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле,поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу,образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми ипадают на землю в виде дождя.
15. Опыт пятнадцатый:
«Тёплая и холодная вода»
Оборудование: мыло, 2 таза схолодной и теплой водой, тряпка.
Намыльте рукисухим мылом без воды. Затем намочите руки и мыло в тазу с холодной водой. Сполоснитеруки в тазу с холодной водой. После этого снова намыльте руки и сполосните их втазу с теплой водой.
Результат: сухое мыло безводы не мылится. Мыло мылится и в холодной и в теплой воде. Чистая вода –прозрачная, мыльная вода – не прозрачная, грязная.
Вывод: вода – добрыйпомощник человека. Мыть руки можно только водой без мыла, если они не оченьзагрязненные (надежнее использовать мыло при мытье рук). Без воды сухим мыломруки не помыть. Руки можно мыть как в холодной, так и в теплой воде. Но втеплой воде эта процедура более приятна.
16.Опыт шестнадцатый:
«Можноли зубочисткой поднять кубик льда?»
Оборудование:кубикльда, ёмкость с водой, зубочистка и соль.
Кубик льда положите в миску с водой, аккуратно прикладывайтесверху зубочистку и посыпьте вокруг неё совсем немного соли. Подождите пару секунд и поднимитезубочистку.
Результат: зубочистка«приклеилась» ко льду настолько сильно, что поднимает весь кубик!
Вывод: секретпрост — во всем «виновата» соль. Чтобызамёрзнуть, солёной воде необходима более низкая температура, чем пресной. Посыпав соль на кубик, мы заставилилёд таять. При этом солёныйраствор постепенно стекает в ёмкость, а зубочистка вмерзает в новообразованныйлёд.
17. Опыт семнадцатый:
«Дрессированные зубочистки»
Оборудование: ёмкостьс чистой водой, 5-7 зубочисток, кубик сахара и небольшой кусочек мыла.
Аккуратно положите зубочистки на поверхность воды впроизвольном порядке, главное, чтобы они не соприкасались. Затем положите всередину миски сахар.
Результат: зубочисткиспешат к центру.
Теперь положите в то же место мыло.
Результат:зубочисткиспешат в разные стороны!
Вывод: сахарвпитывает влагу, и зубочистки стремятся к созданному «водовороту», если можнотак выразиться. Мыло, в свою очередь, создаёт дисбаланс в натяжении воды — вцентре миски оно становится слабее, и зубочистки стремятся туда, где натяжениеповерхности более сильно.
18.Опыт восемнадцатый:
«Чудо– перец»
Оборудование:ёмкостьс чистой водой, молотый перец и жидкое мыло.
В ёмкость с водой насыпьте молотый перец, специи должны покрыть всю поверхность воды. Затем макните палец в жидкое мыло идотроньтесь до поверхности.
Результат: мелкийперец начинает бежать от пальца в разные стороны!
Вывод: мыломеняет натяжение воды и перец стремится от пальца к краям ёмкости, гденатяжение выше.
19.Опыт девятнадцатый:
«Можетли вода подняться вверх?»
Оборудование:4стаканчика, вода (окрашенная в разные цвета) и бинт.
Налейте в стаканы воду,окрашенную в разные цвета. Затем опустите в них бинт, свёрнутый в несколькослоёв так, чтобы в воде была только часть бинта.
Результат: черезнекоторое время бинт станет весь разноцветным.
Вывод: этотопыт демонстрирует капиллярный эффект, то есть способность воды подниматьсявверх по узеньким канальцам ниток, из которых сделан бинт.
20. Опыт двадцатый:
«Когда льётся, когда капает?»
Оборудование: пипетка, двемензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка без электрических проводов.
В полиэтиленовыйпакет налейте воду. Сделайте отверстие в пакетике с водой. Поднимите его надрозеткой. Что происходит?
Результат: вода капает,ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки. Из опыта видно, что дажемаленькая капля воды может попасть в розетку и вызвать короткое замыкание споследующим возгоранием. Не допускайте попадания воды в розетки иэлектроприборы, это может привести к пожару!
Накапайтенесколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета?Почему?
Результат: вода из пипеткикапает медленнее.
Из одной мензурки перелейте воду в другую.Пронаблюдайте, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?
Результат: вода из пипеткикапает медленнее, чем из отверстия в пакете. При переливании вода быстрееокажется в другой емкости, чем при капельном перемещении воды.
Погрузите губку в мензурку с водой, выньтееё. Что происходит?
Результат: водасначала вытекает из губки, затем капает.
Вывод: Если необходимобыстро переместить воду из одной емкости в другую нужно просто ее перелить.Если же необходимо перелить всего несколько капель лучше воспользоватьсяпипеткой.
21. Опыт двадцать первый:
«В какую бутылку нальётся вода быстрее?»
Оборудование: ванночка сводой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка изткани.
Сравните бутылкипо величине: рассмотрите форму горлышка у каждой из них. Погрузите в водубутылку с широким горлышком, глядя на часы, отметьте, за какое время онанаполнится водой. Погрузите в воду бутылку с узким горлышком, отметьте, засколько минут она наполнится.
Выясните, из какойбутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?
Погрузите в водусразу две бутылки. Что происходит?
Результат: бутылка сшироким горлышком наполнится водой быстрее, чем бутылка с узким горлышком. Водав бутылки набирается неравномерно, если их погрузить в воду одновременно.
Вывод: форма и размеремкости влияет на скорость наполнения и опорожнения этой емкости.
22. Опыт двадцать второй:
«Друзья»
Оборудование: стакан и бутылкас водой, закрытые пробкой, салфетка из ткани.
Стакан с водой нанесколько минут поставьте на солнце. Что происходит?
Результат: на стенкахстакана образуются пузырьки – это кислород.
Бутылку с водойизо всех сил потрясите. Что происходит?
Результат: образовалосьбольшое количество пузырьков.
Вывод: в состав водывходит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении водыпузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.
23. Опыт двадцать третий:
«Бумажные цветы»
Оборудование: вода,ножницы, листы цветной бумаги (тонкие и плотные) и просторная ёмкость для воды.
Аккуратно сложите листыбумаги, вырежьте цветочки и загните их лепестками внутрь. Затем положитецветочки в ёмкость с водой.
Результат: через несколько минут происходит невероятное –цветы раскрывают свои лепесточки! (Рис.3).
Вывод:все довольно просто. Лепестки бумажных цветов впитывают в себя воду и подсобственной тяжестью они «распускаются».
24. Опыт двадцать четвертый:
«Куда делась вода?»
Оборудование: две мерныеодинаковые ёмкости.
Налейте равноеколичество воды в ёмкости, сделайте отметку уровня воды. Одну банку закройтеплотно крышкой, другую — оставьте открытой. Обе банки поставьте на подоконник.
В течение неделинаблюдайте процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируярезультаты в дневнике наблюдений. Обсудите, изменилось ли количество воды, кудаисчезла вода с открытой банки. Когда ёмкость закрыты, испарение слабое.
Результат: уровень воды воткрытой емкости стал ниже отметки, в связи с тем, что частицы воды поднялись споверхности в воздух. В закрытой емкости уровень воды практически не изменился.
Вывод: уровень воды воткрытой емкости изменяется по причине испарения воды (частицы воды поднялись споверхности в воздух). В закрытой емкости частицы воды не могут испариться, иммешает крышка, либо испарение происходит медленно, если емкость не герметична.
25.Опыт двадцать пятый:
«Сосверхохлажденной водой»
Оборудование: двебутылки объемом 1.5 л. с дистиллированной водой, морозилка.
Поставьте бутылки в морозилку на 2,5 часа притемпературе -25 градусов. Спустя отмеренное время достаньте бутылки изморозилки, одну из бутылок ударьте об стол.
Результат: водаледенеет прямо на глазах.
Вывод:насамом деле, все очень просто. Секрет кроется в физике процесса замерзания. Длятого чтобы вода начала кристаллизоваться, должны присутствовать так называемыецентры кристаллизации. В основном это различные примеси, находящиеся в воде.Дистиллированная вода полностью очищена от каких-либо примесей, потому процессее кристаллизации начинается лишь после удара об стол.
26.Опыт двадцать шестой:
«Скипятком на морозе»
Способность горячей воды в определённых условияхзамерзать быстрее, чем холодная, была замечена и описана ещё в древности. Всовременной науке она известна как «эффект Мпембы». Эффект Мпембы — этопарадокс, согласно которому горячая вода замерзает быстрее, чем холодная. Приэтом, замерзая, она проходит температуру холодной воды. Назван он был в честьшкольника из Танганьики, который заметил, что горячая смесь для мороженогозастывает быстрее, чем холодная, и всерьёз занялся изучением этого явления,которые привлекли внимание научного сообщества. Существует несколько вариантовпричины этого парадокса: например, явление может объясняться тем, что горячаявода быстрее испаряется, или тем, что в нагретой воде ослабевают водородные связи[1].
Оборудование: кружкакипятка.
Налейте в кружку кипяток. Выйдете на улицу, на мороз.Выплесните воду с полукруглого взмаха снизу вверх перед собой. Но плескать надоаккуратно!
Результат: получаетсяочень эффектно: кипяток разлетается вверх веером и мгновенно испаряется.
Вывод: то естьна таком морозе кипяток превращается в пар, а холодная вода – нет.
27. Опыт двадцать седьмой:
«Откуда берётся вода?»
Оборудование: ёмкость сгорячей водой, охлаждённая металлическая крышка.
Накройте ёмкость сгорячей водой холодной крышкой. Через некоторое время рассмотрите внутреннююсторону крышки, потрогайте её рукой.
Результат: на внутреннейстороне крышки образовалась вода. Это частицы воды поднялись с поверхности, онине смогли испариться из банки и «осели» на крышке).
Повторите опыт, нос тёплой крышкой.
Результат: на тёплой крышкеводы нет.
Вывод: процесс превращения пара вводу происходит при охлаждении пара.
28. Опытдвадцать восьмой:
«Опытс шариком надутым воздухом и
шариком,наполненным водой»
Оборудование: шарик, надутыйвоздухом, шарик, наполненный водой.
Поднесите шарики к пламени свечи. (Рис.4).
Результат: шарик с воздухом быстро лопнет, а шарик с водой примерно в течение 5 минут будет оставатьсяцелым. (Рис.5).
Вывод: благодаря большойудельной теплоемкости воды, шарик заполненный водой, забираеттепло пламени, и в течении 5 минут остается целым.
Благодаря удельной теплоемкостипроисходит регулирование тепловых процессов на всей планете.
29. Опыт двадцать девятый:
«Поверхностное натяжение воды»
Извсех жидкостей у воды самое высокое поверхностное натяжение. Поверхностноенатяжение воды — это наличие на любой водной поверхности тонкой и прочнойпленки из ее молекул. В жидкости сила поверхностного натяжения действует так,что получается шарик. (Рис.6).
В нашей жизни мычасто встречаемся с проявлениями поверхностного натяжения воды:
ü Когда вода скончика крана капает а не льётся, приобретая шарообразную форму – этоповерхностное натяжение воды (Рис.7);
ü Когдадождевая капелька в полете принимает округлую слегка вытянутую форму – этопроявление поверхностного натяжения воды;
ü Вода,принимающая шарообразную форму на водонепроницаемой поверхности – этопроявление поверхностного натяжения воды;
ü Рябь на поверхности водоема, котораявозникает при дуновении ветра, так же является проявлением поверхностногонатяжения воды;
ü Водав космосе принимающая шарообразную форму – это тоже поверхностное натяжение;
ü Насекомоеводомерка держится на поверхности воды исключительно благодаря поверхностномунатяжению воды.
Оборудование: ёмкость сводой, игла, раствор мыльных пузырей.
Аккуратно положите иглу наповерхность воды.
Результат: она будет плавать.(Рис.8).
Надуйте мыльный пузырь. Рассмотрите его.
Результат: радужныемыльные пузыри, так же являются прекрасным проявлениеповерхностного натяжения. (Рис.9-10).
Вывод:данныесвойства вода имеет благодаря очень высокому поверхностному натяжению.
По этой же причине происходит:
•очень большая разрушительная деятельность дождевых капель;
•перемещение воды по порам и капиллярам в земной коре.
30. Опыт тридцатый:
«Может ли вода подняться вверх?»
Высокая сила поверхностногонатяжения у воды обуславливает способность воды подниматься по тонкимкапиллярам. Это явление можно наблюдать в пористых телах. Например, мывытираем руки бумажной салфеткой. Вода уходит с рук по волокнистым капиллярамбумаги. В живых организмах по капиллярам движется кровь.
Оборудование: салфетка,окрашенная вода.
Возьмите салфетку и опустите ееконец в воду — вода быстро поднимается вверх по капиллярам.
Результат: чем тоньшекапилляры, тем выше вода может по ним подняться. (Рис.11-12).
Вывод: высокаясила поверхностного натяжения у воды обуславливает способность воды подниматьсяпо тонким капиллярам. Это явление можно наблюдать в пористых телах.
31. Опыт тридцатьпервый:
«Скорость замерзания пресной и соленойводы»
Каждую зиму вовремя гололёда дворники посыпают замёрзшие тротуары песчано-солёными смесями.При этом лёд начинает таять. Температура замерзания воды и таяния льда — 0°С.Почему же тогда лёд на тротуаре тает и при отрицательной температуре?
Оборудование: пластиковыемензурки, вода: чистая, соленная.
Исследуйте зависимость температурызамерзания воды для этого налейте в пластиковые мензурки воду: чистую исоленую. Вынесите мензурки на мороз: температура воздуха -20°С и фиксируйте времяи температуру жидкостей.
Результаты: заполните данныев таблицу и проанализируйте их. (Табл.1). В качестве примера представленыданные, полученные автором при проведении данного опыта.
Таблица 1
|
Масса, г |
Начальная t °С |
Концентрация соли, % |
Температура замерзания, °С.
|
Время начала замерзания |
Время полного замерзания |
Время, в течение которого вода замерзала |
Чистая вода |
50
|
20 Представленная информация была полезной? ДА 58.76% НЕТ 41.24% Проголосовало: 1033 |
0 |
0 |
11-00 |
12ч.10 |
1ч.10 |
Соленая вода |
50 |
20 |
10 |
-15 |
11-00 |
21 |
3 ч. |
Вывод: с увеличениемконцентрации соляного раствора, температура замерзания воды уменьшается.Поэтому соляным раствором воды можно воспользоваться зимой для протиранияоконных стекол и лобового стекла автомобиля.
32. Опыт тридцать второй:
«Влияние концентрации солевого раствора натемпературу закипания раствора»
Опыт проводится в один день напротяжении 2-х часов.
Оборудование: вода, соль,термометр.
Все измерения фиксируйте припостоянном атмосферном давлении. Фиксируйте температуру воды на моментзакипания.
Результаты: заполнитеданные в таблицу и проанализируйте их. (Табл.2). В качестве примерапредставлены данные, полученные автором при проведении данного опыта.
Таблица 2
Масса воды, г. |
Масса растворённой соли, г. |
Концентрация соли, % |
Температура кипения, °С |
1000 |
0 |
0 |
100 |
1000 |
40 |
4 |
101 |
1000 |
80 |
8 |
102 |
1000 |
120 |
12 |
103 |
Рисунок 13
Вывод: чем выше концентрация соляного раствора,тем выше и температура кипения.
Значит, чтобы уменьшить времяприготовления пищи необходимо варить её в солёной воде. Варка будет происходитьпри более высокой температуре и, следовательно, быстрее сварится.
33. Опыт тридцать третий:
«Зависит ли температура кипения отдавления на поверхности воды?»
Оборудование: две колбы:первая открытая, вторая колба закрыта пробкой с патрубком (трубка длясоединения с насосом), вода, термометр, часы, мерный стакан.
В двеколбы налейте равное количество воды по 150 мл. Замерьте начальную температуруводы. Воду в первой открытой колбе нагрейте над пламенем.(Рис.14).
Зафиксируйтевремя, необходимое для закипания воды (закипает вода в открытой колбе притемпературе 100°С.). Вторую колбу соедините с насосом, и выкачайте воздух изколбы, тем самым уменьшите давление над поверхностью воды.(Рис.15). Незабывайте фиксировать время и температуру.
Результат: температуракипения больше во 2-й колбе..
Вывод: температуракипения воды зависит от давления, чем меньше давление над поверхностью воды,тем меньше температура кипения и чем больше давление, тем температура кипениявыше, т.е. воду можно кипятить при температуре больше 100° C. Этоиспользуется в кастрюлях скороварках, в медицинских автоклавах, при высокомдавлении можно достичь лучшей стерилизации.
34. Опыт тридцать четвертый:
«Кипятим и фиксируем»
Изменится литемпература кипения в течение определенного промежутка времени?
Оборудование: кастрюля, 0,5 л.воды, термометр, часы.
В кастрюлю налейте 0,5 литра воды.Пронаблюдайте, как с течением времени температура кипения воды немного увеличивается.
Результаты: время итемпературу фиксируйте в таблице с начала кипения, проанализируйте полученныеданные. (Табл.3). В качестве примера представлены данные, полученные авторомпри проведении данного опыта.
Таблица 3
Масса воды, г |
Время кипения, мин. |
Температура кипения, °С. |
500 |
5 |
100 |
500 |
10 |
100,3 |
500 |
15 |
100,7 |
500 |
20 |
101,1 |
Рисунок 16
35. Опыт тридцать пятый:
«Что быстрее закипит?»
Какая вода закипит быстрее:прокипяченная, проточная или соленая вода?
Оборудование: три одинаковыхметаллических кружки, по 100г. кипяченной, соленой воды (1ст. ложка соли) иводы из крана, часы.
В три кружки налейте по 100г. кипяченной, соленой воды (1ст.ложка соли) и воды из крана. Начальнаятемпература воды во всех сосудах 22°С. Поставьте их на одну конфорку и фиксируйте время закипания. Все кружки открыты.
Результат: вода из крана,кипяченная вода закипает через 6 минут. Соленая вода закипает через 5 мин.30 сек.и температура кипения соленой воды выше на 3°С.
Вывод: соленая водазакипает немного быстрее.
36.Опыт тридцать шестой:
«Опытс водой и солью»
Оборудование: стакан сводой, соль.
Насыпьте в стакан с водой соль до тех пор пока сольперестанет растворяться.
Результат:онаперестанет растворяться в воде (раствор достигнет насыщения) и жидкостьперельется через край стакана. (Рис.17).
Вывод: когда воданаходится в жидком состоянии, между ее молекулами остается свободное пространство,которое и заполняется молекулами соли. Когда все свободные участки заполнятсямолекулами соли, она перестанет растворяться в воде (раствор достигнетнасыщения) и жидкость перельется через край стакана.
37.Опыт тридцать седьмой:
«Опыт сшариком и водой»
Оборудование: банка сгорячей водой, слегка надутый шарик.
В банку налейтегорячую воду и вылейте воду из нее когда стенки банки нагреются. Стенки банкиначнут отдавать тепло находящемуся внутри банки воздуху. Воздух,соответственно, начнет нагреваться и его молекулы будут двигаться быстрее.
Результат: за счет разницыдавления внутри и извне нее шарик втягивается в банку. (Рис18).
Вывод: когда мыперекрываем шариком горлышко банки, мы создаем разницу давления внутри и извненее.
38.Опыт тридцать восьмой:
«Скрепкана поверхности воды»
Оборудование:емкостьс водой, скрепка.
Налейте воду в емкость. На поверхность воды осторожнопоместите скрепку.
Результат: скрепкаможет плавать по поверхности воды. (Рис.19).
Вывод: скрепкаможет плаватьпо поверхности воды благодаря особому свойству воды – поверхностномунатяжению, которого достаточно для того, чтобы выдержать вес скрепки.
39.Опыт тридцать девятый:
«Опыт сперевернутым стаканом»
Оборудование:стаканс водой, лист бумаги.
Стакан с водой закройте листом бумаги и переверните.
Результат: бумагаостается на месте. (Рис.20)
Вывод: вода заполняетвсё пространство между волокнами бумаги и из-за силы поверхностного натяженияне может вытечь из перевёрнутого стакана. Если механически нарушитьповерхность, то вода так же начнет течь.
40.Опыт сороковой:
«Таяние отсоли»
Оборудование:кусочекльда, нить, соль.
Возьмите кусочек льда. Температура льдаможет быть от 0 градусов (по Цельсию) и ниже, при 0 градусов лед начинает таять.Поместите на кусочек нить. Насыпьте немного соли на лед, тем самым выснизите температуру замерзания, и лед начнет таять.
Результат: нитка вэтот момент погружается в образовавшуюся воду. Но чем больше образуется воды,тем ниже концентрация соли и тем выше температура замерзания. (Рис.21).
Вывод: Постепеннонитка вмораживается в кусочек льда.
41. Опыт сорок первый:
«Какая лужа высохнет быстрее?»
Всем известно — последождя остается лужа! Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большиелужи. Какая лужа высохнет быстрее — большая или маленькая?
Оборудование: бутылка с водой.
Разлейте воду наасфальте, оформляя разные по размеру лужи. И пронаблюдайте какая из лужвысохнет быстрее.
Результат: маленькая лужавысохла быстрее! Там воды меньше. А большие лужи иногда высыхают целый день.
Вывод: количество водыв луже влияет на скорость ее высыхания.
42. Опыт сорок второй:
«Игра в прятки»
Оборудование: две пластины изоргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем капельку искать
Из пипетки появилась
На стекле растворилась…
Из пипетки насухое стекло нанесите каплю воды. Результат: почему она не растекается?(мешает сухая поверхность пластины).
Наклоните пластинуи капля медленно потечёт.
Смочитеповерхность пластины, капните на неё из пипетки прозрачной водой.
Результат: капля воды«растворится» на влажной поверхности и станет незаметной.
Вывод: у капельки водысцепление с сухой поверхностью хуже, чем с влажной.
43. Опыт сорок третий:
«Как вытолкнуть воду?»
Оборудование: мерная ёмкость сводой, камешки, предмет в ёмкости.
Налейте в емкостьводу на половину сосуда. Добавьте туда плавающий предмет (например, кусочекдерева).
Попробуйте достатьпредмет, плавающий на поверхности из ёмкости, не опуская руки в воду и неиспользуя разные предметы-помощники, (например, сачок). Получилось достатьпредмет, не замочив руки?
Добавляйте камешкив сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Результат: предметокажется на поверхности сосуда в легкой доступности.
Вывод: камешки,заполняя ёмкость, выталкивают воду.
44. Опыт сорок четвертый:
«Откуда берётся иней?»
Оборудование: термос с горячейводой, тарелка.
Вынесите термос сгорячей водой на улицу (на мороз). Откройте его и пронаблюдайте, как водапревращается в пар. Подержать холодную тарелку над паром и пронаблюдайте, какпар превращается в капельки воды.
Затем этузапотевшую тарелку оставьте на несколько минут и пронаблюдайте образование наней инея.
Результат: на простомпримере с термосом и тарелкой вы поймете, как образуются осадки в природе.
Вывод: при нагреваниивода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
45. Опыт сорок пятый:
«Тающий лёд»
Оборудование: тарелка, миски сгорячей водой и холодной водой, кубики льда, часы
Где быстреерастает лёд — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой?
Положите лед вмиски с горячей и холодной водой, пронаблюдайте за происходящими изменениями.Время фиксируйте с помощью часов, сделайте выводы.
Результат: в миске сгорячей водой лед растает быстрее.
Вывод: Под воздействиемтепла исходящего от горячей воды лед быстро тает.
46. Опыт сорок шестой:
«Замёрзшая вода»
Оборудование: кусочки льда,холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
Поставьте передсобой миску с водой. Обратите внимание, какая вода, какой она формы. Водаменяет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твёрдой? Чтопроизойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд.)
Поставьте передсобой миску со льдом. Рассмотрите кусочки льда. Чем лёд отличается от воды?Можно ли лёд лить, как воду? Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму. Всё, чтосохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом.
Плавает ли лёд?Положите кусочек льда в миску, и пронаблюдайте. Какая часть льда плавает?(Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называютсяайсбергами (сравните с картинкой, изображающей айсберг). Над поверхностью виднатолько верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнётся наподводную часть айсберга, то корабль может утонуть.
Обратите внимание налёд, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лёд растаял? (В комнатетепло.) Во что превратился лёд? Из чего состоит лёд?
Результат: наглядноеизображение твердого и жидкого состояния воды.
Вывод: в зависимости оттемпературы вода может из твердой становиться жидкой и обратно.
47. Опыт сорок седьмой:
«Водяная мельница»
Оборудование: игрушечнаяводяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка.
Вспомните свойстваводы. Может ли вода заставить работать другие предметы? Что такое водянаямельница? Как заставить мельницу работать?
Возьмите кувшин сводой в одну руку, а другой поддерживайте его около носика и лейте воду налопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти. Что видите? Почемумельница движется? Что её приводит в движение?
Результат: вода приводит вдвижение мельницу.
Попробуйте литьводу маленькой струйкой.
Результат: мельницаработает медленно, а если лить большой струёй, то мельница работает быстрее.
Вывод: вода может заставитьработать другие предметы.
48. Опыт сорок восьмой:
«Пар — это тоже вода»
Оборудование: кружка скипятком, стекло.
Возьмите кружку скипятком, чтобы дети видели пар. Поместите над паром стекло.
Результат: на стеклеобразуются капельки воды.
Вывод: водапревращается в пар, а пар затем превращается в воду.
49. Опыт сорок девятый:
«Прозрачность льда»
Оборудование: прозрачнаяемкость, мелкие предметы.
В прозрачнуюемкость положите мелкие предметы, залейте водой и выставите на ночь за окно.Утром рассмотрите.
Результат: через лёд виднызамёрзшие предметы.
Вывод: предметы виднычерез лёд потому, что он прозрачен.
50. Опыт пятидесятый:
«Почему снег мягкий?»
Оборудование: лопатка, ведёрко,лупа, чёрная бархатная бумага.
Наберите в ведерконемного свежевыпавшего снега. Обратите внимание на то, что снег легкий,пушистый. После этого рассмотрите хлопья снега, которые падают на чёрнуюбархатную бумагу, через лупу. Каким мы видим снег через лупу?
Результат: через лупу видныотдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому,снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод: снег оченьлегкий, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.
Обратите вниманиена то, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозеснежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе онинапоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветрелетят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегув мороз, то слышно, как он скрипит.
51. Опыт пятьдесят первый:
«Почему снег греет?»
Оборудование: лопатка, двебутылки с тёплой водой.
Налейте в двеодинаковые бутылки теплую воду одинаковой температуры. Затем вынесите обебутылки на улицу. Одну бутылку поставьте на открытое место, другую закопайте вснег, не прихлопывая его. Через несколько часов поставьте обе бутылки рядом исравните, в какой вода остыла больше, выясните, в какой бутылке на поверхностипоявился ледок.
Результат: в бутылке подснегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Вывод: снег «помог»дольше сохранить воду в бутылке теплой. Именно благодаря рыхлому снегу растенияв наших садах переживают зимние морозы безболезненно и весной радуют насраспускающимися почками. Снег, в котором много воздуха, сохраняет тепло зимой,поэтому зимой укрывая снегом корни деревьев не нужно его прихлопывать лопатой,уплотненный снег хуже держит тепло, чем рыхлый.
52. Опыт пятьдесят второй:
«Как из солёной воды добыть питьевую воду?»
Оборудование: таз для воды,соль, ложка, вода, пластиковый стаканчик, галька, полиэтиленовая пленка.
Налейте в тазводы, добавьте две столовой ложки соли, перемешайте. На дно пустогопластикового стакана положите промытую гальку, и опустите стакан в таз так,чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды в тазу. Сверху натянитеплёнку, завяжите её вокруг таза. Продавите плёнку в центре над стаканчиком иположите в углубление (осторожно, не порвите пленку) ещё один камушек. Поставьтетаз на солнце.
Результат: через несколькочасов в стаканчике накопится несолёная чистая вода.
Вывод: вода на солнцеиспаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой стакан, соль неиспаряется и остаётся в тазу.
53. Опыт пятьдесят третий:
«Таяние снега»
Оборудование: варежка (вернеерука в варежке), радиатор (батарея отопления в помещении), чайник и т.д.,(любой предмет от которого исходит тепло).
Пронаблюдайте затаянием снега на тёплой руке, варежке, на батарее, на чайнике и т.д.
Результат: снег тает оттяжёлого воздуха, идущего от любой системы.
Вывод: под действиемтепла снег тает и превращается в воду.
54. Опыт пятьдесят четвертый:
«Как добыть воду для питья?»
Оборудование: лопата,пластиковый контейнер или миска, трава, полиэтиленовая пленка, небольшой камешек
Выкопайте яму вземле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустойпластиковый контейнер или широкую миску, вокруг неё положите свежей зеленойтравы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой плёнкой и засыпьте её краяземлёй, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре плёнки положите камешек ислегка придавите плёнку над пустой ёмкостью. Приспособление для сбора водыготово.
Оставьте своюконструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с плёнки, чтобы онане попала в контейнер (миску), и посмотрите в миску.
Результат: в мискенаходится чистая вода. Откуда же она взялась?
Вывод: под действиемсолнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Тёплый воздухвсегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной плёнке иконденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу ёмкость;помните, вы ведь слегка продавили плёнку и положили туда камень.
55. Опыт пятьдесят пятый:
«Можно ли пить талую воду?»
Оборудование: две светлыетарелки, вода, снег.
Возьмите две светлыетарелки, в одну положите снег, в другую налейте обычную водопроводную воду.После того, как снег растает, рассмотрите воду в тарелках, сравните её и выясните,в которой из них был снег (определить по мусору на дне).
Результат: снег – этогрязная талая вода, и она не пригодная для питья людям.
Вывод: талую воду можноиспользовать для поливки растений, а также её можно давать животным.
56. Опыт пятьдесят шестой:
«Можно ли склеить бумагу водой?»
Оборудование: два листа бумаги,вода.
Возьмите два листабумаги. Двигайте один лист в одну сторону, другой в другую. Смочите листыводой, слегка сдавите их, попробуйте сдвинуть.
Результат: смоченные листыбумагой сдвинуть гораздо сложнее, чем сухие. Вода приклеила их друг к другу.
Вывод: вода обладаетсклеивающим эффектом.
57. Опыт пятьдесят седьмой:
«Способность воды отражать окружающие предметы»
Оборудование: таз, вода.
Налейте в таз воду.Рассмотрите, что отражается в воде. Видите свое отражение? Где ещё вы виделисвоё отражение?
Результат: вода отражаетокружающие предметы.
Вывод: Воду можноиспользовать в качестве зеркала.
58. Опыт пятьдесят восьмой:
«Вода может литься, а может брызгать»
Оборудование: маленькая лейка,пульверизатор, горшечное растение.
В лейку налейтеводу. Полейте растение с лейки, для этого наклоните ее.
Результат: из носика лейкивода льется.
Налейте воду в пульверизатор(специальная брызгалка) и попробуйте полить растение. Пульверизатор нужен длятого, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, имлегче дышится.
Понаблюдайте запроцессом разбрызгивания. Обратите внимание, что капельки очень похожи на пыль,потому что они очень мелкие
Результат: цветы принимаютдуш.
Вывод: Вода можетлиться, а может разбрызгиваться.
59. Опыт пятьдесят девятый:
«Цветной и прозрачный лед»
Оборудование:2 стакана, вода, краситель, ложка, формочки для льда.
Налейте в оба стакана воду. Обратите внимание на то что водапрозрачная, чистая. В один из стаканов добавьте любой краситель и перемешайтеводу.
Результат:вода окрасилась.
Разлейте чистую и окрашенную воду по формочкам и поставьте намороз. Через несколько часов рассмотрите получившийся лед.
Результат: Лед, сделанный из чистой воды –прозрачный. Лед из окрашенной воды имеет цвет красителя.
Вывод: Лед сам по себе прозрачен так же как ивода. Но при добавлении красителя лед приобретает цвет красителя.
60. Опыт шестидесятый:
«Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени»
Оборудование: две тканевые салфетки.
Намочите салфеткипод струей воды в кране. Что произошло с салфетками?
Результат: салфетки сталимокрыми.
Высушите мокрыесалфетки. Для этого одну салфетку высушите используя природный источник тепла (положитесалфетку под лучи солнца), другую положите сохнуть в тени. Где быстрее высохнутсалфетки — на солнышке или в тени?
Результат: салфетка,которая осталась сохнуть на солнце, высохла быстрее той, что сохнет в тени.
Вывод: лучи солнцаявляются источниками тепла, благодаря солнечным лучам вода, содержащаяся вмокрой салфетке, быстрее испарилась.
61. Опыт шестьдесят первый:
«Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»
Оборудование: любой инструментдля рыхления почвы (грабли, палка, вилка и т.п.).
Рассмотреть почвув клумбе, потрогайте её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Попробуйте еевзрыхлить? Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего таквысохла? (Солнце высушило).
Результат: В такой землерастениям плохо дышится.
Полейте растенияна клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная).А палочка легко входит в землю?
Результат: взрыхлите землюи растения начнут дышать.
Вывод: растениям легчедышится, если почву полить и взрыхлить.
62. Опыт шестьдесят второй:
«Руки станут чище, если помыть их водой»
Оборудование: формочки дляпеска, вода.
С помощью формочексделайте фигурки из песка. Обратить внимание на то, что руки стали грязными.Что делать? Отряхните ладошки, подуйте на них.
Результат: ладошки осталисьгрязными.
Помойте руки отпеска водой!
Вывод: руки станутчище, если помыть их водой.
63. Опыт шестьдесят третий:
«Помощница вода»
Оборудование: чай, печенье, тканеваясалфетка, вода.
Выпейте чай спеченьем, не старайтесь быть аккуратными. Ваша задача – чтобы стол немногоиспачкался. На столе должны остаться крошки печенья и пятна от чая. Садитьсяснова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой итряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Попробуйте сухой салфеткойпротереть стол.
Результат: крошки собратьполучилось, но вот пятна так и остались.
Намочите салфеткуводой и хорошо протрите стол.
Результат: стол чист.
Вывод: если стол помытьводой и тряпочкой, то он станет чистым.
64. Опыт шестьдесят четвертый:
«Вода может превращаться в лёд, а лёд
превращается в воду»
Оборудование: стакан, формочкидля льда, вода, морозилка.
Налейте воду встакан. Что мы знаем о воде? Вода жидкая, прозрачная, без цвета, запаха ивкуса. Теперь перелейте воду в формочки и поставьте в морозилку. Что стало сводой?
Результат: вода в морозилкезамёрзла, превратилась в лёд.
Теперь оставьтеформочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему?
Результат: из-за того что вкомнате тепло, лед превратился воду.
Вывод: когда оченьхолодно вода превращается в лёд, а когда очень тепло лед снова становитсяводой.
65. Опыт шестьдесят пятый:
«Текучесть воды»
Оборудование: 2 стакана, вода, 2-3предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка идр.), чашки разной формы и объема, тарелка, пузырек и т.д.)
Возьмите 2 стакана,в один из них налейте воду. Также возьмите 2-3 предмета, выполненные изтвёрдого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.). Определите формуэтих предметов. Есть ли форма у воды? Для ответа на этот вопрос переливайтеводу из одного стакана в другой, затем в другие емкости (чашка, тарелка,пузырёк и т.д.). Вспомните, где и как разливаются лужи.
Результат: в разныхемкостях вода принимает разную форму.
Вывод: Вода не имеетформы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менятьформу.
66. Опыт шестьдесят шестой:
«Животворное свойство воды»
Оборудование: срезанные веткидеревьев, ваза или стакан, вода.
Понаблюдайте засрезанными веточками дерева, поставленными в воду.
Результат: ветки оживают,дают корни.
Вывод: Водадаёт жизнь живому.
67. Опыт шестьдесят седьмой:
«Таяние льда в воде»
Оборудование: таз с водой,лед.
Поместите в таз сводой большую и маленькую «льдины». Какая из них быстрее растает?
Результат: маленькаяльдинка растает быстрее.
Вывод: чем большельдина — тем медленнее она тает, и наоборот.
68. Опыт шестьдесят восьмой:
«Чем пахнет вода»
Оборудование: Три стакана,вода, жидкое мыло, раствор валерианы, ванилин.
Налейте в тристакана воду. Понюхайте, имеет ли вода в стаканах запах?
Результат: чистая вода не имеетзапаха.
Добавьте в одинстакан жидкое мыло, в другой – раствор валерианы и в третий – ванилин.Понюхайте воду в стаканах еще раз.
Результат: вода сталапахнуть так как пахнет то вещество, которое в нее добавили.
Вывод: Чистая вода неимеет запаха, вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.
69.Опыт шестьдесят девятый:
«Опыты сненьютоновской жидкостью»
Оборудование:тазик,стакан, крахмал, вода.
Налейте в тазик 1 стакан воды. Затем добавьте в водутакое же количество крахмала (1 стакан). Руками смешивайте крахмал с водой, приэтом обращая внимание на то, как меняется вода и крахмал. Поздравляю вас! Высделали неньютоновскую жидкость.
Поэкспериментируйтес ней: медленно зачерпните ее ладошкой и расставьте пальцы, она начнет медленностекать между пальцев; а если попробовать резко вытащить руку, то ничего неполучится – рука застрянет; попробуйте из этой жидкости скатать шарик, чембыстрее и сильнее вы будете воздействовать на шарик, тем плотнее и тверже будетшарик, но как только вы разожмете руки, твердый дл этого времени шар тут жерастечется по руке. (Рис. 22).
Результат: выпознакомитесь с неньютоновской жидкостью и ее свойствами.
Вывод: вязкостьненьютоновской жидкости зависит от механических воздействий, в том числе и отвибрационных (звуковых). Чем выше скорость воздействия, тем больше вязкость. Собычной жидкостью такие опыты провести не получится.
70.Опыт семидесятый:
«Наблюдениедиффузии»
Оборудование: банка, каплячернил, вода.
Налейте в банку воду и капните в нее каплю чернил. Каплячернил падает в воду. Казалось бы, ничего удивительного. На первый взгляд,произойдет диффузия и вода равномерно окрасится. Оказывается, нет!
Результат: Наблюдаемоеявление называется образованием вихревых колец в воде.
Когда капля чернил падает в воду, образуется кольцо,состоящее из чернил и движущееся вниз. Вместе с кольцом движется объемжидкости, образующий тело вихря, которое также окрашено, но гораздо слабее.Характер движения очень заметнозависит от соотношения плотностей чернил и воды. Наблюдать заобразованием и движением колец очень интересно! (Рис.23).
Вывод:Характердвижения зависит от соотношения плотностей чернил и воды.
Для написания этой картотеки использованы:
1. MeiyaniA. «Большая книга экспериментов для школьников»;
2. SuortzK.E. «Необыкновенная физика обыкновенных явлений»;
3. N.M. Zubkova «Научные ответы на детские «почему». «Опыты и экспериментыдля детей от 5 до 9 лет»;
4. Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Сайты Интернета:
1. labirint.ru›Детский досуг›Опыты,эксперименты, фокусы
2. http://ext.spb.ru›2011-03-29-09-03-14/141-preschool-…
3. tvorcheskie-proekty.ru›node/3549
4. school-science.ru›2/13/30690
5. academy-of-curiosity.ru›eksperimenty…opyty…opytov…
6. UchMag.ru