Муниципальноебюджетное общеобразовательной учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа № 48 г. Нижнеудинск»
Продуктивноеиспользование технологии смыслового чтения
на уроках русского языкаи литературы в 5 – 7 классах
и работа с текстом в 8-11классах с целью повышения качества образования
БыковаСветлана Аркадьевна,
учительрусского языка и литературы
МБОУ СОШ № 48
Пояснительнаязаписка
Учителя-словесники постоянно сталкиваютсяс проблемой низкой читательской культуры школьников, которые предпочитаютпользоваться кнопками смартфона, компьютера для того, чтобы найти какую-тоинформацию, а не обращаться к книге. Даже этап знакомства с текстамипроизведений многие школьники подстраивают под себя: слушают запись голосачтеца, не обращаясь к тексту непосредственно. Прослушанная информация неусваивается должным образом, ребенок не «проживает» ее в своем сознании, какследствие – он не может работать по тексту, которого не прочитал, не можетсвободно в нем ориентироваться. «Экранная зависимость приводит к неспособностиребенка концентрироваться на каком-либо занятии…Таким детям необходимапостоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, имтрудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткиепредложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста вцелом» (Д. И. Фельдштейн) [1]. К сожалению, чтение сегодня перестает бытьосновным каналом получения информации. Исчезает устойчивая традиция, на которуюопирались предшествующие поколения. Снижается статус «человека читающего». Вместес тем нужно отметить, что современному школьнику действительно сложно сохранитьживой интерес к чтению среди постоянного информационного изобилия, средиувеличения в десятки раз объема потребляемой информации. Такая ситуация неможет не волновать педагогов. Каждый из нас хотя бы раз задавался вопросом:«Как нам нужно учить, чтобы наши дети были с книгой, чтобы не утратили желания читать?»
В современных программах по литературе вкачестве цели обучения выдвигается развитие у учащихся умений читать тексты сразным уровнем понимания содержащейся в них информации, т.е. ученик долженуметь работать с текстом, извлекать из него необходимую информацию, видеть инаходить ее. Без знания основ работы с текстом современный выпускник школы несможет справиться с теми требованиями, которые к нему предъявляются наэкзаменах по разным предметам. Единый государственный экзамен проверяет навыкиработы с текстом как источником информации.
Всем понятно, что бессмысленно сетовать нанизкий уровень текстовой, читательской культуры школьников и ничего не делатьпри этом. Современному учителю необходимо повернуть ситуацию, связанную сформированием читательской культуры, в сторону, совершенно противоположную той,которая сложилась в современных условиях. Необходимо, основываясь на природе читательской деятельности, учитывать особенности современного читателя и культуры.Современную культуру многие называют клиповой, «мозаичной», складывающейся изотдельных фрагментов, связанных случайными связями: огромное количествоинформации, отсутствие глубины полученных знаний о ней. Следствие такойкультуры – появление особого типа читателя, который отдает предпочтение неглубокому чтению, а поверхностному, так называемому «скорочтению». Во времятакого чтения читатель может уловить лишь обрывочные фрагменты доступной емуинформации. Быстро возникающие эмоции читателя так же быстро гаснут. Авторскийзамысел в сознании читателя упрощается, глубинное понимание произведенияостается не постигнутым и заменяется псевдопониманием. Многим нашим ученикам ираньше трудно было сесть за чтение романов Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского,М.А. Шолохова. Объемные произведения многие не могли осилить. Но сейчас этатрудность приобрела массовый характер. Надо искать пути выхода из сложившейсяситуации. Поиски способов решения данной проблемы – дело очень важное. Мы инаши дети живем в непростое время. Всеми возможными способами мы должны ребенкаучить читать, потому что жизнь в условиях подобной культуры не снимает счеловека права и обязанности быть думающим читателем.
Формирование современного читателя – делоочень трудное. Каждому учителю предстоит сделать выбор в пользу тогосодержания, на материале которого будут реализованы задачи формированиякультуры чтения. И, конечно, предстоит выбрать приемлемую технологию работы стекстом. Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на урокене только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знаниясамостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей.Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения –помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить иощутить «вкус» каждого предложения.
Именно работа с текстом должна статьприоритетным направлением в обучении. Не случайно ФГОС выделяет программуформирования смыслового чтения, которая является актуальной междисциплинарнойучебной программой. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, ито, посредством чего учатся. На успеваемость ученика влияет много факторов. Самыйглавный из них – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет науспеваемость, чем остальные, все вместе взятые. Исследования показывают: длятого, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человекдолжен осознанно читать с темпом 120-150 слов в минуту и ориентироваться в прочитанном. Это становится необходимым условием успешности работы синформацией. Нам необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путейразвития читательской грамотности является обучение смысловому чтению.
Основы смыслового чтения
Смысловое чтение – вид чтения, котороенацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смысловогопонимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценкуинформации, откликнуться на содержание. В.А. Сухомлинский писал: «Кто не умеетчитать – тот не умеет мыслить». Эти слова подчеркивают мысль о важностиосмысленного чтения. Именно так нужно научить читать ребенка. Смысловое чтениеявляется метапредметным результатом освоения Основной образовательной программыосновного общего образования, а также является универсальным учебным действием.В условиях перехода на новые ФГОС ООО большое значение придается навыкам работыс информацией. В ООП ФГОС ООО имеется раздел, который включает стратегиисмыслового чтения и работу с текстом (Приложение 1). В этом разделе обозначеныосновные направления работы с текстом. В каждом направлении указаны умениявыпускников: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться».
В структуру всех универсальных учебныхдействий входят составляющие части чтения как метапредметного навыка:
вличностные УУД – мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и школе;
врегулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляциядеятельности;
впознавательные УУД – объем словаря, оперативная память, творческое воображение,логическое и абстрактное мышление;
вкоммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество икооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию,отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Чтение,по сути, является фундаментом всех УУД. Учитель помогает ребенку овладетьэтими компетенциями. Технология развития критического мышления через чтение иписьмо (ТРКМЧП) – серьезная помощница в достижении этой задачи. Эта технология– один из методов смыслового чтения, которая напрямую связана соструктурированием, переработкой линейной информации в графическую.
Технология смыслового чтения достаточноподробно описана в методической литературе. Одним из путей развитиячитательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловомучтению. Под термином «стратегии смыслового чтения» понимают различныекомбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графическиоформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловыеустановки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегия —это план-программа совместной деятельности, в которой большую часть времени учащийсяработает самостоятельно под руководством учителя.
Описание опыта работы по выработке ушкольников навыков смыслового чтения
Программа по литературе в 5 – 7 классахпредполагает изучение текстов, различных по объему. На уроке невозможнопрочитать полностью большое произведение, например, «Снежная королева» Х.К.Андерсена, «Дубровский» А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, поэтому,используя приемы смыслового чтения, организую работу с фрагментами, эпизодамитекста, а также с небольшими законченными произведениями.
На уроках русского языка и литературы мнойбыли апробированы различные стратегии в рамках работы по смысловому чтению. Особенноинтересно проходят уроки внеклассного чтения. В качестве материала для нихиспользую небольшие тексты по объему (в 5 – 6 классах), но обладающие огромным воспитательнымпотенциалом. Среди таких произведений хочется особо отметить рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор», А.П. Чехова «Мальчики», О. Павловой «Гришка», рассказыВ.Ю. Драгунского, Н.Н. Носова. В 7 классе интересными для детей будут рассказыА. Костюнина «Вальс под гитару», «Поводырь», «Рукавичка». Эти произведенияспособствуют выработке у детей морально-нравственных качеств, закладываютмировоззренческие основы, воспитывают отзывчивость, доброту, любовь кближнему, деятельное сострадание.
В Приложении 2 представлены фрагменты урокавнеклассного чтения в 5 классе по рассказу Л.Джонсон «Лебединая песня». На предтекстовом этапе были использованы предваряющие вопросы, ориентирыпредвосхищения содержания текста, составление кластера; на текстовом этапе -чтение с остановками; отношения между вопросом и ответом, создание синквейна –на послетекстовом этапе, использование фигурок лебедя на этапе рефлексии.
В Приложении 3 – фрагменты урокавнеклассного чтения по рассказу А.И. Приставкина «Золотая рыбка». На этом урокесведения о жизни автора дети получили на послетекстовом этапе, смогли подуматьо том, почему автор позитивно заканчивает произведение несмотря на то, что вего жизни и в жизни его сестры было все иначе.
Осуществляя работу над текстомпроизведения, на уроках использую приемы, позволяющие ребенку осознанноотноситься к слову, видеть его в произведении. На текстовом этапе – работа сключевыми словами. Многие школьники не могут понять, осмыслить прочитанное, таккак при чтении выпускают самые важные слова в тексте. Учимся их видеть,находить, постигая текст в сотворчестве. Дети начинают понимать, что от одноготолько слова очень многое зависит; учимся находить нужное в «ткани»произведения, «цепляться» за детали. Особенность работы над ключевыми словамисостоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них,как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно причтении любого текста. На послетекстовом этапе часто обращаюсь к кластеру, синквейну,предлагаю детям восстановить последовательность событий в тексте путем работы спредложениями-утверждениями, использую «экспресс-опрос», прием «лови ошибку»,«письмо с дырками», «логические цепочки», составление схем-опор попроизведениям – «узелки на память» — приемы ТРКМ.
Синквейн
Составлениесинквейна на послетекстовом этапе – очень распространенный вид работы, которыйнравится детям. Пример синквейна, составленного учениками 6 класса послеизучения повестей А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и «Выстрел»:
Лиза Избалованная, озорная Веселится, обманывает, влюбляется Богатая барышня становится крестьянкой Проказница |
Сильвио Храбрый, меткий Стреляет, мстит, побеждает Заставил графа ценить жизнь Дуэлянт |
Экспресс-опрос
Этотприем служит хорошим помощником выявления уровня владения текстовой информацииучеником. Учитель сам может предлагать детям вопросник с опорой на текст(читает, а дети отвечают письменно; раздает вопросы на карточках, а детиотвечают письменно). Количество вопросов варьируется по желанию учителя, номного их быть не должно. Можно предложить кому-то из учеников придумать свойвариант вопросов. Такая работа позволяет быстро выявить знание текста,прочитанного детьми, а также это способ накопления оценок по предмету.Например, шестиклассникам после прочтения рассказа «Бежин луг» была предложенакарточка, куда входили следующие вопросы:
1. Из-за чего рассказчик, от имени котороговедется повествование, оказался на Бежином лугу?
2. Сколько мальчиков он увидел около костра?
3. Кличка собаки охотника.
4. Рассказчик очень внимательно рассматриваетмальчиков. О ком из них он говорит, что этот ребенок из богатой семьи? Какаядеталь об этом свидетельствует?
5. Кого дети называют козюлями? и т.д.
Работа по восстановлению последовательности событий втексте
Знаниетекста произведения можно проверить, используя предложения-утверждения. Детямпредлагается таким образом восстановить последовательность событий в тексте.
«Лови ошибку»
Ученикампредлагается найти ошибку в определениях, утверждениях. Например:
Ямб – двусложный размер стиха. Ударение в строкепадает на нечетные слоги.
Хорей – двусложный размер стиха. Ударение в строкепадает на четные слоги.
«Письмо с дырками»
Обучающимсяпредлагается поработать с деформированным текстом, в котором пропущеныключевые слова, даты. Предложения в таком тексте могут требовать логическогозавершения. В зависимости от уровня подготовки класса или ребенка можноиспользовать слова-подсказки. Обучающиеся должны восстановить текст. Примерытаких текстов:
1. Продолжи стихотворные строки. Укажиназвание произведения и его автора.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты ……………….., друг прелестный –
Пора, красавица, ……………………….:
Открой ……………………………,
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
2. Восстанови текст статьи. Встатьпропущенные слова и даты.
И.А. Крылов родился в 17… в ………………………дворянской семье . Первоначальные навыки чтения и письма привил(а) Крылову…………….. . Учение Крылову давалось легко. Особенно с детства были заметныразнообразные способности мальчика. Он был исключительно музыкален; самвыучился играть на ……………… . Приохотил(а) мальчика к чтению ……………………. . Упорноесамовоспитание и самообразование принесли свои плоды. Впоследствии Крылов сталодним из самых образованных людей своего времени: он знал …………………… язык ипереводил с него. Привычка к настойчивому изучению разных областей знанийпомогла Крылову в пожилом возрасте выучить ……………………. язык и смело толковатьпроизведения Гомера.
3. Вставь пропущенные слова. Соотнесиопределение и термин.
а)……………………………. – художественное определение предмета или явления, помогающее живопредставить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Например:«Месяц величаво поднялся на небо».
б)Композиция — …………………………. художественного произведения, …………………… и взаимосвязьвсех его частей, образов, эпизодов.
в)Олицетворение – изображение ……………….. предметов в виде ……………………. существ.
г)……………… — краткий иносказательный рассказ поучительного содержания.
«Логические цепочки»
Школьникампредлагается вспомнить последовательность действий, событий в произведении исоотнести их с именами героев, выстроив между ними логические цепи. Примертакого задания после чтения сказки «Снежная королева» в 5 классе:
Укажите, в какой последовательностивстречалась Герда с героями произведения, которые оказывали ей помощь в поискахКая: Северный Олень, Маленькая разбойница, лапландка, ворон, финка,старушка-волшебница, ворона.
«Узелокна память»
Даннаяработа предполагает составление схем — опор по произведению. Чаще оформляется вписьменной форме как своеобразный итог изучения произведения. Можетиспользоваться как вариант творческой домашней работы. Предполагает следующиесоставляющие части: название, автор, герои произведения, время и местодействия, сюжет, начало событий, поворотный пункт событий, проблема, решениепроблемы. Такая работа может быть предложена обучающимся по ведению записейв читательском дневнике. Пример такой записи:
Название: «Теплый хлеб»
Автор: К.Г. Паустовский
Герои произведения: ВаняМалявин, ветеринар, Карл Иванович Корш, дедушка Ларион, заяц.
Время и место действия: окрестностиУрженского озера
Сюжет: дед Ларион спасается отлесного пожара благодаря зайцу, у которого были огнем обожжены лапы. К чувствублагодарности примешивается вина: рваное ухо зайца – след от пули деда. Человекделает все возможное, чтобы спасти животное.
Начало событий: ветеринаротказывается лечить зайца, которого приносит к нему внук деда, мальчик Ваня.
Поворотный пункт событий: соглашаетсялечить зайца бывший детский врач.
Проблема: отношение человекак природе.
Решение проблемы: нужнопонимать, что человек – часть природы; необходимо относиться к природеответственно.
Ответы на поставленные вопросы,высказывание своей точки зрения, приведение доводов как в поддержкувысказанного утверждения, так и в его опровержение, объяснение различныхситуаций с помощью текста, доказательство высказанной чьей-либо точки зрения сопорой на прочитанный текст — пути, обеспечивающие развитие умений смысловогочтения, овладение школьниками различными механизмами чтения.
Для отслеживания эффективности работы вданном направлении необходимо выявлять читательский уровень школьников. Вомногих образовательных организациях практикуется проверка техники чтения,особенно на первом уровне обучения, но это только «техническая» сторона чтения.Навык чтения – явление сложное, которое нужно рассматривать с «технической» стороны(способ чтения, темп, правильность, выразительность) и, что не менее важно, спозиции осмысления текста чтецом (понимание содержания и смысла читаемого). Насегодняшний день отсутствует единый понятный инструментарий средств контроля иоценки сформированности навыков смыслового чтения в школе. Педагоги вправесамостоятельно подходить к разработке соответствующей системы оценки образовательных достижений учащихся и выборуконтрольно-измерительных материалов, поэтому проверкой техники чтения неограничиваюсь, использую разные формы мониторинга читательских уменийобучающихся. Мне показалась интересной методика «Самооценка способоввзаимодействия личности с миром чтения» (Приложение 4). Я предложила поработатьс готовой картинкой пятиклассникам в начале учебного года. Дети смогли самоидентифицироватьсебя с сюжетным героем, который был представлен в различных ситуацияхвзаимодействия с текстом в логике открытого чтения. Данная диагностикапозволила выделить как относительно благополучную группу школьников в отношенииприобщения к чтению, так и группу детей, нуждающихся в индивидуальномпедагогическом сопровождении. Также была проведена работа по текстам с цельювыявления читательских умений и оценки сформированности навыков смысловогочтения в начале и в конце 5 класса, к концу первого полугодия 6 класса(критерии оценки – Приложение 5). Полученные результаты представлены в таблице.Интересной может быть работа с использованием теста на оценку сформированностинавыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз ипрофилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.
УУД |
Критерии оценки |
Качество знаний |
|||
Сентябрь, 2019 г. — до начала работы по стратегиям смыслового чтения |
Май, конец 2019 – 2020 учебного года |
Декабрь, конец первого полугодия 2020 – 2021 учебного года |
|||
Период обучения стратегиям смыслового чтения |
|||||
Поиск информации и понимание прочитанного |
Умение определять тему или основную мысль произведения |
40% |
45% |
47% |
|
Умение определять жанр произведения |
65% |
69% |
72% |
||
Умение восстанавливать последовательность событий |
55% |
57% |
60% |
||
Умение составлять простой план |
60% |
62% |
60% |
||
Умение составлять сложный план |
— |
51% Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498 |
52% |
||
Умение подобрать заголовок |
80% |
80% |
82% |
||
|
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста |
70% |
72% |
73% |
|
Преобразование и интерпретация информации |
Умение объяснять слова из текста |
40% |
42% |
43% |
|
Умение составить рассказ по плану |
63% |
63% |
65% |
||
Оценка информации |
Умение высказывать своё отношение к тексту |
50% |
52% |
51% |
|
Исходяиз представленных данных можно сделать вывод о том, что технология работы стекстом оправдывает свое назначение: наблюдается положительная динамика врезультативности несмотря на то, что сравнительно недолго она использовалась.Данная методика, стратегии смыслового чтения, приемы – все это способствуетприобщению детей к чтению, повышает читательскую грамотность.
Смысловое чтениев школе – это погружение в материал, понимание его внешнего и скрытогоплана, интерпретация текста. Этой работой занимаемся со старшеклассниками науроках русского языка и литературы. Совместная работа учителя и ученика натаких уроках — это своего рода «погружение» в текст, исследование его «ткани». Такая деятельность очень нужна и востребована, так как формированиекоммуникативной компетенции посредством работы с текстом помогает подготовитьсяк успешной сдаче ГИА и способствует разностороннему развитию языковойграмотности и личности ученика. Кроме того, текстоцентрический подход, т.е. обучение наоснове текста, является одним из направлений современной методики преподаваниярусского языка. Интересны и наиболее результативны комплексный илингвостилистический анализы текста.
Работа науроках строится с опорой на произведения русской классической литературы,уместно обращение к текстам общепризнанных мастеров словесного искусства,каковыми являются И.А. Бунин, К.Г. Паустовский, М.М. Пришвин и другиеписатели-классики. При отборе текстов ориентируюсь не только на содержание, нои обращаю внимание на то, чтобы они были интересны с точки зрения орфографии,синтаксиса, стилистики. При работе с текстом на уроке осуществляю словарнуюработу, использую задания на отработку навыков выразительного чтения текста, веду работу с понятиями «тема», «идея», «стиль текста», «тип речи», а также помогаюобучающимся определять выразительные средства и их роль в тексте.
ЕГЭ по русскому языку являетсяобязательным для всех выпускников на протяжении ряда лет, поэтому такую работус текстом веду в системе, начиная с пятого класса. Вместе со школьникамиработаем над разными текстами: отрабатываем навыки чтения научно-популярных,публицистических, художественных текстов, формируя на этой основе общеучебныеумения работы с книгой; обучаю анализу текста, учу письменному пересказу,интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров. Чрезвычайно значиммногоаспектный анализ текста (особенно в старших классах):
· композиционно-содержательный (определениетемы, главной мысли текста, выделение микротем и т. д.);
· стилистический (обоснование принадлежноститекста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковыхсредств и стилистических приемов);
· типологический (выделение в текстеведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовыхфрагментов);
· лингвистический анализ отдельных элементовтекста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический,морфологический разбор указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний ипредложений);
· анализ правописания отдельных слов ипунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).
Примеромтакой работы служит разработка заданий по тексту О. Павловой [4], предложеннаяГ.Т. Егораевой на семинаре «Многоаспектный анализ текста как эффективная формаподготовки к выполнению заданий части С». Урок русского языка в 11 классе,проведенный с опорой на данные материалы, был очень интересным ирезультативным: обучающиеся смогли написать содержательные и глубокиетворческие работы. В Приложении 6 приводится фрагмент урока русского языка в 11классе «Комплексный анализ текста рассказа Ю. Бондарева «Не надо останавливатьмашину».
Комплексная работа с текстом даётвозможность старшеклассникам получить ценный опыт деятельного отношения к словуи на этой основе создавать вторичные тексты, не испытывая особого родазатруднений. Результат такой серьезно организованной, системной работы виден наэкзаменах.
Выводы: реализация обучения стратегиямсмыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и русского языка какоснова воспитания читателя в средних и старших классах общеобразовательнойшколы даёт положительные результаты. Умение читать, т.е. воспринимать иперерабатывать информацию, содержащуюся в тексте, во многом обеспечиваетразвитие коммуникативных умений, на базе которых осуществляется развитиесвязной речи учащихся, а также формируется необходимый уровень читательскойграмотности.
Список использованной литературы
1. Асмолов А.Г. Чтение в составеуниверсальный учебных действий / Формированиие универсальных учебных действий восновной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова.– М.: Просвещение,2010.
2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технологияработы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формированиятипа правильной читательской деятельности). Электронный ресурс. URL:https://docs.google.com/document
3. Давоян О. Н. Работа с текстом на урокахрусского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся[Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч.конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С.83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/
4. Егораева Г.Т. Многоаспектный анализ текстана уроках русского языка. URL: http://infourok.ru/seminar-gtegoraevoy-v-irkutske-ege-mnogoaspektniy-analiz-teksta-1789901.html
5. Ковалева Г.С. Оценка метапредметныхрезультатов в основной школе: смысловое чтение – https://my.webinar.ru/record/452621
6. Козленко Л.Н. Современный подход кформированию навыка смыслового чтения Электронный ресурс. URL:http://festival.1september.ru
7. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда каксредство приобщения к культуре. «Русский язык в школе», №4, 2003.
8. Примерная основная образовательнаяпрограмма начального общего образования. – М., Просвещение, 2009.
9. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиямчтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н.Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа2100»).
10. Смысловое чтение //Вики-портал.Электронный ресурс. URL: http://wiki.tgl.net.ru/index.php
11. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011 г.
12. Чагаева Т.А. Формирование навыковсмыслового чтения в процессе преподавания русского языка и литературы. Электронный ресурс. URL: http://nsportal.ru
Приложение 1
Планируемые результаты работы по развитию навыковсмыслового чтения
(из ООП ООО)
Работа с текстом: поиск информации и пониманиепрочитанного
Выпускник научится:
—ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
—определять главную тему, общую цель или назначение текста;
—выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общемусмыслу текста;
—формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
—предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой напредыдущий опыт;
—объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
—сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживатьсоответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
•находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять егоосновные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самомтексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими,находить необходимую единицу информации в тексте);
•решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного икритического понимания текста:
—определять назначение разных видов текстов;
—ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный моментинформацию;
—различать темы и подтемы специального текста;
—выделять не только главную, но и избыточную информацию;
—прогнозировать последовательность изложения идей текста;
—сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданнойтеме;
—выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
—формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснованияопределённой позиции;
—понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться:
•анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,получения и переработки полученной информации и её осмысления
Работа с текстом: преобразование и интерпретацияинформации
Выпускник научится:
•структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
•преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частностив практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
•интерпретировать текст:
—сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разногохарактера;
—обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
—делать выводы из сформулированных посылок;
—выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Ученик получит возможность научиться:
•выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративногоматериала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковыхсредств и структуры текста)
Работас текстом: оценка информации
Выпускник научится:
—откликаться на содержание текста:
—связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
—оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений омире;
—находить доводы в защиту своей точки зрения;
•откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и егоформу, а в целом — мастерство его исполнения;
•на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверностьимеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
•в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся вних противоречивую, конфликтную информацию;
•использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащениячувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения ополученном сообщении (прочитанном тексте);
Ученик получит возможность научиться:
•критически относиться к рекламной информации;
•находить способы проверки противоречивой информации;
•определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой иликонфликтной ситуации.
