Музыкальныйрепертуар на уроке
классическоготанца
Главная задача концертмейстера назанятиях по хореографии – быть помощником педагогав планировании и реализации учебной программы. От того,насколько гармонично музыкальный материал будет сочетаться с танцевальнымидвижениями и упражнениями, зависит успешность освоения программыобучающимися. Музыкальность, ритмичность, умение передать образ черезтанец – именно в развитии этих способностей у детейособенно велико значение работы концертмейстера.
Задача учащихся в классе хореографии– грамотно исполнить заданные педагогом движения, понять основную особенностькаждого элемента. В этом деле их главным помощником являетсямузыка. Важнейшей задачей концертмейстера на уроках классического танцаявляется музыкальное обоснование происходящего в классе.
Основные задачи концертмейстера науроке классического танца:
• понимать спецификухореографического аккомпанемента, осознавать роль музыки в различных видаххореографической деятельности на уроке классического танца — как подчиненнуюметодическим и функциональным задачам, в концертных номерах — как равноправнуюи полноценную, а в определенных случаях и ведущую;
• иметь ясное представлениеобо всех основных движениях классического танца, осознанно и профессиональновоспринимать хореографический материал, уметь запоминать достаточно большие егофрагменты;
• владеть импровизационнымвидом аккомпанирования, уметь понимать и предвидеть логику взаимодействиямузыки и танца, создавать образы движения выразительными средствами музыки,подкрепляя и отображая в ней содержание хореографического материала;
• иметь представление ометодике преподавания различных хореографических дисциплин классического,характерного (народного), исторического танца;
• владеть обширным репертуаром,включающим не только музыку балетов, но и различные фортепианные, оркестровые,вокальные произведения русских и зарубежных композиторов;
• уметь аккомпанировать слиста, одновременно воспринимая движения исполнителей;
• быть активным сотрудником,союзником и помощником преподавателя, балетмейстера, репетитора, стремиться ксозданию плодотворной творческой атмосферы занятий;
• содействовать развитиюмузыкальных представлений учеников, воспитанию хорошего музыкального вкуса.
На первом и втором годуобучения исполняемые произведения должны укладываться вмузыкальный «квадрат», иметь простую, ритмически четкую, понятную мелодию идовольно прозрачный аккомпанемент, не заслоняющий основную тему. Как правило,предпочтение отдается композициям в мажорных тональностях. Часто используются темы из мультфильмов, детских кинофильмови спектаклей.
В репертуар старших годов обучения(с третьего года и далее) входит музыка из мюзиклов, современные эстрадныепроизведения, адаптированные под нужды конкретного движения и/или комбинации, атакже фрагменты из балетов, опер, симфонической, фортепианной и вокальноймузыки. Использование на уроках классического танца музыки из балетныхспектаклей вдохновляет детей и помогает им выполнять заданные педагогомкомбинации, так как балетная музыка отличается яркостью, образностью,ритмичностью, а также часто легко узнаваема. Именно тот факт, что многие темыиз классических балетов широко известны, эмоционально облегчает детямвыполнение сложных элементов классического танца, что очень важно именно вдополнительном образовании.
Для музыкальногосопровождения урока танца обычно широко используется балетная, танцевальная,оперная, фортепианная и симфоническая музыка. В комплекс профессиональных задачконцертмейстера хореографического учебного заведения входит подбор музыкальногоматериала и составление музыкальных композиций для исполнения на открытыхуроках, класс-концертах, экзаменах по классическому, дуэтно-классическому,характерному, историческому танцу. Чем больше, разнообразнее исполнительскийрепертуар аккомпаниатора, тем плодотворнее его деятельность. Определиться впоиске и подборе репертуара концертмейстеру помогает специальная литература, аименно различные хрестоматии для сопровождения уроков хореографии.
Список литературы
1.Ваганова А.Я. «Основыклассического танца» Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» — СПб:Лань, 2001.
2.Ревская Н.«Музыкальное оформление урока классического танца» — СПб.: Союзхудожников, 2010.
3.Ярмолович Л.И. «Классический танец: Методическое пособие. Первый и второй годобучения» — Л.: Музыка, 1986.
4.Костровицкая В.С. «100 уроковклассического танца» — СПб.: Искусство, 1981.
5.Ладыгин Л.А. Омузыкальном содержании учебных форм танца. Методическое пособие/ Московскаягос. консерватория. – М.,1993