Конспектмастер-класса для воспитателей «Звуковой анализ слов и его тайны»
Цель: повышение компетентностипедагогов в вопросе звукового анализа слов с дошкольниками старшего дошкольноговозраста
Оборудование:
Ø Фишкидля обозначения гласных и согласных звуков, черные фишки для обозначенияударений, звуковая схема с иллюстрацией из 4х звуков ( изображение воды);
Ø Памятка«порядок проведения звукового анализа слова»;
Ø Информацияв печатном виде для каждого педагога;
Ø Таблица«звонкие и глухие согласные звуки»;
Ø Алгоритмответов детей по определению согласных и гласных звуков.
Ходмастер-класса:
Логопед:
-здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим с вами о всех тонкостяхзвукового анализа слов, и рассмотрим эффективные методы обучения детей этомуанализу.
Какмы уже знаем, на занятиях по основам грамоты ребенок должен овладеть навыкамизвукового анализа слов. Что же такое звуковой анализ? Это:
o Определение порядка звуков в слове;
o Последовательное выделение отдельныхзвуков в слове;
o Различение звуков по их качественнымхарактеристикам: гласный — согласный, твердый — мягкий.
Давайте с вами вспомним, чемотличается звук от буквы?
Ответ педагогов: — буквы мы пишем ичитаем, а звуки слышим и произносим.
Логопед: — чем различаются звонкие иглухие согласные?
Ответ педагогов: — глухиепроизносятся только с шумом, а звонкие с голосом.
Логопед: — какие звуки называютсягласными? Сколько их?
Ответ педагогов: — гласные звуки –это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своемпути преград. 6 гласных звуков – А, О, У, И, Ы, Э. ( а гласных букв 10)
Логопед: — существуют еще ийотированные звуки: Е, Ё, Ю, Я. Но в нашем программном материале мы не даемслова с этими звуками вначале слова.
Логопед: — какие звуки называютсясогласными?
Ответ педагогов: — согласные звуки –это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуютсяв полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды.
Какие согласные звуки всегда твердые?
Ответ педагогов: Ж, Ш, Ц.
Логопед: какие согласные звуки всегдамягкие?
Ответ педагогов: Й, Ч, Щ.
Логопед: что такое слог?
Ответ педагогов: слог – это одингласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которыепроизносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
Логопед: что такое ударение?
Ответ педагогов: — выделение голосомодного из гласных звуков в слове.
Логопед:
— перейдем к тому, как выполнятьзвуковой анализ слова. Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащееслово. На данном этапе можно использовать картинки-схемы. Проводить анализследует в определенной последовательности.
Логопед:
— произнеси слово и послушай его.Слово вода (вада)
Логопед: выдели (протяни) первый звукв слове, назови его, охарактеризуй.
Логопед знакомит всех присутствующихс применением алгоритма принадлежности звука к группе гласных, согласных,звуковым анализом слов на примере слова – вода. Затем предлагает желающимпедагогам провести с аудиторией звуковой анализ предложенного педагогом слова,согласно алгоритму.
Логопед задает рефлексивные вопросыпедагогам по итогам мастер-класса:
— насколько представленная информациябыла для вас полезна?
— узнали ли вы для себя что-то новое?
— планируете ли вы использоватьпредлагаемый «Алгоритм» в работе с детьми?