X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

                

Учитель начальных классовКонькова Ольга Юрьевна

Новотомниковский филиал МБОУ Алгасовская СОШ

20.02.2023г.

Внеклассное мероприятие.

Масленица в 4 классе.

 

Оборудование:блины для угощения, маленький макет чучела Масленицы, презентация.

Цель мероприятия –организовать деятельность детей по изучению истории и особенностей проведениянационального русского праздника “Масленица” и участию в нём.

В ходедостижения этой цели решаются следующие задачи:

·        Воспитательные задачи:

·        формировать интерес детей и их родителей к миру традиционнойрусской культуры и культур других народов,

·        формирование духовно-нравственных качеств личности, мировоззрения,внутренней культуры личности.

·        Образовательные задачи:

·        развивать самостоятельность, инициативу и импровизационныеспособности у детей;

·        развитие индивидуальные творческие особенности детей,

·        развивать внимание, память.

Развивающие:

·        Развитие культуры детей средствами традиционной народной культуры.

·        Развитие творческих способностей детей через их собственнуюхудожественную деятельность.

Ценностные установки:

·        любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;

Оборудование:блины для угощения, маленький макет чучела Масленицы, презентация.

                                  Ход внеклассного мероприятия

     Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будемпраздновать Масленицу!

Слайд 1

Этот праздник не имеет точной даты, но каждый год его отмечают вконце февраля или начале марта, в эти дни провожают зиму и встречают весну. Масленица — один из самых радостных праздников. Главный герой этогопраздника – блин.

Слайд 2

Круглый, румяный, горячий – символ Солнца.Считалось, что человек, плохо и скучно проведший праздник Масленицы, будетнеудачлив весь следующий год.  Блины являютсяосновным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника,но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси ещесо времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило

Слайд 3

призывали прогнать зиму, а круглый румяныйблин очень похож на летнее солнце.

— Длилось это гулянье целую неделю — спонедельника по воскресенье. А сколько дней в неделе? Назовите-ка мне их попорядку. (Ответы детей.)

Первый день, понедельник, -встреча.

Слайд 4

 В этот день начинали печь блины. Первыйблин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавалиего нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делаличучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином илисковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили нагорку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петьпесни.

Вторник -заигрыш: катаются на санках, играют в снежки, украшают дома.Слайд 5

— Давайте и мы с вами поиграем.

1. Почта.Водящий произносит: «Динь! Динь! Это почта!». Дети интересуются: «Откуда?»,водящий отвечает: «Из города». «А что делают в городе?». Водящий придумываетлюбой вариант ответа, например, поют, играют, веселятся, танцуют. Все игрокидолжны выполнить действие, которое называет водящий. Кто выполняет заданиеневерно или плохо, отдает свой фант. Тот, кто проиграл пять фантов, долженвыкупить их у водящего, выполнив индивидуальное задание (спеть песню,подпрыгнуть, изобразить животное).

2. Солнечные игры. В центре круга становится игрок – «Солнце». Дети говорятхором:

Гори, гори ярче-

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее

Потом идут хороводом и на третью строчку подходятк «Солнцу» поближе, сужая тем самым круг. На четвертую строчку отходятподальше. «Солнце» кричит «Горю!» и бежит детей догонять.

3Блин. Детидолжны сочинить стихи, в котором будут тематические слова: блин, солнце, весна,масленица. Побеждает тот, кто придумает оригинальный.

4. Солнышко. Наватмане рисуется круг. Дети делятся на две команды, каждому выдается фломастер.Ватман вешается на доску. Каждый должен подбежать поочередно и нарисоватьсолнышку лучик.

5. Игра ручеек. Игрокивстают парами мальчик-девочка друг за другом. Взявшись за руки и подняв их,делают коридор. Тот, кто без пары, должен пройти по коридору, найти пару ивыйти с ней, став впереди. Оставшийся без пары проделывает то же, приводя вдвижение ручеек.

Среда -лакомка: угощение блинами.

Слайд 6  Весну встречаютблинами. Круглый, жаркий блин — символ солнца. Трудно еще солнышку растопитьснежные заносы — надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины,а не пряники или баранки. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тестоставили на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да еще и приговаривали:

Месяц ты, месяц,

Выгляни в окошко,

Подуй на опару.

Растворю я квашенку на донышке,

Поставлю квашонушку на столбушке.

Будет моя квашенка полным-полна,

Полным-полна, с краями ровна!

В этот день собирались родственники. Чтобыприйти в гости на блины они запасались пословицами и поговорками.

 — А знаете ли вы пословицы? Проверим! Ябуду читать начало пословицы, а вы — конец

Ученье — свет… (а неученье — тьма).

Готовь сани летом… (а телегу — зимой).

Не красна изба углами… (а краснапирогами).

Маленькое дело лучше… (большого безделья).

Чем дальше в лес… (тем больше дров).

Не сиди, сложа руки… (не будет в домескуки).

Труд человека кормит… (а лень портит).

 Четверг -разгуляй, широкий четверток.

 Слайд 7  Гулянье в самомразгаре: пляски, хороводы, игры, кулачные бои, петушиные бои, снежные крепости,катание с Масленицей, приезжают ряженые, угощаются блинами. Ходили на ледяныегорки, где усаживались толпой на больших санях и скатывались с горы. Давайте имы с вами отгадаем загадки и поводим хоровод.

Загадки

Хоть сама и снег и лёд,

А уходит – слёзы льёт. (Зима)

Оно приходит с ласкою

И со своею сказкой.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Пыхтит и пузырится.

Ему в квашне не сидится –

В печь просится. (Тесто)

Белое, да не вода,

Сладкое, да не мёд.

От рогатого беру

И деточкам даю. (Молоко)

Дяденька смеётся, на нем Шубка трясётся. (Кисель)

Ну – ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт. (Солнце)

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины. (Масленица.)

На шесте стою,

Свысока гляжу,

Тело, руки, голова –

Всё из соломы у меня.

Обрядили, принесли,

С песнями меня сожгли. (Чучело Масленицы)

Налью, поджарю, переверну, пожарю

Этот отдеру, на тарелку положу. (Блин)

Масленичная карусель

Ведущий стоит в центре круга и держит в руках обруч (колесо), накотором закреплены длинные яркие ленты. Дети берутся за свободные края лент и двигаютсяпо кругу, «катаясь» на карусели. Во время хоровода можно использоватьфонограмму русской народной песни «Ой, блины, блины, блины…»

Пятница -зимние посиделки  или тещины вечерки: чаепития, хождение друг к другу в гости,игры. В конце мероприятия и мы с вами проведем чаепитие с блинами.

Слайд 8

Суббота -золовкины посиделки (золовка — сестра мужа), широкая Масленица: угощениеблинами.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

Слайд 9 Родственники собираются начаепитие с блинами. Считалось, что, чем богаче Масленицу отпразднуешь, тембогаче год будет. А заодно поют песни, озорные частушки, танцуют.

Воскресенье — прощеный день.

 Слайд 10 Это самый последний и самыйважный день Масленицы. В этот день все просят друг у друга прощения. Ведьвстретить весну надо с чистой совестью.

— В конце гуляний чучело Масленицы сжигали. Для этого устраивализа деревней огромный костер из сухих веток и соломы. Чучело привозили к коструна санях, а затем торжественно приносили к месту сожжения.

Итак, наш праздник подошел к своему завершению. Не хотите либлинчиков покушать да сказочку послушать? Учащиеся показывают сценку.

    Сказка

— Жили- были дед да баба.

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко:

Не простое — золотое!

Баба: — Эй,старик, проснись скорее!

Дед: -Волки, что ли у дверей?

Баба: — Дасмотри, что я нашла.

Наша курочка Пеструха

Под кустом яйцо снесла!

Дед: — Ну,снесла, какое дело?

Что ты, баба, обалдела?

Баба: — Даяйцо- то не простое,

А гляди- ка, золотое!

Дед: -Золотое, в самом деле-

Мы с тобой разбогатели!

Баба: -Погляди: горит, как жар-

Не случился — бы пожар!

Дед: — Ой,горит, слепит глаза!

Чудеса!

Ты в сундук запри его. (стук в двери)

Баба: -Нету дома никого!

Ишь, соседей, как назло,

Ненароком принесло!

Дед: — Тыпойди запри засов.

Да спустить — бы надо псов!

Баба: — Всреду в город я поеду-

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там-

Им яичко и продам!

Как дадут мне денег груду.

Накидают мне рублей:

На салоп себе добуду

Я сибирских соболей-

Вот обновок накуплю я:

Шаль в цветочек голубую.

До краев забью сундук!

Дед: — Чтоты мелешь небылицы?

Ишь, сыскалась молодица!

Наряжаться в разный хлам!

Нет, уж если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба: -Наказанье с глупым дедом.

Что ты, старый,- не блажи!

Мы живем других не хуже.

Ни к чему нам этажи!

А за эти вот беседки

Засмеют тебя соседки!

Дед: -Пусть смеются – мне не жалко!

Баба: — Дауймись ты, не кричи!

Вон упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох, не мил мне белый свет!

Дед: — Я –хозяин или нет! (кулаком по столу)

Баба: — Ой,яичко покатилось.

Покатилось и разбилось!

И скорлупки не осталось –

Все куда — то подевалось.

Дед: – Ну,чего мы затужили?

От чудес – одна беда!

Будем жить, как раньше жили,

И работать, как всегда!

Баба: — Ишубенку справить можно.

И подправить можно дом.

Дед: -Только то, видать, надежно,

Что дается нам трудом!

Открывай, старуха, дверь.

Что нам прятаться теперь.

Баба: — Эй,соседка, эй, сосед!

Забывать друзей не след!

(открывает дверь, заходят соседи)

— Заходите на часок, у меня хорош квасок!

И варенье, и соленье – заходите безсомненья.

Соседи: -Здравствуйте! А чем вы тут занимаетесь?

Дед: — Сидимда болтаем – блины поджидаем.

 

Баба: -Гости, будьте же здоровы — вот блины уже готовы!

(ставит на стол поднос с блинами)

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого —

Самоварного чайку!

(Все гости — за стол с самоваром)

— Самовар блестит, кипя.

Чай в нем сильно пенится.

Посмотрите на меня-

Ну и отраженьице!

Дед: — Ктолюбит трудиться, тому без дела не сидится!

Баба: — Гдетруд, там и счастье!

Счастья вам, гости дорогие!

Подведениеитогов

— Что вы запомнили о празднованииМасленицы на Руси?

Чаепитие.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Внеклассное

    1 слайд

    Внеклассное мероприятие
    Масленица в 4 классе.
    Учитель начальных классов:
    Конькова Ольга Юрьевна

    Новотомниковский филиал
    МБОУ Алгасовская СОШ

    20.02.2023 г.

  • title=

    2 слайд

  • Главный

    3 слайд

    Главный герой этого праздника – блин

  • Бог

    4 слайд

    Бог солнца Ярило

  • title=

    5 слайд

  • Вторник-заигрыш

    6 слайд

    Вторник-заигрыш

  • Среда-лакомка

    7 слайд

    Среда-лакомка

  • title=

    8 слайд

  • Пятница-зимние

    9 слайд

    Пятница-зимние посиделки

  • Суббота-золовкины

    10 слайд

    Суббота-золовкины посиделки

  • title=

    11 слайд

  • title=

    12 слайд


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет