Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Тема урока:
Пейзаж в лирике, живописи,
музыке русских поэтов, художников, музыкантов
Подготовила: учитель ИЗО- Сысоева Наталья Викторовна, МКОУ « ЦО №4 » ,г. Ефремов. -
2 слайд
Цель:
Дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово;
способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами;
выявлять особенности образов природы в стихотворениях С.А.Есенина, А.А. Блока, Н. М. Рубцова, А. А. Ахматовой;
понять настроение, чувства поэтов в описании природы;
понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов;
воспитывать чувство прекрасного к природе;
формирование понимания пейзажа как сферы искусства, в котором отражается отношение к природе;
познакомить с творчеством русских художников А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, И.И. Левитана),, передать их отношение к русской природе и Родине;
воспитывать потребность в духовных ценностях;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
1. репродукции картин русских художников, выставка картин преподавателя ИЗО.
2. аудиозаписи симфонического цикла П. Чайковского “Времена года”, аудиозаписи.
3. компьютер, проектор.
4. мультимедийное обеспечение (презентация).Задачи:
продолжить знакомство с замечательными образцами пейзажной лирики А. Блоком, С. Есениным, Н. Рубцовым, А. Ахматовой и с творчеством русских художников А.К. Саврасовым, Ф.А. Васильевым, И.И. Шишкиным, И.И. Левитаном. -
3 слайд
Пейзаж — (франц. paysage, от pays – страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах – жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображённая человеком природа; пейзаж бывает городской, деревенский, лесной, лирический, архитектурный, марина, индустриальный.
Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором изображают природу.
-
4 слайд
Какова тема и цели урока?
Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. -
5 слайд
В чём сила пейзажного искусства?
«Моя лирика жива одной большой любовью –
любовью к родине.
Чувство родины – основное
в моем творчестве.»
Сергей Есенин -
6 слайд
Детство и Юность
Родился А. А. Блок 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге , в дворянской профессорской семье -
7 слайд
Детские и юношеские годы прошли в доме деда, А .Н. Бекетова, профессора –ботаника.
Детство его было безоблачным — он рос в обстановке всеобщей любви, заботы , в атмосфере литературы и музыки -
8 слайд
-
9 слайд
Блок окончил Введенскую гимназию, затем учился на Историко-филологическом факультете Петербургского университета
-
10 слайд
В 1903 году А. Блок женился на дочери знаменитого ученого Д. И. Менделеева
-
11 слайд
-
12 слайд
Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Воткинске, в семье директора Воткинского завода. Впечатлительный ребенок чутко постигал окружающие его природу и быт: с детства на всю жизнь он проникся глубокой привязанностью к Родине впитал в себя народные песни.
В семье любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера.
Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.
Семья Чайковских в 1848 году
(крайний слева — Пётр Ильич) -
13 слайд
В десятилетнем возрасте Чайковский был оторван от семьи: родители отдали его учиться в привилегированное учебное заведение — в Училище правоведения в Петербурге.
С 1859 года по 1861 год Чайковский работает
чиновником в Министерстве юстиции.
В годы пребывания в училище он пел в хоре, брал уроки
фортепьяно.
В 1861 году начал заниматься теорией музыки у
Николая Ивановича Зарембы. -
14 слайд
В 1862 он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой. Он занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории А.Г.Рубинштейна и за время обучения создал несколько произведений
Окончив блестяще
Петербургскую консерваторию в 1865 году, Чайковский с 1866 года жил в Москве и преподавал теорию музыки в Московской консерватории -
15 слайд
Жизнь Чайковского в дальнейшем — это его творчество. Музыка не была для него барским развлечением на досуге. Как только он отдался композиторскому творчеству, оно стало для него делом жизни.
Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился мировой славы. Регулярно занимаясь дирижированием в конце 1887-начале 1888 года он совершает первое
турне как дирижер.
Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России, — записал он в своем дневнике после одного из концертов в Праге. -
16 слайд
г. Пермь
г. Москва
г. Симферополь
г. Чайковский -
17 слайд
Пётр Ильич Чайковский — один из величайших композиторов всех времен и народов, оставил обширное и разнообразное творческое наследие, поднял на небывалую высоту русское симфоническое творчество, оперу, балет, камерную музыку.
В своей музыке Чайковский с потрясающей силой утверждает права человека на жизнь, свободу, счастье, справедливость.
Бессмертная музыка Чайковского продолжает звучать, занимая большое место в духовной жизни людей нашего времени. -
18 слайд
Когда была впервые выставлена картина «Грачи прилетели», её назвали «весной русского пейзажа». Саврасов первый увидел окружающий мир задушевным взглядом простого человека и тем самым совершил чудо, он открыл людям глаза на удивительную красоту поэзию того. Что считалось некрасивым.
«Грачи прилетели»
Саврасов
Алексей Кондратьевич -
19 слайд
-
20 слайд
Васильев «После дождя. Проселок»
-
21 слайд
-
22 слайд
Родители С. Есенина
Александр Никитич и
Татьяна Федоровна
1905 г.
«…С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство…»
Сергей Есенин с сестрами Катей (слева) и Шурой. 1912 год -
23 слайд
»…Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу».
-
24 слайд
Музей- усадьба Есениных
-
25 слайд
Цветопись — передача цвета языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.
-
26 слайд
Стихотворение С. Есенина
«Мелколесье. Степь и дали…» -
27 слайд
С середины XIX в начался расцвет русской пейзажной живописи.
В художественном открытии русского пейзажа особая роль принадлежит
Ивану Ивановичу Шишкину
(1832-98)
В своих картинах Шишкин радуется могучей силе произрастания и показывает природу как великое благо, дарованное человеку.
Рожь.
Полдень. В окрестностях Москвы.
«Корабельная роща». -
28 слайд
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь
рябины красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной,
тленной и прекрасной -
29 слайд
Анна Андреевна Ахматова (Горенко).
Стихи Анна Ахматова начала писать рано, в 11 лет. Отец не одобрял это её
Увлечение, и, когда ей исполнилось 17 лет, Андрей Антонович сказал дочери: «Не срами моё имя». Анна решила изменить фамилию – она стала Ахматовой. По материнской линии фамилия происходила от предка – хана Ахмата. -
30 слайд
Родилась Анна Ахматова в Одессе, затем семья переехала в
Царское Село, пригород Петербурга. Среди зелени парков
прошло её детство.
В 1912 году была опубликована её первая книга стихов «Вечер».
В лирике А. Ахматовой все более и более настойчиво
проявляется тема природы. Природа описана с удивительной
нежностью и любовью.
А Родина в глазах стоит берёзкой
И призрачною далью синих рек,
И чёрным паучком в янтарной слёзке?
И Богом, и цветами будто снег. -
31 слайд
Самый проникновенный русский художник – пейзажист, несомненно,
Исаак Ильич Левитан
(1860-1900)
Вечерний звон
Любимым местом Левитана стал живописный городок Плес. Самые разные уголки Плеса и его окрестностей изображал художник. Одна из самых замечательных его картин – «Вечерний звон». В ней передано ощущение природы, когда предзакатное успокоение дарит чувство тихой радости и вечерний звон колоколов плывёт над землёй. Тихое, почти молитвенное состояние вызывает этот пейзаж… -
32 слайд
Весна. Большая вода.
Отрадное приятие природы и взволнованность поэтического образа несёт в себе картина «Весна. Большая вода». Она созвучна музыкальным образам П.И.Чайковского – великого композитора и современника Левитана. -
33 слайд
Какие у вас возникли ассоциации после прочтения
стихотворения А.А. Ахматовой?
Лирический герой вспоминает о былых переживаниях
«песню…прежде надоела» «как новую с волнением поёшь». -
34 слайд
Практическая работа
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С ПЕЙЗАЖЕМ -
35 слайд
-
36 слайд
-
37 слайд
-
38 слайд
-
39 слайд
-
40 слайд
Законы перспективы.
Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно.
Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно.
На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.
Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.
5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше.
6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.
Темы пейзажа: «Весенний мотив», «Весеннее утро», «Весенний ветерок», «Майский день» или «В преддверии лета». -
41 слайд
Домашнее задание
— Выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Пороша»;
— Творческое задание: попытайтесь написать стихи о природе, Родине, любви. Пусть это будет вашей пробой пера.
— Найти пейзажи в графике, подготовить подборку к следующему уроку.
– Творческое задание: я очень хочу, чтобы «святая сила вдохновенья» не покидала и вас, и вы унесли бы с нашего урока ту частицу любви и нежности, которые завещали нам поэты и художники-пейзажисты. Поэтому дома я предлагаю вам составить кроссворд по творчеству русских художников, уже знакомых вам.
