X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИГЕОМЕТРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статьепредставлены результаты исследования, целью которого было определение способовповышения познавательной активности школьников на уроках геометрии. В ходеисследовательской деятельности были использованы теоретические методы анализанаучно-информационного материала и его обобщения, благодаря чему достигаласьпоставленная цель. В рамках исследования акцентировано внимание на ценностигеометрии путем обоснования эффективности применения предлагаемого еюинструментария активизации познавательной активности учащихся. Практическаязначимость полученных результатов исследования заключается в систематизации знанийпо методам и средствам повышения познавательной активности школьников на урокахгеометрии.

Ключевые слова: познавательнаяактивность; геометрия, школьники, активные методы, практико-ориентированныезадачи

INCREASING THE COGNITIVE ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN WHEN STUDYINGGEOMETRY IN PRIMARY SCHOOL

Abstract. The article presents theresults of a study aimed at determining ways to increase the cognitive activityof schoolchildren in geometry lessons. In the course of research activities,theoretical methods of analyzing scientific and informational material and itsgeneralization were used, thanks to which the goal was achieved. Within the frameworkof the study, attention is focused on the value of geometry by substantiatingthe effectiveness of the use of the tools proposed by it to activate thecognitive activity of students. The practical significance of the obtainedresearch results lies in the systematization of knowledge on methods and meansof increasing the cognitive activity of schoolchildren in geometry lessons.

Keywords: cognitive activity;geometry, schoolchildren, active methods, practice-oriented tasks

Введение. Насегодняшнем этапе развития системы образования осуществляется поиск эффективныхподходов и способов модернизации процесса обучения с целью соответствия егорезультатов социальному заказу в условиях современных реалий(социально-экономических, культурных, научно-технологических достижений).Происходящие в обществе трансформации непосредственно отражаются наобразовательной модели, в которой наблюдается переход концептуальных положений «энциклопедизма»в образовании человека на гуманистические ориентиры педагогического процесса,обуславливающие изменения технологии обучения в целом [5]. В качестве одного иззначимых ориентиров выступает развитие мыслящей личности учащегося черезактивизацию его познавательной деятельности

Цель настоящего исследования заключается в определении способов повышения познавательнойактивности школьников на уроках геометрии.

Степень разработанности проблемы исследования. Осмыслению необходимости повышения познавательной активностиучащихся и ее значимости в процессе организации образовательной системыпосвящены работы Г. С. Молонова, М. Ф. Беляева, Н. Г. Морозовой, Т. И. Сущенко,Г. И. Щукиной и др. В работах названных ученых представлено авторское видениепостроения этапов формирования познавательной активности учащихся. Средипоследних работ, направленных на активизацию познавательной деятельностиучащихся следует назвать научные труды И.В. Барановой, М.И. Башмакова, З.Г. Борчуговой, В.А. Гусева, В.А.Далингера, Г.В. Дорофеева, М.И. Зайкина, Ю.М. Колягина, В.И. Крупича, Г.Л.Луканкина, Е.И. Лященко, И.А. Новика, И.М. Смирновой, Н.Л. Стефановой, P.C.Черкасова и др.

Теоретическое осмысление проблемы исследования. Обращение к теме исследования обусловлено недостаточностьюотражения системности в построении процесса обучения, ориентированного наформирование и повышение познавательной активности учащихся в образовательнойпрактике современной отечественной школы [4, с. 130]. Высказанная авторскаяпозиция подкрепляется статистическими данными, свидетельствующими о низкомуровне интереса, проявляемого школьниками к приобретению математических знаний[1, с. 261]. В ходе анализа проблемы, указанной в настоящем исследования, намибыли выявлены основные вероятные причины сложившейся ситуации, негативноотражающейся на качестве предоставления образовательных услуг в целом. Средипричин нами сформулированы следующие:

­           однообразие применяемых в рамках учебного процесса методик организацииуроков, преимущественно направленных на механическое запоминание учебнойинформации;

­           недостаточный уровень профессиональной готовности учителей, неспособной обеспечить полноценное психолого-педагогическое сопровождениепроцесса, заключающегося в создании оптимальных условий для формирования уучащихся познавательной активности.

В контексте сказанного выделить противоречия, выявленные нами входе анализа сложившейся ситуации, между необходимостью детерминирования современныхметодов, организационных форм и психолого-педагогических подходов инедостаточность научной обоснованности и методической обеспеченностиорганизационной модели формирования познавательной активности учащихсяобщеобразовательных учреждений.

Изначально, обратим внимание на понимание сущности познавательнойактивности, под которой большинством исследователей принято понимать качествоучебной деятельности учащегося, проявленного в его отношении к содержанию ипроцессу обучения [2, с. 38]. Соглашаясь с позицией авторов исследований,акцентируем внимание на наличии взаимосвязи между названными проявлениями и эффективнымовладением знаний и умений, вызванных мобилизацией волевых качеств учащегося,ориентированных на достижение, в нашем случае, учебной цели. В соответствии склассификацией Л. С. Выготского, среди многообразия проявлений познавательнойактивности следует выделять репродуктивную – алгоритмированную учителемдеятельность учащегося, и продуктивную – выполняемую им самостоятельно [3, с.173]. Конечно же, второй из названных тип познавательной активности являетсяпреимущественным с позиции качественного построения образовательного процесса.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

В качестве одного из действенных средств, применение которогоспособно существенно повысить познавательный интерес школьников, на наш взгляд,следует назвать применение ими на практике накопленного опыта, что определяетнеобходимость включения в образовательный процесс практико-ориентированныхработ с задачами практического содержания. Опираясь на требования, отраженные вФедеральных государственных образовательных стандартах (далее ‑ ФГОС) [5],предъявляемые к результатам обучения учащихся общеобразовательных учреждений, можноотметить значимость применения в организации процесса освоения математическимизнаниями основных положений системно-деятельностного подхода. В соответствии сконцептуальными основами названного подхода, основной акцент переносится на проектированиеоптимальных психолого-педагогических условий по сопровождению учащегося восвоении программного материала предмета, с учетом индивидуального потенциалакаждого школьника, предопределяющего его готовность к саморазвитию в процессепознавательной деятельности.

В соответствии с требованиями трансляции учебной информации в рамкахшкольной программы, основным методом изложения на уроках математики являлосьобъяснение, трудно воспринимаемое учащимися. В этом случае возможно повышениеуровня мотивации учащихся путем применения методов активного обучения сметодическим приемом умозаключения, действенность которых обусловленаестественным проявлением любопытства школьников.

Возможность достижения образовательных целей посредством методовактивного обучения, представленным в виде совокупности способов организацииучебно-познавательной деятельности учащихся, обусловлена «вынужденностью»проявления ими познавательной активности при решении проблемных задач, т.е.высокую степень их включенности в процесс освоения математических умений инавыков, и наличием постоянной обратной связи между учащимся и учителем,позволяющей своевременно его координировать.

Согласно общепринятой классификации методов активного обучения,следует выделять имитационные (моделирование различного рода условий реальнойжизни) и неимитационные (характеризуются наличием проблемного содержания(ситуации) и диалогических взаимодействий) методы. С нашей точки зрения, именнонеимитационные методы наиболее эффективны для активизации познавательнойактивности учащихся при изучении геометрии в основной школе.

Обучение геометрии не должно сводиться только к отработкеспециальных навыков, приемов, умений, трансляции определенных научных фактов, аактивизировать познавательную активность учащегося путем повышения степенизаинтересованности – мотивации в достижении результата.

Заключение. Подводяитог осуществленной исследовательской деятельности, следует констатироватьнеобходимость применения методов поисковой активности на уроках геометрии, и задачисследовательского и практического характера, которые требуют мотивированной включенностипространственного мышления и индивидуальной заинтересованности каждогоучащегося. Содержание учебной программы по геометрии должно быть дополнено науроках систематически в контексте осваиваемой темы. Это возможно при условиипрофессиональной готовности учителя самостоятельно осуществлять подбор задач,так как осуществленный нами теоретический анализ учебной, научной,учебно-методической литературы показал их недостаточность для повышенияпознавательной активности школьников при изучении геометрии в основной школе.

Литература

1.                Далингер, В.А. Развитие познавательной активности учащихсяосновной школы средствами самостоятельных исследовательских работ попланиметрии / В.А. Далингер, О.А. Ержанова // Сборник статей XX Международнойнаучно-практической конференции: European research. ‑ 2019. ‑ С. 259-264.

2.                Медведева, Е.В. Математическое моделирование на уроках геометриикак фактор повышения познавательной активности школьников / Е.В. Медведева,Т.А. Шульгина // Фундаментальная и прикладная наука. ‑ 2016. ‑№ 3 (3). ‑ С. 36-39.

3.                Муравлева, О.В. Активизация познавательной деятельности младшихшкольников при изучении геометрического материала: из опыта работы / О.В.Муравлева // Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практическойконференции, приуроченной к 195-летию со дня рождения К.Д. Ушинского и155-летию выхода учебника «Родное слово»: Ребёнок в языковом и образовательномпространстве. ‑2019. ‑ С. 169-174.

4.                Родионова, С.П. Задачи как средство развития познавательнойтворческой активности у старшеклассников на уроках математики / С.П. Родионова //Вестник магистратуры. ‑ 2019. ‑ № 4-2 (91). ‑ С. 130-132.

5.                Федеральный государственный образовательный стандарт основногообщего образования / утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 189729.12.2014№ 1644 ‑ [Электронный ресурс] – URL: https://fgos.ru/fgos/fgosooo/ (дата обращения:12.12.2022)


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет