X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Сценарийвнеурочного мероприятия по информатике

Для10-11 классов

«Безопасныйинтернет»

 

Цельмероприятия:актуализация знаний о безопасном поведении в сети Интернет. 

 

Задачимероприятия:

·       познакомитьучащихся с основными правилами безопасного поведения в Интернете;

·       организоватьразъяснительную работу для учащихся;

·       создатьусловия обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернетв образовании;

·       Активизациявзаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.

 

 

Ход игры

 

Организационныйэтап:

 

Учитель:Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок — игра, вкотором участвуют три команды. Каждая команда придумывает себе название.

Также каждая команде необходимо озвучить свой «сетевой статус» — предложение,обозначающее его эмоциональное состояние на данный момент. Это может бытьцитата из книги, стихотворение.

(Времяна подготовку 3 минуты)

 

Представлениекоманд

 

Учитель:Будущее уже наступило. Сегодня Интернет есть не только в телефонах икомпьютерах, но и в телевизорах, лампочках, розетках, чайниках и другойтехнике.

СегодняРоссия и весь мир стали намного безопаснее, чем 100 лет назад. Меньшеограблений и краж, меньше громких преступлений. Но это не значит, что намничего не угрожает: мошенники перебрались в Интернет, стали умнее и хитрее.Чтобы уберечь себя от обмана, нужно знать о возможных опасных событиях.

Теманашей игры – Безопасность в сети Интернет

 

1задание. Угрозы в Интернете

 

Учитель:За последние двадцать лет Интернет индустрия превратилась в прибыльный бизнес смиллиардными оборотами. С какими угрозами мы можем встретиться в Интернете?

 

Заданиедля команд: командам раздаются конверты. В нихнаходятся раздельно названия угроз (термины) и их определения. Необходимо ихсопоставить. 1 балл за каждый правильный подбор.

 

Термины:кейлоггеры, фишинг, компьютерный вирус, кибермошенничество, дипфейки.

 

Кейлоггером– любой компонент программного обеспечения или оборудования, который умеетперехватывать и записывать все манипуляции с клавиатурой компьютера.

 

Фишинг– это обман пользователя с целью получения его личных данных, таких как логин,пароль, номер телефона или банковской карты. Больше всего распространён впочтовых системах, социальных сетях, интернет-банкинге и электронных платёжныхсистемах.

 

Компьютерныйвирус – это небольшая программа, которая распространяется с одного компьютерана другой и мешает работе компьютера. Может повредить или удалить данные накомпьютере, распространить его на другие компьютеры с помощью почтовойпрограммы или даже удалить все данные на жестком диске. Часто распространяютсяв виде вложений в сообщениях электронной почты или мгновенных сообщениях.

 

Кибермошенничество– один из видов преступлений, целью которого является причинение материальногоили иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номерабанковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.).

 

Дипфейк– это видеоролик, в котором лицо одного человека подменяется другим при помощиалгоритмов машинного обучения.

 

 

2задание. Найди выход из ситуации

 

Заданиедля команд: учащимся необходимо ответить на вопросы-  викторины. За каждый правильный ответ по 3 балла.

 

Ситуация1: Мой компьютер взломали, что делать?

Возможныйответ: Если есть возможность — запустиантивирусную программу, а в настройках антивирусника установи максимальныетребования к проверке компьютера.

Еслипрограмма не работает, то лучше переустановить операционную систему компьютера.Это можно сделать следующим способом: нажать «Пуск», выбрать в меню «Всепрограммы», найти «Стандартные», открыть «Служебные», и нажать на«Восстановление системы».

 

Ситуация2: практически все получали письма от «интернет-магазина» со ссылкой на сайтзлоумышленников, СМС со штрафами за нарушение карантина или звонок отпредставителя банка, который на самом деле был мошенником. Вами полученосообщение. Как на него реагировать?

Возможныйответ: не реагировать на данное послание. Простоудалить его.

 

Ситуация3: человек создал себе электронный ящик. Теперь он может обмениватьсясообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес его электронной почты пришлосообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить?

Возможныйответ: не скачивай и не открывай неизвестныетебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Убедись, что на твоемкомпьютере установлено антивирусное программное обеспечение. Помни о том, чтоэти программы должны своевременно обновляться

 

Ситуация4: ученица решила опубликовать в Интернете свою фотографию и фотографии своиходноклассников. Можно ли ей это сделать?

Возможныйответ: только при разрешении одноклассников.

 

3задание. Классификация Интернет-угроз

 

Учитель:Все опасности интернет среды можно объединить в четыре крупные группы рисков:

 

* Контентные риски(Контент — это любая информация, которая генерируется каким-либо лицом(человек, компанией или группой лиц) для наполнения страниц (социальных сетей,блогов, сайтов и др.).

* Коммуникационныериски (Интернет-коммуникация — это такие методы общения, при которыхпередача информации происходит по каналам Интернет с использованием стандартныхпротоколов обмена и представления информации).

* Электронные риски(Созданные с помощью компьютера).

* Потребительскиериски.

 

Заданиедля команд: из предложенных вам рисков каждый отнесив соответствующую группу. За каждый правильный ответ 1 балл.

 

 

Неудачныепокупки, когда пользователь при заказе через интернет приобретаетнекачественный товар или не получает его вообще. (Потребительские риски)

 

Потеряденежных средств при использовании интернета для перевода денег или оплатысчетов. Часть обращений связаны с нарушением авторских прав пользователей(размещение материалов в интернете без согласия автора). (Потребительскиериски)

 

Вероятностьстолкнуться с хищением персональной информации или подвергнуться атакевредоносных программ. Вредоносные программы – различное программное обеспечение(вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), котороеможет нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в неминформации.

(Электронныериски)

 

 

Различныематериалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы),содержащие противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию.

(Контенетныериски)

 

Распространениенаркотических веществ через интернет, порнографические материалы с участиемнесовершеннолетних, призывы к разжиганию национальной розни и экстремистскимдействиям. Информация, способная оскорбить пользователей.

(Контентныериски)

 

Злоумышленникнередко общается в интернете с ребенком, выдавая себя за ровесника либо ребенканемного старше. Он знакомится в чате, на форуме или в социальной сети сжертвой, пытается установить с ним дружеские отношения и перейти на личнуюпереписку. Общаясь лично («в привате»), он входит в доверие к ребенку, пытаетсяузнать номер мобильного и договориться о встрече.

(Коммуникационныериски)

 

Кибер-буллинг— это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления,агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов.Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией,контактами; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг);социальное бойкотирование. (Коммуникационные риски)

 

 

4задание. Блиц

 

Заданиедля команд: За отграниченное количество времениответить на вопросы. За каждый верный ответ 1 балл.

 

Блицвопросы

1.Как называют разновидность компьютерных программ или вредоносный код,отличительная особенность которых – способность к размножению?

(Вирус)

 

2.Как называется рассылка рекламы или иных видов сообщений пользователям без ихсогласия?

(Спам)

 

3.Как часто должен обновляться антивирус?

(Каждые1-2 дня)

 

4.Как называют компьютерного взломщика, который проникает в закрытие системы,чтобы заразить их вирусами или получить доступ к секретной информации?

(Хакер)

 

5.Как называется кодовый набор символов, который предназначен для подтвержденияличности или полномочий пользователя?

(Пароль)

 

6.Как называется имя компьютера в сети Интернет?

(IP-адрес)

 

7.Как по-другому называется сочетание логина, пароля и некоторой дополнительнойинформации, предназначенное для использования определённого веб-сервиса?

(Учетнаязапись)

 

8.Как называется наложение на пользователя определённых санкций?

(Бан)

 

9.Как на сленге называется правонарушение, когда ПО, произведение науки,литературы или искусства используется без разрешения автора?

(Пиратство)

 

10.Когда отмечается Всемирный день безопасного интернете?

 (Ежегодново второй вторник февраля)

 

 

 

 

Приложение1

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

1задание. Угрозы в Интернете

 

 

Кейлоггером

 

 

Фишинг

 

 

Дипфейк

 

 

Компьютерный вирус

 

 

Кибермошенничество

 

 


 

 

– любой компонент программного обеспечения или оборудования, который умеет перехватывать и записывать все манипуляции с клавиатурой компьютера.

 

 

– это обман пользователя с целью получения его личных данных, таких как логин, пароль, номер телефона или банковской карты. Больше всего распространён в почтовых системах, социальных сетях, интернет-банкинге и электронных платёжных системах.

 

 

– это небольшая программа, которая распространяется с одного компьютера на другой и мешает работе компьютера. Может повредить или удалить данные на компьютере, распространить его на другие компьютеры с помощью почтовой программы или даже удалить все данные на жестком диске. Часто распространяются в виде вложений в сообщениях электронной почты или мгновенных сообщениях.

 

 

– один из видов преступлений, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.).

 

 

– это видеоролик, в котором лицо одного человека подменяется другим при помощи алгоритмов машинного обучения.

 

 


 

Приложение2

2задание. Найди выход из ситуации

 

Ситуация1: Мой компьютер взломали, что делать?

Ответ:_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

Ситуация2: практически все получали письма от «интернет-магазина» со ссылкой на сайтзлоумышленников, СМС со штрафами за нарушение карантина или звонок отпредставителя банка, который на самом деле был мошенником. Вами полученосообщение. Как на него реагировать?

Ответ:_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

Ситуация3: человек создал себе электронный ящик. Теперь он может обмениватьсясообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес его электронной почты пришлосообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить?

Ответ:_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 


 

Ситуация4: ученица решила опубликовать в Интернете свою фотографию и фотографии своиходноклассников. Можно ли ей это сделать?

Ответ:_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 


 

Приложение3

3задание. Классификация Интернет-угроз

 

1.Неудачные покупки, когда пользователь при заказе через интернет приобретаетнекачественный товар или не получает его вообще.
Ответ:_______________________________________________________________

 

2.Потеря денежных средств при использовании интернета для перевода денег илиоплаты счетов. Часть обращений связаны с нарушением авторских правпользователей (размещение материалов в интернете без согласия автора).

Ответ:_______________________________________________________________

 

3.Вероятность столкнуться с хищением персональной информации или подвергнутьсяатаке вредоносных программ. Вредоносные программы – различное программноеобеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.),которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейсяв нем информации.

Ответ:_______________________________________________________________

 

4.Различные материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонниересурсы), содержащие противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию.

Ответ:_______________________________________________________________

 

5.Распространение наркотических веществ через интернет, порнографическиематериалы с участием несовершеннолетних, призывы к разжиганию национальнойрозни и экстремистским действиям. Информация, способная оскорбитьпользователей.

Ответ:_______________________________________________________________

 

6.Злоумышленник нередко общается в интернете с ребенком, выдавая себя заровесника либо ребенка немного старше. Он знакомится в чате, на форуме или всоциальной сети с жертвой, пытается установить с ним дружеские отношения иперейти на личную переписку. Общаясь лично («в привате»), он входит в доверие кребенку, пытается узнать номер мобильного и договориться о встрече.

Ответ:_______________________________________________________________

 

7.Кибер-буллинг — это преследование пользователя сообщениями, содержащимиоскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различныхинтернет-сервисов.

Ответ:_______________________________________________________________

 

Приложение4

4задание. Блиц

 

1.Как называют разновидность компьютерных программ или вредоносный код,отличительная особенность которых – способность к размножению?

Ответ:_______________________________________________________________

 

2.Как называется рассылка рекламы или иных видов сообщений пользователям без ихсогласия?

Ответ:_______________________________________________________________

 

3.Как часто должен обновляться антивирус?

Ответ:_______________________________________________________________

 

4.Как называют компьютерного взломщика, который проникает в закрытие системы,чтобы заразить их вирусами или получить доступ к секретной информации?

Ответ:_______________________________________________________________

 

5.Как называется кодовый набор символов, который предназначен для подтвержденияличности или полномочий пользователя?

Ответ:_______________________________________________________________

 

6.Как называется имя компьютера в сети Интернет?

Ответ:_______________________________________________________________

 

7.Как по-другому называется сочетание логина, пароля и некоторой дополнительнойинформации, предназначенное для использования определённого веб-сервиса?

Ответ:_______________________________________________________________

 

8.Как называется наложение на пользователя определённых санкций?

Ответ:_______________________________________________________________

 

9.Как на сленге называется правонарушение, когда ПО, произведение науки,литературы или искусства используется без разрешения автора?

Ответ:_______________________________________________________________

 

10.Когда отмечается Всемирный день безопасного интернете?

Ответ:_______________________________________________________________

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет