История6 класс
Тема:«Формированиесистемы земель – самостоятельных государств на Руси»
Цельурока: познакомить с причинами и последствиями политическойраздробленности в Европе и на Руси; определить особенности этого процесса наРуси.
Планируемыерезультаты:
Предметные:
· определить хронологические рамки периода раздробленности Руси
· проанализировать причины и последствия политическойраздробленности Руси, выделяя положительные и отрицательные последствия,выявить особенности политической раздробленности Руси;
· ознакомить и систематизировать информацию из источника «Слово ополку Игореве» для характеристики последствий раздробленности на Руси
Личностные:
· развивать устойчивую мотивацию кизучению истории России, через умение высказыватьсвою точку зрения и участвовать в дискуссиях;
· формировать историко-географический образ, включая представление отерритории и границах Руси периода политической раздробленности;
· формировать познавательный интерес к историческому наследию своейстраны
Метапредметные:
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельностьс учителем и сверстниками;
· способность сознательно организовывать и регулировать свою учебнуюдеятельность;
· вырабатывать умения работать с учебной информацией, давать оценкуисторическим событиям и процессам; устанавливатьпричинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения;использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализироватьматериал учебника и дополнительный материал.
Типурока: урок усвоения новых знаний
Технологии–технология проблемного обучения, ИКТ.
Оборудование: учебникИстория России. 6-й класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В.Торкунова — М: Просвещение,2022.; карта «Русь в XII—XIIIвв.; презентация «Политическая раздробленность на Руси»; рабочие листы
Ход урока.
I.Организационный момент
II.Мотивационно-целевой этап
Великаи могущественна была Русь во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, новнутренний мир сохранялся, увы, недолго. С 1132 г. началось тяжелейшее времяопустошительных княжеских усобиц.
План:
1.Время политическойраздробленности в Европе.
2.Формирование системы земель –самостоятельных государств на Руси.
3.Идея единства Руси
4.Государственное управление впериод раздробленности
5.Развитие русской культуры:формирование региональных центров.
Проблемный вопрос: Являетсяли период раздробленности неизбежным этапом в истории Руси?
III. Введение в новыйматериал
Работа с рабочимлистом.
Беседа:
1.Какие важные события происходилив XI—XII вв. вГермании, Франции, Англии?
IV.Работа по теме урока
1.Времяполитической раздробленности в Европе.
Задание 1. Сравнитепричины политической раздробленности в Западной Европе и на Руси.
Западная Европа |
Русь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.98% НЕТ 41.02% Проголосовало: 1002 |
2.Формирование системы земель –самостоятельных государств на Руси.
Задание 2.Подтвердите слова летописца «раздрася вся Русская земля». Ответ запишите в видетезисов.
Задание 3. Работас учебником. Выпишите экономические и политические причины раздроблениягосударства Русь?
Экономические причины |
Политические причины |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Государственноеуправление в период раздробленности.Задание 4. Составьтепримерную схему управления отдельными землями Руси.
Задание 5. Работаемс контурной картой. 1.Используя картус.105, определите, какие из русских земель были самыми большими по площади.
2.Покажите на карте походновгород-северского князя Игоря Святославича против половцев.
3.Назовите города – центры русскихземель.
4.Назовите центры формирующихсяземель в конце XII в.
5.Назовите русские земли, имевшиеграницы с королевством Польшей.
6.Используя карту, назовите земли,которые в наибольшей степени страдали от набегов половцев.
Работа со словарем понятий и терминов.
Политическая раздробленность — закономерныйэтап в развитии феодального государства, сопровождающийся политической иэкономической децентрализацией.
Удел — владение младших членов княжеского рода.
Вотчина —вид наследственного землевладения.
Задание 6. Работа срубрикой«История в лицах. Современники». Дайте характеристику историческим личностям.
Игорь Святославович (1151-1201) |
Ричард Львиное Сердце.(1157-1199) |
|
|
5.Развитиерусской культуры: формирование региональных центров
Работа систорическим документом «Слово о полку Игореве».
Заданиек документу: 1. С какими историческими событиямисвязано создание «Слова о полку Игореве»? 2.Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «временасчастливые»?
3.Какой основной призыв звучит в этом художественном произведении?
4.Чтопрепятствовало полному распаду Руси?
Беседа:
1.Какая связь существовала между экономическим развитиемотдельных земель и политической раздробленностью? 2. Каковы были политическиепричины раздробления Древнерусского государства? 3. Как вы думаете, какие слоинаселения и почему были заинтересованы в освобождении своих земель от властиКиева?4. Как изменилось государственное управление на Руси в периодраздробленности?5. Сформулируйте положительные и отрицательные последствияполитической раздробленности Руси.
Решение проблемного вопроса
Является ли период раздробленностинеизбежным этапом в истории Руси?
Вывод: В XII в. государство Русь распадаетсяна ряд фактически самостоятельных государственных образований — земель, вбольшинстве из которых правили представители разросшегося рода Рюриковичей.Несмотря на фактическую самостоятельность земель, у многих их жителейпродолжало существовать представление о единстве Руси.
V. Подведениеитогов.
Домашнеезадание:
1.Изучить § 14 учебника(ч. 1).
2. Выполнить задания1—4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 108 учебника (ч. 1).
3.ИспользуяИнтернет, подготовить презентацию (экскурсию) по одному из городов — столицотдельных русских земель (по выбору).