X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

Автономная некоммерческая организация

«Средняяобщеобразовательная школа

                                                                                         «Содружество»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическиеуказания  к написанию и оформлению исследовательской (проектной) работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Долгопрудный, 2020

Методические указания составила  И.А.Кузьмина, кандидат биологических наук, учитель биологии АНО СОШ «Содружество»

                           

 

 

 

 

 

 

 

Методические указания к написанию иоформлению исследовательской работы рассмотрены и одобрены на заседании ШМОестественноматематических наук 

АНО СОШ «Содружество»  31августа 2020г.

Протокол № 1

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© АНО СОШ «Содружество»

©  Кузьмина И.А.  Методические указания к написанию и оформлению исследовательской(проектной) работы

 

 

 

 

 

 

ОглавлениеВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….. 4

        СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………………. 5

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ…………………………………………………… 6

ОФОРМЛЕНИЕ СПРАВОЧНОГО АППАРАТА……………………………………………………………………… 9

Пример:…………………………………………………………………………………………………………………… 10

Оформление библиографического списка…………………………………………………………………… 10

Приложение 1.  Образец оглавления…………………………………………………………………………… 12

Приложение 2. Образец титульного листа……………………………………………………………………. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Исследовательская работа является по сути  первым научнымначинанием школьника.   

Если работа является реферативной, она, тем не менее, ужедолжна дать полное представление, насколько школьник умеет правильно поставитьвопрос, собрать литературный материал, нужный для его решения, осмыслить этотматериал и сделать обоснованные выводы.

Дисциплины школьного курса позволят включать ииспользовать  в работе экспериментальные данные, данные анкетирования и прочее.

Исследовательская работа должна не только содержать всенужные данные, но и преподносить их в виде, легкодоступном для усвоения. 

Умелое написание научной работы предполагает использованиеопределенных форм и стандартов, принятых в научной литературе. Соблюдение ихпозволяет читателям с наименьшей затратой труда и времени находить нужное винтересующей их статье, т. е. перерабатывать большое количество информации вединицу времени. Ниже приводятся сведения о наиболее принятых формах изложенияполученных данных, оформление текста, иллюстративного материала и справочногоаппарата при написании исследовательской работы, если последняя носит характероригинального научного исследования. 

В начале учебного года (на втором уроке по предмету)школьники получают темы исследовательских (проектных) работ от ведущегоучителя. Как только тема работы определена, необходимо начинать сбор материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

Исследовательская работа по предмету состоит из следующихразделов: введения, описания использованных материалов и методик, обзоралитературы по рассматриваемому вопросу, выводов, библиографического указателя,оглавления работы и, в некоторых случаях, приложений, заключающих в себе те илииные справочные материалы, таблицы с данными, графики и прочее. Начинаетсяработа с титульного листа, на котором указываются фамилия и инициалы автора,тема работы, научный руководитель и учреждение, в котором выполненоисследование.

Заглавие должно иметь четкую формулировку, бытькратким, но достаточно точно выражать содержание работы. 

Введение, как правило, должно быть небольшим (2-Зстраницы). В нем необходимо ясно изложить цель, которая преследовалась даннымисследованием, его научное значение, актуальность и место в общей системезнаний по данному вопросу. От приведения ссылок следует воздержаться. ЕслиИсследовательская работа делается на основе материала, собранного вне школьныхстен, то в конце введения указывается учреждение, в котором или при содействиикоторого,собирался материал, место обработки последнего, лиц, помогавших всборе и обработке материала, консультировавших и направляющих ход работы.

Основная часть реферативной работы не должназатрагивать вопросы, не имеющие прямого отношения к теме исследования. Удобноее строить по принципу постепенного сужения диапазона рассматриваемых вопросов.Следует избегать приведения сведений по тем частным вопросам данной проблемы,которые в работе не рассматриваются.

 На протяжении изложения работы необходимо вести четкуюлинию предмета. Если изложение ведется по теме, которая не подразделяется походу исследования на отдельные вопросы, разбор подобранных научных статейудобно вести в хронологическом порядке. Он обеспечивает известную логическуюпоследовательность изложения, которой неопытному автору не всегда легкодобиться. 

 

Заключение или выводы представляют собой краткийитог всей проделанной работы, поэтому пишутся особенно тщательно и должны бытьпонятны без чтения основного текста. В заключении или выводах должны бытьотчетливо сформулированы смысл и сущность проведенной работы, их теоретическоеи практическое значение. Если работа по своему объему не велика, заканчивать еелучше выводами, а не заключением. Последнее более уместно в большой по объемуработе, однако и в этом случае вполне можно обойтись выводами. Иногда в большихработах даются и заключение, и выводы, что совершенно излишне.

В заключении и в выводах не принято ссылаться на работыдругих авторов, входить в полемику, делать ссылки на таблицы, рисунки и другиеиллюстративные материалы. Текст заключения и выводов должен быть предельнолаконичен, конспективен, информативен. Совершенно не допустимы в нем пустыефразы, общеизвестные положения, расплывчатые формулировки. 

Каждый вывод излагается в пределах одного абзаца, даютсявыводы в виде отдельных пунктов, нумеруемых по порядку арабскими цифрами. Числовыводов не должно быть очень малым (1 или большим (10—20), так как в этихслучаях они не выполняют своего назначения отразить все основные положенияработы и притом в краткой форме.

 Недопустимо употребление висследовательской работе (если это не литературная работа) «ненаучных» реплик,утверждений, констатаций. Например: «Я потрясена  красотой осеннего парка…»

Так же не допускается в реферативных работах употреблениетаких выражений, как «По нашим данным…», «Наши исследования на море…» и т.д.Необходимо писать: «По данным таких-то исследователей…», « Такимито ученымипроводились исследования … были получены данные…». Если школьник проводилсобственные эксперименты, то в работе пишется «По нашим данным». Местоимение«Я» необходимо стараться избегать.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТАИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

Под оформлением текста Исследовательской работы понимаетсяпридание определенного вида расположению текста, его публикация, подборрисунков и составление подписей к ним, сведение цифровых материалов в таблицы,оформление титульного листа, оформление библиографического материала, подшивкалистов в папки — скоросшиватели.

Оформление титульного листа производится по образцу,приведенному ниже (Прил. 1). Вверху во всю строку печатается наименованиешколы. Примерно в середине листа печатается название работы, выше — фамилия иинициалы автора, ниже, отступя 5 — 6  строк, приводятся сведения о характереработы (указывается предмет). Еще ниже пишется, кто является научнымруководителем работы, с указанием его ученой степени и звания. В нижней частилиста ставится название населенного пункта, в котором находится школа, и годоформления работы.

Расположение текста во всех случаях должносоответствовать общепринятым стандартам. Текст может быть набран на компьютереи отпечатан на принтере   (шрифт 14, через 1,5 интервала). 

Со всех сторон оставляются чистые поля шириной слева — 30мм, справа — 10 мм, сверху—20 мм, снизу—25 мм. 

Все страницы исследовательской работы нумеруютсяпоследовательно арабскими цифрами, расположенными обычно в верхней частистраниц над серединой текста. На титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый новый раздел работы следует начинать с новойстраницы вне зависимости от того, какая часть предыдущего листа осталасьнеиспользованной. 

Более мелкие подразделения текста, имеющие собственныезаглавия, следует начинать с новой страницы, если предыдущая использована болеечем наполовину. 

Заголовки располагаются посередине строки. Знакипрепинания после заголовков не ставятся. Чтобы отделить название подраздела оттекста предыдущего раздела (подраздела), если оно печатается не на новойстранице необходимо пропустить строчку. 

Рубрикация текста. Заключается в разделении текстана ряд соподчиненных разделов теми или иными средствами. Как правило, весьтекст делится не менее чем на три раздела, раздел на 3 или более подраздела.Недопустимо выведение в тексте одного единственного раздела или в разделе —одного единственного подраздела. Названия разделов выделяются одинаковымисредствами (например, строчными или подстрочными заглавиями, напечатанными темили иным шрифтом). То же относится и к выделению более мелких рубрик.Нежелательно использование одних и тех же средств для выделения рубрик разногозначения (разделов, подразделов), недопустимо выделение рубрик одного значенияразными средствами.

Оформление рисунков заключается в нахождении местадля их размещения, нумерации, изготовлении надписей на них и подписей к ним. 

Рисунок 1 — Основные типы распределения особей в популяциях

 

В научных работах рисунками называются все иллюстрации,выполненные с привлечением тех или иных средств изобразительного искусства. Кним относятся диаграммы, графики, карты, фотографии, рисунки в узком смыслеслова. Все рисунки помещаются вблизи тех мест текста, где упоминаются впервые идолжны иметь сплошную нумерацию вне зависимости от нахождения их в тех или иныхразделах работы. Под каждым рисунком указывается номер. Надпись о том, чтоданная иллюстрация представляет собой фотографию, график, карту и т. п., неделается. После номера рисунка ставится тире и  пишется его название. Еслиназвание рисунка  располагается более, чем на одной строке, межстрочноерасстояние сократить до значения «1». Расположение номера и названия рисунка –посередине. На рисунке должны быть все подписи, позволяющие правильно понятьего содержание.  

Графики,  диаграммы, гистограммы не могут приводиться безобозначения смысла и размера откладываемых на осях координат, без нумерациикривых и без условных обозначений. Расшифровка последних дается в подписи крисунку (рис. 2). Точно так же в подпись к рисунку выносятся все условныеобозначения, даваемые на картах, схемах, диаграммах. 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

 

Рисунок 2 — Содержание аммония   в воде коллекторов имагистральном канале, ПДК = 0,5 мг/дм3

 

На рисунках в собственном смысле слова, фотографиях икартах должны быть сведения о масштабе изображения, если знание размеровобъекта имеет значение для понимания работы.

На одном листе можно монтировать два илинесколько рисунков, если они невелики по размерам. Ссылки на рисунки в текстедаются следующим образом: (рис. 2).

Оформление цифровых таблиц  сводится к правильномувыбору материалов, подлежащих табулированию, их расположению и обозначению. Неимеет смысла сводить в таблицы небольшое количество цифрового материала (5 — 6величин), который может быть дан непосредственно в тексте. Иногда исравнительно большое число цифр может быть дано в тексте без сведения их в таблицу,в форме так называемых «выводов». 

Каждая таблица должна иметь свой номер (ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯТАБЛ.1). Нумерация таблиц делается сплошной для всей работы. 

 

Таблица 1 — Совместимость овощных культур с травами

 

№ п/п

Культуры

1

Баклажаны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Бобы

 

 

 

+

+

+

 

 

 

+

 

3

Виноград

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

4

Горох

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Капуста

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

Названия таблиц должны быть достаточнымидля понимания приводимого в них материала без обращения к основному текстуработы. В тексте, где необходимо сослаться на таблицу пишут в конце предложения(табл. 1)

Цитирование литературы проводится в пределах всейработы по единой принятой схеме. Чаще всего ссылка на нужную работу делается вследующей форме: «По данным А. И. Иванова (1997), температура…» или«Установлено (Иванов, 1997), что температура….». Если делается ссылкана работу, которая не читалась, а известна по изложению других авторов, токаждый раз указывается источник, по которому она цитируется. Например, «Поданным А. И. Иванова, полученным в 1997 г. (цитируем по Петрову,

1998)…»

При цитировании работ иностранных авторов, упоминаемыхвпервые, фамилия автора пишется по-русски, а в скобках дается ее написание наиностранном языке, как оно приведено в оригинале работы. Например, «По даннымСмита (Smith, 1994)…» При последующих упоминаниях этого автора фамилияпишется только в русской транскрипции.

 

ОФОРМЛЕНИЕ СПРАВОЧНОГОАППАРАТА

К справочному аппарату, используемому в работах, относятсябиблиографический указатель и оглавление.

Составление библиографического указателя cводится кнапечатанию всех библиографических данных о работах, упоминаемых в тексте. Кбиблиографическим данным относятся фамилия и инициалы автора, название работы,журнал или другое периодическое издание, где опубликована работа, его номер,год публикации, страницы, на которых изложена статья. Для книг указываетсяместо издания и наименование издательства. 

Иногда год публикации указывается в библиографическомуказателе сразу же после фамилии и инициалов автора. Название журнала обычнодается в сокращенном виде.

Название работы никаким сокращениям не подвергается. Присоставлении библиографического указателя все упоминаемые в тексте работырасполагаются в определенном порядке. Сначала идут работы русских авторов,затем иностранных. Дальнейший порядок в расположении русских или иностранныхработ определяется по принципу алфавитной последовательности фамилий авторов.Если указывается несколько работ одного и того же автора, то он приводятся вхронологическом порядке — сначала более ранние, затем опубликованные позже.Каждая работа печатается с новой строки. 

 

Пример:

 

Оформление библиографического списка

1. Монографическое описание:

 

Книга одного автора

Ручин А.Б.  Экология популяций и сообществ:учебник для студ. высш. учеб.

заведений/ А.Б. Ручин. – М.: Издательскийцентр «Академия», 2006. – 352 с.

 

Книга двух авторов

Дружинин В.В. Проблемы системологии(проблемы теории сложных систем)/ В.В. Дружинин, Д.С. Конторов.- М.: Советскоерадио, 1976.- 296 с.

 

 

 

Книга трех авторов

Моисеев П.А. Ихтиология / П.А. Моисеев,Н.А. Азизова, И.И. Куранова. -М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. — 384с.

 

 

 

 

Книга четырех авторов

Методические рекомендации по контролю засостоянием рыбных запасов и оценке численности рыб / Е.М. Малкин, А.К.Александров, В.М. Воронин, СВ. Полторацкий СВ. -М.: ВНИРО, 1981. — 15 с.

 

Книга пяти и более авторов

Гистология / Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина,Б.В. Алешин и др. — М.: М цина, 1989. — 672 с.

Отдельный том многотомного издания

Атлас пресноводных рыб России. В 2 т.: Т.2. /Под. ред. Ю.С. Решетник -М.: Наука, 2002.-253 с.

Автореферат диссертации

Никифоров-Никишин А.Л. Морфологические ибиохимические аберрации хрусталике глаза рыб под воздействием антропогенныхфакторов: Автор» дис. на соискание уч. степени канд. биол. наук: 03.00.10/ А.Л.Никифоров- Никишин; МГТА им. Тимирязева. -М., 2000.-25 с.

Диссертация

Никифоров-Никишин А.Л. Морфологические ибиохимические аберрации хрусталике глаза рыб под воздействием антропогенныхфакторов: Дис. на соискание уч. степени канд. биол. наук: 03.00.10/ А.Л.Никифоров- Никишин; МГТА им. Тимирязева. — М., 2000. — 143 с.

2. Аналитическое описание: Статьяиз сборника

Руденко Г.П. Опыт определения численностирыб, ихтиомассы и рыбопродуктивности плотвично-окуневого озера / Г.П. Руденко// Известия ГосНИ ОРХ. — 1967. — Т. 64. — С. 19-38.

Статья из трудов,сборника трудов

Хорошко Н.Н. Значение искусственныхнерестилищ в воспроизводстве осетровых / Н.Н. Хорошко, А.Д. Власенко // Науч.тр. / ЦНИОРХ. — 1972. -Т.

4.-С. 30-40.

Статья из журнала

Мина М.Е. О разработке метода объективнойоценки структуры зон на отолитах рыб / М.Е. Мина // Вопросы ихтиологии. — 1965.- Т. 5. — Вып. 4/37. -С. 732-735.

 

Составление оглавления производится так, как этопринято в книгах: с красной строки даются названия всех разделов и подразделов,причем названия подразделов можно давать более мелким шрифтом. Против каждогоназвания печатается страница, на которой начинается в тексте данный раздел. 

 

До защиты Исследовательская работа должнабыть подписана школьником  (после  раздела «Заключение» или «Выводы») и научнымруководителем (на титульном листе). Подпись научного руководителя являетсядопуском к защите в классе.

 

Приложение 1.  Образец оглавления

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………….……………       3

Г л а в а I. Общая характеристика………………………………….…………       5

1.1.Систематическоеположение Castor fiber ………………………………………… 5 

                1.2.Ареал……………………………………………………………………………….     6

1.3.Морфологическиеособенности Castor fiber в связи с водным 

                образом жизни……………………………………………………                                       9

Г л а в а II. Состояние популяций Castorfiber в Московской области……     14

2.1.Плотность заселения угодий………………………………………………………..    18

2.3. Динамикачисленности ……………………………………………………….…   20

2.4.Структура популяций………………………………………………………….…  24

Заключение………….…………………………………………………………  30

Литература……………………………………………………………………..  32

Приложение 2. Образец титульного листа

 

 

Автономная некоммерческая организация

«Средняяобщеобразовательная школа

                                                                                         «Содружество»

 

 

 

 

 

     

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯРАБОТА

 

 

на тему: 

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОПУЛЯЦИЙ РЕЧНОГО БОБРА

(Castor fiber) В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Работа выполнена учеником 7 «А» класса Ивановым И.И.

 __________________________ Научныйруководитель работы  учитель биологии Петров В.А. __________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Долгопрудный, 201_


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет