X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ВИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Аннотация:В статье рассматривается проблема использования театрализованных игр в коррекционно-педагогической деятельности вусловиях инклюзивного образования. При этом наша цель рассмотреть проблемуприменения театрализованных игр в коррекционно-педагогической деятельности вусловиях инклюзивного образования.

 

Ключевые слова: театрализованная игра, театрализованная игра каксредство коррекции речи, инклюзивное образование.

 

Abstract: The article deals with the problem of using theatrical games in correctional and pedagogical activities in the context of inclusive education. At the same time, our goal is to consider the problem of the use of theatrical games in correctional and pedagogical activities in the context of inclusive education.

 

Key words: theatrical play, theatrical play as a means of speech correction, inclusive education.

 

Актуальность даннойтемы определяется рядом теоретических и практическихпредпосылок и требований, предъявляемых обществом к развитию дошкольников с общимнедоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.

Анализируянормативные документы, мы  пришли к выводу, что проблема развития дошкольников с общимнедоразвитием речи является значимой в условиях инклюзивногообразования.

В частности, в Федеральном законе «Об образовании в РФ» отмечено, что «дошкольное образование направлено на формирование общейкультуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических иличностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение иукрепление здоровья детей дошкольного возраста» (ст. 64, п. 1) [2]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандартудошкольного образования (ФГОС  ДО) п. 2.6 направление «Речевое развитие»включает владение речью как «средством общения и культуры; обогащение активногословаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической имонологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой иинтонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжнойкультурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылкиобучения грамоте, что обеспечивает полноценное развитиеличности детей, их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру,к себе и к другим людям» [1].

Коррекция речевыхдефектов – один из наиболее сложных видов комплексной помощи детям. Сложностьоказания такой помощи обусловлена тем, что нарушение речевой деятельностиникогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер. Этоподтверждается психолого-педагогическими, психолингвистическими имедико-педагогическими исследованиями (В.В. Ковалев, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и др.) [3].

Общее недоразвитие речи представляет собой системное проявление речевой аномалии, при которомнарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический,грамматический и фонетический строй. Система занятий с этими детьми должна бытьнаправлена как на устранение имеющихся у них речевых недостатков, так и напредупреждение возможных негативных последствий речевого недоразвития длястановления личности.

Современный этапразвития системы специального образования характеризуется поиском и разработкойновых технологий обучения и воспитания детей на базе деятельностного подхода кличности. Научно-обоснованно, что повышение эффективности педагогическогопроцесса возможно не только через совершенствование образования, но и черезизменение содержания и форм обучения (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов,Н.Я. Михайленко, Н.Н. Поддъяков).

В связи с этим дляповышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими общеенедоразвитие речи, нами была выбрана театрализованная деятельность.Использование театрализованных игр в коррекционно-педагогической деятельности сдошкольниками с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования играет положительную роль, поскольку обеспечивает комплекс психолого-педагогическихусловий, способствующих максимальной коррекции, компенсации нарушений развитияречи, сопутствующих нарушений (эмоциональных, двигательных).

В процессекоррекционно-педагогических занятий использование театрализованных игр,создание игровых ситуаций повышают умственную и эмоциональную активность,развивают диалогическую речь, пополняют словарь, совершенствуют умениесоставлять описательные рассказы, а также способствуют нравственно-этическомувоспитанию. Распределяя роли в игре-драматизации, важно учитывать речевыевозможности каждого ребенка в определенный период коррекционно-педагогическойработы.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Целесообразностьиспользования театрализованных   игр  как средство коррекционно-педагогическойдеятельности с дошкольниками с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивногообразования,  подтверждают работы зарубежных иотечественных исследователей (М.М. Айшервуд, Д.И. Бойков, А.Р. Маллер, Н. Карпинская,  и др.).

Таким образом, изучением коррекционно-педагогической деятельности сдошкольниками с общим недоразвитием речи занимались многиеисследователи. Однако мы отметили, что отсутствуют системные исследованияособенностей использования театрализованных игр в обучении детей дошкольноговозраста с общим недоразвитием речив условиях инклюзивного образования.

 Проведя анализлитературных источников, мы  выявили  следующие противоречия между: нацеленностью современной государственнойобразовательной политики на включение детей с различными отклонениями вздоровье, в том числе общим недоразвитием речи, в общеобразовательноепространство (инклюзивное образование) и недостаточной разработанностьюпедагогических средств, позволяющих решать общие образовательные и коррекционно-педагогическиезадачи одновременно.

Отсюда вытекаетпроблема исследования: каковы педагогические условия использованиятеатрализованных игр в коррекционно-педагогической деятельности сдошкольниками с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования?

Исходяиз актуальности проблемы, мы планируем изучать  театрализованную  игру каксредство коррекционно-педагогической деятельности с дошкольниками с общимнедоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.

Нами поставлена цельнаучного исследования – теоретически обосновать,разработать и экспериментально проверить возможности театрализованных игр каксредства коррекционно-педагогической деятельности с дошкольниками с общимнедоразвитием речи в условиях инклюзивного образовательного процесса.

Мы полагаем, чтоиспользование театрализованных игр в коррекционно-педагогической деятельности сдошкольниками с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образованиябудет осуществляться успешнее, если будут реализованы следующие педагогическиеусловия:

     разнообразие и содержательность тематикитеатрализованных игр, соответствующая возрасту и речевым возможностям детей;

                  систематичность,доступность и постепенное усложнение игрового материала, используемого вкоррекционно-педагогической деятельности;

                  планирование и проведениесловарной работы для предстоящей игры, (тренировка навыков диалогической речи,отработка слов сложной слоговой структуры, вопросительные и восклицательныеинтонации, навыки словообразования и т.д.).

В качестве методовмы будем использовать: теоретический анализ, сравнение, реферирование,цитирование, обобщение; наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование; методыстатистической обработки результатов: ранжирование, обобщение.

В качестветеоретической значимости нашей работы мы планируем следующее: датьпсихолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с общимнедоразвитием речи, выделить особенности применения театрализованных игр вкоррекционно-педагогической деятельности в ДОО, охарактеризовать педагогическиеусловия использования театрализованных игр в коррекционно-педагогическойдеятельности с дошкольниками с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивногообразования. А практическая значимость исследования будет определятьсяразработкой и апробацией комплекса театрализованных игр вкоррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи,обучающихся в условиях инклюзивного образования.

 

Список использованных источников:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от21.01.2019) Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России14.11.2013 N 30384) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/           2. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/                                                                                                                           3. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.«Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В.Чиркина .— М.: Просвещение, 1989.—127 с..

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет