X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Окружающиймир

«Грибноецарство»

Учительначальных классов Исайкина Елена Анатольевна

Цели: 1. Образовательные:

      дать характеристику грибам;

      учить различать съедобные и несъедобные грибы;

      познакомить детей с  грибами, которые  внесены вКрасную книгу;

      рассмотреть советы, которым должны следоватьлюди при сборе грибов.

2. Развивающие:

      развивать мышление, память, наблюдательность;

      учить сравнивать, обобщать;

      расширять кругозор.

3.Воспитательные:

      воспитывать чувство коллективизма, уважение ктоварищам, интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: 

1)    Таблица «Грибы».

2)    Презентация к уроку.

3)    Карточки.

4)    Кроссворд.

 

Тип урока:изучение нового материала.

 

Методы:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

 

Приемы: объяснениес использованием компьютера, фронтальная беседа, работа с учебником,индивидуальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока.

 

           I.     Организационный момент

        Вступительноеслово учителя.

        II.     Проверка домашнего задания.

     III.      Актуализация знаний и умений.

        Сообщениетемы и целей урока.

     IV.     Изучение нового материала:

1.  Беседа по темеурока.

       2. Работа по учебнику.

       3. Игра  «Выберите названия съедобных инесъедобных грибов».

                        Стихи про грибы.

        V.     Физкультминутка.

     VI.     Закрепление изученного материала.

1. Устный опрос.

2. Индивидуальнаяработа.

3. Экологическиезадачи

4. Кроссворд.

  VII.      Домашнее задание.

VIII.     Подведение итогов. Выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ходурока.

 

I Организационный момент.

— Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут ЕленаАнатольевна. Сегодня урок  окружающего мира проведу у вас я. Надеюсь, вы будитемне помогать.

 

II Проверка домашнего задания.

— И начнем наш урок с проверки домашнегозадания.

         1. Оченьценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры поего охране спасли этот вид животных. Сейчас общая численность их 700 тыс.голов.

— О ком идет речь? (соболь)

         2. Белыеледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живетвладыка Арктики?

— Кто он? (Белый медведь)

         3.Детеныши этих птиц рождаются с толстыми, длинными ногами, прямым красным клювоми ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.

— Что это за птицы? (Розовый фламинго)

— Итак, сейчас мы с вами говорили о птицах иживотных, занесенных в Красную книгу.

— А какие птицы и животные  Московской областизанесены в Красную книгу?

III. Актуализация знаний и умений.Сообщение темы и целей урока

— К какому царству относятся животные?

— А сегодня на уроке мы познакомимся с новымцарством живой природы.

Загадка.      Под сосною у дорожки

Кто стоит средитравы?

Ножки есть, но нетсапожек.

Шляпка есть – нетголовы.

             ***

Под шапкою цветной.

На ноге стою одной.

У меня своиповадки,

Я всегда играю впрятки.

— Итак, тема нашего урока «Грибное царство».

— Про грибы сложили  много загадок, стихов,частушек, а что вы знаете о грибах?

— Назовите грибы которые вам приходилосьсобирать.

— Так вот ребята, наука занимающаяся изучениемгрибов называется – микология.

 

IV. Изучение нового материала.

а.     общая характеристика грибов.

б.     строение гриба

в.     о грибах занесенных в Красную книгу.

г.     отличие съедобных грибов от несъедобных.

д.     правила сбора грибов.

 

— Чтобы познакомится  с разнообразием  грибов,давайте отправимся в путешествие по лесу. (музыка, шорох листвы, пение птиц)

 

а) Люди с давнихпор  используют грибы как продукт питания. Их употребляют солеными, жареными,вареными, готовят салаты и соусы. Высокопитательные плодовые тела и шляпкигрибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества. Первыми в началемая появляются сморчки, строчки и шампиньоны.

     В середине июня – подберезовики, а затеммаслята, сыроежки, подосиновики. Самые поздние – уже осенью появляются маслята.

     Многие грибы  в лесу очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся по ними. Так, белыйгриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, дубовых и березовых лесахРыжики под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая дружба выгодна игрибу, и дереву Как вы думаете почему?  Чтобы ответить на этот вопрос, мысейчас с вами рассмотрим строение гриба.

 

б) Грибы, которыемы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножектянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это  грибница – подземная частьгриба. Она всасывает из почвы воду и растворенными в ней минеральными солями.

     Грибница гриба оплетает корни деревьев иполучает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества,которые он берет из почвы.

 

в) А еще грибынужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные. Грибы – лесные санитары.Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес. Поэтому грибы – богатстволеса. Относись к ним бережно! Некоторые виды грибов внесены в Красную книгуРоссии.  Они нуждаются в особой охране. (Показать книгу)

— Откройте ваш учебник на стр. 119 и рассмотрите иллюстрации.

 

г) – А вотсмотрите какой красавец. Даже не подумаешь, что такой красивый гриб может бытьядовитым. Но красота мухомора обманчива, его яд вызывает удушье, обмороки. Носамый опасный из грибов – это бледная поганка. Даже малая доза может привести ксмерти.

     Многие съедобные и несъедобные грибыочень похожи, поэтому детям собирать грибы можно только со взрослыми.

— Откройте учебник на стр. 120 и рассмотритесъедобные и несъедобные грибы.

— Назовите съедобные грибы.

— Назовите несъедобные грибы.

Игра

 

д) – А теперьнайдите правила сбора грибов. Постарайтесь их запомнить.

— Почему нужно собирать только те  грибы,которые знаешь?

— Что нужно делать, чтобы  не повредитьгрибницу?

 

V.   Физкультминутка:

             Мы шагаем, мы шагаем,

              Руки выше поднимаем,

              Голову не опускаем,

              Дышим ровно, глубоко.

   Вдруг мы видим: у куста

   Выпал птенчик из гнезда.

   Тихо птенчика берем

   И назад в дупло кладем,

              Впереди из-за куста

              Смотрит хитрая лиса.

              Мы лисицу обхитрим,

              На носочках побежим.

   На поляну мы заходим,

   Много ягод там находим.

   Земляника там душиста,

   Что не лень нам наклониться.

              Как много мы увидели

              И речку, и цветы.

              Узнали много нового

              И я, и ты, и мы.

 

VI. Закрепление изученного материала.

          1. Устный опрос.

— Каково строение грибов? Из каких частейсостоит гриб? (шляпка, ножка, грибница)

— Как грибы связаны с деревьями? (Нитигрибницы связаны с корнями деревьев и помогают им всасывать воду и соли. Взаменгрибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производятна свету.   Зачитать стр. 118)

Какое значение для леса имеют грибы? (ониспособствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя)

— Какие вы знаете съедобные и несъедобныегрибы? (Съедобные – белый гриб, опята, шампиньоны, рыжики, лисички.  Несъедобные – мухомор, бледная поганка, желчный гриб, ложный опенок).

— Как правильно собирать грибы?

          2. Индивидуальная работа.

         Карточка 1.

подпиши части гриба.

         Карточка 2.

Напиши не менее трех названий

      Съедобные грибы:

      Несъедобные грибы:

          3. Экологические задачи:

1) Два друга отправились в лес за грибами. Онидолго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка  попадались блеклые старыегрибы да мухомор, которые Вова  сбивал палкой.

— Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – Ведьони нужны лесу, животным!

— Они же несъедобные, поганки,  — ответилВова.

Кто из мальчиков прав?

2) Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лесза грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полнуюкорзинку крепких боровиков и пошел в условленное место, где друзья договорилисьвстретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в рукахбыла корзинка полная мухоморов.

— Ты зачем набрал мухоморов – удивленноспросил Костя

— Я собрал, чтобы другие не  отравились, -ответил Миша.

Правильно ли поступил Миша.?

          4. Кроссворд (см. приложение)

 

VII. Домашнее задание.

— Подготовить сообщение о каком-либо съедобномгрибе (по своему выбору). Запишите название гриба и основные сведения о нем (накарточках)   Раздать памятки.

 

VIII.  Подведение итогов.

— С каким новым царством живой природы высегодня познакомились?

— Что нового для себя узнали?

Выставление оценок.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 

 

 

Методические рекомендации:

1. Если класс работоспособный, то на 6 этапурока (закрепление) можно добавить викторину, загадки.

2. При нехватке времени на уроке можно опуститьразгадывание кроссворда.

3.  Если при закреплении мы перейдем кигровым  моментам, целесообразнее подвести итоги и выставить оценки за урокперед домашним заданием.

 

 

 

 

Загадки:

 

1 . Глубоко был спрятан он,

     Раз, два, три и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебянайду!   (Боровик)

 

2 . Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще

Расту я обычно

В березовой роще.  (Подберезовик)

 

3 . Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красивой шапкемодной

Никуда не годный     (Мухомор)

 

4 . Нет грибов дружней, чем эти

Знают взрослые идети, —

На пеньках растут влесу,

Как веснушки наносу.     (Опенки)

 

5 . Я в красной шапочке расту

Среди корнейосиновых.

Меня увидишь заверсту,-

Зовусь я — …(подосиновик)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Викторина:

 

1)    Какой гриб можно назвать царем грибов? (Белый гриб)

2)    Яд какого гриба подобен змеиному яду? (Бледная поганка)

3)    Какие грибы по пищевым ценностям могут заменить мясо? (Шампиньоны, ибелые)

4)    Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки)

5)    Какие самые поздние грибы можно встретить у нас в лесах?  (опята)

6)    Какой гриб используют для борьбы с мухами? (Мухомор)

7)    Какой гриб имеет сходство с шампиньоном? (Бледная поганка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стих про грибы.

 

Встану вместе с солнышком,

К лесу час ходьбы

Там в траве под листьями

Ждут меня грибы.

Здравствуй лес Березович!

Здравствуй, дуб и клен!

А тебе боровичок

До земли поклон.

Я по-утру пойду

В травяных низинах,

Сыроежек наберу полную корзину

Разноцветных, молодых,

Самых, самых разных:

Под дубами – голубых,

Под сосною – красных,

А под кленами – зеленых,

Под осиной синих.

Пусть грибов и не ядреных

Но зато красивых!

Разноцветные поганки,

Сами лезут на полянки,

Нам не надо ни одной

Их обходим стороной.

Пучеглазый мухомор

Боком сел на косогор,

Нам не нужен мухомор.

Рядышком с иголками

Рыжики под елками.

Не малы, не велики

И лежат как пятаки.

А во мху, как на подушке,

Чье-то беленькое ушко,

Это груздь, надо взять

А за ним еще штук пять.

Под осинами на кочке,

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать

И его придется взять.

Вот и гриб боровик!

И красив он, и велик,

В толстой шапке набекрень

Ножка крепкая как пень

А вот на полянке семейство лисичек

Полдюжины рыжих сестричек

Любуются сосны на них и осинки,

А хитрым лисичкам охота в корзинки.

Сколько лет тебе сморчок

Ты по виду старичок

Удивил грибок меня

Возраст мне всего два дня.

Не играйте вы опятки

До темна со мною в прятки

Окажите для нас честь

В кузовке местечко есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА:

Помни:

·       Собирай грибы только совзрослыми;

·       Никогда не трогай грибы,если сомневаешься в их съедобности;

·       Отравление грибамипроисходит от употребления ядовитых грибов, а также  старых испорченных съедобных грибов и неправильного их приготовления;

·       Пригодны в пищу лишьмолодые, неиспорченные грибы;

·       Яд из грибов нельзяудалить, даже если  их кипятить несколько часов.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет