Проект на тему:
«Сопровождение здоровьесбережения детей с ОВЗ в условиях цифровойобразовательной среды»
г.Магнитогорск, 2022
Содержание
Введение…………………………………………………………………… |
3 |
1. Сущность понятия «цифровое образование», «цифровизация», «здоровьесберегающие технологии»……………………………………… |
6 |
2. Инструменты цифровизации образования детей с ОВЗ……………. |
14 |
3. Методические рекомендации по здоровьесбережению детей с ОВЗ в условиях цифровой образовательной среды |
20 |
Заключение………………………………………….……………………… |
22 |
Список использованной литературы……………………………………… |
23 |
Приложение 1………………………………………….…………………. |
28 |
Приложение 2……………………………………………………………… |
36 |
Приложение 3……………………………………………………………… |
40 |
Введение
Современныймир непрерывно меняется. В различные сферы деятельности человека внедряютсяинновации, что ориентирует людей на постоянное развитие, совершенствованиесвоих знаний, умений, компетенций, овладение новыми видами деятельности. Всовременных условиях с огромной скоростью растут потоки информации, развиваютсятехнологии ее обработки и хранения, реальная жизнь все больше и большепереходит в «цифру». Такие изменения неизбежно затрагивают все стороныобщественной жизни.
Однимиз общественных институтов, подвергшихся такому информационному воздействию,стала система образования. Развитие технологий влечет за собой разработку новыхинструментов обучения и делает учебный процесс более эффективным. Цифровоеобразование открывает новые перспективы в системе коррекционного образования,связанные с переосмыслением отношения к организации обучения и воспитания детейс ограниченными возможностями здоровья. Практика европейских стран, США, Канадысвидетельствует, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут получатьобразование не только в специальных, отделенных от общего образованияучреждениях, но и в общеобразовательных школах по модели интегрированного илиинклюзивного образования, которая предусматривает предоставление качественныхобразовательных услуг детям независимо от уровня их развития. Использованиецифровых ресурсов для обучения помогает при дистанционном обучении, облегчаетпоиск необходимой информации, способствует непрерывному обучению детей с ОВЗ.
Внедрениецифровых моделей организации обучения детей с ограниченными возможностямиздоровья требует не только специальной организации материальной среды, но иподготовки психолого-педагогического персонала общеобразовательных учреждений,поскольку эффективность цифрового обучения зависит от правильногопсихолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, который обеспечивают какучителя-дефектологи, так и педагоги, и психологи общеобразовательныхучреждений.
Обновление и совершенствованиетехнологий обучения в настоящее время невозможно без использованияздоровьесберегающих технологий. Качество обучения напрямую связано с состояниемздоровья обучающегося. Поэтому одной из приоритетных задач современной реформысистемы образования является сбережение и укрепление нравственного,психического и физического здоровья обучающихся, формирование у них ценностиздоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий,устраняющих перегрузки и сохраняющих их здоровье. Использованиездоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся болееуспешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрытьсвои творческие способности, сохранять и укреплять здоровье.
Здоровьесберегающиетехнологии в учебном процессе с использованием ИКТ особенно актуальны и важны,т.к обучающиеся активно пользуются компьютером и сотовым телефоном внеучебного процесса и это не может не сказываться на их физическом и психическомздоровье.
Проблемуобучения детей с ОВЗ в условиях цифрового обучения исследуют педагоги, психологи:С. Титова, Ю.Б. Надточий, Л.И. Горелова, Т.Г. Погорелова, А.Н. Полежаева, П.Д. Слинюк, Е.Б. Лерман, С.И. Федькушова. Исследователи считают, что внедрение цифрового образования меняет итребования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать,но и уметь плодотворно сотрудничать, оценивать и использовать информацию.
Вопросы цифрового обучения детей с ОВЗ раскрыты вметодической литературе фрагментарно и требуют дополнительного исследования.Однако, необходимо отметить, что образовательные учреждения всех уровнейоснащены компьютерной техникой, педагоги прошли подготовку и переподготовку поиспользованию информационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Поэтомунеобходимо продолжать модернизацию образования, привести образовательные программыв соответствие с потребностями цифровой экономики, широко внедрять цифровыеинструменты учебной деятельности и обеспечить возможность обучения детей с ОВЗпо индивидуальным образовательным траекториям на протяжении всей жизни – влюбое время в любом месте.
Объектисследования – процесс сохранения здоровья детей с ОВЗ в условиях цифровойобразовательной среды.
Предметисследования – здоровьесберегающие технологии в условиях цифровойобразовательной среды.
Цельпроекта – теоретически обосновать применение здоровьесберегающих технологий приобучении детей с ОВЗ в условиях цифровой образовательной среды.
Задачипроекта:
1.Проанализиоовать научно-методическую литературу по проблеме исследования иопределить роль здоровьесберегающих технологий в использовании информационныхтехнологий при обучении детей с ОВЗ в условиях цифровой образовательной среды.
2.Подобрать и разработать здоровьесберегающие технологии при обучении детей сОВЗ в условиях цифровой образовательной среды.
3.Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Сущность понятия «цифровое образование»,«цифровизация», «здоровьесберегающие технологии».
Широкоевнедрение информационно-коммуникационных технологий является одним из факторовразвития концептуально новой модели образования – открытого образования,основными характеристиками которой являются непрерывность, доступность,личностное направления. Реализация принципов открытого образования способствуетпереосмыслению формализованных ролей ученика и учителя, переходу отсубъект-субъектных к личностно-ориентированным отношениям, сочетанию групповыхи индивидуальных форм работы, привлечению большего количества участников,удовлетворению требований социальной справедливости и равных возможностей длявсех групп населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья .
Длясоздания действительно открытой образовательной среды необходимы технологии,которые бы позволили удаленно оперировать всеми необходимыми данными публикациями,документацией, дидактическими и методическими наработками и др., предоставляя кним общий доступ, возможность совместного пользования и/или редактирования,обмена. Такие возможности предоставляет цифровое образование.
Термин«цифровизация» (синонимом можно считать термин «диджитализация»)появился в связи с интенсивным развитием информационно-коммуникационныхтехнологий. Давоссе Клаус Шваб, называя первую цифровую революцию 1960-1980годов «промышленной», считает, что ее катализатором стало развитиеполупроводниковых ЭВМ, в 60-70-х — персональных компьютеров, в 90-х — сетиИнтернет [4].
Изначальноцифровизация сводилась к автоматизации технологий, распространению интернета,мобильной связи, социальных сетей, появлению смартфонов, росту потребителей,применявших новые технологии. Однако очень быстро цифровые технологиистановятся частью экономической, политической и культурной жизни человека.
Внастоящее время цифровизация проникла в образование. Викисловарь раскрываетсодержание понятия «цифровизация» как «цифровой способ связи, записи, передачиданных с помощью цифровых устройств». А. Марей рассматривает цифровизацию, каксмену парадигмы общения и взаимодействия друг с другом и социумом. Р.С.Гуревич, М. Ю. Кадемия уточняют содержание этого понятия — это не толькоперевод информации в цифровую форму, а комплексное решение инфраструктурного,управленческого, поведенческого, культурного характера. Таким образом, можносделать вывод о том, что развитие интернета и мобильных коммуникаций являютсябазовыми технологиями цифровизации [9].
Цифровизацияобразования ведет к изменениям на рынке труда, в образовательных стандартах,выявлению потребностей в формировании новых компетенций населения иориентирована на реорганизацию образовательного процесса, переосмысление ролипедагога. С одной стороны, цифровизация подрывает унаследованную из прошлогометодическую основу школы, с другой, порождает доступность информации вразличных ее формах, не только в текстовой, но и звуковой, визуальной. Доступностьинформации требует постоянного поиска и выбора релевантного и интересногоконтента, высоких скоростей обработки .
Следовательно,цифровизация образования ведет к ее коренной, качественной перестройке. Педагогобязан научиться применять новые технологические инструменты и практическинеограниченные информационные ресурсы. Технологии виртуальной реальностисоздают возможность применения цифровых тренажеров, не привязанных к одномурабочему месту, что расширяет круг исследуемых технологий. Технологии мобильногообучения позволяют учиться в любое время и в любом месте.
Цифровое обучение– это обучение и воспитание, вкотором на языке наук и посредством всей системы педагогических технологий,традиционных и новых, включая цифровые, в образовательной деятельностипоследовательно моделируется предметно-технологическое, социальное иморально-нравственное содержание социо-практической (школьник) илипрофессиональной (студент) деятельности [4].
Развитиеи внедрение цифрового обучения детей с ОВЗ дает возможность преодолеть ряддидактических барьеров, получить доступ к разнообразным материалам в доступном,приемлемом формате, что находит отражение в зарубежном опыте.
ВСША закон обязывает государственные школы предоставлять специальные образовательныеуслуги детям с особыми потребностями. Однако, некоторые школы в отдельныхрегионах не имеют достаточно развитой инфраструктуры и оснащение для того,чтобы в полной мере удовлетворить потребности этой категории учащихся, особеннов ситуации устойчивого роста их количества. Распространенной практикой сталопривлечение частных ячеек в образовательный сектор. Сейчас лидеромнационального рынка США по внедрению альтернативных учебных программ для детейс особыми потребностями является частная компания «Образовательные услугиАмерики» (Educational Services of America (ESA)). Она сотрудничает с более чем240 государственными школами в 22 штатах и удовлетворяет особые образовательныепотребности более 12000 учеников каждый год.
ESAиспользует решения частного облака Citrix для преобразования учебных сессий винтегрированную часть жизни тех, кто в силу разных жизненных и медицинскихобстоятельств не может воспользоваться образовательными услугами традиционнымспособом.
Спектрсервисов, предложенных Citrix, является достаточно широким. Так, использованиекомплексного решения для виртуализации Citrix XenDesktop обеспечивает надежныйудаленный доступ с любых устройств к ряду приложений, позволяет создаватьвиртуальные рабочие/цифровые места с полноценной поддержкой 3D графики. Соблачными решениями Citrix NetScaler, Repeater и Branch Repeater учащиесяпривлекаются к работе с графически насыщенным мультимедийным контентом,учитывающий их индивидуальные особые потребности. Citrix предоставил компанииESA право интегрировать ее приложения с другими веб-ориентированнымиприложениями в одной среде, в результате чего достигается максимальная гибкостьв выборе программ, доступных ученикам [35].
ОпытСША демонстрирует, что облачные решения Citrix позволяют учащимся с ОВЗэффективно включиться в учебный процесс в удобный для них способ, иметь доступк качественным образовательным ресурсам, своевременно и успешно проходитьстандартное тестирование, взаимодействовать с педагогами и сверстниками .
Стоитотметить, что цифровое образование достаточно распространено в таких странах,как Великобритания, Болгария, Нидерланды, Германия, Румыния, Франция, Швейцарияи других. В Чехии разработан портал для обучения на основе облачного сервисаOffice365, где предлагаются разнообразные курсы для учебных заведений всейстраны. На данном портале присутствует внешняя регистрация пользователей,имеется возможность публикации сведений, при этом каждое образовательноеучреждение имеет собственный сайт, который содержит материалы обучениясобственного заведения .
Взаконе «Об образовании РФ» очерчен принцип равного доступа к полноценномукачественному образованию в соответствии с индивидуальными интересами,способностями, независимо от материального состояния семьи, места проживания исостояния здоровья. Одним из направлений реализации этого принципа являетсявнедрение информационно-коммуникационных технологий. Там же указано, чтосквозное применение информационно-коммуникационных технологий в образовательномпроцессе должно стать инструментом обеспечения успеха образования детей с ОВЗ [32].
Всяжизнедеятельность ребенка в образовательной организации направлена насохранение и укрепление здоровья. Основой является еженедельные познавательные,физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельностьпедагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы вобразовательном учреждении является создание устойчивой мотивации потребностив сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
«Здоровьесберегающиеобразовательные технологии»,по определению Н. К. Смирнова, — это всете психолого-педагогические технологии, программы, методы, которыенаправлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностныхкачеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированиепредставления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здоровогообраза жизни [9]. «Здоровьесберегающаятехнология», по мнению В. Д. Сонькина, — это:
1. условия обучения ребенкав школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методикобучения и воспитания);
2. рациональная организацияучебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
3. соответствие учебнойи физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
4. необходимый, достаточныйи рационально организованный двигательный режим.
Поэтомуочень важно правильно сконструировать содержание процессов воспитания иобразования по всем направлениям развитияребенка, отобратьсовременные программыобеспечивающие приобщениек ценностям и прежде всего к ценностям здорового образа жизни.
Формированиеу детей представлений о ЗОЖ предусматривает организованную образовательнуюдеятельность детей с использованием ИКТ, наблюдения, демонстрацию, просмотрвидеоматериалов, иллюстраций, дидактические и сюжетно-ролевые игры; рассказыпедагога, беседы, объяснения; решение проблемных ситуаций, опыты, упражнения,предметно-практическую и продуктивную деятельность; оздоровительные изакаливающие мероприятия; детско-взрослую проектнуюдеятельность и др.
Средипедагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования у детей с ОВЗ представлений о здоровьесбережении, выделяются общие условия (необходимые идостаточные при работе со всеми детьми):
· специальная подготовка педагогов, направленная на повышение уровнязнаний по проблеме здоровьезбережения и уровня педагогического мастерства;
· работа с родителями с целью повышения их компетентности в вопросахздоровьезбережения и улучшения социально-педагогических условий обеспеченияздоровьезбережения детей в семье;
· активизация участия родителей в совместной деятельности детей ивзрослых при формировании здоровьезбережения;
· создание предметно-развивающей среды, способствующей формированиюуказанных представлений;
· привлекательность для детей с ОВЗ образовательного материала,использования ИКТ: он должен вызывать интерес и эмоциональный отклик,способствовать формированию ярких представлений о здоровьезбережении;
· формирование представлений о здоровьезбережении, осуществляемоечерез доступные детям каждой категории видыдеятельности (интерактивныеигры) в системе воспитательного и образовательного процессов;
· реализация дифференцированного и личностно — ориентированного подхода к детям с ОВЗ, сучетом уровня сформированности у них познавательнойдеятельности и представлений оздоровьезбережении;
· специфические условия (определяются характерными особенностямиразвития дошкольников с ОВЗ): учет состояния здоровья дошкольника инеобходимости выполнения медицинских назначений;
· учет потенциальных возможностей ребенка;
· сотрудничество педагогов и семьи;
· включение ребенка в совместную со сверстниками и детско-взрослуюпродуктивную деятельность.
Культураздоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка.Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия наздоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфортребенка.
Следующимэтапом является создание условий для реализации потребностей в двигательнойактивности детей. Для этого собирается и изучается учебно-методическаялитература по теме,составляется проект оздоровительной — работы план внедрения оздоровительныхмероприятий.
Организациясна, воспитание у детей привычек здорового образа жизни, массаж и элементысамомассажа, витаминотерапия. Каждый этап психического развития ребенка во многом зависит от уровняего физического развития. Развитость движений является одним из показателейправильного нервно-психического развития в раннем возрасте.
Дляформирования привычки к здоровьезбережению важно, чтобы ребенок понялнеобходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего,утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку,но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весьдыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровыхупражнений с носом. Может делаться как с младшими детьми, так и со старшими,2-3 раза в день.
Педагогтакже знакомит детей с тем, как устроено тело человека, здесь так же активно применяютсяИКТ. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, презентации, онрассказывает о его основных системах и органах, обращая внимание нанеобходимость прислушиваться к своему самочувствию.
Такимобразом, приобщать детей к здоровому образу жизни следует с созданияпедагогических условий – с содержания и организации учебно-воспитательногопроцесса.
Инструментыцифровизации образования детей с ОВЗ
Организацияцифрового образования детей с ОВЗ ведется с помощью сети Internet черезоблачные технологии Google. Облачные технологии Google — это технологии,которые предоставляют пользователям доступ к компьютерным ресурсам сервера ииспользование программного обеспечения как онлайн-сервиса. Облачные технологииполностью обеспечивают управление интерактивным учебным процессом [18].
КомпанияGoogle предоставляет множество приложений и сервисов, которые можноиспользовать для обучения детей с особыми потребностями. Учебный материал,средства коммуникации и управления обучением находится на Google-диске, гдехранится вся статистика прохождения курсов (предметов). Учебный контент,история и статистика проведенных уроков хранится на главном сервере и доступныв любое время, это позволяет осуществлять и контролировать учебный процесс безлишних затрат.
Вразнообразном ассортименте педагогического оборудовании для детей с ОВЗ выделяется большаягруппа обучающих и коррекционных компьютерных игр, которые специально создаютсядля использования в образовательных целях .
Ихможно делить на подгруппы, исходя из различных критериев: возрастной, сюжетнойтематики, уровня сложности игровой задачи, сложности управления, задач развитияумственных способностей и других характеристик.
Инструментыцифровизации образования детей с ОВЗможно сгруппировать в следующие классы:
1)коррекционные игры;
2)обучающие игры;
3)игры-экспериментирование;
4)игры-забавы;
5)компьютерные диагностические игры.
Компьютерныедиагностические программы могут использоваться для:
-выявление уровня общих умственных способностей детей;
-оценки уровня развития психических и психофизиологических свойств личности –памяти, внимания, воспитания, умственной работоспособности, интеллекта,эмоционального состояния, нервно-психического статуса, параметров морфофункциональнойсистемы (моторики, быстроты движения и т.д.);
-определение уровня психофизиологической и социальной готовности к поступлениюдетей в школу (физического развития, заболеваемости, физическойподготовленности, основных физиометрических параметров растущего организма,факторов риска);
-экспресс-диагностика утомления ребенка в процессе компьютерных занятий;
-ранней диагностики отклонения детей от нормального развития.
Какизвестно для детей лучшей формой организации учебного процесса является игра,поэтому многие компьютерные программы созданы в форме игры — ребенок играючиучится.
Средиогромного многообразия инструментов цифровизации образования детей с ОВЗ условно можно выделитьсредства, которые являются наиболее эффективными:
-компьютерные тренажеры;
-автоматизированные цифровые системы;
-цифровые фильмы;
-мультимедийные презентации;
-видео демонстрации;
-компьютерные учебно-развивающие программы .
Компьютерныетренажеры. Моделирование реальности – важнейшее преимущество цифровыхтехнологий. С их помощью можно не только воссоздать любой объект, но и снабдитьего программой, описывающей его поведение в реальных условиях. Благодаря этой«виртуальной лаборатории» человек практикует операции, максимальносоответствующие реальным, на самом деле имея дело лишь с их электронныманалогом. Компьютерные тренажеры можно использовать для предварительнойпрактической отработки навыков обращения с опасными веществами или приборами[11].
Автоматизированныецифровые системы. Автоматизированные цифровые системы являются на сегодня однимиз наиболее эффективных средств обучения. Именно здесь в полной меререализуется древний, но до сих пор правильный принцип методики преподавания:лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать .
Комбинированноеиспользование компьютерной графики, анимации, живого видео изображения, звука,других медийных средств дает возможность сделать уроки максимально цифровыми, апотому понятными и доступными. Это особенно актуально в тех случаях, когдаобучаемый должен усвоить большое количество эмоционально-нейтральнойинформации, например, биографии ученых, номенклатуру, правила техникибезопасности и т. д. [24].
Цифровыефильмы. Цифровые фильмы воспроизводят те или иные процессы как в виде реальныхспециальных съемок, так и трехмерной компьютерной графики.
Зачастуюцифровые фильмы целесообразнее использовать как часть более широких проектов –мультимедийных обучающих систем, но также они могут создаваться и каксамостоятельный продукт .
Мультимедийныепрезентации. Мультимедийные-презентации-это одно из наиболее функциональных иэффективных средств при объяснении нового материала, проведении лекций, научныхконференций и тому подобное .
Видеодемонстрации. Любой фильм или видеофрагмент урока отличается логическойцелостностью, построен на определенной методике преподавания и соответствуетконкретной программе. Видео демонстрация фрагментарна и не связана сопределенной методикой изложения темы.
Цифровые таблицы. Это средства наглядности, накоторых информация о целостных объектах или их части подается в определеннойлогической последовательности с помощью фрагментарных рисунков, текстов,цифровой информации.
Применение различных цифровых средств на урокахочень актуальна в современном образовании. Особенно важна роль цифровизации впроцессе формирования учебной деятельности у детей с ОВЗ.
Эффективность формирования учебной деятельности удетей с ОВЗ зависит от правильного сочетания различных видов наглядности,использование различных цифровых средств в тесной связи с различными формами,методами и приемами обучения, поддержания мотивации к обучению .
Знанияи навыки работы в сети Интернет, что ребенок усваивает при обучении с помощьюинформационно-коммуникационных технологий и облачных сервисов могут пригодитьсяи родителям. Уже сегодня через Интернет можно получить многие услуги, но этомунадо научить, поэтому, компьютерные классы для детей, в будущем могут превратитьсяв цифровые центры для взрослых, которые занимаются детьми с особымипотребностями. Родители и дети могут пользоваться полезными сайтами вИнтернете. Приведем некоторые из них:
1.Kids Unity «Единство детей» — портал для детей с ОВЗ и их родителей содержитстатьи и книги по проблемам воспитания, обучения, реабилитации детей сограниченными возможностями, каталог заведений, предлагаются возможностисотрудничества.
2.Виртуальная поликлиника «Скорая помощь». Раздел «Дети: психологическиепроблемы» бесплатные консультации психолога, члена Профессиональной Ассоциациидетских аналитических психологов Пирхал Оксаны Петровны.
3.«Город Золотой» Благотворительный просветительский фонд содействия абилитациядетей с особенностями развития “VITA” Сайт для родителей детей-инвалидов.Содержит рекомендации врачей и педагогов, методики обучение, игры для детей.Есть форум.
4.Дефектолог – сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своегоребенка. На сайте можно узнать о возрастных нормах развития ребенка до 7 лет,найти рекомендации дефектолога, логопеда, психолога по многим вопросам,ознакомиться с развивающими играми, пообщаться на форуме.
5.«Дорога в мир» – межрегиональная общественная организация помощи детям сособенностями психоречевого развития и их семьям Портал родительскойорганизации, объединившей семьи, в которых есть дети или взрослые люди снарушениями развития.
6.Логопед-дефектолог Ирина Шептун Проводит занятия для детей с аутизмом,задержкой развития речи, синдромом Дауна. Основная специализация-ранний детскийаутизм.
7.«Особые дети – МОГУТ». Форум, где можно найти поддержку, обсудить проблемыособых деток и их решение. Реабилитационные центры, врачи-профессионалы, нашиуспехи и достижения.
8.«Остров знаний» материалы по организации школьной и внеклассной работы с детьмис особыми потребностями, в том числе программы, методические советы, разработкиуроков, проекты и тому подобное.
9.Российская Лекотека. Система психолого-педагогического сопровождения семей,воспитывающих детей с различными проблемами в развитии. Общение мам особыхдеток общение родителей по вопросам воспитания, лечения и реабилитации детей снедостатками здоровья.
10.Центр Монтессори. Сайт о методике Монтессори (школа свободного развития) дляродителей и педагогов. Здесь размещены общие сведения о методике и основахМонтессори-терапии, дидактический материал, Советы родителям [29].
Созданиецифрового учебного контента наиболее сложная и ответственная часть ворганизации цифрового обучении детей с ОВЗ. К этому процессу должен бытьполностью задействован научно-методический, информационный, технологический,организационный и педагогический потенциал, накопленный отечественной системойобразования.
Такимобразом, развитие цифрового образования на принципах открытости должноспособствовать обеспечению свободного, открытого доступа каждого члена обществак процессам обучения и познания. Это требует поиска альтернативных путейполучения образования теми, кто в силу индивидуальных, социальных, медицинскихили других причин не может осуществить это в традиционный способ. Зарубежныестраны демонстрируют положительный опыт внедрения инновационных технологий вобразование детей с ОВЗ. Благодаря использованию различных инструментовцифрового образования дети с ОВЗ получают доступ к различным дидактическимматериалам в приемлемом формате, что позволяет им преодолевать барьеры на путик обучению, могут демонстрировать цифровые достижения и быть успешными.
Методические рекомендации по здоровьесбережениюдетей с ОВЗ в условиях цифровой образовательной среды
Проанализировавначно-методическую литературу было выявлено, что занятия с использованием ИКТвлияют на психофизическое здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья,ухудшается зрительно-моторная координация.
Этирезультаты приводят к необходимости организации и проведения педагогическойработы по сохранению и укреплению здоровья у детей с ОВЗ на занятиях сиспользованием ИКТ.
Дляобеспечения и сохранения здоровья детей с ОВЗ во время занятий с использованиемИКТ был разработан комплекс упражнений, куда вошли следующие виды упражнений:
· гимнастика для глаз (во время работы закомпьютером и после работы с компьютером); (Приложение 1).
· физкультминутки, пальчиковые упражнения; (Приложение2).
· упражнения на релаксацию; (Приложение 3).
Вкачестве примера также я приведу следующие методические разработки:
1.Методические рекомендации « Проведение занятий с применением средств информатизациив здоровьесберегающей среде» Л.Ф.Агеева.
Вданном издании представлены методические рекомендации по безопасномуиспользованию средств информатизации в образовательном процессе.
Материалыпредставляют интерес для педагогов, руководителей, специалистов служб здоровьяобразовательных учреждений, создающих здоровьесберегающую образовательнуюсреду в своем учреждении, а так же для специалистов системы повышенияквалификации педагогических работников.
2.Методические рекомендации « Использование здоровьесберегающих технологий вобразовательном процессе» Костецкая Г.А
3.Учебно-методическое пособие «Применение дистанционных технологий в обучениидетей с ограниченными возможностями здоровья» Невзоров Б. П., Алдохина О. И.,Загузина Н. Н.
Вучебно-методическом пособии рассмотрены: научные исследования по различнымнаправлениям работы дистанционного обучения, методы и формы дистанционногообучения, психологопедагогического сопровождения и социализации детей, имеющихограниченные возможности здоровья, понятия информационных и коммуникационныхтехнологий дистанционного обучения, основные образовательные технологии,нормативно-правовые документы, концепция образовательного стандарта для детей,имеющих ОВЗ. Большое внимание уделено рекомендациям психологопедагогическогосопровождения, технологиям здоровьесбережения, внеурочной работе. Показанопостроение дистанционного урока. Показана работа на сайте ЦДО Кемеровскойобласти. Даны советы и технологии по работе с детьми с ОВЗ и их родителями.
Вкаждой главе пособия представлены теоретические и практические материалы дляознакомления, подготовки педагогических работников и специалистов дляпроведения дистанционных занятий, бесед, работы с родителями, детьми иликоллегами.
Учебно-методическоепособие предназначено для учителей, занятых в дистанционном обучении учащихся,в том числе детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, детей-инвалидов.Материал, изложенный в пособии, также будет полезен слушателям курсов повышенияквалификации и переподготовки кадров по данному направлению.
Заключение
Внедрениев учебный процесс цифрового обучения является очень эффективным, ведь цифровыесредства обеспечивают запоминание больших объемов информации, на высоком уровнеформируют умение анализировать, систематизировать, сравнивать, абстрагировать иобобщать, строить возражения, доказывать или же наоборот опровергать ту илииную информацию
Педагоги-практикиприменяют в своей педагогической деятельности разнообразные цифровые средстваобучения, способствующие формированию учебной деятельности, развитию творческихспособностей детей с ОВЗ, формированию их смелости, раскованности, повышениюкоммуникативных способностей. Педагоги используют презентации, интерактивныедоски, видеофрагменты, онлайн задания для наглядности на занятиях, чтоспособствует развитию сосредоточенности, наблюдательности, внимания, выдержки.
При применениицифровых средств обучения для детей с ОВЗ не стоит забывать и оздоровьесберегающих технологиях. Практикапоказывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологийнеизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению иразвитию физического и психического здоровья ребенка. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка, наоснове здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением вдеятельности каждого образовательного учреждения для детей с ОВЗ.
Списокиспользованной литературы
1. Агапова, О.И., Кривошеева, А.О., Ушаков,О.С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе/ О.И. Агапова,А.О. Кривошеева, О.С. Ушаков. —Текст: непосредственный//Информатика и образование. – 1994. – №2. — С.96-98.
2. Алексеевец, Д.А. Дистанционное обучение:преимущества и недостатки / Д.А. Алексеевец. — Текст: непосредственный // Директор школы. – 2018. -№3. – С.8-13
3. Андреева, В. М. Настольная книга педагога/ В. М. Андреева. — 6-е издание,стереотипное. – Москва: Основа, 2006. — 352 с. — Текст: непосредственный.
4. Баханов, К.А. Инновационные системы, технологиии модели обучения в школе / К.А. Баханов. — 3-е издание, стереотипное. — Москва: Просвещение, 2000. -160 с. — Текст: непосредственный.
5. Белавина, И.Г. Восприятие ребенкомцифровых технологий и компьютерных игр. / И. Г. Белавина. — Текст: непосредственный//Вопросыпсихологии. – 2019. – №3. – С. 9-14
6. Видерхольд, К. А. Компьютер в начальнойшколе/ К. А. Видерхоль. — Текст:непосредственный// Информатика и образование. – 2015. – №2. – С. 10-13
7. Вишнякова, Е.А. Методические рекомендациис моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ/ Е.А. Виняква. — 3-е издание, стереотипное. —Липецк: ИРО, 2017. — 66 с. — Текст:непосредственный
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. — 7-е издание,стереотипное. — Москва: Педагогика, 1991. – 89 С. — Текст: непосредственный
9. Гершунский, Б. С. Цифровизация в средеобразования / Б. С. Гершунский. — Москва: Велес,1987. – 102 с. — Текст: непосредственный
10. ГонеевА. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев. — 7-е издание, стереотипное. – Москва: Академия, 1999– 280 С. — Текст : непосредственный
11. Гребенев,И. В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе / И. В. Гребенев. — Текст: непосредственный//Педагог.– 2016. — №5. – С. 5-9
12. Гуревич,Р. С. Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе: пособие дляпедагогических работников; студентов педагогических высших учебных заведений /Р.С. Гуревич, М. Ю. Кадемия. – Винница, ДОВ «Винница», 2002. — 116 С. — Текст: непосредственный
13. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивномуобразованию людей с особыми образовательными потребностями/ П. Р. Егоров. — Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 3.– С. 35-39.
14. Коликова,Е.Г., Хафизова, Н.Ю. Применение технологий инклюзивного образования длясоздания безбарьерного обучения детей с ОВЗ//Учебно-методическое пособие по предметаместественно-математических и технологических дисциплин. — Челябинск:Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работниковобразования (ЧИППКРО), 2017. — 72 с. — Текст: непосредственный
15. Колупаева,А.А. Дети с особыми образовательными потребностями и организация их обучения:наук. — метод. посиб. / А. А. Колупаева, Л. А. Савчук. — 2-е издание, стереотипное. – Киев: АТОПОЛ, 2011. –273 с. — Текст: непосредственный
16. Машбиц,Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И.Машбиц. — 3-е издание, стереотипное.— Москва: Педагогика, 1988. – 123 С. — Текст: непосредственный
17. НосенкоЮ.Г. Облачные технологии в пространстве открытого образования / Ю.Г. Носенко — Текст: непосредственный //Моделирование и интеграция сервисов облачно ориентированной учебной среды.–2015. — № 2. – С. 24-34.
18. Олейник,Л. М. Применение базовых сервисов Google/ Л.М. Олейник. — Текст: непосредственный // Информационныетехнологии в образовании. — 2015. — № 22. — С. 93-102.
19. Орехов, С. И. Гипертекстовый способорганизации виртуальной реальности / С. И. Орехов. — Текст:электронный // Вестник Омского государственного педагогического университета:электронный научный журнал. — 2006. — URL:http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.10.2020).
20. Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе:проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Панфилова //Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г.Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 141-143. — Текст : непосредственный
21. Парахина, В. Н. Муниципальное управление :учебное пособие / В. Н. Парахина, Е. В. Галеев, Л. Н.Ганшина. — 2-е издание, стереотипное. — Москва : КноРус, 2008. —489 с. — Текст : непосредственный.
22. ПейпертС. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пейперт. — 6-е издание, стереотипное.— Москва:Педагогика, 1989. – 87 С. — Текст :непосредственный
23. Першин,С. П. Дети, компьютеры и коммуникации. / С. П. Первин. — Текст : непосредственный //Информатика иобразование. — 2018. – №4. – С. 3-6
24. Пособие по технологии работы с детьми сограниченными возможностями здоровья / под ред. Л. Г. Гусляковой. — 2-еиздание, стереотипное. — Москва: Социальное здоровье России, 2007. – 210с. — Текст :непосредственный
25. Психодиагностика : учебное пособие / И. И.Юматова, Е. Г. Шевырева, М. А. Вышквыркина [и др.] ; под общейредакцией А. К. Белоусовой, И. И. Юматовой. — Ростов-на-Дону :Феникс, 2017. — 255 с. — (Высшее образование). — Текст :непосредственный.
26. Пушкарева,Т. А. Давайте учиться дистанционно! / Т.А. Пушкарева. — Текст : непосредственный // Компьютер в школе исемье. – 2018. — №7.- С. 11-17
27. Сластенин,В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика//В.А. Сластенин. — 8-е издание, стереотипное. — Москва: Академия, 2014. — 608 с. — Текст :непосредственный
28. Стайном,Г. М. Дидактические возможности компьютерных учебных программ и их реализация втехнологии обучения / Г. М. Стайном. — 2-е издание, стереотипное. — Москва: МГАУ им. В. П. Горячкина,1994. — 41 С. — Текст :непосредственный
29. СтаровероваМ.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми сОВЗ/ М.С. Староверова//Методическоепособие. — Москва: Владос, 2018. — 171 с. — Текст : непосредственный
30. Сутирин,Б. Компьютер в школе сегодня и завтра / Б. Сутирин. — Текст : непосредственный// Народное образование,-2016. – №3. — с 21-23.
31. Ульянова,Ю.А. Использование информационных технологий в работе с детьми, имеющимиограниченные возможности здоровья/ Ю.А. Ульянова// Методические рекомендации для педагогов, специалистовобразовательных учреждений, родителей. – Новокуйбышевск, 2009. — 112 с. — Текст: непосредственный
32. Федеральныйзакон Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ(последняя редакция). — Текст :непосредственный //Министерство образования РФ: Выпуск 1 : апрель 2013 года. — Москва, 2013. — С. 124-142.
33. Филиппова, А. Г. Российская социологиядетства: вчера, сегодня, завтра : монография / А. Г. Филиппова ;Министерство образования и науки Российской Федерации. — Санкт-Петербург :Астерион, 2016. — 195 с. — Текст : непосредственный.
34. Цветкова,Н.С. Рекомендации по использованию компьютеров в инклюзивной школе / Н. С.Цветкова. — Текст : непосредственный// Информатика и образование. – 2017. — № 6. — С. 12-14.
35.InnovatingPedagogy 2014. Exploring new forms of teaching, learning and assessment, toguide educators and policy makers. — Text: electronic// International Monetory Fund. — October 1, 2014. — URL:http://www.openuniversity.edu/sites/www.openuniversity.edu/files/The_Open_University_Innovating_Pedagogy_2014_0.pdf.
Приложение1
Гимнастикадля глаз. Комплекс упражнений.
Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом для профилактикинарушения зрения у младших школьников, в том числе у детей с ОВЗ, поскольку,если научить ребенка в раннем возрасте делать эти упражнения, это станет оченьполезной привычкой. Если у вашего ребенка-школьника уже присутствуют какие-либонарушения зрения, то зрительную гимнастику следует выполнять обязательно.Регулярные упражнения для глаз приостановят падение зрения, которое дляшкольников часто заканчивается прописыванием очков. Занятия следует делать 2-3раза в день, посвящая этому по 10-15 минут. Во время выполнения этих занятиймышцы глаз расслабляются и отдыхают, и следующая за этим нагрузка на глазавоспринимается гораздо легче. Подобная зарядка для глаз полезна не только дляшкольников, она не помешает и взрослым людям, особенно тем, чья работапредполагает ежедневное «общение» с компьютером.
Описанные ниже упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц, на ихтренировку, а также на повышение аккомодации, улучшение кровообращения в тканяхглаз. Каждое из них следует повторять по нескольку раз (сначала 2-3 раза,затем, когда ребенок уже будет знать, что нужно делать – по 5-7 раз). Озвучиваяребенку упражнения, обязательно выполняйте их вместе с ним: наглядный примерпорой действует лучше любых слов.
Гимнастикадля глаз.
1.Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно
(посмотреть вправо-влево)
Ах, как солнце высоко
( посмотрите вверх)
Мы глаза сейчас закроем,
( закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим
Вверх по радуге пойдём,
(Посмотреть по дуге вверх — влевои вверх — вправо)
Вправо-влево повернём,
А потом скатимся вниз,
( Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись
( Зажмурить глаза. Открыть ипоморгать ими)
2. «Бабочка»
Спал цветок
( Закрыть глаза, расслабится,помассировать веки,
слегка надавливая на них почасовой стрелке и против неё)
И вдруг проснулся,
( Поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
( Руки поднять вверх — вдох.Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
( Руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел.
( Потрясли кистями, посмотретьвправо-влево.)
3. Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один –
На край парты книги сдвинь.
(Сидя, откинься на спинку парты,сделай глубокий вдох,
затем наклонись вперед на крышкупарты, сделай выдох.)
Упражнение такое
Повтори пять раз за мною.
Упражнение два —
Тренируй свои глаза.
(Откинувшись на спинку парты,прикрой веки,
крепко зажмурь глаза, откройглаза.)
Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза.
Упражнение три.
Делай с нами, не спеши.
(Сидя, положи руки на пояс,поверни голову направо,
посмотри на локоть правой руки,поверни голову налево,
посмотри на локоть левой руки,вернись в И. п.)
Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
На упражнение четыре
Потратить нужно много силы.
(Сидя, смотри перед собой,посмотри на классную доску 2—3 с.
Вытяни палец левой руки по среднейлинии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца ипосмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)
Повторите 5—6 раз,
Все получится у вас.
Упражнение пять
Нужно четко выполнять.
(Сидя, вытяни руки вперед,посмотри на конники пальцев.
Подними руки вверх — вдох, следиглазами за руками,
не поднимая головы, руки опусти(выдох).)
4. Комплекс упражненийгимнастики для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глазаи посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считатьдо 3, открыть их и посмотреть вдаль) (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед.Следить глазами,
не поворачивая головы, замедленными движениями указательного
пальца вытянутой руки влево ивправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательныйпалец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перенести взор вдаль насчет 1-6.Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
6. Упражнение для глаз:«Сова»
На «раз» — широко открыть глаза.
На «два» — сильно зажмуриться.(3раза)
7. « Муха»
Круговые вращения глазами в одну идругую стороны (по 5 раз
5. Профилактические упражнениядля глаз:
1). -15 колебательных движенийглазами по горизонтали справа —
налево, слева — направо.
-15 колебательных движений глазамипо вертикали: вверх-вниз,
вниз — вверх.
-15 вращательных движений глазамислева — направо.
-15 вращательных движений глазамив правую, затем в левую
стороны — «восьмерка».
2). «Руки за спинку, головкиназад»
Руки за спинку, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту гляди.(Вниз.)
И снова наверх — где там мухалетит? (Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее. (Посторонам.)
И снова читаем. Немного еще.
3).Упражнения для глаз (комплекс 1)
И. п. — сидя за партой.
1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с.Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Движения глазными яблоками.
— глаза вправо- вверх.
— глаза влево- вверх.
— глаза вправо- вниз.
— глаза влево- вниз.
Повторить 3—4 раза. Глаза закрыть.Отдых 10—15 с.
3. Самомассаж.
Потереть ладони. Закрыть глаза,положить ладони на глаза,
пальцы вместе. Держать 1 с.
Ладони на стол,
Открыть глаза.
4).Упражнения для глаз (комплекс 2)
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с.Открыть глаза.
Повторить 2—Зраза.
2. Посмотреть вдаль. Закрыть глазана 5-6 с. Открыть, посмотреть
на кончик носа. Закрыть глаза на5-6 с, Открыть глаза. Повторить
3—4 раза.
3.Самомассаж.
Закрыть глаза и делать легкиекруговые движения
подушечками двух пальцев,поглаживая надбровные дуги 20—30 с.
Закрыть глаза. Отдых 10—15 с.Открыть глаза.
5). Упражнения для глаз (комплекс3)
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с.Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2.Закрыть глаза. Выполнятькруговые движения глазными
яб¬локами с закрытыми глазами вправои влево.
Повторить 2—3 раза в каждуюсторону.
3.Поморгать глазами. Повторить 5—6раз.
6).Упражнения для глаз (комплекс4)
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с.Открыть глаза.
Повторит 2—Зраза.
2.Закрывать и открывать глаза,крепко сжимая веки.
Повторить 5—6 раз.
3.Закрыть глаза, расслабить веки,10— 15 с.
4. Быстро поморгать глазами.Закрыть глаза.
Представить море, лес. Отдых 10—15с.
Открыть глаза.
6. Упражнения для снятияусталости глаз.
1. Потереть ладонью о ладонь.
Закрыть глаза и положить ладони наних.
2. Руки скрестить перед собой,кисти сжать в кулак,
большой палец вверх.
Глаза закрыть и провести три разабольшим пальцем левой руки
по правой стороне, а правой рукой— полевой стороне
надбровных дуг от переносицы доконца бровей.
7. Упражнение для укреплениямышц глаз и усиления зрения.
(Дети сидят на стульях, спинапрямая, ноги под ступ¬нями опираются на пол, голова в одном положении,ра¬ботают только мышцы глаз.)
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Папа», « мама», «дом», «трава» —
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз —
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят.
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы.
К ним ладошки приложили.
( Дети закрывают глаза ладонями,держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тело от рук.)
Раз, два. три, четыре, пять
Можно глазки открывать!
8. Упражнение дляукрепления мышц глаз.
Выполнять упражнение детямпомогает солнечный зайчик (ведущий использует зеркало). Каждое движение детипроделы¬вают 6-8 раз.
— Глазки, глазки, где вы были?
— В гости к зайчикам ходили.
Мы увидели зайчат, стали быстродогонять.
Влево — вправо, влево — вправо,
Влево кругом ходят глазки друг задругом.
Вправо — влево, вправо — влево
Побежали глазки смело.
Снизу вверх, а сверху вниз —
Опустились на карниз.
А потом восьмерки пишем:
Кто подальше, кто повыше?
Плавно глазками моргаем,
С силой глазки закрываем.
Повторим все еще раз
И рукой закроем глаз.
На нос посмотрим, потом вдаль.
Как ленивых деток жаль:
Играть с нами не хотели —
У них глазки заболели.
(Последние две строки детипроизносят на выдохе, формируя правильное дыхание.)
Приложение 2
Физминутки.
Физкультурныеминутки или физкультпаузы на занятиях обеспечивают активный отдых детей,переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогаютликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменныепроцессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующемэтапе занятия.
Физминутки.
Мыписали
Мыписали, мы писали,
Нашипальчики устали.
Выскачите пальчики,
Каксолнечные зайчики.
Прыг-скок,прыг-скок,
Прискакалина лужок.
Ветертравушку качает,
Влево,вправо наклоняет.
Выне бойтесь ветра, зайки,
Веселитесьна лужайке.
На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третьюстрочку – пальчики «скачут» по столу. На четвёртую – указательный и среднийпальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить. На следующие двестрочки пальчики «скачут» по столу. Затем – лёгкие движения кистями руквправо-влево. На девятую строчку – «погрозить» пальчиком. На последнюю –помахать пальцами обеих рук.
Божьи коровки
Божьейкоровки папа идёт,
Следомза папой мама идёт,
Замамой следом детишки идут,
Вследза ними самые малышки бредут.
Красныеюбочки носят они,
Юбочкис точечками чёрненькими.
Папасемейку учиться ведёт,
Апосле школы домой заберёт.
На первую строчку – всеми пальцами правой руки «шагать» по столу, на вторую –то же левой. На третью и четвёртую – обеими руками вместе. На пятую – пожатьладони, пальцы прижать друг к другу. На шестую – постучать указательнымипальцами по столу. На седьмую и восьмую – всеми пальцами обеих рук «шагать» постолу.
***
Безымянныйи мизинец
Оченьсильно подружились.
Безымянныйспину гнёт,
Амизинец лишь кивнёт.
Еслиже согнуть мизинец,
Безымянныйвыгнет спину.
Дети пытаются согнуть по очереди безымянный палец и мизинец. Если не получаетсясовсем, можно сгибать их одновременно. Затем проделывают то же самое другойрукой. Повторяют упражнение несколько раз.
***
Толькоуставать начнём,
Сразупальцы разожмём,
Мыпошире их раздвинем,
Посильнеенапряжём.
Дети вытягивают руки вперёд, растопыривают пальцы, напрягают их как можносильнее, а затем расслабляют, опускают руки и слегка трясут ими. Повторяютчетверостишие несколько раз.
***
Среднийпалец выгнул спину –
Какон гнётся хорошо!
Среднийпалец самый длинный,
Тольковсё же не большой.
Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают средний палец, сгибают его иразгибают. Затем проделывают то же левой рукой. Повторяют упражнение несколькораз.
***
Палецочень удивлялся,
Какон главным оказался?
Мы- то знаем хорошо-
Потомучто он большой!
Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец вверх, сгибают иразгибают его. Затем то же проделывают левой рукой. Повторяют упражнениенесколько раз.
***
Нашипальчики сплетём
Исоединим ладошки.
Апотом, как только можем,
Крепко-накрепкосожмём.
Дети сплетают пальчики и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки ислегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.
***
Покажитепальцы зайца,
Книжку,яблоко, орех.
Указательномупальцу
Всеизвестно лучше всех.
Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают вверх указательный палец,сгибают его и разгибают. Затем то же проделывают левой рукой. Повторяютупражнение несколько раз.
Сидит белка на тележке
Сидитбелка на тележке,
Продаётона орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью,синичке,
Мишкекосолапому,
Заинькеусатому.
На первые две строчки – ритмичные сгибания пальцев обеих рук в ритме потешки,на следующие строчки – поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.
Черепаха
Вотмоя черепаха, она живёт в панцире.
Онаочень любит свой дом.
Когдаона хочет есть, то высовывает голову.
Когдахочет спать, то прячет её обратно.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы испрятать их обратно.
Улей
Вотмаленький улей, где пчёлы
Спрятались,никто их не увидит.
Вотони показались из улья.
Одна,две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з-з!
Пальцы рук сжать в кулак, затем отгибать их по одному.
Четыре братца
Идутчетыре братца навстречу старшему.
-Здравствуй, большак!
-Здорово, Васька – указка,
Мишка-сердитка,Гришка-сиротка
Дакрошка Тимошка!
На вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять всепоочередно с большим остальные пальцы.
Оладушки
Бабушка,бабушка
Испеклаоладушки.
ОдинМашеньке,
ОдинКоленьке…
(Итак далее, перечисляя всех детей).
Загибать поочерёдно пальчики на обеих руках.
Приложение 3
Упражнения на релаксацию.
Упражнение «Плывем воблаках»
Цель: снять психоэмоциональноенапряжение, избавиться от общего напряжения.
Педагог:
«Лягте и займите удобное положение.Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь в какомнибудьпрекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо.Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх, на облака – большие,белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.
Во время вдоха вы начинаете легкоподниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесьнавстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше, на самуюверхушку облака, и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большогопушистого облака.
Ваши руки и ноги свободно раскинуты встороны, вам не хочется шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с ваминачинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли… Наконец, выоказались на земле, а ваше облако вернулось на небо. Оно улыбается вам, выулыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».
Упражнение «Воздушныешарики»
Цель: снять эмоциональноенапряжение, стимулировать воображение.
Педагог:
«Сядьте поудобнее, закройте глаза…Представьте, что вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Васнадувают, и вы становитесь очень легкими. Ваше тело становится легким иневесомым. И ручки легкие, и ножки легкие. Воздушные шарики поднимаются выше ивыше.
Дует теплый ласковый ветерок, он нежнообдувает каждый шарик… Лететь очень приятно. Вам легко и спокойно. Вы летитетуда, куда дует ласковый ветерок.
Но вот пришла пора возвращаться домой.Улыбнитесь этому ветерку. И вот вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет«три» откройте глаза».
Упражнение «Черепаха»
Цель: снять психоэмоциональноенапряжение, избавиться от общего напряжения.
Педагог:
«Упражнение делается лежа на парте.Представьте, что вы маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке илимягкой травке возле прозрачного ручейка, реки, озера или моря, где вам большенравится. Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены,шейка мягкая.… Вдруг появилась холодная тучка и закрыла солнышко. Черепашке сталохолодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь. Напрягитеспину, слегка выгибая ее – это ваш панцирь. Напрягите шею, руки и ноги.Попытайтесь втянуть их под ваш панцирь.
Туча улетает! Опять выглянуло солнышко,вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась. Ее шея, ручки и ножки сталитеплыми, мягкими и медленно появляются изпод панциря».
Упражнение «Стряхиваемводу с пальцев»
Цель: избавиться от напряжения.
Педагог:
«Занимаем исходное положение: руки согнутыв локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько разсбрасываем кисти вниз, будто стряхиваем воду с пальцев».
Перед упражнениями полезно предложитьдетям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница внапряженном и расслабленном состоянии мышц.
Упражнение «Морскаязвезда»
Цель: снять эмоциональноенапряжение, стимулировать воображение.
Педагог:
«Закройте глаза и представьте место, гдевы больше всего любите отдыхать. Там вы всегда хорошо и безопасно себячувствуете. Представьте, что находитесь в этом месте и делаете то, что вамхочется».
В конце упражнения попросите детей открытьглаза, потянуться несколько раз и глубоко вдохнуть.
Упражнение «Медуза»
Цель: расслабиться, избавиться отчувства дискомфорта.
Педагог:
«Сидя на стуле, совершайте плавныедвижения руками, подражая медузе, плавающей в воде».
Упражнение лучше всего выполнять подспокойную музыку.
Упражнение «Деревянныеи тряпичные куклы»
Цель: расслабиться.
Педагог:
«Движения помогают вам осознаватьнапряженное и ненапряженное состояние мышц тела. Поэтому сейчас мы будемизображать деревянных кукол. Напрягите мышцы ног, корпуса, слегка отведенных встороны рук. Сделайте пару резких поворотов всего тела, сохраняя неподвижнымишею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
А теперь будем подражать тряпичным куклам.Снимите напряжение в плечах и корпусе, пусть ваши руки теперь висят, будтотряпичные».
В таком положении дети быстрым, короткимтолчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают иобвиваются вокруг корпуса.