Воспитательное мероприятие «День птиц»
2 «а» класс, МОУ «Кизильская школа №2»
Цель:познакомить детей с многообразием пернатых, дать представление о разновидностяхптиц, о происхождении названий; развивать речь и мышление детей, творческиеспособности и воображение.
Задачи:
Образовательные:
-обобщать и систематизировать знания младших школьников о птицах;
-познакомить с многообразием и жизнедеятельностью птиц, в частности нашегорегиона;
-показать значение птиц в природе и жизни человека;
-раскрыть роль охраны птиц и окружающей среды;
Воспитательные:
-воспитывать любовь и бережное отношение к птицам;
-прививать уважение к природе родного края;
-формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем;
Развивающие:
-развивать творческое воображение, фантазию, мышление;
-вырабатывать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы;
Оборудование:открытки, слайды, карты, карточки с изображением птиц и достопримечательностейЮжного Урала, значки птиц, схемы полетов и следов птиц, аудиозаписи птичьихголосов, карта Южного Урала.
Ходмероприятия:
1. Организационный момент. Настрой детей наработу
2. Вступительная беседа. Диалог
Давайте– ка, ребята, мы с вами отправимся за чудесами! А тема нашего чуда спрятана взагадке:
Снитсяночью пауку
Чудо-юдона суку
Длинныйклюв и два крыла
Прилетит– плохи дела!
Акого паук боится?
Угадали,это — ……птица.
С1923 года в апреле проводится традиционный День птиц. Людей всегда восхищали ихяркое оперение, смелые полеты, красивое пение. А почему возник такой праздник?(ответы детей) Сегодня этот праздник празднуют во многих уголках нашей страны.Ребята вместе со взрослыми готовятся к нему очень тщательно: строят домики,делают кормушки, гнезда, помогают больным птичкам. А что делаете лично вы,ребята? Поделитесь с нами своими добрыми делами.
Птицы- это наши верные помощники, защитники лесов и огородов. Это тайна и красотаприроды. И, конечно, это наши верные друзья. Невозможно представить нашукрасавицу планету без птиц!
3. Птичьи портреты:
Вприроде птиц очень много. Их насчитывается более 760 видов. Они шумят, галдят,стрекочут. Это их особый язык, который нужно постараться понять. Так они с намиразговаривают. Давайте прислушаемся и попробуем узнать птицу по голосу (звучитаудиозапись). Кто угадал, что это за птица? Как догадались? (показ иллюстраций)
· Зарянка: это птица, которая своей песенкойвстречает зарю и рассвет.
· Сойка или горихвостка: названа так захвост красного цвета, который все время подрагивает. И будто вспыхивает яркимогоньком.
· Клест: название птицы произошло отстаринного русского слова «клёстить», что означает сжимать. Клюв у негозагнутый Он как будто сжатый.
· Физминутка «Цапля»:
Оченьтрудно так стоять
Ножкуна пол не спускать
Ине падать, не качаться
Засоседа не держаться
(поочередно стоят на разных ногах)
Ктоиз вас видел цаплю? Может быть, кто-то был на реке с родителями? Кто помнит,что известно о цапле из уроков «Окружающего мира» или из «Практическойэкологии»?
4. Перелеты птиц.
Скажите,ребята, а куда и почему улетают птицы? (рассуждения детей)
Птицылетят самостоятельно, полагаясь на силу собственных крыльев. Летят и большие, ималенькие. Например, ласточка, стриж, мухоловка (фото) – улетают в Африку (карта).Утки, грачи летят во Францию. Все это стало известно благодаря трудам многихученых. Занимаются эти ученые наукой, которая называется … А как онаназывается, мы узнаем, разгадав ребус.
я |
г |
л |
р |
о |
т |
и |
о |
н |
о |
и |
11 |
9 |
7 Представленная информация была полезной? ДА 58.65% НЕТ 41.35% Проголосовало: 1052 |
2 |
1 |
5 |
4 |
6 |
3 |
8 |
10 |
Верно,эта наука называется орнитология. А ученые, которые занимаются этой наукой,называются орнитологами. Может быть, став взрослыми, кто-то из вас захочетзаняться этой наукой? Кто бы хотел в будущем быть орнитологом? Почему?
5. «Найди птичку».
Втексте слайда спрятались в своих уютных гнездышках 7 птичек. Попробуй ихотыскать.
Семьптиц.
Девочкаустроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала мусор.Оказалось, здесь удобное место. Кормила птичек колбасой, кашей.Другая столовая высоко, лучше для мелких птичек, а надней ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкаяподкормка не получится, кормушку не достать
Итак,какие птички спрятались? (ответы, рассуждения, высказывания из личныхнаблюдений). А что мы можем сказать о поступке девочки? А как помогаем зимойптицам мы? Что еще можно сделать?
6. Игра «Угадай птицу»
7. Сейчас мы узнаем, сможете ли вы узнатьптицу по ее признаку. Нужно соединить название птицы и ее признак. Кто-то,возможно, поделится личными наблюдениями … (слайд)
Птица — рыболов |
Соловей |
Птица — плотник |
Ласточка |
Лесная кошка |
Поползень |
Птица строитель |
Баклан |
Птица — акробат |
Иволга |
Пернатый солист |
Кукушка |
Ночной хищник |
Дятел |
Легкомысленная мамаша |
Сова |
Физкультминутка«Птички»
Птичкив гнездышке сидят
Ина улицу глядят
Погулятьони хотят
Итихонько все летят
(подтихую музыку дети «разлетаются», машут руками, как крылышками)
Конечно,ребята, птицы нуждаются в нашей помощи. А кто может назвать птиц, живущих радомс нами в наших краях? Как нужно грамотно осуществлять связь человека и природы?
Сегодняу нас в гостях необычная птица. Но она очень хорошо вам всем знакома. Угадайте,кто это? Она – ночная хищница, у неё красивое оперение и большие немигающиеглаза. Она уничтожает мышей. Издавна у нас на Руси её считали символоммудрости. Да, это сова (выходит заранее подготовленный ребенок в костюме совы).
-Добрый день, ребята! Очень рада, что сегодня столько теплых, добрых слов высказали о нас, о птицах. Спасибо вам за доброту и заботу! А я приготовила длявас викторину. Надеюсь, вы справитесь!
1.Назовите птиц, обитающих на территории нашей области.
2.Какие птицы спят, зарывшись в снег?
3.Какие птицы выводят птенцов зимой?
4.Птица, которая хорошо передвигается по деревьям и скалам?
5.Какие птицы прилетают в нашу область первыми?
6.Какая птица прилетает зимовать к нам на Урал с севера?
7.Какие птицы, живущие в нашем регионе, могут спать в воздухе?
8.Какие птицы занесены в Красную книгу области?
(заправильный ответ – жетон, кто получит жетонов больше всех, тому в подароккнижка-малышка «Птицы родного края», сделанная ребятами – эколятами)
Итак,ребята, что же интересного, поучительного вы сегодня узнали? Что запомнилосьособенно? Поделитесь своими впечатлениями с нашей гостьей.
Наблюдайте за пернатыми, помогайтеим, берегите их и все живое на планете. Птицы принося нам радость и пользу.Трудно было бы жить нам без них. А им сложно прожить без нас.
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле — каждый колосок,
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи и мотыльки…
Всё, что рядышком со мною, —
Это всё моё родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нём!
Асейчас нарисуйте ваш любимый уголок в природе и вашу любимую птичку, котораяприносит вам радость и тепло (звучит тихая музыка). Рисунки детей помещаем вуголок Эколят.