X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Тема урока: 

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ o и е В СЛОЖНЫХСЛОВАХ

 (урок по изучению нового материала).

(Русский язык. 6 класс. Часть I.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 2019.)

 

Цели:

 

1.Предметные

-научить выбирать соединительные гласные o-е в сложных словах;

-повторить основные способы образования слов;

-познакомить со способом образования слов от основ исходных слов спомощью соединительных гласных;

— развивать познавательные интересы, речь, мышление, смекалку.

2. Метапредметные

— формировать умение находить информацию в тексте;

— учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов;

— учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде;

3. Личностные

— строить отношения с людьми;

— воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма,национальной гордости за свой язык. 

 

ХОД  УРОКА

 

1. Организационный этап.

— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас. Сегодня на урокена предстоит непростая задача, которую вы обязательно сможете решить. Желаю намс вами сегодня успешной  и плодотворной работы на уроке!

 

2.Этап проверки домашнего задания и закрепления пройденногоматериала

Проверка выполнения упр. 252: подбор однокоренных слов и объяснениеусловий выбора приставки.

-Дайте связный ответ на вопрос: « Какие основные способыобразования слов в русском языке вы знаете? Проиллюстрируйте свой ответпримерами».

Ребята, я хочу вам привести высказывание известного детскогописателя К.И.Чуковского:

«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков.Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. Вразнообразии приставок таится разнообразие смысла». Согласны ли вы с ним?Попробуйте доказать на примерах точку зрения Чуковского.

-Действительно, приставка может до неузнаваемости изменить смыслдаже очевидно однокоренных слов. Например: взнос, поднос, перенос, донос,износ, вынос и т.д.

 

3.Постановка цели урока:

Работа с таблицей:

— Внимательно рассмотрите таблицу в ваших учебниках. Как бы высформулировали проблему, над которой мы будем сегодня работать? Определите целисегодняшнего урока.

1.) Что должны узнать? (Узнать об образовании сложных слов отоснов исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е).

2) Чему должны научиться? (Научиться правильно выбиратьсоединительные гласные О и Е в сложных словах).

 

 (Ответы учащихся обобщаются учителем).

 

4. Объяснение новой темы:

-В чем особенность слов, включенных в таблицу? (Все они имеют 2корня)

-С помощью каких гласных они соединяются? Как вы думаете, от чегозависит выбор гласной –о и –е?

-Что вы можете сказать о словах, представленных в третьей колонке?Почему они стоят отдельно?

-Что бы вы записали на первой строчке таблицы?

-Дополните таблицу своими примерами.

 

Вывод: Соединительная гласная о пишется после твердых согласных.Не подчиняются правилу согласные –ж,- ш, -ц, после которых пишетсясоединительная гласная е.

После основы на мягкий согласный, после шипящих и ц пишетсясоединительная гласная е.

 

— Ребята, а теперь давайтевыработаем алгоритм применения правила:

1.    Выделить корнии убедиться в том, что слово сложное.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

2.    Посмотретьтвердым или мягким является конечный согласный первого корня.

3.    После твердогосогласного пишем соединительную о. после мягких согласных, шипящих иц пишем соединительною е.

 

Молодцы! А теперь зарисуйте в тетради опорную схему, которая вамбудет напоминать об условиях выбора соединительных гласных в сложныхпредложениях.

 

5.Проверка усвоения новой темы.

Творческий диктант

-Замените словосочетания одним сложным словом, подчеркнитесогласную, от которой зависит выбор соединительной гласной.

Помогать взаимно (взаимопомощь)

Любить труд (трудолюбие)

Люди одной фамилии (однофамильцы)

Тот, кто ходит пешком (пешеход)

Тот, кто варит сталь (сталевар)

Заготовка леса (лесозаготовка)

Приспособление для ловли мышей (мышеловка)

Лечение грязями (грязелечение)

Жук, который ест кору (короед)

Тот, который плавает в море (мореплаватель)

 

«Отгадай загадку»

-Ребята, мы с вами продолжим словарный диктант, только слова выдолжны записать сами. Запишите слово, которое является отгадкой загадки.

1. Заурчу, закричу, под небеса улечу (вертолет, самолет).

2.Хвостом пьет, а клювом отдает (водопровод).

3.Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудитего мотор -глотает он и пыль , и сор (пылесос).

4. У меня который год ежик в комнате живет.

Если пол намазать воском, он натрет его до лоска(электрополотер).

5.Сверху дыра, снизу дыра, а в середине огонь да дыра(самовар).

6.Чудо дворник перед нами, загребущими руками за однуминуту сгреб преогромнейший сугроб (снегоочиститель).

7.Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собоюговорит (самолет).

8. На что ни взглянет этот глаз- все на картинке передаст(фотоаппарат).

 

6.Закрепление новых знаний.

Учащиеся вместе с учителем устно разбирают  упр. 260, а затем самостоятельновыполняют его в тетрадях.

 

8. Обобщение и систематизация новых знаний.

-Ребята, давайте вспомним, что мы с вами узнали сегодня на уроке.Я начинаю предложение, а вы должны будете его продолжить.

1. Слова, у которых два корня, называются …

2. Два корня в сложных словах обычно соединяют…

3. Соединительная гласная о пишется после … согласных, а епосле … согласных.

4. После шипящих и ц пишется соединительная…

 

 

11. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание: параграф 44,  упражнение 261.

 

12. Подведение итогов занятия.

Ребята, итак, сегодня вы узнали что такое сложные слова и отчегозависит выбор соединительной гласной в  сложных словах.

 

13.Рефлексия.

— С каким новым способом образования слов мы сегодняпознакомились?

-Отчего зависит выбор соединительной гласной?


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет