X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

Исследовательскаякраеведческая работа

 

Белые пятна в истории.


 

Оглавление.

Введение.                                                        3

1.Историческоепрошлое села Жуково.     5

2. «Марьина роща».                                  10

3. «Кошлаков сад».                                    11

4.«Бульдяев хутор»                                    13

5.«Пятничныйовраг»                                14

Заключение.                                                15

Списокиспользованной литературы.      17

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Введение.

            Память. Без неё человек не может жить. Память есть у растений, камня,сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек тоже обладаетисторической памятью. Память — то, что связывает нас со своими корнями.        

     Умирает российская глубинка. Уходят в небытиебольшие и малые деревни, а вместе с ними их удивительные названия, за которымискрывается история нашего края, нашей родины. Современное общество постепенноутрачивает связь с историческим прошлым своей страны. Духовно- богатым можносчитать только такого человека, который с уважением относится к своейнациональной культуре, к своему языку, к истории. Поэтому проблема возрождениякультурного и исторического наследия своего народа – одна из актуальнейшихпроблем нашего времени. Можем ли мы чем-то помочь своей малой родине? Если мыне можем спасти ее, мы можем помочь сохранить память о ней для будущихпоколений. Если не сохранить этого сейчас, восстановить будет невозможно.

             Данная исследовательская работа позволяетприподнять завесу в прошлое родного края, в ее историю. Известно, что любойнарод силен своими корнями, землей своих предков, память о которых бережнохранится, передается из поколения в поколение. И не важно, как теперьназывается  наша страна – она прекрасна, и тем, что она НАША, и тем, что Мы еечасть, ее история. МЫ – это и те, кто был до нас, МЫ — это и те, кто будетпосле нас. Историю своих предков, своего села, своей страны нужно знать.Говорят, что тот, кто не знает своего прошлого, обречён на то, чтобы переживатьего вновь.

                   Исходяиз этого, актуальность работы заключается в изучении прошлого села, вописании событий, происходивших на его территории, обнаружению малоизвестныхдокументов и фотографий, сохранившихся в местных  архивах и знакомства учащихсяи педагогов школы с историей своей малой Родины. И именно поэтому мы выбралитему: «Белые пятна в  истории».
                  К данной исследовательской работе нас подтолкнуло то, что обистории нашего села до сих пор мало что известно. В различных мордовскихкнижных изданиях: «Энциклопедия Мордовии», «Географический атлас РеспубликиМордовия»  и даже в книге о Торбеевском районе, где собраны все данные онаселённых пунктах района, о нашем селе лишь небольшая заметка в несколькострок, а фотографий нет совсем.
                Причиной тому стало то, что на территории  нашего села оченьмного «пришлого населения», которому нет никакого дела до того места где онипоселились. Нам стало немного обидно за наше село, и мы решили узнать о егопрошлом, о людях, проживавших в нём много лет назад.

              Иоказалось, что коренные жители нашего села, всё это время бережно хранилинекоторые документы, старые фотографии, тёплые воспоминания о далёком прошлом.Наша цель узнать как можно больше об истории села, о наших знаменитыхпредках и рассказать об этом всем.

       Наша работа посвящена микротопонимам села Жуково и его окрестностей,названиям улиц села, холмов, полей, озер, болот, оврагов, речек, которые далинаши предки. Названия многих мелких объектов, возникших очень давно,потеряли своё значение в жизни людей, современному человеку они не нужны. Ониуходят. Их помнят только старые люди, а ещё через 6 — 10 лет этот бесценныйматериал будет безвозвратно утерян, если его вовремя не зафиксировать.

Основные задачи:собрать архивные документы, фотографии, воспоминания старожилов села, изучитьлитературу, которая поможет составить картину жизни общества на определённом историческом этапе.

Методыисследования:

1.    исторический анализ

2.    работа с краеведческимматериалом

3.    работа с литературой

4.    работа с историческимидокументами

Значимость: Данная исследовательская работа может быть использована какнаглядный учебный материал на уроках истории, краеведения. Уникальность работызаключается в том, что она имеет практическую направленность: позволяет учащимсясовершать виртуальную экскурсию по истории нашего села. В системевоспитательной работы этот материал дает возможность соприкоснуться скультурным наследием малой родины, содействует формированиюгражданско-патриотических качеств.

          Пожилыелюди с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата иярка жизнь.

Мы пообщались с коренными жителями села Жуково Хромовой В.А,Шкурёнковой Л.В. ,Поликарповым А.В, Стёпочкиной А.В., которые рассказали наммного интересного. В своих рассказах об истории села,  они употребляли названиянекоторых объектов, которые знакомы  только коренным жителям нашего села.Например, «Марьина роща», «Кошлаков сад», «Бульдяев хутор», «Пятничный овраг»,«Лушкино болото», «Чёрный мостик» и др. Мы решили выяснить историю этихназваний. Много полезной информации мы почерпнули  из интернета, т.к. редкиеисторические книги и документы для нас, жителей села, доступны только благодарявсемирной сети Интернет. Нами собранно много интересной информации, котораязаинтересует всех, кто жил, живёт и будет жить в нашем большом и красивом селеЖуково. Мы хотим, чтобы люди гордились своей малой Родиной, бережно передаваяеё историю своим потомкам.
                                1.Историческое прошлое селаЖуково.
               Живет себе село Жуково – обычные люди, обычное село. И толькокоренные старожилы помнят будоражащие воображение и душу истории, сотрясавшиесело на протяжении жизни нескольких поколений.
          Кошлаков сад, проклятие Рождественской церкви, могильные клады,погромы и тень отца — основателя, штабс — капитана Жукова — тайны села многимне дают покоя и по сей день…
              Село Жуково древнего происхождения. Ранее село называлосьПодостромное. В 1645 году, при появлении отставного генерала Матвея ЛаврентьевичаЖукова, который владел 50 четвертями земли, село стало называться Жуково. (Приложение1)
         Оно было довольно большим, вот как его преподносит «Историко -статистическое описание Тамбовской епархии»(1911г.): « Жуково. Казанская иРождество — Богородицкая церкви, каменныя, холодныя построены 1 –я  въ 1798году, а 2-я въ 1789 году на средства помещиковъ. Приписная кладбищенскаяцерковь построена въ 1815 году… Дворов 239, душ мужского пола 689, женскогопола 672, великороссы, земледельцы имеют отъ 2-хъ до 20 саж. Земли на душу въкаждомъ поле. Въ приходе четыре деревни:           1) Бобровка,61 дв.д.м.п.173,ж.п. 190, в 5-ти вер.отъ церкви,2) Элиминдорфъ, 29дв.д.м.п.85, ж.п. 88, въ 4вер.3)Александр
iя, 13 дв.д.м.п.42,ж.п.40 въ 3-хъ вер., и 4)отчисленная отъ приходаСамозвановка ( Сатинскiе выселки),28дв., д.м.п 73, ж.п. 86 въ 7-ми вер. При Жукове экономiя Сатиной 800 дес. Школа въ с.Жукове земская, смешанная. Есть церковно-приходское попечительство.  Метрическiя книги по Казанской и Богородицкойцерквам съ 1808 года.  Церковная  библiотека в 22 тома.» (3)
           « Село находится около речки большой Виндрей. Вокруг села 5прудов. По обе стороны села три каменные церкви. Первая — во имя Казанскойбожьей матери, вторая — Рождества Богородицы, третья- кладбищенская УсекновенияГлавы Иоана Предтечи. Домов господских каменных два, деревянных – четыре. Черезсело проходит пребольшая, вновь проложенная дорога из города Спасска в городТемников. В селе бывает еженедельно торг, на который приезжают из близлежащегогорода купцы с шёлковыми и бумажными мелочными товарами, а из близлежащихселений крестьяне с разными продуктами. Церковные земли находились по обестороны речки, разных оврагов, отвершков и казённых двух больших Темниковскихдорог. В летнее жаркое время речки бывают: большой Виндрей шириной до 4 сажень,глубиною до 8 вершков, малый Виндрей — шириною  до 4 сажень, глубиною до 4вершков. В них водится рыба: окуни, плотва, карп. В прудах — караси. Придеревне Бобровской, на речке большой Виндрей, стоит мучная мельница о двухжерновах, действующая во все  годовое время, кроме полой воды. (Приложение2)
              Земля- чернозём, на этой почве родится рожь, овес, греча ипрочие семена и сенные покосы. Лес дровяной: дубовый берёзовый и осиновый. Внём водятся звери: волки, лисицы и зайцы. Птицы: соловьи, скворцы и щеглы. Вполях водятся перепела и жаворонки, при водах дикие утки и кулики. Крестьянеимеют промысел хлебопашество. Женщины сверх полевой работы прядут лён, посконьи шерсть, ткут холсты и сукно часть для себя и на продажу.
              Итого в селе находилось 300 саженей под селениями, пашенной земли- 1061 сажень, под покосами-397 десятин, в лесу-1400 сажень, неудобных мест –870 сажень».

В честь  помещиков Жуковых: Матвея Лаврентьевича, ИванаЛаврентьевича,  Константина Ларионовича, Петра Ларионовича, прапорщицы СусанныЖуковой, село стало называться Жуково. Нам стало известно, что Жуковы внеслиогромный вклад в историю Государства Российского. (1)

Жуков ИванЛаврентьевич (1775-1846), генерал – майор, помещиксела Жуково Спасского уезда, ныне Торбеевского района  Мордовии. В военнуюслужбу вступил в 1797 году.  В составе Новоингерманландского полка участвовал вРусско-французской войне 1805 года, в  Русско-турецкой войне 1806-1812 гг., вовремя которой за отличие под турецкой крепостью Прагово в Сербии в 1810 годубыл пожалован золотой шпагой с надписью «За храбрость». 16 мая 1812 года майорИ.Л. Жуков был назначен командиром Новоингерманландского пехотного полка.Командовал полком в знаменитых сражениях под Смоленском, в Бородинскомсражении. В 1822 году полковник Жуков «за ранами» отставлен со службы спроизводством в генерал-майоры и поселился в городе Спасске Тамбовскойгубернии. За военные подвиги награждён двумя золотыми шпагами с надписью «Захрабрость», орденами Святого Георгия 4-й степени, Святой Анны 2-й степени салмазами, Святого Владимира 4-й степени, прусским орденом.

          По материалам книги Тамбовского дворянского депутатскогособрания за 1816 год медалью «В память Отечественной войны 1812 года»награждены штабс-капитан Константин Жуков (помещик села Жуково)  и подпорутчикПётр Жуков.  Прапорщица Сусанна Жукова тоже внесла свой вклад в победу нашейармии. На её средства были  закуплены  шесть чугунных пушек, а также мундирыдля солдат и несколько подвод с продовольствием. Жуковы приняли активноеучастие в формировании 1-го Тамбовского пехотного полка. (8)

            Жуковы — одиниз выдающихся дворянских родов. Зазаслуги  перед Отечеством  Жуковы были отмечены  различными титулами ифамильным  гербом. Род Жуковых, проживавших в нашем селе, внесён вVI часть родословной книги Тамбовской губернии (Гербовник VI, 25), восходит к XVI веку. Вот как выглядит герб рода Жуковых. (Приложение  3)

Штабс-капитана Жукова похоронили возле Рождественской церкви, гдепокоилась  его мать, почётные люди и местные знаменитости. Место для могилывыбрали тихое и красивое – около самого пруда, вырытого уж  Бог знает кем и когда,на невысоком зелёном берегу. Потрудился Константин Илларионович на своем векунемало, плохого о нём люди не помнили, так что покой заслужил. ( Приложение4)

                 Распродавсвою землю и крепостных крестьян, Жуковы покидают село. Землями и  крестьянамисела Жуково стали владеть 13 помещиков. Самым крупным помещиком был Иван Сатин,после смерти которого, хозяйничала его дочь, Сатина Наталья Ивановна. Земли унеё было более 2000 десятин, много крепостных крестьян.
            Крупным помещиком был Исачкин, который имел свой крахмальный завод.Много земли имел помещик Огарёв. Но были и такие, которые имели по 2-3 дворакрестьян. На каждой улице был свой помещик. В результате, каждая улица имеласвоё название, например «Петрова сторона», «Генераловка», «Егоров конец»,«Бульдяев хутор»  и др.

       Такимобразом, к середине XVIIIстолетия село Жуково было полностью сформировано. Основным занятием жителейбыло хлебопашество.     До отмены крепостного права крестьяне вместе с землёймного раз продавались и выселялись. Так были выселены крестьяне Бритовки,Самозвановки из села Жуково, которые  впоследствии образовали свои деревни.
               К концу
XIX века в селеЖуково появились представители сельской буржуазии: владельцы  крупных земельныхнаделов, приобретенных путём аренды или за долги у разорившихся бедняков;торговцы хлебом и другой продукцией, владельцы различных промысловых заведений:лавочники. В Жуковской волости было 4 трактира и питейных домов, 10 лавок иторговых  заведений.

Усадьба для дворянина была его родным домом, он обретал в нейпокой и уединение. Место для усадьбы выбиралось особенно живописное, на берегупруда или реки. В центре усадьбы располагался господский дом, обычно невысокий.
                          Усадьба Сатиных была действительно очень богатой. Обэтом можно судить по фотографиям,  дошедшим до наших времен. Просторныйдвухэтажный особняк, который сохранился до наших дней. В доме было 12 жилыхкомнат, не считая комнат для прислуги, кладовок, кухни, прачечной, ванной идругих. Дом был опоясан балконами и террасами. Он был деревянный, отштукатуренвнутри. Снаружи дом был обшит крашеным тесом, крыша была железная. В доме такжебыл водопровод, канализация, электричество и телефонная линия, чтобы общаться суездом, железнодорожной станцией. Комнаты с большими окнами, изящной лепнинойна потолке. Находилась усадьба на берегу пруда и была со всех сторон окруженасадом. (Приложение 5)

Около господского дома размещались хозяйственные постройки,кладовые, конюшни, псарни, людские – комнаты для слуг, бани. В усадьбе быласвоя церковь.
                К характеру барыни своей «жукари» претензий не имели.После революции её имение было единственным, которое череда погромов обошластороной.  В советские годы в нём находилась контора  племзавода «КраснаяМордовия», а позже детский сад. Имение  сохранилось до наших дней.

                                               2. «Марьина роща».

      Это своего рода парк, одно из прекраснейших мест для отдыхав округе. На устройство парка помещики  порой тратили больше денег, чем на самдом. Густые аллеи, расходящиеся во все стороны, дорожки, беседки, а такжефонтаны и мраморные статуи придавали парку столько прелести, что владельцыусадьбы и их гости подчас проводили там целый день. В парке можно былоподолгу общаться, прогуливаться, созерцать природу, что было признаком хорошеговкуса. Ежедневные прогулки прочно вошли в дворянский быт. 

          Парк делили на несколько частей, дорожки посыпали красивойцветной галькой или песком, украшали скульптурами или обманками – так называлифанерные фигуры людей, издалека казавшиеся настоящими. 

Специальные слуги занимались парком, обихаживали его, подстригалиособым образом верхушки кустов, деревьев и траву, обкладывали дерном газоны. Нагазонах создавали целые композиции в виде птиц, животных и геометрическихфигур. В центр газона ставили вазы и фонтаны. 

В аллеях парка на определенном расстоянии друг от друга стоялибеседки (тогда говорили, что парк без беседки – что человек без души). Белыескамьи и мраморные статуи красиво выделялись на фоне зелени. Скамьи делали издерева или из прутьев. На них было приятно отдыхать или предаватьсямечтам. 

А вот вдалеке от усадьбы, где оставались уголкиестественной природы, не — тронутой человеком, постепенно создавали пейзажныйпарк. Такой парк располагался на неровной местности, холмах, с большимколичеством деревьев – дубов, кленов, берез, лип. Таким парком и являлась«Марьина роща».  Сажатьдеревья в память о значительных событиях вошло у дворян в обычай. Как нам стало известно, роща была названа в честь двоюроднойсестры нашей помещицы,  Марии Александровны Сатиной, ушедшей из жизни в юномвозрасте. Будучи ребёнком, она часто гостила в имении и оставила о себеприятные воспоминания.

После революции за «Марьиной рощей» никто неухаживал. Со временем ровные газоны поросли крапивой и чертополохом, исчезлибелоснежные скамейки и вазоны для цветов. К большому сожалению фотографий рощинам найти не удалось, но устные впечатления жителей нашего села мы постаралисьвам передать.

                                               3. «Кошлаков сад».

                Большая часть земель нашего села была занята фруктовыми садами, разбитыми всвоё время братьями Кошлаковыми. Помещик Николай Кошлаков  неплохо разбирался вселекции растений,  и сад его был знаменит на всю округу. В хозяйстве помещикабыл питомник, где разводили разные сорта яблонь. Сам «Кошлаков сад» и имение располагались  на берегу пруда и по площади занимали  более гектара земли. Внём насчитывалось около восьмисот яблонь различных сортов, а также сотни кустоввишни, сливы и малины. Весь сад был разбит на зоны, которые отделялись друг отдруга кустами сирени, рябины  и акации. По всему периметру сада посаженытополя, липы и вётлы, для защиты от сильных ветров и морозов. Для сохранениявлаги и в противопожарных целях сад окружал ров с водой. В годы, когда урожайна яблоки случался, Кошлаковы на лошадях возили их продавать и в Спасск, и вПензу, всю округу обеспечивали. Сад был прекрасной зоной отдыха для сельскойзнати. Там были площадки для игр, места для беседок. Часто в саду устраивалисьгулянья. (Приложение 6)

Известно, чтоНиколай Кошлаков был влюблён в девушку из бедной семьи, Хромову Матрёну.(Приложение 7)  Родители жениха были против их  брака. Они поставилиусловие, если девушка наткёт льняных скатертей, чтобы покрыть ими тринадцатьстолов, они возьмут её в семью. Влюблённые не сдавались и через два годасыграли пышную свадьбу. Вскоре в семье Матрёны о Николая родился первенец. Носчастье было недолгим. После Октябрьской революции началось раскулачивание.Кошлаковы были сосланы в Сибирь и больше об их судьбе ничего неизвестно. Чтобыспасти  детей Матрёне пришлось изменить фамилию и уехать из села. Позже онаснова вернётся в село, чтобы отыскать ценности, спрятанные семьёй мужа в саду.Но поиски не принесли результатов. Кстати в саду до сих пор сохранились ямы,оставленные кладоискателями.

Яблони изпитомника были розданы крестьянам, поэтому наше село славится садами по сейдень. Нынче от «Кошлакова сада»,  кроме названия, почти ничего не осталось.Несколько одичавших яблонь, да бурьян. Хотя несколько лет назад нас водили  всад на прогулку. Летом, под тенью огромных  вековых лип,  мы с удовольствиемслушали сказки. Зимой катались на лыжах, строили пещеры. Очень жаль, что неудалось сохранить одно из красивейших мест в нашем селе.

4.«Бульдяевхутор»

В нашем селепроживали сразу несколько зажиточных людей. Многие из них жили родственнымиобщинами. Одни образовывали улицу, другие небольшую деревеньку, «хуторок».«Бульдяев хутор» получил своё название по фамилии одной из зажиточныхпомещичьих семей. Он располагался  за «Пятничным оврагом» в двух километрах отсела Жуково, в живописном месте на берегу пруда. В настоящее время на местехутора находится кладбище п. Торбеево. Бульдяевы были богатыми людьми. Жили вдостатке. В хозяйстве содержался скот, имелось несколько гектаров земли подзерновые культуры и огород, была своя мельница, маслобойка. Семья не имелакрепостных крестьян. Всем  членам семьи приходилось много работать. С приходомсоветской власти семья была раскулачена. Материальные ценности быликонфискованы. Некоторые члены семьи были сосланы в лагеря, остальные выселеныиз хутора. Сам хутор был сожжён, а оставшиеся жители переехали в село Жуково изаселили большую часть улицы Советская. В селе тоже начались необратимыеизменения. Всё население было поголовно коллективизировано, жить стало совсем невмоготу.Чтобы как-то заработать на кусок хлеба и прокормить свои семьи, Бульдяевывызвались подрядчиками для разбора Рождественской церкви. Но только успели ониснять колокола, как один из них рухнул с верхотуры вниз и оказался под грудойкирпича и досок. Перепугались тогда все страшно и церкви в селе с тех пор нетрогали. А семью Бульдяевых с тех пор словно злой рок преследовал.  ДомаБульдяевых стоят в селе до сих пор, а вот людей с такой фамилией в селе неосталось.  Напоминает о семье только «Лушкино болото», названное в честьБульдяевой Лукерьи?  Оно расположено на окраине улицы Советской. Раньше  тамгнездились  дикие утки. Сейчас – это большая несанкционированная свалка. Летомэтого года нерадивые хозяева подожгли мусор и устроили пожар. Вековые вётлыгорели словно свечи, роняя свои слёзы на землю. Громко кричали птицы,потерявшие своих птенцов. И всему виною  снова стал человек.

5.«Пятничныйовраг»

        Село моё родное и любимое. Здесь много мест красивых инеповторимых, притягивающих своей прелестью. Пословам старожилов  до 60-х годов прошлого века в Жукове  находилось не менее 8родников. Один из них долго поил всё село чистой, свежей водой, он былрасположен в овражке у Нижнего пруда, позади дома Серовых, который находится наул. Октябрьской. Раньше там был переулок между домами, где и ходили люди заводой. Все родники были обустроены. Вокруг росли сады. Люди ухаживали зародниками, очищали их, следили за порядком. Но потом появился водопровод.Удобство заменило здоровье, чистоту. Родниками стали пользоваться редко.Деревянные срубы сгнили, фонтанчики родников еле пробиваются через песок иопавшие листья.    Родники,находившиеся на территории села,  погибли из-за человеческого фактора, т.к.происходило строительство домов, дорог и т.д. и на такие мелочи, по их мнению,как родник, люди просто не обращали внимания. «Что имеем, не храним, потерявшиплачем»,- гласит народная мудрость. Итог оказался плачевным — осталсяцелым и невредимым самый древний наш родник, который находится  в двухкилометрах западнее  села. Этот родник питает пруд, который тут образовался, и являлсяукрашением ландшафта. Лишняя вода из пруда просачивалась  дальше и питала речкуВиндрейка. Старожилы рассказывают, что в роднике водилось  стольковьюнов,  что можно было руками ловить. К тому жеродник в какой-то мере имеет и историческое значение. Он носит имясвятой Параскевы (Пятницы). А пруд получил своё название от родника  — «Пятничный».В овраге находился мостик, через который пролегала тропинка, ведущая на«Бульдяев хутор». (Приложение 8)

     У пра­во­слав­ных хри­сти­ан свя­тая Па­рас­ке­ва(Пят­ни­ца) из­древ­ле поль­зо­ва­лась осо­бой лю­бо­вью. Ей по­свя­ща­ли хра­мыи при­до­рож­ные ча­сов­ни. Параскева много лет странствовала по миру,помогала  людям, вселяла веру в их души. Говорят, что в местах, где «святая»садилась отдохнуть, появлялся родник. По рассказам старожилов села, путьПараскевы пролегал  через наше село, когда она шла  с Наровчата   в Дивеево.Возможно,  именно тогда и появился наш родник.
               Он  существует давно, но рассматривать его историю мы можем только со слов тех местных жителей, которыеживут в наши дни (это люди примерно 1926-1938 годов рождения). Они намрассказывали со слов своих родителей, родственников, а также использовали своивоспоминания, что этот родник существовал ещё 18 — 19 веках. Этот источникпережил разные времена, у него очень богатая история. Он видел нашествиевойск Пугачёва – т.к. через наше село проходил повстанческий отряд ПетраЕфстафьева, и его  войска, продвигаясь на встречу с основными силами, отдыхалина нашем роднике. 

       Наши  односельчане чаще всего посещали родник впятницу перед Троицей. Просили дождя, чтобы собрать осенью хороший урожай.Бабушки ухаживали за родником. К нему всегда вела просёлочная дорога. Вода изродника долго не портилась и исцеляла  от разных недугов. Люди до сих пор почитают это святое место.??

Заключение.

          К большому сожалению, коренных жителейсела с каждым годом остаётся всё меньше. А значит постепенно уйдут в небытиёнеобычные названия улиц, оврагов, прудов. Мымногое узнали  о событиях, которые происходили в нашем селе, каким оно быломного лет назад. Каждое село вправе гордиться своей историей. У каждогоона своя, неповторимая, особая, самобытная. Её год за годом формировали,созидали десятки поколений. То, что нам досталось от прошлых поколений, добытонеимоверными усилиями, потом и кровью наших предшественников. Поэтому мы сблагодарностью помним о них, и должны бережно сохранить  всё, что они намоставили.

В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня,улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества такихмаленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.

       …Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна ипрекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты, не жил. И у каждого она одна, какмама.

Мы любим своё село. А любить село  — значит жить с ним  однойжизнью. У каждого из нас свои истоки. Для меня Родина начинается с моегосела. У нас простые края и тихие, которые учат видеть и понимать прекрасное.Мне будет очень горько, если пройдут годы и история моего села будет совсемзабыта. Поэтому  целостная достоверная история прошлого невозможна без устныхрассказов и жизненного  опыта  самых разных людей.

           Вступающий в жизнь человек должен получать от старшегопоколения достаточно большое духовное наследие, включая добрые традиции,укоренённые на малой родине. Научиться следовать законам совести, чести, лучшимчертам национального характера. В этом нам помогут старожилы села, с которымипредстоит ещё большая работа. Чтобы принадлежать Родине – надо любить её. Чтобыпринадлежать Родине – надо жить её жизнью, отвечая персонально за быт села,двора, улицы. Быть вместе в горе и радости, как единая семья. Село нуждается внашей помощи. И мы – молодое поколение всегда будем готовы помочь решить егопроблемы. В ходе моей исследовательской работы, встречаясь со многими людьми,работая с документами, я пришла к выводу, что названия географических объектов неслучайны, они всегда обоснованы. Тот, кто даёт имя месту, всегда можетобъяснить, почему оно названо именно так. Ещё много поколений местных жителейбудут передавать друг другу названия святых мест, вспоминая тех людей, которыеобживали эти места, любили свой край и сберегли его для нас.

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 

 

 

                                 Список использованной литературы.

1.     АтласТамбовской губернии (1837 г.)

2.     «Адрес– календарь Тамбовской губернии за 1914 год».

3.     Алфавитныйсписок дворянских родов Тамбовской губернии, внесённых в дворянскую родословнуюкнигу.  Т.1.Тамбов, 1904. 875 с.

4.     Историко– статистическое описание Тамбовской епархии (1911 г.)

5.     Интернет– источник: http://zubovapoliana.narod.ru

6.     ЛузгинА.С. Юшкин Ю.Ф. Торбеево. – Саранск.: Мордов.кн.изд-во,1988.-160 с.- (Города исёла Мордовии).

7.     Справочнаякнига по Тамбовской епархии за1876 г., Тамбов,1876 г., стр.245.

8.     Спискинаселённых мест Российской  империи. СПб, 1866 г. Стр.111

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

                                                                                     Приложение 1

Однаиз улиц с. Жуково 18 в.

ЗданиеРождественской церкви, где находилась контора «Рабкоопа» и пекарня.

1975г.

Приложение

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

 

 

Приложение3

Приложение4

 

                              Надгробнаяплита   Штабс — капитану К.И Жукову

 

Приложение5

квит

УсадьбаН.И Сатиной 1914 г.

Приложение 6

Нафото Сатина Н.И. и семья Кошлаковых в саду.

Приложение7

 

 

Приложение 8.

«Пятничный овраг». Мостик, ведущий на «Бульдяевхутор».

«… дальше в сторону Торбеева, через него былперекинут деревянный мост и около него был родник Параскевы — Пятницы, счасовенкой. В роднике мы, мальчишки, ловили пескарей и вьюнов и вода быланастоящая…» (из воспоминаний А.Поликарпова)

 

Родник,питающий «Пятничный пруд»


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет