X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 «Формированиючитательской грамотности в контексте требований ФГОС в начальной школе»

 

Слайд 1 Я, МакароваЕкатерина Васильевна, учитель начальных классов ставлю перед собой вопрос «Какне только давать знания детям, но и научить применять их в жизненныхситуациях?»

Мы живем в эпохустремительного развития информационных технологий. Слайд 2 На каждого(включая детей) ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и еслираньше ее источником были газеты, журналы и ТВ, то сегодня — глобальнаявсемирная сеть.

И потому важнейшимумением становится умение понимать, анализировать и использовать любуюпоступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбораи запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.

Слайд 3 ОбновлённыйФГОС определяет функциональную грамотностькак «способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основесформированных предметных, метапредметных и универсальных способовдеятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющимиоснову дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».

Функционально грамотнаяличность – это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире,действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такойчеловек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способенпринимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь.

Слайд 4 Базовымнавыком функциональной грамотности младших школьников считается читательскаяграмотность.

Почему вопрос читательской грамотности в последнее время стоит такостро? На этот вопрос, мне кажется, очень хорошо ответит ситуация из нашейжизни. Слайд 5 Из этой ситуации мы делаем вывод, что дети или не читают,или читают, но не понимают прочитанное.

  Слайд 6 Думаю, что никто не будет спорить со мной, чточитательская грамотность является ключевой основой формирования УУД.

 Рассмотрим базовые компоненты читательской грамотности. Чтобы достичь высокогоуровня читательской грамотности нам необходимы те компоненты, те фундаментальныесоставляющие, которые уже есть у наших детей. Это умение логически мыслить, поуровню наших детей техника чтения, это определенный уровень речевого развития,это мотивация, желание работать и это хоть пусть и небольшой, но всё-такижизненный опыт, который есть у наших детей.

Такжемы с вами должны помнить, что освоение читательской грамотности связано сосвоением определённых речевых единиц. Пирамида перевёрнута не просто так,внизу её находится малая речевая единица (слово), потом идут фразы(словосочетания), затем из фраз мы строим предложения, это уже целая мысль, ане просто сочетание слов, далее из предложений мы строим тексты и из текста мывыходим в надтекстовое пространство.

Этовсё стоит на маленькой вершине, поэтому начинаем работать над развитиемчитательской грамотности с минимальных единиц. С возрастом детей каждый изслоёв пирамиды постепенно расширяется, поэтому нужно включать в работу каждогогода каждый из слоёв.

Таккаким же образом построить эту глобальную работу, если в неделю всего 4ч.чтения, а в 4 классе итого меньше? Слайд 7 Оказывается, развитиечитательской грамотности — это задача не только уроков литературного чтения, нои множества других уроков. (Музыка, ИЗО и т.д.)

Формированиечитательской грамотности напрямую связано с освоениями названых мною базовыхкомпонентов. Расскажу о каждом слое формирования читательских умений.

1.    Работа со словом «Слова, слова…» Такаяработа выполняется с 1 класса. Наверно, редкий учитель не использует такиеупражнения. Слайд 8 Помимо данных заданий я часто применяю игровыеупражнения на уроках чтения. Слайд 9 Например, «Найди кнопку». Какиебуквы изменились и при этом слова получились новые. На какую кнопку-букву можнонажать и её изменить, чтобы получились новые слова. Упражнение «Переменка»,когда меняем слоги в словах. «Что я умею» когда к картинке животного из спискаглаголов подбираем те, которые подходят к данному животному или наоборот неподходящие. «Невидимка, покажись» в столбике существующие и несуществующиеслова, нужно подчеркнуть которые не существуют или наоборот.

Слайд 10 Еще я учу детейвидеть логику в словах. Что слова существуют не сами по себе. Между ними естьсвязь. Они могут образовывать группу, обозначать одно и то же, бытьпротивоположными по значению и т.д. В этом мне помогают наглядные пособия(картинки, карточки со словами) Слайд 11 Насыщаю работу со словамивключая работу с различными видами словарей. Расширяя словарный запас детей,делая его более активным.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

2.    Слайд 12 Работаяс лексическим значением слов начинаем связывать слова с другими словами.Например, по теме имя прилагательное говорим, с какими существительными можносвязать по смыслу имя прилагательное. Примеры заданий, для того чтобы ученикиувидели, как имя прилагательное обогащает нашу речь. Слайд 13 Представленызадания не только с уроков русского языка, но и с классного часа.

3.    Слайд 14 Далеепереходим на следующий уровень– это работа с предложениями. На какие моменты впредложении я обращаю внимание, чтобы выйти на уровень читательскойграмотности. Это порядок слов в предложении и логическое ударение. На помощьприходят карточки. В которых есть предложения, где изменён порядок слов, дети ставятлексическое ударение, отвечают на вопросы, задаваемые предложениями. Большоезначение имеет работа с простыми и сложными предложениями, с распространённымии нераспространёнными и эмоциональная окраска. Почему в одном предложенииставим восклицательный знак, а в другом нет?

4.    Слайд 15 Воти дошли до работы с текстом «В поисках смысла». Делиться на 3 этапа: до, вовремя и после прочтения текста. На этих этапах я использую некоторые приёмы. Слайд16 «Паутинка ассоциаций» дети «набрасываю» о чём будет произведение, знаяего автора, посмотрев на иллюстрации. Игра «Плюс/минус», когда одинпредполагает, о чём будет произведение, а остальные реагируют согласны или несогласны. Фантастика, предлагают, чего в тексте точно не может быть.Вопрос-предвосхищение — это когда я «закидываю интересную удочку» своимвопросом, который они всегда держали в голове и при чтений думали это да илинет.

Остановлюсьна приёме Инсёрт. Потому что это очень хорошее осмысление текста. «Я знал» — +,«Это для меня новое» — V, «Что-тоудивительное» — !

Слайд17 Очень хорошо помогает осмыслить текстзадавание вопросов. Вопросы с моими детьми существуют трех типов.

Протолстые и тонкий я думаю все слышали, а вот третий вид вопросов появилсяблагодаря Елене Селезнёвой – блогеру, и это портальный вопросы. Портальные вопросы – этоте, которые выходят за рамки текста, это вопросы из обычной жизни, которые у детейвозникают по ходу текста.

Слайд18 На своих уроках работаю с текстом я детямобязательно даю опоры, которые помогут им разобраться в структуре, понятии.

Задания,созданные самими детьми это надтекстовое пространство

  Слайд 19 Так же решили вести «Читательский дневник». Всвоих дневниках дети рисуют героев произведений, сочиняют свои сказки, стихи,рассказы, учаться писать отзывы о прочитанных произведениях.

Читая различные произведения, записывая общее содержание в«Читательский дневник», ребёнок тренирует не только навыки письма, но иразвивает читательские навыки, культуру читателя.

  Формированию читательской грамотности также способствует ипроектная деятельность, в процессе которой требуется найти необходимую информациюпо теме, обработать её. Ещё и на занятиях внеурочной деятельности, я веду«Читаем, считаем, наблюдаем».

Слайд 20 В работе надлексикой огромным преимуществам является использование материаловплатформы учи.ru, ЯКласс, Скайсмарт, Яндекс учебник, РЭШ и др.

Я часто призываю своих учеников к выполнению «правила 20-ти минутв день». Оно гласит: чтобы стать успешным в каком-либо деле, на него ежедневнонужно выделять как минимум 20 минут. Зачем же нужно читать 20 минут в день? Длятого чтобы быть образованным, начитанным человеком, с богатым словарнымзапасом.

Слайд 21 Ребёнок,который владеет читательской грамотностью будет способен свободноориентироваться в окружающем его мире, действовать в соответствии с ценностями,интересами, ожиданиями общества, а также легко ориентироваться в миреинформации.

Спасибоза внимание! Буду рада ответить на ваши вопросы.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет