СЕЛФХАРМ
(Самоповреждающееповедение)
Самоповреждающее поведение, илиселфхарм, — это нанесение себе повреждений с целью справитьсяс тяжелыми переживаниями, болезненными воспоминаниями, ситуациямии невозможностью контролировать свою жизнь.
Это может быть нанесение себе порезов,ожогов, ударов.
Существует несколько моделей, объясняющихсамоповреждающее поведение. Одна из них, которая мне ближе всего, говорит, чтотакое поведение чаще всего служит двум вещам. Первая — это саморегуляция.Когда у меня плохое настроение, я, как и все люди, обычно делаю что-то, чтобыпочувствовать себя лучше — пойду, поиграю в компьютерную игру или съем вкусныйужин, пообщаюсь с друзьями. Этому мы обучаемся с детства. Это то, что наширодители делают с нами с самого раннего детства: ребенок заплакал, мама поголове погладила, сказала — смотри, птичка
полетела,а сейчас пойдем, на самокате покатаемся.
И когда родители так делают с нами раз заразом, регулируют нас, мы учимся и сами себя регулировать определенным образом— учимся просить о помощи, чтобы другие люди нас поддержали, или сами себяутешаем, делая какие-то приятные нам вещи.
Вторая — коммуникативная функция.
Например, ребенок растет в семье, вкоторой его интересы по каким-то причинам не очень эффективно удовлетворяются.Может быть, ребенок просто довольно замкнутый и не может рассказать о проблеме.Возможно, родители другого темперамента — и они просто не понимают такихпроблем. Подросток тихий, в школе травят или никто с ним не общается, онприходит к родителям, у них никогда таких проблем не было, и они говорят: хм,да что такого, ну пойди, поговори с кем-то или просто дай сдачи. Таким образом,просьбы о помощи или поддержке не срабатывают. Или у родителей свои собственныепроблемы — уволили с работы, развод, еще какие-то вещи, из-за которых они не могутуделить подростку внимание и ресурсы.
А подростки в принципе склонныэмоционально дисрегулироваться — нервная система меняется, гормональная системаменяется, эмоции становятся сильнее, и большинство подростков испытывает эмоцииболее сильные, чем они бы сами хотели, и чем для них было бы комфортно. И вкакой-то момент такой подросток может себя порезать.
Не нужно иметь какую-то особую патологиюили проблему, чтобы попробовать это сделать.
Важно понимать, что самоповреждение работает по замкнутому кругу:происходит какая-то ситуация (триггер) — в ней возникает негативнаямысль, которая и вызывает негативные эмоции, — эмоциинарастают — вторгается идея о самоповреждении — происходитсамоповреждение, которое дает временное облегчение. Но так как самапроблема не решилась, негативно влияющие на человека мысли остались,то человек попадаетв «ловушку селфхарма».
Чтобыснизить у подростка вероятность нанести себе какие-либо повреждения, важнопроделать определенную работу: понять механизм самоповрежденийи тренировать другие безопасные навыки справляться с сильнымиэмоциями, решать проблемы. Для поддержки подростка на пути отказаот самоповреждающего поведения поможет составление плана безопасности.В этот план могут входить следующие пункты:
Ø Сигналытого, что кризис приближается (ситуации, мысли, ощущения, образы)
Ø Способы,техники, практики отвлечься самостоятельно
Ø Люди,которые могут отвлечь (список контактов: друзья, родственники, кому можнопозвонить и поговорить, пойти погулять)
Ø Люди, которыхможно попросить о поддержке (список контактов)
Ø Места, гдеможно найти поддержку (куда можно пойти погулять, чтобы помочь себе набратьсясил, переключиться, это должно быть какое-то ресурсное и безопасное место)
Ø Специалистыи организации, с которыми можно связаться во время кризиса(контакты специалистов, которые работают с вашим подростком)
Ø Экстреннаяпомощь (контакты служб экстренной помощи: телефоны доверия, кризисные чаты,скорая медицинская помощь)
Ø Профилактика:как я могу сделать окружающую среду безопаснее для себя
Важно понимать, что самопомощь имеет свои ограничения,и зачастую, конечно, нужна систематическая поддержка и помощь других людей, втом числе — профессионалов, чтобы научиться справляться с такими вещами.